Тропарь Великого четверга: между Причастием и предательством. Особенности богослужения в великий четверг


Великий Четверг Страстной седмицы наполнен событиями, важными для всех христиан. Центральным моментом этого дня является воспоминание о Тайной вечери и установлении Таинства Евхаристии, без которого невозможна христианская жизнь.

События Великого Четверга
Все четыре евангелиста подробно повествуют о событиях этого дня. Согласно Евангельскому рассказу, Господь послал двух Своих учеников в Иерусалим перед праздником иудейской Пасхи с тем, чтобы они приготовили трапезу. Когда наступил вечер, то Христос и Его двенадцать учеников собрались, чтобы вкусить праздничную трапезу, и перед этим Господь умыл ноги Своим ученикам, подав тем самым им и всем христианам пример смирения и жертвенного служения ближним. После этого Господь предсказал, что один из учеников предаст Его. Во время Тайной вечери Спаситель установил Таинство Евхаристии, или, в переводе с греческого, «благодарения». После Тайной вечери Господь с учениками пошел в Гефсиманский сад, находящийся на склоне Елеонской горы вблизи Иерусалима, где провел ночь в молитве. Христианские богословы, говоря об этом молении, называемом также «Молением о Чаше», говорят, что в ней выразилось две природы Христа - Божественная и человеческая.
В ту же ночь совершилось предательство Иуды Искариота, который, зная о нахождении своего Учителя, приводит в Гефсиманский сад стражу, и, давая Спасителю приветственный поцелуй, указывает тем самым на Него.
Далее евангелисты подробно рассказывают о том, как Иисус предстал перед религиозным судом Иудеи - синедрионом, где судьи подвергают Его насмешкам и избиению, а потом передают на суд римского наместника Понтия Пилата, который, не желая брать на себя ответственность, отдает узника во власть народа, и тот приговаривает Спасителя к крестной казни. Затем евангелисты повествуют о крестном пути и распятии Господа и Его смерти. Заканчивается чтение Двенадцати Евангелий рассказом о том, как тайный ученик Господа, Иосиф Аримафейский, погребает тело Иисуса в пещере, вырубленной в скале.

Богослужебные особенности Великого четверга
В четверг Страстной седмицы совершается литургия Василия Великого, которая бывает всего десять раз в году. В каноне, читаемом на утрени Великого четверга, упоминаются ветхозаветные пророчества и прообразы Тайной вечери.
В поместных церквях во время литургии освящают миро, которое используется в Таинстве Миропомазания. Традиция освящения мира в этот день связана с тем, что в древности было принято совершать Крещение в субботу Страстной седмицы или на Пасху.
После литургии Великого Четверга совершается обряд, называемый «Умовение ног», который служит воспоминанием того, как Христос умыл ноги Своим ученикам перед Тайной вечерей. В древности на Востоке обычно умывали ноги почетным гостям, чтобы выразить свое почтение и уважение к ним. Однако в христианстве это действие приобрело новый смысл, символизируя то, что каждый христианин призван к служению ближним. Чин умовения ног возник в Иерусалимской Церкви в VI-VII веках, однако не во всех поместных Церквях получил широкое распространение. В России этот обряд не совершался в XX веке, и лишь в 2009 году патриарх Кирилл возобновил этот чин.

Двенадцать Евангелий
Вечернее богослужение Великого Четверга получило название «Двенадцать Евангелий святых Страстей Христовых» (или просто «Двенадцать Евангелий»), поскольку на этой службе прочитываются двенадцать отрывков из книг четырех евангелистов, посвященных последним часам жизни Спасителя. В состав этих чтений входит последняя беседа Христа с учениками после Тайной вечери, рассказ о Его крестных страданиях, смерти и погребении. Во время чтения Евангелия священники и все люди стоят с зажженными свечами, вспоминая притчу о десяти девах, и словно уподобляясь мудрым девам, встречающим жениха со светильниками. Существует благочестивая традиция приносить этот огонь домой и зажигать от него лампады, которые горят до Пасхи.
Чин чтения Двенадцати Евангелий очень древний и восходит к первым векам христианства, когда чтение совершалось в Иерусалиме ночью в местах, связанных с последними часами земной жизни Спасителя: на Елеонской горе, в Гефсимании и на Голгофе.

Народные традиции
В народной традиции Великий Четверг принято называть также «чистым», потому что этот день многие посвящают предпраздничным хлопотам и наведению порядка в доме, однако лучше потратить свои силы на то, чтобы посетить богослужения этого дня, которые бывают лишь раз в году.

Тропарь, глас 8:
Егда славнии ученицы / на умовении вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый, / сребролюбием недуговав, омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. / Виждь, имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 2:
Хлеб прием в руце предатель, / сокровенно тыя простирает, / и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, / и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.

Молитва (Антифон 3):
Лазарева ради востания, Господи, осанна Тебе зваху дети еврейския, Человеколюбче. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети. На вечери Твоей, Христе Боже, учеником Твоим предглаголал еси: един от вас предаст Мя. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети. Иоанну вопросившу: Господи, предаяй Тя кто есть? того хлебом показал еси. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети. На тридесятих сребреницех, Господи, и на лобзании льстивном, искаху Иудее убити Тя. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети. На умовении Твоем, Христе Боже, учеником Твоим повелел еси: сице творите, якоже видите. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети. Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, учеником Твоим, Христе Боже наш, глаголал еси. Беззаконный же Иуда не восхоте разумети.

Время Страстной седмицы – время особенное в жизни христианина. Это время когда вопрос: как ты изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос , - встает перед нами во всей своей силе и драматизме.

Богослужения этой седмицы отличаются особой трогательностью; мы словно проходим со Спасителем Его последний земной путь. Службы непростые, что-то в них может показаться непонятным, но когда мне на эту сложность и непонятность указывают, я отвечаю: Вспомните слова Христа, сказанные в Гефсиманском саду ученикам: Пободрствуйте со Мною

Даже, если мы понимаем лишь 10% (а едва ли понимаем меньше), из богослужения Страстных дней, то и этого достаточно, чтобы душа испытала потрясение, шок от осознания происшедшего. А где не понимаем, просто побудем со Христом, пободрствуем вместе с Ним…

Я расскажу о службах страстных дней, о каждом из этих шести дней, начиная с понедельника и заканчивая субботой. Расскажу о том богослужении, которое совершается в каждый из дней и о тех темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения.

Великий Четверг

Богослужение Великого Четверга:

Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого.

Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.

Богословие Великого Четверга:

«Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет , - ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает… Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В.Зандер).

Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.

Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…

Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.

Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!

Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний , к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.

А вот несколько текстов из канона на Утрени:

К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.

Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.

«Один из вас», – взывал друзьям своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?»

Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие - Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.

Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.

Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.

Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией ): Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…

Начинается литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы – наследники Тайной вечери. Наша литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем (русский перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём»).

Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один-два?) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают…

Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы выходим на середину храма, точно в Элеонский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»

Дорогие. Придем в этот день в храм. Побудем со Христом.

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует разъяснения к шести дням Страстной седмицы день за днем, которые подготовила редакция журнала «Фома».

БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА:

Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого.

Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.

БОГОСЛОВИЕ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА:

«Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, - ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает… Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В.Зандер).

Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.

Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…

Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.

Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!

Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.

А вот несколько текстов из канона на Утрени:

К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.

Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.

«Один из вас», – взывал друзьям своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?»

Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие - Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.

Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.

Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.

Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией): Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…

Начинается литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы – наследники Тайной вечери. Наша литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем (русский перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём»).

Сегодня, в Великий Четверг эта молитва поется вместо Херувимской песни.

Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один-два?) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают…

Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы выходим на середину храма, точно в Элеонский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»

Дорогие. Придем в этот день в храм. Побудем со Христом.

священник Константин Пархоменко

По материалам сайта УПЦ
Патриарх.ua

Шиманский Г. И.

В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.

В Великий Четверг совершаются следующие службы: малое повечерие (со среды на четверг), утреня с 1-м часом, часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными, Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.

Особенности богослужения Великого Четверга следующие:

Накануне (в среду вечером) совершается малое повечерие, на котором поется трипеснец святого Андрея Критского.

На утрене после "Аллилуиа" поется трижды особым напевом тропарь: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувшия! Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе" .

Кафизм на утрене нет. Сразу после тропаря по возгласе диакона: "И о сподобитися нам слышанию..." читается Евангелие. В Евангелии повествуется о событиях этого дня (Лк., зачало 108 "от полу": "Приближашеся праздник опреснок", окончание в зачале 109: "По Немже идоша ученицы Его").

По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон Великого Четверга: "Сеченое сечется море Чермное"; полный - в ознаменование важности этого дня (молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя" перед каноном не читается).

После 9-й песни - ексапостиларий (трижды): "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный". Далее совершается вседневная утреня обычным порядком с пением стихир на хвалитех, чтением великого славословия и пением стихир на стиховне.

На 1-м часе читается паремия из Книги Пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и завершается пением прокимнов.

Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе, "поскору", без пения. Только в конце изобразительных, после возгласа диакона "Премудрость" поется "Достойно есть" и прочее.

Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Литургия совершается после вечерни, поскольку Сам Господь установил Евхаристию вечером. После стихир на "Господи, воззвах" и входа с Евангелием, читаются три паремии (из Книг Исход, Иова и пророка Исаии). Перед первой и второй паремиями поются прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое; далее, обычным порядком служится Литургия святогоВасилия Великого. На Литургии читаются Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие, выбранное из трех евангелистов (Мф., зач. 107 (26, 1–20); Ин., зач. 44 (13, 3–17), Мф., зач. 108, "от полу" (26, 21–39); Лк., зач. 109 (22, 43–45); Мф., зач. 108 (26, 40 - 27, 2)).

Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха "Тело Христово приимите" (при причащении народа) и вместо "Да исполнятся уста наша" поется песнь: "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими", в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.

Вместо "Достойно есть" на Литургии поется ирмос 9-й песни канона утрени, в котором верующие призываются насладиться гостеприимством ("странствия") Господним и бессмертной Его трапезы. Задостойник Великого Четверга - ирмос 9-й песни канона: "Странствия владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем". (Гостеприимства (угощения) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, верные, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло (сюда, на горнее место, как снедь верным); это узнали мы от Самого Слова, Которое ныне про¬славляется (Ин. 12, 23).)

В конце служб Великого Четверга произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: "Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш".

Вечером в Великий Четверг по уставу положено совершать малое повечерие с трипеснцем.

Если в Великий Четверг случится Благовещение, то в среду вечером всенощное бдение начинается Великим повечерием. На литии и на стиховне вечерни - стихиры и тропарь Благовещения.

На утрене на "Бог Господь" поется тропарь Благовещения дважды. и на "Слава, и ныне" - "Егда славнии ученицы" (единожды). Затем полиелей и величание Благовещения. Степенны 4-го гласа - первый антифон. Прокимен, Евангелие и (по¬сле него) стихира - Благовещения. Канон праздника и дня. Катавасия - ирмосы канона Великого Четверга. На 9-й песни, вместо "Честнейшую Херувим", - припевы праздника. Светилен: праздника, "Слава" - дня, "и ныне" праздника.Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны служатся обычным порядком.

Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие - дня и праздника. Вместо "Достойно есть" поется ирмос "Странствия Владычня". Если храм Благовещения, то поет¬ся задостойник: "Яко одушевленному Божию кивоту" с положенным припевом. Вместо Херувимской песни, причастна, стиха, поемого во время причащения мирян, и вместо "Да исполнятся уста наша" поется "Вечери Твоея тайныя".

Отпуст - Великого Четверга.

Во время оно, приближашеся праздник опреснок, глаголемый Пасха. И искаху архиерее и книжницы, како быша убили Его: бояхуся бо людей. Вниде же сатана во Иуду нарицаемаго Искариот, суща от числа обоюнадесяте. И шед глагола архиереом и воеводам, како Его предаст им. И возрадовашася, и совещаша ему сребреники дати. И исповеда, и искаше подобна времене, да предаст Его им без народа. Прииде же день опресноков, воньже подобно бе [время] жрети пасху. И посла Петра и Иоанна, рек: шедша уготовайта нам пасху, да ямы. Она же рекоста Ему: где хощеши уготоваем? Он же рече има: се восходящема вама во град, срящет вы человек в скудельнице воду нося: по нем идета в дом, воньже входит. И рцета дому владыце: глаголет тебе Учитель, где есть обитель, идеже пасху со ученики Моими снем? И той вама покажет горницу велию постлану: ту уготовайта. Шедша же обретоста, якоже рече има: и уготоваста пасху. И егда бысть час, возлеже, и обанадесяте апостола с Ним. И рече к ним: желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук. Глаголю бо вам, яко отселе не имам ясти от него, дондеже скончаются во Царствии Божии. И приим чашу, хвалу воздав, рече: приимите сию, и разделите себе. Глаголю бо вам, яко не имам пити от плода лознаго, дондеже Царствие Божие приидет. И приим хлеб, хвалу воздав преломи, и даде им, глаголя: сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание. Такожде же и чашу по вечери, глаголя: сия чаша, Новый Завет Моею кровию, яже за вы проливается. Обаче се рука предающаго Мя со мною есть на трапезе. И Сын убо Человеческий идет по реченному: обаче горе человеку тому, имже предается. И тии начаша искати в себе, который убо от них хотяй сие сотворити. Бысть же и пря в них, кий мнится их быти болий. Он же рече им: царие язык господствуют ими, и обладающии ими, благодателе нарицаются. Вы же не тако: но болий в вас, да будет яко мний. и старей, яко служай. Кто бо болий, возлежай ли, или служай; не возлежай ли? Аз же посреде вас есмь яко служай. Вы же есте пребывше со Мною в напастех Моих. И Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во Царствии Моем, и сядете на престолех, судяще обеманадесяте коленома Израилевома. Рече же Господь: Симоне, Симоне, се сатана просит вас, да бы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя: и ты некогда обращься, утверди братию твою. Он же рече Ему: Господи, с Тобою готов есмь, и в темницу, и на смерть ити. Он же рече: глаголю ти, Петре, не возгласит петель днесь, дондеже трикраты отвержешися Мене не ведети. И рече им: егда послах вы без влагалища, и без меха, и без сапог, еда чго лишени бысте? Они же реша: ничесоже. Рече же им: но ныне иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех, а иже не имать, да продаст ризу свою, и купит нож. Глаголю бо вам, яко еще писаное се, подобает, да скончается о Мне, еже: и со беззаконными вменися. Ибо еже о Мне, кончину имать. Они же реша: Господи, се ножа зде два. Он же рече им: довольно есть. И изшед, иде по обычаю в гору Елеонскую: по Нем же идоша ученицы Его.