Учимся пробивать тяжи VI уровня. Компьютерный сервис эксперт Какое оборудование поставить на кв 2


Советский тяжелый танк КВ-2

В ходе военных действий в период советско-финского конфликта обнаружилась уязвимость нашей танковой техники при прорыве мощных укреплений линии Маннергейма с железобетонными огневыми точками и надолбами. Пушки танков Т-26 и БТ по своей мощности не могли подавить артиллерийские доты и дзоты противника, а тонкая противопульная броня не давала возможности подойти ближе на необходимую для огневого поражения дистанцию. Не мог о полной мере решить эту задачу и новый опытный КВ-1 со своим 76,2-мм орудием.


Видео: советский тяжелый танк КВ-2

Нужны были машины с надежной броневой защитой и мощными орудийными системами калибра 130. 152. 210, 230 мм. Была разработана программа, названная "Большой триплекс", предусматривающая создание на базе тяжелых танков Т-35 и с самостоятельной ходовой частью самоходных артиллерийских установок. Конструкторы разработали установки СУ-14 Бр-2 с гаубицей-пушкой калибра 152 мм и СУ-100 Y co 130-мм пушкой. Но они получились громоздкими, мало маневренными и главное, не выдерживали огня противотанковой артиллерии.


Советский тяжелый танк КВ-2

Решение проблемы предложил Н.Л. Духов: устанавливать на своем тяжелом танке КВ-1 152-мм гаубицу-пушку. В это было трудно поверить: ведь калибр 76,2 мм для танков был предельным. И сразу же возникло множество вопросов: не опрокинется ли при выстреле танк, как смогут выдержать большую массу ходовая часть и трансмиссия и ряд других.


Советский тяжелый танк КВ-2

Но несмотря на это, конструктор был уверен в расчетах и надежности своей машины, база KB-1 уже была испытана. Ходовая часть танка состояла из широкой мелко звенчатой гусеницы цевочного зацепления, шести сдвоенных опорных катков на борт с внутренней амортизацией, трех поддерживающих катков, направляющего колеса с устройством натяжения и ведущего колеса заднего расположения со съемным зубчатым венцом О В кормовой части находились моторное и трансмиссионное отделения. Надежными и неуязвимыми показали себя торсионная подвеска, планетарные механизмы поворота. Дизель В-2К конструкции И.Я. Трашутина также отличался повышенной надежностью и достаточной мощностью. Лобовая 75-мм броня корпуса с любой дистанции не пробивалась снарядами противотанковых орудий.


Советский тяжелый танк КВ-2

Для того чтобы смонтировать в танке 152-мм гаубицу МЛ-20С, пришлось изготовить более высокую башню, в результате чего повысилась фронтальная проекция танка и несколько снизилась его скорость (в данном случае не главное его качество).


Видео: тест-драйв советского танка КВ-2

Экипаж КВ-2 состоял из шести человек. 8 отделении управления располагались командир, механик-водитель и радист-пулеметчик с пулеметом ДТ. Поскольку замок был поршневого типа и автоматики не имел, обслуживание МЛ-20С требовало, кроме наводчика и заряжающего, еще и замкового.
КВ-2 отличался от других танков еще одной особенностью - он мог стрелять бетонобойными снарядами. Это качество КВ-2 применяли и позже, в начале Великой Отечественной войны, когда, случалось, танки оказывались без снарядов к 152-мм орудию и тогда в ход шли бетонобойные.
Об этом вспоминал в своей книге "Воспоминания и размышления" маршал Советского Союза Г.К. Жуков.


Советский тяжелый танк КВ-2

"Бетонобойный снаряд имел взрыватель, который срабатывал с замедлением, т.е. сначала он проникал в толщу бетона, а затем взрывался. А попадая в башню танка, он просто срывал ее, отбрасывая в сторону."

Вначале 1940-х годов КВ-2 еще не называли самоходной установкой, но было очевидно, что такая машина очень нужна и ей уготовано решать специфические задачи. Поскольку высокая башня была весьма уязвима, в 1940 г. конструкторы увеличили наклон лобового броневого листа и тем снизили ее высоту, убрали из корпуса пулемет.

Герой Советского Союза Г. Пенежко вспоминает о своей первой встрече с КВ-2. Бой шел в селе Ситном. На окраине его показались громадные ярко-желтой окраски немецкие танки «Рейнметалл». 45-мм пушка танка БТ, в котором находился Г. Пенежко. конечно, не могла пробить его лобовую броню. Но отступать было некуда, и он дал команду механику «огонь», а сам нажал педаль спуска. Однако выстрела не последовало из-за того, что под педалью застряла гильза снаряда. Через прицел Пенежко увидел, что у немецкого танка вместо башни лишь облако дыма! Что же произошло? Выглянув из люка, он увидел, что на месте, где стоял немецкий танк, дымится черное пятно и валяются исковерканные листы брони, а позади разворачивается вправо громадная башня нашего КВ-2. Оказывается, это был его выстрел, после чего гремит еще один, и у очередного немецкого тяжелого танка слетает башня и разваливается корпус.


Советский тяжелый танк КВ-2

КВ-2 был выпущен небольшой серией, но достойно воевал и явился основой для создания в дальнейшем тяжелых артиллерийских установок.

Привет всем гостям сайта сайт в целом и любителям советских танков в частности! Почему советских? Да потому, что сейчас речь пойдет о легендарной машине, которая находится на шестом уровне в дереве развития СССР – тяжелом танке КВ-2.

Этот танк попадает в бои от 6-го по 8-ой уровень включительно, но даже будучи внизу списка, данный танк боятся многие, и сейчас вы узнаете почему.

ТТХ танка КВ-2 World of Tanks

Говоря о технических характеристиках КВ-2 гайд, можно с уверенностью сказать, что данная машина обладает не самым большим запасом прочности среди тяжей шестого уровня, имеет посредственное бронирование, средненькую подвижность и откровенно плохой обзор.

Касательно брони, отбить снаряд иногда можно только маской орудия, она у нас довольно крепкая, но тягаться с танками 8-го уровня уж точно не стоит. Так что же хорошего в КВ-2 и почему его боятся даже старшеклассники? Все дело в орудии, о котором и поговорим.

Орудие

Как видите, КВ-2 в World of Tanks гайд доступны два ствола, один шестого уровня, второй седьмого. Но то, за что этот танк так все любят и чем он знаменит – это именно предтоповая пушка.

Орудие 152 мм М-10, больше известное как «дрыномет» - это очень сильная фугасница с разовым уроном аж в 700 единиц бронебойным снарядом и целых 910 фугасным, конечно, при условии, что фугас полностью пробьет броню противника.

Таким образом, находясь даже внизу списка и выстрелив незадачливому противнику в уязвимое место, вы нанесете ощутимый урон даже тяжелому танку, не говоря уже о среднем и тем более легком, который может вообще не пережить такой выстрел.

Что касается боев в топе – для каждого водителя КВ-2 они просто источник безудержного веселья, ведь убивать большинство танков с одного выстрела - ощущение непередаваемое. Можете посмотреть гайд по КВ-2 от Джова и увидеть радость этого вододела от удачного выстрела.

В остальном это орудие имеет долгую перезарядку и время сведения, а также большой разброс, но чего вы хотели от фугасницы?!

Преимущества и недостатки танка КВ-2

Подводя небольшой итог, стоит сказать несколько слов о явных преимуществах и недостатках данной машины.

Плюсы:
1. Огромный разовый урон;
2. Относительно крепкая маска орудия.

Минусы:
1. Посредственная броня;
2. Длительная перезарядка орудия;
3. Низкая точность;
4. Плохой обзор;

Оборудование для КВ-2

Глядя на плюсы и минусы данного танка, оборудование следует подбирать для того, чтобы усилить его самую сильную сторону, то есть орудие, и постараться нивелировать недостатки.

Для этого вам просто необходимо установить:
- ускоряем перезарядку и поднимаем свой ДПМ;
- немного увеличиваем скорость сведения и меткость;
- для поднятия всех характеристик экипажа.

У многих возникнет вопрос, почему бы не поставить , ведь обзор у нас слабый. Ответ прост – эти 10% обзора не дадут нам практически ничего, танк останется таким же слепым. Что касается установки , это мягко говоря, неправильно, ведь наша косая фугасница не предназначена для стояния в кустах и стрельбы на большие дистанции.

Прокачка экипажа КВ-2

Для начала наилучшим выбором будет прокачать командиру, а всем остальным членам экипажа . Это позволит уходить нам от снарядов артиллерии при засвете, а также быстрее ремонтировать гусли и прочие модули, ведь неподвижный КВ-2 под фокусом врага быстро умирает.

Вторым этапом докачиваем командиру «Ремонт» и останавливаемся на других членах экипажа:
Наводчик – , опять же для меткости;
Механик-водитель – немного увеличит нашу подвижность на слабых грунтах;
Радист – ;
Заряжающие – первому выбираем , а второму .

Третьим этапом всем членам экипажа прокачивается , что повысит все характеристики, а дальше можете выбирать, что душе угодно, конечно, если докачаетесь.

Снаряжение для КВ-2

Еще один очень важный нюанс - это выбор снаряжения, которое необходимо буквально в каждом бою. Обычно для КВ-2 достаточно стандартного джентльменского набора: , , .

Однако существует и более серьезный вариант, и, если вы не стеснены в средствах, лучше установите , и .
Кстати, вы можете брать автоматический огнетушитель всегда, так как КВ-2 горит очень редко, а в случае пожара это поможет вам сэкономить драгоценные единицы прочности.

Что касается тактики игры на КВ-2 гайд, главное, что вам нужно знать – каждый бой строится на особенности нашего орудия. То есть нужно высунуться, сделать выстрел и спрятаться, пока пушка перезаряжается.

Также стоит понимать, что данный танк реализует себя лучше на городских картах, так как в большинстве случаев у вас есть возможность спрятать свой немаленький корпус за руинами или заехать за здание. Да и артиллеристам в городе по нам будет попасть гораздо труднее.

Еще один важный фактор – на КВ-2 не стоит ездить одному, так как из-за длительной перезарядки орудия вы становитесь легкой мишенью для многих других танков. Пока вы перезаряжаетесь, нужно чтобы вас прикрывали 1-2 союзника. К тому же союзная техника поблизости компенсирует наш маленький обзор.

И напоследок остается сказать, что если вы находитесь в бою вверху списка, можно набраться смелости, так как появляется неплохой шанс поиграть от брони и убивать мелкоуровневых противников с одного выстрела. А вот в бою с высокими уровнями действуйте очень осторожно, не брезгуйте прятаться за союзными тяжами, ведь тут вы скорее танк второй линии, хотя и стоит находиться преимущественно на острие атаки.

Так вспоминал Герой Советского Союза Григорий Пенежко о первой своей встрече с тяжелым советским танком КВ-2.

История танка начиналась 19 декабря 1939 года, когда было подписано Постановление Комитета Обороны СССР №443сс, согласно которому танк КВ-1 был принят на вооружение РККА. В это время опытный образец танка КВ-1 проходил войсковые испытания и принимал участие в Советско-Финской войне. В ходе боев, советское командование пришло к выводу, что необходимо иметь кроме танка, вооруженного 76,2-мм пушкой, еще и тяжелый танк, способный бороться с ДОТами, надолбами и другими фортификационными сооружениями.

КВ-2 единственый сохранившийся экземплярПо требованию Военного Совета Северо-Западного фронта первые четыре машины из установочной партии КВ, должны были быть вооружены 152-мм гаубицей. Для решения этой задачи были привлечены 2 конструкторских бюро: СКБ Ленинградского Кировского завода под общим руководством Ж.Я. Котина (старшим группы проектировщиков был Н.Л. Духов) и инженеры артиллерийского АОКО (завод №172 им. Молотова) во главе с Н.В. Куриным. На разработку проекта было отведено всего несколько дней. Конструкторы были переведены на казарменное положение и работали по 16-17 часов сутки. Буквально за две недели проект был готов и уже в феврале 1940 г. был изготовлен опытный образец, получивший обозначение У-1. По первоначальному проекту предусматривалось установить в башне КВ 152-мм гаубицу обр. 1909/30 года. В дальнейшем от этой артсистемы отказались в пользу гаубицы М-10 обр. 1938/40 года. Проект установки гаубицы М-10 в танк КВ имел обозначение «402» или МТ-1. Ведущими инженерами по установке артиллерийской системы были Н.Н. Ильин и Г.Н. Рыбин. Для установки такой громоздкой артсистемы потребовалось разработать новую башню больших размеров. Погон новой большой башни, был равен погону стандартной (малой) башни КВ. Только в начале 1941 года танки стали называть КВ-1 и КВ-2. До этого их называли «танк с малой башней» и «танк с большой башней».
КВ-2 предназначался для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос (разрушения стрельбой прямой наводкой дотов и дзотов), для усиления подразделений, вооруженных легкими и средними танками.
Первую установку МТ-1 смонтировали на опытном танке, вместо малой башни. Уже 10 февраля были проведены испытания танка боевой стрельбой на траншейном стенде прямо на территории завода. Эксперимент прошел удачно, танк не опрокинулся, а двигатель завелся с первой попытки.

Кроме гаубицы, КВ-2 был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре кормовой стенки башни; в лобовом листе подбашенной коробки слева от механика-водителя). Гаубица имела по тому времени сравнительно высокие показатели. Ее бронебойный снаряд (морская граната) массой 52 кг с начальной скоростью 436 м/с пробивал броневую плиту толщиной 72 мм на дистанции 1500 м под углом встречи 60°. Для стрельбы по железобетонным укреплениям имелся бетонобойный снаряд массой 40 кг с начальной скоростью 530 м/с. Углы наведения гаубицы по горизонтали 360°, по вертикали от -5° до +12°.

КВ-2 со 107-мм пушкой Ф-32

Кроме 152-мм гаубицы танк пробовали вооружить длиноствольными орудиями. Одна из таких попыток была предпринята в мае 1941 года, когда был создан опытный КВ-2 с пушкой Ф-32 (другое название — ЗИС-6, не путать с одноимённым трёхосным грузовиком на базе ЗиС-5). С мая до середины июня того же года танк прошёл заводские испытания на заводе №92, а с 25 июня по 5 июля – полигонные испытания на АНИОПе. Из-за неудовлетворительной кучности стрельбы, малой живучести (300-400 выстрелов) и недостаточной прочности деталей затвора, пушка ЗИС-6 не выдержала полигонных испытаний. Кроме того с выстрелами такой длины и массы одному заряжающему упарвиться в боевых условиях было практически невозможно. Серийно этот танк не производился и на вооружение не принимался. Машина отличалась от серийного КВ-2 установкой вооружения, которая была осуществлена заводом №92 под руководством Василия Грабина. Непосредственно установкой пушки в башню танка руководил П.Ф. Муравьёв. основным оружием была 107-мм пушка Ф-32 (ЗИС-6), спаренная с 7,62-мм пулемётом ДТ. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -6 до +21 градуса.

Пушка имела полуавтоматический вертикальный клиновый затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с. Этот снаряд на дальности 600 м пробивал 120-мм цементированную броневую плиту, расположенную под углом 30 градусов к вертикали. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда составляла 730 м/с. Для стрельбы использовался телескопический прицел ТД.

В лобовом листе корпуса находилась шаровая установка 7,62-мм пулемёта ДТ. Третий пулемёт ДТ был запасным и укладывался в боевом отделении. Боекомплект танка состоял из 50 выстрелов к пушке и 3087 патронов к пулемётам. Кроме ЗИС-6, на танк КВ-2 в опытном порядке устанавливалось 85-мм орудие Ф-39. По решению НКО, в марте прошли испытания этого орудия в танке КВ-2. К сожалению, все технические проблемы связанные с ходовой частью и трансмиссией танков КВ в полной мере коснулись и КВ-2. Это, а также плохая подготовка танкистов сказалось на огромных потерях танков КВ-2 в первые месяцы ВОВ. Так же, танковые части были практически не укомплектованы боеприпасами. Часто, единственным оружием танкистов становились гусеницы. Но тем не менее, для немцев танки КВ оказались страшным шоком.

На танк установили новый быстроходный дизель В-2К мощностью 600 л. с. Броня, достигавшая в лобовой части корпуса 75 мм, не пробивалась снарядами противотанковых орудий с любой дистанции. Экипаж КВ-2 состоял из шести человек. В отделении управления размещались командир, механик-водитель и радист-пулеметчик с пулеметом ДТ. Специфика обслуживания МЛ-20С предусматривала, кроме наводчика и заряжающего, еще и замкового, так как замок был поршневого типа, автоматически не открывался и не закрывался.

Первые испытания в заводском тире развеяли все сомнения: прочность конструкции оказалась достаточной, и два опытных танка КВ-2 отправили на прорыв линии Маннергейма.

“Препятствия на линии Маннергейма, - вспоминал позже командир одной из этих машин Э. Ф. Глушак, - были сделаны основательные. Перед нами высились в три ряда громадные гранитные надолбы. И все же для того, что5ы проделать проход шириной 6-8 метров, нам понадобилось лишь пять выстрелов бетонобойными снарядами. Пока взламывали надолбы, противник нас непрерывно обстреливал. Дот мы быстро засекли, а затем двумя выстрелами полностью разрушали его. Когда вышли из боя, на броне насчитали 48 вмятин, но ни одной пробоины”.

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком. Вот что записал в своем дневнике командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:

«С утра 2-й батальон 11-го танкового полка совместно с группой фон Шекендорфа наступали вдоль дороги, обходя болото справа. Весь день части отражали постоянные атаки русской 2-й танковой дивизии. К сожалению, русские 52-тонные тяжелые танки показали, что они почти нечувствительны к огню наших 105-мм орудий.

Несколько попаданий наших 150-мм снарядов также оказались неэффективны. Тем не менее, в результате постоянных атак танков Pz Kpfw IV большая часть танков противника была выбита, что позволило нашим частям продвинуться вперед на три километра западнее Дубисы.

Группе «Раус» удалось удержать свой плацдарм, но в полдень, получив подкрепления, противник контратаковал на левом фланге в северо-восточном направлении на Расеняй и обратил в бегство войска и штаб 65-го танкового батальона. В это время русский тяжелый танк перерезал путь, связывавший нас с группой Раус, и связь с этой частью отсутствовала в течении всего дня и последующей ночи. Для борьбы с танком была направлена батарея 88-мм зенитных орудий. Атака оказалась такой же неудачной, как и предыдущий бой с батареей 105-мм гаубиц. Ко всему прочему, попытка нашей разведгруппы подобраться к танку и сжечь его зажигательными бутылками провалилась. Группе не удалось подобраться на достаточно близкое расстояние из-за сильного пулеметного огня, что вел танк».

Единственное, немцы могли противопоставить русским Голиафам были 88-мм зенитки Flak 18 и Flak 36. Но основные потери танков, были потери по техническим причинам. Так 41-я танковая дивизия из 31 КВ-2 к 6 июля 1941 года потеряла 22 танка. Из них только 5 танков было подбито. Остальные машины были потеряны по техническим причинам или брошены из-за недостатка топлива.

С 1940 по 1943 год было выпущено 4775 танков KB всех модификаций. Из них КВ-2 составили лишь 434 штуки. Последние экземпляры были собраны в блокадном Ленинграде. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, сначала в составе танковых бригад смешанного состава, потом в составе отдельных гвардейских танковых полков прорыва. До 1945 года дожило совсем мало KB, использовавшихся в качестве боевых танков. В основном, после демонтажа башни, они служили как эвакуационные тягачи.

В последний раз танк КВ-2 вступил в бой в 1945 году. Это был КВ-2 захваченный немцами и использованный ими при обороне Кенигсберга. КВ-2 в немецких войсках получил обозначение Panzerkampfwagen KV-II 754(r)
До настоящего времени сохранился только один КВ-2, экспонирующийся в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве.

Подготовка к «большой войне» в Советском Союзе дала мировой науке и военному делу несколько очень интересных образцов вооружения и техники. Некоторые из них оказались незаслуженно оболганы и втоптаны в грязь, как, к примеру, самозарядные винтовки. Кое-какие оказались вовсе забыты, потерявшись среди множеств образцов, разработанных за годы войны. Об их существовании знают лишь интересующиеся и специалисты. Если они и мелькают на снимках времен войны, то вызывают искреннее удивление и подозрение в фотомонтаже.

Среди незаслуженно забытой и недооцененной техники особое место занимает танк КВ-2, не попадавший в момент создания ни в одну классификационную нишу. Он вселял ужас на поле боя, но оказался бессилен перед натиском первого года войны. Он сделал первые шаги но оказался забыт.

История создания КВ-2

Межвоенный период известен в танкостроении как время чудес и воплащения самых интересных задумок конструкторов. Страна Советов здесь безусловный лидер. Помимо машин с несколькими башнями, вооруженными орудиями и пулеметами, которые внушали трепет и ужасна стоянке готовности, но на деле, в бою, стоившие не особо много.

Однако были созданы и действительно знаковые танки. Перед советско-финской войной становится ясно, что проекты танков в несколько башен – тупиковая ветка.

Специалисты из Ленинграда разрабатывают уникальный по тем временам тяжелый танк, получивший название КВ («Климент Ворошилов»). Вопреки расхожему мнению, этот танк не был создан за несколько месяцев, пока советские войска тщетно пытались прорвать линию Маннергейма. Работы по его проектированию начались еще в 1938 году, когда в Европе вовсю запахло войной.

Испытания в боях с финнами показали прекрасные боевые характеристики новой машины.

Мощная броня делала танк почти неуязвимым для финской артиллерии. Небольшие (в сравнении с Т-35 и прочими) габариты делали его незаменимым при штурме ДОТов противника.

Были и недостатки, главным из которых военные называли маломощную, для борьбы с укреплениями, 76-мм пушку. Вот тут и случилась история, народной волей обращенная на достаточно известный КВ.

Почти весь завод в течение нескольких недель работал в авральном режиме для того, что бы выполнить армейский заказ. Сам путь от приказа до готового прототипа занял рекордные 2 недели.

Рождение и боевое крещение танка

На Кировском заводе решили не мелочиться, и поставить вместо 76-мм пушки 152-мм орудие. Поскольку времени не было, установить его решили в достаточно неказистом металлическом коробе с толщиной стенок около 70-мм.

Главная проблема, заботившая всех, заключалась в опасности опрокидывания при выстреле.

Чтобы сразу расставить все точки, машину на полигоне развернули боком. Выстрел не только не опрокинул корпус, но и не повлиял на силовую установку, в чем опасались инженеры. После пробы орудия машина завелась, как ни в чем не бывало.

Испытав еще несколько узлов, установленных именно на эту модификацию, ее отсылают в действующую армию на Карельский перешеек. К моменту появления основная линия обороны была взломана, и война шла к завершению. Несмотря на это, оставалось еще большое количество огневых точек, на штурм которых и отправили опытный образец.


В бою он показал себя с самой лучшей стороны. Противотанковая артиллерия не смогла поразить ни одну машину. На одном из КВ «с большой башней», как тогда назывался танк, насчитали 48 попаданий без пробития брони. Само собой, что такое чудо с большой башней тут же оказалось на вооружении, несмотря на многочисленные технические недоработки.

Конструкция танка

Описание нижней, ходовой части идентично . Корпус сварного типа, из катаной брони. Одним из первых танк КВ-2 получил одинаковое бронирование по корпусу, то есть все вертикальные плиты лба, кормы, борта, башни имели толщину 75 мм. Горизонтальные плиты имели толщину 55, 40 и 20 мм.

Башня, выделяющаяся своей высотой, на первых моделях имела грубые формы, была видна спешка при создании танка.

Поздние машины отличает большая изящность и эргономика в башне. Для уменьшения силуэта и снижения веса последующий выпуск получил «низкую башню». Сзади на башне была сделана бронированная дверь для разгрузки-погрузки боекомплекта, а так же удобства посадки экипажа. Новое орудие требовало большего числа танкистов. Маска орудия КВ-2, несколько раз перерабатывавшаяся, обеспечивала равновесие и защиту механизмов орудия.

Силовая установка машины включает в себя дизельный агрегат марки В-2К. Мотор имел 12 цилиндров, расположенных V-образно, номинальная мощность 500 л.с.

Позднее его модернизировали из-за большой массы танка, доведя мощность до 600 л.с. Трансмиссия механического типа с многодисковым главным фрикционом. По ходу эксплуатации именно к ней было больше всего вопросов. Ненадежность именно этого узла впоследствии сыграет трагическую роль в судьбах многих экипажей машин. Подвеска торсионного типа, с 6 опорными катками и 3 поддерживающими. Гусеница состояла из 86-90 траков шириной 700 мм.


Электропроводка однопроводного типа, вместо второго, на минус работал корпус танка. Только аварийное освещение имело два провода. Энергию давал генератор, соединенный с 4 аккумуляторами. Потребителей энергии в машине было достаточно много:

  • освещение машины снаружи и внутри;
  • подсветка приборов и прицелов;
  • электропривод поворота башни;
  • звуковой сигнал;
  • переговорное устройство и средства связи;
  • стартер и реле двигателя.

Экипаж тяжелого танка КВ-2 состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист находились в корпусе, остальные члены экипажа в башне при орудии. Для обозрения были установлены смотровые приборы с триплексами и заслонками, в которых имелись смотровые щели. Стрельба из орудия велась с помощью оптического и перископического прицелов. На пулеметах КВ-2 могли устанавливаться собственные прицелы, позаимствованные от .

Главным оружием танка КВ-2 было 152мм гаубица М-10Т.

Выстрел из нее производился механическим путем, с помощью рычага спуска. В каждом танке находилось 36 раздельных выстрелов. Боеприпасы по штату были одного типа, осколочно-фугасного. Однако в ходе использования, танкисты грузили и стреляли из орудия почти всеми доступными гаубичными выстрелами калибра 152мм. Сюда же входят и выстрелы для морских гаубиц. Единственное ограничение было в сортировке и уменьшении заряда боеприпаса.

Для борьбы в бою с пехотой были установлены 3 стандартных пулемета ДТ. Один располагался в шаровой у стрелка-радиста, второй стоял рядом с орудием, третий защищал тыл и располагался в корме башни. Некоторые варианты КВ-2 с большой башней оснащались зенитным пулеметом на турели. В случае повреждения машины и эвакуации экипажа КВ-2 все ДТ можно было снять и использовать отдельно. Жаль, орудие вытащить было нельзя.


Обращает внимание большая высота танка, обусловленная конструкцией орудия. Но габариты компенсировались толщиной бронирования и эффективностью снарядов. Например, вес заряда в осколочно-фугасной гранате составлял 5,5-6,86 кг. Вот основные характеристики танка в сравнении с самыми знаменитыми периода Второй Мировой.

КВ-2 КВ-1 Т-34 Тигр Пантера
Вес, кг 52000 43000 30000 57000 44800
Длина, мм 6950 6675 5920 6316 6870
Ширина, мм 3320 3320 3000 3705 3270
Высота, мм 3250 2710 2405 2930 2995
Запас хода, км 150-250 200 380 195 250
Скорость передвижения, км/ч 16-34 34 36-40 20-25 25-30

Значительный вес машины несколько затруднял передвижение по мостам и слабому грунту. Но эта проблема одинаково касалась и машины КВ-1.

Боевая служба в Великой Отечественной войне

Первая документально зафиксированная встреча немцев с советским танком КВ-2 в ходе Великой Отечественной войны произошла 23 июня 1941 года. Сказать, что немцы были неприятно удивлены, не сказать ничего. Стальной монстр с огромной башней, толстым бронированием и 152мм орудием не оставлял ни единого шанса. При встрече с ним любые немецкие танки начала войны переходили в разряд танкеток.


По многочисленным свидетельствам, 37мм снаряды просто отскакивали от брони КВ-2. 152мм орудие превращало в груду обломков немецкие машины. Пулеметы надежно прикрывали от пехоты, так что проблем в бою теоретически возникнуть не должно было.

Не имевшая на тот момент аналогов система стала головной болью немцев на весь 1941 год.

Для эффективной борьбы с КВ-2 было придумано несколько тактических приемов. Самым верным способом было снайперским выстрелом перебить орудие. Лишившись пушки, машина становилась практически беззубой, с тремя пулеметами много не навоюешь. Другим уязвимым местом КВ-2 была ходовая. Перебив гусеницы или сорвав катки, артиллеристы передавали эстафету пехоте и саперам. Последние закидывали обездвиженную машину гранатами или подрывали зарядами взрывчатки.

Практиковали и расстрел КВ с помощью тяжелой артиллерии. Спасала и «палочка-выручалочка» вермахта, зенитка Flak 18/36/37, орудие калибром 88-мм.

Но главным врагом КВ-2 с большой башней стали вовсе не немецкие бронированные машины. Неразбериха первых месяцев войны, разгромленные тылы, проблемы с подвозом боеприпасов и ГСМ сделали для уничтожения грозных танков намного больше, чем противостоявшие им непосредственно в бою немецкие части. Так, из 33 штук КВ-2 в 41-й танковой дивизии в бою были потеряны только 5, остальные две трети при отступлении оставлены из-за трудностей с топливом и ремонтом.


Специфика КВ-2 предполагала прорыв сквозь оборонительные линии противника, и никак не на манёвренную войну, зачастую в окружении или отрыве от тылов. Красной Армии летом 1941 года прорывать оборону не пришлось, и бронированных гигантов пришлось разменивать на мелочь, используя для непрофильных задач.

В сентябре 1941 года Ленинград оказался в окружении, и Кировский завод был вынужден резко сократить производство боевых машин. КВ-2 с тяжелой 152-мм орудием и большой башней оказался не нужен, все возможные потенциальные производители переключились на выпуск более простого варианта КВ-1 с маленькой башней и орудием.

Перерождение грозная машина получила уже в середине войны, когда на вооружение стала поступать самоходка САУ ИСУ-152, вооруженная 152-мм орудием.

Конечно, нельзя сказать, что это были родственники, но многие моменты в «Зверобое» напоминали забытого к тому времени КВ-2. Немцы машину боялись так же, как КВ-2.

На сегодняшний момент в мире осталось пара оригинальных машин. Одна из них, находится в Москве, в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил. Второй танк, в наиболее полной сохранности, находится в Свердловской области, в музее военной техники «УГМК». Третья модель, созданная для съемок художественного фильма «Клим Ворошилов-2», находится в Мурманской области.


Поскольку основой модели послужил ИС-2М, модель сложно назвать похожей на оригинал КВ-2, кроме башни ничего похожего там нет.
Интересно, что машины с большими башнями, подобные КВ-2, часто встречаются в технике начала войны. Переделки финской армии из советских трофеев и самоходка «Бишоп» английского производства яркие тому примеры.

Вообще же кино не слишком жалует эту модель танка.

В играх КВ-2 встречается намного чаще. В угоду играбельности КВ с 152-мм орудием из игр отличается от машины в реальности, но в бою он все равно считается одной из сильных машин. Самое эпичное появление в мировой культуре произошло в японской франшизе «Girlsund Panzer», повествующей о японских школьницах, гоняющих на различных танках со всего мира.

Заключение

Несмотря на то, что в начале Великой Отечественной войны рассматриваемый танк не имел аналогов, перелома или серьезной роли в боях он не сыграл. Причин этому была масса, от общей малочисленности этой модели до пресловутых проблем со снабжением и ремонтом. Несмотря на все это, КВ-2 послужил прототипом для советских танков с тяжелым бронированием и орудиями больших калибров. Бесценный опыт создания таких машин пригодится позже.

Сам же КВ-2, несмотря на свою устрашающую мощь, остается в тени более удачных танков, получивших непосредственное развитие в ходе войны, КВ-1 и Т-34. Однако без КВ-2 невозможно сложить полную картину героического сопротивления и трагических событий лета 1941 года. В бою КВ с большой башней показывал себя эффективно, но война внесла свои коррективы.

Видео

Первые танки KB поступили на вооружение в 20-ю тяжелую танковую бригаду. К июлю 1940 года в её составе числилось 10 KB (№№ У-0, У-2, У-3, У-11, У-12, У-13, У-14, У-15, У-16, У-17). Машины постепенно осваивались танкистами, некоторые из которых имели опыт боевых действий на этих танках, приобретенный в ходе советско-финляндской войны. Логика подсказывает, что на базе этой бригады необходимо было развернуть подготовку экипажей для новых тяжелых танков. Тем более, что бригада дислоцировалась в Ленинградском военном округе, рядом находился Кировский завод, инженеры которого могли оказать квалифицированную помощь в изучении конструкции нового танка. Кстати, такой способ подготовки предлагал начальник Автобронетанкового управления РККА Д.Павлов, который 25 апреля предложил «формировать в танковых бригадах Т-28 роты-батальоны танков KB по мере их поступления с завода» .

Однако по непонятным причинам от такого разумного решения отказались. В августе 1940 года все KB из состава 20-й тяжелой танковой бригады были переправлены в г. Львов и включены в состав новосформированной 8-й танковой дивизии 4-го мехкорпуса. В это же время в состав 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, расположенного в районе Вильно, отгружаются 13 новых KB (из них 10 KB-2 с установками МТ-1). Кроме того, несколько танков направляются в учебные заведения – Военную академию механизации и моторизации (г. Москва), Ленинградские курсы усовершенствования комсостава танковых войск и Саратовское танкотехническое училище. Последнее в спешном порядке было перепрофилировано и с августа 1940 года стало заниматься подготовкой офицерских кадров для машин КВ.

Всего по состоянию на 1 декабря 1940 года в Красной Армии имелось 130 танков КВ. Распределялись они следующим образом:

Военный округ

К июню 1941 года картина изменилась. По состоянию на 1 июня количество KB по округам выглядело следующим образом:

Военный округ

* Кроме того, с 1 по 21 июня 1941 года с Кировского завода было отправлено в Киевский и Западный Особые военные округа 40 КВ-1 и КВ-2, а один КВ-1 поступил на Ленинградские курсы комсостава

Из этого количества в эксплуатации находилось 75 штук КВ-1 и 9 КВ-2 (из них 2 и 1 соответственно требовали среднего ремонта). Подготовка экипажей на новые тяжелые танки часто велась (если вообще велась) на любых типах танков. Например, 3 декабря 1940 года директивой начальника Генерального Штаба Красной Армии № 5/4/370 предписывалось «для обучения личного состава и сбережения материальной части боевых машин отпустить, исключительно как учебные, на каждый батальон тяжелых танков по 10 танкеток Т-27». Остается загадкой как на Т-27 можно было научиться вождению и обслуживанию КВ-1 или КВ-2. Как говориться, комментариев здесь не требуется.

Таким образом, учитывая, какое небольшое количество танков KB находилось в эксплуатации, к июню 1941 года количество подготовленных экипажей на эти машины не превышало 150.

К началу войны танки KB имелись в составе 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса Прибалтийского Особого военного округа (78 KB) 4, 7-й танковых дивизиях 6-го механизированного (63 и 51 KB соответственно), 29, 33-й танковых дивизиях 11-го механизированного (2 и 1 KB соответственно) корпусах Западного Особого военного округа 4-м механизированном (101 KB), 8-м механизированном (71 KB), 15-м механизированном (64 KB), 22-м механизированном (31 KB) и 19-м механизированном (5 KB) корпусах Киевского Особого военного округа, 2-м механизированном (10 KB) корпусе Одесского военного округа, а также в Саратовском танкотехническом училище (19 KB), Орловской танковой школе (8 KB), Ленинградских курсах усовершенствования комсостава танковых войск (6 KB), в Московской академии моторизации и механизации им. Сталина (4 KB) и Харьковском военном округе.

В первых же июньских боях 1941 года появление танков KB для частей вермахта стало неприятным сюрпризом. Оказалось, что ни одна немецкая танковая и противотанковая пушка не может пробить их брони. Единственным эффективным средством, способным поразить KB был огонь 88-мм зенитных орудий Flak 35/36. Например, вот как описывает столкновение с танками KB из состава 2-й танковой дивизии командир 41-го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в районе Россиняй – прим. автора ):

«Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя… Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой 15-см пушкой, которая не сумела быстро увернуться. её командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. «Он готов», – подумали артиллеристы с облегчением. «Да, он готов», – сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он ещё движется!» Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил её как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь».

Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:

«КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь – безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперёд. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис. Борьба завершилась».

По воспоминаниям Д.Осадчего, командира роты танков КВ-1 во 2-й танковой дивизии, «23-24 июня, ещё до вступления в бой, многие танки KB, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Особенно большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет. В результате, к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось» .

Печальна судьба KB из состава 6-го механизированного корпуса Западного Особого военного округа. Практически не сумев сделать по противнику ни одного выстрела, эти KB из-за отсутствия горючего были либо подорваны своими экипажами, либо просто брошены.

Более активно действовали танки KB на Юго-Западном фронте. Но и здесь основные потери этих машин были не от огня противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей и технических неисправностей. Ну и естественно, нельзя вырывать действия танков KB из общего состояния, в котором находились танковые войска Красной Армии к июню 1941 года. Приведем несколько документов, характеризующих действия танков KB в боях лета 1941 года на Юго-Западном фронте.

Из доклада о боевых действиях 8-го механизированного корпуса с 22 по 26 июня 1941 года (к началу войны в составе корпуса имелось 71 KB, 49 Т-35,100 Т-34, 277 ВТ, 344 Т-26, 17 Т-27 – прим. автора ):

«Водительский состав боевых машин KB и Т-34 в своем большинстве имел стаж практического вождения от 3 до 5 часов. За весь период существования корпуса боевая материальная часть и личный состав полностью на тактические учения не выводились и не были практически проверены как по вопросам маршевой подготовки, так и по действиям в основных видах боя. Тактическая сколоченность проводилась не выше масштаба роты, батальона и частично полка».

Из доклада командира 43-й танковой дивизии 19-го механизированного корпуса о боях с 22 июня по 10 августа 1941 года (к началу войны дивизия имела 5 KB, 2 Т-34, 230 Т-26 – прим. автора ):

«В 14 часов наши танки перешли в наступление (речь идёт о бое 26 июня – прим. автора )…

Преследуя пехоту противника, наши танки были встречены огнем танков противника из засад с места, но (засада) была атакована вырвавшимися вперед танками КВ и Т-34, а вслед за ними и танками Т-26… Танки KB и Т-34, не имея в достаточном количестве бронебойных снарядов, вели огонь осколочными снарядами и своей массой давили и уничтожали танки противника и противотанковые орудия, переходя от одного рубежа к другому».

Из доклада командира 41-й танковой дивизии 22-го механизированного корпуса от 25 июля 1941 года о боевых действиях дивизии (к началу войны в дивизии имелось 312 танков Т-26 и 31 КВ-2 – прим. автора ):

«31 [танк] KB с морскими башнями, вооруженные 152-мм пушками (речь идёт о танках КВ-2 – прим. автора ), не имел ни одного снаряда…

Водительский состав танков KB, ещё не был подготовлен, так как танки получены за 7-8 дней до начала войны. 15 танков KB, прибывшие перед началом войны, [оказались] с большими неисправностями (бортовые фрикционы, воздухоочистители). Один танк KB в боях имеет пять пробоин от ротного противотанкового ружья, глубина пробоин 50-52 мм…

Материальная часть дивизии… в период с 26.6 по 7.7.41 г. прошла 900-1000 км, не имея запасных частей и переходящих моторов, что в основном и вывело её из строя… Во время марша вышло из строя 23 КВ. Отсутствие тракторов усугубляло проблему восстановления неисправных машин. Разность скоростей движения (KB – 3-4 км/ч, Т-26 – 12-15 км/ч) и несоответствие района действий для тяжелых танков (р.Стоход) подорвали их работу, так как во всех районах севернее и северо-восточнее Ковеля нет ни одного моста, способного выдержать 60 тонн, а отыскание обходов и бродов увеличило не менее как 30-40 % их общий пройденный путь».

Из доклада командира 32-й танковой дивизии 4-го механизированного корпуса боевых действиях с 22 июня по 14 июля 1941 года (к началу войны дивизия имела 49 KB, 173 Т-34, 31 БТ-7, 70 Т-26, 38 Т-27 – прим. автора ):

«Отсутствовали ремонтные и эвакуационные средства для танков КВ. Наличие тракторов «Ворошиловец» не обеспечило эвакуацию, тракторы для буксировки KB выходили из строя от перегрузки. Очень часто проходила буксировка танка танком, и через 10-15 км буксирующий танк тоже выходил из строя (отказывало сцепление, не включались скорости, портились бортовые фрикционы). Танки KB (из этого опыта) можно буксировать трактором «Ворошиловец» только по дорогам. На пашне, на торфянике или болотистой местности танк KB можно буксировать только двумя тракторами…

Большие потери боевой материальной части (особенно танков KB) объясняются главным образом тем, что скоростные марши совершались без всяких технических осмотров и профилактических ремонтов до 75-100 км в сутки. Кроме того, водительский состав не имел достаточного опыта и навыков по эксплуатации машин на марше…

Броня наших танков 37-мм пушками немцев не пробивается; были случаи, когда танк KB имел до 100 попаданий, но броня не была пробита» .

Из доклада командира 10-й танковой дивизии 15-го механизированного корпуса о боевых действиях соединения с 22 июня по 1 августа 1941 года (к началу войны дивизия имела 63 KB, 37 Т-34, 44 Т-28, 147 БТ-7, 19 Т-26, 8 ХТ-26 – прим. автора ):

«По своему техническому состоянию танки KB и Т-34, все без исключения, были новыми машинами и к моменту боевых действий проработали до 10 часов (прошли в основном обкатку), и лишь незначительная часть этих машин имела работы до 30 моточасов (машины учебно-боевого парка)…

В основном танки KB и Т-34 имеют высокие боевые качества: крепкую броню и хорошее оружие. На поле боя танки KB приводили в смятение танки противника и во всех случаях его танки отступали.

Бойцы и командиры дивизии о наших танках говорят, как об очень надежных машинах. Наряду с этими качествами машины имеют следующие дефекты:

По танку KB:

а) При попадании снаряда и крупнокалиберных пуль происходит заклинивание башни в погоне и заклинивание бронированных колпаков.

б) Двигатель-дизель имеет малый запас мощности, вследствие чего мотор перегружается и перегревается.

в) Главные и бортовые фрикционы выходят из строя…

Эвакуация боевых машин с поля боя проводилась исключительно танками в очень тяжелой обстановке под прикрытием боеспособных машин. Боеспособный танк KB, буксируя аварийный танк и не имея запаса мощности, нередко сам выходил из строя».

Судьбу танков KB этой дивизии можно узнать из сохранившейся «Ведомости потерь боевой материальной части с 22 июня по 1 августа 1941 года»:

« Разбито на поле боя – 11;

Не вернулось с экипажами с поля боя после атаки – 11;

Осталось с экипажами в окружении противника из-за технической неисправности или отсутствия горюче-смазочных материалов – 2;

Уничтожено на сборных пунктах аварийных машин в связи с невозможностью эвакуировать при отходе – 7;

Оставлено при отходе части по техническим неисправностям и невозможности восстановить и эвакуировать – 22;

Застряло на препятствиях с невозможностью извлечь и эвакуировать – 3;

Всего – 56».

Обобщенные выводы по использованию танков (в том числе и KB) содержались в докладе начальника автобронетанкового управления Юго-Западного фронта начальнику ГАБТУ КА от 3 июля 1941 года. Там, в частности, сказано следующее:

«Отсутствие средств эвакуации, запасных частей для KB и Т-34, наличие заводских дефектов, неосвоенность эксплуатации, недостаточная обученность личного состава, слабая разведка противника в противотанковом отношении, систематические бомбардировки на марше, в районах сосредоточения и в наступлении, при большой маневренности 800-900 км без прикрытия нашей авиацией, отсутствие взаимодействия с артиллерией, на почти танконедоступной лесисто-болотистой местности, упорное сопротивление со стороны преобладающего противника и отсутствие бронебойных снарядов для KB и Т-34 – привело механизированные корпуса к огромным потерям и к небоеспособности с оставшейся в наличии материальной частью…

Командиров и механиков-водителей тяжелых танков в целях лучшей подготовки желательно готовить на заводах промышленности.

Отмечаю хорошую работу 4, 8 и 15-го механизированных корпусов, где имелись случаи, когда один танк KB выводил из строя до 10-14 танков противника» .

Сведения о причинах выхода из строя KB на Юго-Западном фронте можно узнать из «Ведомости на потери боевой материальной части мехкорпусов Юго-Западного фронта с 22 июня по 1 августа 1941 года»:

« Отправлено в ремонт на заводы промышленности – 2 (4-й мехкорпус);

Оставлено на месте расквартирования частей – 10 (2 в 4-м мехкорпусе, 6 в 8-м мехкорпусе, 2 в 19-м мехкорпусе);

Отстало в пути и пропало без вести – 24 (8 в 4-м мехкорпусе, 10 в 8-м мехкорпусе, 5 в 15-м мехкорпусе, 1 в 19-м мехкорпусе);

Передано в другие части – 1 (4-й мехкорпус);

Безвозвратные потери – 177 (73 в 4-м мех-корпусе, 28 в 8-м мехкорпусе, 52 в 15-м мехкорпусе, 2 в 19-м мехкорпусе, 22 в 22-м мехкорпусе).

Всего по состоянию на 1 августа в частях Юго-Западного фронта имелось 7 боеспособных KB – 1 в 22-м мехкорпусе и 6 в 8-м мехкорпусе.»

Таким образом, видно, что несмотря на мощную броню, вооружение и героизм отдельных экипажей, танки KB не сыграли в летних боях 1941 года никакой существенной роли. Основная часть этих машин вышла из строя по техническим причинам, из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей, средств эвакуации и ремонта. Кроме того, немцы, выяснив что бороться обычными противотанковыми средствами в KB невозможно, с успехом использовали против этих танков 88-мм зенитные орудия Flak 36. Тем более, полное господство в воздухе позволяло использовать для борьбы с танками все дивизионы ПВО.

Большие потери в тяжелых танках вынудили командование Красной Армии принять ряд жестких мер по улучшению их использования. Например, 29 июля 1941 года начальник управления автобронетанковых войск Северо-Западного фронта полковник Полубояров своим приказом требовал от командиров танковых частей «предоставить подробное донесение и материалы расследования по каждому танку: где, при каких обстоятельствах и в каком состоянии оставлены на территории противника Т-34 и KB…

К полному уничтожению не могущих быть эвакуированными танков KB прибегать лишь в случае, когда использованы все средства для их эвакуации».

Аналогичное распоряжение было отдано командующим Резервным фронтом генералом армии Г.Жуковым в приказе № 005 от 21 августа 1941 года: «Командирам танковых соединений и частей резко повысить ответственность командиров танковых частей и подразделений за каждый потерянный танк, тем более не допускать оставления их в руках противника; не вводить в бой танки KB и Т-34 с плохо подготовленными экипажами, организуя доподготовку последних при каждой возможности».

Однако, даже такие меры не помогали. Примером тому могут послужить боевые действия 7-го механизированного корпуса Западного фронта в районе Полоцка в июле 1941 года. Перед войной корпус располагался в Московском военном округе. В первые дни войны части корпуса перебрасываются на Западный фронт. 30 июня в состав корпуса поступают 44 новых танка KB (из них 18 КВ-2), прибывших прямо с завода. После разгрузки, при следовании со станции к месту дислокации (всего 5 км) «из-за неопытности механиков-водителей на 7 танках сразу же были сожжены главные фрикционы». Для ремонта танков, в срочном порядке из Ленинграда самолетом была направлена бригада рабочих с запасными частями.

7 июля части корпуса перешли в наступление. В результате последующих боев, к 26 июля все KB (кроме одного КВ-2) были потеряны, причем 7 из них застряли в болоте, а 3 были подорваны экипажами из-за поломок.

Для улучшения подготовки экипажей танков KB в конце июля 1941 года на Кировском заводе создается танковый учебный центр. Занятия проходили непосредственно в цехах с привлечением обучаемых к работам по сборке танков. Руководителем центра был назначен старший военпред А.Шпитанов, его заместителем – военпред Н.Карлашев. Уже 6 августа из учебной команды была сформирована первая танковая рота из 10 машин, переданная в 86-й отдельный танковый батальон.

Здесь следует отметить, что в июле-сентябре 1941 года наибольшее количество танков KB имелось на Ленинградском фронте. Дело в том, что фронт получал тогда почти все KB, выпускаемые Кировским заводом. Однако положение под Ленинградом оставалось довольно тяжелым. Например, 9 сентября командование фронта получило телеграмму Сталина: «Куда девались танки KB? Где вы их расставили и почему нет никакого улучшения на фронте, несмотря на такое обилие танков KB у вас? Ни один фронт не имеет и половинной доли того количества KB, какое имеется у вас на фронте».

Действительно, ни один фронт не мог позволить себе в то время иметь отдельные батальоны танков KB, в то время как под Ленинградом было их несколько, не считая KB в составе других танковых частей. Например, 11 сентября в состав 42-й армии прибыл батальон майора Житнева, имея 29 танков КБ и 51-й танковый батальон (16 KB, 1 Т-34, 12 БТ, 9 Т-26). Довольно много KB было и в составе 1-й танковой дивизии, действовавшей под Красногвардейском. Именно здесь совершила свой подвиг рота старшего лейтенанта Зиновия Колобанова, подбившая за один день 42 немецких танка. В журнале военных действий дивизии об этих боях сказано следующее: «19 августа 1941 года в районе Б.Борница рота Колобанова уничтожила 42 танка, из них экипаж старшего лейтенанта Колобанова – 22, экипаж лейтенанта Сергеева – 8, экипаж лейтенанта Евдокименко – 4, экипаж лейтенанта Ласточкина – 4…

Колобанов подпустил к себе немецкую танковую колонну на 150 – 200 м, а лейтенант Евдокименко расстрелял её с расстояния 100 м. ()

Там же механик-водитель Иевлев протаранил два средних танка противника, а водитель Сидиков в районе Черницы протаранил средний танк».

Однако героические действия танкистов не смогли спасти положения – в конце сентября 1941 года Ленинград оказался в блокадном кольце. Боевые действия приняли здесь позиционный характер.

На других участках советско-германского фронта действия KB были ещё менее активными, так как количество потерянных в боях танков росло быстрее, чем поступление их с заводов промышленности – Кировский завод был в блокаде, в выпуск KB в Челябинске ещё только разворачивался.

Тем не менее, в немецких документах осени 1941 года встречаются донесения об эффективных атаках КВ.

Так, 2 ноября командующий 4-й полевой армией фельдмаршал Клюге доложил в штаб группы армий «Центр» о столкновении, частей 34-й пехотной дивизии с тяжелыми советскими танками, произошедшем 13 октября. В донесении отмечалось, что по этим танкам было выпущено большое количество бронебойных снарядов, а также снарядов калибра 105-мм, однако, бронированные машины «…уничтожив 3 лёгкие полевые гаубицы, 7 средних и одну лёгкую противотанковые пушки… отошли назад… Несмотря на многочисленные попадания бронебойных снарядов, в том числе и в башню, вражеские танки недостаточно быстро выводятся из строя и не пробиваются насквозь… В случае атаки большого количества таких танков мы могли бы потерпеть локальное поражение…»

Однако, к концу 1941 года большая часть КВ-1 (с пушками Ф-32 и Л-11) и почти все КВ-2 (за исключением нескольких машин) были потеряны. На смену им пришли танки Челябинского завода с пушками ЗИС-5 (см. далее ).

Правда, отдельные KB ранних выпусков (до ноября 1941 года), судя по фотографиям, встречались на фронте до лета 1942 года. Под Ленинградом эти машины воевали аж до весны 1944 года.

Немного об использовании трофейных танков КВ. Судя по имеющимся данным, в частях вермахта их было не очень много и вряд ли превышало 50 единиц. Судя по фотографиям, на некоторых из них, для улучшения обзорности, устанавливали командирские башенки от немецких танков Pz. Ill и Pz.IV.

Один КВ-1 (с дополнительным бронированием) осенью 1941 года был захвачен финнами в районе Петрозаводска. Весной 1942 года этот танк вошел в состав финской армии и использовался в её составе до конца 1954 года!