Язык: Фонетика и фонология. Значение слова фонология


ФОНОЛОГИЯ

ФОНОЛОГИЯ

Раздел лингвистики ХХ в., изучающий звуки речи в их функциональном, смыслоразличительном отношении. Ф. не следует путать с фонетикой, изучающей звуки речи в их акустическом звучании. Ф. зародилась в начале ХХ века. У ее истоков стоят русские ученые: Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба. Основателями структурной Ф. являются русские лингвисты-эмигранты, организаторы Пражского лингвистического кружка Н. С. Трубецкой и Р. О. Якобсон (см. СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА). В основе Ф. лежит понятие фонемы как "совокупности существенных признаков, свойственных данному звуковому образованию" (определение Н. С. Трубецкого). Таким образом, фонема - это ненаблюдаемая абстрактная сущность (см. АТОМАРНЫЙ ФАКТ), в этом родство Ф. с логическим позитивизмом, с одной стороны, и квантовой механикой – с другой (см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ), которые также постулируют ненаблюдаемые объекты. Фонема имеет три основные функции - различать смысл, разграничивать концы слов и выделять слово как целое (в русскомязыке эту функцию выполняет ударение). Главной функцией фонемы является смыслоразличительная, или сигнификативная. Допустим, если имеются два слова "дом" и "ком", то они отличаются только одной фонемой. Д произносится между зубами и с участием голоса, К - задним небом и без участия голоса. Таким образом, можно сказать, что фонемы д и к отличаются друг от друга двумя дифференциальными признаками - местом образования и звонкостью-глухостью. Фонема и есть пучок дифференциальных признаков. Трубецкой классифицировал дифференциальные признаки выделив три группы: 1. Привативные - когда наличие признака противопоставляется отсутствию признака, например звонкость (работа голосовых связок при артикуляции) - это наличие признака, а глухость (голосовые связки не работают) – это отсутствие признака. 2. Градуальные, или ступенчатые, - в русской Ф. их почти нет. В морфологии ступенчато различаются положительная, сравнительная и превосходная степень прилагательных (большой, больше, наибольший). 3. Эквиполентные, или равнозначные, признаки, когда один признак в одном члене противопоставления заменяется другим в другом члене. Так, у фонем к и д привативным является противопоставление по звонкости/глухости, а эквиполентным - по месту образования. В русской фонологической системе 5 гласных фонем и 32 согласных (гласность и согласность, или, как говорят, вокализм и консонантизм,- это первый дифференциальный признак для фонемы: мы обычно сразу можем определить, гласная она или согласная). Гласные образуют слог. Практически в любом языке согласных больше, чем гласных, но не во всех языках так мало гласных, как в русском. В немецком их 12, в эстонском - 14. Русский же язык является ярким консонантным, согласным языком. Основные дифференциальные признаки русских согласных фонем суть следующие: 1. Звонкость-глухость: таких фонем пять пар - б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш. 2. Твердость-мягкость: почти все русские фонемы могут быть как твердыми, так и мягкими за исключением ш и ц, которые всегда твердые, и ч, щ и j, которые всегда мягкие. 3. Способ образования: щель-смычка. В первом случае между органами речи образуется щель, как в звуках в, ф, ж, ш, з, с - они называются щелевыми. Во втором случае органы речи смыкаются и воздух, образующий звук, как бы взрывает эту смычку - так образуются звуки б, и, д, т, н, м, г, к. 4. Место образования - в этом плане звуки делятся на губные (б, п, в, ф, м), зубные (д, т, н), язычные (з, с, ш, щ, ц, ч) и небные (г, к, х). Для того чтобы понять, как фонемы изменяют смысл, используется метод минимальных пар, то есть берут пары таких слов, которые отличаются не просто одной фонемой, но лишь одним дифференциальным признаком этой фонемы. Например, гол-кол. Только один дифференциальный признак различается у этих слов (звонкость-глухость фонем г и к), а слова получаются совсем разные. Охарактеризуем две какие-нибудь согласные фонемы, например б и т, как они встречаются в словах "банк" и "танк". Обе этих фонемы твердые (в отличие, например, от фонем б и т в словах "белый" и "тело" - здесь они обе мягкие). Звук б - звонкий, звук т - глухой. По месту образования б - губной, а т - зубной. По способу образования б и т - смычные. Таким образом, фонемы б и т в словах "банк" и "танк" различаются двумя дифференциальными признаками - звонкостью-глухостью и местом образования (губной-зубной). Охарактеризуем теперь все фонемы в слове "словарь". С - согласная, глухая, твердая, щелевая, язычная фонема. Л - так называемая плавная согласная, твердая, звонкая, зубная. О - стоит в предударной слабой позиции, где она редуцируется и совпадает со эвуком а, то есть звучит так же, как в слове "славарь", если бы было такое слово. В фонетической транскрипции такой звук обозначается знаком Ф. В - звонкий, твердый, губно-зубной, щелевой. А - стоит в сильной позиции под ударением - это гласный среднего ряда и заднего подъема языка. Р - звонкий, мягкий, по способу образования "дрожащий" (средний между щелевыми и смычными), язычный. Мягкий знак не означает никакой фонемы, а служит знаком мягкости предшествующей фонемы р, что обозначается как р". Фонетическая запись всего слова "словарь" будет такая: (С Л Ф В А Р") В 1950-е гг. Р. О. Якобсон с соавторстве с американскими лингвистами создал совершенно новую Ф., построенную не на артикуляционных дифференциальных признаках, как у Трубецкого, а на акустических, используя акустическую аппаратуру. Его классификация в отличие от классификации Трубецкого была универсальной - в ней 12 дифференциальных признаков, при помощи которых можно было описать фонологические системы всех языков мира. Это уже начиналась эра генеративной Ф. (см. ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА). Ф. чрезвычайно важна для гуманитарных наук ХХ в. как методологическая база. Та легкость и убедительность, с которой фонологическая система строится при помощи дифференциальных признаков, бинарных оппозиций (см. БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ) позволила Ф. стать образцом для других дисциплин, связанных со структурной лингвистикой и семиотикой, - то есть для морфологии, синтаксиса, семантики, прагматики, структурной антропологии, культурологии, стрктурной поэтики.

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .


Синонимы :
  • ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТА
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА

Смотреть что такое "ФОНОЛОГИЯ" в других словарях:

    ФОНОЛОГИЯ - (греч., от phone звук, и logos слово). Учение о звуках голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОНОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

    фонология - психофонетика Словарь русских синонимов. фонология сущ., кол во синонимов: 3 лингвистика (73) … Словарь синонимов

    фонология - и, ж. phonologie f. лингв. Учение о звуковой материи языка с точки зрения ее функции. БАС 1. В основе своей эта разновидность функциональной фонологии, которая взросла на почве Сорбонны. ВЯ 1996 4 123. Лекс. Михельсон 1866: фонология; Даль 3:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ФОНОЛОГИЯ - (от греческого phone звук и...логия), раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка … Современная энциклопедия

    ФОНОЛОГИЯ - (от греч. phone звук и...логия) раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка … Большой Энциклопедический словарь

    ФОНОЛОГИЯ - ФОНОЛОГИЯ, фонологии, мн. нет, жен. (от греч. phone звук и logos учение) (линг.). Отдел языкознания, изучающий систему фонем языка и их изменения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ФОНОЛОГИЯ - ФОНОЛОГИЯ, и, жен. 1. Раздел языкознания учение о фонемах. Специалист по фонологии. 2. Система фонем языка. Ф. русского языка. | прил. фонологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Фонология - (от греч. jwnh = голос, звук и logoV = слово, речь, учение) учение о звуках человеческой речи, тоже, что фонетика … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    фонология - ФОНОЛОГИЯ раздел лингвистики, изучающий звуки речи, их функциональные роли и место в системе языка. Основание Ф. было положено в конце 19 в. в работах И. А. Бодуэна де Куртене. Наиболее существенное развитие эта дисциплина получила затем… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    фонология - наука о звуках языка, выполняющих смыслоразличительную функцию; наука о фонемах. фонема. аллофон. просодема. эпентеза. элизия. апокопа. транскрипция. транскрибировать. звукосочетание. дифтонг. трифтонг. монофтонгизация. полногласие. дивергенты.… … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Фонология современного калмыцкого языка , Сусеева Данара. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В книге впервые представлено описание фонологии как составной части грамматической системы…

ЯВЛЕНИЯ МОРФЕМНОГО ШВА

Морфемный шов (или стык морфем) – граница между двумя соседними морфами.

При образовании производного слова происходит взаимоприспособление соединяющихся морфов. По законам русского языка на границе морфем не все сочетания звуков допустимы. На границе морфем (на морфемном шве) может происходить четыре вида явлений:

1. чередование фонем (конец одного морфа изменяется, приспосабливаясь к началу другого);

2. интерфиксация (между двумя морфами вставляется незначимый (асемантический) элемент – интерфикс);

3. наложение (или интерференция) морфов – конец одоного морфа объединяется с началом другого;

4. усечение производящей основы (конец производящей основы отсекается и не входит в производное слово).

Выдающиеся заслуги в становлении фонологии принадлежат И. А. Бодуэну де Куртене, Н.С. Трубецкому, Р.О. Якобсону, Л.В. Щербе, Н.С. Крушевскому, С.И. Карцевскому, Н.Ф. Яковлеву, Н.К. Услару.

Изучение плана выражения языка (звуковой строй) имеет многовековую историю. Например, в Индии в сер. I тыс. до н.э. существовала классификация звуков на гласные и согласные, исследовались ударение и интонация, чередования звуков. В Европе это произошло позднее. В 1873 г. из немецкого языка через французский в Европе и России появилось понятие звука языка. С введением понятия фонемы стал решаться вопрос о соотношении звуковой стороны языка с планом содержания.

Бодуэн де Куртене в 70-х гг. XIX в. пришел к мысли о несовпадении физических и функциональных свойств звука. Он предложил разграничить звук как физиологическо-акустическое явление и фонему как установившееся представление о звуке, как психический эквивалент звука. Таким образом первое представление о фонеме носило ярко выраженный психологический характер. Фонемы представлялись как некие узлы, вокруг которых группировалось звуковое многообразие речи. Бодуэн впервые разграничил фонетические варианты, обусловленные позиционными и комбинаторными условиями и исторически обусловленные чередования фонем в морфеме. Психологическая концепция фонемы сыграла важную роль в становлении фонологии, но она не смогла ответить на многие принципиальные вопросы, в том числе не раскрыла четкие пути выявления фонем.

Ученик Бодуэна Л.В. Щерба развил и обогатил теорию фонемы. Он попытался объединить психологическое основание с функциональным. Фонемы определялись как те звуки в нашем сознании, которые позволяют нам различать смысл слов. Это значит, что звуковые единицы, сходные в акустическом и артикуляционном отношении и связанные с одним и тем же смыслом, объединяются в одну фонему. С другой стороны, звуки, физическое различие в которых сопряжено с различиями значений, представляют собой разные фонемы. Непосредственная связь фонемы со смыслом, согласно Щербе, проявляется и в ее способности функционировать в качестве отдельного слова (книга «Фонетика французского языка», 1937 г.). Красной нитью проходит мысль, что основным критерием для выделения фонемы является ее смыслоразличительная функция. Язык – это общее, а речь – это частное. В речи большое разнообразие звуков. В языке они объединяются в сравнительно небольшое количество звукотипов, способных дифференцировать слова и формы, т.е. служить целям человеческого общения. Эти звукотипы и есть фонемы, а реальное множество звуков, образующих звукотип, – это оттенки фонем. Самый типичный для данной фонемы оттенок – это оттенок, который произносится в изолированном виде и осознается носителем языка как речевое воплощение фонемы. Все остальные оттенки нами не осознаются, нужна специальная фонетическая дрессировка уха.



Высоко оценивается вклад в становление фонологии учение Джоунза.

Среди множества лингвистических дисциплин особенно стоит выделить такой раздел, как фонология. Это наука, изучающая звуковой строй языка, реализацию фонем в нем. Осваивают данную дисциплину на первых курсах специальностей, связанных с переводом, преподаванием языков, в особенности русского.

Мы с вами рассмотрим, что такое фонология, каковы ее предмет и задачи, строй нашего языка на данном уровне. Также познакомимся и с основной терминологией этого раздела.

Определение

Начнем наш разговор с самого определения.

Фонология - это раздел современного языкознания, который рассматривает звуковой строй языка, функционирование различных звуков в его системе и их характеристики.

Относится она к теоретической лингвистике. Основная которую изучает наука, - фонема.

Зародилась она в 70-80-х годах 19-го века в России. Основатель ее - Иван Александрович Бодуэн де Куртене, русский ученый с польскими корнями. В 30-х годах 20-го века оформилась как самостоятельная наука. Сегодня является одной из основных филологических дисциплин и занимает первое место в цикле предметов теоретической грамматики языка.

Предмет и задачи

Как и любая другая наука, данный раздел лингвистики имеет свои задачи и предмет.

Предмет фонологии - фонема, которая является минимальной языковой единицей. Именно ее изучают ученые-фонологи. Невнимательные студенты могут считать, что предметом является звук, но это вовсе не так. На самом деле их изучает другая дисциплина - фонетика.

Второй вопрос, который следует рассмотреть, - задачи. К ним относятся:

  • реализация в языке;
  • анализ сущности;
  • установление соотношений между фонемой и звуком;
  • описание системы фонем и их модификаций;
  • описание фонологической системы;
  • связь между фонемой и другими значимыми единицами языка - морфемами и словоформами.

И это далеко не все задачи фонологии. Стоит отметить, что вышеперечисленные приоритетны для всех существующих ныне фонологических школ.

Известные лингвисты-фонологи

Как уже отмечалось выше, основоположником науки стал Иван Александрович Бодуэн де Куртене. Он разработал ее основы, дал толчок к дальнейшему ее развитию.

Не менее известен и его ученик Николай Сергеевич Трубецкой, написавший знаменитые «Основы фонологии». Он значительно расширил научный аппарат дисциплины, описал основные классификации и понятия.

Работали в данном разделе языкознания и Роман Осипович Якобсон, Аврам Ноам Хомский и многие другие.

Немало научных трудов посвящено проблемам данного раздела языкознания. Следует отметить следующие статьи и монографии, которые дадут исчерпывающее представление о развитии науки, ее основных постулатах:

  • Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров издали в свое время монографию "Система фонем русского языка".
  • Довольно известна работа С. И. Бернштейна "Основные понятия фонологии".
  • Й. Вахек, "Фонемы и фонологические единицы".

Тем, кто интересуется историей вопроса, пригодится книга Л. Р. Зиндер "Основные фонологические школы".

Отметим также работы:

  • С. В. Касевич, "Фонологические проблемы общего и восточного языкознания".
  • Т. П. Ломтем, "Фонология современного русского языка на основе
  • В. И. Постовалов, "Фонология".

Студенты-филологи изучают ее на первом курсе университета, перед знакомством с фонетикой или же параллельно с ней. Знание основ данной дисциплины в дальнейшем помогает не только усвоить грамматику, но и правила орфографии и орфоэпии.

ФОНОЛОГИЯ

ФОНОЛОГИЯ (от греч. phone - звук и ...логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физич. данность, а та роль (функция), к-рую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц - морфем, слов. Поэтому Ф. иногда называют функцией, фонетикой. Соотношение Ф. и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологич. описания состоит в выявлении смыслоразличит. звуковых противоположений; фонетич. описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Осн. единицей Ф. является фонема, осн. объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологич. систему языка (фонологич. парадигматику). Описание системы фонем предполагает использование терминов различит. признаков (РП), служащих основанием противопоставления фонем. РП формулируются как обобщение артикуляц. и акустич. свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость - звонкость, открытость - закрытость и т. п.). Важнейшим понятием Ф. является понятие позиции (см. Позиция фонологическая), к-рое позволяет описать фонологич. синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.

В соответствии с тезисом об уровневой организации языка (см. Уровни языка) в Ф. различаются сегментный (фонемный) и суперсегментный (просодический) уровни; последний имеет свои единицы, параллельные фонемам сегментного уровня - просодемы, тонемы и др.

(см. Суперсегментные единицы языка), к-рые также поддаются описанию в терминах особых РП (напр., признаки регистра и контура при описании тоновых оппозиций). Как сегментные, так и суперсегментные единицы Ф. могут выполнять смыслоразличит. функцию (способствовать опознаванию и различению значимых единиц языка), к-рая является для них основной. Кроме того, Ф. изучает делимитативную (разграничительную) функцию звуковых единиц, состоящую в сигнализации границ слов и морфем в потоке речи, в связи с чем говорят о фонологич. пограничных сигналах (напр., фиксированное ударение в чеш. яз. указывает начало слова; фонемы [h] и [n] в нем. яз. возможны - соответственно - только в начале и в конце слова, при этом они являются показателями его границ). Наконец, третья функция фонологич. единиц, гл. обр. суперсегментных (длительность, высота тона и т. д.),- экспрессивная (выражение эмоцион. состояния говорящего и его отношения к сообщаемому).

Наряду с синхронич. Ф. (см. Синхрония), изучающей фонологич. систему языка в определённый историч. период, существует диахронич. Ф. (см. Диахрония), дающая фонологич. объяснение звуковых изменений в истории языка путём описания процессов фо-нологизации, дефонологизации и рефоно-логизации звуковых различий, т. е., напр., превращения позиционных вариантов одной фонемы в самостоят. фонемы или, наоборот, исчезновения определённой фонемной оппозиции, или же, наконец, смены основания фонемного противопоставления.

В 70-х гг. 20 в. развивается порождающая Ф. как часть общей теории порождающей грамматики (см. Математическая лингвистика). Она строится как система правил расстановки ударений и правил развёртывания абстрактных символов морфем в конкретные звуковые цепочки. В порождающей Ф. центр. единицей становится уже не фонема, а РП, т. к. именно в терминах РП и позиций формулируются все фонологич. правила. Идеи порождающей Ф. применяются как в синхронической, так и в диахронич. Ф.

Ф. как самостоятельная лингвистич. дисциплина в её совр. понимании сложилась в 20-30-е гг. 20 в.; создателями её были Н. С. Трубецкой, Р. Якобсон, С. О. Карцевский, изложившие осн. идеи Ф. на 1-м Междунар. конгрессе лингвистов (Гаага, 1928). Важнейшей вехой в развитии Ф. была книга Трубецкого "Основы фонологии" (1-е нем. изд.- 1939) - первое систематич. изложение задач, принципов и методов Ф. Однако предпосылки к созданию Ф. сложились ещё в кон. 19 в. благодаря трудам нем. учёного И. Винтелера и англ. учёного Г. Суита; существенное общетеоретич. влияние на возникновение Ф. оказали труды Ф. де Соссюра и К. Бюлера. Особенно же велик вклад в подготовку почвы для развития фонологии И. А. Бодуэна де Куртенэ. Его труды впервые дают разработку идеи фонемы и её признаков, хотя с течением времени эта концепция изменялась. На базе исследований Бодуэна де Куртенэ сложились две отечеств. фонологич. школы - ленинградская (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и др.) и московская (В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, А. М. Сухотин, М. В. Панов и др.)- и оригинальная концепция С. И. Берн-штейна. Осн. различие между этими школами состоит в понимании фонемы и степени автономности Ф. по отношению к морфологии (роли морфологич. критерия при определении тождества фонем). В европ. лингвистике проблемы Ф. разрабатывались в трудах членов Пражского лингвистического кружка - главного фонологич. центра в Европе - и Лондонской фонологич. школы (родоначальник - Д. Джонс; с 40-х гг. наз. Лондонской лингвистич. школой); особенно значителен вклад последней в развитие суперсегментной Ф. (труды Дж. Ферса, У. Аллена, Ф. Палмера, Р. Робинса и др.) в 40-60-е гг. 20 в. В меньшей мере Ф. разрабатывалась в рамках копенгагенской лингвистич. школы (см. Глоссематика). На развитие Ф. оказали заметное влияние труды нек-рых учёных, формально не принадлежавших к к.-л. школе, но идейно наиболее близких к концепции Пражского лингвистич. кружка- А. Мартине, Е. Куриловича, Б. Мальмберга, А. Соммерфельта. Значит. развитие Ф. получила в амер. дескриптивной лингвистике (труды Л. Блумфилда, Э. Сепира и их учеников - М. Сваде-ша и У. Тводделла). Важное достижение амер. Ф. (Ч. Хоккет, Г. Глигон, Б. Блок, Дж. Трейджер, К. Пайк и др.) - разработка метода дистрибутивного анализа (см. Дистрибуция).

Лит.: Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М., I960; Мартине А., Принцип экономии в фонетических изменениях (Проблемы диахронической фонологии), пер. с франц., М., 1960; Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Бернштейн

С. И., Основные понятия фонологии, "Вопросы языкознания", 1962, № 5; Якобсон Р., ХаллеМ., Фонология и ее отношение к фонетике, в сб.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Бодуэн де КуртенэИ. А., Избранные труды по общему языкознанию, т. 1 - 2, М., 1963 Основные направления структурализма, М. 1964; Пражский лингвистический кружок Сб. ст., М., 1967; Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. Очерк Хрестоматия, М., 1970; Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974; Martinet A., Phonology as functional phonetics, L., 1949; Hoenigswald H. M., Language change and linguistic reconstruction, Chi., 1960; Jakobson R., Selected writings, v. 1, ‘s-Gravenhage, 1962; Chomsky N., Halle M., The sound pattern of English, N. Y., 1968; см. также лит. при ст. Фонема, В. А. Виноградов.

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т. е звуки речи, слоги ударение, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  • 1. Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.
  • 2. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е работу производимую человеком при произношении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию. фонетика звук речь морфемика

Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения.

Различают общую и частную фонетику, или фонетику отдельных языков. Общая фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Фонетика изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация илиассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение. Она изучает средства, которые используются для интонации; высоту основного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частей предложения, паузы.

Фоноломгия -- раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования -- противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Фонемма -- минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов).

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.