Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны


Презентация является опорным конспектом урока. Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видеофильмами. Слайд-лекция – это такая форма обучения, которая позволяет акцентировать влияние учащихся на значимых моментах информации, излагаемой учителем, с использованием наглядных эффективных образов в виде схем, карт, фото, видеослайдов, таблиц и т.п. Используя программное приложение MS office «Power Point», я имею возможность быстрого доступа к необходимой информации, возможность осуществлять просмотр в необходимом, на данный момент, режиме - ускорить его или, наоборот, замедлить по ходу объяснения темы. Во время проведения слайд лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала. Для проведения урока используется новая педагогическая технология – Слайд-лекция. Достоинства применения слайд-лекции в том, что происходит концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала. Учащиеся не просто слушают лекцию, а видят наглядный материал о погодных явлениях. На уроке успешно сочетается устный лекционный материал с изображением фотоматериалов, картами, видео. Контроль усвоения материала выполняется с помощью заполнения таблицы. Учащиеся получают более чем достаточно информации на данную тему и учатся её применять на практике.

Просмотр содержимого документа
«Урок Климат России»

Урок-презентация с использованием элементов слайд - лекции.

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видеофильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point в презентацию. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.

Открытый урок с использованием презентации по теме:

«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны».

Класс: 8 класс

Учитель: Боханова Светлана Александровна

Цели урока:

ОЦ: Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на

РЦ: Выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала;

Определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;

Развивать умения определять по синоптическим картам состояние погоды на ближайшее

ВЦ: Способствовать воспитанию наблюдательности за признаками погодных явлений и интереса

к прогнозированию погоды.

Задачи урока:

    Способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию погоды;

    Совершенствовать умения анализировать и работать с синоптическими картами;

    Воспитывать наблюдательность.

Оборудование: атласы по географии, ЦОР «Тёплый и холодный атмосферные фронты», синоптическая карта России, снимки из космоса, презентация «Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны», мультимедийное оборудование с проектором, таблица для самоконтроля «Сравнительная характеристика циклона и антициклона»

Методы и формы учебной деятельности : обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

Ход урока:

I . Организационный момент:

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

1. Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся должны ответить и определить тему изучения нового материала.

Что мы будем изучать сегодня на уроке на основе увиденных фотографий? (СЛАЙД 1, 2)

«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны». (СЛАЙД 3)

2. В 7 классе мы изучали климатообразующие факторы. Вспомним их и определим, какой из них сильно влияет на состояние погоды? Этот фактор мы и будем изучать сегодня. (СЛАЙД 4. Ответ: «Движение воздушных масс»)

II . Мотивационный момент:

Сегодня на уроке мы

    познакомимся с синоптическими картами, научимся их «читать», определим движение воздушных масс.

    узнаем, как составляется прогноз погоды на ближайшее время.

    определим погоду на завтра и послезавтра (для своей местности).

III . Изучение новой темы:

Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
- Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)

Вспомните, видели вы туман утром? (Учащиеся отвечают )

Учитель на этом примере начинает объяснение.

Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. (СЛАЙД 5) При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.

(СЛАЙД 6) Определение понятия «воздушная масса».

(СЛАЙД 7) Типы воздушных масс, встречающихся у земной поверхности.

(СЛАЙД 8) Движение воздушных масс очень хорошо просматривается из космоса. Что вам напоминает каждый из этих космических снимков? (Ответ: Движение лопастей вентилятора)

(СЛАЙД 9) На примере слайда, мы можем определить направление движения такого вихря, а это значит, что можно определить какую погоду принесёт этот вихревой поток. Так составляются прогнозы погоды на ближайшее время с использованием космических снимков воздушных масс.

Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.

(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.

(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики. Приходят в основном из центральных и южных районов континентального климата. Суша прогревается быстрее, поэтому летом приходит жара с засухой. Зимой континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.

(СЛАЙД 12) Какие атмосферные вихри принесут такую погоду в наш район? (По фотографиям погоды в Зимовниках учащиеся определяют, где господствует циклон, а где антициклон)

(СЛАЙД 13) Закрепляем умения определять название господствующих воздушных потоков.

(СЛАЙД 14) Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду. После просмотра ЦОРов о тёплом и холодном фронтах определим:

Когда идут ливневые дожди?

Когда наблюдается моросящий дождь?

(в папке есть видео тёплого и холодного фронтов, если не открывается в презентации)

(СЛАЙД 16) Видео тёплого фронта.

(СЛАЙД 17) Видео холодного фронта.

Сейчас познакомимся с синоптической картой. Увидев её, мы сразу можем составить прогноз погоды своей местности, не дожидаясь её озвучивания.

(СЛАЙД 18) Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?

Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление )

(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

IV . Практическая часть урока : Заполним таблицу для закрепления изученного

материала.(СЛАЙД 20)

Сравнительная характеристика циклона и антициклона: (СЛАЙД 21) Проверяем ответы.

Признаки сравнения

Циклон

Антициклон

Давление в центре

Давление на периферии

Токи воздуха

Восходящие

Нисходящие

Направление ветра

Против часовой стрелки

По часовой стрелке

Особенности погоды

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление.

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание.

Зимой: морозно, ясно, без осадков.

Летом: жарко, ясно, без осадков.

Рефлексия:

1. Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

Буря мглою небо кроет, Под голубыми небесами

Вихри снежные крутя, Великолепными коврами,

То как зверь она завоет, Блестя на солнце снег, лежит

То заплачет как дитя, А.С.Пушкин

А.С.Пушкин (Антициклон)

    Сегодня на уроке мне было ….

    Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….

    Сегодня я…..

    Мне было легко…

    Мне было сложно…

    О том, что я узнал (а), я расскажу…

3.(СЛАЙД 23)

Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?

По каким признакам вы сделали такой вывод?

Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: параграф 11 на стр.73-80.

Сегодня я хотела показать изменчивость погоды и объяснить причины перемен состояния воздушных масс. Именно на уроке происходит обучение практическому применению полученных знаний в виде предсказания погоды на ближайшее время по синоптической карте. Собираясь в школу, учащиеся будут рассматривать погоду сегодняшнего дня, научно объясняя её. Но большее удовлетворение они получат от правильного предсказания погоды на завтра. (Например, при быстром приближении циклона в сентябре предсказываем сильный ветер и дождь с похолоданием). Стихотворения показывают состояние погоды, а учитель пытается на практике закрепить полученные знания учащимися и развивает умения объяснять процессы, происходящие в атмосфере. Заинтересованность в данном вопросе является движущей силой в приобретении знаний. Хочется верить, что мой урок будет опробован многими учителями. А презентация к уроку будет опорным конспектом для проведения урока.

Просмотр содержимого презентации
«Климат России»

Презентация составлена учителем МБОУ Зимовниковской СОШ №10 Бохановой Светланой Александровной.

Урок географии в 8 классе.


Что объединяет эти фотографии? ( Ответ связан с природными процессами)


Что отличает эти две фотографии?

Что мы будем

изучать сегодня

на уроке на основе увиденных фотографий?



  • Географическая широта.
  • Подстилающая поверхность.
  • Движение воздушных масс.






ЦИКЛОНЫ

1.Образуются при вторжении тёплого воздуха в холодный.

2. В центре циклона область пониженного атмосферного давления.

3. Движение воздуха

восходящее, против

часовой стрелки

4. Обладают большой

подвижностью.

5. Приносят

пасмурную, ветреную,

сырую погоду,

смягчают жару летом

и мороз зимой.


АНТИЦИКЛОНЫ

  • Образуются при вторжении холодного воздуха в тёплый.
  • В центре антициклона область повышенного атмосферного давления.
  • Движение воздуха

нисходящее, по

часовой стрелке.

4. Малоподвижны.

5. Приносят ясную

безветренную погоду,

усиливают жару летом

и мороз зимой


Какие атмосферные вихри принесут такую погоду?



Тёплый и холодный фронт

  • Когда будут проходить ливневые дожди?
  • Когда идёт мелкий моросящий дождь?

1. Просмотр видео тёплого фронта.

2. Просмотр видео холодного фронта.






Характеристика циклона и антициклона

(сравнительная)

Признаки сравнения

Циклон

Давление в центре

Антициклон

На периферии

Токи воздуха

Направление

ветра

Особенности погоды

Районы преобладания


Проверим:

Признаки сравнения

Циклон

Давление в центре

На периферии

Антициклон

Токи воздуха

восходящие

Направление

ветра

нисходящие

Против часовой стрелки

Особенности погоды

По часовой стрелке

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание

Районы преобладания

Зимой: морозно, ясно, без осадков;

Летом: жарко, ясно, без осадков

Северные и центральные районы России

Южные районы России


  • Сегодня на уроке мне было ….
  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
  • Сегодня я…..
  • Мне было легко…
  • Мне было сложно…
  • О том, что я узнал (а), я расскажу….

  • Посмотрим за окно.

Какая погода сейчас?

  • По каким признакам вы сделали

такой вывод?

  • Что будет с погодой, если передали

приближение циклона?

  • Какая будет погода, если утром вы

видели сильный туман?


  • http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/81934_priroda_pole_zemlya_nebo_oblaka-cveta_2560x1600_(www.GdeFon.ru).jpg
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/522/76522134_3ec79da59daa.gif
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/382895/?page=1
  • http://www.photoforum.ru/f/photo/000/598/598988_36.jpg
  • http://www.vseokrasote.ru/linked/userpic/x_90bb510b.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5/iuspas.2/0_49ed_dfc3fecf_L
  • http://basik.ru/images/rain/short.jpg
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/150329/?page=0#preview
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/264498/?page=0#preview
  • http://festival.1september.ru/files/articles/50/5069/506981/img7.JPG
  • Тёплый фронт http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg
  • Холодный фронт http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8
  • http://shools-geograf.at.ua/publ/fizicheskaja_geografija/atmosfera_pogoda_i_klimat/ciklony_i_anticiklony/18-1-0-105

Описание презентации ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦИРКУЛЯЦИИ ВОЗДУШНЫХ МАСС, АТМОСФЕРНЫЕ ФРОНТЫ, ЦИКЛОНЫ И по слайдам

Климатообразующие факторы географическая широта подстилающая поверхность циркуляция воздушных масс солнечн ая радиаци я релье ф характер подстилающ ей поверхности воздушные массы, атмосфер. фронты, циклоны и антицик. ветры

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ Наряду с географической широтой важным климатообразующим фактором является циркуляция атмосферы, т. е. перемещение воздушных масс. Воздушные массы — значительные объёмы воздуха тропосферы, который обладает определёнными свойствами (температура, влагосодержание), зависящими от особенностей района его формирования и движущиеся как единое целое. Протяжённость воздушной массы может составлять тысячи километров, а вверх она может простираться до верхней границы тропосферы.

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ Воздушные массы по скорости перемещения разделяют на две группы: ДВИЖУЩИЕСЯ МЕСТНЫЕ Движущиеся воздушные массы в зависимости от температуры подстилающей поверхности делятся на теплые и холодные. Теплая воздушная масса — движущаяся на холодную подстилающую поверхность, холодная масса — движущаяся на более теплую поверхность. Местные воздушные массы – это воздушные массы, которые длительное время не меняют своё географическое положение. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми в зависимости от сезона, а также сухими и влажными.

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ Выделяют четыре основных типа воздушных масс: ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ АРКТИЧЕСКИЕ (АНТАРКТИЧЕСКИЕ)УМЕРЕННЫЕ ТРОПИЧЕСКИЕ Кроме того, каждый из типов подразделяется на подтипы: МОРСКИЕ КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ Эти подтипы различаются меж собой по влажности. Например, морская арктическая масса формируется над северными морями – Баренцевым и Белым морем, характеризуется, как и континентальная воздушная масса, но с немного повышенной влажностью. Климат России формирует в той или иной степени все воздушные массы, за исключением экваториальной.

СВОЙСТВА ВОЗДУШНЫХ МАСС Рассмотрим свойства различных масс циркулирующих на территории нашей страны. Арктическая воздушная масса формируется преимущественно над Арктикой в полярных широтах, характеризуется низкими температурами зимой и летом. Ей присуща низкая абсолютная влажность и высокая относительная. Эта воздушная масса господствует круглый год в арктическом поясе, а зимой перемещается в субарктику. Умеренная воздушная масса формируется в умеренных широтах, где в зависимости от времени года изменяется температура: летом относительно высокая, зимой относительно низкая. По сезонам года от места формирования зависит и влажность. Эта воздушная масса господствует в умеренном поясе.

СВОЙСТВА ВОЗДУШНЫХ МАСС Отчасти, на территории России преобладают тропические воздушные массы. Они формируются в тропических широтах и имеют высокую температуру. Абсолютная влажность зависит от места формирования, а относительная влажность обычно низкая.

СВОЙСТВА ВОЗДУШНЫХ МАСС Прохождение различных воздушных масс на территории России обуславливает разницу в погодах. Например, все «волны холода» на территории нашей страны приходящие с севера, — это арктические воздушные массы, а на юг европейской части приходят тропические воздушные массы малой Азии или, иногда, с севера Африки (именно они приносят жаркую, сухую погоду).

В оздуш ны е м ассы – очень подвиж ны е части тропосф еры. П ри столкновении разны х по свойствам воздуш ны х м асс образую тся переходны е зоны. Атмосферные фронты

Атмосферные фронты Атмосферный фронт – это переходные зоны (границы) между двумя разнородными воздушными массами. При этом более теплый воздух всегда оказывается наверху, а холодный – внизу. Различают теплые и холодные атмосферные фронты.

Характеристика атмосферных фронтов Теплый фронт Холодный фронт 1. Теплый воздух надвигается на холодный ТВ ХВ 1. Холодный воздух надвигается на теплый ХВ ТВ 2. Теплый легкий воздух поднимается вверх 2. Выталкивает вверх легкий теплый воздух 3. Затяжные дожди 3. Ливни, грозы 4. Медленное потепление 4. Быстрое похолодание, ясная погода 5. И з м е н и е п о г о д ы. ХВ ТВ

Признаки Циклон Антициклон Что это? Схема образования Движение воздуха. Размеры Скорость перемещения. Место рождения В каких районах России преобладают Погода

Антициклон – это вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре. Из-за отклоняющего действия вращения Земли воздух закручивается по часовой стрелке из центра к краям.

Синоптическая карта 1. Какое время года изображено на карте? 2. Где на территории страны самое низкое давление? 3. Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте? 4. Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна? 5. Какое состояние неба преобладает над страной? 6. Где над территорией страны отмечается безоблачное небо? 7. Для чего составляются синоптические карты?

По вы шен ное ат мо сфер ное дав ле ние ха рак тер но для по год ных усло вий тер ри то рий, на хо дя щих ся под вли я ни ем 1) цик ло нов 2) ан ти цик ло нов 3) хо лод ных ат мо сфер ных фрон тов 4) теп лых ат мо сфер ных фрон тов

Какие воз душ ные массы гос под ству ют в суб тро пи че ском кли ма ти че ском поясе? 1) арк ти че ские и уме рен ные 2) уме рен ные и тро пи че ские 3) тро пи че ские и эк ва то ри аль ные 4) ан тарк ти че ские и уме рен ные

ПРИ ПОДЪ ЕМЕ ВОЗ ДУ ХА ВВЕРХ ОН ОХЛА ЖДА ЕТ СЯ, ВО ДЯ НОЙ ПАР В НЕМ КОН ДЕН СИ РУ ЕТ СЯ И ВЫ ПА ДА ЮТ ОСАД КИ. ЛЕД НИ КИ ОБ РА ЗУ ЮТ СЯ, ЕСЛИ ВЫ ПАВ ШИЕ В ТВЕР ДОМ ВИДЕ ОСАД КИ НЕ УСПЕ ВА ЮТ ПОЛ НО СТЬЮ РАС ТА ЯТЬ (В ТЕП ЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА) И ПРО ИС ХО ДИТ ИХ НА КОП ЛЕ НИЕ. ПРИ ДВИ ЖЕ НИИ ОТ ЭК ВА ТО РА К ПО ЛЮ САМ СРЕД НЕ ГО ДО ВЫЕ ТЕМ ПЕ РА ТУ РЫ СТА НО ВЯТ СЯ НИЖЕ, ЗИМА БОЛЕЕ ПРО ДОЛ ЖИ ТЕЛЬ НАЯ И ХО ЛОД НАЯ, ЛЕТО - БОЛЕЕ КО РОТ КОЕ И ХО ЛОД НОЕ. Т. Е. В ВЫ СО КИХ ШИ РО ТАХ ПЕ РИ ОД, КОГДА ОСАД КИ ВЫ ПА ДА ЮТ В ВИДЕ СНЕГА (ДАЖЕ ПРИ МЕНЬ ШЕМ СРЕД НЕ ГО ДО ВОМ КО ЛИ ЧЕ СТВЕ ОСАД КОВ), БОЛЕЕ ПРО ДОЛ ЖИ ТЕЛЬ НЫЙ, А ПЕ РИ ОД, В ТЕ ЧЕ НИЕ КО ТО РО ГО СНЕГ МОЖЕТ РАС ТА ЯТЬ, - ЗНА ЧИ ТЕЛЬ НО БОЛЕЕ КО РОТ КИЙ. В суб тро пи че ском поясе сне го вая гра ни ца лежит на вы со те 4500 -5000 м, в уме рен ном - на вы со те 2500 -3500 м, на арк ти че ских ост ро вах - 100 -150 м. Объ яс ни те, по че му вы со та сне го вой линии из ме ня ет ся в ши рот ном на прав ле нии.

1. БОЛЬ ШЕЕ КО ЛИ ЧЕ СТВО ОСАД КОВ В КЛИ МА ТО ГРАМ МЕ В УКА ЗЫ ВА ЕТ НА ТО, ЧТО ПУНКТ РАС ПО ЛО ЖЕН БЛИЖЕ К ОКЕ А НУ, Т. Е. ЗА ПАД НЕЕ. 2. В ТОЧКЕ А ТЕМ ПЕ РА ТУ РА ЗИМЫ НИЖЕ, А ЛЕТА ВЫШЕ, ЧТО УКА ЗЫ ВА ЕТ НА БОЛЬ ШУЮ КОН ТИ НЕН ТАЛЬ НОСТЬ КЛИ МА ТА, Т. Е. БОЛЬ ШУЮ ЧЕМ У ПУНК ТА В УДА ЛЕН НОСТЬ ОТ ОКЕ А НА, ИЛИ, ДРУ ГИ МИ СЛО ВА МИ, ВО СТОЧ НЕЕ. ОТВЕТ: ПУНКТ А РАС ПО ЛО ЖЕН ВО СТОЧ НЕЕ. На ри сун ке по ка за ны кли ма то грам мы, ха рак те ри зу ю щие кли мат пунк тов А и В, рас по ло жен ных в Ев ро пе при мер но на оди на ко вой ши ро те и вы со те над уров нем моря. Опре де ли те, какой из этих пунк тов рас по ло жен во сточ нее. Для обос но ва ния ва ше го от ве та при ве ди те два до во да.

УКА ЖИ ТЕ ОТВЕТ В ВИДЕ ПО СЛЕ ДО ВА ТЕЛЬ НО СТИ БУК ВЕН НЫХ ОБО ЗНА ЧЕ НИЙ ВЫ БРАН НЫХ ЭЛЕ МЕН ТОВ. A) СА ЛЕ ХАРД Б) СЫК ТЫВ КАР B) НО ВО СИ БИРСК С по мо щью карты срав ни те ат мо сфер ное дав ле ние в го ро дах Са ле хард, Сык тыв кар и Но во си бирск Рас по ло жи те эти го ро да в по ряд ке уве ли че ния ат мо сфер но го дав ле ния, на блю дав ше го ся в них 11 ян ва ря 2010 г.

По яс не ние. По ли ни ям рав ных дав ле ний опре де лим дав ле ние для го ро дов. А) Са ле хард - от 1010−до 1015 Б) Сык тыв кар 1015 В) Но во си бирск более 1025 Вы стро им по сле до ва тель ность в по ряд ке уве ли че ния дав ле ния: АБВ.

С по мо щью карты срав ни те ат мо сфер ное дав ле ние в го ро дах Тю мень, Орен бург и Ниж ний Нов го род. Рас по ло жи те эти го ро да в по ряд ке уве ли че ния ат мо сфер но го дав ле ния, на блю дав ше го ся в них 11 ян ва ря 2010 г. Ука жи те ответ в виде по сле до ва тель но сти бук вен ных обо зна че ний вы бран ных эле мен тов. A) Тю мень Б) Орен бург B) Ниж ний Нов го род

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Теплый атмосферный фронт

Холодный фронт

Холодный фронт Тёплый фронт 1. Образуется при вторжении холодного воздуха в область, занятую тёплым. 2. Проникает клином, выталкивая ТВ вверх. 3. Погода меняется быстро. Ливень, гроза, шквалистый ветер. 4. После прохождения фронта похолодание. Образуется при вторжении тёплого воздуха в область, занятую холодным. 2. Поднимается плавно над ХВ, оттесняя его. 3. Погода меняется постепенно, идут затяжные дожди. 4. После прохождения фронта -- медленное потепление. Атмосферный фронт -это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы

Циклоны Антициклоны Атмосферный вихрь с низким давлением в центре Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре Движение воздуха от окраин к центру против часовой стрелки Движение воздуха от центра к окраинам по часовой стрелке В центре-восходящее движение воздуха В центре-нисходящее движение воздуха Погода изменчивая, ветреная, облачная, с осадками. Погода устойчивая, безветрен- ная, безоблачная, без осадков. Летом -тёплая, зимой - морозная.

Синоптическая карта 1.Какое время года изображено на карте? 2. Где на территории страны самое низкое давление? 3. Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте? 4. Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна? 5. Какое состояние неба преобладает над страной? 6. Где над территорией страны отмечается безоблачное небо? 7. Для чего составляются синоптические карты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлена презентация по теме: "Классификация химических реакций" в 8 классе. Рассмотрены вопросы: 1.Что такое химические реакции? ...

Опыт возник и осуществляется в условиях общеобразовательной средней школы № 4 г. Лабинска Лабинского района.В течении 3 лет систематизировался материал по применению видеометодов (мультимедийных...

Данная презентация может быть использована учителем для объяснения нового материала по теме Сокращение алгебраических дробей по учебника А.Г. Мордковича Алгебра 7 класс...

Общей циркуляцией атмосферы называют совокупность основных воздушных течений на Земном шаре. Общая циркуляция атмосферы включает воздушные течения тропо-, страто- и мезосферы. Наиболее изучена циркуляция тропосферы.

Если предположить, что поверхность Земли однородна и Земной шар освещается Солнцем одинаково в северных и южных полушариях (весна и осень), то циркуляция была бы очень простой. Над экватором будет экваториальная депрессия, у полюсов – области повышенного давления, и, следовательно, возникает меридианный перенос (от полюсов к экватору). Но т.к. Земля вращается вокруг оси, то направление движения воздуха происходит с запада на восток (геострофический ветер). Если учесть, что поверхность Земли неоднородна и нагревается и охлаждается неодинаково (особенно в умеренных широтах), то картина общей циркуляции очень усложняется и несколько изменяется по сезонам.

Летом (июль) картина поясов атмосферного давления смещается немного к северу, а зимой – немного к югу, т.к. изменяется угол падения солнечных лучей. Вслед за изменением положения поясов атмосферного давления происходит и смещение основных крупномасштабных атмосферных движений, входящих в общую циркуляцию.

Основными атмосферными движениями являются:

1) воздушные течения, вызванные разностью между температурой различных широтных зон;

2) струйные течения;

3) пассаты (тропические ветры) – их направление постоянно весь год;

4) муссоны – 2 раза в год меняют направление;

5) западные ветры (умеренных широт) – их направление постоянно весь год;

6) воздушные течения в циклонах и антициклонах.

Циклоны – восходящие атмосферные вихри с наклонной осью вращения, представляющие собой замкнутые области пониженного давления (барический минимум), с циклонической системой ветров от периферии к центру области (в северном полушарии против часовой стрелки). Антициклоны – нисходящие атмосферные вихри с наклонной осью, представляющие собой замкнутые области повышенного давления (барический максимум), с антициклонической системой ветров от центра к периферии области (в северном полушарии по часовой стрелке). Вихри эти относительно плоские, имеют в диаметре 1500-3000 км, а высота их 2-3 км (максимально до 15 км).

Циклоны образуются во фронтальной зоне. Признаками циклона в умеренных широтах являются пониженное атмосферное давление, выпадение осадков, усиление ветра, зимой - потепление, летом - похолодание. Циклоны обычно существуют несколько суток, движутся чаще всего с запада на восток со скоростью 20-40 км/ч (700 км в сутки). В начале развития циклон движется быстро, затем движение его замедляется, и циклон становится малоподвижным. Иногда циклон в конце своего развития вновь начинает развиваться, т.е. регенерирует. Это бывает в тех случаях, когда в область старого циклона вторгаются новые порции ХВ или ТВ. Так, на одном атмосферном фронте последовательно возникает до 3-4-х циклонов – серия циклонов. Прохождение серии циклонов составляет в среднем 5-6 суток, но может быть до 12 суток. Сотни фронтальных циклонов существуют одновременно в каждом полушарии, оказывая огромное влияние на погоду. В поднимающемся воздухе образуются облака, и как следствие – выпадают осадки.

В тропических широтах развиваются циклоны огромной силы, в которых возникают ураганные ветры. От циклонов умеренных широт они отличаются меньшими размерами – их поперечник не более 1000 км. В них возникают обильные ливни, сильные грозы. Образуются тропические циклоны над теплой (не ниже +27 о С) поверхностью океана, между 5 о ш. и 20 о ш. в каждом полушарии. Тропические циклоны со скоростью ветра более 30 м/с называются тропическими ураганами. Их максимальная скорость более 100 м/с.

В центре циклона (вихря) находится глаз бури – область затишья (диаметр около 30 км) – небо тут ясное, безоблачное, а вокруг – мощные «С в » облака, ливни и грозы. На Земле каждый год возникает до 70 тропических циклонов, причем в северном полушарии их бывает больше, чем в южном. Наиболее часто они зарождаются в Тихом океане, у берегов юго-восточной Азии (здесь их называют тайфунами) и в восточной акватории океана, к западу от Мексики. В Атлантическом океане наиболее часто – в Карибском море, в Индийском океане – в северной его части (Аравийское море, Бенгальский залив). Смещаясь в умеренные широты, тропический циклон теряет свои свойства и становится обычным циклоном (внетропический циклон).

В атмосфере могут образовываться и вихри малого диаметра – в несколько десятков или сотен метров. Ось такого вихря слабо наклонена. Воздух в вихре вращается со скоростью 50-200 м/с, скорость движения самого вихря – 10-20 м/с. Над морем вихрь называется смерчем, над сушей – тромбом (в Северной Америке – торнадо). Возникают такие вихри при неустойчивом вертикальном равновесии атмосферы.

Антициклоны развиваются в умеренных широтах между циклонами. Они тоже движутся с запада на восток со скоростью 30-40 км/ч. Развитие антициклона начинается с возникновения приземной области повышенного давления. В первой стадии развития молодой антициклон представляет собой сравнительно небольшой нисходящий вихрь до высоты 3 км. Во второй стадии – стадии максимального развития – в антициклонное движение включаются все более высокие слои – до высоты 8-12 км. В третьей стадии – стадии разрушения – антициклон малоподвижен.

Для антициклона характерно повышенное атмосферное давление. В антициклонах образуются температурные инверсии. Погода малооблачная и без осадков. В центре антициклона у земной поверхности – штили, на периферии могут быть ветры. Летом в умеренных широтах устанавливается жаркая погода, зимой – морозная. Антициклоны более устойчивы, чем циклоны, и более продолжительны.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используя программное приложение MS office «Power Point», я имею возможность быстрого доступа к необходимой информации, возможность осуществлять просмотр в необходимом, на данный момент, режиме - ускорить его или, наоборот, замедлить по ходу объяснения темы.

Во время проведения слайд лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Для проведения урока используется новая педагогическая технология – Слайд-лекция. Достоинства применения слайд-лекции в том, что происходит концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала. Учащиеся не просто слушают лекцию, а видят наглядный материал о погодных явлениях. На уроке успешно сочетается устный лекционный материал с изображением фотоматериалов, картами, видео. Контроль усвоения материала выполняется с помощью заполнения таблицы.

Учащиеся получают более чем достаточно информации на данную тему и учатся её применять на практике.

Цели урока:

  • Образовательные : дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду.
  • Развивающие :
    • выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала;
    • определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;
    • развивать умения определять по синоптическим картам состояние погоды на ближайшее время.
  • Воспитательные : способствовать воспитанию наблюдательности за признаками погодных явлений и интереса к прогнозированию погоды.

Задачи урока:

  • способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию погоды;
  • совершенствовать умения анализировать и работать с синоптическими картами;
  • воспитывать наблюдательность.

Оборудование: атласы по географии, ЦОР «Тёплый и холодный атмосферные фронты», синоптическая карта России, снимки из космоса, презентация «Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны», мультимедийное оборудование с проектором, таблица для самоконтроля «Сравнительная характеристика циклона и антициклона»

Методы и формы учебной деятельности: обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

1. Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся должны ответить и определить тему изучения нового материала.
– Что мы будем изучать сегодня на уроке на основе увиденных фотографий? (СЛАЙДЫ 1, 2)
«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны». (СЛАЙД 3)

2. В 7 классе мы изучали климатообразующие факторы. Вспомним их и определим, какой из них сильно влияет на состояние погоды? Этот фактор мы и будем изучать сегодня. (СЛАЙД 4. Ответ: «Движение воздушных масс»)

II. Мотивационный момент:

– Сегодня на уроке мы

  • познакомимся с синоптическими картами, научимся их «читать», определим движение воздушных масс.
  • узнаем, как составляется прогноз погоды на ближайшее время.
  • определим погоду на завтра и послезавтра (для своей местности).

III. Изучение новой темы:

– Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
– Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)
Вспомните, видели вы туман утром? (Учащиеся отвечают )
Учитель на этом примере начинает объяснение.

Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. (СЛАЙД 5) При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.
(СЛАЙД 6) Определение понятия «воздушная масса».
(СЛАЙД 7) Типы воздушных масс, встречающихся у земной поверхности.
(СЛАЙД 8) Движение воздушных масс очень хорошо просматривается из космоса. Что вам напоминает каждый из этих космических снимков? (Ответ: Движение лопастей вентилятора)
(СЛАЙД 9) На примере слайда, мы можем определить направление движения такого вихря, а это значит, что можно определить какую погоду принесёт этот вихревой поток. Так составляются прогнозы погоды на ближайшее время с использованием космических снимков воздушных масс.
Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.
(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.
(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики. Приходят в основном из центральных и южных районов континентального климата. Суша прогревается быстрее, поэтому летом приходит жара с засухой. Зимой континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.
(СЛАЙД 12) Какие атмосферные вихри принесут такую погоду в наш район? (По фотографиям погоды в Зимовниках учащиеся определяют, где господствует циклон, а где антициклон)
(СЛАЙД 13) Закрепляем умения определять название господствующих воздушных потоков.
(СЛАЙД 14) Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду. После просмотра ЦОРов о тёплом и холодном фронтах определим:
– Когда идут ливневые дожди?
– Когда наблюдается моросящий дождь?
Тёплый: http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg
Холодный: http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8
(в папке есть видео тёплого и холодного фронтов, если не открывается в презентации)
(СЛАЙД 16) Видео тёплого фронта.
(СЛАЙД 17) Видео холодного фронта.
Сейчас познакомимся с синоптической картой. Увидев её, мы сразу можем составить прогноз погоды своей местности, не дожидаясь её озвучивания.
(СЛАЙД 18) Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?
Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление )
(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

IV. Практическая часть урока : Заполним таблицу для закрепления изученного материала. (СЛАЙД 20)

Сравнительная характеристика циклона и антициклона: (СЛАЙД 21) Проверяем ответы.

Рефлексия:

1. Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

  • Сегодня на уроке мне было …
  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
  • Сегодня я…..
  • Мне было легко…
  • Мне было сложно…
  • О том, что я узнал (а), я расскажу…

3. (СЛАЙД 23)

– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?
– По каким признакам вы сделали такой вывод?
– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: параграф 11 на стр.73-80.

– Сегодня я хотела показать изменчивость погоды и объяснить причины перемен состояния воздушных масс. Именно на уроке происходит обучение практическому применению полученных знаний в виде предсказания погоды на ближайшее время по синоптической карте. Собираясь в школу, учащиеся будут рассматривать погоду сегодняшнего дня, научно объясняя её. Но большее удовлетворение они получат от правильного предсказания погоды на завтра. (Например, при быстром приближении циклона в сентябре предсказываем сильный ветер и дождь с похолоданием). Стихотворения показывают состояние погоды, а учитель пытается на практике закрепить полученные знания учащимися и развивает умения объяснять процессы, происходящие в атмосфере. Заинтересованность в данном вопросе является движущей силой в приобретении знаний. Хочется верить, что мой урок будет опробован многими учителями. А презентация к уроку будет опорным конспектом для проведения урока.