Зсу 23 4 шилка схема трансмиссии. «шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка (10 фото)



Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.

История

Одной из основных причин разработки «Шилки» и ее зарубежных аналогов стало появление в 50-х гг. зенитных ракетных комплексов, способных с высокой вероятностью поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Это вынуждало авиацию при атаке наземных объектов использовать малые (до 300 м) и предельно малые (до 100 м) высоты. Обнаружить и сбить скоростную цель, находящуюся в зоне огня в течение 15-30 с, расчеты применявшихся тогда средств ПВО просто не успевали. Нужна была новая техника - мобильная и быстродействующая, способная вести огонь с места и в движении.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. №426-211 началось параллельное создание скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Следует отметить, что этот конкурс стал основой великолепного результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не устаревшего и в наше время.

В процессе выполнения этой работы коллективом ОКБ п/я 825 под руководством главного конструктора В.Э. Пикеля и заместителя главного конструктора В.Б. Перепеловского был решен ряд задач в целях обеспечения эффективности разрабатываемой артустановки. В частности, был произведен выбор шасси, определены тип зенитной установки, предельный вес устанавливаемой на шасси аппаратуры управления стрельбой, тип обслуживаемых установкой целей, а также принцип обеспечения ее всепогодности. За этим последовал выбор контрагентов и элементной базы.

В ходе конструкторских проработок, произведенных под руководством лауреата Сталинской премии ведущего конструктора Л.М. Браудзе, было определено наиболее оптимальное размещение всех элементов прицельного комплекса: антенны РЛС, стволов зенитной устновки, приводов наведения антенны, элементов стабилизации на одном вращающемся основании. При этом достаточно остроумно решался вопрос развязки визирной и орудийной линии установки.

Основными авторами и идеологами проекта были В.Э. Пиккель, В.Б. Перепеловский, В.А. Кузьмичев, А.Д. Забежинский, А. Венцов, Л.К. Ростовикова, В. Поволочко, Н.И. Кулешов, Б. Соколов и др.

Были разработаны формульная и структурная схемы комплекса, которые легли в основу ОКР по созданию радиоприборного комплекса «Тобол». В качестве цели работы была заявлена "Разработка и создание всепогодного комплекса "Тобол" для ЗСУ-23-4 "Шилка".

В 1957 году, после рассмотрения и оценки материалов по НИР «Топаз», представленных заказчику п/я 825, ему было выдано техническое задание на проведение ОКР «Тобол». Оно предусматривало разработку техдокументации и изготовление опытного образца приборного комплекса, параметры которого были определены предыдущей НИР «Топаз». В приборный комплекс входили элементы стабилизации визирной и орудийной линий, системы определения текущих и упрежденных координат цели, приводы наведения антенны РЛС.

Составные части ЗСУ были поставлены контрагентами на предприятие п/я 825, где была проведена общая сборка и согласование составных частей между собой.

В 1960 году на территории Ленинградской области были проведены заводские полигонные испытания ЗСУ-23-4, по результатам которых опытный образец был предъявлен на государственные испытания и отправлен на артиллерийский полигон Донгузский.

В феврале 1961 г. туда отправились специалисты завода (Н.А. Козлов, Ю.К. Яковлев, В.Г. Рожков, В.Д. Иванов, Н.С. Рябенко, О.С. Захаров) для подготовки к проведению испытаний и предъявлению ЗСУ комиссии. Летом 1961 г. они были успешно проведены.

Следует отметить, что одновременно с ЗСУ-23-4 проходил испытания опытный образец ЗСУ, разработанный Государственным центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИ-20, которому в 1957 г. также было выдано техническое задание на разработку ЗСУ («Енисей»). Но по результатам государственных испытаний это изделие на вооружение принято не было.

В 1962 г. "Шилка" была принята на вооружение и было организовано ее серийное производство на заводах ряда городов СССР.


Двигатель

В качестве ходового двигателя используется дизель типа 8Д6 модель В-6Р (с 1969 г., после небольших конструктивных изменений, - В-6Р-1). Шестицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель с жидкостной системой охлаждения размещен в кормовой части ЗСУ. Рабочий объем цилиндров 19,1 ли степень сжатия 15 создают максимальную мощность 280 л.с. при частоте 2000 об/мин. Питание дизеля - от двух сварных топливных баков (из алюминиевого сплава) емкостью 405 ли 110 л. Первый установлен в носовой части корпуса. Общий запас топлива гарантирует 330 км пробега и 2 ч работы газотурбинного двигателя. На ходовых испытаниях по грунтовой дороге дизель обеспечил движение со скоростью 50,2 км/ч.

В кормовой части боевой машины установлена силовая механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел. Для передачи усилий на движитель использован многодисковый главный фрикцион сухого трения с механическим приводом управления от педали механика-водителя. Коробка передач механическая, трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями. Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих и двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, а также двух гусеничных цепей и 12 опорных катков.

Подвеска машины независимая, торсионная и асимметричная. Плавность хода обеспечивается гидравлическими амортизаторами {на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках) и пружинными упорами (на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках). Правильность такого решения подтвердила эксплуатация в войсках и в ходе боевых действий.


Конструкция

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения: управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни.

Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан угол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка: один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателя системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.


Оборудование

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически; б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1-1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весогабаритными характеристиками, РЛС диапазона волн 1- 1,5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стеле». По сведениям иностранной печати, в ходе операции «Буря в пустыне» иракской «Шилкой» был сбит американский самолет F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС «Шилки» используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е., постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся целей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

По текущим координатам цели СРП вырабатывает команды управления для гидравлических приводов, которые наводят пушки в упрежденную точку. Затем прибор решает задачу встречи снарядов с целью и при входе ее в зону поражения выдает сигнал на открытие огня. В ходе государственных испытаний при своевременном целеуказании радиоприборный комплекс «Тобол» обнаруживал самолет МиГ-17, летящий со скоростью 450 м/с, на дальности около 13 км и сопровождал его в автоматическом режиме с 9 км на встречном курсе.


Вооружение

Счетверенная пушка «Амур» (четыре зенитных автомата 2А7) создана на базе автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23. Оснащение системой жидкостного охлаждения, пневматическим механизмом перезарядки, приводами наведения и электроспуском обеспечило ведение стрельбы с высоким темпом короткими и длинными (до 50 выстрелов) очередями с перерывом 10-15 с после каждых 120-150 выстрелов (на каждый ствол). Пушка отличается высокой эксплуатационной надежностью, на государственных испытаниях после 14000 выстрелов отказы и поломки не превысили 0,05% против 0,2-0,3%, определенных в тактико-техническом задании на ее разработку.

В основе действия автоматики пушки лежит принцип использования пороховых газов и частично энергии отдачи. Подача снарядов - боковая, ленточная, осуществляется из двух специальных коробов емкостью в 1000 патронов каждый. Они установлены слева и справа от пушки, причем 480 патронов предназначаются для верхнего и 520 для нижнего автомата.

Взведение подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке осуществляется пневматической системой перезарядки.
Автоматы установлены на двух качающихся люльках (верхняя и нижняя, по два на каждой), укрепленных вертикально на станине одна над другой. При горизонтальном расположении (нулевом угле возвышения) расстояние между верхними и нижними автоматами составляет 320 мм. Наведение и стабилизация пушки по азимуту и углу места осуществляется силовыми приводами с общим электродвигателем мощностью 6 кВт.

В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-за-жигательные трассирующие (БЗТ) и осколочные фу-гасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды массой 190 г и 188,5 г, соответственно, имеющие головной взрыватель МГ-25. Их начальная скорость достигает 980 м/с, табличный потолок - 1500 м, табличная дальность - 2000 м. На снарядах ОФЗТ установлен самоликвидатор, срабатывающий в течение 5- 11 с. В ленте патрон БЗТ устанавливается через каждые четыре патрона ОФЗТ.


В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах.

Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упрежденных координат. Открытие огня производится по сигналу «Есть данные» на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - полуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает так же, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по «запомненным» значениям текущих координат X, Y, Н и составляющим скорости цели Vx, Vy и Vh, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в любой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.


1-смотровой прибор; 2-щиток; 3 - люк посадки операторов; 4-антенна радиолокационной станции; 5-антенна радиостанции; 6-командирская башенка; 7-двигатель; 8-отсек башни; 9-кресло механика-водителя Вверху слева: схема ведения огня двумя установками

Система электропитания (СЭП) обеспечивает все системы ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 В и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц. В ее состав входят: газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 70 л.с; генератор постоянного тока для выработки стабилизированного напряжения 55 В и 27,5 В; блок преобразователя постоянного тока в переменный трехфазный ток; четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М для компенсации пиковых перегрузок, питания приборов и электрических потребителей при неработающем генераторе.

Для внешней связи установка оснащена коротковолновой приемопередающей радиостанцией Р-123 с частотной модуляцией. На среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех она обеспечивает связь на дальность до 23 км, при включенном - до 13 км. Внутренняя связь осуществляется по танковому переговорному устройству Р-124, рассчитанному на четыре абонента.

Для определения местоположения на местности и внесения необходимых поправок в РПК ЗСУ-23-4 имеет навигационную аппаратуру ТНА-2. Среднеарифметическая ошибка координат, вырабатываемых этой аппаратурой, не превышает 1 % от пройден-
ного пути. В движении навигационная аппаратура может работать без уточнения исходных данных в течение 3 - 3,5 ч.

Для действия в условиях заражения местности оружием массового поражения в установке предусмотрена защита экипажа от радиоактивной пыли и вредного воздействия окружающей среды. Она осуществляется при помощи принудительной очистки воздуха и создания избыточного давления внутри башни центральным нагнетателем с инерционной сепарацией воздуха.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4: 1 - зенитные автоматы калибра 23 мм (4 шт.), 2 - поворотная башня, 3 - инфракрасный прибор, 4 - антенна радиолокационной станции (РЛС), 5 - штыревая антенна радиостанции, 6 - буксирный трос, 7 - броневой корпус, 8 - чехол, 9 - гусеница, 10 - люк экипажа, 11 - командирский люк, 12 - люк механика-водителя, 13 - опорный каток, 14 - звездочка. На виде А гусеница условно не показана.

В заключение попробуем смоделировать эпизод боя в современных условиях. Представьте, что ЗСУ-23-4 прикрывает колонну войск на марше. Но вот РЛС, непрерывно ведущая круговой поиск, обнаруживает воздушную цель. Кто это? Свой или чужой? Тотчас следует запрос о принадлежности самолета, и, если ответа на него нет, решение командира будет единственным - огонь!

Но противник хитрит, маневрирует, атакует зенитчиков. И вот в самый разгар боя осколком срезает антенну радиолокационной станции. Казалось бы, "ослепленная" зенитка полностью выведена из строя, однако конструкторами предусмотрена и эта, и даже еще более сложные ситуации. Может отказать радиолокационная станция, счетно-решающий прибор и даже система стабилизации - установка все равно будет боеспособной. Оператор поиска (наводчик) будет вести огонь, используя зенитный прицел-дублер, а упреждения вводить по ракурсным кольцам.

За рубежом всегда проявляли повышенный интерес к «Шилке». Иностранными государствами были закуплены около трех тыс. экземпляров «Шилки», в настоящее время они стоят на вооружении армий почти 30 стран Ближнего Востока, Азии и Африки. ЗСУ-23-4 широко применялась в боевых действиях и показала свою высокую эффективность при уничтожении воздушных и наземных целей.

Наиболее активно ЗСУ-23-4 использовались в арабо-израильских войнах 60-х гг., октября 1973-го и апреля-мая 1974 г. Как правило, в армиях Сирии и Египта «Шилки» применялись для непосредственного прикрытия танковых подразделений, а также зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Куб» («Квадрат»), С-75 и С-125. ЗСУ входили в состав зенитных дивизионов (здн) танковых дивизий, бригад и отдельных смешанных здн. Для своевременного открытия огня в обороне, подразделения «Шилок» развертывались на удалении 600-1000 м от прикрываемых объектов. В наступлении они располагались позади передовых подразделений на удалении 400-600 м. На марше ЗСУ распределялись по колонне войск.


Однако «Шилка» показала себя надежным средством ПВО, способным прикрывать войска от ударов внезапно появляющихся низколетящих воздушных целей. Только в течение октября 1973 г. из 98 самолетов, сбитых войсковыми средствами ПВО Сирии, на долю ЗСУ-23-4 пришлось 11 пораженных целей. В апреле и мае 1974 г. из 19 сбитых самолетов пять были уничтожены «Шилками».

Как отмечают иностранные военные специалисты, анализировавшие итоги ближневосточной войны 1973 г., за первые три дня боев сирийскими ракетчиками было уничтожено около 100 самолетов противника. По их мнению, этот показатель обусловлен успешным применением ЗСУ-23-4, плотный огонь которых заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где с большой эффективностью действовали ЗРК.

ХАРАКТЕРИСТИКИ - ЗСУ-23-4 «Шилка»

Боевая масса, т 19
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина 6535
ширина 3125
высота в походном положении 2576
высота в боевом положении 3572
клиренс 400
Бронирование, мм до 15
Вооружение 4х23-мм пушки 2А7 (артсистема АЗП-23 «Амур»)
Боекомплект 4964 выстрела
Дальность стрельбы по воздушным целям, м 2500
Двигатель В-бР, 6-цилиндровый, 4-тактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, мощность 206 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1,1
ширина рва, м 2,8
глубина брода, м 1,07


В сентябре 1962 года приказом министра обороны СССР на вооружение ПВО Сухопутных войск был принят всепогодный самоходный 23-мм артиллерийский зенитный комплекс (зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» (комплекс 2А6). ЗСУ «Шилка» предназначалась для обеспечения противовоздушной обороны подразделений мотострелковых (танковых) полков в различных условиях боевой обстановки, в том числе на марше, в различное время года и суток, в любую погоду. Основные характеристики «Шилки» и её зарубежного аналога приведены в таблице. Головным разработчиком установки было конструкторское бюро Мытищинского машиностроительного завода (главный конструктор Н.А. Астров).

Интересно отметить, что на завершающем этапе разработки ЗСУ «Шилка» над ее судьбой нависли тучи. Вот как описывает это газета «Красная звезда» от 12 сентября 1992 года в статье «Гордая тайна «Алмаза» (рассказываем впервые)». Дело в том, что в марте 1961 года успешно завершились государственные испытания зенитного ракетного комплекса С-125 «Нева», разработанного конструкторским бюро №1 (ныне научно-производственное объединение «Алмаз»). Разрабатываемый ЗРК С-125 предназначался для борьбы с низколетящими воздушными целями, летящими на высотах от 200 метров и выше на дальности до 10 км.

Это послужило основанием для неоднозначных оценок необходимости завершения разработки зенитного артиллерийского комплекса (ЗСУ «Шилка»), также предназначенного для борьбы с низколетящими целями. В частности, в руководящих органах страны, определявших в то время перспективу развития отечественного вооружения, был подготовлен проект решения о прекращении разработки ЗСУ «Шилка». Когда это решение показали генеральному конструктору ЗРК С-125 академику А.А. Расплетину, он написал на этом документе: «…Категорически против. ЗСУ может выполнять задачи параллельно с ЗРК С-125». Работы по созданию ЗСУ «Шилка» продолжались, и в 1962 году она была принята на вооружение.

С тех пор в течение многих лет ЗРК С-125 и ЗСУ «Шилка» участвовали в реальных боевых действиях на разных континентах, эксплуатировались в войсках, до настоящего времени состоят на вооружении армий многих стран мира, неоднократно модернизировались. А почти через сорок лет их последние (по времени) модификации встретились на международных аэрокосмических салонах МАКС-99 и МАКС-2001, которые проводились в подмосковном городе Жуковском. Слова академика А.А. Расплетина оказались пророческими: ЗРК С-125, ЗСУ «Шилка» и их модификации уже почти полвека исправно несут воинскую службу.

«Шилка» была первой в истории развития отечественного зенитного ствольного вооружения самоходной установкой, которая могла вести эффективную стрельбу по воздушным целям в движении. Это качество обеспечивалось наличием гиростабилизации по линии прицеливания и выстрела. Установка могла также вести стрельбу по наземным целям, в том числе и легкобронированным. ЗСУ-23-4 пришла на смену используемым в мотострелковых и танковых полках буксируемым малокалиберным зенитным пушкам и ЗПУ.

В разработке основных элементов и узлов ЗСУ-23-4 участвовали следующие организации:

  • ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода Министерства транспортного машиностроения СССР - головной разработчик ЗСУ в целом и разработчик гусеничного шасси (главный конструктор установки в целом – Н.А. Астров);
  • Ленинградское оптико-механическое объединение - разработчик радиоприборного комплекса (РПК-2 «Тобол»), состоящего из РЛС сопровождения, счётно-решающего прибора и оптических средств (главный конструктор РПК - В.Э. Пиккель);
  • конструкторское бюро Тульского завода радиоэлементов (впоследствии НИИ «Стрела» Министерства радиопромышленности СССР) - разработчик РЛС сопровождения (главный конструктор РЛС - Я.И. Назаров);
  • Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивного стрелкового оружия (г. Тула) - разработчик счетверённой 23-мм автоматической зенитной пушки;
  • ВНИИ электромеханических приборов Министерства электротехнической промышленности СССР - разработчик электрооборудования для системы питания ЗСУ и электродвигателей для приводов;
  • научно-исследовательский автомобильный институт и Калужский опытный моторный завод Министерства автомобильной промышленности СССР - разработчики газотурбинного двигателя для системы электропитания.

В состав ЗСУ «Шилка» входят следующие элементы:

  • 23-мм счетверённая автоматическая зенитная пушка (АЗП -23-4) с боеприпасами;
  • радиоприборный комплекс (РПК);
  • электрогидравлические силовые следящие приводы;
  • дневные и ночные приборы наблюдения;
  • средства связи.

Все перечисленное оборудование ЗСУ размещалось на гусеничном шасси высокой проходимости. Боевую работу зенитной установки при всех метеоусловиях обеспечивал радиоприборный комплекс, в составе: РЛС орудийной наводки, счётно-решающего прибора и визирного устройства. РЛС позволяла обнаружить воздушную цель при круговом или секторном (в пределах 30–80 градусов) поиске по азимуту и одновременном поиске по углу места (в пределах 30 градусов). Захват цели был возможен на дальностях не менее 10 км при высоте полёта 2000 м и не менее 6 км при высоте полёта 50 м. Среднеквадратическая ошибка автосопровождения воздушной цели по дальности составляла 10 м. По координатам воздушной цели, определённым РЛС, счётно-решающий прибор вырабатывал упреждённые данные для наводки пушек в упреждённую точку с помощью силовых гидравлических приводов.

ЗСУ-23-4 обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростью до 450 м/с, в круговой зоне обстрела по дальности - до 2500 м, по высоте - до 2000 м. Зенитный автомат АЗП-23-4 имел темп стрельбы до 4000 выстрелов в минуту, боекомплект установки - 2000 выстрелов. ЗСУ-23-4 состояла на вооружении мотострелковых (танковых) полков. Она входила в состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоявшей из двух взводов: взвод ЗРК «Стрела-1» и взвод ЗСУ «Шилка», а в последующем - в состав зенитной батареи (шесть ЗСУ) зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. Управление батареей осуществлялось начальником ПВО полка через автоматизированный пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М). Команды, распоряжения и данные целеуказания поступали на ЗСУ с помощью радиостанций, установленных на командном пункте и боевых машинах. «Шилка» могла использоваться не только для прикрытия подразделений полка от ударов воздушного противника, действующего на малых и предельно малых высотах, но и для борьбы с наземным противником, в том числе с легкобронированными целями.

Следует отметить, что одновременно с разработкой ЗСУ-23-4 шло проектирование установки, оснащённой спаренной 37-мм пушкой (ЗСУ-37-2 «Енисей»). Создание этого образца было поручено НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Для управления огнём был разработан радиоприборный комплекс «Байкал». Испытания опытных образцов зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 и ЗСУ-37-2 проводились на Донгузском полигоне в 1961 году. В результате проведенных испытаний ЗСУ-37-2 не была рекомендована к принятию на вооружение из-за низкой живучести пушечных автоматов и недостаточной надёжности пушек в целом. На «Енисей» также планировалась установка 37-мм счетверённого автомата «Шквал», который не был принят на вооружение из-за низкой надёжности.

Наиболее близким зарубежным аналогом ЗСУ-23-4 в 1960-е годы являлась американская 20-мм шестиствольная установка М163 («Вулкан»). Она состояла из 20-мм шестиствольной пушки «Вулкан» и аппаратуры управления огнём, размещённых на базе гусеничного бронетранспортёра М113А1. В систему управления огнём входили: гиростабилизированный прицел со счётно-решающим прибором, радиолокационный дальномер и прицельные устройства. «Шилка» находилась на вооружении армий стран Варшавского договора, а также многих государств Ближнего Востока, Африки, Азии. В боевых условиях она применялась в арабо-израильских войнах в 1960–1970-х годов.

В сирийской армии батареи, вооружённые ЗСУ «Шилка», входили в состав зенитных дивизионов танковых дивизий и отдельных танковых бригад, а также использовались для прикрытия батарей ЗРК «Куб» («Квадрат»). В ходе боевых действий при отражении налётов израильской авиации «Шилки» действовали автономно. Огонь по самолётам открывался с дальности 1500–2000 метров, как правило, при визуальном обнаружении воздушной цели. Необходимо, однако, отметить, что РЛС в боевых условиях практически не использовались в силу ряда причин. Во-первых, боевые действия велись, в основном, на пересечённой местности, в том числе горной, где рельеф местности не позволял реализовать в полной мере возможности РЛС обнаружению воздушных целей (дальность прямой видимости была невелика). Во-вторых, сирийские боевые расчёты были недостаточно подготовлены к работе на сложной технике и использованию РЛС предпочитали визуальное обнаружение воздушных целей. В-третьих, РЛС установок имеют ограниченные поисковые возможности без предварительного целеуказания, которое в тех условиях отсутствовало. Тем не менее, как показал опыт боевых действий, ЗСУ «Шилка» оказались достаточно эффективным средством, особенно для борьбы с внезапно появляющимися низколетящими воздушными целями. Боевая эффективность ЗСУ-23-4 в этих военных конфликтах составила 0,15–0,18 на одну установку. При этом на каждую сбитую воздушную цель уходило от 3300 до 5700 снарядов. В течение октября 1973 года из 98 самолётов, сбитых средствами ПВО Сирии (ЗРК «Квадрат», ПЗРК «Стрела-2М», ЗСУ «Шилка»), на долю ЗСУ пришлось 11. За апрель-май 1974 года из 19 сбитых доля «Шилок» составила 5 самолётов. Кроме того, ЗСУ-23-4 показала себя высокоманевренным средством, имеющим хорошую проходимость в условиях пустыни и горной местности.

«Шилка» широко применялась в боевых действиях в Афганистане. Однако здесь она использовалась не как зенитное средство, а как высокоэффективное оружие для поражения наземных целей. В этой связи необходимо отметить, что огонь ЗСУ, помимо собственно боевого эффекта (огневое поражение объектов, в том числе легкобронированных), оказывал на противника ещё и сильное психологическое воздействие. Море огня и шквал осколков, создаваемые стрельбой скорострельного зенитного автомата, зачастую вызывали панику у противника и приводили к временной потере боеспособности.

После принятия ЗСУ-23-4 на вооружение ПВО Сухопутных войск (в 1962 году) этот комплекс прошёл несколько модернизаций. Первая осуществлялась в 1968–1969 годах, в результате нее были улучшены эксплуатационные и эргономические характеристики установки, условия обитания для расчёта, увеличен (с 300 до 450 часов) ресурс газотурбинного агрегата. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную воздушную цель был введён командирский прибор наведения. Модернизированная установка получила наименование ЗСУ-23-4В.

Дальнейшая модернизация ЗСУ осуществлялась в направлении усовершенствования счётно-решающего прибора и повышения надёжности работы радиоэлектронной аппаратуры. Был также увеличен ресурс газотурбинного агрегата с 450 до 600 часов. ЗСУ с этими усовершенствованиями получила наименование ЗСУ-23-4В1. Следующая модернизация установки, проведенная в 1971–1972 годах, обеспечила повышение живучести пушечных стволов (с 3000 до 4500 выстрелов), был также увеличен ресурс газотурбинного агрегата (с 600 до 900 часов). В 1977–1978 годах «Шилку» оснастили запросчиком «Лук» системы радиолокационного опознавания воздушных целей «свой-чужой». Эта модификация получила наименование ЗСУ-23-4М3.

Очередная модернизация (1978–1979 гг.) была направлена на переориентацию установки на борьбу с наземными целями в любых условиях ведения боевых действий. С этой целью из корпуса установки был удалён радиоприборный комплекс и связанная с ним аппаратура. За счёт этого увеличили возимый боекомплект (с 2000 до 3000 выстрелов), а также ввели аппаратуру ночного видения, обеспечивающую возможность ведения огня по наземным целям в ночных условиях. Такой вариант получил наименование ЗСУ-23-4М2.

Многолетний опыт эксплуатации и боевого применения ЗСУ «Шилка» показал ее определённые недостатки:

  • малая зона эффективного обстрела воздушных целей;
  • недостаточное могущество снаряда для поражения новых типов целей;
  • пропуски воздушных целей необстрелянными из-за невозможности их своевременного обнаружения собственными средствами.

На основе обобщения опыта эксплуатации и боевого применения ЗСУ был сделан вывод, что новый комплекс этого класса должен быть максимально автономным, обеспечивать самостоятельное обнаружение низколетящих целей с помощью собственных средств обнаружения, иметь более дальнобойные средства поражения самолётов и вертолётов. С целью расширения зоны обстрела воздушных целей (обеспечения поражения до рубежа применения ими бортового оружия по прикрываемым объектам) было признано целесообразным поставить на ЗСУ дополнительное ракетное вооружение с системой оптического визирования и радиоуправления ЗУР. В результате анализа этих выводов были сформированы требования к новому комплексу этого типа. Им стал зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска».

В то же время жизнь показала, что модернизационный потенциал ЗСУ-23-4, принятой на вооружение в далеком 1962 году, ещё не исчерпан. Так, на международном аэрокосмическом салоне МАКС-99, состоявшемся в подмосковном городе Жуковском в августе 1999 года, была представлена новая установка (ЗСУ-23-4М5). В результате этой модификации «Шилка» превратилась в пушечно-ракетный комплекс, т. к. в дополнение к штатному пушечному вооружению на боевой машине установлены зенитные управляемые ракеты ПЗРК «Стрела-2».

Необходимо отметить, что имеется два варианта такой модернизации: «Шилка-М4» (с традиционной радиолокационной системой управления) и «Шилка-М5» (с радиолокационной и оптиколокационой системой управления). Головными предприятиями по модернизации ЗСУ «Шилка» являются Федеральное государственное унитарное предприятие «Ульяновский механический завод» и минская фирма «Минотор-сервис». В ходе этих модернизаций аппаратура ЗСУ переведена на новую элементную базу, имеющую улучшенные эксплуатационные, массогабаритные характеристики и меньшее потребление электроэнергии.

Оптико-локационная система ЗСУ «Шилка-М5» обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое и полуавтоматическое сопровождение воздушных целей. Фирма «Минотор-сервис» обеспечила модернизацию ходовой части и энергетической установки. За счёт изменения компоновки моторного отсека удалось разместить вспомогательный дизель, обеспечивающий снабжение электроэнергией на стоянке. В результате не происходит отбора мощности от основного двигателя и не расходуется его ресурс. Существенно улучшены эргономические характеристики ЗСУ: вместо традиционных рычагов управления установлена рулевая колонка мотоциклетного типа. Улучшен обзор окружающей обстановки, который осуществляется с помощью видеокамеры. Это обеспечивает вождение машины и маневрирование задним ходом в боевых условиях. С целью повышения живучести установки снижена её тепловая заметность, для чего наиболее нагреваемые элементы корпуса (моторный отсек, выхлопные трубы) покрыты теплопоглощающим материалом. На корпусе установлены датчики, фиксирующие облучение машины лазерным лучом. Сигналы, поступающие от таких датчиков, используются для выработки команд для отстрела дымовых гранат в направлении источника излучения с целью срыва наведения ПТУР с лазерными системами наведения. Для повышения безопасности экипажа установлены сиденья с повышенной противоминной стойкостью.

Интересно отметить, что волны политических преобразований, которые потрясли нашу страну в конце ХХ века (распад СССР, образование на его месте независимых государств со своими армиями и т.д.) докатились и до комплекса-долгожителя ЗСУ-23-4. На Украине в конце 1990-х годов на основе «Шилки» на Харьковском тракторном заводе им. Малышева разработан ракетно-артиллерийский комплекс «Донец». В нем используются основные элементы следующих образцов советской военной техники: башня ЗСУ-23-4 «Шилка», ракеты ЗРК ближнего действия «Стрела-10СВ», шасси танка Т-80УД.

Отличительной особенностью этого комплекса является то, что по бокам башни с четырьмя 23-мм пушками установлены два спаренных пусковых устройства с ракетами ЗРК «Стрела-10СВ». Артиллерийское вооружение обеспечивает поражение воздушных целей на дальности до 2,5 км при высоте до 2 км, ракеты - на дальности до 4,5 км при высоте до 3,5 км. Боекомплект пушек увеличен до 4000 выстрелов.

Комплекс имеет аппаратуру, обеспечивающую приём целеуказания от внешних источников. В шасси также внесены изменения - появилась ВСУ, обеспечивающая работу аппаратуры боевой машины на стоянке при выключенном основном двигателе. Экипаж - три человека, масса - 35 тонн. Организационно в состав зенитно-ракетной батареи входят шесть боевых машин «Донец» и одна машина управления на шасси танка Т-80. На ней размещена трёхкоординатная РЛС обнаружения. При создании комплекса предполагалось, что он будет поставляться на экспорт в страны, которые ранее приобрели танки, изготовленные в Харькове. В частности, Пакистан, закупивший на Украине 320 танков Т-80УД.

Возможно вам будет интересно:

Говорить о «Шилке» одновременно и легко и трудно. Легко, потому что «Шилка» из всех послевоенных зенитных комплексов обладает самым длинным послужным списком. А трудно, поскольку не найдется другого такого комплекса ПВО, о котором столько снято и написано в зарубежной и отечественной прессе.

Одной из основных причин разработки «Шилки» и ее зарубежных аналогов стало появление в 50-х гг. зенитных ракетных комплексов, способных с высокой вероятностью поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Это вынуждало авиацию при атаке наземных объектов использовать малые (до 300 м) и предельно малые (до 100 м) высоты. Обнаружить и сбить скоростную цель, находящуюся в зоне огня в течение 15-30 с, расчеты применявшихся тогда средств ПВО просто не успевали. Нужна была новая техника - мобильная и быстродействующая, способная вести огонь с места и в движении.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. №426-211 началось параллельное создание скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Следует отметить, что этот конкурс стал основой великолепного результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не устаревшего и в наше время.
Формально установки «Шилка» и «Енисей» не считались конкурентами. Первая разрабатывалась для ПВО мотострелковых полков, а вторая - для танковых полков и дивизий. Их проектирование вели две независимые группы конструкторских бюро и предприятий:
— ЗСУ-23-4 «Шилка» - ОКБ-40 (Мытищинский машиностроительный завод), Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), КБ Тульского завода радиоэлементов (нынешнее НИИ «Стрела»), Центральное конструкторское и исследовательское бюро спортивного стрелкового оружия (г. Тула), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), научно-исследовательский автомобильный институт и Калужский опытный моторный завод, главный конструктор установки - Н.А. Астров.;
— ЗСУ-37-2 «Енисей» - НИИ-20, Государственное конструкторское бюро и ОКБ-3 Ульяновского механического завода, главный конструктор Г.С. Ефимов. Для скорейшего выполнения поставленной задачи использовались ранее созданные аналоги.
Качества опытных образцов оценивались в ходе сравнительных испытаний. По их результатам государственная комиссия сделала следующие выводы.
Радиоприборные комплексы (РПК) обеих ЗСУ обеспечивают ведение огня днем и ночью при любой погоде.

— ЗСУ «Енисей» с массой 28 т не может быть использована для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ;

— при стрельбе по самолетам МиГ-17 и Ил-28 на высотах 200 и 500 м «Шилка» эффективней «Енисея» в 2 и 1,5 раза соответственно;

— мобильность и возможность ведения огня на высотах и дальностях до 3000 м и 4000 м соответственно позволяют использовать ЗСУ «Енисей» для прикрытия танковых полков и танковых дивизий от ударов с воздуха при действии их в отрыве от главных сил;

— ЗСУ «Шилка» и «Енисей» унифицированы с другими образцами оружия. Первая - с 23-мм автоматом и выстрелами к нему, по гусеничной базе с СУ-85, вторая - по модулям РПК с системой «Круг» и по гусеничной базе с СУ-10ОП, готовившейся к производству.

Сравнительные испытания также показали, что ЗСУ-23-4 по боевой ценности соответствует батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60. В заключении государственной комиссии рекомендовалось принять на вооружение обе зенитные установки. Однако, согласно постановлению Совета Министров от 5 сентября 1962 г. № 925-401, на вооружение была принята ЗСУ-23-4 «Шилка». После определенных доработок Ульяновский механический завод развернул серийное производство и уже в конце 60-х гг. среднегодовой выпуск составлял около 300 боевых машин. Установка стала штатным средством ПВО мотострелковых и танковых полков.

За успешное решение поставленной задачи коллектив основных разработчиков (Н.А.Астров, В.Э.Пиккель, Я.И.Назаров и другие) был удостоен Государственной премии СССР. Государственными наградами были отмечены и разработчики ЗСУ «Енисей».

И в дальнейшем «Шилка» неоднократно получала высокие оценки. Одно из основных преимуществ ЗСУ-23 - возможность использования не только для борьбы с низколетящими воздушными, но и с наземными целями в боевых действиях всех видов. Афганистан, Чечня, войны в других регионах подтвердили эффективность ЗСУ-23-4 в борьбе с сухопутным противником.

ЗСУ-23-4 «Шилка» считается автономной боевой машиной. Ее основными элементами являются; счетверенная автоматическая 23-мм зенитная пушка АЗП-23-4; радиоприборный комплекс (РПК); электрогидравлические силовые следящие приводы; системы связи, электропитания, навигации и другая аппаратура. Гусеничная самоходная база типа ГМ-575 высокой проходимости обеспечивает высокую мобильность зенитной установки, она разделена на три отделения (управления, боевое и силовое), размещенных в носовой, средней и кормовой частях соответственно. Между собой отделения разделены перегородками, которые служат также передней и задней опорами башни.

Боевые характеристики ЗСУ-23-4 «Шилка» и ЗСУ-37-2 «Енисей» (по результатам государственных испытаний)

В качестве ходового двигателя используется дизель типа 8Д6 модель В-6Р (с 1969 г., после небольших конструктивных изменений, - В-6Р-1). Шестицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель с жидкостной системой охлаждения размещен в кормовой части ЗСУ. Рабочий объем цилиндров 19,1 ли степень сжатия 15 создают максимальную мощность 280 л.с. при частоте 2000 об/мин. Питание дизеля - от двух сварных топливных баков (из алюминиевого сплава) емкостью 405 ли 110 л. Первый установлен в носовой части корпуса. Общий запас топлива гарантирует 330 км пробега и 2 ч работы газотурбинного двигателя. На ходовых испытаниях по грунтовой дороге дизель обеспечил движение со скоростью 50,2 км/ч.
В кормовой части боевой машины установлена силовая механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел. Для передачи усилий на движитель использован многодисковый главный фрикцион сухого трения с механическим приводом управления от педали механика-водителя. Коробка передач механическая, трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями. Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих и двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, а также двух гусеничных цепей и 12 опорных катков.
Подвеска машины независимая, торсионная и асимметричная. Плавность хода обеспечивается гидравлическими амортизаторами {на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках) и пружинными упорами (на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках). Правильность такого решения подтвердила эксплуатация в войсках и в ходе боевых действий.
Основной элемент ЗСУ-23-4 - сварная башня. Она объединяет в единый комплекс средства разведки, управления и поражения воздушных целей. Снаружи в передней части башни установлена пушка, в задней - антенна радиолокационной станции, внутри размещаются РПК и боевой расчет.
РПК предназначен для круглосуточной боевой работы «Шилки» в любых погодно-климатических условиях. В его состав входят радиолокационная станция орудийной наводки, счетно-решающий прибор (СРП) и визирное устройство.
РЛС обеспечивает обнаружение, захват на автосопровождение и определение текущих координат воздушных целей при круговом или секторном обзоре воздушного пространства в пределах 30-80 по азимуту и 30 по углу места. Она представляет собой когерентно-импульсную станцию сантиметрового диапазона волн, который был выбран по ряду причин. Этот диапазон отличался меньшей загруженностью другими радиотехническими средствами, возможностью распознавания и классификации воздушных целей, а также использованием антенны с небольшими мас-согабаритными характеристиками. Кроме того, заметно снижается восприимчивость к преднамеренным помехам.
При импульсной мощности в 100 кВт и ширине луча около 1,5 , РЛС может сопровождать цель в автоматическом режиме с дальности не менее 10 км при полете ее на высоте 100 м. Станция имеет защиту от воздействия пассивных и активных помех. В зависимости от обстановки, определение координат цели (азимут, угол места и дальность) осуществляется автоматически, или угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.
По текущим координатам цели СРП вырабатывает команды управления для гидравлических приводов, которые наводят пушки в упрежденную точку. Затем прибор решает задачу встречи снарядов с целью и при входе ее в зону поражения выдает сигнал на открытие огня. В ходе государственных испытаний при своевременном целеуказании радиоприборный комплекс «Тобол» обнаруживал самолет МиГ-17, летящий со скоростью 450 м/с, на дальности около 13 км и сопровождал его в автоматическом режиме с 9 км на встречном курсе.
Счетверенная пушка «Амур» (четыре зенитных автомата 2А7) создана на базе автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23. Оснащение системой жидкостного охлаждения, пневматическим механизмом перезарядки, приводами наведения и электроспуском обеспечило ведение стрельбы с высоким темпом короткими и длинными (до 50 выстрелов) очередями с перерывом 10-15 с после каждых 120-150 выстрелов (на каждый ствол). Пушка отличается высокой эксплуатационной надежностью, на государственных испытаниях после 14000 выстрелов отказы и поломки не превысили 0,05% против 0,2-0,3%, определенных в тактико-техническом задании на ее разработку.
В основе действия автоматики пушки лежит принцип использования пороховых газов и частично энергии отдачи. Подача снарядов - боковая, ленточная, осуществляется из двух специальных коробов емкостью в 1000 патронов каждый. Они установлены слева и справа от пушки, причем 480 патронов предназначаются для верхнего и 520 для нижнего автомата.
Взведение подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке осуществляется пневматической системой перезарядки.
Автоматы установлены на двух качающихся люльках (верхняя и нижняя, по два на каждой), укрепленных вертикально на станине одна над другой. При горизонтальном расположении (нулевом угле возвышения) расстояние между верхними и нижними автоматами составляет 320 мм. Наведение и стабилизация пушки по азимуту и углу места осуществляется силовыми приводами с общим электродвигателем мощностью 6 кВт.
В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-за-жигательные трассирующие (БЗТ) и осколочные фу-гасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды массой 190 г и 188,5 г, соответственно, имеющие головной взрыватель МГ-25. Их начальная скорость достигает 980 м/с, табличный потолок - 1500 м, табличная дальность - 2000 м. На снарядах ОФЗТ установлен самоликвидатор, срабатывающий в течение 5- 11 с. В ленте патрон БЗТ устанавливается через каждые четыре патрона ОФЗТ.
Система электропитания (СЭП) обеспечивает все системы ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 В и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц. В ее состав входят: газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 70 л.с; генератор постоянного тока для выработки стабилизированного напряжения 55 В и 27,5 В; блок преобразователя постоянного тока в переменный трехфазный ток; четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М для компенсации пиковых перегрузок, питания приборов и электрических потребителей при неработающем генераторе.
Для внешней связи установка оснащена коротковолновой приемопередающей радиостанцией Р-123 с частотной модуляцией. На среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех она обеспечивает связь на дальность до 23 км, при включенном - до 13 км. Внутренняя связь осуществляется по танковому переговорному устройству Р-124, рассчитанному на четыре абонента.
Для определения местоположения на местности и внесения необходимых поправок в РПК ЗСУ-23-4 имеет навигационную аппаратуру ТНА-2. Среднеарифметическая ошибка координат, вырабатываемых этой аппаратурой, не превышает 1 % от пройден-
ного пути. В движении навигационная аппаратура может работать без уточнения исходных данных в течение 3 - 3,5 ч.
Для действия в условиях заражения местности оружием массового поражения в установке предусмотрена защита экипажа от радиоактивной пыли и вредного воздействия окружающей среды. Она осуществляется при помощи принудительной очистки воздуха и создания избыточного давления внутри башни центральным нагнетателем с инерционной сепарацией воздуха.
Ведение боевой работы «Шилки», в зависимости от исправности аппаратуры, обстановки и внешних условий, может осуществляться в одном из четырех режимов.
Первый режим (автосопровождение) является основным: текущие угловые координаты и дальность до цели поступают в СРП (аналоговую ЭВМ) от автоматически сопровождающей ее РЛС. СРП вырабатывает упрежденные координаты цели, которые с учетом необходимых поправок, качки и рыскания ЗСУ по курсу в виде углов наведения поступают на приводы автоматического наведения пушки в упрежденную точку. Огонь открывает командир или оператор поиска - наводчик по сигналу «Есть данные» на СРП.

Второй режим используется при постановке противником радиоэлектронных помех, нарушающих нормальную работу системы наведения, а также в случае неисправности канала автосопровождения цели по азимуту и углу места. Угловые координаты поступают от визирного устройства, с помощью которого оператор-наводчик сопровождает цель, а дальность - от РЛС, работающей в режиме радиодальномера.
Третий режим применяется при угрозе потери цели в режиме автосопровождения из-за постановки помех или неисправности аппаратуры. При этом упрежденные координаты вырабатываются по последним записанным значениям текущих координат цели и скорости их изменения.
Четвертый режим используется при выходе из строя РЛС, СРП или систем стабилизации. В этом случае стрельба по цели ведется с помощью прицела-дублера, а наведение пушки производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводится оператором поиска по ракурсным кольцам при цела-дублера.

За рубежом всегда проявляли повышенный интерес к «Шилке». Иностранными государствами были закуплены около трех тыс. экземпляров «Шилки», в настоящее время они стоят на вооружении армий почти 30 стран Ближнего Востока, Азии и Африки. ЗСУ-23-4 широко применялась в боевых действиях и показала свою высокую эффективность при уничтожении воздушных и наземных целей.
Наиболее активно ЗСУ-23-4 использовались в арабо-израильских войнах 60-х гг., октября 1973-го и апреля-мая 1974 г. Как правило, в армиях Сирии и Египта «Шилки» применялись для непосредственного прикрытия танковых подразделений, а также зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Куб» («Квадрат»), С-75 и С-125. ЗСУ входили в состав зенитных дивизионов (здн) танковых дивизий, бригад и отдельных смешанных здн. Для своевременного открытия огня в обороне, подразделения «Шилок» развертывались на удалении 600-1000 м от прикрываемых объектов. В наступлении они располагались позади передовых подразделений на удалении 400-600 м. На марше ЗСУ распределялись по колонне войск.
В основном, ЗСУ-23-4 действовали автономно. Огонь по израильским самолетам и вертолетам открывался с дальности 1500 - 2000 м (при визуальном обнаружения цели). РЛС ЗСУ в бою практически не использовалась по ряду причин, главной из которых была слабая подготовка боевых расчетов. Отсутствие централизованного целеуказания и резко пересеченная местность значительно ограничивали возможности РЛС ЗСУ по своевременному обнаружению целей.
Однако «Шилка» показала себя надежным средством ПВО, способным прикрывать войска от ударов внезапно появляющихся низколетящих воздушных целей. Только в течение октября 1973 г. из 98 самолетов, сбитых войсковыми средствами ПВО Сирии, на долю ЗСУ-23-4 пришлось 11 пораженных целей. В апреле и мае 1974 г. из 19 сбитых самолетов пять были уничтожены «Шилками».
Как отмечают иностранные военные специалисты, анализировавшие итоги ближневосточной войны 1973 г., за первые три дня боев сирийскими ракетчиками было уничтожено около 100 самолетов противника. По их мнению, этот показатель обусловлен успешным применением ЗСУ-23-4, плотный огонь которых заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где с большой эффективностью действовали ЗРК.

Сравнительные характеристики ЗСУ «Шилка», «Гепард»
(Германия) и «Вулкан» (США)

Шилка

Гепард

Вулкан

Год принятия на вооружение
Размеры зоны поражения, км
— по дальности
— по высоте
Скорость поражаемых целей, м\с
— при стрельбе навстречу
— при стрельбе вдогон
Работное время, с
Количество х калибр пушек, мм
Масса снаряда, кг
Начальная скорость снаряда, м\с
Возможность стрельбы в движении
Всепогодность работы
Масса, т
Расчет, чел

Достаточно высокую эффективность «Шилка» продемонстрировала и в Ливане. С мая 1981-го по июнь 1982 г. сирийская группировка средств ПВО «Феда» провела 64 стрельбы и сбила 34 воздушные цели - 27 боевых самолетов, 3 вертолета и 4 дистанционно пилотируемых летательных аппарата (БПЛА). Шесть из них были уничтожены ЗСУ-23-4.
Коэффициент общей эффективности ЗСУ-23-4 в этих военных конфликтах составил 0,15-0,18 для одной установки с расходом от 3300 до 5700 снарядов на одну сбитую цель. Кроме того, «Шилка» показала высокую эксплуатационную надежность и хорошую проходимость в условиях горно-пустынной местности и жаркого климата Северной Африки.

1. Некоторые сомнения

Всё время этой войны меня не покидало ощущение, что чего-то не хватает, витала в воздухе недосказанность. Укропы уже всё, что могли выкатили против Донбасса, но одна вещь осталась за кадром. Это 2А6 ЗСУ-23-4 «Ши́лка». Старая, но поверенная во многих войнах система.

Рукопожатая Вика даёт туманную формулировку:
"Украина — по официальной информации состоят на вооружении, количество и состояние неизвестны (Официальный сайт Министерства обороны Украины (английская версия)". Откровенно говоря, ни о чём.

Укропия за все годы существования приобретала дурную славу разбазаривателя наследия СССР, средства ПВО сухопутных войск не стали исключением. Собираясь на войну с Россией, войска были массово отмобилизованы и выдвинуты, но с воздуха их прикрывало всего с десяток "Тунгусок", незначительное количество "Стрел-10" и "Ос". Ко всему прочему, большинство зенитных ракет уже пережило по два срока службы. От безысходности протоукры использовали 2С6 как скорострельную пушку в боевых порядках пехоты, одну из них разорвало прямым попаданием снаряда в Дебальцево.

Самая же печальная судьба ждала ЗСУ-23-4 - её просто не оказалось в войсках от слова совсем.

Опыт последних военных конфликтов с участием "Шилки" показал её как серьёзную боевую единицу, не так может быть в силовом, как в психологическом воздействии на противника - её шквал огня не всякая пехота выдержит. Именно в универсальности целей и заключается её мощь. Причём на Донбассе ей поначалу ничего бы практически не угрожало - авиации и средств борьбы с бронетехникой в начале войны у ополчения не было.

Разбор полётов привел к интересным выводам: живых ЗСУ-шек оказалось незначительное количество, даже меньше, чем им же памятников.

2. Уцелевшие экземпляры.
Информация собиралась буквально по крохам, так её мало.

Самым первым было фото из крымского посёлка Перевальное, где в марте месяце 2014 года безуспешно держала оборону 36-я бригада береговой обороны укропоармии. Илья Варламов порадовал мир кадром из парка части, где 12 "Шилок" замерли на вечной стоянке. Они же попали в репортажи KP.ru и an.crimea.ua с погрузки на платформы для отправки владельцу, примерно пять установок, некоторые бортовые номера: 413, 415, 416, 421. Техническое состояние неудовлетворительное, не красились со времён СССР.

2.2. Одновременно в других частях были отсняты еще несколько машин:
- три в пгт Черноморское:

Две в с. Ульяновка (один из номеров 262):

Ещё две в 93-й механизированной бригаде (номера 847 и 848):

2.3. Каким-то изворотом судьбы две ЗСУ оказались на южном и северном блок-постах города Николаева, когда куевкая хунта весной истерично окружала ими все города. Номеров нет, но одна из установок имела необычный трёхцветный камуфляж:

2.4. Уже осенью, в связи с катастрофической убылью техники на фронте, укропы начали лихорадочно вводить в строй разный металлолом, в этом процессе засветились ещё три "Шилки":

В учебном центре "Десна":

В какой-то в/ч г. Балаклея Харьковской области:

В г. Николаев, где какие-то ПТУ-шники с помпой в прессе начали её ремонт:

Всего отмечено примерно 15 установок, из них на ходу около половины. Негусто, прямо скажем.

Далекоидущие планы подпиндосников по поводу "Шилок" засветились в двух моментах:
- перевозка на трейлере ЗСУ №842 в новомодной "кроватной" бронезащите (может на фронте увидим?):

Участие в показных учениях на одессщине николаевской установки, куда её для этого специально доставили:

Там она была продемонстрирована в пешем порядке и даже стреляла:

Итого, можно констатировать, укропия продемонстрировала отсутствие матчасти в товарных количествах и плачевное состояние имеющейся.

3. Памятники былого могущества.

Полтава, училище ПВО:

Запорожье, музей под открытым небом:

Энергодар, Запорожская область:

Южноукраинск, Николаевская область:

Харьков, возле ХУВС:

Николаев, парк:

Киев, музей Великой Отечественной войны:

Киев, военная академия:

Учебный центр "Десна", Черниговская область:

Балаклея, Харьковская область:

Какая-то воинская часть:

Вне конкурса выступают "Шилки" военной кафедры Донецкого политехнического института. Было в наличии пять, на фото две из них:

4. Заключение

Применить на нынешнем этапе легкобронированные "Шилки" на фронте было бы величайшей глупостью. Это война гаубиц, РСЗО и беспилотных летательных аппаратов. Наличие у ополчения танков и многочисленных противотанковых средств сделает их лёгкой добычей. Лучше пусть укропы строят новые постаменты для оставшихся установок.

В первые же два десятилетия после своего появления авиация стала грозной боевой силой. Естественно, сразу же начали появляться средства для противодействия ее разрушительному натиску. Даже самые простые аэропланы времен Первой мировой войны могли наносить войскам противоборствующих сторон значительный урон. Затем была Испания, Абиссиния и многие другие конфликты, прошедшие с применением самолетов, бомбивших зачастую беззащитные позиции или мирные селения, не встречая отпора. Однако массовое противодействие авиации началось в 1939 году, когда случилась Вторая мировая война. стала отдельным видом вооружений. Чаще всего главную проблему наземных войск представляли вражеские штурмовики, действующие на малых высотах и наносящие точные бомбовые удары. Эта ситуация за последние семь десятилетий принципиально не изменилась.

Историческая подоплека концепции «Шилки»

Уже в конце двадцатых годов XX века многие производители вооружений, предвидя растущий спрос, занялись разработкой систем скорострельной артиллерии, предназначенной преимущественно для борьбы с воздушными целями. В результате появились образцы малокалиберных орудий на турельных штативах, снабженные круговыми поворотными механизмами. Примерами могут служить немецкие зенитные автоматы FlaK (сокращение от Flugzeugabwehrkanone), принятые на вооружение Вермахта в 1934 году. Они в ходе начавшейся через пять лет войны неоднократно модернизировались и производились огромными тиражами. Большую известность получили «Эрликоны», разработанные в Швейцарии (1927) и применявшиеся всеми воюющими сторонами Второй мировой. Системы показали высокую эффективность при поражении самолетов штурмовой авиации, вынужденных действовать на малой высоте. Калибр этих скорострельных орудий обычно составлял 20 мм при разной длине патрона (от объема ВВ в гильзе зависит начальная скорость, а следовательно, и дальнобойность). Увеличение скорострельности достигалось применением многоствольных систем. Так сформировалась общая концепция, по которой в дальнейшем создавалась советская зенитная самоходная установка «Шилка».

Зачем нужна самоходная скорострельная зенитка

В 50-е годы появилась ракетная техника, в том числе и зенитная. Стратегические бомбардировщики и самолеты-разведчики, ранее чувствовавшие себя вполне уверенно в чужом небе, вдруг утратили свою недосягаемость. Конечно, и развитие авиации шло по пути увеличения потолка и скорости, но обычным штурмовикам появляться над позициями противника стало небезопасно. Правда, у них был один надежный способ не попасть под удар ракеты ПВО, и заключался он в заходе на цель на предельно малой высоте. По состоянию на конец 60-х зенитная артиллерия СССР не была готова отражать удары самолетов противника, летящих по настильной траектории с высокой скоростью. Время реагирования оказалось крайне малым, человек даже с самыми быстрыми «боксерскими» рефлексами не мог физически успеть открыть огонь, а тем более попасть в цель, мелькающую в небе считанные секунды. Требовалась автоматизация и надежные системы обнаружения. В 1957 году секретным постановлением Совета Министров было инициировано начало работ по созданию скорострельных ЗСУ. Придумали и название: зенитная самоходная установка «Шилка». Дело было за малым: спроектировать и изготовить ее.

Какой быть ЗСУ?

Требования к новой технике включали множество пунктов, среди которых были многие уникальные для наших оружейников. Вот некоторые из них:

Зенитка «Шилка» должна иметь встроенную РЛС для обнаружения враждебных летательных аппаратов.

Калибр - 23 мм. Он, конечно, небольшой, но практика предыдущих боевых действий показывала, что при высокой скорострельности разрывной осколочный заряд вполне может нанести повреждения, достаточные для нейтрализации боеспособности атакующего аппарата.

В составе системы должно быть автоматическое устройство, вырабатывающее алгоритм сопровождения цели во время ведения огня, ведущегося в разных условиях, в том числе и с хода. Если учитывать элементную базу середины XX века, задача не из простых.

Установка «Шилка» должна быть самоходной, способной двигаться по пересеченной местности не хуже любого танка.

Пушки

Артиллерия СССР со сталинских времен была лучшей в мире, поэтому во всем, что касалось «стволов», вопросов не возникло. Оставалось лишь выбрать оптимальный вариант заряжающего механизма (наилучшим был признан ленточный). Автоматическая пушка 23-мм калибра «Амур» АЗП-23 с впечатляющей «производительностью» в 3400 выстр./ мин. нуждалась в принудительном жидкостном охлаждении (антифризом или водой), но дело того стоило. Любая цель в радиусе от 200 м до 2,5 км имела мало шансов уцелеть, попав в перекресток прицела. Стволы были снабжены системой стабилизации, управление их положением осуществлялось посредством гидроприводов. Пушек было четыре.

Где поставить антенну РЛС?

ЗСУ-23 «Шилка» конструктивно выполнена по классической схеме с боевым отделением, кормовой силовой установкой, задней трансмиссией и подвижной башней. Некоторые проблемы возникли с размещением антенны РЛС. Между стволами размещать ее было нерационально, металлические детали могли стать экраном для испускаемых и принимаемых сигналов. Боковое положение грозило механическим разрушением «тарелки» от вибраций, возникающих при стрельбе. К тому же в условиях сильного электронного противодействия (выставления помех) был предусмотрен вариант ручного управления с прицеливанием через визир наводчика, и конструкция излучателя могла перекрывать обзор. В результате антенну выполнили складной и разместили ее над силовым отделением на корме.

Мотор и ходовая

Заимствована у легкого танка ПТ-76. Она включает шесть опорных катков по каждому борту. Амортизаторы торсионные, гусеницы снабжены резиновыми втулками-уплотнителями для защиты от преждевременного износа.

Двигатель форсированный (В6Р), мощностью 280 л. с., с эжекционной Трансмиссия пятискоростная, обеспечивает диапазон от 30 км/ч (по сложной местности) до 50 км/ч (по шоссе). Запас хода без дозаправки - до 450 км/ч при полностью залитых баках.

Установка ЗУ-23 снабжена совершенной системой воздушной фильтрации, включающей лабиринтную систему перегородок, а также дополнительным отсевом загрязнений выхлопным газом.

Общая масса машины - 21 т, в том числе башни - более 8 т.

Приборы

Электронная техника, которой комплектуется зенитная самоходная установка «Шилка», объединена в единую систему управления стрельбой РПК-2М. В состав радиоприборного комплекса входит РЛС (1РЛ33М2, собрана на ламповой элементной базе), (во времена создания образца его называли счетно-решающим прибором), система защиты от радиопомех, дублирующий оптический визир.

Комплекс обеспечивает возможность обнаружения цели (на дистанции до 20 км), ее автоматического сопровождения (до 15 км), изменение несущей частоты импульсов в случае постановки помех (вобуляция), вычисление параметров огня для достижения высокой вероятности попадания снарядов. Система может работать в пяти режимах, в том числе запоминать координаты объекта, определять его ракурсные кольца и вести стрельбу по наземным целям.

Наружная связь осуществляется по радиостанции Р-123М, внутренняя - по интеркому ТПУ-4.

Почтенный возраст и опыт применения

Зенитная самоходная установка «Шилка» принята на вооружение уже боле полувека назад. Несмотря на столь почтенный для противовоздушного оружия возраст, четыре десятка государств по сей день имеют ее в арсенале своих вооруженных сил. Израильская армия, в 1973 году испытавшая на своих самолетах сокрушительное действие четырех стволов этой СЗУ, продолжает использовать шестьдесят экземпляров, захваченных у Египта плюс дополнительно купленных позже. Помимо республик, ранее составлявших СССР, советские зенитки готовы в случае войны применить многие Азии и арабского мира. У некоторых их них есть опыт боевого применения этих систем ПВО, успевших повоевать и на Ближнем Востоке, и во Вьетнаме (причем отнюдь не со слабыми противниками). Есть они и в армиях бывших стран причем в немалом количестве. И что характерно: ЗУ-23 нигде и никто не называет антиквариатом или другим прозвищем, характеризующим устаревшее оружие.

Модернизации и перспективы

Да, уже не юна старая добрая «Шилка». Зенитная установка пережила несколько модернизаций, ставивших целью улучшение работы и повышение надежности. Она научилась отличать свои самолеты от чужих, стала действовать быстрее, электроника получила новые блоки на современной элементной базе. Последний «апгрейд» прошел в девяностые, тогда же, по всей видимости, модернизационный потенциал этой системы исчерпался. На смену «Шилкам» приходят «Тунгуски» и другие СЗУ, обладающие куда более серьезными возможностями. Современный боевой вертолет может поразить ЗУ-23 с недоступной для него дистанции. Что поделаешь, прогресс...