Смерть вещего олега. Как погиб Вещий Олег на самом деле


Жизнь коротка, искусство вечно.

Первые убедительные свидетельства о музыкальных инструментах относят к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с помощью их производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости (этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов). Также изготовляли погремушки из черепов, которые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию. Самыми древними инструментами были ударные. Идиофон - древний ударный инструмент. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм. Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты(37 000 лет). В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения тот же, что и у современных флейт!!!

Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображения древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство которых, находится в Пиренеях. Так, в пещере Gogul рядом представлены "танцующие" фигуры, "несущие смычки". "Игрок на лире" ударял по струнам ребром кости или дерева, извлекая звук. В хронологии развития изобретение струнных инструментов и танец занимают одно временное пространство.

В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине.

Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

В это время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья.

В отверстия в дереве проделывали и закрепляли нити, после чего, музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул(этот гул напоминал голос духов). Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (XXХ в. до н.э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия. Несмотря на примитивность способа изготовления подобных инструментов, такая техника долго сохранялась в некоторых частях Океании, Африки и Европы!!!

Полностью сохранившаяся флейта возрастом 37 тысяч, лет и сделанная из кости хищной птицы обнаружена в пещере в Швабских Альбах в юго-западной Германии.

Сохранившаяся целиком флейта с пятью отверстиями для пальцев и V-образным "мундштуком" была выполнена из лучевой кости хищного подвида грифона (предположительно, белоголовый сип. – авт.). Также вместе с ней археологи отыскали и куски еще нескольких флейт, но сделанных уже из костей мамонта.

Музыкальный инструмент из кости птицы был найден в том регионе, в котором похожие инструменты ранее уже находились, говорит руководитель исследования Николас Конард из Университета Тюбингена, однако эта флейта «самая сохранившаяся из всех когда-либо найденных в пещерах». До сих пор подобные древние артефакты попадались крайне редко, и главное – не позволяли установить дату появления музыки как культурного явления в обиходе человечества.

Для установления наиболее точной датировки обнаруженных инструментов были проведены независимые лабораторные анализы в Германии и Великобритании. И в обоих случаях проявилась одна и та же дата – 37 тысяч лет давности, бывшей в эпохе Верхнего Палеолита. Древнейшая флейта дает археологам повод допускать то, что местное население имело свою собственную культуру и традиции. Древнейшие флейты – яркое свидетельство наличия музыкальной традиции, которая помогала людям взаимодействовать и укреплять социальное единство.

Николас Конард вместе с группой археологов из Тюбингенского университета обнаружил флейту из бивня мамонта в пещере Гайсенклостерле под Блаубойреном. Это одна из трех древнейших в мире духовых инструментов, найденных археологами. Все три обнаружены в пещере Гайсенклостерле, однако последняя находка сильно отличается от двух предыдущих. Это не просто музыкальный инструмент, но и, несомненно, предмет роскоши.


С помощью радиоуглеродного метода исследователи датировали возраст слоя отложений, в котором находились обломки флейты, от 30 до 36 тысяч лет. Это значит, что флейта из бивня мамонта на тысячу лет моложе, чем костяная флейта, найденная на этом же месте в 1995 году. Второе исследование помогло окончательно определить возраст музыкального инструмента - около 37 тысяч лет.

Ценность флейты из бивня мамонта заключается не в ее рекордном возрасте, а в ее значении для дискуссии о зарождении культуры.

Теперь мы можем утверждать, что история музыки началась около 37 тысяч лет назад, - подчеркивает Конард.

В то время в Европе еще жили последние неандертальцы, которые сосуществовали с первыми людьми современного типа. Благодаря этой флейте мы знаем, что обитатели территории нынешней Европы во время ледникового периода в культурном отношении были не менее способными, чем современные люди!!!


По мнению Конарда, отдельный музыкальный инструмент ледникового периода мог быть случайностью, но после третьей находки следует признать, что о случайности не может быть речи. Музыка была важной составляющей жизни древних людей. Об этом говорит тот факт, что в одной пещере найдено три флейты. Археологические находки ледникового периода это непропорционально крошечные «выборочные пробы» из всего комплекса материальной культуры. Фридрих Зеебергер, специалист по археологической музыке, реконструировал флейты ледникового периода. Оказалось, что на них можно исполнять разнообразные приятные мелодии. Инструмент из огромного бивня мамонта резко отличается от своих собратьев, изготовленных из птичьих косточек. Сделать его было крайне трудно, так как бивень очень твердый и изогнутый. Мастер расщепил бивень в продольном направлении, старательно выдолбил половинки длиной 19 сантиметров и снова соединил их. Звук у такой флейты был более глубоким и громким, чем у флейт из птичьих костей.

Если человек вложил столько труда в изготовление флейты, значит, он придавал большое значение звукам музыки. Возможно, его соплеменники пели и танцевали под наигрыши флейты, беседовали с духами предков.

Также рядом с флейтами была обнаружена так называемая Швабская Венера:


Во время раскопок стоянки первобытных охотников в Мезине 1908 году были сделаны интереснейшие открытия, в их числе была и статуэтка подобная Швабской Венере и целый оркестр музыкальных инструментов.

Про одну из находок я уже писал - https://cont.ws/@divo2006/439081 - На территории Российской Империи найден календарь 20000 давности, который объединяет и объясняет многие календарные системы распространенные позже по все Земле!!!

На месте жилища в Мезине нашли целый “оркестр”, состоящий из костяных трубочек из которых были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Такими были первобытные музыкальные инструменты. Исполняемые на них мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими.



Примерно 30 лет назад была проведена реконструкция звучания данных инструментов, и сегодня вы имеете уникальный шанс услышать музыку которую играли наши предки 20000 лет назад.



Концерт на древнейших музыкальных инструментах возрастом 20000 лет. (реконструкция).

Также хотелось бы обратить ваше внимание на то что между находками в Европе и в Мезине прошло примерно 19000 лет, они разделены тысячами километров, а человек интересуется музыкой, изготавливает предметы культа, идентичные друг другу, и внимательно следит за движением видимых небесных тел, и фиксирует свои наблюдения, в виде орнаментов, на изделиях из костей мамонтов. При этом методы обработки костей не понятны, и не подвластны нам и сегодня.

Современная наука уверяет нас что люди прошлого были исключительно примитивными и мало чем отличались от обезьян. Но как тогда объяснить ювелирные изделия в денисовской пещере Алтая возрастом 50000 лет, музыкальные инструменты представленные в этой статье, руническую письменность на Венере из Воронежской стоянки, сложнейшие астрономические наблюдения и расчеты из Мезина 20000 лет, и Ачинского жезла 18000 лет, и многое другое.


Музыкальные и н с т р у м е н т ы Знакомство детей с историей музыкальных инструментов .

Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Чарующие звуки золотой кифары возвещали появление златокудрого Аполона. Никто не мог сравниться с ним в игре на этом дивном музыкальном инструменте, и когда фригийский сатир Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание со своим музыкальным инструментом - тростниковой флейтой в р уках, он жестоко поплатился за свою дерзость.

Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.

В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры . Глиняная табличка с нотной
записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака).

Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов " является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.

С чего же начинались музыкальные инструменты? Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой.

Самые известные первобытного человека :


Это интересно
Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.

Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

Постепенно появились более совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.

http://www.muz-urok.ru/muz_instrument.htm

Вещий Олег – одна из самых загадочных фигур в русской истории. Кем он приходился Рюрику, ходил ли на Царьград и, наконец, о какой его смерти «за морем» упоминают русские летописи – на все эти вопросы еще только предстоит ответить.

Основатель Древнерусского государства

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии – Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

Поход, которого не было

Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище – «Вещий». Согласно «Повести временных лет», князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда.

Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии.

Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.

Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля – Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

А была ли змея?

По преданию, описанному в «Повести временных лет», князю была предсказана смерть от любимого коня. Олег приказал увести его и вспомнил о зловещем пророчестве лишь через несколько лет, когда тот давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и, встав одной ногой на череп, произнес: «Его ли мне бояться?». В тот же миг, из черепа выползла змея, смертельно ужалившая князя.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная спустя несколько веков после смерти Олега. Легендарному князю-воеводе – легендарная смерть. Подобный прием, который частенько применялся и в других странах средневековой Европы, придавал исторической фигуре еще большее значение в глазах потомков. Причем, зачастую разные авторы использовали одну и ту же историю. Так, в одной исландской саге рассказывается о викинге Орварде Одде, которому еще в молодые годы была предсказана смерть от его коня. Чтобы не дать судьбе свершиться, Одд убил животное, бросил в яму, а труп завалил камнями. В результате, смерть в лице ядовитой змеи настигла его, как и Олега, на могиле убитой лошади: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро».

На сегодняшний день не установлено, кто у кого позаимствовал оригинальную идею. Точную дату истории смерти Олега в «Повести временных лет» установить достаточно сложно, поскольку летописный свод не раз переписывался. Известно лишь то, что Орвард Одд, в отличие от Олега – вымышленный герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий позднее XIII века. Возможно, печальная кончина в лице змеи – изначально скандинавский сюжет, попавший на Русь вместе с варягами и получивший свое новое воплощение в местных преданиях об Олеге. Хотя, некоторые исследователи полагают, что герой скандинавских саг Орвард Одд и Олег – одно и то же лицо.

Персидская эпопея

«Повесть временных лет» является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное – конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега – «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе – Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Вместе с войском погиб и их предводитель. Некоторые историки считают, что «гибель за морем», упоминаемая в Новгородском версии – смутное, но верное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, а не на территории городища Ладоги от «от коня своего».