Тигр ii. Королевский Тигр — тяжелый танк конца Второй мировой


В советской историографии нападение гитлеровской Германии на СССР нередко представляется настоящим танковым нашествием. Неуязвимые бронированные полчища пронзали словно нож масло оборонительные порядки Красной армии, а советские танки «горели как спички» и никуда, в общем-то, и не годились. Разве что за исключением Т-34 . Но ведь их было так мало.

На самом деле ситуация была несколько иной. У немцев было не так уж и много бронетехники, но главным было другое: в целом она серьезно уступала новейшим разработкам советской оружейной промышленности.

Большая часть немецкого танкового парка была представлена легкими машинами, имевшими противопульное бронирование и слабое вооружение. Ничего подобного советским среднему танку Т-34 или тяжелому КВ у немцев не было и в помине. Открытый бой с этими машинами не сулил танкистам Вермахта ничего хорошего, более того, немецкая противотанковая артиллерия оказалась бессильна против брони советских исполинов.

Самый тяжелый немецкий танк Т-IV, с которым Германия начала войну с СССР, значительно уступал советским машинам как по защищенности, так и по вооружению. С учетом опыта первых месяцев боевых действий на Восточном фронте он был модернизирован, но этого было недостаточно. Немцам нужен был собственный тяжелый танк, который мог бы на равных противостоять советским КВ и «тридцатьчетверкам».

История создания «Тигра»

Работы над немецким тяжелым танком начались задолго до начала Второй мировой войны . Еще в 1937 году немецкая компания «Хеншель» получила задание создать тяжелый танк прорыва массой более 30 тонн.

После начала Второй Мировой войны идея создания тяжелого танка для Германии стала еще более актуальной. Уже после начала конфликта конструкторам компаний «Хеншель» и «Порше» поручили разработать новый тяжелый танк массой уже более 45 тонн. Прототипы новых машин показали Гитлеру 20 апреля 1942 года, в день его рождения.

Машина, представленная компанией «Хеншель», оказалась более «консервативной», простой и дешевой, чем танк их конкурентов. Единственным серьезным новшеством, которое применили в ее конструкции, стало «шахматное» расположение катков, используемое прежде на бронетранспортерах. Этим разработчики стремились улучшить плавность хода и точность стрельбы.

Образец от «Порше» был более сложен, имел продольные торсионы и электрическую трансмиссию. Он стоил дороже, требовал немало дефицитных материалов для производства, поэтому меньше подходил для условий военного времени. Кроме того, танк «Порше» имел низкую проходимость и очень небольшой запас хода.

Примечательно, сам Порше был настолько уверен в победе, что еще до конкурса приказал начать серийный выпуск ходовой части нового танка. Но он проиграл этот конкурс.

На вооружение была принята машина «Хеншеля» — но с некоторыми существенными замечаниями. Первоначально на этот танк планировали установить 75-мм орудие, на тот момент уже не удовлетворявшее военных. Поэтому башню для нового танка взяли у его конкурирующего прототипа «Порше».

Именно этот своеобразный гибрид и стал одним из самых легендарных танков Второй мировой войны - Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf E (Pz.VI Ausf E).

За время войны было выпущено 1354 единицы Рanzerkampfwagen VI Ausf E. Кроме этого, появилось несколько модификаций этого танка, включая Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II или «Королевский тигр», а также «Ягдтигр» и «Штурмтигр».

В свой первый бой «Тигр» вступил в конце лета 1942 года под Ленинградом, и дебют оказался для машины весьма неудачным. В массовом порядке эти танки гитлеровцы стали применять в начале 1943 года, их апофеозом стала Курская дуга.

До сих пор не утихают споры относительно этой машины. Есть мнение, что Panzerkampfwagen VI «Тигр» - лучший танк Второй мировой войны, но есть и противники этой точки зрения. Часть экспертов считает, что серийное производство «Тигров» было ошибкой, дорого стоившей Германии.

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует познакомиться с устройством и техническими характеристиками этого незаурядного танка, понять, в чем были его сильные и слабые стороны.

Устройство танка «Тигр»

«Тигр» имеет классическую компоновку корпуса с двигателем, расположенным в задней части корпуса, и трансмиссией, размещенной спереди. В передней же части машины находилось отделение управления, в котором были места механика-водителя и стрелка-радиста.

Кроме того, в переднем отсеке разместили органы управления, радиостанцию и курсовой пулемет.

Среднюю часть машины занимало боевое отделение, в котором помещались остальные три члена экипажа: заряжающий, командир и наводчик. Здесь же была размещена основная часть боекомплекта, приборы наблюдения и гидропривод поворота башни. В башне было установлено орудие и спаренный с ним пулемет.

Кормовую часть «Тигра» занимало силовое отделение, в котором находился двигатель и топливные баки. Между силовым и боевым отделением была установлена броневая перегородка.

Корпус и башня танка сварные, из броневых катаных листов с поверхностным цементированием.

Башня подковообразной формы, вертикальная часть которой сделана из цельного металлического листа. В передней части башни находилась литая маска, в которой было установлено орудие, пулемет и прицельные приспособления. Поворот башни производился при помощи гидропривода.

На Pz.VI Ausf E был установлен 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230P45 с водяным охлаждением. Моторное отделение было оборудовано автоматической системой пожаротушения.

«Тигр» имел восемь передач – четыре вперед и четыре назад. Мало какие автомобили того времени могли похвастать такой роскошью.

Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Катки расположены в шахматном порядке, без поддерживающих роликов. Переднее колесо ведущее. Первые машины имели катки с резиновым бандажом, потом их заменили на стальной.

Любопытно то, что на «Тиграх» применяли два типа гусениц разной ширины. Более узкие (520 мм) использовались для транспортировки танка, а широкие гусеницы (725 мм) предназначались для движения по пересеченной местности и для боя. На такую меру пришлось пойти из-за того, что танк с широкими гусеницами просто не помещался на стандартную железнодорожную платформу. Естественно, такое конструкторское решение не добавляло радости немецким танкистам.

Pz.VI Ausf E был вооружен 88-мм пушкой 8,8 cm KwK 36 – модификацией знаменитого зенитного орудия Flak 18/36. Ствол заканчивался характерным двухкамерным дульным тормозом. В танковую пушку были внесены небольшие изменения, но характеристики зенитного орудия в целом изменены не были.

Рanzerkampfwagen VI Ausf E имел прекрасные средства наблюдения, изготовленные на заводе Цейса. Есть сведения, что более качественная оптика немецких машин позволяла им начинать бой раньше утром (еще в предрассветной темноте) и заканчивать боевые действия позже (в сумерках).

Все танки Pz.VI Ausf E были оборудованы рацией FuG-5.

Применение танка «Тигр»

Танк Pz.VI Ausf E «Тигр» применялся немцами на всех театрах военных действий Второй мировой войны. После принятия «Тигра» на вооружение немцы создали новую тактическую единицу – тяжелый танковый батальон. В его состав входили сначала две, а потом три танковые роты тяжелых танков Pz.VI Ausf Е.

Первый бой «Тигров» произошел под Ленинградом, около станции Мга. Он был не слишком удачным для немцев. Новая техника постоянно ломалась, один из танков завяз в болоте и был захвачен советскими войсками. С другой стороны, советская артиллерия была практически бессильна против новой германской машины. То же самое можно сказать и о снарядах советских танков.

Успели повоевать «Тигры» и на африканском театре военных действий, и на Западном фронте после высадки союзников в Нормандии.

В сражениях Второй Мировой войны танк Pz.VI Ausf E показал высокую эффективность и заслужил превосходные отзывы как от высшего командования Вермахта, так и от рядовых танкистов. Именно на «Тигре» воевал самый результативный немецкий танкист оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман, на счету которого 117 вражеских танков.

Модификация этой машины, «Королевский тигр» или «Тигр II» выпускался с марта 1944 года. Всего было сделано чуть меньше 500 «Королевских тигров».

На него установили еще более мощную 88-мм пушку, которая могла справиться с любым танком антигитлеровской коалиции. Еще более была усилена броня, что делало «Королевский тигр» почти неуязвимым для любого противотанкового средства того времени. Но его ахиллесовой пятой стала ходовая часть и двигатель, что делало машину малоподвижной и неповоротливой.

«Королевский тигр» стал последним серийным германским танком времен Второй мировой войны. Естественно, в 1944 году эта машина, даже если бы она обладала сверхъестественными характеристиками, спасти Германию от поражения уже не могла.

Небольшое количество «Тигров» немцы поставили вооруженным силам Венгрии, которая была их наиболее боеспособным союзником, это произошло в 1944 году. Еще три машины отправили в Италию, но после ее капитуляции «Тигры» вернулись обратно.

Преимущества и недостатки «Тигра»

Был ли «Тигр» шедевром инженерного гения Германии — или оказался пустой тратой ресурсов воюющей страны? Споры на этот счет продолжаются до сих пор.

Если говорить о неоспоримых преимуществах Pz.VI, то необходимо отметить следующее:

  • высокий уровень защищенности;
  • непревзойденная огневую мощь;
  • удобство работы экипажа;
  • прекрасные средства наблюдения и связи.

К недостаткам, которые неоднократно подчеркивали многие авторы, нужно отнести следующее:

  • слабая подвижность;
  • сложность производства и высокая стоимость;
  • низкая ремонтопригодность танка.

Достоинства

Защищенность. Если говорить о достоинствах «Тигра», то главным из них следует назвать высокий уровень защиты. В начале своей карьеры этот танк был практически неуязвим, а экипаж мог чувствовать себя в полной безопасности. Советские 45-мм, английские 40-мм и американские 37-мм противотанковые артсистемы не могли причинить вреда танку на минимальных дистанциях даже при попадании в борт. Не лучше обстояли дела и танковыми пушками: «тридцатьчетверки» не могли пробить броню Pz.VI даже с расстояния 300 метров.

Советские и американские войска применяли против Pz.VI зенитные орудия, а также пушки больших калибров (122 и выше). Однако все эти артсистемы были весьма малоподвижными, дорогостоящими и очень уязвимыми для танков. Кроме того, ими распоряжалось высокое армейское начальство, поэтому оперативно перебросить их для остановки прорыва «Тигров» было весьма проблематично.

Отличная защищенность давала экипажу «Тигра» высокие шансы выжить после поражения танка. Это способствовало сохранению опытных кадров.

Огневая мощь. До появления на поле боя ИС-1 у «Тигра» не существовало проблем с уничтожением любой бронированной цели как на Восточном, так и на Западном фронтах. 88-мм пушка, который был вооружен Pz.VI, пробивала любой танк, кроме советских ИС-1 и ИС-2, появившихся уже в конце войны.

Удобство для экипажа. Почти все, кто описывает «Тигр», говорят о его отличной эргономике. Экипажу было удобно воевать в нем. Часто отмечают также прекрасные средства наблюдения и прицельные приспособления, отличавшиеся продуманной конструкцией, и качественным исполнением.

Недостатки

Первое, о чем стоит упомянуть, – это низкая подвижность танка. Любая боевая машина является совокупностью многих факторов. Создатели «Тигра» максимально усилили огневую мощь и защищенность, пожертвовав подвижностью машины. Масса танка составляет более 55 тонн, и это приличный вес даже для современных машин. Двигатель с мощность 650 или 700 л. с. – это слишком мало для такой массы.

Есть и другие нюансы: компоновка танка, с расположением двигателя сзади, а трансмиссии впереди увеличила высоту танка, а также делала коробку передач не слишком надежной. У танка было довольно высокое давление на грунт, поэтому эксплуатация его в условиях бездорожья была проблематичной.

Еще одной проблемой стала чрезмерная ширина танка, приведшая к появлению двух типов гусениц, что прибавило головной боли обслуживающему персоналу.

Довольно много трудностей вызывала шахматная подвеска, которая оказалась весьма сложной в обслуживании и ремонте.

Существенной проблемой являлась также сложность производства и высокая стоимость танка. Нужно ли было Германии, испытывавшей острый недостаток ресурсов, вкладываться в серийное производство машины стоимостью 800 000 рейхсмарок. Это в два раза больше, чем стоил самый дорогой танк того времени. Возможно, логичнее было сконцентрировать усилия на производстве сравнительно дешевых и проверенных Т-IV, а также САУ?

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что немцы создали действительно хороший танк, который в поединке «один на один» практически не имел равных. Сравнивать его с машинами союзников довольно сложно, потому что аналогов ему практически нет. «Тигр» был танком, созданным для усиления линейных частей, и он весьма эффективно выполнял свои функции.

Советские ИС-1 и ИС-2 – это танки прорыва, а M26 «Першинг» — это скорее типичный «единый танк». Только ИС-2 на завершающем этапе войны мог быть равным соперником Pz.VI, но при этом серьезно проигрывал ему в скорострельности.

Еще можно сказать, что создавая Pz.VI «Тигр», немцы отказались от концепции блицкрига, которая едва не принесла им победу в 1941 году. «Тигры» очень слабо подходили для подобной стратегии.

Технические характеристики танка «Тигр»

Боевая масса, кг: 56000
Длина, м: 8,45
Ширина, м: 3.4-3.7
Высота, м: 2,93
Экипаж, чел.: 5
Двигатель: Мауbach HL 210Р30
Мощность, л.c.: 600
Максимальная скорость, км/ч.
по шоссе 38
по грунтовой дороге окт.20
Запас хода по шоссе, км: 140
Запас топлива, л: 534
Расход топлива на 100 км, л:
по шоссе 270
по грунтовой дороге 480
Вооружение:
пушка 88-мм КwК 36 L/56
пулеметы 2 х 7.92-мм МG34
дымовые гранатометы 6 х NbК 39 90-мм
Боекомплект, шт.:
снарядов 92
патронов 4500
Броневая защита (толщина/угол наклона), мм/град:
Корпус
лоб (верх) 100/10
лоб (низ) 100/24
борт 80/0
корма 80/8
крыша 25
днище 25
Башня
лоб 100/8
борт 80/0
крыша 25
маска пушки 100-110/0

Введение

Немецкий тяжелый танк восьмого уровня. Эта машина - заслуженный ветеран игры, любимый многими танкистами. Если по ряду немецких «вундервафлей» вполне можно сказать про вкусовщину, то «котэ» заслужил симпатии за реальные подвиги на поле боя. Да, он может уступать тому же по броне и динамике, но точное и пробивное орудие, вкупе с цейсовской оптикой, окупают все. Поделимся информацией про этот тяжелый танк, который многие недооценивают.

Историческая справка

Под влиянием советской конструкторской школы и великолепного , в 1942 г. немецкие инженеры решили приступить к разработке танка, с более толстой броней, нежели у . При этом она должна была быть под наклоном. За это дело взялись наши старые знакомцы: фирма под руководством Фердинанда Порше, и во главе с доктором Эрвином Адерсом.

Несмотря на то, что Порше был явным фаворитом гонки, его проект отменили, как чересчур усложненный, особенно это касалось электрической трансмиссии. В итоге победил проект Адерса, но в качестве утешительного приза Порше, ему предложили включить в свой танк удачные находки конкурента. Плюс еще на проигравшую модель умудрились заранее выпустить 50 башен - все пошло в ход.

Первое боевое применение «Королевских Тигров» на Сандомирском плацдарме в 1944 г. окончилось неудачей - были подбиты 11 машин подобного типа. Но постепенно танкисты вошли во вкус и на Западном фронте один «котэ» за бой подбил 12 . Хорошая лобовая броня и мощная пушка делали этот танк опасным в засадах и обороне, но на маршах он часто ломался. Большинство Tiger II вышли из строя по техническим причинам и брошены экипажами. Всего было выпущено 489 подобных машин.

Игровые характеристики

В «котэ» стал универсальным штурмовым танком, который мог не только впитывать урон, но и «раздамаживать» противников на расстоянии. Рассмотрим его характеристики в разрезе игры:

Защита

Броня у нас не самая прорывная, но зато расположена под рикошетными углами. Лучше всего защищен лоб башни - 185 мм. Фронт корпуса чуть похуже - 150 мм, но под хорошим наклоном. Остальные места защищены 80 мм стальным листом. И вот это уже маловато, особенно с учетом появления новых танков, которые шьют вас даже в лоб. Выправляет дело достаточный запас хит-поинтов - 1600 единиц.

Огневая мощь

Начинаете вы со стандартным немецким орудием 88-мм KwK 43 L/71. Неплохая пушка: точная, скорострельная, дешевые снаряды… Один только минус - на восьмом уровне не хватает бронепробития. Проходную 105-мм KwK L/52 даже рассматривать не будем, потому что он всего лишь ступенька к похожему, но топовому орудию 105-мм KwK L/68. И вот его имеет смысл рассмотреть поближе.

Бронепробития в 225 мм базовым снарядом вполне хватает на уровне. А если возникнут проблемы, то к вашим услугам подкалиберы, с гарантированным проколом 285 мм брони. Разовый урон тоже радует глаз - 320 ХП. Разброс один из лучших среди одноклассников - 0,31. Время сведения 2,5 секунды и этого вполне хватает при нашем темпе стрельбы в 5,77 выстрелов в минуту. УВН стандартные для немецкой техники - минус восемь градусов. Замечательная пушка во всех смыслах!

Динамика

С подвижность у нас похуже. Навешивание дополнительных элементов брони на базовую конструкцию не могло не привести к увеличению удельного давления на грунт. Топовый двигатель Maybach HL 230 TRM P45 дает 700 л. с., разгоняя нашу тушу максимум до 38 км/ч - и это еще под горочку! Прокачка гусениц дает дополнительных два градуса к развороту и почти пять тонн дополнительного веса. Правда, все нужное влезает и на стоковые «гусли». В том числе и тугая башня, с прокруткой 27 град/сек.

Обнаружение и связь

Немецкие «тяжи» традиционно сильны радиостанциями - топовая FuG 12 дает дальность связи на 710 метров. Обзор, из-за нашего высокого корпуса, также неплохой - 390 метров. Вполне можно «светить» для «арты» на стационарных позициях. Но обнаруживают ваш толстый зад тоже на раз-два. Не помогают ни установка спецоборудования, ни прокачка экипажа. Смиритесь и учитесь играть в перманентном «засвете».

Прокачка и оборудование

Как лучше всего изучать Tiger II ? Выйти на этот танк можно через ветки «Тигра» и . Если вы усердно играли на них, то успели выкачать топовую радиостанцию и движок. Покупайте и приступайте к улучшению орудия, постепенно доведя до топа. Потом берете башню Tiger II Serienturm , для повышения защиты и обзора. И только в последнюю очередь можете взять топовые гусеницы, для улучшения проходимости.

Экипаж у нас состоит из пятерых человек. Вкачиваем танкистов на активные перестрелки. Для начала качаем всем «Ремонт», чтобы не стоять на «гусле» под обстрелом, а командиру сбрасываем навык и берем «Шестое чувство». Далее выбираем разные умения, подгоняя под наши ТТХ - командиру «Мастер на все руки» или «Орлиный глаз», водителю «Чистота и порядок», радисту «Радиоперехват», а заряжающему «Бесконтактную боеукладку». Ну и в конце добиваем «Боевое братство».

Что касается спецоборудования, то рекомендуем вариант на перестрелку: «Вентилятор», «Досылатель» и «Стабилизатор вертикальной наводки». Находясь на передовой, будете часто ломаться, поэтому после улучшения экипажа на сто процентов, можно убрать вентиляцию и поставить «Ящик с инструментами». Те, кто особо страдают от «арты», могут присмотреться к «Тяжелому противоосколочному подбою».

Расходники размещаем следующие: «Автоматический огнетушитель», «Большая аптечка» (+10 к защите экипажа от ранений), «Большой ремкомплект» (+10 к ремонту). Двигатель будет гореть часто, поэтому огнетушитель убирать не рекомендую.

Tiger II - классический немецкий «тяж», который может и «потанковать» и пострелять с дистанции.

Выбрав на старте фланг, обратно уже не вернетесь - помните об этом. Старайтесь избавиться от желания геройствовать в одиночку. Лучше присоединяйтесь к группе своих союзников и ищите тяжелые танки противника. Максимальную эффективность «котэ» показывает именно в перестрелках с толстыми врагами. Охотиться на средние и легкие танки - это не для него. Подавайте крупную дичь!

Артиллерия - наш бич. Даже если рядом будет совершенно мягкая ПТ-САУ, которую можно «ваншотнуть», фугас все равно прилетит по вам. Видимо, «однокнопочным» нравится «критовать» ваши модули и поджигать моторный отсек. Поэтому старайтесь особо не «светиться» поначалу, а войдя в плотный огневой контакт - прижимайтесь к противнику, или держитесь высоких препятствий.

Обязательно «ромбуйте»! Лобовая броня к сожалению не держит удары новых самоходок, да и всякие норовят обидеть в НЛД. В то же время наши широкие гусеницы словно созданы впитывать урон. Ни в коем случае не подставляйте противнику тыл и в особенности борт - взрыв боекомплекта обеспечен. Если есть возможность, торгуйте башней, хотя и ее могут пробить. Вся надежда только на грамотный размен хит-поинтов и тактическое чутье.

Благодаря большой массе, вполне можете использовать таран, как последний аргумент в споре. Купив тяжелый подбой, вы улучшите свои позиции, даже в сравнении с тяжелыми советскими танками. Всегда приятно наблюдать удивление , когда вы летите на него с горочки и разом сносите 500 ХП. Старайтесь боднуть его не в лоб, а сбоку - попутно еще и обездвижите.

Этот танк - один большой «критосборник». В перестрелках вам периодически будут выносить какой-нибудь модуль. Даже случайно упавший рядом фугас вполне может привести к заклиниванию башенного погона. Что делать? Страдать, конечно. Спецоборудование и «ремки» частично помогают, но не решают проблему. Куда лучше вкачивать экипаж на перки, которые нивелируют поломку приборов. Большинство вообще стараются не выходить на переднюю линию, но это не вариант, особенно если вы в топе.

Обзор слабых и сильных сторон танка. Итоги

Плюсы :

  • Точная и пробивная пушка
  • Рикошетная броня
  • Большой запас хит-поинтов
  • Отличный обзор и связь

Минусы :

  • Брони откровенно не хватает
  • Слоупочность
  • Критующиеся модули
  • Взрывающийся боекомлект
  • Часто горит мотор

Tiger II - взрывоопасный танк, причем во всех смыслах. Играть на нем надо осторожно, словно это антикварная ваза. Зато если вы к нему приспособились, «котэ» начинает неимоверно «гнуть» все живое в «рандоме». Времена его былой славы давно прошли… Но хорошие танки, словно коньяк, со временем становятся все забористее. Всем вермахтофилам - рекомендую!

Удачи в бою!

Танки Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» 503-го батальона тяжелых танков во время учений на полигоне Майли-ле-Камп во Франции в сентябре 1944 года

Отслеживая тенденцию совершенствования танков союзников (в первую очередь Советского Союза) в плане повышения броне защиты, немецкое командование обоснованно пожелало усилить танковое вооружение, приспособив для них мощнейшие полевые буксируемые 88-миллиметровые противотанковые пушки, принятые в 1943 году на вооружение и больше известные как РаК 43 и РаК 43/41 (Panzerabwehrkanone). Бронебойный снаряд (масса 10,2 кг) выпускаемый из этих пушек с начальной скоростью 1000 метров в секунду пробивал на дистанции 2 тыс. метров броню толщиной 132 миллиметра, установленную под углом 30 градусов к нормали, а подкалиберным - и того больше.


Техзадание на машину, которая превосходила «Тигр» по огневой мощи и другим параметрам, выдали в августе 1942 года компании Хеншель и КБ Порше, то есть задолго до окончательной отработки орудия KwK43. Важным требованием являлось рациональное расположение бронелистов корпуса как на советских танках Т-34.

Ф. Порше и Э. Адерс опять начали состязание, чья машина будет признана лучшей. Как и прежде, Порше проиграл. Он стал попросту подгонять «Тигр» под новые требования. На танке «тип 180» в башне, смещенной вперед, конструктор предлагал установить 150-миллиметровую пушку (L/37) или 105-миллиметровой с длиной ствола 70 клб. Однако вскоре данную затею оставил и начал создавать VK4502(P). Но большая потребность в дефицитных материалах, таких как медь, поставила на этом танке крест.

Первый образец Адерса также был отвергнут, а вот вторая машина VK4503(H) была принята. Прототип изготовили в октябре 43-го года. Правда, Адерсу было предложено включить в машину некоторые удачные конструктивные находки компании MAN, работавшей в то время над Pz Kpfw «Panther II». Заказчик требовал унифицировать последующие поколения серийных машин.


Варианты тяжелого танка VK 4502 конструкции Порше с передним и задним размещением башни

Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» с башней Порше

Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf B «Tiger II»

Компоновка тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf В "Tiger В»

Производство танков Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» Sd Kfz 182 (в отечественной литературе известен под названием «Королевский тигр»), начали в январе 44-го года. Вначале со сборочного конвейера компании Хеншель сходили две «шестерки». Несмотря на это, в 1944 г. выпустили 377 танков «Королевский тигр», а в период с января по март 45-го - 112 машин. Максимальное производство в месяц - 84 танка - пришлось на август 44-го года. Всего же было построено 489 «Королевских тигров».

Первые 50 Pz Kpfw VI Ausf В имели башни обтекаемой формы разработанные Порше. Основание командирской башенки выступало за боковую стенку башни. Заметный «заман» создавался закругленной лобовой частью башни. Данным специфическим термином тонко характеризовался главный недостаток конструкции: снаряд, который попадал в скошенную броню, рикошетил вниз и пробивал тонкую крышку корпуса. Машины с июля 44-го года начали комплектовать более простой башней конструкции Адерса, которая в лобовой части имела 185-миллиметровую броню вместо 100-миллиметровой у башни Порше.

Кроме мощной пушки, «Tiger II» выгодно отличался бронированием и рациональной формой корпуса. Верхний лобовой лист, имеющий толщину 150 миллиметров, устанавливался под углом 50° к вертикали.

Под таким же углом устанавливался 100-миллиметровый нижний лист. На 25 градусов были наклонены верхние боковые стенки, на 30 градусов кормовые бронелисты, нижние были расположены вертикально. Толщина стенок корпуса составляла - 80 миллиметров, крыши и дна - 40-42 миллиметра; кормы и бортов башни - 80 миллиметров. Листы кормы имели наклон 21 градус. Однако гомогенная броня (имела пониженное содержания легирующих добавок из за дефицита связанного с потерей украинской сырьевой базы) уступала по снарядостойкости броне, применявшейся ранее на «Элефантах» и «Тиграх». Перед сваркой бронелисты соединялись сложным способом при помощи шипов, «ласточкиного хвоста» и тому подобное.

Третья часть боекомплекта - 22 снаряда унитарного заряжения в горизонтальном положении - размещалась в кормовой большой нише башни около казенника пушки. Это вместе с механизмом заряжания облегчало работу заряжающего и повышало боевую скорострельность.

«Королевские тигры» оснащались высококачественными оптическими приборами. Командир танка имел еще и панорамный артиллерийский прицел. Следовательно, дальность стрельбы теперь ограничивалась лишь максимальным углом возвышения орудия - 15 градусов (для сравнения: у «Элефанта» - 14 град., у «Тигра» - 10 град.).

В отличие от «Пантеры» и «Тигра» башня не имела полика. Механический привод поворота башни (как на «Тигре») дополнялся гидростатическим. Управлять башней могли командир и наводчик.

Чтобы уменьшить загазованность боевого отделения, имелась система продувки канала ствола пушки сжатым воздухом после выстрела до открытия затвора. Командирская башенка была аналогична башенке «Пантеры». Через люк, выполненный в заднем обводе башни, производили замену ствола пушки, загружали боеприпасы. Кроме того, он служил для покидания танка в аварийных ситуациях. В прямоугольной дверце имелась пистолетная амбразура.

Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр») во время наступления в Арденнах

В корме размещалась силовая установка - «Майбах» HL230P30, та же, что и на «Пантере». Трансмиссии «Tiger» отличались друг от друга лишь некоторыми деталями: на Ausf В у механизма поворота отсутствовали две степени свободы для прямолинейного движения. Для управления механизмом поворота служил гидросервопривод штурвала; резервным являлся механический привод.

Более существенными были различия в ходовой части. Сдвоенные катки, имеющие внутреннюю амортизацию и шахматное расположение, в промежутки с соседними блоками не заходили, а чередовались на коротких и длинных осях балансиров. Подвеска – одинарная, торсионная. Первый и девятый узлы имели гидравлические амортизаторы. Ширина боевых гусениц – 800 миллиметров. При перевозке по ж/д путям они заменялись узкими транспортными ширеной 660 миллиметров, внешние катки снимались. Верхние ветви гусениц были прикрыты экранами, которые защищали машину от кумулятивных снарядов.

В дуэльном бою «Королевский тигр» превосходил все танки, используемые во Второй мировой войне. Имел он и наибольшую боевую массу - 68 тонн. Командирские танки оснащались доп. радиостанцией.

Новыми танками вооружили тяжелые танковые батальоны вермахта и войск СС. Они воевали на Западном и Восточном фронтах, особенно интенсивно в 44-м году в Арденнах и в Польше. Последний раз данные машины участвовали в сражении в мартовском наступлении 45-го года в Венгрии в районе озера Балатон, где большая часть Tiger II была уничтожена войсками Красной армии.

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II»:
Год выпуска – 1944;
Боевая масса – 68000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры:
Длина по корпусу – 7260 мм;
Длина с пушкой вперед – 10260 мм;
Ширина – 3760 мм;
Высота – 3080 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 150 мм (50 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (25 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 180 мм (9 град.);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 40 мм;
Вооружение:
Марка пушки – KwK43;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 71 кпб.;
Боекомплект – 72 выстрела;
Число пулеметов – 2;
Калибр – 7,92 мм;
Боекомплект – 5850 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P30;
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 35 км/ч;
Запас топлива – 860 л;
Запас хода по шоссе – 170 км;
Среднее давление на грунт – 1.07 кг/см2.

Немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский Тигр» едет вдоль колонны пленных американских солдат в Бельгии

Венгерский солдат курит вместе с членом пулеметного расчета части СС у танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II». Венгрия. Конец декабря 1944 года

Экипаж одного из немецких тяжелых танков Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст»

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf.B «Королевский тигр» из состава 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст»

Немецкие и венгерские солдаты у танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст». В октябре 1944 года, немцы, опасаясь потерять нефтяные месторождения Венгрии, совершили в Будапеште государственный переворот, в результате которого власть перешла к Ференцу Салаши

Тигр II (Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II» с башней «Порше») 1-й роты 503-го танкового батальона (1./sPzAbt 503), сожженный экипажем. Танк из 503-го батальона буксировался «Бергепантерой» (эвакуационная машина на базе танка «Пантера»), с которой была сделана эта фотография

Подбитый на территории Германии немецкий тяжелый танк «Тигр II»

Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» («Тигр II») с советским трофейным номером 300. Танк имеет следы пожара - отслоение покрытия «циммерит» на башне

Подбитый в борт Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II», тактический номер 331, командира 3-й роты Рольфа фон Вестернхагена 501-го батальона тяжелых танков, действовавшего в составе 1-го танкового корпуса СС. Подбит батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева (1952-й самоходно-артиллерийский полк). На борту виден номер (93) советской трофейной команды. Венгрия, район озера Балатон

Старший лейтенант Кирилл Деревянко - ассистент фронтового кинооператора Николая Прозоровского - у подбитого немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw. VI «Tiger II» во время Балатонской операции.

Немецкий тяжелый танк Тигр II, увязший в сырых лугах. Окрестности чешского города Тржебонь. май 1945 г

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 501-го тяжелого танкового батальона СС (SS-Pz.Abt. 501), подбитый на улице Rue Haut Rivage в бельгийском городе Ставело (Stavelot)

Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский Тигр» №321 из состава 502-го танкового батальона с орудием от танка «Пантера».
Утром 28.03.1945 во время немецкой контратаки в районе населенного пункта Кюстрин-Китц (Küstrin-Kietz), танк подорвался на мине, потерял ход, но продолжал вести огонь из орудия. В итоге он был добит трофейным «фаустпатроном», из экипажа в живых остался один человек.
Необычное вооружение танка связано с трудностями снабжения немецких войск в последние месяцы войны. Взамен поврежденного оригинального орудия при ремонте было установлено орудие от танка «Пантера»

Советские офицеры осматривают уничтоженный тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из неустановленного подразделения. У правого офицера в руках кавалерийская венгерская сабля. Дорога Балашноди - Армат, Венгрия

Тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» командира 3-й роты тяжелого танкового батальона «Фельдхернхалле», брошенный в районе города Секешфехервар. Номер советской трофейной команды «333а»

Тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 501-го тяжелого танкового батальона СС, застрявший и уничтоженный советской артиллерией. Номер советской трофейной команды «95». Район озера Балатон

Тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 509-го тяжелого танкового батальона, захваченный советскими войсками. Танк был брошен без горючего, но машина была полностью исправна. Белая краска на танке нанесена советскими солдатами во избежание столкновения с танком транспортных средств при ночной езде. Район Будапешта

Американские солдаты на трофейном немецком танке «Королевский Тигр». «Королевский Тигр» с тактическим номером 2-11 из s.Pz.Abt 506 был потерян немцами 15 декабря 1944 за день до начала Арденнского наступления. Танк был отремонтирован американским 129-м ремонтным батальном

Генерал Эйзенхауэр, командующий союзными войсками в Европе, и подбитый немецкий тяжелый танк Тигр II в районе города Шамбуа во Франции. «Фалезский котел»

Королевский Тигр(Тигр 2) является дальнейшим развитием линейки тяжелых немецких танков. Этот танк имел еще более внушительный вес и габбариты, чем его предшественник. Он должен был со временем стать заменой для первых немецких тяжелых танков "Тигр", однако из-за большого количества недостатков стал одним из самых неудачных немецких проектов.

Описание

При проектировании Королевского Тигра немцы сделали ставку на мощь вооружения и усиление бронирования. При этом по непонятной причине совершенно не бралась в расчет подвижность, маневренность и проходимость нового танка. В результате получилась крайне медленная, неповоротливая и ненадежная боевая машина, единственным преимуществом которой было лишь её орудие. При создании "Тигра 2" немецкие конструкторы использовали агрегаты от "Пантеры" и первого "Тигра". Эти агрегаты не были рассчитаны на огромную массу "Тигра 2", в результате чего постоянные поломки трансмиссии и ходовой части стали для экипажей Королевских Тигров обычным явлением. Еще одним серьезным недостатком был огромный расход топлива - 970 литров на 100 километров. Неплохое бронирование танка все же нечасто спасало его от огня пробивных советских пушек. Советские 100мм и 122мм орудия пробивали лобовую броню корпуса "Тигра 2" на дистанции около 500мм, а башня пробивалась насквозь с расстояния свыше 1км. Огонь 85мм советских пушек броня "Тигра 2" выдерживала и пробивалась ими лишь с очень малых дистанций(не более 300м). В борт броня Королевского Тигра пробивалсь практически всеми советскими и американскими орудиями, за исключением 45мм и 76мм пушек, правда последние могли поразить "Тигра 2" кумулятивным снарядом в борт. По вооружению "Тигр 2" соответствовал советскому тяжелому танку "ИС-2" В общем и целом, "Королевский Тигр" оказался неудачной попыткой немцев создать надежный основной тяжелый танк с мощным вооружением. Огромная масса не соответствовала боевой ценности танка - бронезащита и огневая мощь для такого огромного веса и габбаритов были незначительны. Подвижность, маневренность и мобильность, которые долгое время успешно использовались немецкими танковыми командирами, на нем также отсутствовали. Сталкиваясь с организованной советской противотанковой обороной эти лучшие немецкие танки становились легкой жертвой артиллеристов. В боях с советскими тяжелыми танками "ИС-2", у них также не было особого преимущества, т.к. баллистика орудий была примерно одинаковой, а бронирование советского танка было также сопоставимо с "Тигром 2" . Королевский Тигр был технологически сложен и дорог в производстве. Немцы до конца войны выпустили лишь 489 танков "Тигр 2".

Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182) -
Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B -Tiger II Konigstiger.

Танк "Королевский тигр" разработан в 1943 году фирмой "Порше" и с 1944 года начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков "Тигр" . Так же, как и его предшественник, "Королевский тигр" был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200-мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт "Пантеры", конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Башня также напоминает по своей форме башню "Пантеры", но более вытянута в длину. В башне, кроме вооружения, располагались три члена экипажа и часть боекомплекта - 22 снаряда. Снаряды располагались в горизонтальном положении, что в сочетании с механизмом заряжения существенно повышало скорострельность пушки. Для снижения уровня загазованности башни были предусмотрены вентилятор и система продувки канала ствола после выстрела. Карбюраторный двигатель фирмы "Майбах" жидкостного охлаждения был установлен в задней части танка, а трансмиссия с ведущими колесами - в его передней части. Соединение ее с двигателем обеспечивалось карданной передачей. Ходовая часть имела катки большого диаметра, расположенные в шахматном порядке. По сравнению с танком Т-VI Н она удлинена на один опорный каток на борт. В связи с высоким весом подвижность танка оказалась даже ниже, чем у танка Т-VI Н.

Танк "Королевский тигр"

"Королевский тигр" имел направленность на истребление танков и бронетехники противника; это не позволяет соотносить его с советским танком прорыва ИС-2, ориентированным главным образом на преодоление укрепленных позиций и поддержку пехоты.

История создания тяжелого танка "Королевский тигр"

"Королевский тигр" - последний немецкий тяжелый танк - называли гибридом между "Элефантом" и "Пантерой". От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй - форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений вермахта и самого фюрера вооружить танк отработанной конструктивно, мощной-зенитной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное - толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.

В августе 1942 года было разработало техническое задание на тяжелый танк, который должен был в перспективе заменить танк "Тигр". На новой машине предполагалось использовать 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр, которая была сконструирована фирмой "Krupp" в 1941 году. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма "Henschel" и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.

Проект Порше VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(P) - заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III - представлял собой несколько переработанный, применительно к новому техзаданию, танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей "Simmering-Graz-Pauker" мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию.

VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Другие варианты проекта, предложенные конструкторским бюро Porsche AG, предполагали использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизельмотора мощностью 700 л.с., и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. При заднем размещении башни двигатель располагался в средней части корпуса, а отделение управления - впереди.

Проект Порше VK 4502 (P2)

Проект Порше VK 4502 (P2) с передним расположением башни

Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод "Friedrich Krupp AG" в Эссене успел изготовить 50 башен для танка конструкции Порше.

Компоновка танка VK 4502 (P2)

Что касается проекта, предложенного фирмой "Henschel", - VK 4503(H) - то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком "Пантера II", разработка которого также шла в тот период.

Создавая новый тяжелый танк, и Адерс не изобрел ничего оригинального: взамен "ящикообразного" корпуса старого "Тигра" в основу новой машины были положены формы и пропорции корпуса и башни "Пантеры". При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую - 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части (в частности ведущих колес) заимствовали у "Тигра" и "Пантеры". В наследство от последней новой машине достался 700-сильный двигатель Maybach HL230Р30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По - "Пантеровски" в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра" заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с "Пантерой II".(так и не пошедшей в серию).

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B

В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(H). Игрушка понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же как в случае с танком "Тигр", поступило распоряжение использовать на танке фирмы "Henschel " уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. 18 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы "Wegmann" поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийные машины.

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182). позже замененное на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название "Konigstiger" - "Королевский тигр" - в Вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране название "Королевский тигр" известно каждому, а "Тигр Б" или "Тигр II" в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.

Tiger II с серийной башней

Серийное производство "Королевского тигра" началось в январе 1944 года. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков "Тигр II" со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам "Henschel".

В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных "Королевских тигров". Своего максимума производство достигло в августе 1944 года, но и тогда не дотягивало до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью 1944-го. После того выпуск "Королевских тигров" сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы "Niebelungenwerke" в Сент-Валентине, но этого не произошло.

Другой немецкий автор - Фриц Хан приводит другое число танков, выпущенных в 1945 году - 112. Подобное разночтение не позволяет указать общее количество изготовленных "Королевских тигров". Число это колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году.

Производство танков
1943 1944 1945
январь - 3 40
февраль - 5 42
март - 6 18
апрель - 6 -
май - 15 -
июнь - 32 -
июль - 45 -
август - 84 -
сентябрь - 73 -
октябрь 1 26 -
ноябрь - 22 -
декабрь 2 60 -
Итого 3 377 100
Производство танков

Первые же бои с участием "Королевских тигров" выявили некоторые недостатки у первых 50 танков, на которых устанавливались башни конструкции Порше, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании их в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма "Krupp" разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

Pz.Kpfw VI Ausf.B King-Tiger

Всего было выпущено 489 танков "Королевский тигр"

Помимо смены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на "Королевских тиграх" появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда тот нагнетался с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG-34 заменили на МG-42, а шаровую установку курсового пулемета - на установку пистолета-пулемета MP-40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовали даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
Тигр-II с башней Порше в
Бовингтонском музее
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

Как и в случае с "Тигром" сборка "Королевских тигров" на фирме "Henschel" теоретически была разделена на девять этапов по 6 часов в каждом. В среднем же на сборку одного танка уходило до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 - в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного "Королевского тигра" уходило 119 798 кг стали (для сравнения на одну "Пантеру" - 77 469 кг).

В начале 1945 года 10 танков с башней "Henschel" были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu5 и Fu7 (вариант Sd.Kfz. 267) или Fu5 и Fu8 (вариант Sd.Kf/. 268). Переделкой занималась фирма "Wegmann".Первый командирский танк "Panzerbefehlswagen Tiger II" покинул заводской цех 3 февраля 1945 года.

В конце 1944 года фирма "Krupp" приступила к проектированию танка "Тигр II", вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размешалась в стандартной "хеншелевской" башне. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ее ствол с начальной скоростью 990 м/с. Этот проект реализован не был.