Удерживающий и смотрящие. “Пока не будет взят от среды Удерживающий теперь”…


Во втором послании к фессалоникийцам апостол Павел, говоря о пришествии Христовом, сказал, что день тот не приидет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха.. ., то есть антихрист (2 Фес. 2, 3). Но хотя тайна беззакония уже в действии , сам антихрист не явится, говорит апостол, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7). Кто такой этот удерживающий ? Вопрос этот не является чрезвычайно важным в догматическом отношении и споров в Церкви до самого последнего времени не вызывал. Впрочем, Святые Отцы, толкуя послание апостола, высказали некоторые свои мысли и об «удерживающем». По толкованию св. Иоанна Златоуста, «удерживающий» - Римская империя, другие Святые Отцы считали, что удерживает мир от прихода антихриста благодать Святого Духа. Третьи - определение Божие: когда настанет время, определенное Богом, тогда явится и антихрист. Сообщив своему читателю обо всех этих толкованиях, блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Но ты следуй толкованию святого Иоанна, как более истинному» .

Св. Иоанн Златоуст считал римскую императорскую власть удерживающей приход антихриста не потому, что римская власть была властью императорской , а потому, что эта власть была вселенской. Римская империя простиралась на всю тогдашнюю вселенную, римский император господствовал над всеми тогдашними народами земли. Существование Римской империи со столицей в «вечном городе» совершенно исключало воцарение над миром антихриста, который должен будет воцариться в Иерусалиме - столице уже его всемирной империи. «До тех пор пока будут бояться этого (римского) государства, - пишет св. Златоуст, - никто скоро не подчинится (антихристу); но после того как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю - и человеческую, и божескую - власть» .

Римское царство было показано пророку Даниилу в виде четвертого зверя. Он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него (Дан. 7, 7). Десять рогов четвертого зверя значат, что из этого царства восстанут десять царей (Дан. 7, 24). Очевидно, что до самого прихода антихриста на земле будет владычество четвертого зверя - вначале в виде единого римского государства, а впоследствии различных государств. Тем не менее как единое римское государство, так и множество государств, восставших из него, являются одним и тем же четвертым зверем, показанным в видении пророку Даниилу. И как единое римское государство удерживало приход антихриста, так удерживают и государства, восставшие из него, пока не будут одолены антихристом. «Подобно тому, - говорит св. Златоуст, - как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское - вавилонянами, вавилонское - персами, персидское - македонянами, македонское - римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большой ясностию передает нам Даниил» .

Святой Отец не случайно отсылает нас к пророку Даниилу, ибо пророку было показано в видении воцарение антихриста. Когда Даниил смотрел на десять рогов четвертого зверя, то он увидел, как вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (Дан. 7, 8). Таким образом, антихрист воцарится над миром после разрушения римского царства (государств, восставших из этого царства).

Как говорил преп. Лаврентий Черниговский своим духовным чадам, боявшимся ходить на выборы в послевоенное время (конец 40-х - начало 50-х гг.): «Вот сейчас голосуем... это ничего, да еще не за одного во всем мире. А если будут голосовать за одного - это уже он самый , и голосовать нельзя» . Существование многих государств на земле, очевидно, и является тем удерживающим началом, которое препятствует приходу антихриста.

О. Даниил Сысоев справедливо спрашивает: «Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей?» и «Почему прошло уже более восьмидесяти лет со дня убийства последнего православного Императора, а антихрист еще не пришел?»

Каким же образом мир удерживается от антихриста эти восемьдесят лет? Неужели удерживается верными Царю-мученику православными христианами, которые, по мнению некоторых монархистов, могут, «держась за своего святого Царя на Небесах, еще какое-то время удерживать Россию и мир от окончательной гибели». Но о таком «удержании» ничего не говорит апостол, который никак не мог утаить от православных христиан, что после взятия от среды «удерживающего» сами христиане будут еще долгое время удерживать мир от прихода антихриста, держась за своего святого Царя на небесах .

И конечно же, никак не мог утаить апостол от православных христиан, что «удерживающий» может быть возвращен миру на некоторое время . Но это так. Ибо если именно православный Царь является тем «удерживающим», о котором говорит апостол Павел, то с восстановлением в России или же любой другой стране мира православного царства - монархии в мир снова возвратится и «удерживающий». Но это уже явная клевета на апостола, который недвусмысленно говорит, что после того как будет взят от среды удерживающий теперь... откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Фес. 2, 8). Ни о каком возвращении «удерживащего» вновь в мир апостол не говорит. И вне всякого сомнения, что если бы «удерживающий» имел возвратиться в мир, апостол об этом обязательно сказал, потому что целью апостола было вовсе не введение христиан в заблуждение. И как вообще возможно возвращение удерживающего в мир? Если умножившееся зло привело к тому, что «удерживающий» (то есть тот, кто удерживал зло от распространения по земле) взят от среды, то неужели зло в мире без «удерживающего» ослабело, что стало возможным возвращение в мир «удерживающего»? Неужели верные Царю-мученику, которые, по мысли иных монархистов, удерживают в нынешнее время зло на земле, настолько хорошо справляются с этой обязанностью удержания, что зло ослабело и становится возможным возвращение на землю самого «удерживающего» - православного Царя? Тогда какой смысл вообще в «удерживающем» на земле, если на небесах он (Царь-мученик) вместе с верными ему людьми на земле лучше справляются с обязанностью «удерживающего»?

Нередко искренние и честные монархисты в своих попытках соединения двух постулатов - взятия от среды «удерживающего» и необходимости восстановления в России монархии - начинают противоречить сами себе. Доходит порой до курьеза. Так, один известный и искреннейший почитатель Царственных мучеников пишет, что «скипетр и держава Русского государства сегодня в руках Царицы Небесной». Спорить не станем. Но тогда как понять следующие за этим слова: «Необходимо, чтобы Господь услышал вопль сердец русских людей, переставших надеяться "на князи и сыны человеческие": "Господи, ну нет больше сил терпеть! Даруй Царя!"» (Радонеж. 1999. № 9-10. С. 13). Из логики этого высказывания получается, что мы должны воскликнуть: «Господи, забери у Царицы Небесной скипетр и державу и даруй их Царю земному - человеку грешному!»

Царь-мученик Николай II имеет столько добродетелей истинных, что не нуждается в добродетелях ложных. Поэтому он не нуждается в приписывании ему ложных заслуг: удержания мира от зла и искупления грехов русского народа. Апологетам этих ложных учений следовало бы оставить попытки превратить почитание Царственных Страстотерпцев православными людьми в царебожническую ересь , а, взирая на подвиг Царственных Мучеников, стремиться украсить и свои души теми добродетелями, которыми прославились они: смирением, терпением скорбей, незлобием, нищелюбием, милосердием к страждущим, а особенно - верностью Матери-Церкви.

2000 год

Послесловие редакции сайта Благодатный Огонь

Недавно опубликованная статья священника (в то время диакона) Даниила Сысоева (†2009) «Богословские соблазны монархического движения» (http://www.blagogon.ru/digest/652/) вызвала критику на сайте «Антимодернизм» (http://antimodern.ru/soblazny/), главный редактор которого обвинил «Благодатный Огонь» в апологии уранополитизма! Когда о. Даниил писал в 2000 году свою статью, еще не вошел в обиход такой термин как уранополитизм, да и у самого о. Даниила в то время еще никак не проявлялись антипатриотические взгляды, которые позже стали основанием составленной им нелепой теории уранополитизма, согласно которой у христианина есть только одно Отечество - на небесах, а любое проявление любви к своему земному Отечеству несовместимо с христианской верой.

В разделе статьи «Богословские соблазны монархического движения», касающейся понятия «удерживающий», о. Даниил справедливо пишет, что нет ни одного Отца Церкви, который учил бы, что удерживающий - именно православный миропомазанный Царь, и это толкование вовсе не известно Древней Церкви.

Напомним, что статья о.Даниила состояла из трех частей: 1. Кто такой «удерживающий», о котором говорил апостол Павел? 2. Существует ли наследственный грех цареубийства? 3. Можно ли называть Царя искупителем?

Критика антимодернистов затрагивала только первую часть статьи, в которой о.Даниил представил три толкования святых Отцов понятия «удерживающий» из 2-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам (2 Фес. 2,3-8):

Первое толкование святых Отцов сравнивает удерживающего с Римской империей, второе - с благодатью Святого Духа, а третье - с проповедью Евангелия всему миру. Второе и третье подразумевают существование в мире сем Православной Вселенской Церкви, призывающей людей ко спасению.

Косвенно из слов о. Даниила можно предположить, что ему были более близки второе и третье толкования понятия «удерживающего», из чего главный редактор антимодернистского сайта упрекает «Благодатный Огонь» в «антигосударственных рассуждениях» и «откровенной лжемиссии» - тех пагубных для нашей Церкви явлениях, против которых постоянно выступает наш сайт: «В этих словах о. Даниила, написанных им более 15-ти лет тому назад, чувствуется веяние времени, аромат "весны лжемиссионерства", когда люди завели свои порядки, зло стало действовать беспредельно свободно, а миссионеры на этом фоне думали заняться широкой миссией».

Да, мы не во всем были согласны с отцом Даниилом, в частности и в том, что он не разделял традиционное для Церкви толкование понятия «удерживающий», которого придерживался свт. Иоанн Златоуст.

В толковании Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского мы можем видеть авторитетнейшее резюме всех почти святоотеческих толкований Нового Завета:

«Удерживающее означаетъ препятствiе, не допускающее Антихристу открыться; то, что мѣшаетъ... Это Римское государство . Ибо пока оно не разрушится, Антихристъ не будетъ имѣть возможности дѣлать то, что ему угодно... Когда же будетъ взято отъ среды Римское государство, тогда Антихристъ придеть. Потому что до тѣхъ поръ пока будутъ бояться этого государства, никто скоро не подчинится Антихристу. Когда же оно будетъ разрушөно, тогда водворится безначалiе, и онъ будетъ стремиться похитить и чөловѣческую и божескую власть».

Повторим тезис из статьи о.Даниила: «Итак, является ли православный Царь тем удерживающим, о котором писал апостол? Первоначально приведем сами слова Священного Писания: "День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего " (2 Фес. 2, 3-8). Итак, мы видим из рассмотрения самого текста, что удерживающий настолько мощен, что может сдерживать натиск мирового зла, а с другой стороны, заметим, что апостол не дает нам возможности втиснуть какое-либо значительное время между взятием удерживающего от среды и явлением антихриста».

Если после «взятия от среды» в 1917 году русского православного Царя, которого многие монархисты считают именно тем удерживающим, о котором говорит апостол Павел, то возникает естественный вопрос: почему антихрист не явился сразу в 1918 году согласно ясным словам апостола: «...только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник » ? И любые рассуждения, пытающиеся как-то перетолковать эти непреложные слова Священного Писания и учение Церкви о пришествии антихриста, и есть тот самый модернизм, с которым так истово борется известный сайт.

Ведь «удерживающий» - это то, что удерживает от немедленного воцарения в мире абсолютного зла, которое будет персонифицировано в человеке греха - антихристе. Только мощное государство (Римская империя - это собирательный образ мощного Государства на все века) в состоянии сдерживать его приход.

Сейчас «удерживающим» является Государство. А в нынешний исторический период «удерживающий» - это только Российское Государство .

И как только Государство Российское (Империя) будет разрушено (а на это направлены все мировые антихристианские силы зла!), так не останется больше той силы, которая способна еще удерживать пришествия зверя. Именно так современная историософия и политология прекрасно согласуется с толкованием понятия «удерживающий» великим учителем Церкви св.Иоанном Златоустом. Поэтому укрепление суверенитета России, ее оборонной мощи и победа в информационной войне с евроатлантической либеральной идеологией - глобальной религией будущего - будет и отдалением сроков пришествия антихриста.

До тех пор, пока есть в мире суверенные государства, не вписывающиеся в мировое либеральное содружество без границ по типу ЕС, существует «удерживающий». Когда же на земле не останется ни одного государства с суверенными границами, а будет единая либеральная империя без границ с всемирным тоталитарным либеральным порядком - тут то вероятно и воцарится антихрист как Император всего мира.

Что же касается некоторых русских святых, трактовавших понятие «удерживающего» как православного самодержавного монарха, то следует непременно учитывать, что жили они во времена самодержавной монархии и поэтому их понимание слов апостола Павла было этим и обусловлено: они полагали, что никогда монархия в России не рухнет . И если мы будем учитывать это обстоятельство, то все встает на свои места: их понимание «удерживающего» в лице самодержавного монарха тогда встраивается в русло традиционного толкования.

Богословские соблазны монархического движения //Благодатный Огонь. 2000. № 4. С. 61, 62 .

Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Свт. Василий Великий

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

Свт. Феофан Затворник

Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне, дондеже от среды будет

Беззаконие, грех действовал уже в роде человеческом со времени преступления Адамова, и хотя он не совсем понятен и в своем происхождении, и особенно в силе обольщения людей, но все уже переиспытали его и узнали, коль великое он есть зло. Посему надо полагать, что под словом тайна беззакония Апостол дает разуметь нечто особенное. Есть у сатаны свои глубины (Откр. 2:24) , свои скрытные замыслы и планы, все в духе сатанинском. Пагубные действия его видны, а дальние его цели скрытны. Апостол как бы намекает: к чему доселе стремился сатана - видно было, обнаружилось уже. Что же теперь он замыслил, еще не видно. Тайна в том, что замыслы его еще не открылись. Прежде он действовал так, теперь - иначе, а как? - еще не видно. Иначе же он начал действовать, потому что и Бог иначе воздействовал на род человеческий в Господе Иисусе Христе. До пришествия Христова он применился уже, как сбивать с пути людей, а теперь, видя, как отовсюду теснит его крест Христов, только начал свои противукозненности. Если возьмем во внимание тайну благочестия , о которой говорит тот же Апостол в другом месте, то по противоположности можем навесть и в чем тайна беззакония. Тайна благочестия в воплощении Бога: «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16) , - то, что Иисус, глаголемый Христос, есть Бог Слово, принявший на Себя человеческое естество. Вера в это разрушает царство греха сатанинское. Тайна беззакония, придуманная сатаною, будет ухищрение сатаны подрывать и извращать сию веру. Для этого язычников держал он в их прелестях пред лицом христианства, представляя им Христа с самой уничиженной стороны, как распятого на кресте. В сказаниях о мучениках это всегда первым возражением и было против веры и обличением верующих со стороны языческого разума. А в тех, которые, видя во Христе не простого человека, обращались к Нему, он всячески покушался затмить и извратить тайну воплощения в Нем Бога Слова. Это и начал уже он производить в христианах иудействующих, в евионеях, докетах. И после не остановился, но во всяком веке новую выдумывал кознь на прельщение верующих и ослабление, или извращение, в них веры в Боговоплощение. В настоящее время на Западе бездна христоборцев, и все они как ни разны в частных воззрениях, сходятся в одном, - в неверии в воплощение Бога Слова во Христе Иисусе. Это-то зло будет расти, и Сын Человеческий, пришедши, едва ли обрящет веру на земле (Лк. 18:8) . Вот какая тайна тогда откроется и придет въявь!.. Тайна беззакония, конечно, предполагает нравственное развращение, и его преобладание в последнее время представляется в Апокалипсисе под видом жены любодейцы великой, у которой на лбу надпись: тайна (Откр. 17:5) ; но нравственная испорченность у христиан - снаружи, а внутри - неверие в Господа. Порчею нравственною они приводятся к неверию; когда же неверие возобладает сердцем, тогда разлив безнравственности уже не имеет пределов. Неверие есть движущая скрытная сила беззакония, тайна, в нем кроющаяся.

Так понимают тайну беззакония древние наши Церковные толковники. Блаженный Феодорит пишет: «Думаю, что Апостол означил сим породившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайною беззакония , потому что в них сокрыта сеть беззакония. Потому-то и пришествие антихриста Апостол назвал выше открытием . Ибо что всегда приготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и явно». То же говорит и святой Дамаскин: «Тайною беззакония называет Апостол учения еретиков и ложные их догматы. Ибо они предшествуют ему, пролагая ему путь и подготовляя время прельщения. Ереси же изошли в мир от времен апостольских. Подобное говорит и Иоанн Евангелист: Якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша (1 Ин. 2:18) , разумея еретиков».

Тайна уже деется беззакония , - указывая кознь сатаны уже в действии, уже явились антихристы-предшественники. Апостол хочет этим подать мысль: мог бы явиться и главный антихрист, но есть некто, удерживающий его. Кто? - Бог и Господь наш Иисус Христос. Его воплощение еще не совершило своего дела. Спасительная сила Его начала только действовать со времени сошествия Святого Духа. Надо дать ей время всюду проникнуть и оживотворить всех способных принять животворное ее действие. Когда она совершит свое дело, тогда и тому сыну погибели позволено будет выступить. Моменты сии сокрыты в советах Божия промышления. Можно потому говорить, что эти-то советы Божии и определения и удерживают явление антихриста.

Прежде сказал: удерживающее , здесь говорит: держай ; разумеет же одно и то же, только с двух сторон: там - определение Божие, а здесь - Самого Бога и Господа, приводящего в исполнение Свое определение. Слова: от среды будет , не значат: уничтожится, престанет быть, а устранится, сойдет со сцены, прекратит свою сдерживающую деятельность. Ныне - не во время только Апостола, а во все время, дондеже днесь именуется (Евр. 3:13) . Этим обнимает Апостол все время, пока держай будет держать. Экумений пишет: «Итак, когда настанет предел Божия определения, - и удерживающее ныне определение явится исполненным, тогда уже без всякой задержки откроется беззаконник». То же и Феофилакт: «Когда исполнится Божие определение, удерживающее ныне явление антихриста, и настанет определенное ему время, тогда он и откроется».

Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 7-8 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Ибо тайна беззакония уже начала действовать, - учение доселе еще не вошло (во всех) и апостольство, даже доселе еще не прекращаясь, уже процвело и возымело силу. Однако доколе тот, кто удерживает теперь , не возмется от среды, - беззаконник не откроется . Как бы поспешал Господь наш пришествием Своим на суд всех народов, так как доселе не благовествовано народам (всем). Но и первый культ еще не кончился, когда самый храм стоит, доселе приносятся жертвы и обрезание распространяется, а церковь еще не построена, ибо и сами Апостолы ходили в храм для молитвы (Деян. 2:46 ; 3:1 сл. 5:20 ; 21:26 ; 22:17) , хотя, собираясь на вечерю, преломляли хлеб (Деян. 2:46 , 20:7 сл.) . Если таким образом храм с своими службами стоял в полном украшении, то церковь еще как бы не начиналась (не была построена), хотя и была основана; ибо когда упразднится дом тот и его жертвоприношения будут иметь конец, тогда наступит начало проповеди Евангелия. Итак, если Евангелие не пришло, поелику ветхое служение держится доселе; то каким образом, прежде чем проповедано новое служение и ветхое еще не прекратилось, откроется Он для воздаяния тем, кои не послушались (слова евангельского), когда доселе еще Он не был им благовествован? И что тогда будут значить слова: идите ко всем народом и учите (Мф. 28:19 - , - или: прежде проповедано будет , то есть прежде откровения антихриста возвещено будет Евангелие то по всему миру (Мк. 13:10 ср.: Мф. 24:14) ? Итак, пока не упразднится древнее богослужение, которое теперь удерживает, чрез уготованное уже разрушение города (Иерусалима), и пока не удержится притом апостольство, которое теперь проповедует, и после него не распространится учение, - дотоле не придет день Господень, о коем те лживые соблазнители проповедуют вам, что он уже настает теперь. Но как существовало время Ветхого (Завета), и не прешло пророчество, ни огонь, ни жертвоприношение, ни рог помазания, доколе пришел Христос: так ничто не может остановить время проповеди Нового (Завета), пока апостольство не совершит данное ему призвание: идите ко всем народам (Мф. 28:19) , и не распространится учение (Христово), и не окончится также и его время, и не усовершатся люди чрез проповедь Апостолов и чрез учение священников: - только тогда, наконец, попускается Отступнику придти для испытания достоинства людей.

Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.

Прп. Амвросий Оптинский

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

Апостольские слова: держай ныне , относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и возстают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земли, потому что антихрист, по объяснению толковников Священного Писания, должен прийти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует через предтечей своих.

Письма.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо тайна беззакония уже в действии

Так называет апостол Нерона, который был прообразом антихриста. Он был также человек беззаконный и хотел, чтобы его называли богом. Хорошо сказал он: тайна . Ибо, говорит, Нерон не так явно и бесстыдно восставал против всякого бога, как тот восстанет. То, что говорит апостол, имеет такой смысл: прежде чем настанет время антихриста, нашелся другой человек, немногим уступающий ему. Что же удивительного, если уже есть антихрист? Прикровенно апостол сказал о Нероне не из рабского страха, но чтобы и нас научить не навлекать на себя излишней ненависти, когда ничто к этому не принуждает.

только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник

То есть когда будет взято от среды римское государство, тогда он придет. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будет разрушено, тогда водворится безначалие и он будет стремиться похитить человеческую и божескую власть. Подобно тому, как прежде этого государства разрушены были царства, именно: мидийское - вавилонянами, вавилонское - персами, персидское - македонянами, македонское - римлянами; так это последнее разрушено будет антихристом. И это с большей ясностью передает нам Даниил Дан. 2:37 и след.). Под выражением удерживающий (κατέχων ) некоторые понимали идолослужение. Когда, говорят, прекратится удерживающее заблуждение, уничтожится идолослужение, тогда и явится антихрист, как некогда сказал Господь: проповедано будет сие Евангелие Царствия во свидетельство всем народам, и тогда придет конец (Мф. 24:14) . Другие словом удерживающий называют определение Божие. Когда, говорят, исполнится Божие определение, удерживающее ныне пришествие антихриста, и настанет определенное ему время, тогда он и откроется. А некоторые, как сказано уже, утверждали, что Дух Святый удерживает антихриста. Когда Он, вследствие людских беззаконий, взят будет от среды, удалится, тогда беззаконник будет иметь свободное место, чтобы обнаружить себя. И во власть свою, говорит апостол, он получил тайну беззакония. Ибо и ересеначальники Симон и Николай делали дела антихриста, и все последователи их - Маркион и Монтан, который назвал себя даже утешителем, и Манес и другие. Но ты следуй толкованию святого Иоанна, как более истинному.

которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего

Тотчас же и утешает: Господь убьет его . Ибо подобно тому, как огонь, еще до появления своего, издали приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, так и Христос одним повелением, или дуновением, исполненным Святого Духа, умертвит его, и одним пришествием Своим истребит , то есть совершенно уничтожит его. Ибо явившись только, Он положит конец обольщению.

Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Тертуллиан

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

Севериан Габальский

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

Лопухин А.П.

Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь

«Тайна беззакония » - это то же, что и ἀποστασία. Стих поясняет предшествующую мысль: явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не самым возникновением его, ибо принцип зла, воплощением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно, и именно до тех пор, пока не будет устранен тот, кто теперь удерживает вакханалию зла.

Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

Все чаще можно услышать в последнее время развернутую богословскую теорию про Удерживающего. Вкратце перескажу ее суть: этот Удерживающий упомянут в Библии, о нем же говорили многие святые. Это некая внешняя сила, которая не дает прийти в мир Антихристу и сберегает мир от уничтожения. Сначала этой силой была Римская империя, затем Византийская, ну, а потом, конечно, эта функция перешла к Третьему Риму, то есть к России. Даже во времена СССР она сохранялась за ней, а уж тем более теперь, когда только Россия не позволяет… (и далее длинный список реальных и гипотетических злодеяний). А посему всякий, покушающийся на Россию и ее нынешних правителей, вольно или невольно служит Антихристу. Даже если хочет их сменить вполне законным путем, в соответствии с конституцией…

У человека, знакомого с историей хотя бы в объеме школьного курса, на четверку с минусом, тут неизбежно возникает множество вопросов. Хорошо, преемство между Римом и Византией вполне понятно. Но Византия окончательно пала в 1453 году, а на самом деле, перестала играть сколь-нибудь заметную роль на международной арене столетиями раньше – в 1204 г. она не смогла даже удержать собственную столицу от завоевания, и большую часть XIII века никакой Византии, строго говоря, на карте не было – только ее осколки. Но даже если считать до середины XV века, Русь тогда еще была слишком слаба и раздроблена, вплоть до 1480 г. она выплачивала дань Золотой Орде. Стало быть, никакого Удерживающего не было пару-тройку веков – и мир устоял?

Но даже если проглядеть всё это… От чего удержалась наша страна в 1917-м году? Православная империя канула в небытие за несколько дней, остатки государственности – за несколько месяцев. К власти пришли атеисты-узурпаторы, и если Российская империя и в самом деле была Удерживающим – следует признать, что мир вот уже скоро столетие существует без него.

СССР – это уж скорее смотрящие, воры в законе, без которых мелкая шпана распояшется и устроит беспредел. Польза от них немалая, конечно, но все же не то, совсем не то… Если же решить, что «Удерживающий» имеет неизменное место прописки, вряд ли этим местом будет Москва – скорее уж Рим или Константинополь. Отдадим это звание не большевикам, а скорее уж туркам, они ведь после 1453 г. церквей, как правило, не рушили и атеизм государственной идеологией не объявляли. Если же Удерживающий прочно прописан в Москве, то, стало быть, и при любом оккупационном режиме он там останется.

Особенно странно видеть, когда сюда же присоединяют, например, пророчества из книги Даниила и начинают объяснять, что речь в них идет о недавней военной операции в Ливии, о войне в Сирии и т.д. С тем же успехом можно говорить, что всадники Апокалипсиса – это Зюганов, Жириновский, Прохоров и Миронов, и что книга та была вообще написана про президентские выборы 2012 года. Какой-то дремучий хронологический провинциализм: полное ощущение, что история христианства началась вчера и завтра обязательно закончится. Так в американской глубинке недалекий прихожанин может быть уверен, что местная баптистская община была основана лично Джоном Баптистом (Иоанном Крестителем), но мы же гордимся двухтысячелетней историей…

Да если и не привязываться к современности… Когда в 1914 году молились о победе своего оружия католики в Австрии, лютеране в Германии и православные в России, а в результате рухнули все три империи, навсегда уничтожен был прежний порядок жизни по всей Европе, не говоря о миллионах погибших – кто сумел это безумие удержать, кто хотя бы сам удержался? Удержалась ли в свое время Россия от трагедии раскола, от петровской и екатерининской секуляризаций и от многих иных вещей?

Можно, конечно, вопреки фактам верить в некую особую мистическую роль именно своей страны, своего народа, и эту веру не поколеблют никакие аргументы. Только это будет еще одна родоплеменная религия, каких много есть на свете. Уже Ветхий Завет в служении пророков превзошел рамки такой религии, ну, а христианство – оно вообще про другое.

Теперь попробуем понять, что же на самом деле сказано в Новом Завете. Откроем 2-е послание Фессалоникийцам: «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2:7). Хорошо бы сразу прочитать эти слова в контексте и обратить внимание на то, что сказано в самом начале главы (ст. 1-2): «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов».

То есть апостол говорит нечто противоположное всем этим настроениям о пришествии Антихриста сразу после очередного выпуска новостей. Во-первых, тут речь идет все же о пришествии Христа, а во-вторых, все известия, будто конец земной истории уже наступил, были ложными две тысячи лет назад, и вряд ли есть основания считать их истинными сегодня.

Почитаем внимательно саму эту фразу про «Удерживающего». В оригинале употреблено слово κατέχω, и оно вовсе не означает «тащить и не пущать». В Новом Завете я насчитал 17 случаев употребления этого глагола, например: «подняв малый парус по ветру, держали к берегу» (Деян 27:40); «Я хотел при себе удержать его» (Флм 1:13); «будем держаться исповедания упования неуклонно» (Евр 10:23). Оно обозначает не столько сопротивление чему-то внешнему, сколько твердость в сохранении прежнего курса, не столько отражение врага, сколько сбережение того, что тебе дано. И это вполне согласуется с контекстом, где речь идет о сохранении прежнего учения.

Далее, это слово употреблено в форме причастия среднего рода τὸ κατέχον, буквально «удерживающее». Следовательно, речь идет не о личности, скорее о некоторой силе или явлении. Но… слово «Дух» по-гречески тоже среднего рода, τὸ πνεῦμα!

Св. Иоанн Златоуст, на которого обычно ссылаются при изложении той самой теории, на самом деле говорил: «Одни полагают, что под этим должно разуметь благодать Святого Духа, а другие – Римское государство. С этими последними я больше соглашаюсь» (4-я беседа на 2-е послание к Фессалоникийцам). Обратим внимание, что он сам колебался, он не знал, какое из двух толкований предпочесть и явно признавал, что оба они возможны. Что ж, в его времена римская государственность была очевидным благом, она сдерживала натиск варваров, она позволяла множеству народов жить в относительном мире и спокойствии, она содействовала широкому распространению христианства…

Сегодня ее давно нет, и мы остаемся – если мы вообще хотим остаться со Златоустом – с другим толкованием, которое он точно так же упоминает: речь идет о Святом Духе.

Значит ли это, что два толкования противоречат друг другу? Вовсе нет! В этом мире есть нечто такое, что удерживает его от падения в пропасть, а еще точнее – что позволяет Церкви Христовой держаться несмотря на все невзгоды, сохранять то, что передано ей.

В том числе – и римская государственность. Тот же апостол Павел многократно писал о ней как о великом благе. В конце концов, если бы не она – Павла растерзала бы толпа в Иерусалиме, и даже если бы он убежал, то, конечно, не мог бы свободно путешествовать по всему Восточному Средиземноморью в статусе римского гражданина, если бы не отличные римские дороги, не римские власти, не царящий повсюду «Римский мир», Pax Romana.

Так и во времена Златоуста Восточный Рим, Византия, была не просто благом, но хранительницей и защитницей христианской веры. Не забудем, впрочем, как самого святителя гнали и ссылали за его обличения в адрес конкретных правителей этой империи… Да, она была благом, за нее следовало молить и благодарить Бога, ее следовало оберегать – но непозволительно было путать ее с Царством Небесным, гражданином которого и называется всякий христианин.

Византии не стало. Безусловно, великое благо, великий дар от Господа каждому из нас – наша Россия, наша история и культура, сонм святых нашей земли, ее поместная церковь и ее замечательный народ.

Но когда-то может закончиться и земная история России, да и сейчас она на свете – не единственная страна, где верят во Христа. Согласно нашей вере, вечны люди, а не государства. Это «смотрящие» привязаны к территории, для Удерживающего – нет границ.

17 июля - память Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (1918).

«Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7 ) .

, потому что её Богом помазанный хозяин был тем единственным на Земле Удерживающим, который, согласно Писанию, стоял на пути генеральной атаки мирового зла. Осознание своей всемирной роли у подданных Самодержца содержалось не в горделивой спеси от своего предназначения, а в ощущении необычной ответственности, благодарности Всевышнему за великий дар и в покорности помазаннику Его. Увы, отказались, предали, не сберегли. «Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» «Се, остаётся дом ваш пуст»… И всё это - про нас! У нас нет другого выбора: Россия возродится как Православное Царство - или погибнет.

Рассказывает Дмитрий Никонов.

Как известно, всемiрная история делится на четыре периода: на историю древнего мiра, историю средних веков, новую историю и новейшую историю. История древнего мiра заканчивается 476 годом: годом падения Западной Римской Империи. И начинается история средних веков. История средних веков заканчивается 1453 годом: годом . И начинается новая история, которая заканчивается в 1918 году (по советской версии: в 1917 году). С 1918 (с 1917 года) и по сей день идёт новейшая история . Есть и другие, альтернативные точки зрения на границы периодов истории, но, знаете ли, братие и сестры, отчего берутся все эти альтернативы? От желания прославиться, от тщеславия. Вместо того, чтобы следовать общепризнанному и естественному делению истории на четыре периода, некоторые историки создают искусственную альтернативу, с одной только целью, чтобы о них говорили как о создателях этой альтернативы.

Мы же, братие и сестры, давайте заглянем в Библию и увидим некую закономерность в этом делении всемiрной истории на четыре периода. Закономерность, основанную на Слове Божием.

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2 Фес.2:7-12)

Тайна беззакония: это план сатаны по овладению им всем мiром с целью погубить всех людей: план по воцарению антихриста над всем мiром. А кто такой Удерживающий: на этот счёт у Святых отцов есть три взаимно дополняющих толкования:

  1. Это Римский император и Римская Империя.
  2. Это благодать Святого Духа.
  3. Это христианское благочестие.

На всём протяжении человеческой истории сатана стремился уничтожить Удерживающего, чтобы не было препятствий для осуществления его тайны беззакония.

Для человека нецерковно мыслящего вся человеческая история представляется неким случайным случайных факторов, приводящим, в результате их взаимодействия, к тем или иным событиям. Для человека же церковно мыслящего вся человеческая является закономерным и логическим проявлением борьбы сатаны против Удерживающего. Нецерковно мыслящий человек, изучая историю, за деревьями не видит леса: не может обобщить историю человеческого рода. А церковно мыслящий человек видит, что вся человеческая история логична и закономерна.

Первой жертвой борьбы сатаны против Удерживающего стала Западная Римская Империя, которая пала в 476 году в результате падения нравственности.

Тут нужно сказать: в чём он заключается этот план сатаны. Во-первых: в установлении антихристианского государства. А потом в присоединении к нему всего мiра. Этому препятствовала Римская Империя. И вот: сатане удалось добиться своей цели: Западная Римская Империя уничтожена. Но не тут-то было. Осталась Восточная. 1100 лет сатана подтачивал Восточную Римскую Империю, подобно тому, как червь подтачивает царский трон. И наконец: в 1453 году Константинополь был взят турками. Казалось бы: победа сатаны полная: Второй Рим уничтожен. И мерзость запустения стоит на святом месте: на Святой Софии установлен полумесяц вместо Креста.

Но как раз в это время Господь являет Третий Рим: Москву, Россию. Начинается история нового времени. В течение всей этой истории сатана старается уничтожить Россию, уничтожить Третий Рим, уничтожить Удерживающего. И здесь все средства хороши. В ход идёт и внешняя агрессия и ереси жидовствующих и стригольников, и церковный раскол и внутренние развращение нравов и неверность Богом поставленным Царям и фальшивые «цари»: Лжедмитрии. Но Святая Русь более-менее благополучно, с Божией помощью, вышла из всех этих испытаний.

Наконец, при Петре I сатана стал пытаться повести Святую Русь по пути создания «рая» на земле без Бога. И через 200 лет упорных усилий ему это удалось. : был убит. Вот этот-то момент: момент расстрела Царской Семьи в подвале Ипатьевского дома в 1918 году и является началом истории новейшего времени. Но тогда Удерживающим стала . Царица Неба и земли стала Царицей России.

И всё же это – уничтожение Царской Семьи и переход России на путь создания «рая» на земле без Бога – было частичной победой сатаны. Частичной, не полной, но победой. Удерживающий был не совсем взят от среды. Он отчасти перешёл в иной план бытия. Однако: несмотря на то, что победа диавола была частичной и неполной, но с этого момента начался четвёртый период истории человечества: история новейшего времени. Диавол не может никак убить Пресвятую Богородицу. Это не в его власти. Но тогда ему остаётся только одно: уничтожить Россию. Если Царицу нельзя уничтожить: значит нужно уничтожить царство.

Вернее даже не уничтожить, а: добить. Потому что Россия получила уже сильнейшие ранения. И тут для диавола все средства хороши: гражданская война, красный террор, голодоморы, продразвёрстка, прямой геноцид русского народа, внешняя агрессия, сепаратизм и опять то же западничество, аборты, насаждения культа потребления, ложь и клевета на Святую Церковь, да всего и не перечислить.

Мы сейчас находимся, братие и сестры, у распутья. Четвёртый период в истории человечества кончается. И скоро наступит пятый. Каким он будет?

Здесь возможны два варианта:

1.Возвращение России на исторический путь развития: на путь Православной Самодержавной Монархии.

2.Окончательное истребление русского народа и уничтожение России.

Третьего не дано. То, по какому пути пойдут Россия и мiръ, зависит от каждого из нас. Будем идти вслед за Христом: придём в Его Царство, будем идти вслед за антихристом: придём в его царство. Дай нам, Господи, не ошибиться с выбором!

Дмитрий Никонов