Слабая цнс. Эффект торможения нервной системы


Человек устроен так, что он практически ежедневно переживает за своих близких и беспокоится о важных для него вещах, ведь современная жизнь постоянно подкидывает ему стрессовые ситуации. Все это оказывает негативное воздействие на центральную, а также вегетативную нервную систему. Причем подобное воздействие не проходит бесследно. Негативные эмоции приводят к развитию физических и психических патологий. Ведь нам известно, что «все болезни от нервов».

Нервная система и ее сила

Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.

Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС - слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.

Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.

Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.

При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.

Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Связь тела и психики

Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.

Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.

Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.

Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.

Закаливание

Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.

При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:

  • производить постепенное увеличение степени охлаждения;
  • выполнять процедуры регулярно.

Физическая активность

Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.

При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.

Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.

Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.

Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:

  • аэробика;
  • скалолазание;
  • йога;
  • фитнес;
  • пилатес;
  • боевые искусства.

Важнейшее условие при этом - регулярность и качество проводимых занятий.

Вредные привычки

Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека - главное условие здоровья организма.

Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.

Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.

Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.

Правильное питание

Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:

  1. Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
  2. Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
  3. Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
  4. Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
  5. Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.

Режим дня

Придать нервной системе больше сил может здоровый и глубокий сон. Во время отдыха происходит восстановление организма и обновление клеток.

А вот ранние просыпания, частые пробуждения, поверхностный сон и недосыпы расшатывают нервы. При отсутствии нормального отдыха человек становится апатичным и вялым, он с трудом концентрируется и плохо соображает. Нередко недосыпы проявляются в общении в виде вспышек агрессии и раздражения.

Природа

Существует еще один идеальный помощник, позволяющий сформировать крепкую психику и здоровую нервную систему. Это природа, которая лечит сама. Человеку понадобится только покинуть черту города, сесть на берегу реки и начать любоваться солнцем, которое отражается в воде. Общение с природой делает человека одухотворенным и умиротворенным. Оно приводит в норму нервную систему и порой излечивает даже физические недуги.

Сильная нервная система характеризуется большей выносливостью, т.е. длительной работой без заметного утомления, без снижения эффекта. Правда, многократно проведенные эксперименты, в которых выявлялась возможность добиться значительных успехов в труде подростков с сильной и слабой нервной системой, показали, что в группах «успешных», оказывалось примерно одинаковое число лиц с сильной и со слабой нервной системой. А вот в группах «не успешных» испытуемых со слабым типом нервной системы оказалось в шесть раз больше. Значит, хорошо трудиться можно независимо от силы или слабости нервной системы.

Слабая нервная система не мешает достижению высокой производительности труда. Но от представителей этой группы требуются большие волевые усилия для овладения профессией и успешного выполнения своих обязанностей.

В спокойной обстановке лица со слабой нервной системой проделывают гораздо больше контрольных и профилактических действий, чем их более «сильные» товарищи. У них более ярко выражено состояние тревожности. В более сложной обстановке (когда, например, не заводится автомашина на глазах у товарищей, хотя только что работала нормально) у слабых отмечается значительное уменьшение ориентировочных и исполнительных действий. У сильных количество ориентировочных актов несколько увеличивается, а количество контрольных и профилактических действий уменьшается, но не в такой степени, как у слабых.

Таким образом, при неполадках, тактика поведения у сильных и слабых людей неодинакова. У первых - тактика быстрая и раскованная, у вторых - медленная, но более верная. Сильные действуют быстро, несмотря на неясный диагноз, а слабые - намного медленнее, но зато вернее уточняют диагноз. Но только в том случае, если их не ограничивают во времени. (Здесь и далее мы говорим только о крайних выражениях того или иного качества, но, конечно, есть целый ряд промежуточных ступеней, где те или иные отклонения выражены намного слабее.)

При выполнении различных видов практических работ, «сильные» охотно работают в коллективе, «слабые» предпочитают индивидуальные формы труда. «Сильные» с большим удовлетворением выполняют новую, незнакомую работу. «Слабые» предпочитают делать то, что хорошо знают, к чему привыкли. Любят однообразную работу с не меняющимся ритмом, например сборку на конвейере.

У живых, подвижных, импульсивных личностей, преобладает положительная мотивация (импульсивность - особенность поведения, непосредственная реакция на внешний раздражитель, действие без предварительного обдумывания). Они уверены в своих силах, не боятся рисковать, общительны, любят работать в больших группах. При неудачах не расстраиваются, а снова принимаются за неудавшуюся или новую, нередко более трудную работу.

Они не любят заранее планировать, а контроль за результатами осуществляют в ходе действий. Услышав вопрос, сразу начинают отвечать. Охотно выполняют одну и ту же работу только в том случае, если каждый раз в трудовой процесс включается что-то новое. Процессы возбуждения у них в большинстве случаев преобладают над тормозными.

Чаще всего у них сильная нервная система — высокий уровень притязаний (уровень успехов, на которые претендует личность).

Данная статья написана для людей, которые прошли период отвыкания и учатся жить без алкоголя. Мы поговорим о возбуждении и торможении нервной системы зависимого человека.

Принцип функционирования центральной нервной системы

Наша центральная нервная система (ЦНС) функционирует следующим образом.

При возникновении «изменения», «внешнего возмущения», например:

  • задача на работе;
  • решение вопроса с человеком;
  • любая ситуация, требующая повышенной активности.

ЦНС реагирует определенным образом, происходит возбуждение . Внешне оно выражено в:

  • повышенной концентрации,
  • учащении сердцебиения,
  • повышенной внимательности,
  • выделении большей энергии, чем в обычном состоянии.

Все это нужно для того, чтобы решить возникшую проблему, либо пройти период возмущения, адекватно среагировав на него.

Возбуждаясь, центральная нервная система затрагивает и другие системы функционирования организма:

  • мозговую активность;
  • сердечно-сосудистую систему;
  • энергетическую систему.

Весь организм начинает работать на более высоких оборотах. И это нормально: так мы без проблем решаем возникшую проблему или ситуацию.

После того, как проблема или ситуация разрешена, центральная система «тормозит» и возвращает себя в прежнее состояние «умеренного функционирования». Все остальные системы организма также приходят в норму. Через некоторое время после ситуации (20 -30 минут), мы успокаиваемся и продолжаем жить в размеренном темпе.

Так функционирует центральная нервная система, приводя организм в то состояние, которое требует ситуация.

Алкоголь и другие наркотики (никотин и т.д.) влияют на этап торможения. Вспомните, какую причину вы выдвигаете, когда пьете?

  • Проблема в жизни.
  • Проблема в отношениях.
  • Нужно расслабиться.
  • Нужно сбросить напряжение.
  • Хочу почувствовать себя хорошо.

На самом деле в итоге вы заменяете употреблением алкоголя естественный процесс «торможения» психики. Постепенно организм перестраивается на «продиктованный» ему сценарий. Теперь мы легко возбуждаемся, но остановится все труднее. Организм увидел, что вместо того, чтобы дождаться естественного торможения системы, мы принимаем суррогат в виде алкоголя, никотина, которые «успокаивают» и «расслабляют». Так мы получаем торможение, когда находимся в зависимости.

Какой побочный эффект мы получаем?

Наша нервная система разучивается тормозить самостоятельно. В чем это выражается?

Когда происходит внешнее возмущение или изменения мы изменяемся и долго не можем остановиться. Мы привыкаем «запивать проблему» или «закуривать».

Если же у нас нет доступа к наркотику (алкоголю), мы перевозбуждены. Моторчики психики продолжают работать на «всех парах», когда этого уже не нужно. Представьте себе, конфликт давно кончился или проблема решена, а вы продолжаете быть в перевозбужденном состоянии несколько часов или даже несколько дней (это вполне реально).

А все потому, что ваша психика разучилась использовать «торможение».

В этом также заключается трудность выбраться из зависимости.

  • Теперь вам кажется, чтобы «сбросить напряжение» (притормозить), нужно «выпить».
  • Выпивая, вы еще больше разучиваетесь «тормозить» и успокаиваться естественным образом без применения алкоголя.
  • Ситуация усугубляется.

Жизнь – это изменение

Вся наша жизнь это не что иное, как изменение. Это череда событий, возмущений, которые сменяют друг друга. Трезвый человек спокойно справляется с любыми напастями, изменениями и возмущениями. Принципиально важно вернуть себе способность «тормозить нервную систему».

Если этого не сделать, последствия могут быть печальны:

  • нервный срыв;
  • сердечный приступ;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • хроническая депрессия;
  • психические расстройства на фоне стресса.

Как определить вашу способность торможения?

Зависимый человек и человек, который недавно стал воздерживаться от алкоголя, обладает низкой способностью тормозить нервную систему. Как вы можете определить, умеет ли ваша нервная система справляться с событиями и изменениями в вашей жизни нужным образом?

Если у вас существуют проблемы с торможением ЦНС, то для вас будет характерно:

  • Слишком остро реагировать на события в жизни. К примеру событие требует 2 единиц реакции, вы реагируете 10-тью единицами. Этим реакциям, я посвятил отдельную статью « «. Советую прочитать.
  • Долго не можете успокоиться после стресса. Стресс – это только искра. Вопрос в том, насколько быстро вы можете успокаиваться. Человек со здоровой нервной системой должен приходить в спокойное состояние после:
    • стресса легкого уровня через 3-5 минут;
    • стресса среднего уровня через 20-30 минут;
    • стресса высокого уровня через 1-2 часа.

У зависимого человека, не умеющего справляться со стрессом без употребления алкоголя, успокоение наступит после:

  • стресса легкого уровня через 3-6 часов;
  • стресса среднего уровня через 2-3 дня;
  • стресса высокого уровня через 6-20 дней (и более, вплоть до отсутствия успокоения).

Следующие признаки, если ваша нервная система разучилась «тормозить»:

  • резкая обидчивость;
  • завышенная значимость событий;
  • принимаете все близко к сердцу;
  • обобщение простых вещей до сложных.

Зависимому человеку свойственно всегда «усложнять ситуацию». На самом деле, человек в данной ситуации мало что может сделать.

Процесс «торможения» нервной системы подсознательный. Он почти не контролируется нами. Как и многие другие процессы в организме, например:

  • сердцебиение;
  • переваривание пищи;
  • дыхание.

Процесс «торможения» почти не поддается сознательному контролю.

Как влияет низкая способность торможения нервной системы на мышление

Так как мы больше чем нужно находимся в возбужденном состоянии и не можем долго успокоиться, наше мышление также пребывает в возбужденном состоянии.

Если в момент совершения какой-то ситуации нам требовалось активное мышление, повышенная интеллектуальная деятельность и повышенная возбудимость, то когда проблема решена, это нам только мешает нормально жить.

Ситуация пройдена, изменение случилось, но организм продолжает функционировать на всех парах. Во-первых, продолжается возбужденное мышление. И если вначале наша мыслительная деятельность была направлена на решение задачи (то есть происходил позитивный выход энергии), то теперь эти мысли начинают нас будто «поедать» из-за того, что они не могут проявиться в действиях.

Когда мы находимся в возбужденном состоянии, мы не можем быть мысленно спокойными.

Существует прямая взаимосвязь между тем, как мы себя «ощущаем» и что мы «думаем». Это два состояния напрямую соответствуют друг другу всегда.Мы не можем быть возбужденным мысленно и быть спокойным в своих чувствах.

Таким образом, возбуждение нервной системы напрямую влечет за собой возбуждение мышления. О влиянии алкоголя на чувства и мышления, я писал в статье « «.

Вот почему людям, у которых нервная система плохо «тормозит», свойственна мысленная возбудимость и переживания.

Так как процесс торможения больше всего подсознательный, то мы можем сделать не слишком много для того, чтобы уметь вовремя успокаиваться.

Осознание

Одно осознание того факта, что наша нервная система реагирует по-особенному, значительно поможет нам лишний раз не переживать, когда мы опять не сможем быстро успокоиться.

Непонимание проблемы плодит еще больше переживания, из-за чего спокойное состояние откладывается на более поздний период.

Сознательно останавливаться

Осознание факта заторможенной реакции, поможет нам вовремя остановиться. Помня об этой особенности, мы можем сами сознательно тормозить нервную систему. По крайней мере, перестать нагнетать обстановку.

К примеру, дыхание – это подсознательный процесс. Вам нет необходимости контролировать каждый вдох или выдох. Но вы можете сознательно глубоко дышать. Также и с нервной системой. Вы можете подсознательно переживать, но вы можете сознательно остановиться. Конечно, это сделать непросто, но со временем у вас будет получаться все лучше и лучше. Прекращая мысленную гонку, затормаживая собственные переживания, вы оказываете неоценимую услугу нервной системе.

Также помните, что любое сознательное действие, которое повторяется много раз, в конечном счете, становится подсознательным и работает «по умолчанию». Как когда-то вы приучили свою нервную систему тормозить только, когда вы получаете дозу алкоголя или никотина, так же вы можете приучить ее к самостоятельному торможению.

Естественно этот процесс постепенный и полностью вы можете вернуть себе контроль над процессом «торможения», только через 12-24 месяца после полного воздержания от алкоголя, активно практикуя «сознательное успокоение».

Восстановлению «природного тормоза» будет способствовать медитация и релаксация. Данные техники позволяют приходить в состояние расслабления. И их не стоит недооценивать.

Хотя под собой сам процесс, что вы расслабляетесь определенное время, кажется простым. Он проявит себя с практичной стороны, когда вы столкнетесь с новой проблемой.

Релаксация, сознательное расслабление, медитация помогают:

  • Восстановить контроль над нервной системой.
  • Приучить психику «расслабляться».
  • Развивать контроль над мыслями и чувствами.
  • Снижать нервную возбудимость.

Недавнее исследование ученых привело к выводу, что более 90% болезней человека вызвано нервными расстройствами и излишним стрессом.

Поэтому в век, когда человек испытывает много стресса, изменений, внешнего «шума», вклад в способность «расслабляться» — это ценные инвестиции не только в четкий рассудок, но и в ваше здоровье.

Жить можно по-разному. Контроль над собственными мыслями и чувствами за счет эффекта «торможения» и расслабления нервной системы даст вам качественную жизнь. Ведь даже качественные действия мы можем совершать только из состояния покоя или состояния, приближенному к нему. Вспомните сами, мало что эффективного удавалось сделать, когда вы перенапряжены или перевозбуждены.

Хорошей новостью является то, что вы уже прекратили вливать в себя алкоголь. По крайней мере, вы не продолжаете усугублять ситуацию. Ваша психика уже восстанавливается. Так или иначе, через боль, через дискомфорт, в конечном итоге вы научитесь правильно реагировать на события в жизни и останавливаться.
Сделать это быстрее вам помогут описанные выше советы:

  • Осознавать то, что ваша психика сейчас не в наилучшем виде.
  • Практиковать сознательную остановку рассуждений и переживаний.
  • Использовать техники расслабления и медитации.

То, что вы ведете трезвый образ жизни, уже хорошо. Да, возможно на данный момент нервная система продолжает испытывать трудности в остановке переживаний и в выработке адекватных реакций.

Постепенность выздоровления будет означать, что возможно, вы не заметите, что завтра будет лучше, чем сегодня. Но, если сравнить вас полгода назад и сейчас, то разница будет на лицо. Не переживайте, если вам кажется, что вы не видите изменений.

Помните (пусть и звучит парадоксально), что:

  • переживая над тем, что вы «переживаете», вы начинаете больше переживать;
  • смирившись с фактом, вы будете более спокойны;
  • нужно учиться жить в таком состоянии, в котором находится ваша психика сейчас.

Соблазн вернуться к старым способам

Велик соблазн «Бросить все» и вернуться к старым пораженческим способам справляться со стрессом или проблемами: выпить или закурить, либо принять наркотик.

Однако вы должны помнить, что это дорога ведет вниз и настолько быстро, что вы не успеете опомниться. Воспринимайте дорогу к трезвости, как светлый путь.

Дорога вверх всегда тяжелее, чем дорога вниз. Скатиться во тьмю легко и быстро. Чтобы развиваться или хотя бы оставаться на месте, всегда нужно совершать некое усилие над собой и развиваться.

Оставаться на месте для нас – это поддерживать свою трезвость. Чтобы оставаться трезвым нужно постоянно работать над собой:

  • Следить за реакциями нервной системы.
  • Следить за своими чувствами.
  • Вовремя останавливаться.
  • Делать перерывы и расслабляться.

Заключение

Применяя хотя бы некоторые знания и советы, которые содержаться в данной статье, вы научитесь вести комфортную жизнь в трезвости, научитесь лучше справляться с жизненными изменениями и препятствиями, а также вырабатывать «естественный тормоз» нервной системы.

Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям.
Сильная нервная система характеризуется

высокой работоспособностью (то есть при напряженной работе работают долго и успешно, но не при монотонной работе).

Нервные клетки длительное время воспринимают и передают импульсы, не переходя в тормозное состояние , "не уставая".
Слабая нервная система характеризуется

низкой работоспособностью (при длительном, напряженном задании быстро истощаются; обычно это качество проявляется особенно ярко в каком-то одном типе деятельности: умственной или физической).

Нервные клетки быстро переходят в тормозное состояние, особенно при сверхсильных раздражителях.


  1. Внимание
Сильная нервная система

Легко сохраняют концентрацию внимания; если и отвлекаются, то для того, чтобы разнообразить деятельность, ставшую скучной.


Слабая нервная система

Даже слабые раздражители отвлекают от совершаемых действий.


3. Память

Сильная нервная система

Хорошая природная память, обычно явно выражен тип памяти (зрительная, слуховая, моторная).

Слабая нервная система

Обычно нет явно выраженного типа памяти, поэтому процесс усвоения и воспроизведения информации опосредован смысловыми опорами, аналогиями и т.д.


Сильная нервная система

Ориентируются на факт выполнения, а не на тщательность. Склонны принимать решения быстро, без долгих размышлений (поэтому перескакивают с этапа на этап, работают без заранее составленного плана).


Слабая нервная система

Предпочитают работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание. Выполняют действия последовательно.


  1. Осуществление деятельности

Сильная нервная система

Ситуация, когда ограничены во времени; ситуация оценивания (экзамен, контрольная работа и т.д.), ситуация, требующая быстрой реакции, повышают уровень работоспособности.


Слабая нервная система
Слабая нервная система
Предпочитают письменную форму ответа, легко его структурируют (могут использовать схемы, таблицы, графики). При устных выступлениях могут слишком внимательно следить за реакцией окружающих, нуждаются в поддержке.

  1. Самостоятельная работа

Сильная нервная система

Часто выполняют самостоятельные задания не по четкой инструкции, а по собственной инициативе, ориентируясь на ситуацию свободного выбора. Активно развивают собственные идеи.


Слабая нервная система

Благодаря тщательной подготовке способны проникать в более глубокие связи и отношения предмета. Глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал.

Подвижность нервной системы определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Специальные приемы работы с «инертными» и «подвижными» учениками

При работе с инертными учениками педагогу необходимо:

1) не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий воз­растает постепенно;


  1. постепенно предлагать разные задания, не торопить с их выполнением, поскольку они не могут активно работать с разно­образными заданиями, а некоторые вообще отказываются выпол­нять их;

  2. не спрашивать в начале урока , поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций (например, от дел, которыми они были заняты на перемене);

  3. избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быст­рый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоста­вить ему время на обдумывание и подготовку;

Определенные трудности в учебной деятельности испытывают и «подвижные» ученики, что обусловлено быстрым угасанием активности, утратой интереса к выполняемой деятельности (особенно если она одно­образна), частым отвлечением от работы. Эти ученики в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Им надо помочь научиться произвольно регу­лировать свою деятельность, должным образом ее организовывать. Полезно специально тренировать учащихся с подвижной нервной системой быть сдержанными, приучать перед началом работы вы­слушивать до конца указания учителя.

Как помочь таким детям включиться в работу? Одним из дей­ственных способов может быть такой : на первых порах ребенку сокращают объем работы. Например, как рекомендует психолог Л.С.Славина, учитель предлагает первокласснику написать вме­сто 3 - 4 строчек только полстрочки или прочесть не весь матери­ал, а только незначительную его часть. Ребенок, не желавший при­ниматься за работу, когда надо было выполнить все задание, охот­но начинал писать или читать. После того как намеченная часть выполнялась и учитель оценивал работу, он либо предлагал ребенку следующую часть задания, либо ограничивался сделанным.

Составители:

Навалихина В.И. –педагог-психолог

Куприенко Д.В.

Педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №92 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»,

Школьное структурное подразделение №92 («ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»)

« Учет типа нервной системы при организации ВОП»