Стояние марии египетской.


– это святая христианской религии. Она является покровительницей кающихся девушек . Первая история жизни Марии была издана Софронием Иерусалимским, а большинство информации из жизни Марии Египетской оказалось перенесено в средневековые легенды про Марию Магдалину .

В статье вы увидете иконы Марии Египетской, а также Мария Египетская фото, узнаете, в какой день чтится память святой.

Праведная жизнь

Мария выполняла свои клятвы и начала совсем другую жизнь. Из Иерусалима она ушла в безлюдную и угрюмую пустыню Иордании и там около 50 лет провела в полном одиночестве, в и в сильной молитве.

Так тщательными и регулярными подвигами Мария Египетская смогла убрать грехи и проступки и сделала сердце и душу свою настоящим святым храмом для Святого Духа.

Старец Зосима, который находился на территории Иорданской пустыни при монастыре св. Иоанна Предтечи, удвоил свою веру в Господа, когда повстречал в пустыне святую Марию. В это время Мария Египетская была уже в преклонном возрасте. Он удивился её необычной святостьи и дару предвиденья.

Один раз он повидал её в процессе молитвы как бы возвысившейся над поверхностью земли, а в следующий раз, когда она направлялась через реку Иордан, шла она в это время будто по суше.

В момент расставания с Зосимой святая Мария попросила его прийти сюда снова уже через один год, чтобы совершить перед ней. Старец выполнил просьбу и ровно через заданное время вернулся и совершил причастие святой Марии. Потом, вернувшись в пустыню через ещё один год в надежде встретить святую ещё раз, он уже не застал её в живых. Старец похоронил останки св. Марии Египетской на территории пустыни. В этом ему помог сам лев, который своими сильными когтями вырыл яму для погребений тела святой провидицы. Это случилось примерно в 521 году.

Так из окутанной грехами девушки Мария с помощью Господа превратилась в великую святую и оставила после себя очень полезный пример для покаяния Господу.

Исполнив свою молитву и нужное количество поклонов до земли, старцы, попросив прощения друг у друга, начинали просить благословения у игумена и под общее пение псалма открывали ворота монастыря, чтобы после пойти в пустыню.

Каждый при этом брал с собой нужное количество еды, кто что хотел. Некоторые вообще ничего не брали с собой и употребляли в пищу одни лишь коренья. Иноки отправлялись из Иордана и располагались как можно дальше от него, чтобы не смотреть, как кто-то поститься и подвизается.

В то время, когда Великий пост подходил к концу, иноки шли обратно в Иорданский монастырь на Вербное воскресенье вместе с плодом своего делания, испытав свою душу. При всём этом никто не спрашивал у других, как они молились и совершали благие поступки.

В это время и авва Зосима по монастырским традициям перешёл через Иордан. Он жаждал пройти в пустыне как можно дальше, чтобы найти кого-то из великих святых либо старцев, спасающихся там и молящихся за единство души и тела.

Он ходил по пустыне в течение 20 дней и в один день , когда он продолжал петь псалмы уже около шести часов и творил простые молитвы, внезапно справа от себя он заметил настоящую тень человека. Ему стало страшно, так как он решил, что видит перед собой племя бесов, но, несколько раз перекрестившись, он отложил все свои страхи и, закончив одну из молитв Господу, повернулся по направлению к тени и узрел идущего через пустыню голого человека. Тело было полностью чёрным от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы стали белыми, как агнчее руно. Авва Зосима стал счастлив, ведь за это время он не встречал на своём пути ни одного живого человека и даже животное, и в это же время пошёл навстречу к существу.

Но в тот же момент, как нагой человек увидел приближающегося к нему Зосиму, он стал убегать. Авва Зосима забыл и свою старость, и полную усталость, и стал двигаться всё быстрее. Но вскоре в полном изнеможении Зосима остановился у сухого ручья и стал просить в слезах уходящего человека: «Что ты убегаешь от меня, грешного старца, спасающийся в этой знойной пустыни? Постой, подожди меня, недостойного и немощного старика, и дай мне свою молитву и благословение, ради Христа, не гнушавшегося никогда и никем».

Неизвестный человек даже не обернулся, но крикнул в ответ:» Прости, авва Зосима, обратившись, явиться к лику твоему: я ведь женщина, а на мне, как ты можешь увидеть, нету никакой одежды для прикрытия наготы моей. Но если ты хочешь помолиться мне, великой грешнице, тогда кинь мне свой плащ для укрытия, чтобы я смогла подойти к тебе для твоего благословения».

«Не знала бы она моего имени, если бы святость и великие подвиги не скрывались в ней, которые даны ей от самого Христа», решил Зосима и поспешил исполнить данное ему требование.

Прикрывшись под плащом, святая обратилась к Зосиму: «Что решил ты, Зосима, разговаривать со мной, женщиной полной грехов и немудрой на слово? Чему ты хочешь научиться от меня и, не жалея своих трудов и сил, потратить на меня столько своего времени?» Он же в это время, преклонив колена, начал простить у неё благословения . В этот же момент и святая преклонилось перед ним, и долго они просили друг друга: «Благослови». В конце концов святая сказала: «Авва Зосима, тебе подобает благословение и молитва, так как ты почтён самим саном пресвитерским и долгое время, предстоя перед алтарём Христа, приносишь Всевышнему большие дары».

Эти слова ещё больше стали страшны для Зосимы. После преподобная произнесла: «Благословен Бог, хотящий спасения всем людям на земле». Авва ответил на это: . И они одновременно поднялись с поверхности земли. Подвижница ещё раз спросила у Зосимы: «Для чего ты пришёл сюда, ко мне, грешнице, в которой не имеется никакой добродетельной силы? Хотя, видно, благодать Святого Духа наставила тебя совершить одну церковную службу, которая нужна для моей души. Скажи мне сначала, авва, как проживают христиане, как они растут и совершают благоденствия святые, находящиеся в Божией Церкви?».

Авва Зосима говорил ей:« Вашими сильными молитвами Бог подарил Церкви и всем нам настоящий и праведный мир. Но услышь и ты недостойного старика, моя мать, помолись ради Христа за все народы и за меня, грешного, ибо только тогда это хождение принесёт настоящие плоды».

Святая ответила: «Тебе скорее нужно, авва Зосима, имея чин священного характера, молить Господа за меня и окружающих. На это тебе и присвоен сан. Хотя, всё веленное мне тобою будет охотно совершено ради послушания истине и от самого чистого моего сердца».

Сказав эти слова, святая повернулась в сторону востока и, возведя ввысь руки, начала тихонько молиться. Старец заметил, как святая поднялась на воздух на целый локоть от поверхности земли. От этого странного и необычного события Зосима упал на колени, начал усердно молиться и не смел сказать ничего, кроме, Господи, помилуй!

Ему пришло в душу сомнение – не призрак ли это вводит его в какой-то соблазн и наставляет на грех? Святая подвижница, обернувшись, подняла его с земли и ответила: «Что тебя, Зосима, так смущают добрые промыслы? Я вовсе не призрак. Я просто женщина, недостойная и полная грехов, хотя и обрела святое

В 2017 году Великий пост начинается 27 февраля, и длится 48 дней до Пасхи - 16 апреля. Как следует проводить Великий пост, чем питаться, на что обратить внимание, кроме еды? Зачем вообще нужно поститься, и кому разрешаются послабления от поста? Какие праздники попадают на Великий пост? Портал Материнство рассказывает о Великом посте в 2017 году.

Сергей Андрияка "Натюрморт со свечой и старинной книгой"

Великий пост — самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 3-4). За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица — воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой, или Христовым Воскресением.

Зачем нужно поститься?

Отказ от скоромной пищи во время поста не имеет ценности сам по себе, его главный смысл - помочь человеку достичь духовных результатов. Святые отцы советуют посвятить время поста размышлению о себе, осознанию своих грехов, которые в повседневной суете проходят для нас незамеченными. На этом пути духовного сосредоточения нам необходимо усилить молитву, посвятить чтению Священного Писания и духовной литературы то время, которое мы обычно тратим на просмотр фильмов или общение в соцсетях. Лишь в этом случае пост принесет пользу.

Главная задача поста - подчинить свои желания и порывы собственной воле, научиться владеть собой, приучить себя к духовному труду.

Многие христиане считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и сварах поститеся". Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

Святитель Василий Великий

Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления...Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст

Что можно есть в Великий пост?

Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища , но в день двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу . Накануне Вербного Воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру. Во все остальные дни поста нельзя есть мясо, рыбу, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и т. п. Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе — ничего не есть до вечера, а именно — до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

Пост - это состояние полуголода, которое помогает держать волю, память, внутреннюю жизнь в одном направлении - к Богу.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

Протоиерей Александр Борисов

Даже растительную пищу надо употреблять умеренно, чтобы от нее не зависело настроение, чтобы не была душа во власти телесных страстей и не рабствовала чревоугодию.

Кому разрешаются послабления поста?

Людям неопытным надо начинать пост с малого. Вначале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день — среду. В период Великого поста еще более усугубить пост — попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.

Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной музыки, сидение в интернете.

Через отказ от жирной и тяжелой пищи, развлечений и увеселений, походов в гости и кино, мы стараемся очистить в своей душе и голове место для более серьезных и глубоких мыслей и впечатлений.

Как поститься беременным и кормящим?

Для беременных женщин, а также для кормящих матерей допускаются послабления к посту. Меру поста они должны установить вместе с духовником и лечащим врачом. При этом следует руководствоваться следующими общими правилами:

  • Пост не должен повредить ни здоровью ребенка, ни здоровью матери;
  • Беременность не является оправданием для распущенности и неумеренности;
  • Пост - время сугубой молитвы матери, трезвения и самоконтроля;
  • Пост беременной женщины - это строгое воздержание от всего того, что может повредить здоровью ребенка и ей самой.

Как поститься детям?

Совсем маленьким детям (в возрасте 3-4 года) уже можно рассказывать о посте, в первую очередь, на примере родителей, соблюдающих пост. Малышам достаточно будет не есть, например, шоколада и конфет, не лакомиться пирожными и изысканными десертами. Потребность в сладком можно восполнить более простыми постными лакомствами - вареньем, мармеладом. Это не скажется отрицательно на детском здоровье, но будет потихоньку приучать малыша к мысли о посте, как части христианской жизни.

Школьники уже способны на бОльшую меру поста, но устанавливать ее надо с большой осторожностью, не вводя жестких запретов и не лишая детей необходимых калорий и питательных веществ. Подростки, имеющие серьезную учебную нагрузку, также могут нуждаться в существенных послаблениях к посту.

Вместо того, чтобы накладывать на детей и подростков суровые ограничения в питании, лучше предложить им самим, поразмыслив, установить для себя меру поста в развлечениях, прежде всего в электронных играх, просмотрах мультиков и записей в соцсетях. Вместо этого хорошо бы вместе с ними почитать Евангелие, а потом обсудить прочитанное. Многие семьи на период поста ограничивают просмотр телевизора только воскресными днями, да и в эти дни смотрят всей семьей духовные или документальные фильмы.

Как часто надо бывать в храме Великим постом?

Ответ простой - чем чаще, тем лучше. Ведь именно общая молитва более всего помогает сосредоточиться на духовной жизни, а участие в таинствах дает силы на прохождение постного подвига.

Конечно, следует бывать на воскресных богослужениях, которые состоят из всенощного бдения (обычно служится вечером в субботу) и Литургии (утром в воскресенье). Каждое воскресенье Великого поста имеет свое название и посвящено определенной теме, осмысление их очень важно для понимания содержания поста.

В первые четыре вечера Великого поста во всех храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который учит верующих покаянию, помогая с самого начала поста привести себя в должное настроение. Затем весь канон полностью прочитывается еще раз - на пятой седмице поста. Эта служба получила название «Мариино стояние», потому что на ней также читается житие преподобной Марии Египетской, показавшей пример обращения слабой женщины от тяжелейших грехов к величайшему покаянию.

Во время Великого поста по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров, которую любят и ценят многие православные. Вечером по воскресным дням служится Пассия - служба с акафистом Страстям, то есть Страданиям Христовым. По родительским субботам совершаются заупокойные богослужения.

Великим постом многие стремятся прибегнуть к таинству Соборования, при котором отпускаются грехи, случайно или по забывчивости не рассказанные христианином на исповеди. Но важно помнить, что это таинство никоим образом не может заменить саму исповедь, а является лишь дополнением к ней. Прибегать к соборованию, годами не исповедуясь, было бы лукавством.

За время Великого поста необходимо хотя бы один раз исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Христиане, посещающие храм регулярно, стараются причаститься несколько раз за пост, по возможности, причащаются еженедельно, а иногда даже чаще.

Практически все христиане прибегают к таинству причастия в Великий Четверг - день, когда на Тайной Вечери Господом было установлено таинство Причащения. И конечно, обязательно нужно причащаться на Пасху. В Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу верующие стараются бывать на всех службах, т.к. все они посвящены Страданиям Спасителя.

Великий Пост - это путь, который ведет нас празднику Пасхи, Светлому Христову Воскресению. Чтобы пройти по этому пути отцы Церкви рекомендуют наложить определенные ограничения, в том числе, и в питании. Великий пост в 2017 году продлится с 27 февраля до 15 апреля, стол в эти дни будет ограничен определенными продуктами.

Христиане вступают в Великий Пост с целью духовного очищения, поэтому воспринимать пост как диету - неправильно. Тем не менее, существуют общие правила питания в Великий Пост.

В эти дни не рекомендуется есть пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. В праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы допускается употребление рыбы. Другие морепродукты также не входят в число запретных.

Существует определенный церковный устав. В Великий Пост в 2017 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста:


  • В первую и последнюю неделю Великого Поста в 2017 году пост соблюдается с особой строгостью. Все продукты животного происхождения нельзя употреблять в пищу.

  • Есть разрешается только вечером, по субботам и воскресеньям можно исключить только утренний прием пищи.

  • В понедельник, среду и пятницу пищу едят только холодной, а по вторникам и четвергам горячая пища допускается без масла.

  • По субботам и воскресеньям, кроме растительного масла, допускается умеренное употребления виноградного вина (это не распространяется на субботу Страстной седмицы).

  • В страстную Пятницу лучше воздержаться от приема пищи весь день.

  • Многие христиане также воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи.

Чтобы Великий Пост в 2017 году прошел в молитве, а не в мирских заботах, мы предлагаем уже составленный календарь питания по дням.

Великий пост по церковному уставу


  1. Четыредесятница (первые 40 дней);

  2. Лазарева Суббота (1 день - Вербная Суббота перед Вербным Воскресеньем);

  3. Вход Господень в Иерусалим (1 день - Вербное Воскресенье, за неделю до Пасхи);

  4. Страстная Неделя (6 дней - вся неделя с понедельника по субботу перед праздником Светлой Пасхи).

Великий Пост 2017: календарь питания по дням

Великий Пост 2017: питание в первую Седмицу (27 февраля - 4 марта)

27 февраля - Чистый понедельник . Воздержаться от пищи.
28 февраля - вторник. Воздержаться от пищи.
Для тех, кто имеет проблемы со здоровьем, а также для пожилых людей допускаются хлеб и квас во вторник после вечерни. Можно съесть хлеб с солью и выпить воду или квас (по желанию)/
1 марта - среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (одно блюдо на выбор).
Настой укропа или отвар ягод/фруктов с медом.
Пищу принимают один раз в день, днем.
2 марта - четверг. Воздержаться от пищи.
3 марта - пятница. Запеченная или вареная горячая пища без масла один раз в день, днем.
4 марта - суббота. Запеченная или вареная пища с растительным маслом дважды в день. Допустимы оливки и маслины. Допускается в небольших количествах виноградное вино без спирта и сахара, разведенное в горячей воде, но рекомендуется воздержание от вина.

Великий Пост 2017: питание во вторую Седмицу (5 марта - 11 марта)

Первая неделя Великого поста (первый воскресный день поста). Торжество Православия
В неделю Торжества Православия празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы считали, что почитание икон это идолопоклонство. Благодаря покровительству императоров, гонения на иконы продолжались почти сто лет. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.

6 марта - понедельник.

7 марта - вторник.

8 марта - среда.
Один раз в день, около 15.00.
9 матра - четверг.
Обретение главы Иоанна Предтечи (первое и второе обретение) — православный праздник в честь наиболее почитаемой части мощей Иоанна Предтечи — его главы.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г). Один раз в день, около 15.00. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
10 марта - пятница.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
11 марта - суббота.

Великий Пост 2017: питание в третью Седмицу (12 марта - 18 марта)

12 марта - воскресенье.
Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы .
Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
13 марта - понедельник.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
14 марта - вторник.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
15 марта - среда.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
16 марта - четверг.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
17 марта - пятница.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
18 марта - суббота.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной.

Великий Пост 2017: питание в четвертую Седмицу (19 марта - 25 марта)

19 марта - воскресенье.
Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) - Крестопоклонная .
В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином).
20 марта - понедельник.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
21 марта - вторник.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
22 марта - среда.
День памяти Сорока Севастийских мучеников .
Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С вином (одна чаша 200г). Одна трапеза в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
23 марта - четверг.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
24 марта - пятница.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
25 марта - суббота.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

Великий Пост 2017: питание в пятую Седмицу (26 марта - 1 апреля)

26 марта - воскресенье.
Четвертая неделя Великого поста (четвертый воскресный день поста). День памяти богослова Иоанна Лествичника .
Иоанн Лествичник был игуменом Синайского монастыря, написал знаменитую “Лествицу добродетелей”, где показал ступени восхождения к духовному совершенству. («Лествица» от ст.-слав. «лестница». Варианты - Лествица райская, Скрижали духовные). Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12).
Календарная память Иоанна Лествичника выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 4-м воскресеньем Великого поста.
В день памяти Иоанна Лествичника выпекали “лесенки”.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
27 марта - понедельник.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
28 марта - вторник.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
29 марта - среда.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
В среду вечером в православных храмах совершается особая служба - «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской.
30 марта - четверг. Стояние преп. Марии Египетской.
В этот день, по древнему обычаю, поется последование Великого канона. Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Софроний, патриарх Иерусалимский, записал житие Марии Египетской. Великий канон и слово о преподобной Марии отец Андрей впервые принес в Константинополь, когда был послан патриархом Иерусалимским Феодором в помощь на Шестой Собор.
На Стояние преп. Марии Египетской - горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (200г). Один раз в день, около 15.00. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей (масло) не допускается.
31 марта - пятница.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
Перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы некоторые уставы разрешают вино. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
1 апреля - суббота.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

Великий Пост 2017: питание в шестую Седмицу (2 апреля - 8 апреля)

2 апреля - воскресенье.
Пятая неделя Великого поста (пятый воскресный день поста). День памяти преп. Марии Египетской
Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Календарная память Марии Египетской выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 5-м воскресеньем Великого поста.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
3 апреля - понедельник.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
4 апреля - вторник.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
5 апреля - среда.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
6 апреля - четверг.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
7 апреля - пятница, праздник Благовещения.
Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином. Допускается рыба. Один раз в день, около 15.00.
8 апреля - суббота. Лазарева суббота .
В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим
Допускается рыбная икра до 100 гр. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

Великий Пост 2017: питание в седьмую Седмицу (9 апреля - 15 апреля)

9 апреля - воскресенье. Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день поста).
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) . — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой. Разрешается рыба. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
10 апреля - Великий Понедельник
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мф 21,18-22
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого).

Один раз в день, около 15.00.

11 апреля - Великий Вторник
В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25,1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого).
Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом.
Один раз в день, около 15.00.
«Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста».
12 апреля - Великая Среда
В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16
Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир - каждый раз что-либо одно из этого).
Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом.
Один раз в день, около 15.00.
«Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста».
13 апреля - Великий Четверг. Тайная Вечеря
В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (Причащения). Мф 26,17-35, Мк 14,12-31, Лк 22,7-39, Ин 13-18
По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.
По Студийскому уставу предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; без масла.
По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с маслом и вином. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
14 апреля - Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа
В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.
Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца.
15 апреля - Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.
В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи. Для остальных - 200-250г хлеба, 6 штук инжира или фиников и чашка вина, или кваса, или медового напитка. Или хлеб с овощами. Один раз в день, около 19.00.
Окончание Великого Поста.

Питание в Великий пост: разрешенные продукты

Придерживаясь календаря питания в Великий Пост в 2017 году, можно включить в него некоторые экзотические продукты:


  • водоросли;

  • корейские салаты;

  • семечки;

  • орехи;

  • макароны, в составе которых нет яиц;

  • мучные изделия из муки, воды и соли;

  • хлеб (без использования молока и яиц),пресные лаваши, криспы; соусы (кетчуп, постный майонез, аджика, соевый соус, томатная паста);

  • бальзамический, яблочный, столовый уксусы.

Важно понимать, что суть поста не в пищевом ограничении, если у вас есть проблемы со здоровьем, лучше поговорить с врачом и со своим духовником. Следуя календарю Великого Поста в питании по дням, не стоит забывать о молитве и духовной стороне поста .

Великий пост - особое время для всех православных людей. Это время смирения, духовного очищения и молитвенного подвига, совершаемого каждым верующим в меру своих сил. Понять, чему посвящена каждая неделя этого периода, поможет православный календарь Великого поста в 2017 году.

Пятая неделя называется Седмицей пальмовых ветвей: в течение этой недели читается молитвенное правило Марии Египетской, а в субботу на церковной службе вспоминается чудо спасения Лазаря Иисусом.

Шестая неделя Великого поста 2017 года названа цветоносной: в это время вспоминается и прославляется вход Господень в Иерусалим, а воскресенье называется вербным, поскольку обычно именно к концу шестой недели поста зацветает символ чистоты — верба.

Седьмая неделя называется Страстной седмицей и имеет особое значение для всех верующих: в это время вспоминаются страдания Иисуса Христа перед казнью и чудом Воскрешения.

Первый день посвящен воспоминаниям библейский сюжетов: разрушения Иерусалима, продажи Иосифа в рабство за 20 серебряных монет и проклятия бесплодной смоковницы.

Второй день посвящен чтению пророчества о Страшном Суде, ожидающем всех людей после смерти. Также в этот день читаются притчи.

Третий день посвящен воспоминаниям о предательстве Иуды, чтению молитвенного правила преподобного Ефима, а также таинству исповеди, очищающей душу в ожидании Светлой Пасхи.

В четвертый день все православные стараются приобщиться к таинству Причастия. В молитвенных правилах вспоминается Тайная вечеря и читается двенадцать страстных Евангелий.

Пятый день назван Днем скорби по неправедно осужденному и распятому Иисусу Христу: правила предписывают воздерживаться от любой пищи в течение всего дня. Читаются утренние Царские Часы, днем выносится Плащаница, а вечером во всех храмах совершается Чин Погребения Господа.

Шестой день назван Великой Субботой: в это время проводится Светлая Литургия, по окончанию которой освящается праздничная пища.

Великий пост заканчивается в Светлое Христово Воскресение , иначе называемое Пасхой. Проводится праздничная ночная служба, после которой православные могут вкушать любую пищу. Мы желаем вам мира в душе и внутренней гармонии. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

В среду вечером пятой недели Великого поста во всех православных храмах совершается особая великопостная служба - Мариино стояние. Читаются Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского целиком и житие Марии Египетской. Служба способна дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово.

Мариино стояние

На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), - а именно тогда была составлена служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской, - способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние - это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Житие Марии Египетской

Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним.

Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать. Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Она попробовала войти один, второй, третий раз, но когда и в четвертый раз ей что-то помешало оказаться в храме, женщина отступила. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой. Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». И вот она чувствует, что молитва услышана. Преображенная Мария у Креста Господня. Лицо залито слезами. Слезы нескончаемым потоком текут по уставшими глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?» Также неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой».

Преподобная Мария Египетская с житием. XIX в.

За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.

Поэтому, когда монах Зосима – очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека.

Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.

Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех.

Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.

Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.

«Золотая легенда», или Как Мария Магдалина превратилась в Марию Египетскую

Хосе де Рибера. Мария Египетская. 1651

В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним.

В художественной литературе и в фольклоре, в живописи, скульптуре образ святой также нашел свое отражение. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагинского, уступавшая по популярности в средневековой Европе только Библии. Одно из двухсот содержащихся в книге житий посвящено Марии Магдалине. И хотя мироносица Мария Магдалина - это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египетской, автор (не знавший ни греческого, ни иврита) заимствует для своего рассказа некоторые мотивы жития Марии Египетской. Он адаптирует их, приписывает Марии Магдалине некоторые из черт Марии Египетской. В «Золотой легенде» Мария Магдалина изображена как раскаявшаяся блудница, которая, придя ко Христу и осознав свою греховность, подвизалась в посте и молитве в пустыне. Тридцать лет ангелы ежедневно приносили к пещере, где она жила, просфоры.

Джотто. Мария Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы. 1307-1308

«Золотая легенда» вдохновляла скульпторов и живописцев эпохи Возрождения. Поэтому-то Мария Магдалина и у скульптора Донателло, и в картине Тициана, внешне напоминает Марию Египетскую. В Евангелии ничего не сказано о том, что Мария Магдалина была блудницей или жила в пустыне, но популярность «Золотой легенды» превратила персонажа Нового Завета в средневековую подвижницу.

Донателло. Мария Магдалина. 1454

Образ Марии Египетской нашел отражение и в литературе Нового времени. Мотивы ее жития встречаем и у Брехта, и у Гете, и у Достоевского, и у Замятина.

14 апреля по новому стилю, а также в воскресенье пятой недели Великого поста Русская Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. В 1912 году поэт Серебряного века, писатель и композитор Михаил Кузьмин в поэтических строках пересказал житие святой Марии Египетской и подарил его на день ангела 1 апреля своей знакомой, Марии Замятиной.

«Ведь Марию Египтянку
Грешной жизни пустота
Прикоснуться не пустила
Животворного креста.
А когда пошла в пустыню,
Блуд забыв, душой проста,
Песни вольные звучали
Славой новою Христа.

Отыскал ее Зосима,
Разделив свою милоть,
Чтоб покрыла пред кончиной
Уготованную плоть.
Не грехи, а Спаса сила,
Тайной жизни чистота
Пусть соделает Вам легкой
Ношу вольного креста.

А забота жизни тесной,
Незаметна и проста,
Вам зачтется, как молитва,
У воскресного Христа,
И отыщет не Зосима,
Разделив свою милоть:
Сам Христос, придя, прикроет
Уготованную плоть».