Ядерный танк ссср. "ядерный танк" ссср даст фору современным


60 лет назад в условиях абсолютной секретности был создан «атомный танк».

В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279.

Броня крепка на 300 миллиметров

И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.

Атомный танк воплощал в себе новую тактику ведения Третьей мировой войны и более «вегетарианскую» эпоху, когда человеческая жизнь хоть чего-то стоила. Именно заботой об экипаже этой бронемашины были продиктованы некоторые тактико-технические этого танка. Например, в случае необходимости, герметически закрывающиеся люк башни и казенная часть орудия исключали попадания во внутреннее пространство машины даже пылинки, не говоря уже о радиоактивных газах и химических средствах заражения. Исключалась для танкистов и бактериологическая опасность.

Так, даже борта корпуса были защищены почти в два раза более толстой броней, чем немецкие «Тигры». Она доходила на 279-м до 182 мм. Лобовая броня корпуса вообще имела невиданную толщину - от 258 до 269 мм. Это превышало параметры даже такого циклопической немецкой разработки Третьего рейха, как тяжелейший монстр в истории танкостроения, словно в шутку названный его разработчиком Фердинандом Порше Maus («Мышь»). При массе машины в 189 тонн ее лобовая броня составляла 200 мм. Тогда как у атомного танка она прикрывалась просто непробиваемой 305-миллиметровой высоколегированной сталью. Причем, корпус советского чудо-танка имел форму черепашьего панциря - стреляй, не стреляй, а снаряды просто соскальзывали с нее и летели дальше. Кроме того, корпус гиганта был прикрыт еще и противокумулятивными экранами.

Эх, снарядов маловато!

Такая конфигурация была выбрана ведущим конструктором СКБ-2 КЗЛ Львом Сергеевичем Трояновым неслучайно: ведь танк не просто был назван атомным - он был предназначен для ведения боевых действий непосредственно вблизи ядерного взрыва. Причем, практически плоский корпус исключал опрокидывание машины даже под воздействием чудовищной ударной волны. Броня танка выдерживала лобовое попадание в него даже 90-миллиметрового кумулятивного снаряда, а также выстрел с близкого расстояния бронебойным зарядом из 122-миллиметровой пушки. И не только в лоб - такие попадания выдерживал и борт.

Кстати, для такого тяжеловеса он имел весьма недурную скорость по шоссе - 55 км/час. А будучи неуязвимым, сам железный богатырь мог доставить противнику массу неприятностей: его орудие имело калибр 130 мм., и с легкостью прошибало любую существующую на тот момент броню. Правда, запас снарядов наводил на пессимистические размышления - их в танке по инструкции размещалось всего лишь 24. В распоряжении четырех членов экипажа, кроме орудия, был еще и крупнокалиберный пулемет.

Еще одной особенностью Проекта 279 стали его гусеницы - их было аж четыре. Другими словами, атомный танк в принципе не мог застрять - даже на полном бездорожье, благодаря еще и низкому удельному давлению на грунт. И с успехом преодолевал и грязь, и глубокий снег, и даже противотанковые ежи и надолбы. На испытаниях в 1959 году в присутствии представителей ВПК и Минобороны военным понравилось все, особенно толщина брони атомного танка и его полная защищенность от всего. Но вот боекомплект поверг генералов в уныние. Не впечатлила их и сложность в эксплуатации ходовой части, а также предельно низкая способность маневрировать.

И от проекта отказались. Танк так и остался изготовленным в одном-единственном экземпляре, который сегодня экспонируется в Кубинке - в Бронетанковом музее. А два других недостроенных опытных образца пошли на переплавку.

Летающий танк

Еще одной экзотической разработкой наших военных инженеров стал А-40 или, как его еще называли, «КТ» («Крылья танка»). В соответствии с альтернативным названием, он мог даже… летать. Проектировать «КТ» (а именно речь идет о планере для отечественного Т-60) начали еще 75 лет назад - в 1941 году. Для того, чтобы танк поднять в воздух, к нему крепился планер, который затем брался на буксир тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Додумался до такого нестандартного решения не кто иной, как Олег Константинович Антонов, трудившийся тогда в Планерном управлении главным инженером при Наркомате авиационной промышленности.

Понятно, что при весе почти в восемь тонн (вместе с планером) танк, оснащенный крыльями, мог лететь за бомбардировщиком со скоростью всего 130 км/час. Тем не менее, главное, чему его хотели научить, - приземляться в нужном месте, заранее отцепившись от БТ-3. Планировалось, что после приземления два члена экипажа снимут с Т-60 все ставшее ненужным летное «обмундирование» и будут готовы к боевым действиям, имея в своем распоряжении орудие калибра 20 мм и пулемет. Доставлять Т-60 должны были окруженным частям РККА или партизанам, а также такой способ транспортировки хотели использовать для экстренной переброски машин на нужные участки фронта.

Испытания летающего танка прошли в августе-сентябре 1942 года. Увы, но, в силу малой скорости, планер только-только держался на высоте сорока метров над землей из-за плохой обтекаемости и своей довольно солидной массы. Шла война, и в то время подобные прожекты были не ко двору. Приветствовались лишь те разработки, которые могли стать боевыми машинами в самое ближайшее время.

По этой причине проект свернули. Это произошло феврале 1943 года, когда Олег Антонов работал уже в КБ Александра Сергеевича Яковлева - его заместителем. Другим немаловажным моментом, из-за которого прекратили работы по А-40, стало условие транспортировки вместе с танком его боекомплекта - этот вопрос так и остался открытым. Летающий танк также был изготовлен всего в одном экземпляре. Но и он не был единственным проектом наших конструкторов. Таких разработок были десятки, если не сотни. Благо талантливых инженеров в нашей стране всегда хватало.

После окончания Второй мировой войны мировые сверхдержавы были всерьез обеспокоены, как бы понаделать побольше ракет, чтобы в случае чего уж точно разбомбить военные заводы, базы, аэродромы и даже дровяные сараи противника. А только что изобретенные ядерные бомбы казались идеальным решением этой задачки. Вот только ракеты с ядерной начинкой нужно было как-то доставить до адресата. Баллистические ракеты были тогда еще в зачаточном состоянии, а вот бомбардировщики идеально подходили. Но даже самые мощные из них имели свой диапазон действия. И для того, чтобы увеличить дальность полетов, США прибегли к экзотическому способу. Они разрабатывали атомный бомбардировщик, достаточно мощный, чтобы нести на борту атомный реактор и при этом еще подняться в воздух.

В это время был создан самый большой бомбардировщик Convair B-36, получивший название «Миротворец». Он стал основой стратегических ядерных сил США во время холодной войны, так как мог доставлять ракеты к целям на территории СССР. Но, к счастью, в качестве бомбардировщика он ни разу не использовался, зато служил разведывательным самолетом. Его огромные размеры позволяли размещать на нем фотокамеры большого разрешения, а большая высота полета делала его недосягаемым для зенитной артиллерии.

22 июня 1957 года один такой бомбардировщик перевозил ядерную бомбу с авиабазы Биггс на базу Киртленд в Нью-Мексико. При подлете к конечной цели бомба выпала в 500 метрах от склада ядерного оружия, и только чудом не произошел мощный взрыв. Вскоре после этого «Миротворцы» были сняты с вооружения.

Атомный танк

Во время холодной войны руководство НАТО получило информацию, что СССР планирует использовать ядерное оружие для ведения наземной войны. Не желая ударить в грязь лицом, американцы приступили к разработкам. Концепция танка, способного отразить ядерный удар, была представлена компанией Chrysler в 1954 году на военной конференции в Детройте.

Первый проект, получивший обозначение TV-1, представлял собой 70-тонную боевую машину, вооруженную 105-мм пушкой T140 и защищенную 350-мм лобовой броней. Следующий прототип весил уже на 20 тонн меньше (всего 50!). Реактор обеспечивал танку расчетный запас хода почти 6500 км.

Несмотря на то что это направление считалось перспективным, ни один из проектов атомных танков не дошел даже до стадии постройки опытного образца, так как такие танки стоили очень дорого, к тому же в них нужно было очень часто менять экипажи, чтобы солдаты не получали чрезмерную дозу облучения от реактора.

Ядерная базука Davy Crockett

Один из самых наименьших по мощности серийных ядерных боеприпасов, разработанный во время холодной войны, получил название в честь героя американского фольклора Дэви Крокетта. Орудие было создано в 1949 году с целью защитить европейские страны (в частности, Западную Германию) от советского вторжения. Орудие можно было установить на треноге или джипе. А для его обслуживания требовалось всего три человека: один нес само орудие, второй - лафет, а третий, обливаясь ядерным потом, - ракету.

К сожалению для Америки и к счастью для всего мира, «Дэви Крокетт» был не очень эффективным оружием. Как и у любого другого безоткатного орудия, точность у него была очень маленькая, и, выстрелив в сторону врага, можно было только догадываться, какую цель поразила ракета. К тому же эти самые ракеты очень сильно фонили еще на складах, заражая солдат. Поэтому в 1970-е годы ядерную базуку сняли с вооружения.

Ядерный космический зонд

Исследователей очень интересуют спутники Юпитера Галилей и из-за содержащегося на них льда. Считается, что в подземных океанах под толщей льда может быть жизнь. Для исследования спутников НАСА и Лаборатория реактивного движения предложили использовать атомный космический зонд JIMO (Jupiter Icy Moons Orbiter).

Это был не первый подобный случай, атомные реакторы на космических кораблях уже устанавливались - например, на зондах Voyager, Galileo и Cassini. Но это были совсем небольшие радиоизотопные термоэлектрические генераторы. В случае с JIMO планировалось создать настоящего монстра, способного обеспечивать энергией разнообразную научную аппаратуру и, самое главное, систему связи. Но, когда дело дошло до практики, в НАСА осознали, что это слишком амбициозный проект и на его финансирование в настоящее время нет возможностей. Поэтому нашим братьям по разуму на Европе придется подождать еще какое-то время.

Ядерный автомобиль

Автомобиль, работающий от маленького ядерного реактора, был представлен компанией Ford в 1958 году и получил название Nucleon. Реактор и капсула с горючим располагались в задней части автомобиля, а для защиты пассажиров и водителя предполагалось использовать двойные стенки автомобиля. На одной капсуле с горючим автомобиль мог проехать около 8000 км.

Концепт-кар так и не был поставлен на производство, поскольку выяснилось, что конструкция машины не смогла бы выдержать столько свинца, сколько необходимо для защиты пассажиров и окружающей среды от радиации. К тому же малейшее ДТП с участием автомобиля с ядерным двигателем могло привести к непредсказуемым последствиям.

Ядерный реактивный двигатель (проект «Плутон»)

В конце 1950-х США начали разрабатывать межконтинентальные ракеты. Одним из первых проектов был «Плутон»: ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, позволявший запуcкать ракеты класса SLAM . Первый ядерный ПВРД, Тory-IIA, прошел два испытания на ядерном полигоне в Неваде в 1961 и 1964 годах. Но создатели быстро поняли, что он небезопасен даже для них самих. Поэтому «Плутон» не получил распространения.

Атомный ледокол

Ледокол с ядерной силовой установкой «Ленин», первый в своем роде в мире, был спущен на воду 5 декабря 1957 года. Своим существованием он показывал, что мирный атом не миф. Ледокол имел прекрасные показатели: за первые шесть лет эксплуатации он прошел больше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации пройдено 654 тысяч миль, из них во льдах - 563,6 тысячи миль.

В 1989 году, проработав больше 30 лет, ледокол ушел на заслуженный отдых и сейчас находится на вечной стоянке в Мурманске.

Атомный рюкзак

В СССР и США были разработаны компактные ядерные заряды, получившие названия «специальный ядерный фугас» (MADM) и «ядерная мина» (SADM). Они могли быть использованы для создания зон разрушения, завалов, пожаров, наводнений и радиационного поражения местности. Заряды представляли собой рюкзаки, которые могли переносить два солдата или даже один. Фугасы весили около 170 кг (хотя самый первый обладал весом 770 кг!), а мины - 68 кг.

В 1960-е годы американцами была выдвинута идея создания по границе ГДР и ФРГ так называемого ядерно-минного пояса. Для этого США перевезли в Европу около сотни ядерных мин. Зная, насколько хрупки их механизмы, понимаешь, как сильно повезло тогда Европе.

Атомная пушка

Ее называли «Атомная Энни», и на тот момент она была самым тяжелым образцом мобильной артиллерии, использовавшейся армией США. 280-мм пушка M65 весила в походном положении почти 78,5 тонны. Под стать великанше были и боеприпасы: 272- и 364-килограммовые снаряды с возможностью установки ядерной боеголовки.

Всего с 1951 по 1953 год были изготовлены 20 пушек этого типа. При этом M65 была и остается единственным артиллерийским орудием, из которого стреляли снарядом с настоящей боеголовкой. Выстрел произвели 25 мая 1953 года во время операции Upshot-Knothole Grable. Снаряд мощностью 15 килотонн успешно улетел в горизонт и довольно красиво там сдетонировал.

Исполинскую пушку, образно говоря, уничтожили гаубицы и ракетные комплексы. Они были более мобильны и многочисленны. Поэтому уже в 1960 году Энни начали снимать с вооружения, а последний из вооруженных M65 артиллерийских батальонов был расформирован в декабре 1963 года.

“Объект 279” – очень оригинальный советский проект тяжелого танка для условий атомной войны

Появление атомного оружия потребовало от военных пересмотреть и стратегию и тактику ведения боевых действий. Но роль танков только возросла. Ведь, как выяснилось, из всех видов боевой техники танки оказались самыми устойчивыми к воздействию всех поражающих факторов ядерного взрыва. Конечно требовались доработки… Объект 279 – это танк оптимизированный для действия в условиях полномасштабной атомной войны. В его конструкции две “изюмины”: оригинальная ходовая часть с четырьмя гусеницами, и корпус в форме вытянутого эллипсоида.

Литой корпус дополняли противокумулятивные экраны, которые и придавали танку необычную форму, напоминающую “летающую тарелку”. По замыслу конструкторов это должно было предотвратить опрокидывание танка при воздействии мощной ударной волны.

Четырехгусеничная ходовая часть придавала тяжелому танку уникальную проходимость: при преодолении препятствий его практически невозможно посадить “на брюхо”, а давление на грунт 60 тонной машины составило всего 0,6 кг/кв.см.

Предполагалось что такая сверхпроходимость понадобится для прохождения зоны разрушения в близи эпицентра атомного взрыва. Кроме того, для защиты от советских танковых армий европейцы всерьез собирались использовать ядерные фугасы для разрушения водохранилищ и речных русел для затопления и заболачивания местности.

Но оригинальная конструкция имела и свои весьма существенные недостатки: большие потери мощности, сопротивление повороту увеличивалось в 12 раз по сравнению с “классикой”, сложность в обслуживании и ремонте. Объект 279 был изготовлен и испытан, но серийной машиной, по многим причинам, не стал. Сейчас уникальный танк находится в танковом музее в Кубинке…



Из за кулис военных разработок доходят слухи, что эта уникальная машина всё таки получит право на жизнь, подвергшись серьёзной модернизации в условиях современного мира. Ну а мы будем на это надеяться! Тактико-технические характеристики танка Объект 279:

Габариты:

длина – 10,2 м (без ствола 6,77 м)
высота – 2,5 м
ширина – 3,4 м
Масса – 60 т

Броня:

лоб – 93-269 мм
борт – 100-182 мм
башня – 217-305 мм

Вооружение:

Пушка М-65 калибра 130 мм
Пулемет КПВТ калибра 14,5мм – 1 шт
Боекомплект – 24 снаряда

Двигатель – дизельный 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный ДГ-1000 или 2ДГ-8М

Запас хода – до 250 км
Скорость – до 55 км/ч
Экипаж – 4 человека

В середине 1950-х годов в рамках работ по созданию танка, применимого в условиях ядерной войны, конструкторы из американской компании Chrysler представили необычный проект танка под обозначением TV-8.
Конструкция танка TV-8 – модульная, нижнюю часть можно отделить от основного корпуса для облегчения транспортировки. Кроме того, в отличие от большинства танков, где команда располагается в корпусе, а вращающаяся башня находится выше, у TV-8 весь экипаж, и орудие с пулеметами, и двигатель - все расположено в массивной башне. Танк предполагал наличие экипажа из четырёх человек, но при необходимости им могли управлять всего два человека - водитель и стрелок.


Сперва предполагалось, что в кормовой части башни будет электрогенератор, который будет питать два двигателя гусеничных движителей, потом рассматривали вариант газотурбинного двигателя, наконец остановились на паровом двигателе, получающем тепло от небольшого атомного реактора, установленного, опять же, в башне.
Танк Chrysler TV-8 был оснащен 90-миллиметровым орудием T208 с гидроцилиндрами. Боеприпасы хранились за стальной переборкой, которая отделяла их от отсека экипажа. Два коаксиальных пулемета 30 калибра были расположены впереди, а на крыше находился пулемет 50 калибра, который управляется с пульта дистанционного управления.

Танк TV-8 был оборудован внешними видеокамерами, которые ретранслировали изображение на экраны в отсеке экипажа. Это было сделано, чтобы экипаж видел окружающую обстановку без необходимости открывать любые люки. Также это должно было защитить экипаж от вспышки тактического ядерного взрыва.
Броня танка состоял из двух слоев вокруг боевого отделения. Внешняя часть была многослойной броней, которая должна была защитить внутренний слой путем отвода струи разрывающихся на ней кумулятивных снарядов. Изогнутая форма башни должна была обеспечивать ее сильную рикошетность. Внутренний слой брони представлял из себя традиционную толстую металлическую обшивку.


Несмотря на свои 25 тонн веса, танк Chrysler TV-8 мог плавать. Движение по воде должно было производиться с помощью реактивных водометов.
Проект по созданию танка Chrysler TV-8 так и не был реализован. Компания Chrysler не смогла убедить американских военных, что этот необычный танк имеет какие-либо заметные преимущества по сравнению с традиционными боевыми машинами. В 1956 году проект TV-8 был свернут.

Тактико-технические характеристики танка Chrysler TV-8
Боевая масса: 25 тонн;
Экипаж: 4 человека;
Размеры: длина - 8,9 м; ширина – 3,4 м; высота - 2,9 м;
Вооружение: 90-мм орудие Т208; коаксиальный пулемет 0,3 калибра (спаренный), с дистанционным управлением пулемет 0,5 калибра;
Двигатель: Chrysler V-8 паровой двигатель, работающий от атомного реактора, расположенного в башне

Этот танк вполне можно считать символом ядерной войны, которая так и не началась. Его конструкция оптимально подходит для противодействия ударной волне, а четырехгусеничная ходовая часть - для движения в условиях вероятной ядерной зимы…

Тяжелый танк - «Объект 279», единственный в своем роде и, без всякого сомнения, уникальнейший.Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Такая форма корпуса должна была предотвратить переворачивание танка взрывной волной ядерного взрыва.

Давайте посмотрим на этот проект подробнее …

Может быть начало поста несколько пафосное и преувеличенное, но давайте сначала немного отмотаем события назад.

В 1956 году ГБТУ Красной Армии были выработаны тактико-технические требования к тяжелому танку, который должен был заменить собой Т-10. КБ Кировского завода в Ленинграде приступило к созданию танка, с широким использованием идей и отдельных узлов от танков ИС-7 и Т-10. Получивший индекс «Объект 277″, новый танк создавался по классической компоновке, его ходовая часть состояла из восьми опорных и четырёх поддерживающих катков на борт, подвеска на пучковых торсионах, с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и восьмых катках. Корпус собирался как из катаных, так и из литых деталей — борта выполнялись из гнутых плит катаной брони, в то время как носовая часть представляла собой единую отливку. Башня так же выполнялась литой, полусферической формы. Развитая ниша вмещала механизированную боеукладку для облегчения действий заряжающего.

Вооружение состояло из 130мм орудия М-65, стабилизированного в двух плоскостях при помощи стабилизатора «Гроза», и спаренного 14,5мм пулемёта КПВТ. Боекомплект 26 выстрелов раздельного заряжания и 250 патронов к пулемёту. Наводчик располагал стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, танк оборудовался полным комплектом приборов ночного видения. Силовая установка представляла собой 12-цилиндровый V-образный дизель М-850, мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин. Трансмиссиия планетарная, типа «3К», выполненная в виде единого блока механизма перемены передачь и поворотов. В отличии от трансмиссии танка Т-10, ленточные тормоза планетарного механизма поворотов были заменены на дисковые. Экипаж состоял из 4 человек, трое из которых (командир, наводчик и заряжающий) находились в башне. При массе в 55 тонн танк показал максимальную скорость 55 км/ч.

Было выпущено два экземпляра «Объекта 277″, и вскоре после начала испытаний работы по нему были свёрнуты. Танк выгодно отличался от Т-10 более мощным вооружением и более совершенной СУО, включающей дальномер, но боекомплект был мал. В целом, «Объект 277″ создавался на базе хорошо отработанных в серии агрегатов и не требовал длительной доводки.

Вторым конкурсантом стал танк Челябинского тракторного завода — «Объект 770″. В отличии от «Объекта 277″, танк было решено проектировать «с нуля», опираясь только на передовые решения и с использованием новых агрегатов. Характерной особенностью танка стал полностью литой корпус, борта которого отличались как дифференцированной толщиной, так и переменным углом наклона. Подобный подход прослеживается и в бронировании лба корпуса. Башня так же полностью литая, с переменной толщиной брони, доходящей до 290мм в лобовых частях. Вооружение и СУО танка полностью аналогичны «Объекту 277″ — 130мм орудие М-65 и спаренный 14,5мм пулемёт КПВТ, боекомплект 26 снарядов и 250 патронов.

Интерес представляет силовой агрегат танка, выполненный на основе 10-цилиндровоно дизеля ДТН-10, с вертикальным расположением блоков цилиндров, который был установлен перпендикулярно продольной оси танка. Мощность двигателя составляла 1000 л.с. при 2500 об/мин. Трансмиссия танка включала в себя гидротрансворматор и планетарную коробку передач, параллельное включение которых позволяло иметь одну механическую и две гидромеханические передачи переднего хода, и одну механическую передачу заднего хода. Ходовая часть включала по шесть опорных катков большого диаметра на борт, без поддерживающих роликов. Подвеска катков гидропневматическая. Танк отличался лёгкостью в управлении и хорошими динамическими характеристиками.

Уникальнейший и единственный в своем роде опытный образец тяжелого танка — объект 279 — разработал в 1957 году коллектив конструкторов ленинградского Кировского завода под руководством Л.С.Троянова по предложенным Управлением начальника бронетанковых войск Советской Армии в 1956 году тактико-техническим требованиям к тяжелому танку. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.

В пику консервативному «Объекту 277», машина создавалась полностью заново, и не только по используемым агрегатам, но и по концепции. Литые корпуса с дифференцированным бронированием, эллиптической формы встречались и ранее, но в данной машине идея была доведена до абсолюта. Собранный из четырёх литых деталей, корпус был по всему периметру прикрыт противокумулятивным экраном, который дополнял его обводы до эллиптической формы (не только в плане, но и в вертикальном сечении). Благодаря уменьшенному до предела заброневому объёму, составившему всего 11,47 м 3 , удалось добиться беспрецедентных значений толщины брони как по нормали, так и приведённых – лобовая броня корпуса достигала 192мм при больших углах наклона и подворота, бортовая броня до 182мм, при меньших углах. Литая башня приплюснутой полусферической формы имела круговое бронирование 305мм, за исключением кормы.

Вооружение составляло всё то же 130мм орудие М-65 и 14,5мм пулемёт КПВТ, при боезапасе 24 выстрела в механизированной боеукладке с полуавтоматическим заряжанием и 300 патронов к пулемёту. Совместные усилия заряжающего и кассетного полуавтомата заряжания обеспечивали боевую скорострельность в 5-7 выстрелов в минуту. СУО включала в себя стереоскопический прицел-дальномер с независимой стабилизацией поля зрения ТПД-2С, двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор «Гроза» и полный комплект приборов ночного видения.

Силовая установка танка разрабатывалась в двух вариантах – дизель ДГ-1000 мощностью 950 л. с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л. с. при 2400 об/мин. Оба двигателя 4-х тактные, 16-цилиндровые, Н-образные с горизонтальным расположением цилиндров (для уменьшения высоты корпуса). Трансмиссия танка так же отличалась необычностью и новаторским подходом – гидромеханическая и планетарной 3-х ступенчатой коробкой передач, причём переключения между двумя высшими передачами было автоматизировано.

Но наиболее бросающейся в глаза деталью танка безусловно является его ходовая часть, чьей особенностью было применение четырёх гусеничных движетелей!

Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.

Применительно к одному движетелю ходовая часть состояла из шести опорных катков, трёх поддерживающих роликов, ленивца и ведущей звёздочки. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая, регулируемая. Таким образом, понятие клиренса становилось только формальностью, и танк мог преодолевать вертикальные препятствия без угрозы сесть днищем на них.

Удельное давление так же было очень мало – всего 0,6 кг/м 2 , что позволяло преодолевать глубокий снег и топкие участки. Недостатками выбранной ходовой части была плохая маневренность и повышенное сопротивление движению, особенно по тяжелым грунтам. Ремонтопригодность оставляла желать лучшего, ввиду высокой сложности конструкции и труднодоступности внутренней пары гусениц.

Опытный образец танка был построен в 1959 году и начал проходить испытания, однако сразу же стало ясно, что столько дорогая машина не имеет шансов на серийное производство. Преемником Т-10 должен был стать один из двух танков «семьсот семидесятый» либо «двести семьдесят седьмой», но ни один из конкурсантов так и не был принят на вооружение.

Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых — командир, наводчик и заряжающий — располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину.

Из всех разработанных одновременно с ним танков объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом — 11,47 м3, имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту танка.

В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка еще двух танков не была завершена.

Объект 279 находится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.