Скорость полета баллистической ракеты булава. Почему упала очередная «Булава»? Полное погружение: история подводного флота РФ


ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-30 / 3К30 / Б-30 "Булава", ракета Р-30 / 3М30 / РСМ-56 "Булава-30" / "Булава-М" - SS-NX-30

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.Суходольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Создание новой БРПЛ планировалось МИТ с использованием наработок по МБР "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк " массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава" - ... ).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк ", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк ". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;


Пуск ракеты 3М30 "Булава" с ПЛАРБ пр.941УМ. Вероятно, старт 27.09.2005 г. (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении".)


Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 "Булава". первый кадр - работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр - свободный полет, третий кадр - запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр - работает 1-я ступень ракеты (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").


В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк " официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса" (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45 " главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

Проектирование БРПЛ "Булава", вероятно, уже велось по состоянию на декабрь 1998 г. - в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ, а первое безсопловое испытание прототипа двигателя по неподтвержденным официально данным проведено в 1999 г. Эскизный проект БРПЛ 3М30 "Булава" официально защищен МИТ в 2000 г.

При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков ракеты со стендов. Пусков ракеты с полигона в Неноксе не проводилось. Огневые испытания ступеней, отдельных узлов ракеты проводились в полном объеме. На стендах (в том числе газодинамичеком стенде ГРЦ им.Макеева) отрабатывался выход ракеты из ШПУ и из воды - было задействовано более 10 стенов. Производство БРПЛ развернуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. 24 мая 2004 г. в Воткинске при огневых испытаниях РДТТ одной из ступеней произошел взрыв. Летные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ "Дмитрий Донской" в Баренцевом море 23 сентября 2004 г. 29 июня 2007 г. принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР "Тополь-М" и имеет много общего с этой ракетой. Серия из трех испытательных пусков планируется к проведению в 2010 г. (7 октября 2010 г. произведен первый из трех успешный пуск ракеты и 29 октября 2010 выполнен второй успешный пуск). Возможно, что по их итогам ракета выйдет на зачетный этап испытаний либо будет принята на вооружение. Планировалось принять ракету на вооружение в 2008 г., потом в 2009 г., но из-за серии неудачных испытательных пусков принятие ракеты на вооружение видимо состоится не ранее 2011-2012 г.г. (по прогнозу первой половины 2010 г.). Как объявлено в СМИ после успешных 13-го и 14-го пусков - в мае 2011 г. планируется начать совместные государственные испытания комплекса "Булава" и ПЛАРБ пр.955 с завершением в августе 2011 г. В случае успешных пусков №№15-18 ракета будет принята на вооружение в сентябре 2011 г. В то же время, в октябре 2010 г. вице-премьер правительства России Сергей Иванов заявил, что БРПЛ будет принята на вооружение после первого пуска с ПЛАРБ пр.955 и серии из 5 зачетных пусков.

В начале декабря 2010 г. генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов заявил, что возможно использование унифицированной ракеты "Булава" и в составе наземных ракетных комплексов.

Траектория полета - настильная с сокращенным активным участком. В 2009-2010 г.г. (по состоянию на конец 2008 г.) планировалось провести испытания на максимальную дальность и по специальной траектории. В литературе начала 2000-х годов встречалось наименование ракеты "Булава-30" - "Тополь-МПЛ". По умолчанию данные ракеты 3М30 "Булава-30". По части узлов ракета унифицирована с МБР "Тополь-М" и вероятно РС-24 "Ярс" .

Пусковая установка - тип старта - сухой, пуск производится из ТПК с помощью порохового аккумулятора давления / стартового РДТТ. Запуск может осуществляться из подводного или надводного положения носителя.
Глубина запуска - до 50-55 м

Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс, 149-й отдел КБ-2 ГРЦ). Проектирование систем управления, электропитания, вычислительных средств и средств централизованного управления комплексом велось 147-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева. Системы геодезической топопривязки и прицеливания комплекса разработаны 50-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева, а системы защиты комплекса - 127-м отделом КБ-2 ГРЦ им.Макеева.

Комплекс наземного складского оборудования 3Ф30 включает в себя ангаро-складскую тележку 3Ф30-3 (разработки КБ "Мотор", г.Москва, ЦКБ "Титан", г.Волгоград), тягач 3Ф30-4 (ЦКБ "Титан", г.Волгоград), транспортно-перегрузочный агрегат 3Ф30-9 (ЦКБ "Титан", г.Волгоград) и другое оборудование.


Вероятно, погрузка макета БРПЛ "Булава" на ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий", Северодвинск, осень 2009 г. (http://forums.airbase.ru)


Ракета 3М30 "Булава":

Конструкция :
- ПАД / стартовый РДТТ
- 1-я ступень
- 2-я ступень
- 3-я ступень
- блок разведения РГЧ (двигатель третьей ступени отделается от него после завершения работы).

Система управления - инерциальная с оптико-электронным блоком астрокоррекции 3Н30 с использованием БЦВМ для выработки команд корректировки курса; антенно-фидерные устройства, а так же программно-аппаратные комплексы обработки телеметрической информации комплекса разработаны и производятся ГРЦ им.Макеева. Система астрокоррекции разработана и производится ОАО "НПП "Геофизика-Космос" (г.Москва) совместно с ФГУП "НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова" и ФГУП "НПЦ АП им.Н.А.Пилюгина". Система астрокоррекции включает в себя изделия 35И и 36И, которые поставлялись производителю ракет для испытательных партий в т.ч. в 2007 и 2008 г.г. Производственные возможности по системам астрокоррекции 3Н30 для БРПЛ на 2007-2008 г.г. - 25 шт/год. Стоимость подготовки серийного производства (2008 г.) блоков 3Н30 - 18.1 млн.руб. В 2007 г. НПП "Геофизика-Космос" за счет финансирования из Инвестиционного фонда федерального бюджета ФГУП "МИТ" начал подготовку производственных мощностей, а в 2008 г. начата подготовка производства блоков 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.


"Булава-47" по западным данным корректирует свой полет с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, а так же несет боевые блоки с активными РЛ ГСН. Данные не подтвержденные и вызывают некоторые сомнения.

Двигатели :
- 1 ступень - РДТТ, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"), первое безсопловое испытание прототипа двигателя - 1999 г. (??). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Тяга двигателя - более 90 тонн
Длина - 3.8 м (данные СНВ-1)
Масса - 18.6 т (данные СНВ-1)


Вероятно, испытания воспламенителя двигателя 1-й ступени ракеты "Булава" на стенде (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").


- 2 ступень - РДТТ с раздвижным сопловым насадком, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172), разработка топлива - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск"). Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.

3 ступень - РДТТ с раздвижным сопловым насадком, разработка и производство НПО "Искра" (г.Пермь, бывшее СКБ-172). Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.

Есть вероятность того, что для сокращения времени активного участка траектории (АУТ) раздвижение сопловых насадков 2-й и 3-й ступеней происходит в "горячем" режиме продуктами работы двигателей ступеней. Подобная технология отрабатывалась в 1980-е годы КБ "Южное" (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса "Кречет" и других систем.

Ступень разведения боевых блоков - вероятно, ЖРД или многокамерный РДТТ.

Есть вероятность того, что на ступени разведения боевых блоков используется жидкостная монотопливная двигательная установка, аналогичная разработанной в конце 1980-х годов КБ "Южное" (г.Днепропетровск) для авиационного ракетного комплекса "Кречет", МБР "Тополь-М" (блок разведения боевых ступеней варианта ракеты 15Ж65 КБ "Южное). Подобная ДУ обеспечивает два режима работы основного двигателя ступени с глубоким дросселированием (в 30 раз) камеры двигателя большой тяги, чем снижается газодинамическое воздействие на отделяемые боевые блоки. Построение порядков боевых блоков выполняется двигателем малой тяги по "тянущей" схеме.
Тяга двигателя большой тяги - 300 кг (в пустоте)
Тяга двигателя малой тяги - 3 / 6 кг (в пустоте)


Бросковый пуск ракеты "Булава" с запуском двигателя 1-й ступени на полигоне. Вероятно, Воткинск и, возможно, пуск был неудачным с потерей управления после запуска (кадр из фильма "МИТ. 60 лет на стратегическом направлении").


ТТХ ракеты и комплекса :
Длина шахты ПЛАРБ - 12.1 м (данные СНВ-1)
Длина ракеты с головной секцией - 12.1 м (данные СНВ-1)
Длина ракеты без головной секции - 11.5 м (данные СНВ-1)
Диаметр внутренний пускового контейнера - 2.1 м (данные СНВ-1)
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) - 2 м (данные СНВ-1)
Длина 1-й ступени - 3.8 м (данные СНВ-1)

Масса - 36.8 т (данные СНВ-1)
Масса 1-й ступени - 18.6 т (данные СНВ-1)
Масса забрасываемая - 1150 кг (данные СНВ-1)
Масса боевого блока (в комплектации 6 РГЧ ИН) - 95 кг (по западным данным)

Дальность действия:
- 5500 км (в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка)
- 8000 км (по проекту, "Булава-30")
- 8300 км (по западным данным)
Время полета - 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка), 22 мин по др.данным
КВО:
- 350 м (западные данные)
- менее 250 м (по данным некоторых отечественных СМИ)
- 120-150 м (оценка по сравнению с Трайдент-2 и др.ракетами)
Высота апогея траектории в ходе испытаний - 1000 км

Возможности промышленности по серийному выпуску - до 25 шт/год (оценочно)

Типы БЧ : ракета оснащается средствами преодоления ПРО. Возможно, в ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром. Согласно интервью генерального директора МИТ Ю.Соломонова, выдержки из которого опубликованы 8 декабря 2010 г., ядерный заряд для БРПЛ "Булава" успешно разработан и готов к серийному производству (или уже производится?).

1 ноября 2005 г. пуском МБР "Тополь" со штатной СПУ с полигона Капустин Яр в сторону полигона Сары-Шаган начаты летные испытания единой платформы разведения боевых блоков, новых средств преодоления ПРО и единых боевых блоков для МБР "Тополь" и БРПЛ "Булава". 22 апреля 2006 г. прошел второй пуск в рамках испытаний платформы и блоков - РВСН произвели пуск ракеты К65М-Р с полигона Капустин Яр. Платформа разведения боевых блоков предназначена для доставки 6 РГЧ ИН. Платформа обладает способностью совершать маневры на траектории, которые затрудняют решение задач ПРО противником. Генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов в 2006 г. заявил, что испытания новой единой платформы разведения и единого боевого блока должны завершиться в 2008 г. Третий пуск в рамках программы испытаний новых боевых блоков и платформы произведен 05.12.2010 г. с полигона Капустин Яр МБР "Тополь" по полигону Сары-Шаган.

Вероятно, маневрирующие боевые блоки малой мощности находятся либо в разработке либо в стадии испытаний. Управление - вероятно, газодинамическое. Маневр по курсу и высоте полета осуществляется в атмосфере. Так же возможно, что информация о маневрирующих боевых блоках не является достоверной, а речь идет о маневрирующей платформе разведения ББ (см.выше).

По западным данным (источник - Russian warhead alters... ) в ходе испытательного пуска 1 ноября 2005 г. боевой блок (или платформа с боевым блоком) перешла на более низкую траекторию полета и совершила маневр. Скорость объекта при этом составляла около 5.5 км/с.

3М30 "Булава-30" (в ходе испытаний) - 3 х РГЧ ИН;

3М30 "Булава-30" (стандартная комплектация) - 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт

3М30 "Булава-30" (вариант по западным данным) - 1 х маневрирующая БЧ мощностью 550-1000 кт;

- "Булава-30" / "Булава-47" - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;


- 2005 г. 1 ноября - первый пуск в рамках программы летных испытаний новой единой платформы разведения боевых блоков и собственно единых боевых блоков МБР и БРПЛ. Пуск произведен МБР "Тополь" со штатной СПУ с полигона Капустин Яр. В пуске совмещены испытания по продлению гарантии ракет комплекса "Тополь" и испытания новой платформы разведения боевых блоков.

- 2006 г. 22 апреля - РВСН произвели пуск ракеты К65М-Р с полигона Капустин Яр с целью отработки единой платформы разведения с 6 боевыми блоками для МБР класса "Тополь-М" и БРПЛ "Булава". Пуск производился по полигону Сары-Шаган, испытания прошли успешно. Основная задача данного пуска - испытания единого боевого блока и и новых элементов комплекса преодоления ПРО. Данный пуск является вторым пуском в рамках программы испытаний. Генеральный конструктор МИТ Ю.Соломонов в 2006 г. заявил, что испытания новой единой платформы разведения и единого боевого блока должны завершиться в 2008 г.

2007 г. до начала апреля - комплект стартового оборудования для штатного носителя - ПЛАРБ пр.955 произведен ГРЦ им.Макеева и предприятиями-смежниками и поставлен на ПО "Севмаш" для монтажа на ПЛАРБ "Юрий Долгорукий".

2007-2009 г.г. - ГРЦ им.Макеева проводило работы по теме НИР Б-30. В частности испытания узлов и агрегатов изделий на вакуумно-динамическом стенде.

2008 г. - НПП "Геофизика-Космос" начало производство блоков астрокоррекции 3Н30 для 1-й серийной партии ракет 3М30.

2009 г. июль - директор МИТ Ю.Соломонов подал в отставку с поста директора МИТ, но остался главным конструктором системы "Булава".

Испытательные пуски ракет Р-30 "Булава" (по состоянию на 25.07.2010 г.):

Дата Статус Носитель Место испытаний Примечание
0 23.09.2004 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Баренцево море бросковый пуск весогабаритного макета из подводного положения, макет достиг высоты 40 м
00 11.12.2004 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Баренцево море бросковый пуск весогабаритного макета из подводного состояния (указывается некоторыми западными СМИ); по другим данным пуск не состоялся по причине неисправности;
000 ??? успешный стенд Воткинск?? бросковый пуск с запуском двигателя первой ступени
1 27.09.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из надводного положения в 17-20 по Москве из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка). Отмечен сбой в работе 3-й ступени.
2 21.12.2005 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море первый пуск из подводного положения в 08-19 по Москве из акватории Белого моря боевые блоки поразили цели на полигоне Кура (Камчатка)
3 07.09.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отказ 1-й ступени, ракета упала в море через несколько минут (минуту?) после старта
4 25.10.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, отклонение от курса через 200 сек после старта, самоликвидация, падение в море
5 24.12.2006 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из надводного положения, отказ 3-й ступени на 3-4 минуте полета, самоликвидация
6 28.07.2007 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, 1 из 3 РГЧ ИН не достиг полигона
7 11.11.2007 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени на 23 секунде полета
8 18.09.2008 частично успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью штатный пуск с отказом на этапе разведения боевых блоков. Есть предположение, что испытывался новый тип боевых блоков.
9 28.11.2008 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море из подводного положения, полностью успешный запуск
10 23.12.2008 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск осуществлен в 6-00 по Москве, отказ 3-й ступени при включении на 91 секунде полета, самоликвидация, официальная причина сбоя - бракованный пиропатрон разделения ступеней; запуск ранее планировался на 21.12.2008 г., но был перенесен;
11 15.07.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море отказ 1-й ступени, самоликвидация на 20 секунде полета (28-й сек по др.данным); По неподтвержденным неофициальным данным пуск был внеплановый и вынужденный из-за нарушения технологии хранения БРПЛ в шахте ПЛАРБ. По другой версии причиной сбоя стала нештатная работа газогенератора, вырабатывающего электроэнергию для систем ракеты. Неподтвержденная информация о повреждении приборного отсека при транспортировке ракеты. Якобы при подготовке пуска ракету многократно перегружали в ПУ на подводной лодке (9 раз).
11+ 27.10.2009 нет пуска ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск ракеты не состоялся по причине сбоя в системе команд на выдачу полетного задания
12 09.12.2009 отказ ПЛАРБ пр.941УМ Белое море пуск из подводного положения, отказ 2-й ступени - нераскрытие раздвижного сопла двигателя по причине производственного брака
13 07.10.2010
успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море по информации от 30.07.2010 планируется испытательный пуск первой ракеты из серии в три эталонных образца в августе 2010 г. (11-14.08.2010); 03.09.2010 г. объявлено о переносе испытаний на 09-12.09.2010 г., 22.09.2010 г. - объявлено о переносе испытаний на конец-сентября - начало октября 2010 г. 06.10.2010 г. объявлено о планах запуска на 07-10.10.2010 г. По итогам пуска в сообщениях СМИ сказано "Пуск признан успешным. Параметры траектории ракеты отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура". Пуск произведен из подводного положения. Позже итоги пуска названы "удовлетворительными".
14 29.10.2010 успешный ПЛАРБ пр.941УМ Белое море второй пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки выполнен успешно, согласно сообщений СМИ
15 пуск 17.12.2010 отменен 15.12.2010 с переносом на май-июнь 2011 г.
план ПЛАРБ пр.955 Белое море третий пуск из серии в три пуска ракет собранных по единому техпроцессу с документированием всех этапов сборки, по итогам этого пуска возможно принятие на вооружение первой ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий". Пуск планируется провести из надводного положения ПЛАРБ.
16 май 2011 г. план план ПЛАРБ пр.955
вероятно, пуски программы совместных государственных испытаний комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)
17 2011 г. план ПЛАРБ пр.955
18 2011 г. план ПЛАРБ пр.955 совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ пр.955, программу испытаний планируется завершить в августе 2011 г. Ракета будет принята на вооружение в случае успешности пусков №№15-18 (С.Иванов, лента.ру)
19 2011-2012 г.г. план ПЛАРБ пр.955 согласно одному из заявлений в СМИ после первого успешного пуска с ПЛАРБ пр.955 до приятия БРПЛ на вооружение должно пройти еще 5 зачетных пусков (№№16-20)
20 2011-2012 г.г. план ПЛАРБ пр.955 согласно одному из заявлений в СМИ после первого успешного пуска с ПЛАРБ пр.955 до приятия БРПЛ на вооружение должно пройти еще 5 зачетных пусков (№№16-20)

- 2009 г. 9 декабря - атмосферное явление появившееся в результате неудачного пуска БРПЛ "Булава" получило название Норвежской спиральной аномалии.


- 2010 г. 21 мая - министр обороны А.Сердюков заявил, что планируется к ноябрю 2010 г. собрать три полностью идентичных по процессу сборки и комплектации образца ракет "Булава" для проведения испытаний на предмет поиска неисправности. В случае успешных испытаний планируется произвести два испытательный пуска со штатного носителя - ПЛАРБ пр.955 .

2010 г. 16 июля - источник в Главном штабе ВМФ России сообщил о планах возобновить испытания "Булавы" в августе 2010 г. Якобы планируется произвести три запуска - два с опытовой ПЛАРБ пр.941УМ и в случае успешных пусков третий запуск предполагается с ПЛАРБ пр.955 .

2010 г. 30 июля - в СМИ появилась информация о том, что первый в 2010 г. пуск ракеты "Булава" намечен на 11-14 августа 2010 г. с борта опытовой ПЛАРБ пр.941УМ.

2010 г. 09 августа - в СМИ появилась информация о переносе испытательного пуска без пояснения причин на 2 недели.

2010 г. 03 сентября - в СМИ появилась информация о назначении пуска ракеты "Булава" на 9-12 сентября 2010 г. пуск ракеты должен производиться с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр941УМ.

2010 г. 20 сентября - в СМИ появилась информация о назначении главным конструктором БРПЛ "Булава" Александра Суходольского.

2010 г. 22 сентября - первые два пуска из планировавшихся трех (в 2010 г.) перенесены на конец-сентября - начало октября 2010 г. Вероятно, оба пуска состоятся с ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ.

2010 г. 06 октября - ПЛАРБ "Дмитрий Донской" вышла в море из Северодвинска для проведения испытательного пуска БРПЛ "Булава" - первого в 2010 г. и первого в серии из трех пусков для проверки правильности соблюдения технологии сборки ракет. пуск ожидается с 7 по 10 октября 2010 г.

2010 г. 07 октября - из акваротии Белого мора по полигону Кура на Камчатке произведен 13-й пуск ракеты "Булава" с борта ПЛАРБ "Дмитрий Донской". Пуск признан успешным.

2010 г. 29 октября - в 5-30 по московскому времени ПЛАРБ "Дмитрий Донской" выполнила 14-й испытательный пуск ракеты "Булава". Пуск успешный.

2010 г. 17 декабря - планировалось провести первый пуск БРПЛ "Булава" с ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий" из надводного положения (объявлено в октябре 2010 г. о планах провести пуск в декабре и 25.11.2010 г. о более точной дате). Пуск отменен 15.12.2010 г. и перенесен на май-июнь 2011 г. Официальная причина переноса пуска - ледовая обстановка в Белом море.

2011 г. май - ожидается начало нового этапа испытаний ракетного комплекса "Булава" с ПЛАРБ пр.955. Вероятно, это будут совместные государственные испытания комплекса и ПЛАРБ. Программу государственных испытаний планируется завершить в августе 2011 г. (лента.ру, 29.10.2010 г.).

Источники :

Хазбиев А., Тюменев В., "Булава" ударит бумерангом. // Эксперт. №4 / 2009 г.
Ширшиков А., По плечу ли "Булава"? // Северный рабочий. 31.01.2007 г.

Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/ , 2009 г.
DTIG. Сайт http://www.dtig.org , 2010 г.
Fact sheet. START aggregate numbers of strategic offensive arms. 1 july 2009. http://www.state.gov , 2010 г.
Russian warhead alters course midflight in test. Washington Times, 20.11.2005 г.

Р-30 "Булава" - твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования. Разрабатывается Московским институтом теплотехники для размещения на подводных лодках 941-го проекта "Акула" и 955-го проекта "Борей".

Р-30 «Булава» - появилась в результате стремления руководства страны сократить расходы на разработку и производство за счёт унификации с сухопутными ракетами. В частности "Булава" по многим узлам унифицирована с ракетами "Тополь-М".

К особенностям "Булавы" можно отнести значительное сокращение активного участка полёта (до 4 раз по сравнению с ракетами предыдущего поколения) и применение маневрирующих боевых блоков. По этому признаку "Булаву" можно отнести к новому классу "квазибаллистических" ракет. Особенность траектории полёта "Булавы" делает малоэффективной развёртываемую США систему противоракетной обороны, а за счёт повышения живучести и точности попадания снижает требования как к мощности зарядов, так и к их количеству, что компенсирует заметное снижение забрасываемого веса, по сравнению со стоящими на вооружении ракетами морского базирования. Вместе с тем, следует отметить, что по таким параметрам как дальность, забрасываемый вес, габариты и вес "Булава" заметно проигрывает стоящим на вооружении американским аналогам.

Характеристики МБР Р-30 "Булава"

Трёхступенчатая ракета Р-30 "Булава" имеет стартовый вес около 36,8 тонн. Маршевые двигатели первой и второй ступени - твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем для обесепечения маневрирования на заключительном участке полёта.

В качестве полезной нагрузки ракета несёт шесть (возможно до 10) гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общим весом 1,15 т мощностью по 150 кт каждая, на дальность не менее 8000 км.

Старт ракет осуществляется под наклоном, что позволяет ракетоносцу вести стрельбу «на ходу».

ТТХ МБР Р-30 "Булава-М"

Число ступеней, шт 3
Длина ракеты без головной части, м 11,5
Максимальный диаметр, м 2
Вес ракеты, т 36,8
Длина ракеты в пусковом контейнере, м 12,1
Диаметр пускового контейнера, м 2,1
Длина первой ступени, м 3,8
Масса первой ступени, т 18,6
Число боевых блоков, шт 6(10)
Мощность заряда, кт 150
Забрасываемый вес, кг 1150
Максимальная дальность, км 8000 (93001)

Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (МИТ), в котором ранее разработали ракету наземного базирования «Тополь-М».
Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.

В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема «Барк» ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ «Булава» в МИТе.

В то же время начато перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 года, вероятно, велось проектирование - в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ «Булава» защищен в 2000 г.

Производство БРПЛ развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов. 24 мая 2004 года в Воткинске при огневых испытаниях одной из ступеней РДТТ произошел взрыв.
Лётные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с ПЛАРБ проекта 941УМ «Дмитрий Донской» в Баренцевом море 23 сентября 2004 года. 29 июня 2007 года принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР «Тополь-М» и имеет много общего с этой ракетой.

Двигатели:
1 ступень - РДТТ, разработка и производство НПО «Искра» (г.Пермь), разработка топлива - ФГУП «Алтай» (г.Бийск). Двигатель запускается после выхода ракеты из воды или при снижении скорости вылета ракеты из ПУ до определенного минимального уровня. Ступень работает до 50-й секунды полета.
Длина – 3,8 м
Масса - 18,6 т
2 ступень - РДТТ с раздвижным соплом. Ступень работает с 50 секунды полета до 90-й секунды полета.
3 ступень - РДТТ с раздвижным соплом. Двигатель отделяется от ступени разведения после завершения работы. Ступень включается на 90-й секунде полета.
ступень разведения боевых блоков – жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) или многокамерный РДТТ.

Длина ТПК – 12,1 м
Длина ракеты без ТПК – 11,5 м
Диаметр внутренний пускового контейнера – 2,1 м
Диаметр ракеты (1-й, 2-й и 3-й ступеней) - 2 м
Масса – 36,8 т
Масса забрасываемая - 1150 кг
Масса одного боевого блока - 95 кг
Дальность действия:
- 5500 км (в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка)
- 8000 км (по проекту, «Булава-30″)
Время полёта - 14 мин (5500 км, в ходе испытаний, Белое море - Кура, Камчатка),
КВО:
- 350 м (по западным данным)
- 250 м (по данным отечественных СМИ)
Высота апогея траектории в ходе испытаний - 1000 км
Возможности промышленности по серийному выпуску - до 25 штук в год (оценочно).

Модификации ракеты «Булава» Типы БЧ:
Ракета оснащается средствами преодоления ПРО. В ракете используются боевые блоки малой мощности разработанные ГРЦ им.Макеева. Управление маневрирующими боевыми блоками - газодинамическое. Манёвр по курсу и высоте полёта осуществляется в атмосфере. Ядерные заряды разработаны ВНИИЭФ (г.Саров) совместно с Уральским ядерным центром.
- «Булава-30» (в ходе испытаний) - 3 х РГЧ ИН;
- «Булава-30» (стандартная комплектация) - 6 х РГЧ ИН мощностью по 150 кт;
- «Булава-30» / «Булава-47» - 10 х маневрирующих РГЧ ИН. РГЧ могут совершать маневры в атмосфере по курсу и высоте;

Модификации:
- ракета «Булава-30» - базовый вариант БРПЛ разработки МИТ.
- ракета «Булава-45» / «Булава-47» - тяжелая модификация с боевыми блоками с активными РЛ ГСН. Разработка ГРЦ им.Макеева. Масса - 45 или 47 тонн.
- ракета «Булава-М» - модернизированный вариант ракеты Р-30 «Булава-30», планируется к установке на ПЛАРБ проекта 955У/955М.

Носители:
- ПЛАРБ проекта 941УМ TYPHOONE ТК-208 «Дмитрий Донской» - 1 пусковая шахта БРПЛ «Булава».
- ПЛАРБ проекта 955 «Борей» - 16 пусковых шахт БРПЛ на ПЛАРБ первой серии проекта 955А, строится серия из 8 ПЛАРБ. Начиная с третьей ПЛАРБ есть вероятность установки 20 пусковых шахт с ракетами «Булава-М».

Критика
Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.

Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности - дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».

По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».
Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3-4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими - в 1,5…2 раза.

Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.

Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

Что ракетный подводный крейсер проекта 955 "Юрий Долгорукий" Северного флота ВМФ России произвел пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура (Камчатка).

Р-30 "Булава" - российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей" и "Борей-М", испытания также проводились на модернизированной субмарине ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула".

Разработка и пуски

В начале 1990-х гг. планировалось, что на новые российские РПКСН будут устанавливаться ракеты Р-39УТТХ ("Барк") КБ им. Макеева (Миасс, Челябинская обл.), однако их разработка была прекращена в 1998 г. из-за неудачных испытаний и проблем с финансированием.

Было принято решение о начале работ над новым пусковым комплексом. В 1998 г. Московский институт теплотехники начал разрабатывать "Булаву". Первые публикации о новой ракете появились в 1999 г. Первоначально планировалось, что она будет принята на вооружение уже в 2004 г. Успешные запуски массогабаритного макета из надводного и подводного положения состоялись 11 декабря 2003 г. и 23 сентября 2004 г. соответственно. Первый запуск ракеты был осуществлен 27 сентября 2005 г.: по официальным заявлениям, "Булава" была запущена из надводного положения и поразила цель на полигоне Кура (Камчатка).

Всего с 2005 г. по 26 июня 2017 г. были произведены 27 испытательных пусков, из них 12 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса "Борей" (К-535 "Юрий Долгорукий" и К-550 "Александр Невский") в 2013 г. уже вошли в состав ВМФ России. Такая ситуация не является уникальной для отечественного кораблестроения - так, первые две подводные лодки проекта 941 "Акула" вступили в состав флота в 1981 и 1983 гг., а предназначенный для них ракетный комплекс Д-19 был принят на вооружение лишь в 1984 г.

Тактико-технические характеристики

Точные тактико-технические характеристики "Булавы" официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса - около 36,8 т, забрасываемый вес - 1 тыс. 150 кг, длина в пусковом контейнере - 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность - 10 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.

Произошло событие, которого ждали давно, и в успех которого уже не верилось. Головной корабль проекта 955 "Борей", названный в честь основателя Москвы Юрия Долгорукого, произвел успешный залповый пуск четырех баллистических ракет "Булава" из района в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

Об этом сообщила вчера пресс-служба Северного флота, в составе которого находится подводный ракетный крейсер. Стрельба была выполнена из подводного положения. Залповая стрельба таким количеством ракет на крейсерах данного проекта выполнялась впервые, отмечается в сообщении.

Полностью подтверждены тактико-технические характеристики и надежность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955 "Борей" и корабельного ракетного комплекса "Булава".

Субмариной и экипажем "Юрия Долгорукова" командует капитан 1-го ранга Владимир Ширин.

Морская твердотопливная стратегическая ракета нового поколения очень долго просто не хотела летать. Баллистическая ракета Р-30 3М30 "Булава-30" (SS-NX-30 по классификации НАТО) предназначена для вооружения атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 и 955А класса "Борей". Она способна нести 6-10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, радиус действия - 8000 км.

"Юрий Долгорукий" - центральный пост. Стрельбой руководит капитан I ранга Владимир Ширин. Фото: РИА Новости

Главной особенностью "Булавы" считалось то, что она максимально унифицировалась с наземными ракетами "Тополь" и "Ярс". Новая морская ракета, как заявлено, способна преодолевать любую систему ПРО. Однако триумфального принятия на вооружение замечательного по замыслу ракетного комплекса не произошло. Такого количества неудачных пусков, следующих один за другим, не было даже на заре становления отечественного ракетостроения.

Каждая "Булава" несет до 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, радиус действия - 8000 километров

Из первых двенадцати пусков только четыре оказались зачетными. Если учесть, что первые два являлись лишь выбросом макета ракеты из пусковой шахты с помощью порохового аккумулятора, то получается, что из десяти полноценных запусков удачными оказались два. Такой результат ни в какие ворота, как говорится, не лез.

Был проведен серьезный разбор полетов. Ужесточили контроль на машиностроительном заводе в Воткинске, где собирают ракету. Эти меры дали результат - начиная с октября 2010 года все пуски "Булавы" проходили успешно.

Для окончательного подтверждения готовности ракеты Р-30 3М30 к войсковой эксплуатации необходимо было провести именно пуск залпом. Многие специалисты видели причину неудач в том, что не были кардинально переработаны и адаптированы к морю "мозги" сухопутных ракет. Дело в том, что подводная лодка после первого пуска начинает раскачиваться, и ракеты должны эту качку нивелировать, уходить в назначенном направлении. Если этого не происходит, весь подводный ракетоносец становится бессмысленным сооружением. Ведь в случае войны, когда дорога каждая секунда, ждать полного успокоения лодки, чтобы произвести следующий пуск, смерти подобно.

23 декабря 2011 года с борта "Юрия Долгорукого" впервые состоялся успешный залповый пуск сразу двух ракет "Булава". Но, скорее всего, военных и гражданских специалистов тогда не все устроило. Прошло еще шесть с половиной лет - и вот наконец залп из четырех ракет. И все они поразили заданные цели. Теперь можно сказать, что стратегический ракетный комплекс "Булава" на боевое дежурство заступил.

Ракеты стартовали из-под воды каждые семь-восемь секунд. Зрелище было огненно-феерическим. По докладам, все четыре ракеты поразили определенные им цели.

Стали известны новые подробности планируемого развития стратегических ядерных сил. Продолжается развитие средств доставки ядерного , для чего на этот раз предлагается провести модернизацию одного из недавно принятых на вооружение образцов. Согласно последним сообщениям отечественных средств массовой информации, в обозримом будущем должен появиться обновленный вариант баллистической ракеты Р-30 «Булава», отличающийся от базовой версии значительным ростом основных характеристик.

Предположения о возможной модернизации новейшей отечественной баллистической ракеты подводных лодок появлялись и ранее, но на этот раз пресса раскрыла возможные технические особенности будущего улучшения оружия. Новые сведения 23 января опубликовало интернет-издание «Лента.ру». От неназванного источника в отечественной оборонной промышленности журналистам новостного портала удалось получить определенные сведения о текущих планах по модернизации ракет.


Согласно данным «Ленты.ру», главные требования к новому проекту касаются увеличения дальности полета и массы полезной нагрузки. Для решения обеих подобных задач потребуется переработка корпуса изделия в сторону увеличения. Как следствие, модернизированная «Булава» будет крупнее и тяжелее ракеты базовой модификации. Ракетный комплекс Д-30 имеет определенный потенциал для выполнения подобных требований. В частности, рассматривается вопрос некоторого изменения архитектуры комплекса с целью увеличения пространства, доступного для размещения ракет.

Источник «Ленты.ру» отметил, что возможность увеличения ракеты без необходимости переработки подлодки-носителя может быть реализована путем отказа от использования транспортно-пускового контейнера. В существующем комплексе ракета перевозится в специальном контейнере, занимающим часть объема шахтной пусковой установки. Отказ от этого изделия, в свою очередь, позволит увеличить размер доступной шахты.

Увеличение размеров ракеты позволит соответствующим образом нарастить заряды твердого топлива ее двигателей. Изменение энергетических показателей изделия даст возможность увеличить дальность полета до 12 тыс. км. При этом полезная нагрузка модернизированной «Булавы» будет более чем вдвое выше соответствующего параметра базовой ракеты.

«Лента.ру», ссылаясь на свой источник, пишет, что модернизированный вариант ракетного комплекса Д-30 в будущем может стать основным оружием перспективных подводных крейсеров. В конце двадцатых годов может начаться строительство и освоение подлодок стратегического назначения новых проектов, главной задачей которых будет замена устаревших кораблей. В частности, эти субмарины смогут заменить лодки проекта 667БРДМ, которые к тому времени по причине морального и физического устаревания должны будут потерять свой потенциал.

Напомним, ракетный комплекс стратегического назначения Д-30 с баллистической ракетой Р-30 «Булава» разрабатывался с конца девяностых годов и предназначался для обновления морской компоненты стратегических ядерных сил. В качестве носителя перспективных ракет рассматривались подводные лодки проекта 955 «Борей». С середины прошлого десятилетия ракеты нового типа использовались в испытаниях, проводившихся при помощи модернизированной подлодки ТК-208 «Дмитрий Донской». После проведения значительного числа испытательных пусков ракетный комплекс Д-30 с ракетой Р-30 был принят на вооружение. В настоящее время ведется серийное производство ракет и продолжается строительство их носителей.

Согласно известным данным, изделие Р-30 имеет длину около 12 м при максимальном диаметре 2 м. Стартовая масса находится на уровне 38,6 т. Ракета построена по трехступенчатой схеме и оснащается твердотопливными двигателями. Забрасываемый вес определяется на уровне 1,15 т, что позволяет устанавливать на головной части до десяти боевых блоков и средства преодоления противоракетной обороны. Дальность полета, по имеющимся сведениям, превышает 8 тыс. км.

Штатными носителями ракетного комплекса Д-30 являются подлодки проектов «Борей». К настоящему времени отечественной судостроительной промышленностью построены и переданы флоту три корабля базового проекта 955. Продолжается строительство еще пяти подлодок модернизированного проекта 955А. Последняя на данный момент церемония закладки подводного крейсера типа «Борей» состоялась в конце декабря прошлого года. В этом году должен состояться спуск на воду одного из «Бореев-А», который планируется передать флоту в 2018-м. Строящаяся серия подводных лодок будет полностью сдана заказчику не позднее начала следующего десятилетия.

Ракетный комплекс Д-30 с ракетой «Булава» был принят на вооружение около трех лет назад, но, по некоторым данным, доработки различных его компонентов продолжаются до сих пор. Кроме того, планируется создание модернизированного комплекса, отличающегося более высокими техническими и боевыми характеристиками. Возможность создания улучшенной версии ракеты Р-30 обсуждалась и ранее, еще до завершения работ по базовому изделию, но только теперь в свободный доступ попали некоторые сведения о целях и задачах такого проекта.

Нельзя не отметить, что появление требований о повышении дальности полета и забрасываемого веса следовало ожидать и ранее. С момента публикации первых характеристик будущей ракеты проект «Булава» подвергался критике, основными поводами для которой стал именно недостаточный уровень подобных характеристик. Использование твердотопливных двигателей в сочетании с ограничениями по габаритам привело к заметному отставанию в основных характеристиках от других отечественных образцов вооружения аналогичного назначения. В то же время, следует учесть, что, например, ракета Р-29РМУ2 «Синева», способная лететь на дальность до 11,5 тыс. км, отличается от Р-30 большей длиной (14,8 м против 12 м) и иной стартовой массой (40 т против 38 т).

Согласно последним данным, модернизированная «Булава» должна будет получить более высокие характеристики за счет переработки конструкции в сторону увеличения. Известно, что ракета Р-30 в существующей конфигурации поставляется в транспортно-пусковом контейнере длиной более 12 м и диаметром более 2 м. Такое изделие устанавливается в шахту подлодки-носителя и выполняет функции пусковой установки. Очевидно, что отказ от ТПК позволит увеличить габариты самой ракеты без необходимости переделки пусковой шахты, устанавливаемой на подлодке. Это, в свою очередь, обеспечит менее сложную модернизацию носителя, а также увеличит внутренние объемы ракеты, позволив вместить в них все требуемое оснащение.

Тем не менее, можно предполагать, что подобная модернизация комплекса Д-30 будет не слишком простой задачей для конструкторов. Старт ракеты из пусковой шахты без транспортно-пускового контейнера потребует самым серьезным образом переработать существующие агрегаты подлодки-носителя, обеспечив требуемые показатели прочности и эксплуатационные характеристики. При этом, в связи с желанием сохранить общие габариты комплекса в целом, проект столкнется с заметными ограничениями.

Необходимость создания увеличенной ракеты с новыми принципами запуска, а также пусковой установки иной конструкции фактически приводит к появлению совершенно нового проекта. Действительно, такой ракетный комплекс, активно использующий узлы и агрегаты существующего, будет прямым развитием серийного Д-30, но в то же время сможет считаться совершенно новой разработкой. Кроме того, сложность создания подобного проекта может привести к соответствующим затратам времени, сил и денег.

Следует учесть, что источник «Ленты.ру» отметил отказ от ТПК в качестве рассматриваемого варианта будущей модернизации ракетного комплекса. Это может означать, что развитие проекта «Булава» может осуществляться и другими путями. Некоторые из них позволяют обеспечить прирост характеристик без изменения габаритов изделий. В частности, для этого могут использоваться твердотопливные двигатели с более высокими параметрами тяги, более совершенные средства управления и т.д. При успешной модернизации ракеты по такой методике появится возможность обойтись без серьезного обновления носителей, что, в частности, обеспечит совместимость улучшенных ракет и существующих либо строящихся носителей.

Необходимо учитывать, что последние о возможной модернизации ракетного комплекса подводных лодок Д-30 с ракетой Р-30 «Булава» с определенной достоверностью могут говорить только о самом факте существования планов по обновлению оружия подводных лодок. Приводятся только отрывочные сведения о способах и методах модернизации техники, а кроме того, пути развития комплекса указываются в качестве рассматриваемых специалистами. Таким образом, по мере развития проекта модернизации нынешние новости могут полностью потерять свою актуальность в связи с изменением подходов и методов.

Тем не менее, последние сообщения раскрывают другой немаловажный вопрос. Они показывают, что оборонная промышленность и военное ведомство, создав новый образец вооружения стратегического назначения, не намерены останавливаться на достигнутом. Планируется продолжить работы в области ракетных комплексов подводных лодок, результатом чего в обозримом будущем может стать улучшенный вариант ракеты «Булава». Большая часть подробностей нового проекта, равно как и сроки его реализации пока не уточняются. Однако и в условиях подобного дефицита информации ясно, что развитие стратегических ядерных сил будет продолжено.

По материалам сайтов:
https://lenta.ru/
http://rg.ru/
http://svpressa.ru/
http://tass.ru/