Вещества и их свойства. Физические и химические явления


Физические и химические явления

Проводя опыты и наблюдения, мы убеждаемся, что вещества могут изменяться.

Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.

1. Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед .

2.Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

3.Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

Изменения с веществами произошли,но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.

Опыт

1. Закроем пробирку пробкой со вставленной в нее трубкой

2. Опустим конец трубки в стакан с водой. Рукой нагреем пробирку. Объем воздуха в ней увеличивается, и часть воздуха из пробирки выходит в стакан с водой (выделяются пузырьки воздуха).

3. При охлаждении пробирки объем воздуха уменьшается, и вода входит в пробирку.

Вывод. Изменения объема воздуха – физическое явление.

Задания

Приведи 1–2 примера происходящих с веществами изменений, которые можно назвать физическим явлением. Запиши примеры в тетради.

Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.

А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция ? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

Примеры таких реакций рассмотри в таблице

Признаки химических реакций

Изменение цвета исходного вещества

Изменение вкуса исходного вещества

Выпадение осадка

Выделение газа

Появление запаха

Реакция

Признак

Изменение цвета

Изменение вкуса

Выделение газа

В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Наш с тобой организм тоже настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.

Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

Опыты с огнем самостоятельно проводить нельзя!!!

Опыт 1

Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

Наблюдаем:

1. обугливание, то есть изменение цвета;

2. появление запаха.

Вывод . Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)

Опыт 2

Приготовимстаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнемраствором йода.

Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

Опыт 3

1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).

Наблюдаем выделение пузырьков газа.

Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.

Некоторые химические реакции сопровождаются выделением тепла.

Задания

Помести в стеклянную баночку (или стакан) несколько кусочков сырого картофеля. Добавь к ним перекись водорода из домашней аптечки. Объясни, по какому признаку можно определить, что произошла химическая реакция.

1. Тесное соприкосновение реагирующих веществ (необходимо): H 2 SO 4 + Zn = ZnSO 4 + H 2 2. Нагревание (возможно) а) для начала реакции б) постоянно Классификация химических реакций по различным признакам 1.По наличию границы раздела фаз все химические реакции подразделяются на гомогенные и гетерогенные Химическая реакция, протекающая в пределах одной фазы, называется гомогенной химической реакцией . Химическая реакция, протекающая на границе раздела фаз, называется гетерогенной химической реакцией . В многостадийной химической реакции некоторые стадии могут быть гомогенными, а другие - гетерогенными. Такие реакции называются гомогенно-гетерогенными . В зависимости числа фаз, которые образуют исходные вещества и продукты реакции, химические процессы могут быть гомофазными (исходные вещества и продукты находятся в пределах одной фазы) и гетерофазными (исходные вещества и продукты образуют несколько фаз). Гомо- и гетерофазность реакции не связана с тем, является ли реакция гомо- или гетерогенной . Поэтому можно выделить четыре типа процессов: Гомогенные реакции (гомофазные) . В реакциях такого типа реакционная смесь является гомогенной, а реагенты и продукты принадлежат одной и той же фазе. Примером таких реакций могут служить реакции ионного обмена, например, нейтрализация раствора кислоты раствором щёлочи: Гетерогенные гомофазные реакции . Компоненты находятся в пределах одной фазы, однако реакция протекает на границе раздела фаз, например, на поверхности катализатора. Примером может быть гидрирование этилена на никелевом катализаторе: Гомогенные гетерофазные реакции . Реагенты и продукты в такой реакции существуют в пределах нескольких фаз, однако реакция протекает в одной фазе. Так может проходить окисление углеводородов в жидкой фазе газообразным кислородом. Гетерогенные гетерофазные реакции . В этом случае реагенты находятся в разном фазовом состоянии, продукты реакции также могут находиться в любом фазовом состоянии. Реакционный процесс протекает на границе раздела фаз. Примером может служить реакция солей угольной кислоты (карбонатов) с кислотами Бренстеда: 2.По изменению степеней окисления реагентов[править | править вики-текст] В данном случае различают Окислительно-восстановительные реакции, в которых атомы одного элемента (окислителя) восстанавливаются , то есть понижают свою степень окисления, а атомы другого элемента (восстановителя) окисляются , то есть повышают свою степень окисления. Частным случаем окислительно-восстановительных реакций являются реакции конпропорционирования, в которых окислителем и восстановителем являются атомы одного и того же элемента, находящиеся в разных степенях окисления. Пример окислительно-восстановительной реакции - горение водорода (восстановитель) в кислороде (окислитель) с образованием воды: Пример реакции конпропорционирования - реакция разложения нитрата аммония при нагревании. Окислителем в данном случае выступает азот (+5) нитрогруппы, а восстановителем - азот (-3) катиона аммония: Не относятся к окислительно-восстановительным реакции, в которых не происходит изменения степеней окисления атомов, например: 3.По тепловому эффекту реакции Все химические реакции сопровождаются выделением или поглощением энергии. При разрыве химических связей в реагентах выделяется энергия, которая в основном идёт на образование новых химических связей. В некоторых реакциях энергии этих процессов близки, и в таком случае общий тепловой эффект реакции приближается к нулю. В остальных случаях можно выделить: экзотермические реакции, которые идут с выделением тепла, (положительный тепловой эффект) СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О + энергия (свет, тепло); СаО + Н 2 О = Са(ОН) 2 + энергия (тепло). эндотермические реакции в ходе которых тепло поглощается (отрицательный тепловой эффект) из окружающей среды. Са(ОН) 2 + энергия (тепло) = СаО + Н 2 О Тепловой эффект реакции (энтальпию реакции, Δ r H), часто имеющий очень важное значение, можно вычислить по закону Гесса, если известны энтальпии образования реагентов и продуктов. Когда сумма энтальпий продуктов меньше суммы энтальпий реагентов (Δ r H < 0) наблюдается выделение тепла, в противном случае (Δ r H > 0) - поглощение. 4.По типу превращений реагирующих частиц[править | править вики-текст] соединения: разложения: замещения: обмена (в т.ч. тип реакции-нейтрализация): Химические реакции всегда сопровождаются физическими эффектами: поглощением или выделением энергии, изменением окраски реакционной смеси и др. Именно по этим физическим эффектам часто судят о протекании химических реакций. Реакция соединения -химическая реакция, в результате которой из двух или большего числа исходных веществ образуется только одно новое.В такие реакции могут вступать как простые, так и сложные вещества. Реакция разложения -химическая реакция, в результате которой из одного вещества образуется несколько новых веществ. В реакции данного типа вступают только сложные соединения, а их продуктами могут быть как сложные, так и простые вещества Реакция замещения -химическая реакция,в результате которой атомы одного элемента, входящие в состав простого вещества, замещают атомы другого элемента в его сложном соединении. Как следует из определения, в таких реакциях одно из исходных веществ должно быть простым, а другое сложным. Реакции обмена - реакция, в результате которой два сложных вещества обмениваются своими составными частями 5.По признаку направления протекания химические реакции делятся на необратимые и обратимые Необратимыми называют химические реакции, протекающие лишь в одном направлении("слева направо "), в результате чего исходные вещества превращаются в продукты реакции. О таких химических процессах говорят, что они протекают "до конца".К ним относят реакции горения , а также реакции, сопровождающиеся образованием малорастворимых или газообразных веществ Обратимыми называются химические реакции, протекающие одновременно в двух противоположных направлениях("слева направо" и "справа налево").В уравнениях таких реакций знак равенства заменяется двумя противоположно направленными стрелками.Среди двух одновременно протекающих реакций различают прямую(протекает "слева направо") и обратную (протекает "справа налево").Поскольку в ходе обратимой реакции исходные вещества одновременно и расходуются и образуются, они не полностью превращаются в продукты реакции.Поэтому об обратимых реакциях говорят, что они протекают "не до конца". В результате всегда образуется смесь исходных веществ и продуктов взаимодействия. 6. По признаку участия катализаторов химические реакции делятся на каталитические и некаталитические Каталитическими2SO 2 + O 2 → 2SO 3 (катализатор V 2 O 5) называют реакции, протекающие в присутствии катализаторов.В уравнениях таких реакций химическую формулу катализатора указывают над знаком равенства или обратимости, иногда вместе с обозначением условий протекания. К реакциям данного типа относятся многие реакции разложения и соединения. Некаталитическими2NO+O2=2NO 2 называются многие реакции, протекающие в отсутствие катализаторов.Это, например, реакции обмена и замещения.

В уроке 10 «» из курса «Химия для чайников » рассмотрим, что из себя представляют физические и химические явления; выясним, что такое химическая реакция, а также признаки и условия протекания химических реакций.

Давайте внимательно посмотрим вокруг себя. Мы уже знаем, что весь окружающий нас мир состоит из различных веществ: органических и неорганических, простых и сложных, твердых, жидких и газообразных. Остаются ли эти вещества в природе неизменными? Нет, в природе происходят различные изменения, которые называются явлениями . В зависимости от того, какие изменения происходят с веществами, различают явления физические и химически е. Эти два рода явлений можно отличить друг от друга.

Нальем воду в колбу и нагреем ее до кипения. Каждый из вас знает, что при кипении вода превращается в пар, т. е. переходит в другое агрегатное состояние. Однако несложно доказать, что вода и пар - это одно и то же вещество. Подумайте, как это можно сделать.

Нагреем тонкую стеклянную трубку в пламени спиртовки. Стекло станет мягким, и мы легко изменим форму трубки, но стекло как вещество остается тем же.

Эти явления физические . При физических явлениях не происходит образования новых веществ. Изменяется только агрегатное состояние веществ, их форма, а состав веществ остается прежним (рис. 48).

Например, вода - это вещество, которое в природе образует не только реки, моря, но и ледники, и облака. Ледники тают, облака роняют капли воды, вода испаряется, т. е. происходит изменение ее агрегатного состояния, но состав молекул остается неизменным.

Сгибание проволоки, дробление соли, плавление металлов (рис. 49), образование мраморной крошки, перемалывание зерна в муку, превращение воды в пар при кипячении - все это физические явления. Они осуществляются в результате деятельности человека. У веществ при этом изменяется только форма или агрегатное состояние .

Физическими называются явления , при которых изменяется только форма или агрегатное состояние веществ.

Химические явления (реакции)

Всегда ли вещества остаются неизменными? Нагреем красную медную проволоку в пламени спиртовки. Проволока покрывается черным налетом, который можно легко соскоблить ножом в виде черного порошка. Это уже новое вещество, в которое превратилась медь. Оно отличается от меди по цвету и плотности. В этом опыте мы наблюдаем химическое явление , которое происходит благодаря химической реакции.

Химические реакции - это явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие.

Природа — это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал.

Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и образование новых веществ.

Например, в результате сгорания магния образуется новое вещество MgO (рис. 50). При сгорании метана получаются два вещества: углекислый газ CO 2 и вода H 2 O. Из одного сложного вещества HgO в результате его разложения образуются два новых - ртуть Hg и кислород O 2 (рис. 51).

Ржавление железа (рис. 52), кипячение воды, горение лучины, распространение запаха - какие из этих явлений можно отнести к химическим реакциям? По каким признакам можно судить, что химическая реакция произошла?

Проведем несколько химических реакций. Нагреем в пробирке зеленый порошок малахита (рис. 53) - минерала, в состав которого входят атомы меди, углерода, водорода и кислорода. Порошок малахита начинает «кипеть» из-за выделяющегося газа. Поднесем к отверстию пробирки спичку, она гаснет - это выделяющийся углекислый газ препятствует ее горению. На стенках пробирки заметны капельки воды, на дне остается черный порошок соединения меди (CuO). Наблюдения доказывают, что образуются новые вещества с другими свойствами. Прекратим нагревание. Сразу прекращается выделение углекислого газа - реакция больше не протекает.

Существуют и другие признаки химических реакций. Например, при горении магния излучается яркий свет и выделяется много теплоты (см. рис. 50).

На заметку: Раньше вспышка магния использовалась для освещения объекта во время фотографирования.

При сливании некоторых растворов наблюдается выпадение осадка (рис. 54). Некоторые осадки можно растворить при помощи других веществ. Например, при сливании растворов соды и известковой воды образуется белый осадок, который легко растворяется в уксусе.

При сгорании спички ощущается резкий запах. Какие еще признаки химических реакций наблюдаются при горении спички?

Изменения, происходящие с веществами, свидетельствуют о протекании химических реакций и являются признаками химических реакций .


Выделение газа.
Образование или исчезновение осадка.
Изменение цвета.
Появление запаха.
Излучение света.
Выделение или поглощение теплоты.

Большинство веществ не могут взаимодействовать друг с другом самопроизвольно. Для протекания многих химических реакций необходимо создавать определенные условия .

Необходимое и главное условие для протекания большинства реакций между различными веществами - это их соприкосновение . Для обеспечения лучшего контакта вещества измельчают, переводят в газообразное состояние. Многие вещества лучше реагируют друг с другом, если они растворены в воде.

Во многих случаях этого недостаточно, поэтому реагирующие вещества нагревают . Деревянная лучинка, смесь железа и серы, медь могут долгое время сохраняться при комнатной температуре, реакции начинаются только при их нагревании.

Мало знать, как начать химическую реакцию, надо еще знать, при каких условиях она будет протекать дальше. Почему необходимо все время нагревать сахар, чтобы добиться его полного сгорания, а деревянную лучинку зажигают один раз и она продолжает гореть?

Если при образовании новых веществ выделяется много теплоты, то ее бывает достаточно, чтобы нагревались новые порции вещества и реакция продолжалась. Во многих случаях реакции, начавшись, продолжаются за счет теплоты, выделяемой в этих реакциях, не требуя дополнительной энергии. Примером является горение угля. Другие реакции, например разложение сахара, требуют постоянной затраты энергии на ее продолжение.

В некоторых случаях для начала химического процесса необходимо освещение. Одной из таких реакций, требующих постоянного освещения, является известная вам реакция фотосинтеза .

Таким образом, окружающий нас мир состоит из множества веществ, которые вступают в различные химические реакции. Изучая химические реакции, человек познает сущность процессов, протекающих в живой и неживой природе. Полученные знания помогают более эффективно использовать вещества для получения больших урожаев, выращивания животных, борьбы с различными болезнями. Человечество учится бережно и грамотно относиться к окружающему нас миру.

Краткие выводы урока:

  1. Химические реакции - это явления превращения одних веществ в другие.
  2. О протекании химических реакций судят по выделению газа, выпадению или исчезновению осадка, изменению цвета, появлению запаха, поглощению или выделению теплоты и излучению света.
  3. Необходимым условием протекания большинства химических реакций является соприкосновение реагирующих веществ.

Надеюсь урок 10 «» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

Окружающий нас мир, при всём его богатстве и многообразии, живёт по законам, которые достаточно легко объяснить с помощью таких наук, как физика и химия. И даже в основе жизнедеятельности такого сложного организма, как человек, лежит не что иное, как химические явления и процессы.

Определения и примеры

Элементарный пример - чайник, поставленный на огонь. Через некоторое время вода начнёт нагреваться, затем закипать. Мы услышим характерное шипение, из горлышка чайника будут вылетать струйки пара. Откуда он взялся, ведь в посуде его изначально не было! Да, но вода, при определённой температуре, начинает превращаться в газ, меняет своё физическое состояние из жидкого на газообразное. Т.е. она осталась всё той же водой, только теперь в виде пара. Это

А химические явления мы увидим, если опустим в кипяток пакетик с чайной заваркой. Вода в стакане или другом сосуде окрасится в красно-коричневый цвет. Произойдёт химическая реакция: под воздействием тепла чаинки начнут запариваться, выделяя цветовые пигменты и вкусовые свойства, присущие этому растению. У нас получится новое вещество - напиток со специфическими, свойственными только ему качественными характеристиками. Если туда же добавим несколько ложек сахара, он растворится (физическая реакция), а чай станет сладким Таким образом, физические и химические явления часто связаны и взаимозависимы. К примеру, если тот же чайный пакетик поместить в холодную воду, реакции не произойдёт, чаинки и вода не будут взаимодействовать, да и сахар растворяться тоже не пожелает.

Таким образом, химические явления - это такие, при которых одни вещества превращаются в другие (вода в чай, вода в сироп, дрова в золу и т.д.) Иначе химическое явление называется химической реакцией.

Физическими называются явления, при которых химический состав вещества остаётся прежним, а изменяется размер тела, форма и т.д. (деформированная пружина, вода, замёрзшая в лёд, ветка дерева, разломанная пополам).

Условия возникновения и протекания

О том, происходят ли химические и физические явления, мы можем судить по некоторым признакам и изменениям, которые наблюдаются у того или иного тела или вещества. Так, большинство химических реакций сопровождается следующими «опознавательными знаками»:

  • в результате или при протекании таковой выпадает осадок;
  • происходит изменение цвета вещества;
  • может выделяться газ, например, угарный при горении;
  • происходит поглощение или, наоборот, выделение теплоты;
  • возможно излучение света.

Чтобы химические явления наблюдались, т.е. реакции происходили, необходимы некоторые условия:

  • реагирующие вещества должны соприкасаться, быть друг с другом в контакте (т.е. ту же заварку нужно насыпать в кружку с кипятком);
  • вещества лучше измельчать, тогда реакция будет протекать быстрее, скорее наступит взаимодействие (сахар-песок скорее растворится, растает в горячей воде, чем кусковой);
  • чтобы многие реакции могли произойти, нужно изменить температурный режим реагирующих компонентов, охлаждая или нагревая их до некоторой температуры.

Понаблюдать за химическим явлением можно опытным путём. А вот описать его на бумаге можно при помощи химического химической реакции).

Некоторые из этих условий работают и для возникновения физических явлений, например, изменение температуры или непосредственный контакт предметов, тел между собой. Допустим, если ударить достаточно сильно молотком по шляпке гвоздя, он может деформироваться, потерять свою обычную форму. Но она так и останется шляпкой гвоздя. Или же, при включении электролампы в сеть, вольфрамовая нить внутри неё начнёт греться и светиться. Однако вещество, из которого нить сделана, так и останется прежним вольфрамом.

Описание физических процессов и явлений происходит через физические формулы, решение физических задач.

Дата: 20.09.2013г

Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих химическую реакцию от физического явления, изучить условия возникновения и протекания химической реакции.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
  • сформировать представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
  • способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
  • продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная, презентация к уроку.

Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Ход урока:

  1. Оргмомент.(мин.)

На столе зажженная свеча (видеослайд 1)

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Учитель: тема нашего урока – это как раз «явления , сопровождающие превращения».

Какие явления вы наблюдаете при горении? (слайд 2)

Плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)

Затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления?

Горение парафина (свет и выделение тепла).

Слайд 3

Учитель записывает тему урока на доске (слайд 3). Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока.

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. (слайд 4).

определить сущность физических и химических явлений

отметить значение физических и химических явлений

выявить признаки химических реакций

рассмотреть условия возникновения и протекания реакций

Слайд 7

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз, или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом?Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины.Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.

Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

пишут определение в тетрадь) слайд 8

Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется ввиде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре.2мин

Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.

Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. .

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Физкультминутка. (слайд 9)

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2 . Разрезание бумаги.

Опыт №3. Диффузия перманганата калия.

Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.

Видеослайды слайд (10-18)

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: (слайд 19-20)

  1. Изменение окраски;
  2. Образование осадка;
  3. Появление запаха;
  4. Выделение газа;

Условия протекания:

  • Контакт веществ
  • Нагревание
  • Действие

электрическим током

Облучение светом

А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

Установите соответствие:

Вариант 1

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Высыхание дождевых луж;
  2. Морской прилив;
  3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10

Химические явления: 2, 4, 7, 9

Установите соответствие:

Вариант 2

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Горение керосина в лампе;
  3. Движение воздуха (ветер);
  4. Плавление куска железа;
  5. Горение спички;
  6. а мок;

Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9

Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10

Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?»

Взаимопроверка и выставление оценок

Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»

Остальным необходимо поработать еще дома.

§3 №11-13 стр.13 Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.(выставление оценок, сообщений, ассистентам).

5.Рефлексия. (мин)

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…Что интересного было на уроке?Ваше впечатление?Выводы?

Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана

(учащиеся зачитывают слова):

«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений,

понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими».

5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»Майкл Фарадей, англ.ученый

Какие у вас ко мне вопросы?Урок закончен.Всем спасибо!

Тема: «Физические и химические реакции»

Вариант 1

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;
  2. Появление ржавчины на железном гвозде;
  3. Золотую проволоку вытянули в нить;
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  5. Ледяная игрушка весной растаяла;
  6. Высыхание дождевых луж;
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  8. Морской прилив;
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

10.Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек

Вариант 2

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка за мок;
  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Физические и химические явления. Химические реакции.

Дата: 20.09.2013г

Цель урока: изучить физические и химические явления, их значение, сформировать понятие о химической реакции, признаках отличающих химическую реакцию от физического явления, изучить условия возникновения и протекания химической реакции.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
  • сформировать представлений о признаках и условиях протекания химических реакций;
  • способствовать развитию умений учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
  • продолжить развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и реактивы: свеча, ступка с пестиком, мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок, хим.стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная, презентация к уроку.

Основные методы и приемы: демонстрационный эксперимент, объяснение, наблюдение, решение упражнений, взаимопроверка, беседа.

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Ход урока:

  1. Оргмомент.(мин.)

На столе зажженная свеча (видеослайд 1)

стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.

Предполагаемый ответ учащихся: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Учитель: тема нашего урока – это как раз « явления , сопровождающие превращения».

Какие явления вы наблюдаете при горении? (слайд 2)

Плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)

Затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления?

Горение парафина (свет и выделение тепла).

Слайд 3

Учитель записывает тему урока на доске (слайд 3). Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока. «Физические и химические явления. Химические реакции.»

Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления. (слайд 4).

Итак сегодня мы должны:(слайд 5).

определить сущность физических и химических явлений

отметить значение физических и химических явлений

выявить признаки химических реакций

Рассмотреть условия возникновения и протекания реакций

Это будет планом нашего урока.

2.Изучение нового материала. (мин)

Слайд 7

Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что все явления, по сути, сходны или одинаковы, а теперь те, кто считает, что явления отличаются. Кто может объяснить свой выбор?В ходе беседы обсуждаются ответы учащихся – ход обсуждения сводится к объяснению нового материала на основе жизненного опыта учащихся.Все окружающие нас предметы состоят из разнообразных веществ, которые могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Железо, сахар, поваренная соль при обычных условиях- твердые вещества, вода и спирт – жидкости, воздух – это смесь газов. Но остаются ли вещества неизменными? Что например происходит с водой, вынесенной на мороз, или со спичкой, если ее поджечь, или с упавшим в лесу деревом?Ответить на эти вопросы нетрудно: вода, вынесенная на мороз замерзает, подожженная спичка сгорает, упавшее дерево постепенно разрушается в результате гниения древесины.Иногда вещества изменяются так медленно, что кажутся как бы неизменными. Если оставить во влажном воздухе железный гвоздь, то первое время создается впечатление, что с ним ничего не происходит. Но пройдет время и мы увидим, что гвоздь покрылся бурой ржавчиной: на поверхности железа под влиянием влажного воздуха образовалось новое вещество. В природе нет неизменные веществ. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.

Мы живем в постепенно изменяющемся мире. Вам, наверно известно изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» Почему? Да потому, что в ней ежесекундно происходят какие –то изменения. Да и планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.

Различные изменения, происходящие с веществами- явления. (пишут определение в тетрадь) слайд 8

Учащиеся открывают учебник, находят стр.11читают и записывают определения в тетрадь виде схемы 4. Первичное закрепление знаний осуществляется ввиде постановке 2-х вопросов и ответов на них в паре. 2мин

Различают два вида явлений в природе: физические и химические. Физическими называют явления, при которых у веществ изменяется форма, агрегатное состояние или температура. При физическом явлении могут изменяться все три названных параметра или отдельно каждый из них.

Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений. Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления .

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими.

Физкультминутка. (слайд 9)

Помощь ассистентов. Правила ТБ.

Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем? Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное. Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.

Опыт №2 . Разрезание бумаги.

Опыт №3. Диффузия перманганата калия.

Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи – химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.

Опыт №5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.

Видеослайды слайд (10-18)

Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?

В результате беседы подводится итог – признаки химических реакций (явлений), который записывается учащимися в рабочую тетрадь: Признаки химических реакций: (слайд 19-20)

  1. Изменение окраски;
  2. Образование осадка;
  3. Появление запаха;
  4. Выделение газа;
  5. Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).

Условия протекания:

  • Контакт веществ
  • Нагревание
  • Действие

электрическим током

Облучение светом

Значение химических реакций. Сообщение учащегося.

А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

  1. Закрепление учебного материала (мин) Слайд21

Взаимопроверка, в паре меняются тетрадями.

Установите соответствие:

Вариант 1

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Высыхание дождевых луж;
  2. Морской прилив;
  3. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Ответы:

Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10

Химические явления: 2, 4, 7, 9

Установите соответствие:

Вариант 2

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Горение керосина в лампе;
  3. Движение воздуха (ветер);
  4. Плавление куска железа;
  5. Горение спички;
  6. а мок;

Ответы:

Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9

Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10

Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?»

Взаимопроверка и выставление оценок

Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы»

Остальным необходимо поработать еще дома.

  1. Домашнее задание (1 мин) Слайд 22

§3 №11-13 стр.13 Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве или сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.(выставление оценок, сообщений, ассистентам).

5.Рефлексия. (мин)

В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…Что интересного было на уроке?Ваше впечатление?Выводы?

Подведение итогов (2мин) Слайд 23-24.

Подвести итоги нашего урока можно словами Р.Ролана

(учащиеся зачитывают слова):

«Высокая цель человека науки проникать в самую сущность наблюдаемых явлений,

понимать их сокровенные силы, их законы и течения чтобы управлять ими».

5. Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

6. «…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»Майкл Фарадей, англ.ученый

Какие у вас ко мне вопросы?Урок закончен.Всем спасибо!

Тема: «Физические и химические реакции»

Вариант 1

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;
  2. Появление ржавчины на железном гвозде;
  3. Золотую проволоку вытянули в нить;
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  5. Ледяная игрушка весной растаяла;
  6. Высыхание дождевых луж;
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  8. Морской прилив;
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;

10.Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек

Вариант 2

Установить соответствие.

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка з а мок;
  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.