Тема урока: "Безударные гласные в корне слова". Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением"


Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»

Цель:

    формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

    уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    развивать орфографическую зоркость;

    развивать внимание, мышление, речь.

Задачи урока:

    предметные: формирование умения видеть орфограмму в корне слова и уметь её проверять; уметь правильно подбирать родственные слова; повторить написание словарных слов.

    метапредметные: уметь подводить орфограмму под понятие правила, строить логические цепочки доказательств, уметь комментировать свои действия.

    личностные: уметь выполнять самооценку своей деятельности; уметь работать в группе и в паре; уметь ставить учебные цели.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Оборудование:

    карточки со словами;

    схема с основными вопросами урока;

    алгоритм проверки безударной гласной;

    листы с корнями для работы в группах;

    сигнальные карточки;

    карточки для самооценки.

Ход урока

I. Организация класса

Итак, друзья, внимание —
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок русского языка.

II. Постановка проблемы урока

Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

Я хочу вам рассказать историю.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Коля принесет”.

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

Проанализируйте, почему так получилось?

Какое правило не знал Дима?

Как правильно записать это слово?

III. Постановка темы и цели урока

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

Исходя из этой проблемы и используя слова-подсказки (мороз, беда, живот), попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.)

Какие цели поставите перед собой? (Научиться узнавать слова с безударной гласной, правильно писать слова с безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова)

В течение урока мы ответим на вопросы:

IV. Чистописание.

Ну, а начнём, как обычно, с чистописания. Буква, которую мы сегодня будем писать, в данной ситуации обозначает гласный звук и мягкость предшествующего согласного звука. (Используем слова-подсказки: мороз, беда, живот) Докажите правильность своего выбора. (Буква е – делает согласный мягким и обозначает гласный звук Э)

Найдите закономерность и продолжите написание:

ера ерб ерв ….

Составьте предложение и запишите: всё, у, сегодня, получится, нас

Сегодня у нас всё получится

V. Словарная работа.

Посмотрите внимательно на слова-помощники и скажите, все ли они относятся к одному правилу? (Мороз – это словарное слово.)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжки вдруг погрызли мышки.”

Узнайте слова, допишите пропущенные буквы.

Во…бей,…лефон, берё…, …етер, …традь,с…бака, …зык.

    7 + — “ 5 ”

    6 + — “ 4 ”

    5 + — “ 3 ”

VI. Актуализация знаний.

Повторение ранее изученного материала.

Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

VI I. Работа над темой урока

Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.

Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм

    Прочитай слово.

    Поставь ударение.

    Выдели корень.

    Определи безударную гласную.

    Подбери проверочное слово.

    Узнайте, какая буква должна стоять в корне. (С комментированием у доски.)

М…ря, тр…ва, р…чной, б…льшой, р…ка, б…жал, гр…бы.

На доске записаны слова.

Работа в парах.

Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.

Проверка.

В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово – полет. Допишите его и подчеркните. Назовите в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)

Почему эти слова являются проверочными? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

Проблемная ситуация.

Послушайте сказку В.Волиной “Чужак” и попробуйте сами найти чужака.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Работа с учебником (стр. 86) – самостоятельно.

Саша об…жал вокруг дома.

Саша об…жал друзей.

(проверочные слова должны быть родственными, имеющими общую часть и близкие по значению )

Работа в группах.

3) Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан “корень”, вам нужно найти его “родственников” и записать. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

— вар-

— звон-

Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

4) Игра “Будь внимательным”.

Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Использование какографии. Самостоятельная работа. Исключение лишнего слова. Выбор обосновать.

5 Найди и исправь ошибку.

Молодцы! Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

Сколько слов он написал правильно? (Одно.)

Какое? (Свистеть.)

Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

VIII. Итог урока

Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

Кто хочет задать первый вопрос?

Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.

Какое умение мы отрабатывали на уроке?

Рефлексия

Самооценка собственной работы на уроке.

У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

Домашнее задание.

— Выберите себе задание по желанию. Карточка № 1 – вставить пропущенные буквы в текст. Карточка № 2 – собрать рассыпавшиеся предложения и составить из них рассказ .

Урок русского языка, проведённого в 3 классе.

(Учебник: Т. Г. Рамзаева)

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока :
Предметные:
усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
расширение творческой деятельности учащихся;
формирование объективной самооценки.
Личностные:
формирование личностных универсальных учебных действий;
развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ресурсы:
информационные: учебник Т. Г. Рамзаевой "Русский язык" для 3 класса;
демонстрационные: карточки для самостоятельной работы по вариантам, карточки (для дифференцированной работы), опора (алгоритм проверки безударной гласной в корне), четверостишия, разрезанные на строчки (для работы в парах), изображение колобка (для каждого уч-ся), заготовки для поделки «Колобок»
интерактивный материал: авторская презентация. Урок приготовлен с использованием программы Power Point.


Формы организации: фронтальная, дифференцированная, творческая, самостоятельная по вариантам, в парах.

План урока:

I. Оргмомент. (2 мин)

  • Психологический настрой на работу.

II. Чистописание. (3 мин)

III. Повторение материала, пройденного на уроках. (13 мин)

  • Словарная работа

IV. Работа над новой темой урока. (10 мин)

  • Постановка проблемы урока
  • Постановка темы и цели урока

ФИЗМИНУТКА (для глаз, для разминки тела)

V. Закрепление новой темы. (14 мин)

  • Работа по учебнику
  • Работа с экраном
  • Творческая работа (работа в парах)

VI. Итог урока. (1 мин)

VII. Дом. зад. (1 мин)

VII. Рефлексия. (1 мин)

Ход урока:
слайд 1
I. Оргмомент. (2 мин)
слайд 2
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Психологический настрой на работу:
- Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Учащиеся говорят хором:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.

А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука.

Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

Подписываем в тетрадях число, классная работа слайд 3 … ноября.
Классная работа.

II. Чистописание. (3 мин)
Первое задание
У нас чистописание.
- Отгадайте загадку о сказочном герое.
"Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался... (Колобок) "

Верно, это Колобок. И писать на минутке чистописания будем ту букву, с которой начинается это имя, а значит букву К - заглавную и к строчную, а так же соединения с этими буквами.
слайд 4, 5, 6 (уч-ся прописывают 1 строку)
На доске соединения:
ка (нижнее и верхнее) ке (среднее) ку (верхнее) як (верхнее) кл (нижнее) Колобок (-Почему написала с заглавной буквы?) (Уч-ся объясняют виды соединений)

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Волшебному лесу «Русского языка» вместе с Колобком. Вспомним то, что уже изучали и узнаем что-нибудь новое и интересное.
- В ПУТЬ!
слайд 7

III. Повторение материала, пройденного на уроках. (13 мин)


Самостоятельная работа по вариантам . слайд 8, 9

Колобок на своём пути повстречал несколько предметов. Это были одушевлённые и неодушевлённые предметы? Вот их названия:
1в . Лесник, соловушка, цветки, дубок.
2в . Солнышко, ёжик, лисонька, осинка.

- Назовите неодушевлённые предметы.
Задание: помогите Колобку разобрать данные слова по составу. (2 уч-ся у доски)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
- Покатился Колобок дальше. слайд 10 И сейчас, отгадав загадку, вы узнаете что повстречалось ему на пути. (загадка на выбор)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)

Верно, это гриб.
- А какое правило встречается при написании этого слова?
- Давайте вспомним, как проверить парную согласную?
Правило: ...
слайд 11
Дифференцированная работа (на карточках) слайд 12
1 группа

Расска. - ______________ , ястре. - ____________ , бере. - _______________ , клю. - ____________ , гра. - _______________ , моро. - ______________ , сне. - __________ , шка. - ______________ .

2 группа
Подбери к словам проверочное слово и вставь пропущенную букву.
Мя. кий - _____________ , обно. ка - ____________ , остро. ки - ____________ , кре. кий - ______________ , кни. ка - _____________ , ро. кий - _____________ , ска. ка - __________________ , ре. кий - _________________ .

3 группа
Подчеркни согласные, которые перед написанием надо проверять. Напиши проверочные слова.)
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарная работа
- Ребята, я знаю, что вы любите прыгать, бегать, играть.
- А что вы любите вкусненькое?
- А сейчас вы узнаете, что любит Колобок, но для этого вы должны отгадать загадки.

(Горох, капуста, морковь, огурец, овощи.) (вызываю к доске по 1 уч-ся, которые записывают слова)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (Горох ) слайд 13

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (к апуста ) слайд 14
Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный хвост. (м
орковь) слайд 15
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (
огурец ) слайд 16
- Как назвать одним словом все эти отгадки? (овощи ) запись сл. слова овощи слайд 17
- Ребята, а ведь это у нас не простые слова, а какие-то особенные, которые имеют общее название. Кто понял, какие мы написали слова? (словарные)
слайд 18
-Давайте в этих словарных словах поставим знак ударения и подчеркнём букву, которую нужно запомнить, по очереди вызываю уч-ся к доске)
- А наш Колобок не скучал, и тоже вместе с вами выполнял это задание. Давайте проверим правильно ли он написал.
слайд 19
- Оказывается, Колобок любит полакомиться овощами. И не только овощами, но и фруктами.
- Посмотрите на слайд.
слайд 20
Овощи и фрукты – вот полезные продукты.
- Прочитайте предложение. Что вы прочитали, как называется? (поговорка)
- А как вы считаете, почему овощи и фрукты считают полезными продуктами. (выводы уч-ся)
- Спишите поговорку, поставьте над словами знак ударения.

IV. Работа над новой темой урока . (10 мин)
Повторение материала об однокоренных словах.
- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте знак ударения.
слайд 21
Лесник, перелесок, лестница.
Морс, море, моряк.
Вода, водитель, подводный
.
- Почему эти слова, которые вы написали, однокоренные?
- Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными?
- Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?
(В однокоренных словах корень пишется одинаково)

Постановка проблемы урока
(Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.)
- По дороге Колобок встретил бабочку, которая передала ему записку от ёжика. А в записке было вот что: «
Приходи с мечом, сыграем » слайд 22, 23
- Тогда взял Колобок меч и отправился к ёжику. Увидел ёжик Колобка с мечом в руках и расстроился.

- Как вы думаете, ребята, почему расстроился ёжик? А может быть ёжик хотел увидеть у Колобка какой-то другой предмет, как вы думаете? (мяч)
- Как вы думаете, кто же был виноват в этой истории: Колобок или ёжик? (ёжик.)
- Какую ошибку допустил ёжик? (надо было написать с мячом) А почему ёжик написал "
с мечом "
- Какое правило не знал ёжик?
- А как вы думаете, что надо сделать, чтобы написать слово правильно? (уч-ся делают свои выводы)

Постановка темы и цели урока (дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока) слайд 24

Сегодня на уроке мы будем отрабатывать порядок действий при проверке гласной буквы в корне слова.

ФИЗМИНУТКА
1. Для глаз слайд 25, 26
2. Для разминки тела.
слайд 27
Скок да скок, скок да скок.
Покатился колобок
Круглый да румяный, прямо на поляну.
Закатившись за пенёк, отдохнуть в тени прилёг.

Посмотрите на экран слайд 28

П. чник
_________- сл. вечко
________- д. лёкий
________- т. грёнок
________- пр. мая

Попробуйте подобрать к словам проверочное слово и вставить нужную букву.
- Какие буквы вы вставили? (е, я, о, и, а )
Вывод: Безударные гласные
а, о, е, я, и в корне надо проверять.
- Как же проверить безударную гласную?
- Что для этого нужно сделать? (Выводы детей)
(на доске появляется алгоритм поверки безударной гласной в корне слова:

А давайте прочитаем, что правило в учебнике. слайд 29
Правило: с. 100 и с. 101

V. Закрепление новой темы. (14 мин)
Работа по учебнику
с. 101 упр. 233 (комментирование с места)

Работа с экраном
слайд 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 (бабочки)
Вывод: - Как же проверить безударную гласную? слайд 39


Работа с предложением. Какография (исправление ошибок).
- Прочитайте предложение на экране.
слайд 40
Леса с лесятами жевёт в наре.

Прочитайте предложение. На какое правило допущены ошибки?
Запишите предложение в тетрадь. Исправьте ошибки в предложении. (взаимопроверка)

Творческая работа (работа в парах)

У каждого на партах четверостишия, разрезанные на строчки.
Учащиеся должны сложить четверостишия.
Задание: в некоторых словах выделена безударная гласная буква. Попробуйте подобрать проверочные слова.

У Колобочка день рожденья.
Будут танцы, развлечения.
На крылечке, у дверей
Он встречает всех гостей.

Далеко ли путь лежит,
Колобочек все бежит
По лесам, по лугам,
Его видно тут и там.

На опушке, на лесной
Виден домик расписной.
Он не дикого зверька –
Это домик Колобка.

Я по коробу скребён,
По сусеку я метён,
У меня румяный бок.
Я весёлый колобок!

VI. Итог урока. (1 мин)
- Чему же вы учились сегодня на уроке? (Ответы детей)

Учащийся читает наизусть стихотворение:
"Безударный хитрый гласный,
слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!"

VII. Дом. зад . (1 мин)
с. 101 упр. 234, прав. с 101
слайд 41

VII. Рефлексия. (1 мин)
слайд 42
- А сейчас вы должны оживить Колобка. Изобразите такое настроение, которое у вас было сегодня на уроке.
(такой Колобок у каждого на парте)

Посмотрите ребята, а мой Колобок скучный (слайд ). А как вы думаете, почему?
- Верно, он не хочет с вами расставаться, и, поэтому, мы с ним встретимся на уроке технологии. (раздаю уч-ся листки с изображением Колобка (заготовки для поделки).

1. Куроедова Галина Васильевна

3. 8-953-313-65-18

4. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

5. учитель начальных классов

6. Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

7. Урок в начальной школе (русский язык)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №115» г. Екатеринбург

Учитель:Талипова Светлана Владимировна .

Стаж работы: 34года, 1 квалификационная категория

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала (урок путешествие)

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карта путешествия, записные книжки путешественников, сигнальные карточки (двух видов), тесты, смайлики, проектор, экран .

ИКТ: презентация к уроку

Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты : Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором).

2. Приветствие гостей .

Поклонитесь гостям. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения.

Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Дети и учитель показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока .

Цель этапа : воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

Кого называют путешественником? (дети зачитывают из словаря, кто такие путешественники)

(Толковый словарь В.И.Даля: путешественник(-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.)

Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение)

Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Классная работа.

Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.)

5. Чистописание.

Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

На доске записаны буквы. А, Е, О, И.

Что вы можете о них сказать?

Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.

6.Словарная работа

1) - Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь)

2) Взаимопроверка.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)

Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

7.Физминутка для глаз

8. Постановка проблемы урока.

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Какое правило не знал автор записки?

Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

9. Упражнения для закрепления.

Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных .

1) Игра «Молчанка»

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), кр…льчиха(кролик), м…слёнка (масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый (червь), п…лезный (польза), в…здушный (воздух), б…глец (бег), в…рхушка (вверх), ц…почка (цепь), п…лпть (пилит), г…стинец (гость), д…чурка (дочь), т…шина (тишь), с…сновый (сосны), р…бина (рябь), п…тнистый (пятна), д…тишки (дети).

2) Работа в парах (карточки)

Вставить пропущенные буквы.

КАРТОЧКА № 1

Выделить корень.

З…ма, з…мовать, з…мушка, з… мовье, м…роз, з…мующие, з…мние.

Найди лишнее слово. Докажи.

_ _________________________

Наступила суровая ………..… . В ……………… каникулы я отдыхал в деревне у дедушки. К нам прилетели ……………. птицы

КАРТОЧКА № 2

    Вставить пропущенные орфограммы.

Выделить корень.

Подчеркнуть проверочные слова.

Сн…жинка, сн…гопад, сн…жный, сн…говика, м…тель, сн…жок, сн…г, сн…гоход.

Найди лишнее слово. Докажи.

_ _________________________

    Впишите в предложение подходящие по смыслу однокоренные слова

Выпал белый ………..… . Замелькают в воздухе первые ………………….. . Дети лепят …………………… .

КАРТОЧКА № 3

    Вставить пропущенные орфограммы.

Выделить корень.

Подчеркнуть проверочные слова.

Л…сок, л…сник, перел…сок, б…резняк, л…сной, л…с, л…совичок.

Найди лишнее слово. Докажи.

_ _________________________

    Впишите в предложение подходящие по смыслу однокоренные слова

В нашем ……..… живет………………… . Он знает все …………………..тропинки.

Зимовье – место, где зимуют люди, животные, рыбы.

Зимующие (птицы) – те, которые остаются зимовать.

Значение слов из толкового словаря С.И.Ожегова.

Снегопад – сильное выпадение снега

Снегоход – автомобиль для передвижения по глубокому снегу.

Значение слов из толкового словаря С.И.Ожегова.

Перелесок – редкий лес, отделенный полями от других лесных участков

Лесник – лесной сторож.

Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова?

З). Самостоятельная работа.

Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:

Какие гласные в корне слова надо проверять?

( О, А, И, Е, Я )

Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

Подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.

Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Мы снова в родной школе .

10. Итог урока.

Цель этапа : обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

1) Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Я вам предлагаю ответить на вопросы:

Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

2). Работа с алгоритмом.

Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

11.Рефлексия.Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный - . Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

Список использованной литературы

1. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика» пособие для родителей и педагогов.

2. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка Современная версия».

4. Анимационные картинки взяты из интернета.

5. Физминутка для глаз Галкиной И.А.

3 класс

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока :
Предметные:
 усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
 формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
 развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
 расширение творческой деятельности учащихся;
 формирование объективной самооценки.
Личностные:
 формирование личностных универсальных учебных действий;
 развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ход урока

    Организационный момент.

Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

II. Запись числа, классной работы.

111.Проверка дом задания

Что было задано на дом?

Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?

Что такое корень?

Постановка проблемы

На доске записаны слова.

Вставь безударные гласные, выделяя корень, и запиши в тетрадь

З.ма, сн.жный, м.рзлота, к.рмушка, х.лодный, м.роз, за.ц, пов.лил

Что объединяет эти слова?

В этих словах есть безударный гласный в корне слова, одна тема – «Зима»

Открытие новых знаний

На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной

Значит, какими бывают безударные гласные (на доске появляются карточки под темой)?

Безударные гласные бывают проверяемыми и непроверяемыми

IV. Сообщение темы урока.

V. Актуализация знаний.

Гласные ~а, ~ о, ~ е, ~ и, ~я ~ опасные.

А в каком случае их необходимо проверять ?

Когда они безударные ,

Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, ~нужно узнать , ~в какой части слова он находится.

Если безударный гласный в приставке или суффиксе, ~вспомните, как они пишутся.

Рассмотрим случаи, когда безударный гласный звук встречается в корне слова.

Какой алгоритм написания безударной гласной в корне мы знаем?

Вспомните.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

Обозначь орфограмму.

~Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне, потому что ~безударный гласный проверяется ударением.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Например,~тропинка – тропы, ~почтовый – почта.

В каждом ряду выберите из трёх слов ~проверочное слово.

Гроза, грозный, грозит; Проверочное слово – ~грозный.

Каток, катит, катить; Проверочное слово – ~катит .

Ходит, ходьба, выход; ходит

Даль, далеко, далёкий; даль

Носит, носить, носильщик; носит

Светить, свет, светлячок. свет

Запишите три цепочки слов по образцу.

Подберите проверочные слова.

Замените глаголы:~ именами существительными.

г о стить, ~

прих о дить, ~

сп е шить, ~

зал е денеть, ~

вым а зать, ~

св и стеть ~

Образуйте от имён существительных однокоренные имена прилагательные.

Дополните словосочетания по образцу:

Дождь – дождливые дни

Лес – … (лесные жители)

Осень – … (осенние запасы)

Зверь –… (звериные тропы)

Лось – … (лосиные следы)

Запишите три словосочетания, которые вам больше нравятся.

VI. Физминутка.

VII. Самостоятельная работа в парах.

Из слов составьте предложения. ~

Выделите орфограмму с безударной гласной в корне слова. ~

Разберите предложения по членам предложения.

В, жила, дупле, сова, старая.
Она, только, по, ночам, вылетала.

VIII Самостоятельная работа по учебнику.

с. 104 упр.194

IX. Дифференцированная работа (разноуровневые задания).

1 вариант. С.лить, с.лёный; к.рмить, к.рмушка; б.льной, заб.леть; д.лёкий, д.леко; м.лчун, м.лчать; в.рить, в.ренье.

2 вариант. Св.тить, св.тильник; п.сьмо, зап.сать; пч.линый, пч.ла; уд.влять, уд.вительный; з.рно, з.рновой; пл.сать, пл.сунья.

ВЗАИМОРПРОВЕРКА. Обменялись тетрадями, сверяем с доской, исправляя ошибки простым карандашом.

Вывод : – Молодцы! Быстро справились с работой.

X. Итог урока.

– Ребята, давайте повторим правила, без которых мы с вами не можем обойтись,записывая слова с безударной гласной в корне?

XI. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

* Я не знал (а)… Теперь я знаю…

* Мне было трудно

* Теперь я могу…

* Мне было легко, потому что…

* Мне захотелось…

Молодцы!

XII . Оценивание.

- Спасибо за работу на уроке

X II I . Домашнее задание.

Тема

Правописание безударных гласных в корне

Цель

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной в корне слова.

Задачи

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о безударных гласных в корне, развивать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне.

Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух орфограммы, устную речь, внимание, мышление; развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать.

Воспитательная : воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.

Здоровьесберегающая : обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.

Планируемый результат

Предметные: создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные в корне , решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные:

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; умения самостоятельно формулировать выводы ; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в группах.

Основные понятия

Безударные гласные, безударные гласные – проверяемые и непроверяемые, проверочные слова, проверяемые слова.

Ресурсы

Интерактивная доска SMART (программное обеспечение SMART Notebook 11), презентация для интерактивной доски, проектор, интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося, персональные компьютеры для учащихся (4 шт.) для работы на сайте . , документ – камера MimioView, тест для учащихся, созданный в программе easyQuizzy , толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки с заданиями.

Межпредметные связи

Работа с информационными источниками

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: закрепление и обобщение

УМК: Школа 2100

Учитель: Пакшина Л. А

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, что вы будете активными… Жду от вас красивых ответов.

Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы и у нас все получится.

Сложите слово из слогов на доске. (слайд 2 ) Интерактивная доска SMART

ФИ ЛО ЛОГ

Кто такой филолог?

Прочитаем: Филолог – специалист по филологии.

Какой возникает вопрос?

Значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение слов. У меня есть известный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Слайд 3.

Посмотрим при помощи документ – камеры значение слова «филология» прямо из словаря.

Документ – камера MimioView

Если определение слова вам трудно понять, то, если взять знакомые слова «язык» и «литература», станет ясно, что филология – наука о языках и литературе.

А вы изучаете языки? Какие? Слайд 4. (русский, английский и коми), значит вы тоже немного филологи. Продолжим изучать русский язык.

Обучающиеся улыбаются друг другу.

ФИЛОЛОГ

Высказывания учащихся.

А что такое филология?

Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Русский, английский и коми языки.

Личностные: интерес к познанию русского языка, формирование положительного отношения к процессу познания .

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные: Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

II этап.

Актуализация знаний.

Определение темы, целей урока.

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе, создать условия для формирования умения находить безударный гласный в корне слова.

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (слайд 5 ) Интерактивная доска SMART

Проверка у доски. Что можете сказать об этих словах? Какая орфограмма во всех этих словах?

Какое слово лишнее и почему? Подберите проверочное слово.

Интерактивная доска SMART

«Мозговой штурм».

Слайд 6

1. В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово , …

1) чтобы на согласный падало ударение.

2) чтобы после согласного стоял гласный.

3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].

4) чтобы на гласный падало ударение.

Слайд 7

2. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:

1) ковёр

2) шалун

3) волна

4) свисток

Слайд 8

3. В каком ряду в слове безударную гласную можно проверить:

1) тарелка

2) пальто

3) улица

4) часовой

Слайд 9

4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:

1) весло – вёсла

2) чистый – чистота

3) шалун – шалость

4) гроза – грозный

Слайд 10

5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:

1) положить

2) гороховый

3) переделать

4) заколосится

Кто сможет сформулировать тему урока?

А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Воспользуйтесь словами подсказками на доске. Слайд 11

Интерактивная доска SMART

Как проверить безударную гласную? Расставьте части алгоритма по - порядку. Слайд 12 Интерактивная доска SMART

Учащиеся работают со словами на доске:

в.тер ч.тверг
п.года уж.н

обл.ко м..ря

Учащиеся вписывают пропущенные буквы.

Непроверяемая безударная гласная в корне.

В слове «моря» проверяемая безударная гласная в корне.

Лишнее слово «моря». Проверочное слово «море».

Чтобы на гласный падало ударение.

- волна

- часовой

Чистый – чистота

- заколосится

Правописание безударных гласных в корне.

1.Учиться видеть и слышать орфограммы в корне слова.

2. Применять правило.

3. Подбирать проверочные слова

Учащиеся складывают алгоритм на доске, передвигая части алгоритма.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова.

Обозначь орфограмму.

Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы; развитие умения совместно с учителем определять тему и цели урока.

Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию.

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию.

Закрепление и применение знаний . Цель: уметь применять полученные знания на практике

Работаем с презентацией. Слайд 13 Интерактивная доска SMART

1. - Подберите проверочные слова, соедините проверочные и проверяемые слова. Обозначьте орфограмму.

.. - стр..ла

.. - к..л..сок

.. - б..р..да

.. - з..л..той

.. - в..шнёвый

.. - з..л..неть

.. - м..довый

Мёд,вишня, зелень, зелёный, бороды, бородка, колос, колосья, стрелы, золото, позолота, медовик, вишенка, вишнёвая, зеленеют, бородатый, колосится, стрелок, золотая.

Какие слова лишние и почему?

2. - Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Слайд 14 Интерактивная доска SMART

1 вариант . С.лить; к.рмить; б.льной; д.лёкий; м.лчун; в.рить.

2 вариант. Св.тить; п.сьмо; пч.ла; уд.влять; з.рно; пл.сать.

Слайд 15. Самопроверка с доски. Оцените свою работу.

Всё ли верно выполнили? Где были допущены ошибки?

3. - Всегда ли, чтобы правильно написать букву безударной гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово?

Послушайте 2 текста.

«После школы я люблю поиграть и поласкать котёнка,» - сказала Дина. «А разве котят полощут?» -удивилась Света.

Мама пошла полоскать белье на речке. Я решила помочь ей.

Какие два слова с безударной гласной в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся? Какие проверочные слова можно подобрать? Какой вывод можно сделать?

Слайд 16. Интерактивная доска SMART

Работа в группе. Вспомните правила работы в группе.

Каждой группе даны предложения. В некоторых словах пропущены буквы. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить написание буквы и значение слова. Для проверки воспользуйтесь толковым словарём на сайте грамота. ру .

1 группа

Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв..вает ,
А на крыше мой флажок
Разв..вает ветерок.

2 группа

К старости наш дедушка очень пос..дел .
Он в саду на брёвнышко сел и
пос..дел.

3 группа

Зап…вать лекарство – зап…вать песню

4 группа

У Толи братишка пломбир весь сл..зал,

Пока тот с друзьями с забора сл..зал.

- Проверка. Представитель каждой группы объясняет написание слов. Работу группы можно увидеть на экране при помощи документ – камеры. Документ – камера MimioView

Посмотрите, как можно проиллюстрировать слова, которые вы проверяли. Слайды 17-20. Интерактивная доска SMART

4. - Проверочная работа на RayBook , тест «Безударные гласные». Выберите правильный ответ. Интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося

Тест.

Какую букву надо вставить в слова?

1.Л..сёнок е и я

2.Кр..чать и е

3. Прош..гать о а

4. Покр..снели о а

5. Пот..мнело и е

Какую отметку получили за тест? Почему? Какие ошибки допустили?

Учащиеся выходят к доске и подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.

Учащиеся работают самостоятельно.

Проверяют и оценивают свою работу. Исправляют допущенные ошибки.

Учащиеся слушают тексты, определяют на слух одинаковые по звучанию слова. Подбирают проверочные слова, учитывая лексическое значение слова.

Вспоминают правила работы в группе.

Работа в группах. Учащиеся работают с заданием, пользуясь сайтом . на персональных компьютерах для учащихся

Представитель от группы объясняет выполнение работы. Все видят работу на экране.

Самостоятельно выполняют тест «Безударные гласные» в программе easyQuizz , получают отметку за работу.

Устно исправляют допущенные ошибки.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы ; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; освоение доступных способов изучения с получением информации из информационных источников;

Познавательные: умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления; умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; формирование умения работать с ИКТ;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Слайд 22. Интерактивная доска SMART

Какие цели ставили в начале урока?

Удалось ли выполнить поставленные цели?

Что нового узнали на уроке?

Как оцениваете свою работу?

Слайд 23. Интерактивная доска SMART

Я хочу закончить урок стихотворением.

Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

Подводят итоги урока.

Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: на основе результатов решения речевых задач делать выводы

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Здоровьесберегающая пауза

Цель: снять утомление мышц туловища, мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.

Здоровьесберегающая пауза, как этап урока в конспекте не прослеживается, так как выражена в виде смены динамических поз учащихся в течение всего урока.

Ссылка на видеозапись урока: https :// youtu . be / d 0 ACTmpUjk (На уроке присутствовали 11 учащихся, так как 20 ноября был актированный день)