Живая и неживая природа, ее объекты. Конспект занятия на тему: «Что такое природа? живая и неживая природа Схема живой природы для дошкольников


Тема: Что такое природа? Человек.

Цель: дифференциация живой и неживой природы.

Задачи:

  1. научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком;
  2. сформировать представление о неразрывной связи человека с природой, т.е. человек часть природы;
  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия (НОД)

I Организационный момент

Педагог читает стихотворение.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром.

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Весёлый звон ручья

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

(Л. Дайнеко)

II Основная часть

  1. Педагог: Вы знакомы со словом природа ? А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Педагог: А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)

Педагог: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделала руками человека)

Педагог: А вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек только их приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

Природа – это то, что существует без помощи человека, а неприрода – это все то, что сделано руками человека.

  1. Педагог: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Вертолёт похож на стрекозу

Подводная лодка – на кита.

(Дети продолжают этот ряд)

  1. Педагог: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы .

Живая природа – это то, что движения, растет, развивается, умирает и размножается.

Педагог раздает детям картинки. Дети берут по одной картинке и рассказывают по очереди, что на ней изображено. Если природа , то поясняют какая (живая, неживая).

Если неприрода, то почему они так думают (потому что создано руками человека).

  1. Игра «Живая и неживая природа»

Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте (кролик, липа, мышь, берёза).

Педагог: А какой природе относится человек?

Педагог: Да! Правильно! Молодцы!

Человек – часть живой природы и одновременно существо мыслящее.

Педагог: Докажите, что человек – часть живой природы? Как он связан с живой и неживой природой?

Дети: человек движется, растет, развивается, умирает и размножается. А поскольку человек – часть природы, то без природы и он обречен на гибель. Если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, различные материалы и даже воздух, человек не смог бы выжить.

Педагог: Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

III Заключительная часть

Педагог:

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащий,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьев лиц?

Когда поймешь, ты наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец.

(С. Кирсанов)

Педагог: На этом мы с вами закончим. Что мы сегодня узнали нового? Понравились ли вам тема, которую мы сегодня прошли. Мне тоже. Молодцы!

В течение дня дети отражают свои впечатления в рисунках. На прогулке также организуется игра «Живая, неживая природа» (с мячом живая – ловят, неживая – отталкивают) и т.д.


Анна Скокова
«Живая и неживая природа». Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада

Воспитатель : Скокова А. П., г. Калининград.

Тема : Живая и неживая природа .

Цель : Познакомить с понятием «природа » , «живая природа » , «неживая природа » .

Задачи :

1. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок.

2. Научить различать и отбирать предметы с природой , подвести к понятию «природа » . Природа- это все , что нас окружает, но не сделано руками человека.

3. Познакомить с понятием «живая природа » , «неживая природа » . Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе . Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе .

4. Обобщить знания детей о живом и неживом объекте . Выявить с детьми главные различия : живые рыбки живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки- неживые . Они стоят на полке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут.

5. Воспитывать познавательный интерес к поведению рыбок и любовь к природе .

Материал к занятию : Сюжетная картина «природа » , предметные картинки с природой и без природы на каждого ребенка ; картинки - человек, собака птица, рыба, дерево цветок, еж, солнце, облака, почва, камни, вода; аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, сердечки из цветной бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.

Сияет солнце, воды блещут.

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы ,

Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

Правильно, о нашей природе . О ней мы сегодня с вами и поговорим.

2. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (воспитатель показывает большой рисунок с изображением природы ).

а) В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать.

На землю каплями падает опять. (вода)

б) Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я все терплю

И всем добром плачу. (земля, почва)

в) Голубой платок,

Красный колобок.

По платку катается

И людям улыбается. (небо и земля)

г) Голубая простыня

Весь свет покрывает. (небо)

д) Светит, сверкает,

Всех согревает. (солнце)

е) Без рук, без ног,

А ворота отворяет. (ветер)

Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!

3. – Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке?

(Дети называют объекты живой и неживой природы )

А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что на рисунке изображена природа )

Как вы думаете, что такое природа ?

Дети : На рисунке нет домов и машин, заводов, скамеек и т. д.

Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать?

Дети : Специально, ведь на этом рисунке изображена только природа .

А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды?

Дети : Человек.

Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой . Что же называется природой ? Природа - это все то , что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!

4. Воспитатель предлагает детям игру «Природа или нет

Ребята, у вас на столах лежат картинки и конверты. Возьмите картинки и рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено, природа или нет ?

А теперь положите картинки с природой в конверт , а остальные оставьте на тарелочках.

(Дети распределяют картинки)

А теперь предлагаю проверить, как вы справились.

Обобщение.

5. Физминутка «Жук» .

В группу к нам жук влетел , (грозят пальцем)

Зажужжал и запел : «Ж-ж-ж-ж» ,

Вот он вправо полетел, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом )

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, (правой рукой движение к носу со стороны)

Не дадим ему присесть. (направление движения вниз и приседание)

Жук наш приземлился.

Зажужжал и закружился (делают вращательные движения типа волчка и встают)

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка, (поочередно вытягивают руки и смотрят на них)

Посиди немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят на них)

На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягиваются)

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно (хлопки над головой)

Хлоп – хлоп – хлоп,

Чтобы улететь он мог. (имитируют полет жука и садятся на стульчики)

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

6. Следующее задание игра «Живая и неживая природа » . Дети встают в круг.

Воспитатель раздает всем по одной картинке. Затем дети по очереди располагают картинки на доске. С живой природой ставят на верхнюю полоску, с неживой - на нижнюю .

Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки : человек, собака, птица, рыба, дерево, цветок, еж - все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе .

А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе , т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.

7. – Ребята, посмотрите внимательно. А есть ли у нас в группе объекты живой природы .

Экспериментальная деятельность. Дети переходят к аквариуму. Воспитатель предлагает детям сравнить живую рыбку с игрушечной.

Давайте сравним рыбок. Какие они? (Одна живая , другая игрушечная)

Где живут живые рыбки? (в воде) А игрушечные? (в шкафу, на полке)

Что могут делать живые рыбки? (плавать, кушать корм, вилять хвостиком и т. д.)

А игрушечные могут? (нет, они лежат на дне в тазу)

Давайте возьмем их в руки. Почему живых рыбок нельзя вынимать? (они погибнут, их можно кормить, наблюдать за ними, а каких рыбок можно брать в руки?

8. Игра «Хорошо - плохо» . ТРИЗ.

(Слова : вода, солнце, дождь, ветер. Воспитатель интересуется, какую пользу и какой вред может причинить каждое из этих явлений. Например : Чем хороша вода? Чем может навредить вода)

9. Природа в рисунках детей . Воспитатель предлагает нарисовать природу . Дети

рисуют и дарят рисунки гостям.

НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа).

Тема: «Живая и неживая природа»


Цель: Дать детям понятие о живой и неживой природе, и что природа - это наш общий дом.

Задачи: 1. Развивать познавательные способности детей.

2. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
3.Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно - следственные связи.
4. Тренировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
5.Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы.
Социализация: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим.
2. Познание: расширять и уточнять представление об окружающем мире.

3. Коммуникация: развивать и поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми.
4.Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ.
Раздаточный: фломастеры (красный, оранжевый, желтый),цветные карандаши, картинки- силуэты.
Тип занятия: Изучение новой темы.
Словарная работа: живая и неживая природа

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом. Этот дом –Природа.

Я приглашаю вас, сейчас отправится в путешествие по миру природы.

Посмотрите, ребята
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг природа.
Ребята в доме природы, что является крышей (стенами, полом, потолком)?
В доме природы крышей будет небо.(горы,почва,облака)

Ребята, а знаете ли вы, что природа делится на два огромных мира?

Сегодня мы узнаем о том, что существует Мир живой и Мир неживой природы.

Как вы думаете, что относится к живой природе?
-Птицы, животные, насекомые, лес, растения.
Почему?
Дети рассуждают.

Давайте обратимся к нашей Мудрой Сове. Пусть нас рассудит кто из нас прав.
Открыть и прочитать:
Живая природа- это что растет, дышит, питается, приносит потомство и умирает.

Например, животные: растут, дышат, питаются, приносят потомство и умирают.
Вывод: Животные - живая природа
Дети приводят свои примеры живой природы, выстраивая цепочку жизни на Земле.
Как вы думаете, что такое неживая природа?
Чем она может отличатся от живой природы?

Дети: Неживая природа не дает потомства, не дышит, не растет, не питается.
Вы совершенно правы. Молодцы! Приведите примеры. неживой природы.
Дети: камень,песок, вода.
Вывод:
1.Живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство.
2.Неживая природа не дает потомства, не дышит и не растет.
Физминутка:

Раз- два обернись и в солнце превратись - руки вверх;
Раз- два обернись и в дождик превратись- хлопки;
Раз- два обернись и в снежинку превратись - покружиться;
Аиста (стоять на одной ноге)
Лягушку (сидя прыгать)
Раз- два обернись и в детей превратись.
Дети садятся на места.

Послушайте «Сказку о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили»

Поспорили как-то Вода , Солнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.

– Я, - сказала Вода, - самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денек теплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду теплым тихим вечером квакают лягушки. Я главная, я утоляю жажду у всего живого.

Подумаешь, - засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, - я согреваю все живое на земле. Лишь коснусь опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зеленая травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчелки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики – муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу листочки у деревьев, и глянь – уж почки лопаются, из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга – весна пришла. Разбудило я весну, а значит и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня – темно бы было на земле, как ночью, а лишь только я появлюсь – и день зарождается.

А как же я? – сказала Почва, - я ведь дом родной и для растений, и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, Вода , во мне живешь, а растения тебя из меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.

Как же так, сказала Вода , все считают себя главным, кто же тогда самый – самый главный?

Задумались Солнце , Вода и Почва , да так и не выяснили – кто.


К какой природе они относятся?
А как вы думаете, кто из них главнее? Почему?
Ребята, может мир существовать без солнца, воды и воздуха? А почему?
Дети:Все живое погибнет.

Как мы должны относиться к природе?
Дети:Природу мы должны любить, охранять и приумножать
-Да, действительно, мы должны беречь и охранять нашу живую и неживую природу.
Природа- это наш общий дом.

Итог занятия:
Что нового вы узнали?
Чему научились?


Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы) .

Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.

Дети входят. Воспитатель читает стихотворения:

Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)

Дети, а вы знаете, что такое природа?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)

Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)

Природа- это то, что существует без помощи человека.

Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)

А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д) . Дети продолжают этот ряд.

Игра: «На что похоже»

К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.

Игра: «Природа и не природа»

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)

Игра «Живая неживая природа»

(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы - стоят на мести.)

Ребята, а человека к какой природе отнесём?

Дети: к живой природе.

А чем человек отличается от животных (ответы детей.)

А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)

А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)

А что будет, если не будет воздуха?

Ответы детей.

Сейчас мы проведем опыты с воздухом.

Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)

Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух -прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.

Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук) . Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например: на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (вывод) .