Самые значимые мечети для мусульман. Прекрасные мечети – нежные цветы Ислама


Известны десятки тысяч мечетей по всему миру. Однако самую большую значимость для верующих мусульман всего мира имеют три мечети, которые сыграли серьезную роль в истории Ислама, и почитаются всеми без исключения мусульманами. Это мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

Передается со слов Абу ад-Дарды, что Посланник Аллаhа (салалЛаху алейхи ва салям) сказал:

«Молитва в Масджид аль-Харам равна 100 тысячам молитв; молитва в моей мечети (в Медине) равна тысяче молитв; молитва в Байт аль-Макдис (т. е. в мечети Аль-Акса в Иерусалиме) равна пятистам обычным молитвам» (Аль-Байхаки).

Предлагаем вам обзор самых важных мечетей в мире!

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть), Мекка

Мечеть аль-Харам является самой большой мечетью во всем мире. Ещё её именуют – Харам бейт-Уллаh («Запретный дом Аллаhа», либо «Священный дом Аллаhа»). Располагается в Мекке, в Саудовской Аравии. Она окружает самую важную и ценную святыню ислама – Каабу. Именно тут собираются миллионы паломников во время хаджа. В момент выполнения намаза (молитвы), мусульмане, где бы они не пребывали, направлены лицом в сторону Каабы. А те, кто молится в самой Мекке, совершают намаз выстроивший вокруг Каабы. Любой мусульманин должен приехать в это благословенное место хотя бы раз в своей жизни. Так как хадж является пятым столпом Ислама.

Красивейшая мечеть Аль-Харам (Мекка, Саудовская Аравия)

Ма ща Аллах.


аль-Масджид аль-Харам (Запретная мечеть), Мекка (Саудовская Аравия)

Данная мечеть с огромной площадью более 400 тысяч квадратных метров. В период хаджа мечеть способна вместить около 4 миллионов паломников. Настолько масштабного и завораживающего зрелища вы не увидите больше нигде. Она имеет девять минаретов, высота которых составляет 95 метров. Внутри сооружения функционирует 7 эскалаторов. Все помещения оснащены кондиционерами. Недалеко от входа в мечеть Аль-Харам, располагается комплекс Абрадж аль-Бейт, который превзошел другие своей массивностью, и считается вторым наиболее высочайшим небоскрёбом в мире.


Комплекс Абрадж аль-Бейт в Мекке

Мечеть ан-Набави (Мечеть Пророка), Медина

Вторая по значимости мечеть (после Запретной мечети) считается Аль-Набави (Мечеть Пророка). Она расположена в Медине, в Саудовской Аравии. В самом центре мечети размещен Зеленый купол, где располагается могила Посланника Аллаhа (салалЛаху алейхи ва салям). Также в данной мечети похоронены первые два праведных халифа Абу Бакр ас-Сиддик и Умар ибн аль-Хаттаб (мир им обоим).
Построена она была
Пророком Мухаммадом (салалЛаху алейхи ва салям) и его сподвижниками, после хиджры (переселения) мусульман из Мекки в Медину.
На сегодняшний день это одна из самых больших мечетей, так как следующие исламские правители расширяли и приукрашивали святыню. В мечети десять минаретов, каждый из них с высотой 105 метров. Стены и полы мечети устланы мрамором и камнями различных цветов. В помещении мечети даже в самую жару прохладно и комфортно, так как имеются специальные кондиционеры. Весь первый этаж занимает молельный зал. Самый большой молитвенный зал во всем мире. Мечеть может вместить в период хаджа до 1-го миллиона паломников.


Мечеть Пророка, мир ему, ан-Набави в Медине

Мечеть Пророка в Медине не только старинная, но и очень красивая

Аль-Акса (Отдаленная мечеть), Иерусалим

Аль-Акса – в переводе с арабского языка означает удаленная мечеть. Мечеть является третьей святыней Ислама после Запретной мечети в Благородной Мекке и Мечети Пророка Мухаммада (салалЛаху алейхи ва салям) в Светлейшей Медине. Она расположена в старой части Иерусалима на Храмовой горе. Поначалу это был небольшой молитвенный дом, который был построен по указу праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Далее мечеть расширялась и достраивалась другими правителями. Основой строения считается 7 галерей: центральная, 3 западные, 3 восточные. Первая галерея различается от остальных, так как она располагается на возвышении и больше в ширину. В мечети одновременно могут совершать намаз до 5000 верующих.


Мечеть Аль-Акса расположена на Храмовой горе Иерусалима

Центр здания украшает необычный купол, украшенный изнутри мозаикой, а снаружи специальными пластинами из свинца и имеет сероватый цвет. Предполагается, что в последствии проведенных работ купол украсят медными листами с позолотой. При постройке мечети были использованы различные драгоценные материалы, такие как золото, белый мрамор, сталактит, известняк. Это придает строению древний вид и заставляет размышлять посетителей о его истории. Под зданием Аль-Аксы расположен вместительный подвал. Во времена, когда крестоносцы владели зданием мечети, в подвалах они держали лошадей, отсюда и название — Соломоновы конюшни.


Аль-Масджид Аль-Акса в Иерусалиме

Эта благословенная мечеть должна занимать важное место в сердце праведного мусульманина. Это единственная мечеть, название которой упомянуто в Священном Коране. Также она является первой киблой в исламе до перенесения ее в Мекку. Передается, что Аль-Бара говорил:

«Шестнадцать или семнадцать месяцев мы, вместе с посланником Аллаха, молились в сторону Байт аль-Макдиса, а потом поменяли (направление наших лиц в молитве) к Каабе» (Аль-Бухари).

С данным местом связано ночное перемещение (исра) посланника Аллаhа (салалЛаху алейхи ва салям) из Мекки в аль-Акса (Иерусалим) и его вознесение.


Аят из Курана

Ещё в эпоху халифа Абд Аль-Малика была построена ещё одна мечеть, неподалеку от Аль-Аксы. Она получила название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). Нередко мечеть Аль-Акса путают с мечетью Купол Скалы.


Посещали ли вы какую-либо из этих мечетей? Поделитесь своими впечатлениями!

Мечеть шейха Зайеда - третья по величине самая большая мечеть в мире. Названа в честь «отца-основателя» ОАЭ — шейха Зайеда бин Султана Аль Нахайяна. Роскошная конструкция поражает своей величественностью и роскошью даже неискушенного зрителя, ведь над дизайном и подборкой материалов трудились лучшие мастера своего дела из Италии, Германии, Марокко, Индии, Турции, Ирана, Китая, Греции и ОАЭ…


На строительство было потрачено более 600 миллионов евро.


Мечеть снаружи насчитывает 1096 колон и 96 колон в основном молельном зале, украшенном более 20 тысячами мраморных панелей ручной работы, инкрустированных полудрагоценными камнями, включая лазуриты, красные агаты, аметисты и жемчуг. Более того, прекрасные минареты, возвышающиеся на 107 метров, поставлены в четырех углах мечети.



Главный купол мечети весом в 1000 тонн считается самым большим храмовым куполом в мире:


Искусственные озера, занимающие общую площадь 7874 квадратных метра и каналы, украшенные темным кафелем, окружают мечеть, тогда как двор мечети площадью 17000 квадратных метров украшен цветной мозаикой. Бассейны отражают живописный вид мечети, который становится еще более великолепным в ночное время.



Дизайн интерьера, производящий глубокое впечатление, дополняет восхитительный внешний вид мечети. Итальянский белый мрамор и мозаичный цветочный дизайн украшает зал для моления, а интерьер стен мечети украшен золотой мозаикой достоинством 24 карата. Основной зал для молитв устилает самый большой в мире ковер! Сшит этот шедевр площадью 5627 квадратных метров и весом 45 тонн из 15 огромных кусков, которые доставили в мечеть аж на двух самолетах, а стоимость уникального изделия объявлена в 6 миллионов долларов… На создание ковра-гиганта ушло почти два года. Изделие хранит тепло рук тысячи иранских рукодельниц, которые трудились под неусыпным контролем 50 экспертов. Совершать молитву могут одновременно до 40.000 человек.



Люстры из хрусталя Сваровски своими размерами и уникальностью затмевают все представления о дороговизне как таковой…






Размахом роскоши поражают даже комнаты для омовения…



Стена Кибла, с другой стороны, имеет высоту 23 и ширину 50 метров и искусно украшена таким образом, чтобы не отвлекать молящихся. 99 имен (качеств) Аллаха представлены на стене Кибла с использованием традиционной каллиграфии Куфи с мастерски сделанной подсветкой, выполненной с использованием волокнисто-оптического освещения. Золото достоинством 24 карата, позолота и мозаичное золотое стекло также были использованы для мехраба (ниши в центре стены Кибла) и полумесяцев, украшающих верхушки куполов.




Мечеть насчитывает 80 панелей Изник – искуссно украшенной керамической плитки, популярной в 16 столетии, украшающей имперские и религиозные здания в Стамбуле. Традиционно ручной работы, дизайн каждой плитки был разработан турецким каллиграфом Отманом Ага. Три каллиграфических стиля – Насхи, Тулот и Куфи были использованы в мечети и выполнены Мохаммедом Мехди (ОАЭ), Фаруком Хаддадом (Сирия) и Мохаммедом Алламом (Иордания).

Из книги «Пророчества о приближении конца света»:

Восемнадцатый признак: украшение мечетей и свитков Корана
Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Судный час не настанет до тех пор, пока люди не начнут хвалиться друг перед другом мечетями» (Ахмад).

Абу ад-Дарда рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если вы станете украшать мечети и разукрашивать коранические свитки, то вас постигнет погибель» (аль-Хаким и ат-Тирмизи).

Ибн Аббас сказал: «Вы будете украшать мечети, как это делают иудеи и христиане» (аль-Бухари).

Когда Умар приводил в порядок мечеть Пророка в Медине, он велел: «Защити людей от дождя, но избегай красных и желтых цветов, дабы не искушать людей».

Аль-Мунави писал: «Шариат предостерегает от украшения мечетей и разукрашивания коранических свитков, потому что красивые узоры занимают человеческие сердца, мешают сосредоточиться, отвлекают от размышлений и не позволяют человеку ощущать себя перед всевышним Аллахом. Богословы шафиитского толка считают, что украшать мечети и даже Каабу золотом и серебром строго запрещено, а другими украшениям – нежелательно».

Аль-Мехди сказал: «Что касается разукрашивания Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка в Медине, то это было сделано без согласия мусульманских богословов. А если они промолчали, то их молчание не означает согласия с этим поступком. Мечети были разукрашены несправедливыми правителями, которые не стали испрашивать разрешения у праведных богословов».

Мечеть Омейядов в Дамаске
В начальный период распространения ислама в качестве мечетей использовали византийские храмы. Их не разрушали, а приспосабливали, переориентируя на Мекку и пристраивая к основному зданию огромный двор, где могли расположиться все молящиеся. До VIII века образцом такой «конвертации» служила старейшая мечеть Омейядов в Дамаске — бывший храм Иоанна Крестителя (еще раньше там располагался римский храм Юпитера, остатки которого видны с внешней стороны мечети). Однако в VIII веке храм был полностью перестроен, и на его месте появилась новая мечеть, облик которой сегодня считается эталонным. В мечети по-прежнему хранится одна из святынь как мусульманского, так и христианского мира - Глава Иоанна Крестителя, пророка Яхья в исламе.

Мечеть - не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу - главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».

Мечети бывают квартальные - для ежедневного пятикратного намаза жителей ближайшей округи, а также соборные - те, в которые на пятничную молитву собирается вся община. Особый тип общегородской мечети - мусалла - открытая площадь с единственной стеной, у которой совершаются богослужения в праздник Курбанбайрам.

Квартальные мечети обычно небольшие, заметные среди городской застройки лишь благодаря минарету. Чаще всего никакими архитектурными достоинствами они не обладают, а исполняют только религиозную функцию (поэтому я про себя называю их «хозблоками»). Пятничные мечети - совсем другое дело. Огромные, соразмерные средневековым соборам, соборные мечети Стамбула и Исфахана, Марракеша, Дамаска и Дели строились на средства казны лучшими мастерами. Архитектура - традиционный способ демонстрации могущества власти, и пятничные мечети показывали городу и миру силу государства, хотя, конечно, и собирали верующих для молитвы и проповеди. Именно в таких мечетях совершали намаз султан и его двор. У таких мечетей всегда несколько минаретов (у квартальных - один-единственный), поскольку чем больше минаретов и чем они выше, тем дальше разносится призыв на молитву. И, конечно, большая часть таких мечетей сегодня еще и музеи. Это памятники истории, образцы архитектурных стилей: османского, сельджукского, персидского, могольского и т. д.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле
Один из самых распространенных типов мечети в мире - османский. Архитектурная вершина этого стиля - мечеть Сулеймание в Стамбуле, построенная великим зодчим Османской империи Синаном в первой половине XVI века по заказу султана Сулеймана Великолепного (отсюда и название). Османские зодчие наследовали конструктивный принцип византийского храма, прежде всего константинопольской Святой Софии. Как и у нее, (1) купол Сулеймание положен на массивные опорные (2) столбы с помощью (3) «парусов». Вес купола равномерно «гасится» через боковые (4) полукупола. Мечеть украшают знаменитые изразцы из Изника, а также многочисленные светильники и галереи. Двор мечети по перимет ру обрамлен крытой (5) галереей, украшенной (6) малыми куполами. В центре двора расположен (7) фонтан для ритуальных омовений, который сегодня играет декоративную роль (омовения происходят под внешней галереей). По углам внут реннего двора Синан поставил четыре (8) минарета - Сулейман был четвертым правителем империи после переноса столицы в Стамбул. Десять (9) балконов, с которых возглашался призыв на молитву, также в честь Сулеймана - десятого султана из династии Османов. За (10) стеной киблы (кибла - направление на Каабу) стоят усыпальницы султана и его жены Роксоланы.

Попасть в пятничную мечеть можно в любое время дня. Чтобы не оказаться в неудобной ситуации, придерживайтесь элементарных правил, универсальных для любого места, связанного с культом. Будьте сдержанным, спокойным. Ведите себя так, как ведут себя местные, когда не молятся. Если они сидят, или лежат, или спят, то можно и самому спокойно сесть на ковер, подремать у стены. Единственное, что действительно раздражает верующих, - это отсутствие уважения к их религии у человека со стороны.

Не забывайте, что, входя в мечеть, нужно, во-первых, иметь благопристойный вид - никаких шорт и маек. А во-вторых, обувь придется оставить при входе. С одной стороны, тем самым демонстрируется уважение к дому Аллаха, с другой - этот обычай, как и многие другие, связан с гигиеной: во время молитвы верующие многократно касаются пола ладонями и лбом. А тем, кто брезгует ходить босиком (например, в индийских мечетях пол иногда ничем не покрыт и довольно грязен), лучше запастись носками. Обувь можно носить в руках, но проще бросить ботинки при входе, как это делают все остальные, - кража в мечети невозможна. Наконец, женщинам придется покрыть голову и руки. В исторических мечетях крупных городов платки предлагают при входе, а в мечети Омейядов в Дамаске я, например, с удивлением обнаружил, что женщина может взять напрокат балахон с капюшоном. Что в целом решает проблему любой «неформатной» одежды.

Запретная мечеть в Мекке
Совсем иначе устроена главная мечеть мусульманского мира. Поскольку ее первая задача - вместить сотни тысяч паломников во время хаджа к главной святыне ислама, Каабе, мечеть представляет собой огромный двор, обнесенный многоярусной (1) галереей с (2) минаретами по углам. В центре двора расположена (3) Кааба - святилище, в сторону которого обращаются мусульмане всего мира во время молитвы. Это кубическое сооружение высотой 15 метров и основанием 10 на 12 метров. В восточный угол Каабы («черный угол») вделан (4) черный камень, заключенный в серебряную оправу. Камень имеет метеоритное происхождение, он был объектом древнего семитского культа задолго до становления ислама. Во времена молодости пророка Мухаммеда на этом месте находился идол Хубала - божества-покровителя Мекки, вокруг которого располагались 360 идолов божеств, почитаемых в Аравии. Значение Каабы для ислама резко возросло, когда она была объявлена святым местом, обратясь к которому мусульмане обязаны совершать молитву (до 622 года направление киблы было на Иерусалим, где, по преданию, совершилось вознесение пророка). В мусульманской религиозной мифологии «черный камень» - это «белый яхонт» из рая, дарованный Адаму Аллахом, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным он стал позже из-за людских грехов и пороков. Рядом с «черным камнем» находится (5) макам Ибрагима (место Ибрагима) - камень из рая, стоя на котором пророк Ибрагим строил Каабу и который сохранил отпечаток его стоп. Рядом с макамом Ибрагима имамы руководят молитвой правоверных. Справа от него за полукруглой стенкой находится (6) Аль-Хиджр - место, где пророк Ибрагим оставил жену Хаджарь и сына Исмаила, привезя их в Мекку, и где повелел Хаджарь строить дом. Это особое место, куда паломники не заходят во время обхода Каабы: считается, что при пророке Ибрагиме оно было частью Каабы и там, по легенде, похоронены его жена и сын.

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет. Однако мобильный телефон, конечно же, лучше отключить и громко не разговаривать, хотя дети, которые часто резвятся на коврах мечети, совершенно естественно вопят, как им и положено. И, разумеется, мужчинам лучше не соваться на женскую половину. Как правило, она отгорожена деревянными ширмами, но даже если и нет, то следует приглядеться, куда не заходят местные мужчины.

Иноверцу, зашедшему в мечеть до начала молитвы, совершенно необязательно выходить, когда верующие начали молиться. Если он никак не мешает молящимся, выгонять его никто не будет. Нет ничего страшного и в том, чтобы зайти в мечеть уже после начала молитвы. Многие верующие сами прибегают из своих лавок и офисов с опозданием, нисколько этим не смущаясь.

Войдя в мечеть, стоит выбрать тихий угол с хорошим обзором, сесть у стены и с пола разглядывать интерьер и людей. Большинство правоверных ждут молитвы или остались после нее, чтобы пообщаться и отдохнуть. Это одно из главных удовольствий в раскаленном мусульманском городе: прохлада огромных мечетей, тихий гул голосов, детская беготня. Ноги отдыхают, глаза, уставшие от солнца, тоже.

1. Минбар - кафедра , с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена всегда справа от михраба. Имеет форму лестницы, украшенной сверху островерхим куполом. В пятничных мечетях минбар часто покрыт искусной резьбой - того типа, который распространен в стране, где эта мечеть расположена. По традиции, имам занимает предпоследнюю сверху ступень лестницы, поскольку на верхней ступени незримо присутствует сам пророк Мухаммед.
2. Михраб - ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К михрабу мусульмане обращаются лицом во время молитвы. Михраб часто украшается по периметру изразцами, резьбой и надписями из Корана и фланкируется двумя полуколоннами. В больших мечетях сооружают несколько михрабов, чтобы один из них всегда был в поле зрения молящегося. Михрабы устраивают и во дворе мечети - для тех, кто опоздал на молитву и вынужден свершать намаз снаружи.

В большие мечети, особенно шиитские (внешне их легко узнать по обильным орнаментальным украшениям и куполу, покрытому золотом или изразцами; кроме того, они возводились у места погребения кого-либо из потомков пророка), мусульмане приезжают семьями, чтобы не только поклониться могиле праведника, но и пообщаться, провести время, показать роскошные интерьеры детям. Во дворах больших мечетей не запрещается устроить мини-пикник: путь проделан долгий, а в кафе ходить дорого. Пить вино и жарить мясо никто не будет, но разложенные на платке бутерброды, фрукты, бутылки с водой - обычное зрелище.

Часто во время религиозных праздников при мечетях бывают благотворительные акции - например, раздача пищи. Однажды в Тегеране я угостился отличной печеной картошкой, завернутой в лаваш с солью, а в Исфахане по случаю праздника Ашура выстоял очередь за бесплатным обедом - рис и мясо со сливами - и получил его в специальном термопакете. Правда, это было в дни обострения конфликта в Палестине, поэтому на упаковке красовалась надпись (дословно): Down with Israeli, down with USA - «Долой Израиль, долой США».

И последнее. В некоторых городах при входе в мечеть вводится (крайне редко и чаще всего стихийно) своего рода фейсконтроль. Какой-нибудь особо религиозный старец может внезапно спросить человека непривычного для него вида: «Муслим?» («Мусульманин?»). Со мной такое случалось дважды: в мечети Купол Скалы в Иерусалиме и в мечети Хасана II в Касабланке. Что делать? Если вам действительно нужно попасть внутрь - например, чтобы своими глазами увидеть мечеть с раздвигающейся крышей, вмещающую 25 000 молящихся, - дайте спокойный утвердительный ответ: «Йес, муслим». И можно проходить. Есть и более простой вариант: намотать на пальцы мусульманские четки. Увидев их, даже исламский фундаменталист никаких вопросов задавать не станет.

Иллюстрации Эльдара Закирова

Ах это сказочная арабская архитектура. Пусть это не старинная мечеть, а всего лишь новодел, однако как всегда поражает своим изяществом.

Архитектура мечетей в исламских странах формировалась в соответствии с климатическими условиями, а также под влиянием традиций и культурных особенностей жителей каждой страны. Фактически, мечети в значительной мере заимствовали свои архитектурные особенности от коренной цивилизации каждого региона. В начале мусульмане заимствовали элементы от различных архитектурных стилей, таких как сирийский, египетский и иранский, и использовали их в архитектуре своих зданий. Однако, спустя немного времени, мусульманские деятели искусства стали переоценивать те элементы и стили, которые они переняли от других культур. В результате они исключили все то, что было для них чуждо и не гармонировало с их природой и религиозными запросами, и приступили к созданию особого архитектурного стиля для мечетей, созвучного с их сутью и религиозными учениями. Таким образом в начале 2 века по лунной хиджре (9 век по европейскому календарю) в исламском искусстве сформировался особый стиль, который все более совершенствовался и в конце концов привел к созданию красивейших произведений исламской архитектуры, о нескольких из которых мы говорили в наших предыдущих передачах.

Одной из важнейших особенностей исламской архитектуры, особенно в строительстве мечетей, является наличие террас и галерей, а также дугообразная форма верхней части дверей, входов и крыш. Этот изгиб преимущественно наблюдается в куполах, нишах, арках и террасах.

Большинство цветов, используемых в архитектуре мечетей, являются светлыми, а темные краски используются вместо теней. В исламском искусстве широко используются синий, зеленый, золотистый, желтый и красный цвета. Синий и зеленый являются холодными и контрастирующими цветами, вызывающими в человеке ощущение бесконечности.

Еще одной из особенностей исламской архитектуры является применение искусства орнаментации с целью сочетать в строительстве мечетей прочность вместе с красотой и изяществом. Мусульманские деятели искусства проявляли интерес прежде всего к утонченным и изящным видам искусства. Они использовали все материалы - дерево, железо, кирпич, гипс, черепицу, керамическую плитку и стекло с целью придать своим архитектурным формам объективность. Известный американский историк Уилл Дюрант в своей книге "История цивилизации", в главе, посвященной исламской цивилизации, пишет по поводу красоты исламского искусства, примененного в строительстве мечетей: "Красивая и разнообразная орнаментация, заполняющая внутреннее пространство мечетей, фактически используется во всех элементах, составляющих архитектуру мечетей. Мозаика и инкрустация из перламутровой плитки для полов мечетей и украшения михрабов и стен, цветные стекла для окон, а также драгоценные ковры для залов являются необходимыми атрибутами и украшениями, использовавшимися в мечетях. Мусульмане украшали нижние части стен или полностью стены красивым цветным мрамором, а арки и ниши - росписью. Минбар строился из дерева. Его украшали резьбой. Рядом с минбаром стоял табурет, на который ставили один экземпляр Корана, который в свою очередь представлял собой образец клинописи и изящества исламского искусства. Направление к Каабе указывала ниша во внутренней стене мечети. Нишу украшали плиткой и мозаикой, изображениями цветов и цветочных кустов, барельефом и прекрасными сюжетами с применением инкрустации, гипсовой лепки, мрамора и керамики.

На западном побережье Марокко находится город Касабланка, один из самых крупных городов этой африканской страны, являющийся её финансово-экономическим центром. В разное время город находился под контролем самых разных народов, что оставило свой след в городской архитектуре.

В 1907 году, когда Марокко стал французской колонией, Касабланка начала стремительно развиваться и через несколько лет превратилась в важнейший портовый и торговый центр. С этого момента в городе началось строительство множества различных объектов, однако самое знаменитое сооружение в городе было построено немного позже.


Кликабельно 3000 рх

Мечеть Хасана II находится на побережье Атлантического океана. Строительство мечети началось в 1980 году и длилось 13 лет. Здание мечети построено таким образом, что когда волны океана поднимаются вверх (по время прилива), создается впечатление, что половина мечети покоится на волнах, подобно кораблю. Когда же волны Атлантического океана ударяются о стены мечети, достигая 10 метров, молящиеся испытывают ощущение того, что эта грандиозная мечеть плывет по волнам.

Мечеть Хасана II построена на площади, равной 9 гектарам. Кроме религиозного значения, мечеть является культурным центром. В мечети находится медресе для обучения Корану, библиотека и национальный музей. Зал мечети вмещает более 20 000 молящихся. Еще 80 000 молящихся могут уместиться на эспланаде, - центральной части убирающейся крыши, которая за три минуты превращает зал для молитвы в великолепную террасу.



«Трон Аллаха покоится на воде, — сказал король Марокко Хасан II, объявляя в 1980 году о своем намерении построить самую большую мечеть в мире. — И поэтому новую мечеть мы тоже будем строить на воде». Мечеть Хасана II, построенная в крупнейшем марокканском городе Касабланка, действительно стоит на воде, а точнее — над водой. Это огромное сооружение возведено на выступающей в море платформе, и через стеклянный пол мечети можно видеть морские волны.

Высота минарета Мечети Хасана II составляет 200 метров. В верхней ее части имеется лазерный прожектор, создающий в небе световую линию зеленого цвета длиной в 30 км. в сторону Заповедной Мечети в Мекке.

Фасад мечети облицован камнем белого и кремового цветов. Крыша мечети выложена гранитом зеленого цвета. Зал для молитв украшен 78 колоннами из розового гранита. Полы устилают плитки из золотистого мрамора и зеленого оникса. Декор мечети вызывает восхищение: фрески, мозаики, резьба и роспись по дереву, лепнина, затейливые узоры, арабская вязь, великолепие цветовой гаммы. Мечеть Хасана II имеет 2500 колонн. Сотни рабочих и деятелей искусства круглосуточно трудились для того, чтобы построить мечеть.

Но самой знаменитой архитектурной достопримечательностью Касабланки, несомненно, является мечеть Хасана II. Это самый грандиозный и пышный мусульманский храм, из построенные в XX веке.

ще издалека мечеть впечатляет просто своими размерами - высота ее минарета составляет 200 метров. Мечеть Хасана II признана самым высоким религиозном сооружением в мире: она на 30 метров выше пирамиды Хеопса и на 40 метров - собора Святого Петра. Внутрь мечети Хасана II пускают немусульман, и любой желающий может пройти внутрь безумно красивого зала для молитв, украшенного 78 колоннами из розового гранита. Мечеть красиво и причудливо украшена фресками, мозаиками, лепниной. Можно рассмотреть затейливые узоры и роспись по дереву. Пол устилают плиты, причудливо сделанные из золотистого мрамора и зеленого оникса. Зал для молитв может вместить 25 тысяч верующих. А на случай, если желающих помолиться Аллаху окажется больше, чем может вместить мечеть, центральная часть крыши может раздвигаться, и еще до 80 тысяч верующих могут помолиться на площади возле мечети.

Ремесленники и рабочие работали круглосуточно, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, чтобы закончить шедевр, и были собраны средства от "пожертвований" от марокканского народа. Правительство буквально пошел от двери до двери "запрашивающей экономической поддержки. Это вызвало некоторые международные критики, но в целом, местные марокканцы, кажется, не обидел либо тактика сбора средств или величиной инвестиций.

Массивной мечети Хасана II могут разместиться до 120.000 верующих: 20.000 внутри, и еще 100.000 на дворе. О типичных молитвы обеду пятницы, можно ожидать до 18000 человек. Во время священного для мусульман месяца Рамадан, мечеть была близка к мощности.


Клкиабельно 1440 рх

Проект мечети создал французский архитектор Мишель Пинсо. В ее облике воплотились черты лучших построек средневековой арабо-испанской архитектуры, известных на весь мир, — Хиральды в Севилье, мечети Омейядов в Дамаске, мечети Кутубийя в Марракеше. Мечеть Хасана II стала гордостью марокканцев. Собственно, она и задумывалась как памятник единству страны, сплоченности и творческому гению марокканского народа. Средства на ее строительство собирались по всей стране. Общая стоимость проекта составила 800 млн долларов. Мрамор привезли из каменоломен Агадира, гранит — из Тафрута. Лишь огромные 50-тонные люстры для центрального молитвенного зала были заказаны в Венеции (Италия).

Марокко со времен Средневековья славится своими ремесленниками, и многие старинные промыслы здесь не забыты и по сей день. На строительство мечети со всех концов страны приехало около 2,5 тыс. лучших мастеров страны — каменщиков, мозаичистов, резчиков по камню и дереву. Всего же на сооружении храма ежедневно работало 35 тыс. человек.

Мечеть Хасана стала настоящим шедевром современного марокканского искусства. Ее сравнивают с драгоценным камнем, с «самым большим холстом, когда-либо попадавшим в распоряжение маррокканских художников». Огромное здание и внутри, и снаружи буквально переливается от причудливой игры света и тени. Цветной мрамор, полированный камень, мозаика, тончайшая каллиграфическая вязь арабских надписей, резьба, орнаментальные росписи — все традиционные способы декора нашли в мечети Хасана свое наиболее полное воплощение, выраженное на языке современного искусства. При этом традиции здесь живо переплетаются с современными технологическими достижениями: так, по ночам на вершине минарета появляется луч лазера, указывающий направление на Мекку. Кстати, минарет мечети Хасана II — самый высокий в мире: его высота составляет 200 м. Размеры самой мечети: в длину — 183 м, в ширину — 91,5 м, в высоту — 54,9 м. Молитвенный зал рассчитан на 20 тыс. человек, еще 80 тыс. человек могут разместиться во внутреннем дворе. В огромный ансамбль входят также медресе, библиотека, музей, подземная стоянка на тысячу автомашин и конюшня на 50 лошадей.


Статистика говорит нам, что большая часть сырья для строительства мечети приехали из Марокко. Это включает в себя кедрового дерева от Атласских гор, который был замысловатой резьбой, и красивый мрамор тщательно отобранных из южного Марокко. Так же можно отметить на некоторые современные особенности мечети, как автоматизированные раздвижной крышей, которая открывается часто, чтобы принести свежий воздух в короля Хасана мечеть и электрические двери позволяют легко открывать и закрывать огромные двери титана, которые весят удивительное десяти тонн. Экипаж 300 человек стремится к поддержанию и содержание мечети на ежедневной основе.


Кликабельно 4000 рх

Мечеть Хасана II является самой большой мечети в Марокко и пятый по величине во всем мире. Ее минарет крупнейших в мире, измерения ошеломляющие 689 футов, и может похвастаться лазерного луча на ее вершине, указывая путь в Мекку.


Кликабельно 3000 рх



Клкиабельно 3000 рх



Перед мечетью ночью


Кликабельно 3000 рх



Кликабельно 3000 рх



Клкиабельно 3000 рх


#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

#6 Почему российские имамы такие богатые? (рассказывает Юрий Михайлов)

Сегодня у нас в гостях у программы “Современный Восток” издатель Юрий Анатольевич Михайлов. Его издательство «Ладомир» выпустило несколько лет назад превосходное двух-томное издание жизнеописания Пророка Мухаммада, мир ему. Биографию самого…

#5 Как пришли к нам православие и ислам? (рассказывает Игорь Алексеев)

«И христианство, и ислам не были введены одномоментно. Если мы берем, например, Волжскую Булгарию, то ислам туда проникал через торговые, а, следовательно, культурные связи. И только после того, как уже…

Тарик Рамадан выступит с лекцией в Москве

Влиятельный исламский мыслитель, профессор Оксфордского университета Тарик Рамадан выступит в Москве с лекцией: «Важность критического мышления для мусульманской уммы на Западе и Востоке». Тарик Рамадан – это имя известно во всем мире. Он не просто философ, публицист, мыслитель. Он – очевидный гений.

Арабский язык для всех

Эффективное изучение арабского языка невозможно без качественного учебного пособия. Слушателям курсов арабского языка образовательного центра «Медина» в этом смысле очень повезло. Специально для наших студентов педагог с многолетним стажем преподавания в ведущих вузах страны Александра Вадимовна Симонова разработала уникальный учебник «Арабский язык для всех».

14 самых древних мечетей Мира

Эти мусульманские храмы были построены в течение первых 150 лет становления ислама, после переселения Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) в Медину.

1. Мечеть Омейядов в Дамаске, Сирия: 96 год после Хиджры

Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов, расположена в старой части столицы Сирии, одном из древнейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого как христианами, так и мусульманам. Это самое большое строение старого Дамаска. В римскую эпоху на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь. После мусульманского завоевания Сирии, церковь была превращена в мечеть. Халиф Валид I, который курировал его преобразование, коренным образом изменил планировку здания, и проект был завершен в 715 году. Части наружной стены сохранились от римского храма Юпитера. Для строительства мечети были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел из Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока. Всего на строительстве мусульманского храма трудились более 12 тыс. рабочих.

2. Мечеть аль-Куба, Медина, Саудовская Аравия, 1 г.х.

Мечеть аль-Куба находится за пределами Медины. Она считается первой когда-либо построенной мечетью и четвертой по святости в исламе после Запретной мечети в Мекке, мечети Пророка в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.

Легенда гласит, что первый камень в ее основание заложил сам пророк Мухаммед после переселения из Мекки в Медину, а завершили строительство его спутники.

Мусульмане верят, что две утренние молитвы в этой мечети приравниваются к малому паломничеству. От древнего здания мечети сохранилось немногое, так как с течением времени она неоднократно перестраивалась; нынешняя белокаменная мечеть была построена в 1986 г.

3. Мечеть Чераман Джума, Керала, Индия. Прибл. 8 г.х.

Мечеть Чераман Джума – самая первая мечеть, построенная на территории Индии. Мечеть была построена Чераман Пеумалом (правителем небольшого государства) еще во времена жизни Пророка Мухаммада. По преданию, Чераман наблюдал расколотую луну – чудо, явленное Пророком. А после этого встретился с Мухаммадом и принял Ислам. Мечеть была построена в 629 году. Она много раз претерпевала реконструкцию и ремонт, но тем не менее, часть ее сохранилась нетронутой с тех давних времен, утверждают местные жители.

4. Мечеть Аль Акса, Иерусалим, Палестина. Нынешнее здание прибл. В 86 г.х.

В Иерусалиме есть две красивейшие мечети: одна с золотым, другая с серым куполом. Первую называют «Купол Скалы», вторая же – мечеть аль-Акса, или мечеть Омара – третья по значимости мусульманская святыня. Ее купол выглядит поскромнее, но сама мечеть огромная и может вместить на пятничную молитву до 5000 прихожан. Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж). Сначала это был простой молитвенный дом, сооруженный халифом Омаром в VII веке, а полвека спустя здание стали перестраивать, достраивать, восстанавливать после землетрясений, и наконец, оно приобрело тот масштаб и вид, который сохранился по сей день. Конечно, за прошедшие века мечеть претерпела и разрушения, и глумления крестоносцев-тамплиеров, которые использовали здание под свое общежитие, склад оружия и конюшни. Но захвативший Иерусалим турецкий султан Салах ад-Дин вернул здание мусульманам. С тех пор здесь действующая мечеть.

5. Масджид ан-Набави, Медина, Саудовская Аравия: 1 г.х.

Мечеть Пророка‎ является второй святыней в исламе после Запретной мечети в Мекке и местом погребения Мухаммада. За всю историю ислама мечеть расширялась девять раз. Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Куполом Пророка) расположена могила Мухаммада. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аиши, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. После того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью. Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.

6. Мечеть аз-Зайтуна, Тунис: 113 г.х.

Мечеть является самой старой в столице Туниса, занимает площадь в 5000 м². и имеет девять входов. Материалом для строительства мечети послужили развалины Карфагена. Мечеть также известна как один из первых и самых больших исламских университетов. На протяжении веков Аль-Кайраван оставался образовательным и научным центром Туниса и Северной Африки. В XIII веке Тунис стал столицей государства Альмохадов и Хафсидов. Благодаря этому Университет аз-Зайтуна стал одним из главных центров исламского образования. Выпускником университета был первый в мире социальный историк Ибн Хальдун. В университете обучались студенты со всех уголков исламского мира. Библиотека аз-Зайтуны была самой большой в Северной Африке и включала десятки тысяч рукописей. Большое количество редких рукописей, охватывали знания по всем научным дисциплинам, в том числе по грамматике, логике, этикету, космологии, арифметике, геометрии, минералогии.

7. Великая мечеть в Сиань, Китай: 124 г.х.

В эпоху правления династии Тан (618 – 907) ислам получил широкое распространение на территории Китая благодаря арабским торговцам. Многие мусульмане обосновались в то время в Китае. Многие из них женились на представительницах главной этнической группы Китая – хань. Великая мечеть была построена в то время, для того чтобы отметить вклад тех людей в распространение ислама в Китае. Мечеть находится в город-герое Сиань – стартовой точке Великого шелкового пути и городе с большим мусульманским населением. Архитектурный стиль мусульманского храма представляет собой смешение традиционной китайской архитектуры и исламского искусства. Многочисленные павильоны и расположенные между ними четыре внутренних двора – это типичные черты китайского стиля. Стены мечети украшены росписью, в которой ясно видны традиционные мусульманские мотивы/

8. Великая мечеть в Кайруане: 50 г.х.

Великая мечеть Кайруана восходит к 670 году. Она была построена по повелению Укбы ибн Нафи. Хотя мечеть была пару раз разрушена, а затем восстановлена, сегодняшняя структура стоит на месте оригинальной мечети. Являясь своего рода символическим зданием города, Великая мечеть считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада.

9. Великая мечеть Алеппо, Сирия: прибл. 90 г.х.

Младший брат величественной мечети Омейядов в Дамаске, как его называют местные жители, храм воздвигнут на этом месте в XIII веке. По легенде здесь находится могила пророка Закарии. Этот памятник культуры является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то эта мечеть была местом отдыха и общения с Богом, а сегодня это развалины. В ходе гражданской войны были нанесены серьезные повреждения: в 2012 году в мечети разразился большой пожар, в следующем году была взорвана южная стена, а в довершение всего – уничтожен единственный минарет.

10. Мечеть аль-Харам, Мекка, Саудовская Аравия: до ислама.

Заповедная мечеть – самая большая мечеть в мире, окружающая главную святыню ислама – Каабу. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа. Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Существующая мечеть известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось.

11. Джума мечеть в Шамахы Азербайджана: 125 г.х.

Шамахинская Джума мечеть, являющаяся одним из самых древних мусульманских храмов на территории Азербайджана, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке в целом, была построена во времена халифы Халида ибн Валиядина, в 743 году в честь прибытия его брата – Муслима ибн Валиядина в Азербайджан. По некоторым источникам, побежденный армиями Халифата Хазарский каган принял ислам именно в этой мечети.

12. Мечеть двух Кибл, Медина, Саудовская Аравия: 2 г.х.