Смирение и его сила. Духовный маяк: советы православных подвижников XX столетия: О смирении и кротости


Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби – не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала “ ” – беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.

– Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

– Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

– Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

– Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

– Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

– Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

– Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

– Да, то, что в Евангелии написано. В Послании апостола Павла к галатам: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость…» (Гал. 6–7).

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

– Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

– Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал : «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

– Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

– Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Беседовала Тамара Амелина

Смирение

Не все люди, которые кажутся смиренными, обладают настоящим смирением. Некоторые лица, кажущиеся смиренными, на самом деле, может быть, гордые и не останавливаются ни перед чем, пока не добьются того, чего хотят. Затем есть и такие, которые пользуются маской ложного смирения, чтобы произвести впечатление на других.

Лицо, имеющее смирение, не привлекает неуместным образом внимание на самого себя или на свои способности.

Ещё одна польза смирения состоит в том, что она удерживает нас от хвастовства. Благодаря этому мы не раздражаем других и избегаем ставить себя в неловкое положение, если они не в восторге от наших достижений. Смиренный человек слушается совета и принимает наставление. «Наставительные поучения - путь к жизни». (Пр. 6:23) Гордые люди не принимают наставления; они думают, что они никогда не делают ничего неправильного. Смиренные люди, напротив, знают, что они делают ошибки, и благодарны за наставление. Если мы облеклись смирением, мы будем уважать других.

Люди соглашаются, что столкновения между народами и расовая борьба объясняются национальной и расовой гордостью. Но гордость - это противоположность смирению, и «погибели предшествует гордость и падению надменность». (Пр. 16:18) Для условий жесткой борьбы за власть или ресурсы, в которой каждый руководствуется собственными, а не общими интересами, характерно отсутствие или недостаток смирения. В современном обществе существует мнение, что хвастовство, амбициозность, желание выделиться, любыми путями прорваться вверх по служебной лестнице, позволяет достичь большего жизненного успеха, нежели смирение.

Бердяев о смирении: «Смирение есть раскрытие души для реальности… Считать себя самым страшным грешником - есть такое же самомнение, как считать себя святым…Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение её истине».

Другой вариант - смирение это целостное восприятие Жизни, так как ситуации и обстоятельства являются внешним отражением внутреннего состояния души человека. Смирение раскрывается у человека в процессе духовного роста и выхода за пределы собственного эго, активно контролирующего душу человека и ограничивающего её проявления через создание негативных реакций как способа самозащиты, что разделяет единый процесс осуществления Жизни. Необходимо разделять достоинство эго и достоинство Бога в человеке. Как правило происходит подмена последнего на первое и смирение обозначают как унижение достоинства эго-личности, забывая о том, что достоинство Бога унизить невозможно. Смирение - одна из высших добродетелей человека без которого любое «человеческое добро есть мерзость пред Богом» так как это внешнее добро есть лишь благообразная маска прикрывающая внутреннее несовершенство. Смирение не есть рабская покорность и подавленность, оно есть качество раскрытого божественного достоинства человека как творения Божия. Во многих основных религиях, таких как христианство, ислам , иудаизм, буддизм и др. смирение одна из добродетелей позволяющая человеку жить осознанно с Богом уже в этой жизни. За годы воинствующего атеизма в понятие «смирение», как и в другие добродетели, был заложен искаженный смысл, подменяющий истинное значение с целью утверждения жизни без Бога, что уже изначально является ложным так как до сих пор человек лишь открывает законы мироздания, изучает их действие, а не создает их.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Смирение" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    СМИРЕНИЕ, покорность добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Смиренное поведение по отношению к внешнему мируФилософская энциклопедия

    СМИРЕНИЕ, смирения, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. смирить смирять. Смирение гордости. 2. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. «Гордости лукавой в слова смиренья не рядил.» Хомяков.… … Толковый словарь Ушакова

    СМИРЕНИЕ, я, ср. 1. см. смириться. 2. Отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. Показное с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    смирение - А. Темы в Библии СМИРЕНИЕ как тема первого послания к Коринфянам: 1Кор 1:29 Б. Что предполагает смирение детскую доброту и чистоту: Мф 18:1 4 раскаяние: Ис 66:2; Лк 18:13,14 покорность Богу: 2Пар 34:27; Дан 5:22,23 взыскание лица Бога в молитве:… … Библия: Тематический словарь

    Смирение - положительное духовно нравственное качество личности, одна из высоких христианских добродетелей, означающая способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям их грехи, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Доверие и покорность Богу, умаление себя или признание своего ничтожества, когда оно относится к предметам высшего достоинства (B.C. Соловьев). Развитие в себе христианского смирения есть радикальное лечение души, потому что оно устраняет… … Русская история

    смирение - великое смирение глубокое смирение … Словарь русской идиоматики

    Смирение - (первоначально смерение, одного корня с мера, и означало «сдержанность, умеренность») – сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, скромность; обуздывание своих отрицательных чувств, стремлений. Я бился храбро, но… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В чем заключается настоящее смирение и как его обрести в нашей повседневной жизни, в чем оно должно проявляться? «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем» — сказал Господь, но, тем не менее, когда увидел менял в храме, взял кнут и прогнал их. Значит, кротость и смирение сердца не означают безропотность и не возбраняют решительных действий? Пишут: «Смиренный человек не творит своей воли, всегда творит Божию волю. Он смиряется перед другими людьми, потому что это образы Божии, и мы должны перед ними смириться». Но можно ли, например, смириться перед сектантами, которые стараются завлечь людей в свои сети? Или, чисто житейский случай — надо ли смиряться перед продавщицей, пытающейся продать испорченный товар? Как понять, где божий промысел, а где нет? Пишут: «Сердце смиренного человека уже молчит пред Богом, оно считает себя недостойным просить чего-то», Получается, нельзя просить у Господа милости? Но мы же просим её в молитвах. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам»?

Отвечает архимандрит Рафаил:

«Смирение — это состояние человеческого сердца, которое признает достоинство других и видит свои недостатки.

Смирение открывается нам, как глубокий мир и покой души, но описать его человеческим словом трудно – надо самому испытать, чтобы иметь о нем представление.

Смирение это — кротость, соединенное с мужеством, и смирением отличались многие прославленные воины.

Смирение не препятствует борьбе со злом и грехом; это мир – как действие благодати в сердце, а не примирение – как замазывание противоречий. Легче понять гордость, чем смирение, поэтому свойства, противоположные гордости, содержатся в смирении.

Гордость бывает двух видов: перед Богом и перед людьми. И смирение бывает двух видов:

1. Перед Богом. Когда человек знает, что ничего не может совершить без помощи Божией, и все доброе, что он когда-либо сделал, относит содействию благодати.

2. Смирение перед людьми. Это не внешние манеры, ни поклоны, и не бесконечные повторения: «простите», а желание во всех ситуациях оправдать другого человека и обвинить себя, поэтому смирение — это постоянная внутренняя готовность к жертве.

Насчет молитвы. Сердце человека молчит перед Богом в двух случаях: когда человек забыл о Боге, и когда благодать снизошла в его сердце; он не молится словами, а переживает благодати.

В Библии написано: «Воля Моя – ваше спасение» (или приблизительно так), поэтому всегда надо просить у Бога милости и помощи в деле спасения.

Что же касается конкретных жизненных ситуаций, то такие молитвы следует заканчивать словами: «Да будет воля Твоя», поскольку мы не знаем точно, какой выбор лучше для нас.

Итак, молитва о спасении души, о помощи в борьбе с грехом, – это безусловная молитва, где нет исключений. А молитва о совершении земных дел или земном благополучии, в некотором смысле, условна, и должна учитывать нашу ограниченность, которая не знает будущего.

Некоторые не получают просимое потому, что этот дар был бы для них неполезен, или преждевременен. То, что кажется противоречием, в отвлеченном, абстрактном мышлении, на самом деле, в молитве, становится простым и ясным. Человек должен иметь определенный опыт в молитве, чтобы спрашивать о молитве и правильно воспринимать ответ. Помоги вам Господи».

Обсуждение: 9 комментариев

    Забыл ещё один очень важный момент по поводу смирения. Есть простое и такое верное высказывание преподобного Макария Оптинского: «смиренным открываются таинства». Действительно, только если человек не оглушён, не ослеплён азартом — только тогда он и сможет понять, усвоить глубины истины и подметить проявления её на своём жизненном пути, не заблуждаясь в этом.
    Но поэтому для пользы смирения человеку нужно решить важную свою проблему — как быть твёрдым и энергичным на своём пути жизни и в то же время не впадать в азарт, не оглушаться, не сатанеть.
    В народе опасность такого оглушения давно осмыслена. Об этом, например, говорит ходовое выражение «злоба дня». Здесь явно подчёркивается, что насущное, затмевая всё остальное, есть то же самое, что и злоба. А она-то уж, ой, как известна в своей пагубности и сопричастности губителю…

    Ответить

    1. Евангелие нам красноречиво показывает жизнь Иисуса Христа, апостолов, окружающего народа, и фарисеев с садукеями и прочими учителями.
      Иисус Христос, не смотря на свое Божество, был смиренен и учил смеренному духу своих учеников и весь народ.
      Гордые фарисеи, которые жили только земной жизнью и думали только о своем возвеличивании, они не поняли всей великой мудрости и правдивости учения Христа. Действительно, они впали в большой азарт, преследуя только земные цели.
      Да, только смиренное сердце может вместить в себя истину христианского учения.

      Ответить

      1. Знаете ли, Михаил — не только лишь истину христианскую, но и в науке, в познании, изобретательстве, в войне даже — тоже так же. Как бы ни был охвачен горячкой вдруг пришедшего откровения, если не остудишься, не приведёшь себя в состояние, не более самодовольное, чем перед этим (то есть не задавишь себя СМИРЕНИЕМ), то непременно «напашешь», отклонившись от истинного, нередко даже более, чем если бы тебя вообще не осенило. Отчасти и поэтому часто говорят ретивым «Не горячись!». Верно, Истина любит ретивых, но способных, привлекая Высшее, эффективно управлять азартом. Здесь, несомненно, нужна неоднократная тренировка.

        Ответить

        1. Конечно, смирение не означает какую-либо пассивность. Смирение должно быть в сердце. А в поступках смиренный человек, который защищает свое Отечество, должен быть активным и отважным. Также и с теми, кто защищает истину. Одним смирением её не защитишь. Господь хоть и был смиренным, но когда выгонял продающих и покупающих из храма, он был в праведном гневе. К каждой отдельной ситуации нужен особый подход. А в сердце должен жить смиренный дух. Общий такой фон жизни христианина.

          Ответить

          1. Защиты только ли Отечества требует ретивость, доходящая до гнева и жесткости, глухоты к другим? -Когда мы встречаемся с калечением душ, умов, здоровья наших людей, наших детей, когда мы видим поругание того, на чём, собственно, и держится всё человеческое на Земле — разве можем мы быть хладнокровными, безразличными, лишь «уповающими»?!
            Нет — не давать отпора здесь — значит СОУЧАСТВОВАТЬ! И СМИРЕНИЕ здесь — в исполнении той Высокой Целительной Воли, которая идёт вразрез с губительной волею заблудших и осатанелых. И крушить здесь как следует — это и быть ИСТИННО СМИРЕННЫМ — пред Господом (а не пред уродами и их прихвостнями).
            Итак — главный вопрос: СМИРЕНИЕ — пред кем и чем? Не поставив этого вопроса, не ответивши на него, чаще всего скатываются к смирению пред собой-любименьким (хоть и знает человек при этом, что гадость делает, но смирился с этим ради СЕБЯ, да ещё и сиюминутного…)

            Ответить

            1. В данной публикации затрагивался вопрос частного характера. Смирение человека перед его какой-либо ситуацией, в коей затрагиваются лишь его собственные интересы. То есть, в данном случае, смирение действует как некое орудие против своего собственного эгоизма. Например, хочется что-то себе заполучить, и это «что-то» также хочет другой человек. Тут просматриваются два варианта дальнейшего развития, либо урвать себе, либо уступить — смирившись.
              Быть может пример и не слишком точный, не слишком удачный, но по этой схеме живут многие и многие люди. Большинство людей. Главное — получить свое, урвать себе, а не подумать о другом, и не смириться перед ситуацией.
              Эта тема довольно глубокая и крайне многогранная.
              Главная же суть смирения заключается в том, что бы человек пресекал свое эго, свои выгоды, которые ведут не ко спасению души, а к губительству оной.

              Ответить

              1. Соединяя всё, что говорилось о смирении, включая саму статью, напрашивается вывод, что смирение не есть ни цель, ни универсальное средство. Целью ВСЕГДА является единение со Святым Духом, Духом Истины, со Господом — во всех делах, на всём пути. Смирение же есть лишь хорошее СРЕДСТВО гашения в себе мирских, в т.ч. греховных влияний. Но оно и не всеобще и не единственно, особенно когда явно сталкиваются мелкое, личное, сиюминутное с Высоким, с Долгом, Призванием. Тут ДОЛЖНЫ действовать и другие средства.
                Потому и не случайно, что даже Спаситель не раз отставлял смирение и прибегал к иным средствам… И не только Спаситель. И поделом!

                Смирение ни в коем случае не является конечной целью. Это верно.
                Можно и ошибиться, излишне смиряясь в той ситуации, где нужно постоять за веру, за Отечество, за други своя.
                Умудри нас Господи!

    В наши времена, когда так много среди нас разных национальностей, уместно напомнить, что смирение как один из важнейших принципов, присуще и иным конфессиям. Например, само даже слово «Ислам» означает «смирение», «покорность» — перед чем, перед кем? — перед тем, что связано с волею их Божества — Аллаха. А вот в чём и когда конкретно проявляется эта воля, тут как и везде и у всех, нет единых взглядов, а, соответственно, и поступков, дел.

    Ответить

Смирение (кротость, простота) – евангельская добродетель, водворяющаяся в человеке действием Божественной благодати. Раскрыть сущность смирения нелегко. Под смирением часто имеют в виду смиреннословие – преднамеренное унижение себя перед людьми, унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным. Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный авва Дорофей. Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя (Мк.12:29-31)

Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. Игнатия Брянчанинова, он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

Отметим, что слово «мир» является корнем слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол (Флп.4:7). Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей (Мф.11:29).

Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

  • Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал.4:19).
  • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умение не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
  • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.

В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться (Лествица. 25:8).

*** *** ***

…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.

(Мф.11:29)

Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лк.14:11)

Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

(Лк.17:10)

Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.

св. Григорий Синаит

Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.

преп. Амвросий Оптинский

Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.

Н.А. Бердяев

Как бороться с гордыней?

Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты - тоже от Него. Все, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет - чем же гордиться? Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: "Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели". В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя надеяться нельзя. Спросят: "У тебя зубы больные?" Надо ответить: "Господь пока хранит, милует".

Один священник мне рассказывал: "Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи - опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову"... Нас хранит только благодать Божия! Себя нигде нельзя ставить вперед. Если Господь тебе дает энергию совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! "Не я, а Господь", - так апостол Павел говорил. - "Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15.10). Господь же говорит нам: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин.15,5).

Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова - подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: "Ты уже совершенный", он смотрел на стену и читал: "А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему? " "Любишь ли ты врагов? " И начинал себя обличать: "Все это - ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви". Приходит ему мысль и он читает: "Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит? " И говорит себе: "Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной". Так у него много было написано ответов на смещающие душу мысли от врага, и он сам себя обличал, смирял. Люди, подобные ему, так достигали смирения.

А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: "Господи, все спасутся, один я погибну". Смотрел на огонь печи: "Одна моя окаянная душа будет в огне гореть". И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах...

А один старец повелел загасить в большой печи огонь своему келейнику. Тот туда влез и мантией загасил его, и нисколько не обжегся - за послушание.

Были такие люди послушные: старец посылал переплыть через реку, кишащую крокодилами. Послушник осенял себя крестом и - в воду! Садился на крокодила верхом и на другую сторону реки переплывал. Они его не трогали - за послушание!

Бывало, старец давал сухую виноградную палку и велел идти за 5 км, воткнуть ее в песок и поливать каждый день; а когда оживет, зацветет и даст плод, принести ему. Приходилось послушнику каждый день ходить туда и обратно, поливать палку. За послушание эта виноградная сухая ветвь расцветала и давала плоды...

Давали рассаду капусты двум послушникам. Одному велели сажать обычно, а другому - корешками вверх. Представьте себе, если бы сейчас такое послушание дали современному послушнику! Он сказал бы: "Старец совсем обезумел. Какие глупости - сажать капусту вверх корешками!> А люди не рассуждали; потому что спасение начинается с послушания - "Благословите", и все. За послушание возрастали плоды добродетелей. Такие люди быстро достигали совершенства, становились святыми и получали вечное блаженство на небе.

Как избавиться от обиды?

Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь - это школа, а все, что нам попускает Господь - скорби, искушения - это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили...

Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних - и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: "Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась". И душа наша успокоится. А если мы начнем: "А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!.. " И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке.

Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках "компромат" на этого человека: "Вот, он такой и такой... "; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: "Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! " Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти "мысли" нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости - ни обиды, ни раздражения - не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: "Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет". А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: "Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю". А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: "Для чистых все чисто" (Тит. 1, 15), а грязному - все грязно.

Как вести себя, когда обидят?

Когда нас обидят, надо тут же вспомнить, что это не человек нас обидел, а злой дух, который действует через него. И поэтому нельзя в ответ обижаться, гневаться. А что же надо делать? Подойти к иконам, положить несколько земных поклонов, возрадоваться и сказать: "Господи, благодарю Тебя, что Ты предоставил мне такой урок для моего смирения, для очищения моей души от грехов". Как-то оптинский старец Никон полнил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: "А кто это мог написать? От кого письмо? " Но он тут же взял себя в руки: "Никон, это не твое дело, не надо допытываться, кто написал. Если Господь попустил, значит, так надо. Значит, есть у тебя грехи, за которые надо потерпеть". Если человек так себя настроит, у него все в жизни встанет на свои места. А то есть такие "христиане", которые так могут разобидеться, что начинают возмущаться, шуметь, а потом перестают разговаривать и могут неделю, а то и месяц молчать - таить зло и обиду. Бывает, что и надо сделать человеку замечание, что-то подсказать, но в этом случае надо всегда помнить слова премудрого Соломона: "Обличи разумного - он тебя возлюбит, не обличай безумного - он тебя возненавидит".

Один старец-священнослужитель писал о себе: "Я - как пес. Бывает, псу скажут: "Вон отсюда! " - он и отойдет подальше; отойдет и сидит - ждет, как дальше себя хозяин поведет. А если хозяин снова позовет: "Ну-ка, иди сюда! " - он опять хвостиком завилял и с любовью к хозяину подбегает, не помнит зла. Когда меня кто-то ругает, гонит, я отхожу от него. Но если человек приходит ко мне и кается, просит прощения, я опять с любовью его принимаю и на него не обижаюсь. Я только рад, что он пришел ко мне и покаялся".

Что делать, когда приходят искушения?

Если искушения приходят к человеку, значит их попускает Господь. Для какой цели? Господь говорит: "Терпением спасайте души ваши" (Лк. 21, 19), "претерпевший до конца спасется" (Мф. 10,22) И вот когда искушения приходят, и человек мужественно все переносит, то Господь за это дает награду, а самое главное - у человека внутри начинается возрождение души. А для того, чтобы легче было переносить страдания во время искушений, надо видеть в различных искушениях не нападки людей, а нападения злых духов. Через ближних действует диавол, и надо помнить об этом, и не обвинять людей. Если тот, на кого направлено это искушение, не принял его в свою душу - бес посрамлен. Но для того, чтобы не принимать близко к сердцу всякого рода искушения, надо пройти долгий путь тренировок отражения бесовских нападок. Как в спорте, например, в боксе, чтобы победить в бою, надо потрудиться в поте лица, тренироваться не один год. Бывает, что тебе уже кажется, что ты ловкий, сильный, все можешь, а начнутся соревнования, встретишься с противником, он тебя и побил, победил. И оказывается, что ты не такой уж и ловкий, не такой уж и сильный. Поэтому надо работать и работать над собой, пока не придет навык защиты. Точно такой же навык должен быть и у нашей души. Человек должен уметь защищаться от нападений врага. Поначалу будет трудно, но если мы будем постоянно контролировать окружающую нас действительность и свое поведение, мы научимся не принимать искушений. А потом, если удары посыплются со всех сторон, то у нас выработается иммунитет, нас будет хранить благодать Божия, и человек свободно будет проходить все виды искушений. Но повторяем: этому надо учиться. Все мы учимся чему-то, какому-то делу, для того, чтобы пропитать, сохранить тело; также надо учиться и тому, чтобы сберечь мир в душе. А мир в душе - это главное. Тело может увядать, а душа закаляется и становится все сильней, все мужественней. Апостол Павел говорит: "Сила Божия в немощи совершается" (2 Кор. 12,9).

Тот человек, который работает над собой, достигает таких высот, что если его постигают скорби или болезни, он начинает им радоваться. Господь говорит: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" (0ткр.3,19). Значит, в это время Господь обратил внимание на нас и попустил нам искушения для спасения нашей души. Если человек все мужественно переносит, он свою душу в скорбях очищает. Есть такие люди, у которых скорбей, болезней, напастей очень много, и они никого в этом не обвиняют, на Бога не ропщут, на ближнего на обижаются, а радуются всем выпавшим на их долю испытаниям. А вот если мы здоровы, как быки, никаких у нас скорбей нет, нет и болезней, то мы неуправляемы, нас обуздать нельзя; вот тогда надо рыдать и плакать, вот это настоящая беда!

Если мы на козни беса не попались, выстояли, надо все равно быть начеку, он новое начнет замышлять, начинает сети ставить в другом месте. Например, человек не обиделся, когда его оскорбили. Ближний его ругает, а ему все равно, тот клевещет, сплетничает, а он и не берет во внимание. Бес начинает с другой стороны подкрадываться; подойдет к человеку и начнет ему нашептывать: "Ну, вот, ты все перетерпел. Какой ты молодец, ты уже достиг совершенства". И начинает расти гордыня. А как только человек возгордится, начинается падение. Потому смирение - это главное. Когда человек не превозносится, считает, что он прах, у него есть защита от Бога, Господь покрывает его Своею благодатию. "На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного", - говорит Он. - "Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим" (Мф. 11,29).

Как научиться не раздражаться?

Две женщины прожили в мире пятьдесят лет и ни разу не поругались. Одна говорит:

Слушай, мы с тобой ни разу не ругались. Давай хоть раз поругаемся!

Давай, а как?

А вот будем стирать, я воды налью и скажу: "Вынеси", а ты не выноси. И мы поругаемся.

И вот, началась стирка. Первая налила воды и говорит:

Ну-ка, быстро вынеси!

А вторая... схватила ведро и уже на улице. Так они и не смогли поругаться.

В одном журнале было написано про старика-долгожителя. Приехали к нему медики спрашивают:

"Как Вы жили? "

Всегда спокойно. Никогда не раздражался, ни с кем не ругался, не спорил...

А они все хором:

Да не может быть, что Вы никогда не спорили!

Ну, может, было...

Верим. Вы даже с нами не стали спорить.

Как избавиться от уныния?

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, - благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние. Особенно часто в унынии тот, кто нераскаян в грехах - душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: "А я каюсь! " Каяться на словах, одним языком - это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра "вымытая свинья снова идет валяться в грязи" (2 Петр. 2,22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна. Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо...

Наш путь христианский - ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: "Всю жизнь ты болтал - теперь хватит! Принимайся за дело - читай молитву. Не хочется? Заставлю! "

Если уныние только пришло, только началось - открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить - если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает - и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа - сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: "Господи, до чего бесы обнаглели - уже из келий насильным путем вытаскивают!" Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: "Господи, что же Ты не помогаешь? " А Господь и говорит ему: "А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог".

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: "Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке и конь рванул в сторону - бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив". И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его... Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

Что выше: смирение или послушание?

Если у человека нет послушания, то это означает, что у него нет и смирения. Смирение рождает послушание. Приходилось видеть смиренных людей - такая с ними радость! Такая благодать! Такому человеку говоришь: "Подойди ко мне". И человек не идет, а бегом бежит: "Батюшка, слушаю Вас". Ему благословляешь какое-то послушание, а он: "Хорошо, сейчас все сделаю". А когда гордому человеку что-то скажешь, он еще подумает: подойти к тебе или нет. Если и подойдет, спрашивает: "Чего хотел? "- "Ну, я хотел, чтобы ты пошел картошку почистил". - "Еще чего не хватало! Я - и чтоб картошку чистил! " - "Ну, хорошо, иди подежурь". - "Не пойду дежурить". - "Ну, идем чаю попьем". - "А - чаю? Чаю можно"...

Со смиренным человеком так приятно! Вы никогда не увидите этого человека раздраженным или обиженным, не услышите, чтобы он возвышал голос, чем-то возмущался. Куда бы этого человека не послал, он везде доволен, всем рад. Любое послушание выполнит, потому что он смиренный. И таким людям Господь дает здоровья, а самое главное - душевный мир, радость, покой.

Ребенок пяти лет хочет научиться смирению. Возможно ли это в таком раннем возрасте?

Смирению надо учиться с ранних лет. Это правильно. Главное - жить не "как я хочу", а по родительским наказам. Что сказали, то и надо выполнять, и не с недовольством, а с радостью, с готовностью. Тогда будет воспитываться не внешнее, наружное смирение, чтобы похвалили, а настоящее, глубокое смирение, которое угодно Богу. Смиренная душа всегда легка и радостна, всем несет свет и любовь.

Когда учишься смирению, нельзя раздражаться, возмущаться. Нельзя плакать от обиды, что куда-то не взяли поехать, куда-то не отпустили, что-то не разрешили. Надо понимать это так: "Значит, мне это не благословил Бог, Ему это не угодно, а мне не полезно". И спокойно сесть, учить уроки, как велит мама.

Как переносить неприятности? Как смириться гордому человеку?

Гордого человека узнать не так уж трудно. Если он горд, он всегда поднимает шум, крик. Из него извергается огромный поток нечистоты.

Если православный искренне хочет избавиться от гнева, от крика, научиться никогда не стучать по столу кулаком, не хлопать дверью, не бросать телефонную трубку, посуду на пол, ему надо - как основу - понять: "Я перед Богом ничто! Все в Его власти, и Он попустил мне это искушение. И чего же мне бесноваться?"

Для того, чтобы достигнуть полного незлобия, надо всецело предаться в руки Божий, уступить место Богу, помнить все, что происходит с нами в течение дня, попускается Промыслом Божьим, который заботится о нашем спасении. Господь желает нам очиститься и войти в Небесные чертоги. А войти туда можно, только став святым. Святость - это незлобие, непорочность, безстрастность. Безгрешных людей нет- один Господь без греха. Но настрой души на святость и стояние пред Богом с чистым, нелукавым сердцем и есть святая жизнь.

Кто-то вас оклеветал? Мы можем на клевету обидеться, оскорбиться... А можем в этот момент вспомнить, как безгрешный Господь понес клевету и сплетни, наговоры во искупление нас от вечной смерти. Безгрешный Господь! А мы-то не без греха! В этом невиновны, в другом согрешили!

И если вовремя вспомним, что Господь нам заповедал любить ближнего как самого себя, то ради ближнего, который нас в данную минуту оскорбляет, потерпим. Господь его, как и нас, искупил Своею Кровию. Значит, Он любит его так же, как и нас. Ближний наш дорог Господу, неужели мы сможем нанести какой-то вред тому, кем дорожит Сам Бог? Просто у нашего ближнего такой период, когда он ослаб духом, - так нельзя же слабых "добивать", надо им простить их слабость!

Если мы все перенесли и Бога поблагодарили за искушения, то душа умиротворяется. Поверьте, умиротворяется не столько нашими усилиями, сколько милостью Божиею. Ведь Он наблюдал за нами и видел, что мы сделали усилие и подавили свой гнев, свое возмущение. И за это усилие Он дарует нам Свой мир, Свою любовь. Это великая награда! Ни постами, ни многочасовыми молитвами, ни бдением не получить так быстро этого дара, как терпением и смирением. Смирение - вот оружие, отражающее все нападки и козни бесов.

А ближний, который "разошелся" на нас, но не встретил вражды, тоже начинает понимать, что он ослабел духовно. Он попросит у нас прощения, пойдет покается на исповеди. Так мы сами не нагрешили и своим примером спасли ближнего от погибели. В покаянии Господь очистит его от греха и не вспомянет ему об этом, а если не покается, это на его совести. Молитесь за своих обидчиков, как молился на Кресте Сам Господь за распинавших Его.

Постигла нас любая скорбь, неприятность. Надо сразу взять себя в руки, не раскисать, не отчаиваться и сказать: "Значит, так Богу угодно, чтобы я преодолел эту беду."

Если к нам приходят друг или подруга и у них беда, то мы начинаем подыскивать слова, чтобы их утешить. Точно так же мы и себя должны утешать. Скажите себе: "Что ты разволновался? Утешься, что ты дергаешься? Самому действовать не надо, куда-то бежать, что-то предпринимать. Господь смотрит, как ты воспримешь это. Начнешь суетиться или дождешься, когда Он Сам избавит тебя от беды. Ведь Он-то все знает лучше тебя." Вот так смиримся и добавим: "Успокойся, все пройдет. Все перемелется, перетрется. Посмотри, сколько бед в твоей жизни было - и все как-то более или менее благополучно закончились. Это не смертельно." Так уговариваем себя, и в душе все успокаивается. Не надо ни бритву искать, чтобы вены порезать, ни веревку.

Бывает, что враг внушает: "Не держи в себе гнев, а то еще заболеешь. Скажи все ближнему, пусть увидит, что ты о нем думаешь!" Это сатанинский дух. Он живет в гордом человеке, питается отрицательной энергией. Если мы его давно своими страстями "не кормим", давно ни на кого не гневались, он может устроить искушение, чтобы мы вышли из себя. А когда предадимся воле Божией, он остается голодным. Раз перетерпели - он остался голодным, второй, третий, десятый - он совсем сник. Не будет у него сил злить, и он нас оставит, потому что ему нечем будет поживиться.

Когда бес бывает так посрамлен, когда не выходит у него искусить кого-то на грех, на зло, он с гулом летит в преисподнюю. А там его наказывают, задают порку, мучают. А к устоявшим посылают бесов посильнее. Раз слабый бес не смог совладать с человеком, значит, более искусный в кознях посылается к нему. Человек, может, не сразу победит более сильного беса, а потом и с ним научится бороться. Так возрастает человек в смирении.

Запомните: с нами Бог, с нами Божия сила смирения! С нами Матерь Божия! С нами Его святые угодники! С нами Его Небесные силы! Один Ангел Господень сильнее тех бесов, которые нас тучами одолевают. Почему? Да потому, что он - Ангел Божий. А где Бог, там правда, там победа! Иначе и быть не может!

Почему так важно для православного христианина обрести смирение? Так ли это необходимо в деле спасения человека?

"Жизнь духовная должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива, а паче смиренна. Смирение есть без труда спасение. Смирение сердечное есть первое и главнейшее основание "дома душевного монашеской жизни", - говорит преподобный Феофан Новоезерский. И приводит слова Евангелия: "Научитеся от Мене, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим."

Смирение - основа нашего спасения. У Давида-псалмопевца написано: "Смирихся, и спасе мя Господь". Все подвиги, которые человек совершает в земной жизни: пост, молитва, бдение, телесные труды, милостыня, - не цель, а средство к достижению цели. А цель эта - смирение. Когда человек смирился, тогда все в его жизни становится на свои места.

Когда человек себя настроит так, что он ноль пред Богом, ничто, тогда Господь начинает творить в его душе Рай - Царство Небесное.

У нас много желаний. Например, у девушки есть желание выйти замуж, родить ребенка. Другой хочет иметь много денег. Третий - приобрести видео. Желаний много, мы должны их ограничивать и даже отсекать, если они мешают нашему спасению.

Допустим, кто-то скажет: "Мне хочется жениться." А нужды особой к этому нет - человек не готов нести ответственность ни за прочность брачного союза, ни за детей, которые могут родиться, ни за их воспитание. Говорим ему: "Это желание у тебя пройдет. Надо отсечь его." Вот тут и начинается подвиг, проверяется смирение. Или кому-то захотелось иметь машину "Мерседес". Ну и что, что" захотелось"! Надо это желание отсечь, потому что он и водить машину еще как следует не научился, может кого-то убить, да и средств на покупку только треть. Значит, занимать придется, в долги залезать. А если разобьет машину, еще не выплатив долги? Совсем плохо... Короче - не полезно ему машину покупать, нет воли Божией. Другому "захотелось быть в Думе", а возможности туда пройти нет. Такое желание мы отсекаем. И так в каждом деле надо управлять своими желаниями, начинать с малого: хочется досыта наесться, надо это желание отсечь - поесть немножко. Есть надо столько, чтобы, если пригласят после обеда куда-то в гости, можно было бы еще столько съесть.

Люди, когда готовят себя для вечной, блаженной жизни, уже в этом мире живут свято, стараясь все терпеть. Жил такой смиренный монах. Шел он однажды по дороге, а бесноватая женщина, блудница подошла к нему и ударила его по щеке. Он смирился и подставил другую. Она его и по другой щеке ударила. Он снова подставил. И бес в этой блудной девице зарычал от злости, вышел из нее, и она выздоровела. Потому что смирения диавол терпеть не может.

Вспоминается еще один интересный случай. Епископ Спиридон Тримифунтский однажды вошел к царю во дворец. Одежда на нем была такая простенькая, что царский слуга подумал, что это вошел попрошайка, какой-то нищий и ударил его по щеке. Святитель ни слова не сказал, с умилением посмотрел на слугу и подставил ему другую щеку. Видя его смирение, слуга упал в ноги святому: "Отче, прости меня, я думал, что ты человек с улицы, посторонний. А ты совсем не простой человек". Слуга увидел его святым.

Многие могут соблазниться и возмутиться: "Так что же мы должны всем подставлять щеки?" И вот один такой человек прочитал Евангелие, нашел слова Христа "...ударили пб левой, подставь правую щеку..." Побежал в мужской монастырь. Встретил одного монаха, говорит: "Читай, что написано". - "Христос говорит, что если тебя ударили по одной щеке, надо подставить другую, не мстить". - "Вот тебе, на!" - и он ударил этого монаха по одной щеке, по другой. Так он к одному, к другому, к третьему подбегал. Все терпели, сдачу не давали. Искушал братьев в монастыре, всех бил. Увидел одного послушника, тот новенький, еще не знал смиренной монашеской жизни. Подошел и к нему, дал и ему Евангелие прочитать. Потом ударил его да идти собрался. А послушник его останавливает: "Подожди. А вот в этом месте написано: "Обратихомся и попрахом", "Какой мерой меряешь, такой и тебе отмерится". Развернулся и как дал ему. Тот, бедный, пробкой вылетел из монастыря.

Смирение - великое дело. Все раздоры - семейные, государственные, национальные - бывают на почве нашей гордыни. Мы о себе высокого мнения, тщеславные, самолюбивые. Хотим, чтобы все о нас знали, говорили о нас хорошее. Так наша гордыня еще больше растет. В человека входит демон гордыни, живет в нем, питается этой страстью.

А тот человек, который думает о себе, что он последний, перед всеми смиряется, наполнен благодатью Божией. Вспоминается пример из жизни преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского. Пришел он к великому князю Изяславу в гости. Тот принял его с любовью, долго с ним беседовал. Хозяин его задержал допоздна, а идти преподобному пешком было очень далеко. Уже ночь настала. И попросил князь слугу отвезти преподобного на княжеской карете. Слуга подумал, что гость простой, какой-нибудь сборщик податей. И говорит ему: "Давай-ка садись, правь, а я посплю". Старец сел вместо кучера и правил. А когда утром слуга проснулся, то увидел удивительное: вельможи ехали ко князю Изяславу, и, встретив преподобного Феодосия, все кланялись ему. Слуга все удивлялся, но не понимал, в чем дело. Когда же они въехали в монастырский двор, вся братия вышла встречать своего игумена, поклонились ему низко и брали у него благословение. Конечно, старец не был о себе высокого мнения. Он смиренно правил упряжью, вез спящего слугу. А смирение все побеждает - и козни вражьи, и замыслы лукавого, и неприязнь ближних.

Почему Господь от нас ждет смирения? Потому, что Он создал наше тело из праха земли и вдохнул в лице дыхание жизни, душу разумную, безсмертную. И какие нам Господь дал таланты - все они не наши, а Господни. Наши же у нас только грехи. А грехами гордиться, похваляться есть высшее безумие.

У святых отцов написано, что, если хочешь стяжать смирение, проси у Бога поношений, оскорблений. Но ведь этот путь не каждому по силам. Как же достичь смирения на практике?

Просить у Господа поношений могут только те, кто уже чего-то достиг, встал на какую-то духовную ступень. И для большего подвига они просят Господа, чтобы Он послал им смирителей. Когда человек в молитве просит:

"Господи, дай мне смирения, терпения, послушания, значит, он просит у Господа возможности смириться с чем-то или с кем-то, чтобы кто-то оскорбил, обидел, втянул в какую-то неприятность. Пришла неприятность? Мы должны взять себя в руки и сохранять спокойствие.

Верно ли, что любое послушание, выполненное со смирением, Господь оборачивает во благо послушника?

Мы знаем из святых отцов: если послушник по договоренности с духовником полностью вверяет себя в его руки и все выполняет со смирением, Господь его От падений защищает. Но такие отношения могут быть только в монастыре, к мирянам это не относится, они этого не поймут. Для них главное - получить Божие благословение на учебу, на брак, устроиться на работу.