Шел снег и был. Сложносочинённое предложение (ССП)


1.1.3. Сравните описание степи в приведенном фрагменте с изображением природы в повести А. П. Чехова «Степь». Чем похожи пейзажи?

1.2.3. Сопоставьте стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А. А. Фета «Как беден наш язык! - Хочу и не могу...». К каким выводам вас привело это сопоставление?


Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.

Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

Наши путешественники только несколько минут останавливались для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Треща-ние кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался, из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе ку-лиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, кракаиье; все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и доходило до слуха гармоническим. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.

Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра. Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!» Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что козаков было тринадцать человек. «А ну, дети, попробуйте догнать татарина!., и не пробуйте - вовеки не поймаете: у него конь быстрее моего Черта». Однако ж Бульба взял предосторожность, опасаясь где-нибудь скрывшейся засады. Они прискакали к небольшой речке, называвшейся Татаркою, впадающей в Днепр, кинулись в воду с конями своими и долго плыли по ней, чтобы скрыть след свой, и тогда уже, выбравшись на берег, они продолжали далее путь.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

****************************

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...

Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же- небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.

Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница...

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и - опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи...

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните заданиe 1.2.3.

Невыразимое

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья -

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, -

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать -

И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам - сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката -

Сии столь яркие черты -

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою,

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие Создателя в созданье -

Какой для них язык?.. Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

В. А. Жуковский

***

Как беден наш язык! -

Хочу и не могу. -

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

И темный бред души, и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

А. Фет

Пояснение.

1.1.3. В русской литературе существует несколько прекрасных описаний русской степи. Это, конечно, степь Гоголя («Тарас Бульба»), степь Тургенева («Лес и степь» в «Записках охотника») и степь Чехова.

И у Гоголя, и у Чехова степь одушевляется, уподобляется живому человеку, целому миру, существующему по своим законам, являет собой идеальный образ гармонии, противопоставленный миру людей. Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный. А цветов миллионы! Вот где буйство красок! В чеховском описании больше глаголов, больше действия. И у Гоголя, и у Чехова большое место отводится в описании степи птицам. Именно они самые близкие человеку обитатели степи. И именно они напоминают и героям, и читателям о стремлении к свободе, развитию, полноте прекрасной жизни.

1.2.3. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний. Сделать это очень трудно, нужно найти слова, для всего, что чувствуешь, видишь, чем живешь. Эта же мысль звучит в стихотворении Фета «Как беден наш язык…»:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах…


Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля -всJ, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...

Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всJ одно и то же небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.

Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница...

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и -опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи...

Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами. На самом верху лежит девка. Сонная, изморенная зноем, поднимает она голову и глядит на встречных. Дениска зазевался на нее, гнедые протягивают морды к снопам, бричка, взвизгнув, целуется с возом, и колючие колосья, как веником, проезжают по цилиндру о. Христофора.

На людей едешь, пухлая! - кричит Дениска. - Ишь, рожу-то раскорячило, словно шмель укусил!

Девка сонно улыбается и, пошевелив губами, опять ложится... А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь - бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное - всю жизнь один, один... За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы. На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят... Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе издают звук: "Вжжи, вжжи!" По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит. Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равнодушно глядит на Дениску, грозящего ей кнутом: жарко лаять! Одна баба поднимается и, взявшись обеими руками за измученную спину, провожает глазами кумачовую рубаху Егорушки. Красный ли цвет ей понравился, или вспомнила она про своих детей, только долго стоит она неподвижно и смотрит вслед...

Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется выжженная равнина, загорелые холмы, знойное небо, опять носится над землею коршун. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница и всJ еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. Надоело глядеть на нее и кажется, что до нее никогда не доедешь, что она бежит от брички.

О. Христофор и Кузьмичов молчали. Дениска стегал по гнедым и покрикивал, а Егорушка уж не плакал, а равнодушно глядел по сторонам. Зной и степная скука утомили его. Ему казалось, что он давно уже едет и подпрыгивает, что солнце давно уже печет ему в спину. Не проехали еще и десяти верст, а он уже думал: "Пора бы отдохнуть!" С лица дяди мало-помалу сошло благодушие и осталась одна только деловая сухость, а бритому, тощему лицу, в особенности когда оно в очках, когда нос и виски покрыты пылью, эта сухость придает неумолимое, инквизиторское выражение. Отец же Христофор не переставал удивленно глядеть на мир божий и улыбаться. Молча, он думал о чем-то хорошем и веселом, и добрая, благодушная улыбка застыла на его лице. Казалось, что и хорошая, веселая мысль застыла в его мозгу от жары...

А что, Дениска, догоним нынче обозы? -спросил Кузьмичов.

Дениска поглядел на небо, приподнялся, стегнул по лошадям и потом уже ответил:

К ночи, бог даст, догоним...

Послышался собачий лай. Штук шесть громадных степных овчарок вдруг, выскочив точно из засады, с свирепым воющим лаем бросились навстречу бричке. Все они, необыкновенно злые, с мохнатыми паучьими мордами и с красными от злобы глазами, окружили бричку и, ревниво толкая друг друга, подняли хриплый рев. Они ненавидели страстно и, кажется, готовы были изорвать в клочья и лошадей, и бричку, и людей... Дениска, любивший дразнить и стегать, обрадовался случаю и, придав своему лицу злорадное выражение, перегнулся и хлестнул кнутом по овчарке. Псы пуще захрипели, лошади понесли; и Егорушка, еле державшийся на передке, глядя на глаза и зубы собак, понимал, что, свались он, его моментально разнесут в клочья, но страха не чувствовал, а глядел так же злорадно, как Дениска, и жалел, что у него в руках нет кнута.


Обстоятельства могут быть выражены наречиями, деепричастиями, существительными в творительном падеже без предлога, существительными в косвенных падежах с предлогами, инфинитивом, фразеологическими сочетаниями наречного типа, а также сочетаниями синтаксически неделимыми.
Обстоятельства, выраженные наречием, обычно относятся к сказуемому, выраженному глаголом или безлично-предикативным словом. Например: Валько резко поднял голову и некоторое время внимательно изучал лицо Олега (Фад.); Хлопья снега становились мельче, суше и падали на землю не прямо и медленно, а стали кружиться в воздухе тревожно, суетливо и еще более густо (М. Г.); Было светло, но по-осеннему скучно и серо (М. Г.).
Значительно реже наречия в функции обстоятельства могут относиться к определениям и обстоятельствам: Гостей он [Овсяников] принимал весьма ласково и радушно (Т.).
Обстоятельства, выраженные деепричастием, обычно относятся не только к сказуемому, но и ко всему предложению в целом: Он [Ваня] сидел на мельничном жернове и, не спуская глаз с избы, терпеливо ждал, не покажется ли начальник (Кат.); Павел постоял в коридоре, приглядываясь, не встретит ли знакомое лицо, и, не найдя никого, вошел в комнату секретаря (Н. Остр.).
Обстоятельства, выраженные формой творительного падежа имени существительного, а также именами существительными в косвенных падежах с предлогами, относятся к членам предложения, выраженным глагольными словами (личными формами глагола, причастиями, деепричастиями). Тоже свойственно и обстоятельствам, выраженным инфинитивом.
Примеры . Обстоятельства, выраженные формой творительного падежа имени существительного без предлога: Всей кровью ненавидя и любя, вы вынесли, дожили, достояли (Алигер); Эта небольшая речка вьется чрезвычайно прихотливо, ползет змеей, ни на полверсты не течет прямо и в ином месте, с высоты крутого холма, видна верст на десять... (Т.).
Обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами: Яд каплет сквозь его кору, к полудню растопясь от зноя, и застывает ввечеру густой прозрачною смолою (П.); Они долго бродили вдоль поселка и по берегу блистающего под луной Адуна (Аж.); Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи (Ч.); Зимой березы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развертываются, кажется, будто березы из темного леса выходят на опушку (Пришв.).
Обстоятельства, выраженные инфинитивом: Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей (Ч.); - Гляди ж, Корней Тихонович, не задержись и ты! - сказал Проценко отважному старику, оставшемуся с группой партизан прикрыть отход (Фад.).
В роли обстоятельств могут выступать устойчивые фразеологические словосочетания наречного типа: носом к носу, час от часу, с глазу на глаз, день ото дня, рука об руку, спустя рукава, сломя голову, вверх тормашками и т.п. Например: Над головой в ясном, темно-синем небе один за другим тянулись на юге темные маленькие силуэты ночных бомбардировщиков (Б. Пол.); Вдоль набережной стояли бок о бок корабли со всех сторон света (Л.); Он работал не покладая рук (М. Г.).
В обстоятельства могут входить словосочетания синтаксически неделимые; в качестве последних обычно выступают сочетания числительных с формой родительного падежа имени существительного: Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но, не дойдя до нее каких-нибудь двухсот-трехсот шагов, сели отдыхать на шпалы (Арс.); А вернулся он домой только через трое суток (Купр.); Лес, еловый и березовый, стоял на болоте, верстах в трех от слободы (М. Г.), а также сочетания существительных с прилагательными; например, в предложениях: Кто-то шел мерной тяжелой походкой (Арс.); Оба сразу взмахнули руками и обнялись крепким дружеским объятием (М. Г.) - обстоятельства походкой, объятием не могут быть употреблены без прилагательного, так как отрыв последнего от существительного создает бессмыслицу (нельзя сказать: шел походкой, обнялись объятием).

Еще по теме 280. Способы выражения обстоятельств:

  1. 23.7. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280)
  2. ВЫРАЖЕНИЕ ВЗАИМНОГО ЗНАЧЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ Взаимность и симметричность
  3. § 1. Юридическая природа и существенные признаки исключительных прав в сфере интеллектуальной деятельности
  4. 3. Имущественные преступления, совершаемые путем обмана и с использованием доверия: вопросы теории и законодательной практики

Приложение № 2

Работы учащихся, выполненные к уроку-зачёту «Повторение пройденного за курс девятилетней школы»

Комплексный анализ текстов, выполненный учащимися.

План работы с текстом.

    1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

      Докажите, сто это текст.

      Как связаны предложения в этом тексте? Какие средства связи здесь использованы?

      Определите тему, основную мысль текста.

      Озаглавьте текст.

      Составьте план текста.

      Каким типом речи является данный текст (повествование, описание, рассуждение)?

      Определите стиль текста, докажите своё мнение.

      Каково лексическое значение подчёркнутого слова?

      Есть ли в тексте многозначное слово, заимствованное слово (поработайте со словарями)?

      Подберите синонимы, антонимы к какому-либо слову.

      Какие орфограммы встретились в этом тексте? (Сгруппируйте слова по видам орфограмм).

      Сделайте фонетический разбор любого слова.

      2-3 слова разберите по составу.

      Произведите морфологический разбор любого слова.

      Найдите сложное предложение. Произведите его синтаксический и пунктуационный разбор.

Работа № 1

Комплексный анализ текста «Степь».

Степь

Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов…

Над поблекшей травой носятся грачи, все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной. Летит коршун над самой землёй. А вдали машет крыльями мельница…Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник, вырастет на мгновенье серая каменная баба и высохшая ветла, перебежит дорогу суслик…И опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…

Но вот навстречу едет воз со снопами. А вот на холме показывается одинокий тополь. За тополем ярко-желтым ковром от верхушки холма до самой дороги тянутся полосы пшеницы.

Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется равнина, холмы, небо; опять носится над землей коршун. Вдали по – прежнему машет крыльями мельница.

…Вся местность не походила на вчерашнюю. Далеко впереди белели колокольни и избы какой-то деревни. В промежутках между изб и за церковью синела река, а за нею туманилась даль. Вместо дороги по степи тянулось что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское.

А.П.Чехов

2-8 Перед нами текст. В нем дана группа предложений, связанных по смыслу и с помощью лексико-грамматических средств. Писатель рисует картину степи, показывая предметы и их местонахождение. (Перед глазами…расстилалась…равнина; над поблекшей травой носятся грачи; летит коршун над самой землей; вдали машет крыльями мельница; мелькнет в бурьяне…булыжник и т.п.).

Почти все предложения содержат сведения о том, где что-то находится, и сообщение о том, что находится. В большинстве своём предложения связаны параллельно, имеются лишь отдельные случаи цепной связи (…тополь ← за тополем…;

…избы ← …между изб.)

Степь показана через восприятие мальчика, который едет поступать в гимназию. Текст условно можно разделить на две части. Заголовок текста «Степь» совпадает с темой. Первая микротема «Однообразие степного пейзажа», вторая – «Степь, вовсе не похожая на вчерашнюю». Главная мысль – показать смену настроения героя, навеянного картинами степи.

В I-ой части (она включает 3 абзаца) передаётся однообразие мира, увиденного мальчиком, во II-ой – изменения, произошедшие в пейзаже. В основу композиции отрывка положен приём антитезы. Стиль текста – художественный.

В I-ой картине степь рисуется различными языковыми средствами: лексическими и синтаксическими. Но главную роль здесь играет лексика. Повтор слов, называющих то неизменное, постоянное, что видит герой (холмы, равнина, коршун, грачи, мельница), сочетается с повтором целых конструкций, с использованием слов, подчёркивающих однообразную картину (опять, по-прежнему, тянется, машет, однородные члены, бессоюзные сложные предложения).

Все другие предметы здесь случайны, они лишь изредка появляются перед глазами ехавших и быстро исчезают (Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник…). Поэтому для характеристики тополя автор использует эпитет одинокий, вводит указательное слово вот, привлекающее наше внимание к новым деталям, наряду с глаголами несовершенного вида настоящего времени (носятся, делают, бегут, едят, показывается) употребляет глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида со значением мгновенного действия (промелькнула).

Во второй картине текста показана местность, не походившая на вчерашнюю. Герой увидел новые предметы, более разнообразные и яркие. Вместо основного цвета поблекшей травы появляются краски, создающие чувство радости: белели, синели. Это ощущение усиливается и характеристикой дороги. Описывая дорогу, писатель использует эпитеты: что-то широкое, размашистое и богатырское.

Таким образом, автором созданы две противоположные картины степи с помощью различных изобразительных средств языка: эпитетов (широкая, бесконечная равнина, поблекшей травой, серая каменная баба, высохшая ветла, одинокий тополь, ярко-жёлтым ковром); метафор (носятся грачи, машет крыльями мельница, вырастет… каменная баба).

Синтаксис представлен простыми предложениями, которые осложнены однородными членами, причастным оборотом; бессоюзными сложными предложениями и сложносочиненным предложением.

Эмоциональность, образность – вот отличительные черты данного стиля.

9. Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник …*

Слово бурьян однозначное. В толковом словаре С.И.Ожёгова указывается его лексическое значение: общее название высоких сорных трав. Сад зарос бурьяном.

Слово бурьян имеет синоним – трава, который тоже употребляется в тексте.

Слово бурьян является общеупотребительным, стилистически нейтральным (никаких помет, связанных с особенностями употребления, в словаре нет)

10.А вдали машет крыльями мельница …*

Существительное мельница является многозначным. В толковом словаре С.И.Ожегова указываются его значения:

    предприятие, здание с приспособлениями для размола зерна. Водяная, паровая, ветряная мельница. Воевать с ветряными мельницами (перен.: против воображаемого противника). На чью-то мельницу воду лить (перен.: действовать в чью-нибудь пользу);

    ручная машинка для размола зерен. Кофейная мельница;

    аппарат для тонкого помола каких-нибудь материалов (спец.). Барабанная мельница.

В данном контексте слово употреблено в первом значении. Слово мельница является нейтральным, то есть может употребляться во всех стилях речи.

11. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница.

Лексическое значение слова вдали можно объяснить с помощью подбора синонимов : вдалеке, далеко.

Слово вдали является общеупотребительным, стилистически нейтральным.

Вдали – вблизи (антонимы) .

На большом расстоянии, далеко. На малом расстоянии, близко.

Вблизи ли производилась работа – он был вдали от неё…

Н..Гоголь «Мертвые души»

(М.Р.Львов «Школьный словарь

антонимов русского языка»)

Употребление синонимов вдали, далеко в тексте помогают автору избежать повторения слова, выразить мысль более точно.

12.Орфограммы.

1) Проверяемая безударная гласная в корне: беско нечная, ле тит, вда ли, высо хшая, бе лели.

2) Чередующиеся гласные в корнях слов: рассти лалась, выра стет, ра внина.

3) Буква – и – после шипящих: ши рокая, перебежи т, размаши стое.

4) Буква з-с на конце приставок: рас стилалась, бес конечная, раз машистое.

5) Дефисное написание слов: по- прежнему, какой- то, ярко- жёлтым (слож.прил.обозн.цвет).

6) Удвоенная -н- : каменная ← камень, перехваченная ← перехватить.

7) Гласные е-и в окончании глаголов I и II спряжения:

Мàшет – махать (I спр.); вырастет – растёт (I спр.); едет – ехать (I спр.);

носится – носиться (II спр.)

13. Серая – се-ра-я [ с` эрайа]

с [ с`] – согл., глух., пар. [с-з], мягкий, парный [с`- с]

е – [ э ] – гласн., ударный

р – [ р ] – согл., сонор.,непарный; твердый, пар.[ р-р ]

а – [ а ] – гласн.,безудар.

я- [ й`] – согл.,сонорн.непар., мягкий непар

[ а ] – гласн.,безуд.

____________________________________________

5 букв 6 звуков

14. Каменная 2 , по-прежнему 2

Каменная; каменная ← камень (суффиксальный способ)

По-прежнему; по-прежнему ← прежний (приставочно-суффиксальный способ).

15. Перехваченная 3 – причастие

Равнина (какая?) перехваченная; Н.Ф. – перехваченный

Пост.пр.:сов.в., страд.,прош.вр.; непост.пр.:полн.ф., ед.ч.,ж.р., в им.пад.

Равнина (какая?) перехваченная цепью холмов.

пр. сущ. гл. пр. сущ. сущ. гл. пр. сущ. прил. прил.

16. Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник , вырастет на мгновенье серая каменная

сущ. пр. прич. сущ. гл. сущ. сущ.

баба и высохшая ветла , перебежит дорогу сусли к. (Пов.,невоскл.,3 гр.осн.-сложное, бессоюз)

[ 1) ==== ─── ], [ 2) ==== ─── и ───] , [ 3) ==== ─── ] .

МОУСОШ № 2 г.Кстово

Удалова Татьяна

Работа № 2

Комплексный анализ текста «Поговорим о бабушках».

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают, а то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержатся трудно. Внутри как будто пружина сжимается 3 и хочет распрямиться, вытолкнуть 2 возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, а ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное 2 время жизни. Всё своё, личное, у неё позади – заботы, радости, тревоги интересная жизнь, надежды. И только ты – её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит 4 . Это его возрастная 2 особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

И.Медведева

2-8 В данном тексте автор призывает читателя задуматься над отношением к пожилым людям. Задача автора – воздействовать на читателя, убедить его. Этот текст публицистического стиля. Характерны для данного стиля риторические вопросы (Ну что делать…), обращение к собеседнику (давайте поговорим, знаешь, что делать, твой, тебе, ты…), побудительные и восклицательные предложения, однородные члены (ее единственная забота, её …радость…и т.д.), инверсия, усиливающая эмоциональность высказывания (И стыдно бывает…И только ты…Вот у стариков…), параллельная связь предложений, в которых присутствует только новая информация, а известная опускается (надоедает…Во всё вмешивается…Надо прощать. Терпеть…), использование союзов, частиц с усилительным значением (И стыдно…; она-то …; ты-то …; И только ты…; а потом…).

Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует средства эмоционального воздействия, то есть эпитеты (маленький, беспомощный; сильнее её, здоровее, шустрей; тяжкое и печальное время); сравнения (как будто пружина сжимается; меньше, чем тебе); градацию (и только ты – её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда); разговорные слова (шустрей, поучать).

Текст имеет вводную и основную части, и концовку. В основной части можно выделить две микротемы.

В 1-ом абзаце – зачин – Ох уж эта бабушка! Это предложение со значением оценки, выраженным не столько словами, сколько интонацией. В нем характеризуется бабушка, но не конкретная, чья-то, а многих, т.е. типичная. При этом автор выступает не от своего имени, а от лица внуков, выражая их мысли и чувства. Интересным в отрывке являются два момента: во-первых, во всех предложениях опущено указание на лицо, которое характеризуется; во-вторых, признаки «предмета» даются через его действия, потому и употреблены глаголы,. Настоящее время подчеркивает, что эти признаки постоянны. Использование довольно длинного ряда одинаково построенных параллельно связанных предложений с опущенными средствами связи (она, бабушка) – выразительный прием публицистического стиля.

Два последних предложения абзаца относятся к другому типу речи. Слова стыдно, трудно сдержаться говорят о том, что здесь передается внутреннее состояние человека. Указание на лицо, испытывающее это состояние, отсутствует, чем усиливается значение обобщенности (имеется в виду: каждому, любому стыдно, трудно…). Эмоциональность повышает использование инверсии – обратного порядка слов, усиленного частицей и.

Следующая часть текста – это ответ автора на вопрос: что же делать? Ответ построен как цепь рассуждений с одним тезисом: Надо прощать…Терпеть…Опекать, беречь. К этому тезису автор использует несколько рядов доводов. Сначала аргументируется каждая часть тезиса: прощать, потому что…; терпеть, потому что… (при этом связка потому что опущена). Затем автор приводит два доказательства ко всему тезису, первый из них строит как доказательство от противного: 1) Нет, не за то, что…; Просто потому, что…; 2) А потом у каждого…; Вот и у стариков… Каждый из этих аргументов развернут. При первом из них есть уточнение высказанной мысли, объяснение того, почему старость – печальное время жизни. При втором есть дополнительный аргумент (Ты же не будешь обижаться…) и вывод: Не обижайся и на стариков…

План текста.

1) Давай поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

2) Ох уж эта бабушка!

3) Что же делать с бабушкой?

4) Не обижайся и на стариков

9 Опекать, беречь.

Глагол опекать является многозначным. «Словарь русского языка» С.И.Ожегов дает следующие толкования этого слова: 1) осуществлять опеку над кем-нибудь. Опекать сирот;

2) заботиться, иметь попечение о ком-нибудь. Опекать младших; 3) в некоторых спортивных играх: неотступно следя за одним из игроков соперника, подавлять его активность (разг.). Опекать нападающего.

В нашем предложении слово опекать употреблено во втором его значении. В этом же предложении употреблен синоним беречь. Возможные синонимы: заботиться, беспокоиться.

10 А то придет к школе и сидит с плащом и с зонтиком *…

Зонтик (голл.яз.):

    1. приспособление для защиты от дождя, солнца, натягивающийся округлый кусок ткани, с помощью спиц соединенный с длиной ручкой. Складной зонтик. Как рыбке зонтик нужен кто-нибудь (нужно что-нибудь) (совершенно не нужен, не нужно; разг., шутл.);

      соцветие, у которого все цветки расположены в одной плоскости (спец).

В нашем предложении слово зонтик употреблено в его первом значении, является заимствованным, многозначным, общеупотребительным.

Во втором его значении может употребляться в качестве научного термина (семейство зонтичных), т.е. в толковом словаре имеется помета (спец.).

Слово зонтик может иметь эмоциональную окрашенность (Как рыбке зонтик…), в этом случае эмоционально-экспрессивная окрашенность слова обозначается в словаре следующим образом: разг.(разговорное), шутл. (шутливое).

11. Пусть она считает тебя маленьким * и беспомощным…

Прилагательное маленький является многозначным. В этом предложении маленький употреблено в одном из своих значений: маленький, то есть малолетний. В данном случае лексическое значение слова объясняется путем подбора синонима.

Слово маленький употребляется и в других значениях: 1) небольшой о размерам, по количеству. Маленький домик. Синонимы: крошечный, крохотный ничтожный. Маленькая неприятность.

Слово маленький может иметь эмоциональную окрашенность (разг.). Например: по маленькой (выпить) (разг.) – немного. Моё дело маленькое (разг.) – это меня не касается, я не отвечаю за это.

В нашем случае к слову маленький можно подобрать антоним взрослый.

Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие – на сердце. (Пословица).

Когда я был ребёнком, я старался быть похожим на большого…Сколько раз это желание – не быть похожим на маленького, в моих отношениях с Сережей, останавливало чувство, готовое излиться, и заставляло лицемерить.

Л.Н.Толстой «Детство»

(см. «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова).

Роль синонимов и антонимов в тексте.

В тексте много синонимов: собственные – родные (бабушки), маленький – беспомощный, тяжкое – печальное (время), вмешивается – делает замечания; заботы – тревоги; сильнее – здоровее – шустрей.

Синонимы, используемые в тексте, разнообразят речь, помогают избежать не -

Не случайны в тексте и антонимы: старики – младенцы; маленький – старый.

Данные антонимы – слова эмоциональной окраски. Они помогают автору противопоставить мудрость пожилых людей максимализму, отсутствию терпимости молодых, то есть автор использует приём антитезы.

№ 12. Орфограммы.

    1. Проверяемая безударная гласная в корне слова: поговорим – говор, сдержаться – держит, опекать – опека.

      Чередующиеся гласные о-а в корнях раст-ращ-рос: возраста, возрастная.

      Буквы с-з в приставках: сдержаться, сжиматься, беспомощным, вспоминать, возрасту.

      Гласные е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения:

надоедает – надоедать (I спр.), заставляет – заставлять (I спр.)

    1. ь после шипящих в глаголах: беречь (неопр.ф.гл.), знаешь – 2 л.ед.ч.,

будешь – 2л.ед.ч.

    1. – не – с глаголами: не хочется, не будешь, не обижайся.

      Одна и две –н - в суффиксах прилагательных: единственная ← единство, жизненная ← жизнь, постоянная ← постоянство.

      Дефисное написание слов: она-то, все-таки, ты-то.

13. Свое* - сво-е [ свай`о ]

с- [ с ] – сог., глух.парн. [ с-з ], тверд.пар. [ с-с ]

в- [ в ] – сог.,звон.парн. [ в-ы ], твер.пар.[ в-в ]

о- [ а – глас.,безуд.

е [ й`] – согл.,сонор.непар., мяг.непар.

[ о ] – глас., ударный

_______________________________________

Вытолкнуть; вытолкнуть ← толкнуть (приставочный способ);

Возрастная; возрастная ← возраст (суффиксальный способ);

Печальное; печальное ← печаль (суффиксальный способ).

15. Сжимается 3 – глагол

    Пружина (что делает?) сжимается. Н.Ф. – сжиматься

    Пост.пр.: нес.в, возврат, I спр., непереход; непост.пр.: изъяв.н.,наствр.,ед.ч.,3л.

    Пружина (что делает?) сжимается.

16. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит.

(Повест, невоскл., сложное -2-г.о., союзное, сложноподчиненное, состоит из главного [Ты же не будешь обижаться на грудного младенца] и придаточного условия (…если он кричит), придаточное прикрепляется к главному при помощи подчинительного союза если и отвечает на вопрос: при каком условии?

При каком условии

, (если…)

Выполнила ученица 10 «Б» класса

МОУ СОШ № 2

Кедяркина Оксана

Работа № 3

Комплексный анализ текста «Круговорот воды в природе»

Ученые выяснили, что на земном 3 шаре существует круговорот воды. Что же это за явление?

Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды. Испарившуюся влагу подхватывают воздушные течения. Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы*, они сгущаются 4 . Так из мельчайших капелек образуются облака.

Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие. Отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи 1 . Те в свою очередь дают начало рекам. После короткого или долгого пути они достигают океана или моря.

Часть выпавших осадков по трещинам и порам проникают в глубь земной коры. Эти воды тоже устремляются к океану.

Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный 2 покров и ледники 2 . Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.

Значит, рано или поздно 2 вода, испарившаяся из Мирового океана, разными путями снова попадает а него. Так замыкается круговорот воды в природе.

(По А.Муранову)

№ 2-8 В тексте раскрывается сущность явления, называемого круговорот воды в природе. Автор не просто сообщает сведения, а с их помощью с научных позиций объясняет явление, характеризуя его. Текст адресован всем, желающим понять суть процесса. Этот отрывок из научной книги относится к научному стилю речи. Именно задачей автора – объяснить явление – определяются особенности текста, как точность, обобщенность, неэмоциональность. Эти особенности проявляются благодаря отбору содержания и языковых средств. Речь идет об установленных наукой постоянно повторяющихся фактах. При этом используются слова с отвлеченным значением, термины (суша, солнечные лучи, влага, осадки и др.), глаголы, которые обозначают обобщающие действия (попадают, превращаются, достигают и т.п.), глагольные формы настоящего времени со значением постоянного действия.

Текст является разновидностью научного рассуждения, в котором устанавливаются логические связи между различными фактами действительности: даются объяснения, формируются причины и следствия, приводятся доказательства, делаются выводы и обобщения.

Явление, рассмотренное в тексте, представляет собой процесс. Чтобы объяснить, в чем он состоит, автор выделяет основные его компоненты и показывает существенную между ними связь. Таким образом, главная задача пишущего – вскрыть выявленные ученым взаимосвязи между такими фактами в жизни природы: наличие рек, морей, океанов – образование облаков – выпадение осадков – попадание воды в реки, моря, океаны. Эти взаимосвязи нельзя наблюдать, их можно только логически обосновать. Вот почему текст следует считать рассуждением.

Однако это рассуждение своеобразно: не доказательство с тезисом, аргументом и выводом, а объяснение. Рассмотрим, как оно построено.

В первых трех предложениях констатируется три факта: испаряется вода, пары подхватываются воздушными потоками, в холодных слоях атмосферы они сгущаются. Взаимосвязь этих фактов, во-первых, вытекает из смысла сказанного, а во-вторых, передается путем цепной (1-е и 2-е предложения) и параллельной (-е и 3-е) связи предложений. Ещё более прочно эти факты увязываются воедино благодаря последнему предложению части: Так…образуются облака. Важную роль в передаче значения обобщения играет наречие «так», оно и подчеркивает, что всё предыдущее было объяснением того, как образуются облака.

В трех следующих абзацах речь идет о продолжении процесса. Внимание фиксируется на одной и той же мысли: вода, вернувшаяся на землю в виде выпавших из облаков осадков, снова попадает в реки, моря и океаны. Предложение, выражающее эту мысль, есть в каждой из частей, оно везде последнее. То, что такой повтор мысли не случаен, подчеркнуто использованием частицы тоже (Эти воды тоже устремляются….) .

Три рассмотренных абзаца имеют единое обобщение. Его назначение – показать, что все части текста служат ответом на один вопрос: куда девается вода, выпавшая на землю в виде осадков? Иначе говоря, фраза, обобщающий смысл который подчёркнут словом значит, свидетельствует: в предыдущих частях текста объяснялось, как вода, попавшая на землю в виде дождя и снега, возвращается в Мировой океан. Итоговым предложением (Так замыкается… ) ещё раз уточняется, что рассмотренный процесс – это и есть то явление, которое называется круговорот воды в природе.

Таким образом, данное понятие раскрывается путем объяснения того, как происходит соответствующий процесс.

План текста.

    Что представляет собой круговорот воды в природе?

    1. Как образуются облака?

2. Как вода возвращается в Мировой океан?

III. Так замыкается круговорот воды в природе.

Атмосфера (греч.Atmos -пар + сфера), - ы,ж.

    Газообразная оболочка, окружающая Землю, другие планеты, Солнце и звезды. Атмосфера Земли.

    Перен. Окружающие условия, обстановка. Атмосфера доверия.

    Единица давления.

В предложении (Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы, они сгущаются) слово атмосфера употребляется в первом его значении, является заимствованным (греч.) и многозначным. Может употребляться в переносном значении. Например: товарищеская атмосфера, в атмосфере дружбы. В переносном значении это слово употребляется в текстах художественного или публицистического стиля.

№ 11. Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды.

Огромный, - ая,-ое, мен,-мна. Очень большой. Огромная толпа. Огромное впечатление.

Слово огромное является однозначным, общеупотребительным, стилистически нейтральным.

Синонимы к слову огромное – великое, громадное, колоссальное, гигантское, исполинское.

Антонимами к этому слову являются слова: небольшое, маленькое, незначительное, невеликое, ничтожное.

№ 12. Орфограммы, которые встретились нам в этом тексте, можно разделить на следующие группы:

    ь в глаголах на-ться и тся (испаряется – 3 л.ед.ч.; сгущаются – 3 л.мн.ч.;

устремляются – 3 л.мн.ч.);

    гласные в падежных окончаниях прилагательных в форме м.р., род.п. (короткого, долгого)

    непроверяемые гласные в корне слова (облака, планета, океан);

    проверяемые безударные гласные в корне слова (холодное, вода, выяснили, земной);

    Гласные в окончаниях глаголов I и II спряжения (существует – I спр., стекает - I спр., смыкается - I спр., образует - I спр., уносятся - II спр.);

    Орфограмма – пробел (под влиянием, из капелек, в русла, в него).

Пункторграммы.

    1. Запятая в сложноподчиненном предложении (Ученые выяснили, что на земном шаре существует круговорот воды – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Когда пары попадают в верхние слои атмосферы, они сгущаются - сложноподчиненное с придаточным времени).

      Обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом.

Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие.

Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный покров и ледники.

Ручьи – ручь-и [ руч`й‘и ]

р – [ р` ] – согл., зв.непар., тв,.пар. [ р-р`]

у – [ у ] – глас.,безуд.

ч – [ ч`] – согл.,глух.непар.,мяг.непар.

и – [ й`] – согл., зв.непар., мяг.непар.

[ и ] – глас., ударный

_____________________________________

Снежный; снежный ← снег (суффиксальный способ);

Поздно; поздно ← поздний (суффиксальный способ);

Ледники; ледники ← лед (суффиксальный способ);

(На) земном 3 (шаре) – прил.

    На шаре (каком?) земном; н.ф. – земной.

    Пост.-относит., непост.-ед.ч.,м.р.,пред.п.

    На шаре (каком?) земном.

Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы, они сгущаются.

(Повес.,невоскл., 2 г.о. – сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из главного (они сгущаются)) и придаточного (Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы), которое стоит перед главным, отвечает на вопрос когда?, прикрепляется к нему при помощи подчинительного союза когда и является придаточным времени.

(Когда…), .

Прид.времени главное

Выполнила ученица 10 «В» класса

МОУ СОШ № 2 г. Кстово