Успение пресвятой богородицы переходящий праздник или нет. О празднике успение пресвятой богородицы


Во вторник, 28 августа, православный мир встречает один из важнейших не переносимых праздников с постоянной датой — Успение Пресвятой Богородицы. И хоть в этот день Богоматерь отошла в мир иной, грустить по этому поводу не следует — праздник, наоборот, символизирует радость и счастье воссоединение Марии с Сыном своим.

В этот день священнослужители облачаются в голубые одежды, символизирующие небо и просветление каждого верующего, в церквях проходят торжественные службы. Православные возносят молитвы и слова благодарности Деве Марии, подарившей этой земле Сына Божьего и защищающей всех верующих от бед и врагов.

Сегодня закончился двухнедельный Успенский пост, которым верующие готовились к празднику по примеру самой Марии — она узнала о своей смерти заранее, и для подготовки к встрече с Сыном и Отцом его постилась и трепетно молилась, очищая душу и тело перед вознесением на небеса.

К слову, в гробнице, куда поместили тело умершей Марии, через несколько дней его не обнаружили — мать по примеру сына отправилась на небо не только душой, но и телесной оболочкой.

В народе в этот день начинается молодое бабье лето и сезон свадеб — уже завтра можно отправлять сватов и планировать торжество на осень.

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа — что можно, а что нельзя делать в праздник

В этот день нужно обязательно сходить в церковь, помолиться Богородице за близких, родных и, главное, за своих детей. Нельзя быть жадным — угостите на улице бедного и нуждающегося, помогите страждущему.

Праздник выпал на вторник, а значит пост действительно закончился — кушать можно все, что пожелаете. Правда, доктора не советуют слишком усердствовать, ведь после длительного воздержания можно навредить своему организму.

На Успение, как и любой другой церковный праздник, существует ряд строгих запретов:

Сегодня нельзя ходить босыми ногами по земле — роса является слезами Божьей матери, а потому к ней стоит проявлять уважение. Прогуливаясь босым можно навлечь на себя беду;

Нужно обязательно надеть удобную обувь. Натертые сегодня мозоли принесут в жизнь трудности и испытания;

Нельзя девушкам стричь волосы. Это вызовет слезы и грусть Марии, которая покровительствует всем молодкам с небес;

Нельзя ругаться с родными и близкими, да и с незнакомыми людьми;

Нельзя желать зла, ведь все проклятия в этот день обернутся против вас;

Нельзя пользоваться колючими и режущими предметами – чтобы не навлечь страшных болезней. В этот день хлеб ломают руками, а пищу не варят;

Как и в любой важный церковный праздник, нельзя заниматься тяжелым физическим трудом и рукоделием.

Чем же занять этот день? Праздничным столом, общением с родными и близкими, играми с детьми. День необходимо провести максимально семейно и в покое, чтобы весь последующий год в вашем доме была только радость и счастье.

Приметы на Успение Пресвятой Богородицы

Успение провожай, а осень встречай – именно с Успения начинается бабье лето, которое продлится весь следующий месяц, а может и дольше. В церковь в этот день можно принести колосья нового урожая для освящения, чтобы зима была сытной, а небо и далее благоволило к вашему труду.

Наши предки верили, что именно с этого дня можно ходить в лес за грибами и орехами, которые запасали на зиму. При этом в сам праздник в одиночку в лес лучше не идти, ведь там проснулись злые и коварные духи, желающие затянуть и запутать одинокого путника.

Следили в этот день и за погодой

  • Какое Успение – такая и осень.
  • Появилась радуга на небе – осень будет теплой.
  • Хорошая погода – бабье лето будет прохладным.
  • Много паутины – зима будет морозной и малоснежной.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Успение Пресвятой Богородицы - это один из двенадцати главных праздников в Русской православной церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, который по строгости можно сравнить с Великим постом. Рассказываем об истории праздника.

Дата празднования

Праздник Успения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают каждый год в одно и то же время — 28 августа (новый стиль). А католики — 15 августа, по старому стилю.

История и смысл

После Вознесения Господня Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, которому Иисус Христос завещал заботиться о Ней, как о родной матери.

Для ближайших учеников Иисуса Христа и всех верующих Она была утешением и назиданием. Апостолы записывали все, что Матерь Божия рассказывала о Своей жизни и о жизни Своего сына.

Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и принес весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Матерь Божия обрадовалась этой вести: Она поняла, что сможет встретиться с сыном.

После кончины Матери Божьей апостолы погребли Ее тело в Гефсимании. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день, когда Фома прибыл к Елеонской горе, он пожелал увидеть Ее гроб. Его открыли, но тела Богородицы в нем уже не было, там лежала только плащаница.

В этот же вечер Матерь Божия явилась апостолам в окружении ангелов и сказала: "Радуйтесь! Я всегда с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

Название праздника

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

"Успение" — это устаревшее слово. В переводе на современный язык значит "смерть".

Традиции и приметы праздника

В этот день в православных храмах проходят праздничные литургии. Верующие несут цветы к иконе с изображением Богородицы и прикладываются к ней.

Успение Пресвятой Богородицы ознаменовывает окончание летней уборки урожая. В этот день принято ходить в храм и святить хлеб. При этом ни в коем случае нельзя ронять на пол даже крошку освященного хлеба.

Раньше незамужние девушки с нетерпением ждали праздника, так как именно с этого дня было принято начинать помолвки, чтобы осенью сыграть свадьбу. Говорили, к кому не посватаются, тот всю зиму в девках просидит.

Считается, что 28 августа начинается раннее бабье лето. Согласно примете, какая погода стоит на Успение, такая ждет нас и осенью. Также, если в этот день — хорошая погода, то зима будет теплая, а следующий год — урожайным.

Алена Филиппова

Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа ежегодно. С древности считалось, что в этот день надо одеться в новое. Подразумевалось, что так человек показывает свое понимание о начале новой полосы земной жизни. О Пречистой Богородице рассуждали так: Матушка уснула, а не умерла, просто упокоилась, а потом вознеслась на небеса.

Завершился Успенский пост, короткий, но строгий. И верующие пришли к празднику Успения очищенные молитвой, терпением и смирением. Способствовала скудная еда, добровольное воздержание от мясной и молочной пищи, яиц. Отказавшись в пост от веселых зрелищ, утех, безделья, люди невольно стремились продолжить следовать христианским правилам.

Распространено было поверье, что грешно повышать голос в беседе. Недопустимо громко петь песни и устраивать гулянки в этот день. Именно женщина должна позаботиться о том, чтобы не допустили в семье выяснения отношений. Поверий из старины сохранилось немало, и все они пронизаны глубоким почтением к Пресвятой Богородице, большой любовью к ней.

Отменяли работы на земле, связанные с рытьем канав и котлованов. Нельзя было пользоваться лопатой или вилами. В народе существовало поверье о том, что не надо напоминать Божьей Матери о гвоздях, которыми был прибит к Кресту ее сын Иисус Христос. Оттого даже ножи и вилки убирались подальше. Ели ложками, а хлеб ломали руками. На Успенье старались не выходить за порог без обуви. Не принято было выполнять тяжелую работу.

С особенным трепетом ждали праздника женщины. Он считался материнским. Матери молились за детей, просили у бога о прибавлении ума в воспитании. Молили Пречистую Богородицу о терпении — оно давалось не сразу, зачастую требовалось большой и упорной работы над собой, чтобы научиться выслушать детей и старших родственников.

Готовились к празднику основательно, заранее наводили порядок в доме, на подворье. Варили еду, чтобы не заниматься кухней, а отдать время молитвам. Накануне топили баню, а в день Успения уже были приготовлены праздничные платки и юбки.

В старину женщины в этот день не жаловались на жизнь, не причитали о невзгодах и обидах. Распространено было мнение, что нытьем хозяйки, хранительницы очага, Богородица будет недовольна. Надо нести свой крест, испить чашу до дна, тогда ждать ее заступничества.

Из наблюдений за погодой незыблемым признаком теплой и долгой осени была радуга в небе, а еще паутина на деревьях, кустах. Интересно, когда паутина была узорчатой, то зима непременно наступала морозная, но скупая на снега.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом.

«Богородичной Пасхой» - так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим.

Во время Своей казни Иисус Христос, увидев рядом стоящих Богородицу и апостола Иоанна, которого особенно любил, сказал Своей Матери: «Жено! вот, сын Твой», а Иоанну: «вот, Матерь твоя» (Ин.19:25-27). С этого времени апостол Иоанн заботился о Божией Матери до конца Ее жизни. О земной жизни Богородицы с этих пор нам известно лишь из апокрифов. Она жила в доме апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, став для всех учеников Христа общей Матерью, и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа.

Матерь Божия вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Так прошли примерно десять лет, а когда иудейский царь Ирод начал гонения на Церковь, Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес, выпавший ему по жребию для евангельской проповеди. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, благословив ее как Свой удел.

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать".

Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня».

Незадолго до Своей кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Она часто посещала те места, которые были тесно связаны с Ее Сыном: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась, и со временем все чаще о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал Архангел Гавриил и сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице светящуюся райскую ветвь – символ победы над смертью и тлением - (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), и указал нести её перед гробом при погребении. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну, а тот известил апостола Иакова и через него всю Церковь Иерусалимскую. Богородица повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Каждого из них Она призывала к Себе по имени и благословляла. Отсутствовал только апостол Фома.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент Ее успения, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери, а святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.


Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. На четвертый день в Иерусалим вернулся отсутствующий апостол Фома и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. Вернувшись домой, изумленные апостолы горячо молились Богу о том, чтобы Он открыл им, что сталось с телом Богородицы. И по их молитвам произошло чудо.

Вечером в тот же день им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и в настоящее время сохраняется в монастырях. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому как ранее, чрез неверие того же Апостола, уверилась в воскресении Христовом. Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем все – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, в день Успения Богоматери (с 595 г.) праздник сделался общецерковным. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успением потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни», потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа – Богу, не коснулась Ее. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

Место Успения Богородицы в Иерусалиме

Согласно преданию, перед смертью Пресвятая Богородица жила в доме у апостола Иоанна Богослова. Здесь же она и преставилась.

В 1910 году на этом месте, на вершине горы Сион, было построено немецкое бенедиктинское аббатство - монастырь Успения Богородицы (Дормицион) .

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

Гробница Богородицы

Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.

В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы.


Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века

Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.


Лестница, вид от входа в церковь

Храм имеет крестообразную форму: в центре - гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры находится жертвенник. В каменном кивоте - чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма.


Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол

Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

Почитание Успения Пресвятой Богородицы на Руси

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.

Именно это событие способствовало особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и риз. Богоматерь стала покровительницей русского воинства, а праздник Покрова, посвященный ризам Богоматери,- праздником, который до XIX в. праздновался только в России.

Сам Влахернский монастырь, Покров и Успение приобрели особое "военное", "защитное" значение для Руси. Вот почему со времен святого князя Владимира главные храмы главных городов Руси оказались посвящены именно празднику Успения Пресвятой Богородицы: соборный Киевский храм, Десятинная церковь.

Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения. Среди знаменитых Успенских храмов и монастырей сегодня можно назвать Свято-Успенские Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Успенские соборы во Владимире, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Успенский храм Новодевичьего монастыря .

Воздвигнутый в XV веке выдающимся зодчим Аристотелем Фиораванти величественный Успенский собор в Московском Кремле стал главным кафедральным собором русской земли. Здесь перед самой чтимой россиянами чудотворной иконой Владимирской Божией Матери происходили венчания на великое княжение и на царство, коронации императоров. Тут же совершался обряд «поставления» митрополитов и патриархов.

Празднование Успения Богородицы в Греции

В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос , и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская» : чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы.


Из храма выходит торжественный крестный ход, икону водружают на носилки, которые несут матросы

Каждый проходящий под иконой старается прикоснуться к ней рукой или приложить какой-либо предмет к иконе.

Под многочисленными дарами, которыми украсили верующие икону в благодарность за чудеса сложно разглядеть сюжет иконы – явление архангела Гавриила деве Марии с благой вестью. Тем не мене, каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы тысячи людей стекаются на греческий остров Тинос, чтобы проделать на коленях путь из порта до храма и прикоснуться к чудотворной иконе.

От порта до храма на холме идет прямая дорога. По обочине специально для паломников положена дорожка из материала наподобие ковролина. Иногда родители на спину берут больных детей, чтобы те получили исцеление

В Греции на острове Кефалония , или «остров чудес», как его называют, каждый год 15 августа к храму Успения Пресвятой Богородицы, что в деревне Маркопуло, где находится чудотворная икона Панагия Федуса (переводится, как «Богородица Змеевая»), приползают ядовитые змеи. Верующие называют их "змеи Девы Марии", поскольку именно в этот день они безобидны. В длину они не превышают одного метра, на голове у них изображен крест, как и на кончике языка. Согласно традиции, если змеи не появляются – это плохой знак. Так было дважды – в 1940 году перед началом Второй мировой войны в Греции и в 1953 году - перед разрушительным землетрясением.

Жители деревни замечают змей накануне праздника, часто заранее собираются со священником, читают молитвы и ожидают появления змей. Сюда приползают маленькие змейки, их и приносят в храм на Богослужение. Их собирают, одевают на шею и гладят. Православные греки верят, что это прикосновение приносит счастье. Во время праздничного богослужения змеек кладут на икону Божией Матери, и они спокойно лежат там на протяжении всей не такой уж короткой службы. По древней традиции змей оставляют в церкви на всю ночь.


Змеи упоминаются в христианских книгах, в основном, с негативным оттенком, но Кефалония - практически единственное место в мире, где эти пресмыкающиеся как бы реабилитированы в глазах верующих христиан.

Тропарь, глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

почему нельзя по росе ходить и как мужа к дому «присолить»

Успение Пресвятой Богородицы православные верующие отмечают 28 августа . После вознесения Иисуса Христа Богородица вместе с Иоанном Богословом жила в доме его родителей в Эфесе. Матерь Божья постоянно молилась о том, чтобы Господь взял ее к себе. Во время одной из таких молитв ей явился архангел Гавриил и сказал, что через три дня земная жизнь Девы Марии окончится.

Попрощаться с Божьей Матерью у ее ложа собрались все апостолы, а чтобы забрать душу почившей, в окружении ангелов с неба спустился сам Спаситель.

Похоронили Богородицу апостолы в гробнице рядом с ее родителями и супругом Иосифом Обручником, как она и просила. Сегодня на этом месте размещается православный храм, куда постоянно приезжают толпы паломников.

Интересно, что когда через несколько дней апостолы пришли на место погребения Богоматери и отодвинули камень, который загораживал вход, то они увидели, что Иисус Христос забрал на небеса не только душу Девы Марии, но и ее тело.

Успение Богородицы: что можно делать

1. Отправляться на службу в храм и молиться Богородице о здоровье близких, счастье детей и счастливом замужестве.

2. Подавать милостыню нищим, особенно после церковной службы.

3. Свататься. Считалось, что тот, кто зашлет сватов в этот день, обеспечит себе счастливую семейную жизнь.

4. Отмечать праздник в кругу самых близких людей – родителей. Но при этом нужно не забывать, что 28 августа – последний день Успенского поста, поэтому лучше отказаться от мясного и жирного. Напомним, что начался пост на .

5. Освящать в храме хлеб из муки нового урожая. Угостив освященным хлебом всех членов семьи, остатки его следовало положить под икону и в течение года давать заболевшим домочадцам, чтобы вернуть им здоровье.

6. Солить огурцы, квасить капусту и делать закатки. Согласно народным приметам, соленья помогут мужа к дому «присолить».

7. Помогать в уборке урожая тем семьям, где нет кормильца, например, где отец умер.

8. Сеять озимые. Считается, что за три дня до праздника Успения и три после него – самые удачные дни для того, чтобы сеять озимые культуры. Наши предки верили, что семена, посаженные в это время, дадут хорошие всходы, которые выдержат даже самые холодные зимы.

9. Собирать калину в лесу и украшать ее ветками дом, чтобы уберечь семью от сглаза.

Успение Пресвятой Богородицы: что делать нельзя

1. Ругаться и ссориться с родными и близкими людьми, сквернословить и испытывать негативные эмоции.

2. Ронять крошки хлеба на пол.

3. Ходить босиком по росе. Считается, что роса на 28 августа – это слезы природы, которая оплакивает земную кончину Богородицы. И если в этот день ходить по росе, то тем самым можно собрать все болезни.

4. Пользоваться колющими и режущими предметами, даже ножом, в этот день нежелательно. Верующие и хлеб в этот день ломают руками, а не режут.

5. Надевать неудобную или старую обувь. Согласно народным приметам, если на Успение ноги натереть, то и будущая жизнь будет полна неудач и проблем.

6. Втыкать в землю что-то острое. Работать в поле или на огороде в этот день можно, но, не используя острые орудия труда, например, лопату.

7. Кушать фрукты и овощи, которые имеют круглую форму, например, капусту и яблоки.

8. Стричь волосы и выбрасывать их, особенно молодым девушкам.

Народные приметы в этот день

На Успение Пресвятой Богородицы наши предки пытались предсказать, какими будут осень и предстоящая зима. Так, считалось, что если 28 августа на небе появлялась радуга, то осень будет теплой, а вот если на Успение шел дождь, то и в предстоящие месяцы нужно ожидать дождей и холодов.

Стоит обратить в этот день внимание и на паутину: если ее много, зима будет морозной, но не снежной. Суровые морозы обещает и гроза на Успение.

О скором наступлении прохладной погоды свидетельствует иней на растениях, а то, что тепло сохранится еще на долгое время, предвещает туманное утро 28 августа. Кстати, н . Интересно, совпадет ли прогноз на Успение?