Тренинговое занятие психолога с воспитателями доу. Тренинг для педагогов


Анастасия Крылова
Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки » .

Цели :

Формирование благоприятного психологического климата ;

Сплочение коллектива, создание доверительных отношений;

Профилактика профессионального выгорания;

Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

Снятие эмоционального напряжения.

Целевая аудитория : педагоги ДОУ .

Форма проведения : тренинг .

Оборудование : аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участников, мяч, магнитола, диск с медленными танцами, диск с музыкой для релаксации, тканевые повязки на глаза, листы бумаги, шариковые ручки по числу участников и фломастеры.

Ход проведения:

1. Приветствие

Цель :

Познакомить участников группы с ритуалом приветствия, включение участников в работу.

Психолог : Здравствуйте, дорогие педагоги ! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались в нашем зале, чтобы немного отдохнуть, расслабиться, познакомиться немного поближе друг с другом. В начале нашего мероприятия я предлагаю всем участникам поздороваться необычным способом : каждый участник группы, мизинцами соединяется с рядом сидящим соседом, и по моей команде дружно, скажем «Здравствуйте» .

2. «Знакомство»

Цель :

Настроить каждого участника на работу в группе;

Вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Психолог : Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает : кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Напишите его на бумажной карточке и прикрепите к одежде. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени".

А теперь, давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или наше состояние (Катя – дружелюбная) .

3. Правила нашей группы.

Цель :

Обозначить правила поведения в группе на протяжении всего тренинга .

Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любой тренинг имеет правила . Я считаю, что целесообразно обсудить и решить каких правил мы будем с вами придерживаться на протяжении тренинга .

Закон «ноль-ноль» , предусматривающий своевременное начало тренинга , его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.

Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества весьма желательно).

Работа «от и до» : человек, принявший решение об участии в тренинге , изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации . Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям. Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.

Все высказывания должны идти от своего имени : «я считаю.» , «я думаю.» , а не «все сейчас думают.» , «большинство из нас.» и т. д.

Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

Активное участие в работе : если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием .

Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

4. Упражнение «Интервью»

Цель :

Знакомство

Создание обстановки доверия

Психолог : Друзья, представьте, что вы участники пресс - конференции. Все пишут на листочке три вопроса. Задаём вопросы, которые касаются жизненных, профессиональных взглядов, интересов. Затем листочек отдается другому участнику. (например, 3-ему сидящему с правой стороны автора вопросов) . Далее проходят «пресс - конференции» . Все по очереди читают вопросы и отвечают на них.

5. Передача предметов по кругу

Цель :

Обмен настроениями, чувств по кругу

Психолог : Сейчас я предлагаю передавать по кругу из рук в руки :

1. цветок,

2. бусинку

После чего мы «моем» руки в чистом горном ручье и «брызгаем» друг на друга хрустально чистой водой. Это высвобождает групповую энергию, позволяет участникам расслабиться. Психогимнастика завершается еще одним кругом с описанием своего актуального состояния, ощущений, настроения.

6. Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»

Цель :

Установить контакт на невербальном уровне, почувствовать доверие к партнеру и самому себе.

Психолог : А сейчас зазвучит приятная музыка. Все участники с закрытыми глазами (можно надеть тканевые повязки на глаза) начинают выполнять танцевальные движения, после чего вы должны найти себе пару и продолжить танец вдвоем. Как только музыка перестанет звучать – откройте глаза и поблагодарите своего партнера.

После упражнения участники делятся своими ощущениями. Важно выяснить, оправдались ли их ожидания от своего партнера, какие чувства они испытали, когда сняли темные очки.

7. Сеанс релаксации. «Руки»

Цель :

Снятие усталости, установление психического равновесия .

Психолог дает установку на расслабление, достижение внутреннего спокойствия , позитивный настрой. Играет спокойная мелодия.

Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей ваших рук на землю : вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете тяжёлую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

8. Формулы психологической устойчивости

Психолог : Я хочу познакомить вас с формулами психологической устойчивости и рекомендую время от времени проговаривать себе этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам. Предлагаю по желанию произнести эти формулы. (участники получают распечатанные формулы) Приложение 1.

9. «Рефлексия»

Цель :

Получить обратную связь от участников группы.

Обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Психолог : Давайте по кругу, передавая в руки мяч, выскажем свое мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас. Можно высказать свои мысли, чувства и ощущения; что больше понравилось, что не понравилось; что выполнить было труднее всего, что легче; что удивило; ваши пожелания и т. д.

10. Заключительный этап.

Цель :

Получить обратную связь от участников группы

Получить информацию о том, какие вопросы хотят обсудить педагоги на дальнейших тренингах , какие формы работы им нравятся.

Психолог : сейчас я хочу раздать вам анкеты (приложение 2) . Вы заберете их с собой, через пару дней прошу вернуть заполненные бланки. Обработка результатов анкетирования (приложение 3) .

11.«Прощание» Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки дружно и громко произнести «Всем-Всем-Всем спасибо за работу» .

Приложение 1.

Формулы психологической устойчивости

Устойчиво стою я на земле

Устойчиво стою я на земле. Вот так!

Несчастиям своим я дам под зад. Вот так!

Друзей моих я буду обнимать. Вот так!

Смеяться буду громко я. Вот так!

Только смеяться

Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться!

И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!

Формулы принятия несчастья

Что бы со мной ни случилось

Что бы со мной ни случилось, я совершенно спокоен,

Потому что я расслабляюсь, а потом, как дитя, улыбаюсь.

То, что в судьбе неизбежно

То, что в судьбе неизбежно, я легко принимаю.

Невозможно прожить без несчастий, это я хорошо понимаю.

Формулы позитивных мыслей

Начинается мой новый день

Начинается мой новый день ,

Начинается моя новая жизнь!

Загорается во мне новый свет,

И рождается во мне чудо-жизнь!

Здравствуй, новый мой прекрасный день !

Здравствуй, новая моя чудо жизнь!

Здравствуй, новый в сердце дивный свет!

Здравствуй, новая моя чудо – мысль!

Формула повышения самооценки

и позитивного восприятия окружающих

Я хороший

Я, я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.

Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный.

Я люблю тебя.

Приложение 2.

АНКЕТА «МОЙ ЗАПРОС НА ТРЕНИНГ »

Отметьте, пожалуйста, знаком «+» наиболее значимые для вас пункты относительно работы нашего тренинга и допишите свой личный запрос в рамках данной тематики (если он есть) :

Темы тренинга

Основные правила общения

Конфликты

Манипуляции

Как справиться с эмоциями

Формы работы с родителями

Стресс-менеджмент (управление стрессом)

Уверенное поведение в общении

Мой индивидуальный запрос в рамках данной тематики (если есть)

Формы работы на тренинге

Мини-лекции

Дискуссии

Упражнения на отработку навыков взаимодействия

Обмен опытом с участниками тренинга

Совместное обсуждение проблем

Организация работы

Самостоятельно

В подгруппах

Приложение 3.

БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

встречаемости «+» Результат

Темы тренинга___

Основные правила общения

Особенности общения с родителями

Конфликты

Манипуляции

Как справиться с эмоциями

Формы работы с родителями

Стресс-менеджмент

(управление стрессом)

Уверенное поведение в общении

Количество индивидуальных запросов

Формы работы

Мини-лекции

Дискуссии

Упражнения на отработку

навыков взаимодействия

Обмен опытом с участниками тренинга

Совместное обсуждение проблем в кругу

Организация работы

Самостоятельно

Тренинг для педагогов ДОУ

«Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ»

Продолжительность занятия: 1 час.

Материал: ручки на каждого участника, листы бумаги по числу участников, магнитная доска, карточки с фразами для игр «Тренировка интонации», «Поймите меня правильно», «Достойный ответ», шляпа , магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.

Цель:

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, выделение причин коммуникативных проблем; организация построения взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осмысление своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Задачи:

    осознание педагогами личных достижений и проблем в общении с родителями;

    развитие способности педагога адекватно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

    формирование умений планировать общение с родителями.

    помощь в повышении уверенности в себе, преодоление психологических препятствий общения с родителями, реализация субъективного подхода к родителям

План проведения:

I . Вступление.

Профессия педагога, работника дошкольного учреждения, требует постоянного потребления душевных сил и энергии. Воспитатель в детском саду находится в постоянном контакте с администрацией, коллегами, детьми и их родителями.

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей существует всегда. Все родители разные, и к каждому нужно найти определенный подход. Есть множество причин порождающих сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит сотрудничестве.

II . Практическая часть:

Ведущий:

Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с игры «Капля, река, море»

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Обменяемся впечатлениям. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

Попытайтесь не давить друг на друга, выполняйте совместные движения так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

Насколько приятнее сотрудничать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Ведущий:

Присаживайтесь на свои места.

Теоретическое вступление « Правила построения эффективного общения». (7 мин)

Ведущий:

Предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения. В общении с родителями существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно войти в доверие с первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

    Улыбка,

    Имя собеседника

    Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В конфликтной ситуации, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

    Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

    Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

    Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

    Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

    Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Упражнение «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

    Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

    Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.

Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Упражнение «Волшебная шляпа».

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (5 мин) (Участники остаются в кругу)

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Анализ упражнения

    1. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

      Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Подведя итог можно сказать, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога выделить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Ведущий:

У каждого из нас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми не хотелось бы встречаться и общаться. Предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас негативные чувства.

Упражнение «Самый трудный родитель»

Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Процедура выполнения

Воспитателям предлагается в группах человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.

Анализ упражнения

Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются ).

«Трудные» родители:

    Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

    Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

После выполнения упражнения в группах ведущий выписывает качества «трудного родителя»

    Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

    Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

    Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

Каждый педагог знает, как нелегко беседовать с «трудными» родителями. Чтобы оставаться в состоянии спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар», которое помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

Обсуждайте проблему , а не личные качества ребенка и его родителей.

Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Ведущий:

В следующей игре я предлагаю

Упражнение «Поймите меня правильно»

Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина -воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.

Для начала разберем одну-две ситуации вместе. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в группе друзей, поэтому него плохое поведение и он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» - это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.».

После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тренер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций представлен в приложении 3.

Анализ упражнения:

    1. удалось ли использовать стиль «адвокат»?

      какие трудности возникли при выполнении данного упражнения?

      сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос?

На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

Ведущий:

Ну вот, сейчас мы с вами наглядно убедились как сложно бывает общаться с нашими родителями.

Упражнение «Достойный ответ»

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Содержание: все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены в приложении 6).

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого - достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Анализ упражнения: тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу.

Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале…

Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

Ведущий:

Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Литература.

    Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.

    Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia , 1996 г.

    Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

    «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

    «Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

    Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Цель: помочь участникам преодолеть внутренние барьеры и страхи перед кризисной ситуацией; популяризация тренинга как формы обучения и методы развязывания конфликтов; развитие навыков доверительного общения участников тренинга; активизация творческого поиска и опыта участников тренинга; создание доброжелательной, доверительной атмосферы в группе.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

Продемонстрировать преимущества командной работы;

Усовершенствовать общение в команде;

Освоить навыки обратной связи;

Получить удовольствие от совместной работы.

Оборудование: канц. булавки, бумага, карандаши, ручки, вырезки из газет (журналов), раздаточный материал, клей, ватман.

Участники: воспитатели детского сада.

Время проведения: 1,4 ч.

Структура тренинга включает в себя три блока:

введение: знакомство, введение правил работы.

основная часть, в ходе которой отрабатываются навыки работы в коллективе по устранению барьеров.

заключение: поведение итогов.

Методы , применяемые в программе данного тренинга: дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.

Ход тренинга:

Вступление – 2 мин.

А почему происходят недопонимания и конфликты? Люди разные, с разным опытом, разными убеждениями, принципами, которые иногда мешают видеть другого человека, понимать его чувства и интересы.

Наш тренинг будет посвящен навыкам видеть и слышать человека, прислушиваться к его мыслям. Тренинговая форма работы требует доверия к группе, поэтому нам нужно выработать общие правила для работы.

Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работать вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Правила приняты.Спасибо. Каждый участник должен их придерживаться.

«Знакомство» – 2 мин.

А сейчас настало время познакомиться. Нарисуйте свою «визитку», на ней напишите имя, как бы вы хотели, чтобы вас называли на тренинге? Назовите качество, характеризующее вас, на первую букву вашего имени.

Основная часть – мин.

Упражнение 1. «Путаница» – 10 мин.

Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.

Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.

Упражнение 2. «Мое представление конфликта» - 10 мин.

Сейчас каждый подумает и для себя решит, как вы понимаете, что такое конфликт?! Но писать мы будем не просто, а на каждую букву слова.

Рефлексия: каких больше характеристик конфликта – положительных или отрицательных?

А теперь предлагаю всем по очереди продолжить предложение «Конфликт для меня – это…».

Упражнение 3. «Плюсы и минусы конфликта» - 10 мин.

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.

Рефлексия: сложно было выполнять упражнение? Как вы думаете, что легче написать – «+» или «-»?

Н.В.Клюева предлагает характеристику конфликта:

Конструктивные стороны конфликта:

Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом

Деструктивные стороны конфликта:

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

Представление о победителях или побежденных как о врагах.

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Упражнение 4. «Тонкая бумага» – 5 мин.

Раздаются тонкие листы бумаги формата А-4. Участникам предлагается взять лист в руки, закрыть глаза и выполнять команды: Сложите листок пополам, разгладьте место сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги; Снова сложите листок пополам и повторите процедуру.

И так до тех пор, пока участники смогут складывать лист и вырывать клочки бумаги по линии сгиба. Когда останутся маленькие, многократно сложенные листки, предложите развернуть их и вернуть листки в исходное положение – перед собой. Затем предложите группе открыть глаза.

Обратите внимание участников, что первоначально у всех листы были совершенно одинаковыми, и каждый из них выполнял одни и те же команды ведущего, тем не менее, узор у всех получился разный. Спросите, почему так получилось? Выслушайте ответы.

Рефлексия: Подведите к выводу, что каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других.

Упражнение 5. «Два сердца» – 10 мин.

Инструкция. «Вы сейчас все - профессиональные хирурги крупной американской клиники. Каждый из вас ведет своего пациента, которому необходима срочная пересадка сердца. Но ситуация осложняется тем, что сейчас в клинике в наличии только два сердца, годных к пересадке. После обсуждения, которое вы проведете так, как считаете нужным, вам необходимо принять решение, каким двум пациентам будет сделана операция по пересадке сердца. Решение необходимо обосновать и сообщить родственникам всех пациентов».

Краткие характеристики пациентов:

Женщина, китаянка, 35 лет, руководитель группы врачей, занимающихся разработкой лекарства против СПИДа;

Женщина, бельгийка, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешных операций на сердце;

Мужчина, американец, отец троих детей в возрасте трех, пяти, семи лет, воспитывает детей один;

Японская девочка 12 лет, выдающаяся пианистка;

Врач-онколог, женщина, 33 года, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови;

Русский мальчик, 11 лет, за него ходатайствует крупный российско-американский медицинский центр;

Афроамериканец, олимпийский чемпион по бегу, 25 лет;

Девушка, 19 лет, на ее иждивении двое младших братьев восьми и десяти лет. Дочь умершего сенатора США;

Священник, 50 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в Канаде и США.

Обсуждение.

1. Каким образом учитывалась система ценностей игроков при принятии решения?

2. Участники в большей степени ориентировались на прагматичный или гуманистический подход?

3. Кому было важно любой ценой отстоять своего пациента и добиться, чтобы именно ему была проведена пересадка сердца? Что для этого было сделано, какие аргументы применялись, насколько они были действенны?

4. Кто уступил коллегам в выборе пациента для пересадки сердца, чем обосновано такое решение?

5. Кто взял на себя ответственность за доведение результата обсуждения до родственников пациентов, которым не планировалась пересадка сердца?

6. Каким образом распределялись роли в ходе групповой дискуссии? И с какой ролью было легче справиться?

Методические замечания. Упражнение (помимо содержательной нагрузки) имеет определенный эмоциональный фон. Оно достаточно жестко по форме и отражает реальную зарубежную врачебную практику. Вместе с тем упражнение дает, как правило, значительный обучающий и воспитательный эффект (работа с системой ценностей). По его завершении необходимо обозначить и подчеркнуть игровой характер ситуации, избегая эмоционального заострения участников на негативных переживаниях. Роль родственников выполняют свободные от игры участники и сам преподаватель.

Упражнение 5. «Я – сильный, я – слабый» – 5 мин.

Ведущий. Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.

(Помощь одного из участника).

Вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...

Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Рефлексия: как вы понимаете это упражнение? Как оно связано с нашей темой?

Упражнение 6. «Конфликтные ситуации» – 10 мин.

Участникам тренинга предлагается разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа вытягивает карточки, на которых написаны конфликтные ситуации. Из каждой ситуации необходимо найти выход, найти пути решения конфликта.

Ситуации:

Младший воспитатель выполняет свою работу (моет посуду на кухне, т.д.), а старшему воспитателю необходимо срочно выйти из группы (поговорить по телефону). Она попросила присмотреть за детьми мл.воспитателя, но та ей отказала. Между ними завязался спор. Как быть в данной ситуации?

Старший воспитатель попросила посидеть с детьми мл.воспитателя во время тихого часа, а сама вышла из группы. Тихий час прошел, а воспитатель не вернулась в группу. Нужно идти получать полдник, а детей не с кем оставить. В этот момент в группу зашел специалист, и мл.воспитатель попросила посидеть с детьми, чтобы сходить и получить полдник. Когда в группу вернулся воспитатель, между мл.восп. и «старшим» завязался конфликт. На что воспитатель ответила мл.восп.: «Ты должна помогать нам, когда нам это необходимо». Как поступить в данной ситуации?

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрек: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства». Проведите анализ межличностного взаимодействия.

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт. Решение?

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...Как бы вы поступили на месте руководителя?

На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника». Как поступить в данной ситуации, чтобы избежать конфликта?

Упражнение 7. «Коллега – образ – 10 мин.

Вспомните одного из своих коллег. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для характеристики его личности (отметьте несколько качеств):

тревожный – спокойный

разбросанный – целеустремленный

замкнутый – общительный

легкомысленный – серьезный

возбудимый – уравновешенный

уступчивый – принципиальный

«выскочка» - скромный

вспыльчивый – сдержанный

лицемерный – искренний

пессимист – оптимист

безвольный – волевой

глупый – умный

агрессивный – миролюбивый

ранимый – невозмутимый

грубоватый – тактичный

ленивый – трудолюбивый

черствый – отзывчивый

злой – добрый

пассивный – активный

самовлюбленный – самокритичный

Если вы не можете оценить коллегу только при помощи двухфакторной оценки («глупый – умный»), тогда напротив каждой характеристики поставьте определенный балл, исходя из шестибалльной системы. Попробуйте оценить, таким образом, 5-7 своих коллег).

Упражнение 8. «Коллаж» – 10 мин.

Участникам предлагается большое количество вырезок картинок, фраз, слов, фотографий, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, наиболее точно и полно характеризуют конфликт.

Затем на ватмане наклеивают, чтобы получился коллаж.

В конце упражнения рассказывают и объясняют, почему именно так они его сделали, почему именно эти картинки (фотографии, слова, фразы) они выбрали, и почему не выбрали оставшиеся вырезки.

Притча – 5 мин.

Буддийская притча «Забирайте своё себе»

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:

– Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:

– Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.

Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:

– Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?

– Вы – свободные люди, и то, что вы сделали, – ваше право. Я на это не реагирую.

Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?»

Один человек из толпы сказал:

– Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.

Будда улыбнулся:

– Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите…

Музей обидных воспоминаний– 5 мин.

Наибольшей силой в плане изменения человеком самого себя обладает воображение. Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида - это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства – болезни. Давайте напишем все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им: «Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!» И порвите этот лист, или сомните. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость.

- «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.

Всем большое спасибо за работу!

Алла Журавлёва
Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Я - педагог»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я - педагог

Цель : Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи :- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы ;

Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;

Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Участники психологического тренинга : воспитатели и специалисты ДОУ .

Материал и оборудование :

Магнитофон, записи лёгкой, спокойной и подвижной музыки;

Скрепки, булавки – в достаточном количестве;

Средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки) ;

Сердечки из бумаги разного цвета для изготовления участниками визитных карточек;

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.

1. Правила работы в группе.

Вед : Давайте познакомимся (всем участникам раздаются бумажные сердечки) . Я предлагаю вам написать своё имя, как нравится и хочется, чтобы к вам можно было обратиться и прикрепить его к одежде. (участники пишут и закрепляют сердечко на своей одежде)

2. Приветствие «Смысл моего имени»

Когда сердечки закреплены, всем по очереди предлагается назвать своё имя и рассказать историю его происхождения.

3. Игра «Поменяйтесь местами…»

Вед : Для того, чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.

Меняются местами, например, те кто :

Работает всю жизнь в одном учреждении;

Любит свою работу;

Любит яблоки;

Работает педагогом более 10 лет ;

Мечтал быть педагогом с детства ;

Кто пришёл в юбке и др.

Таким образом, участники «перетасовываются» .

4. Упражнение «Презентация ДОУ»

Вед : Я предлагаю разделиться на три (3) группы : два детских сада конкурента, и группа родителей. Две группы садятся напротив друг друга, после нескольких минут совещания, они презентуют свой детский сад, рассказывают родителям о качествах и его услугах. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой детского сада.

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы добавляете в этот список?

Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального ДОУ, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.

5. Упражнение «Волна расслабления»

Под музыку.

Вед : Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.

7. Игра «Подарок»

Вед : А сейчас, я предлагаю игру. Для этого необходимо встать в круг. Каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Например : «Наталья, я хочу подарить вам…» , а далее вы руками изображаете подарок, который передаёте названному участнику. Участник, который получает подарок, принимает его и благодарит. Игра продолжается, пока все не получат и не подарят свои подарки.

8. Игра «Карусель»

Вед : Сейчас каждый из вас выберет себе пару, после чего один из этой пары встанет во внутренний круг карусели другой во внешний, и под веселую музыку карусель оживет. Вы должны будете по окончанию музыки найти быстро свою пару.

10. Упражнение «Прощание»

Вед : Всем, всем до свидания! (Все участники семинара ставят кулачок, на кулачок – получается единый «живой столбик» . Громко говорят отзывы о встрече.

Завершение работы в группе.

Слова благодарности педагога – психолога .

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка» МВД России»

Психологический тренинг для педагогов

«Я познаю себя»

Подготовил:

Педагог – психолог

Шай М.С.

г. Симферополь, 2016

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель:

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Задачи:

развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

повысить коммуникативные навыки педагогов

повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

Мягкая игрушка для приветствия.

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог:

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение « Приветствие ».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Задание: Допишите незаконченные предложения.

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось…

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение.

Всем спасибо за активное участие!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Интернет ресурс.