Зачатие праведною анною пресвятой богородицы. Зачатие праведной анною пресвятой богородицы


Важным днем у православных верующих является 9(22) декабря, когда Православная Церковь отмечает Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Действо поистине долгожданное и желанное, поэтому икона Зачатия Пресвятой Богородицы служит истинным примером силы чистой веры и неподдельного счастья от возможности иметь собственного ребенка.

В современном мире с такими ужасными словами как «нежелательная беременность» люди перестают осознавать, какая это радость – иметь ребенка, тем временем, как отчаявшиеся, лишенные возможности быть мамой и папой, супруги делают все, чтобы стать счастливыми родителями. Примером человеческой боли, страданий и чистосердечных молитв служит икона Зачатия Анны, проносящая в себе все те чувства горести и одновременно надежды, непоколебимости, которые испытывает каждый несостоявшийся родитель. Со временем ко всем, даже к тем, кто не ценит сейчас данные шансы, придет осознание того, что нет ничего лучше для полноценной семьи, как зачать, выносить и родить здорового малыша.

Немного истории

Свое начало история берет с супружеской пары святой Анны и святого праведного Иоакима. Они проживали в Назарете, близ Галилейского моря, в северной части Палестины, и каждый новый день проводили с надеждой и мечтой о детях. Однако праведная Анна была бесплодна. Таков был Промысел Божий. Все грезы о зачатие ребенка разбивались с заходом солнца.

Иоаким и Анна вели благочестивую жизнь: на протяжении 50 лет каждый год жертвовала две трети заработка бедным и Иерусалимскому храму. В их доме не существовало сор, не было ругани, лишь одно возвышенное чувство наполняло их обитель – любовь.

Так шли годы бесчисленных попыток завести ребенка. Но даже несмотря на неудачи, пара не отчаивалась. Они горячо молились и просили Бога о чуде. Анна винила себя, скорбела, обещала даровать Всевышнему рожденное дитя. И спустя 20 лет брака, 20 лет молитв и поста, чудо случилось, Бог услышал их. Зачатие совершилось 9 декабря, а девять месяцев спустя, 8 сентября, на свет появилась Дева Мария.

Разновидности иконы

Икона Зачатия святой праведной Анною Пресвятой Богородицы до наших дней дошла в трех вариантах. Они последовательно изображают желанный для супружеской пары момент, а именно зачатие святой Анною, которую до этого считали отвергнутой Богом, так как она не могла иметь ребенка.

Первая среди икон – встреча праведной Анны и Иоакима. Накануне, Ангел сообщает приносящему в пустыне жертву Иоакиму, который сорок дней постился и каялся, что скоро у него будет ребенок. От Ангела и Анна узнает о том, что беременна и вскоре родит «царицу, великую на небе и на земле». На иконе супруги крепко обнимают друг друга. Целование у Золотых ворот – это первая их встреча после разлуки, которая наполнена светлыми чувствами нежности, радости от Божьего дарования.

Наиболее известной среди трех является икона Пресвятой Богородицы, попирающей змея. На ней родители Девы Марии изображены по двум сторонам внизу иконы. Они молитвенно держат поднятые руки и смотрят вверх, лицезря парящую в воздухе Божию Матерь. Под ногами Пресвятой Девы находится обвитый змеем шар. Змей означает дьявола, который рвется подчинить целую вселенную своей власти. Однако, ему это не удается, ведь его сдерживает чистота и непорочность дочери Анны и Иоакима.

Последняя вариация иконы Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы встречается реже, однако не теряет из-за этого своей значимости. Младшая дочь священника Матфана, Анна, держит Деву Марию в младенческом возрасте на левой руке. Лицо святой Анны отображает поистине радостные эмоции и особое благоговение. Именно к этой иконе чаще всего прибегают женщины, желающие забеременеть и родить здорового ребенка.

Значение иконы

Исходя из истории, способствовавшей написанию данных икон, образы святой Анны, Иоакима и Пресвятой Богородицы носят особое значение и помогают при бесплодии, а также способствуют нормальному протеканию беременности, развитию здорового плода и успешным родам.

Как молиться перед иконой желающим родить ребенка и беременным

Как известно, каждая икона имеет свою силу, поэтому дабы она начала действовать, нужна не только икона, но и молитва к ней.

Согласно установленной традиции, молитву перед иконой зачатия святой Анны требуется читать сорок дней – ровно столько, сколько каялся в пустыне ее муж Иоаким.

Лишь благодаря их искренность и душевной доброте Бог даровал им дитя. Поэтому, произнося следующую молитву, стоит помнить не о количестве ее произношения, а о душевной, проникновенной просьбе, что идет от чистого сердца:

О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородица была долгожданной для Анны и Иоакима. Супруги были почтительны, добры, честны сами с собой. И наконец, их большая взаимная любовь, истинная вера и молитвы даровали им желанное – счастье – ребенка.

22 декабря Православная Церковь утвердила светлое торжество, когда случилось благодатное зачатие Пресвятой Богородицы праведной Анной. Всю свою жизнь Анна была связана с христианской религией, так как приходилась дочерью священника Матфана. Также важно отметить, что святая всегда помогала немощным и больным людям, а также отдавала все собственные материальные ценности на нужды бедных или же бездомных христиан.

Установление ежегодного почитания

Занимаясь проповедничеством, женщина снискала себе славу доброй, отзывчивой и милосердной натуры, за что о ней узнало много верующих людей. На сегодняшний день, прихожанам рекомендуется отправиться в храм, чтобы почтить память праведной Анны, а также стать участниками торжественного богослужения в её честь. Если у вас нет возможности посетить в храм для молитвы, лучше всего несколько раз помолиться перед её светлым образом у себя дома, попросив благодати и здоровья для себя, родных и близких людей.

Жизненный путь праведной Анны и её супруга

Когда праведной Анне исполнилось восемнадцать лет, то она была выдана замуж за праведного Иоакима. После бракосочетания, супруги поселились в Назарете, рядом с великой Галилеей. Примечательно, что они были настоящим примером благочестивой жизни, ведь жили исключительно по Божьим Заповедям, а также более чем половину собственной зарплаты отдавали в Иерусалимскую церковь для помощи всем нуждающимся прихожанам.

Особый промысел Божий заключался в том, что праведные супруги до глубокой старости не могли зачать ребенка, что их сильно расстраивали. Они уже отчаялись просить Господа, чтобы Он подарил им ребеночка для утешения, и думали, что это наказание свыше. У евреев принято считать, что если супруги не в состоянии завести детей, то это тяжкое бремя и сильное наказание Небес. Но праведная Анна не переставала верить в скорое рождение ребенка, поэтому ежедневно молила Бога о благодатной помощи.

Зачатие Пресвятой Богородицы

Однажды в Назарете проходило торжество, во время которого христиане приносили различные подарки в храм. К сожалению, священнослужители отказались принимать дары от Иоакима и Анны, так как считали, что у них нет благословения от Творца нашего. Огорчившись данной новостью, праведный Иоаким отправился в дальнее странствие, взяв с собой лишь немного воды и пропитания. Ежедневно он молился Богу о помощи, проводя все дни в строгом посте, и эти молитвы вскоре были услышаны.

Праведная Анна также молилась у себя дома, совершая благочестивые поступки и ежедневно постясь. Через некоторое время к ним во сне пришел Ангел, который произнёс: «Скоро у вас родится дочь, которая будет зачата в Иерусалиме!». Интересно, что сон приснился в один день праведному Иоакиму и Анне, что заставило мужчину вернуться домой с хорошим известием.

Сказанное Ангелом в скором будущем случилось наяву, Пресвятая Богородица - Благословенное Дитя, была зачата в Иерусалиме, на радость родителям и всем верующим людям на земле.

Cегодня 22 декабря (9 декабря по старому стилю), православная церковь празднует Зачатие Пречистой Девы Марии.

Праведная Анна происходила из рода Ааронова, колена Левиина. Она являлась родной дочерью священнослужителя, носившего имя Матфан. Супруг будущей матери Богородицы принадлежал к дому царя Давида, роду колена Иудина. Именно из последнего должен был произойти, согласно древнему предсказанию, Спаситель. Как видим, напророчивший сие не ошибся.

Местом обитания супружеской четы был город Назарет. Муж и жена страдали бесплодием и сильно переживали по этому поводу, поскольку считали такое положение дел наказанием Господним за грехи. Тем не менее, Иоаким и Анна продолжали из года в год усердно молить Бога о ниспослании им счастья стать родителями. Регулярно они жертвовали в пользу нищих и главного храма Иерусалима львиную часть собственных доходов – 2/3.

Однажды в земле иудейской случился большой праздник. А в крупные религиозные даты верующие обычно приносили Творцу дары, которые оставляли в стенах уже упомянутого выше иерусалимского храма. Так поступил и праведный Иоаким. Однако первосвященник не принял жертву верующего, поскольку решил, будто на бездетном мужчине не может лежать Божье благословение. Разумеется, произошедшее несказанно омрачило настроение праведника. Святой изучил свою родословную и выяснил, что лишь у него одного нет продолжения. Тогда Иоаким решил не возвращаться домой. Он отправился в пустыню, где жил на протяжении 40-ка дней, пребывая в строгом посте и пламенных молитвах, возносимых к Господу.

Праведная Анна, не дождавшись мужа, чуть позже узнала о свершаемом тем подвиге. Бедная женщина остро ощущала свою вину за то, что в их семье нет детей.

Как-то взгляду ее открылась такая картина: на дереве птица свила гнездо, а в нем сидели совсем крохотные птенчики. Сердце Анны стиснула ледяная рука печали, и она в отчаянии взмолилась Творцу об исцелении от бесплодия. Взамен праведница пообещала Господу отдать младенца в услужение Высшим Силам.

И – о, чудо! – после произнесения этих слов явился святой Анне Ангел Божий, который сообщил женщине об исполнении ее просьбы.

Посланец небесный открыл праведнице, что у нее родится дочь по имени Мария, и благодаря этой девочке все человечество получит благословение Господне.

Между тем Ангела увидел в своей пустыне и Иоаким. Слуга Божий послал праведника в Иерусалим, где в тот момент находилась жена святого. Когда супруги встретились на Святой Земле, Анна зачала от мужа ребенка, коего даровал им сам Бог. В Иерусалиме же Дева Мария и появилась на свет спустя 9 месяцев.

Надо отметить, что ко времени разрешения от бесплодия праведные супруги находились уже в преклонном возрасте. Но для Творца количество лет, прожитых человеком, не имеет значения – чудо, как видно из описанных событий, может случиться на любом отрезке жизни простого смертного, тяготеющего к Божественной силе.

Праведная Анна скончалась 79-летней старицей. До самой смерти своей она пребывала рядом с дочерью в храме, где Мария воспитывалась. Иоаким преставился чуть раньше в возрасте 80-ти лет.

Иконография праздника.

Дате 22 декабря, знаменующей в православном христианстве зачатие матери Иисуса праведницей Анной, посвящено три святых образа. Один из них именуется так: «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». На втором святом полотне изображена праведная мать Богородицы, которая держит свою маленькую дочь на левой руке.

Наконец, на третьем образе можно узреть Пречистую Деву, ногами попирающую ползучего гада. Данный образ представляет наибольший интерес для зрителя. Божья матерь на нем изображена иконописцем парящей в воздухе с распростертыми, как крылья, руками. Под ногами же Пречистой расположен шар, на котором возлежит змей. Нетрудно догадаться, что в образе гада художник запечатлел самого сатану. Заложен в него и дополнительный смысл: змей – это падшие предки Божьей Матери. Довершают святой образ изображения праведных родителей Марии. Богоотцы написаны на иконе с руками, сложенными в молитве.

Религиозная дата в народной традиции:

Рассматриваемый нами в рамках данной статьи праздник у наших предков назывался совсем иначе: «Анна темная». Существовали у даты и другие, синонимичные наименования: «Анна бездетных», «Анна зимняя». 22-й день первого месяца зимы считался славянами наиболее непродолжительным по сравнению с остальными. Русичи полагали, будто с него стартует сезон холодов. Украинцы отмечали 22 декабря новогодний праздник. Белорусы были уверены, что с этой поры до лета уже рукой подать.

В те далекие времена день Зачатия Пресвятой Девы Марии имел основополагающее значение для женщин в положении. Беременные должны были на протяжении всего дня 22 декабря держать строгий пост, не браться ни за какую работу, не покидать без особой надобности стены собственной дома. В общем, на вынашивающих под сердцем дитя особ женского пола накладывалось в праздник Анны Темной обязательство пуще зеницы ока беречь младенца. Кроме того, именно 22 декабря беременные женщины горячо молились Богу о быстром и легком разрешении от бремени.

С этой религиозной датой в народной традиции связано множество примет. Например, считалось, что с 22 декабря волки начинают сбиваться в стаи. Это поверье увековечено в пословице: «На Зачатие св. Анны волки стадятся, а после Крещения разбегаются».

Суеверные русичи были глубоко убеждены в том, что в день Зачатия силы добра вступают в схватку с силами зла.

А пчеловоды проводили в указанный праздник своеобразный ритуал на увеличение плодовитости своих подопечных и производимой ими продукции.

По окончании литургии они отправлялись в помещения, называемые омшанниками, шевелили ульи и приговаривали: «Как вы, мушки благодушные, зачалися детьми от всемилостливого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дело; зачинайте же белые и жёлтые воски и густые меда Господу Богу и чудотворцам Зосиме и Савватию вдосталь, а мне, рабу Божию, в пожиток».

Сегодня обычай воздавать праведной Анне в день зачатия ею Пречистой особенно пламенные молитвы о разрешении бесплодия не утратил своей актуальности. Существуют даже специальные тексты, имеющую особую силу, тем более, если их произносить их 22 декабря, стоя перед соответствующей иконой.

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне:

О, приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному Престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва вторая праведным Иоакиму и Анне:

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

22 декабря – 9 декабря по старому стилю – Церковь вспоминает и празднует . День радости всей Вселенной – день, в который началась жизнь Матери Божией, предначинание спасения мира.

История праздника

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галлии.

Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова.

Муж её, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.

По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие. Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя.

Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.

С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.

Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.

Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия.

«Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную.»

Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии.

Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами. Это практически Праздник, в который чтится беременность. Праздник, в который чтится еще нерожденный, только что зачатый малыш, который пока только скопление стремительно делящихся клеток. И сегодня же, здесь же – память другой Анны, матери пророка Самуила. Две Анны, два образа – два праздника в один день, один праздник двух беременных женщин.

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии — из колена Иудина. У её родителей было три дочери: Мария, Совия и Анна. Из них первая вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, Анна, будущая мать Пресвятой Богородицы, вышла замуж за Иоакима, который был родом из Галлии, в го­род Назарет.

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Мессия, Спаситель мира. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпа­фир же родил Иоакима, отца Божией Матери.

Супруги жили в Назарете Галилейском (северная часть Палестины) и всю жизнь мечтали о детях, но, по особому Промыслу Божию, святая Анна долго была бесплодна. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.

Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и плакали об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.

Его праведная супруга Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Узнав о поступке своего мужа, она тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.

И молитва святых супругов была услышана: им обоим явился Ангел и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.

Зачатие святой Анны совершилось в девятый день декабря месяца в Иерусалиме (в этот день — 9 (22) декабря — Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы) , а 8 сен­тября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, о рождестве Коей возрадовались и небо, и земля. Иоаким по случаю Ее рож­дения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения и получил благо­словение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.

Подрастающую Деву Марию родители Ее берегли как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновле­нием естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщатель­ною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя мира. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожи­даемую, но и почитали как госпожу свою, помня Ангельские слова, сказан­ные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, ис­полненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благода­тью и своих родителей. Подобно тому, как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Ма­рия, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение Ан­гельских слов.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм святой Иоаким умер в возрасте 80 лет. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Доче­ри, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она мирно скончалась в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Слава Дочери открылась ей в вечной жизни.

Иоаким и Анна захоронены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

Достоинство и святость праведных Иоакима и Анны

Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия . В самом Зачатии и Рождении такой Дочери была явлена и сила Божией благодати , и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.

Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые 50 лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец, через такое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чему уподобились святой патриарх Авраам и благочестивая супруга его Сарра, родившие, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт. 21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.

Святых праведных Иоакима и Анны называют «Богоотцы» , потому что они являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Святые Анна и Иаоким не совершили чуда, не понесли мученических и преподобнических подвигов. Они несли иные скорби — скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, которую они пронести до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Анна и Иоаким своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши » (Лк.21:19).

Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.