Российский оружейный уран не будет питать энергетику США: подведена черта под "сделкой Гор-Черномырдин". «Афера тысячелетия»


14 ноября 2013 года судно Atlantic Navigator, нагруженное урановым топливом, направилось из Санкт-Петербурга в США

Вечером 14 ноября 2013 года судно Atlantic Navigator, нагруженное урановым топливом, направилось из Санкт-Петербурга в США. Это был последний транспорт подобного рода. Капитан принадлежащего ЗАО "Балтик Меркур" и приписанного к Валетте (Мальта) судна Atlantic Navigator Роман Елохин подписал акт о погрузке. Программа "мегатонны в обмен на мегаватты" - поставки на американские АЭС топливного урана, переработанного из боевого урана советских ядерных бомб, завершена. Важный и символичный этап в российско-американских отношениях пройден.

К моменту окончания программы российский уран обеспечил за прошедшие 15 лет производство 10% всей генерированной в США электроэнергии. Речь при этом идет о всех источниках генерации, включая ТЭЦ, солнечную, гидро-, био- и прочие альтернативные источники энергии. В общей сложности из топлива, полученного из российского оружейного урана, было выработано 7 млрд. МВт/час электроэнергии, что сравнимо с использованием 15 млрд. баррелей нефти, или 3,5 млрд. тонн угля. Уран был извлечен из 20-ти тыс. российских ядерных боеголовок, - отмечает regnum.ru .

ИА REX: Была ли "сделка Гор-Черномырдин" по урану в интересах России или она была изменой?

Сергей Скоков , генерал-лейтенант запаса, начальник Главного штаба — первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками ВС России до октября 2011 года:

В условиях, когда наша великая империя была сдана без боя, когда все институты государства, в том числе и те, которые призваны это государство защищать силовыми методами, были дезорганизованы, когда мы, по существу, проиграли очередную мировую войну, было бы нелепо ожидать подписания взаимовыгодных соглашений с победителями. Вступая в полувековую конфронтацию с советской антикапиталистической системой, американские элиты рисковали всем - для них это была битва не на жизнь, а на смерть. Следовательно, не стоило и не стоит питать никаких иллюзий о какой-либо милости со стороны американского правительства и транснациональных корпораций. Полагаю, что такое мог себе позволить только советский народ в отношении побеждённых немцев, освобождённых поляков, чехов и прочих народов.

После поражения мы стали для них источником невероятного обогащения, мы обречены были выплачивать репарации. Замечу, что это отнюдь не единственное подписанное соглашение, которое шло в разрез с интересами нашего государства. И так считают в России многие, а точнее - подавляющее большинство нашего народа.

И вопрос здесь ведь даже не в том, что в рамках конкретной сделки, как утверждают многие отечественные экономисты, стоимость товара (в данном случае - оружейного урана) была в несколько раз занижена. Вопрос в том, что в течение одного десятка лет было проедено советское стратегическое наследие, стратегический ресурс, который накапливался невероятным трудом нескольких поколений в течение целого полувека. Этот ресурс проедался и был окончательно съеден, но совсем не нами: советский оружейный уран давал государству-победителю энергию, которая питала американские заводы и домохозяйства, научно-исследовательские институты и военные базы; именно наш оружейный уран, доставшийся им по бросовой цене, во многом обеспечивал конкурентоспособность американской экономики и образа жизни.

Неужели наша страна не могла бы использовать этот резерв с большей пользой для своей экономики, став, например, крупнейшим мировым энергетическим лидером, крупнейшим экспортёром чистой атомной энергии? Но теперь об этом остаётся только гадать.

Полагаю, что если наше военно-политическое руководство, крупный бизнес и научное сообщество не смогло предотвратить или хотя бы смягчить последствия данного соглашения, то вполне уместно вспомнить слова, произнесённые Павлом Милюковым с трибуны Государственной Думы Российской Империи IV созыва: "Что это - глупость или измена?!" И это должно стать хорошим уроком для всех, уроком, который требует принятия мер по недопущению подобного впредь.

Юрий Юрьев , политконструктор:

Детали сделки как-то обосновывались и как-то устроили и власти и народ. Вполне возможно, что сделка имела более важный невидимый слой, спасая Россию от эскалации гонки вооружений и разорения бюджета, и что нынешняя экономическая стойкость России - побочный и плановый эффект сделки.

Возможны и иные невидимые слои, например, в сделке могли использоваться материалы из Украины, добровольно сдавшей ядерное оружие России, хотя могли бы подарить и США, как подарили, к примеру, торговый флот черноморского пароходства, крупнейший флот в мире. Так что однозначные выводы обо всех составляющих сделки могут делать лишь секретоносители и в доступных им ценах. Например - вести соотношение выплаченных 17 миллиардов долларов к невыплаченным деньгам, но и учитывать "непотраченные" средства в сотнях миллиардов долларов, которые бы пришлось экстренно тратить при расширении НАТО на Восток агрессивнее, чем это происходило.

Подобным же образом можно считать и эффект от персоны Черномырдина во всех его делах, зная все секреты. Например, стоимость оборонительного рубежа на границах России от Украины, как члена НАТО. Возможно, что эта стоимость даже не в десятках миллиардов, а в сотнях. И тогда становятся понятны "ужимки и прыжки" Черномырдина в качестве посла, слив им русского движения, стяжательство на газовых магистралях и конечный шедевр - "Майдан", превративший бывшего союзника России в плательщика за газ по мировым ценам, что явно обогатило "Газпром" и его владельцев, но создало в подбрюшье России из бывших союзников с многомиллионным мобресурсом - в лучшем случае нейтралов.

В глазах обывателя Черномырдин со всеми его сделками может выглядить отвратительно. Но у власти своя логика, сегодня им позарез нужны деньги, завтра позарез нужны защитники. Защитники всем нужны, даже оффшорным фирмам и банкам. Черномырдин занимался деньгами, как будто ему не нужны защитники из сородичей. Денег он накопил, а сородичей - растерял. А теперь - представим себе, что такова политика России в целом, и завтра Россия отправит по стопам Украины Кубань, и тамошние "кубанские" ракеты своей начинкой снова поедут в США, под аплодименты "кубанского народа и кубанской государственности". К сожалению, мы не можем знать, будет ли это. Но если власти дадут внятную оценку событиям по сделке "Гор-Черномырдин", начиная с того, что Гор пролетел на выборах в США, и обосновав деятельность Черномырдина, то можно будет надеяться, что Россия не грабит себя.

Александр Хуршудов , эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:

Это приемлемая сделка. Вспомним, что и 15 лет назад, и сейчас, избыточные запасы оружейного урана не приносили России ничего, кроме затрат на их хранение. В стране не было денег, чтобы организовать их переработку. Поэтому, выполнить эту работу на деньги США было приемлемым решением. Смешно пересчитывать уран на баррели нефти (в тепловом эквиваленте). Потому что баррель нефти вы можете хранить в обычной бочке, галлон бензина залить в бензобак, а ни 100 грамм, ни килограмм урана не будут двигать колеса вашей машины. Нынешние высокие цены на нефть и определяются удобством использования жидкого топлива; любые другие виды топлива, в том числе, газ и уголь, дешевле В РАЗЫ. Но хорошо и то, что сделка закончилась. Если нам надо будет и дальше перерабатывать старые боеголовки (а будет надо), мы уже будем делать это на продажу. Для этого теперь есть и деньги, и необходимое оборудование.

Сергей Сибиряков , политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:

Думаю, что "сделка Гор-Черномырдин" по урану была в интересах Ельцина и его команды ликвидаторов оборонного потенциала СССР и последствием его измены Родине. Напомню, что новость о ликвидации СССР президент США Джордж Буш-старший узнал в результате телефонного разговора с Борисом Ельциным, звонившим из Беловежской Пущи. Таким образом, три предателя (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) сами попросили руководителя страны-основного геополитического противника своей Родины о безоговорочной капитуляции в обмен на право управления подведомственными территориями. Естественно при такой капитуляции, ни о каких равноправных сделках не могло быть и речи.

Можно, конечно, за счастье считать, тот факт, что США хотя бы что-то заплатили за запасы оружейного урана. Могли бы и бесплатно забрать, заставив российский народ ещё и транспортные издержки оплатить, - полагают некоторые эксперты. Так что стоит нам поблагодарить США за эту сделку? Нет, если бы они так сделали, то получили бы много проблем. Американцы решили потратить немного денег, но отнюдь не по доброте душевной, ведь была опасность, что десятки тысяч специалистов по ядерным технологиям из Челябинска-40 (ныне ПО «Маяк», г.Озёрск) и Томска-7 ("Северский химический комбинат", г. Северск), оставшись без средств к существованию подадутся на заработки в другие страны, к примеру в Иран. Ведь подписку о неразглашении гостайн они давали исчезнувшему государству СССР, а не ельцинской России, потому даже к ответственности их в то время нельзя было привлечь. А если бы с помощью наших специалистов Иран сегодня имел ядерные советские ядерные технологии 70-х, то расклад сил в мире мог бы сложиться не так уж и хорошо для США.

Поскольку я поработал в системе Минсредмаша несколько лет в пору его расцвета конца 70-х-начала 80-х годов в п/я A-7392 города Златоуст-36 (ныне г. Трёхгорный Челябинской области), то могу уверенно сказать, что мы в области ядерного оружия были впереди. Да, можно признать, что точность наведения американских ракет на цели была несколько точнее, но всё это нивелировалось более высокой плотностью населения США и корректировалось более мощным зарядом наших «изделий». Все наши ракетно-ядерные технологии нарабытывались десятилетия, как и запасы оружейного урана. Были аварии в процессе производства и испытаний, унесшие тысячи человеческих жизней и сократившие срок жизни сотням тысяч людей. Но, как оказалось, всё это пошло на благо развития американской экономики, которая будет использовать переработанные запасы оружейного урана на своих АЭС ещё пару десятилетий.

Афёра тысячелетия. Точку ставить ещё рано

Почти ни одно российское СМИ не обратило внимания на событие, которое произошло в конце прошлой недели. Из порта Санкт-Петербурга в путешествие через Атлантику отправилось торговое судно Atlantic Navigator . На борту судна – контейнеры с российским ураном…

«Сделка Гора-Черномырдина»: истинные цели наших американских «партнёров»

Эта была последняя партия урана, которая направлялась в на основании заключённого двадцать лет назад российско-американского соглашения. Соглашение предусматривало поставку в Америку 500 метрических тонн урана, который Россия обязалась извлекать из своего ядерного оружия, и который Америка намеревалась использовать в качестве топлива для работы атомных электростанций. Об этой урановой сделке достаточно активно говорили в 1990-е годы, но сегодня эта тема оказалась «за кадром» обсуждений ключевых проблем нашей жизни. А молодое поколение просто ничего не слышало о сделке. Поэтому нам необходимо напомнить её историю.

Сразу отмечу, что это не обычная торгово-экономическая сделка, выгодная для обеих сторон. Это акт крупнейшего ограбления России не только в новейшей её истории, но также всей истории страны. Россия проиграла «холодную войну» Западу, прежде всего, . Проиграла в немалой степени из-за предательской политики наших . Эти же верхи продолжали «сдавать» страну и в 1990-е годы.

«Урановая сделка» – согласие нашей предательской верхушки заплатить дань победителю в виде оружейного урана. Принципиальное согласие об этом было достигнуто между тогдашним премьер-министром РФ и вице-президентом США А. Гором , поэтому сделку часто называют «сделкой Гора-Черномырдина». Её также называют «афёрой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности.

Фактически это была операция , которая решала сразу несколько стратегических целей:

  • одностороннее ядерное разоружение России путём лишения её запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из договора по ПРО;
  • нанесение огромного экономического ущерба России (накопленный запас оружейного плутония составлял существенную часть национального богатства России на тот момент);
  • лишение России колоссальных источников энергии в будущем, после намечаемого внедрения ториевой ядерной энергетики.

Масштабы ограбления России

«Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы; во-вторых, была заключена обманным путём. Многие российские и американские СМИ стремились представить её, как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 т урана была определена в 11,9 млрд . долл. Между тем, стоимость указанного объёма высокообогащённого урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объём оружейного урана в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудилось в течение примерно сорока лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать «ядерный щит» страны и обеспечить спокойную, мирную жизнь и стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны.

С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счёт российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счёт урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами ещё в конце прошлого века, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов.

Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 млрд . долл. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

Было много войн в истории человечества. После них побеждённые нередко платили репарации и контрибуции победителям. Вспомним, например, франко-прусскую войну 1871 года. «Железный канцлер» Бисмарк назначил побеждённой Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП (5 млрд . франков). Наверное, самую большую контрибуцию в новейшей истории заплатила побеждённая в Первой Мировой войне Германия. СМИ сообщают, что Германия лишь три года назад закончила выплачивать репарации по условиям Парижского мирного договора 1919 года. На Германию были наложены репарации в размере 269 млрд. золотых марок .

Сумма, конечно, громадная, она эквивалентна примерно 100 000 т золота. По нынешней цене «жёлтого металла» получается около 4 трлн. долл. Специалисты в области экономической истории утверждают, что назначенные в Париже репарации примерно вдвое превышали ВВП тогдашней Германии. Между прочим, выплаты репараций Германией растянулись на девять десятков лет (с перерывами; в чистом виде выплаты осуществлялись на протяжении примерно семи десятков лет); выплата же «урановых репараций» Россией уложилось в 20 лет (причём, большая часть урана была поставлена в США ещё в 1990-е годы).

На истории рано ставить точку

«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Не были в курсе даже многие «народные избранники». По той причине, что она, в нарушение российского законодательства , не проходила процедуру ратификации в нашем парламенте. Во второй половине 1990-х гг. ряд депутатов начали расследование по выяснению условий сделки, обстоятельств её заключения, оценке соответствия Конституции Российской Федерации и другим нормативным актам России. В результате сильного давления определённых из окружения тогдашнего президента страны Б.Н. Ельцина, расследование удалось остановить. Пытались разобраться в сделке и многие другие наши политики. И даже добивались денонсации соглашения о поставках урана в . Среди них, например, легендарный генерал Л. Рохлин , Генеральный прокурор Ю. Скуратов , депутат Государственной думы .

Во-вторых , нам нужно правильное и честное понимание нашей новейшей истории. Без правдивого раскрытия деталей «урановой сделки» и её политической, военной, нравственной оценки нет гарантии, что мы опять не наступим на подобные «грабли». Анализ истинных целей американской стороны сделки ярко высвечивает истинные цели и интересы тех, кого мы, к сожалению, по инерции продолжаем называть

НА ФОНЕ раскручивающегося в Вашингтоне скандала вокруг соглашений США и РФ по Ирану, заключенных в 1995 году тогдашним премьер-министром России Виктором Черномырдиным и вице-президентом Альбертом Гором, в ходе которого все претензии адресуются нынешней американской администрации, не говорится ничего о тех потерях, которые понесла в результате сделки Москва. А они огромны - только измеряемая в денежном эквиваленте часть оценивается экспертами на сумму около четырех миллиардов долларов, из которых 2 миллиарда - потери вследствие срыва уже заключенных с Тегераном контрактов и еще 2 миллиарда - по контрактам, находившимся в стадии проработки и свернутым вследствие договоренности Гор-Черномырдин. Не стоит забывать и об упущенной выгоде в результате принятия Россией обязательств не развивать с Ираном сотрудничество по определенным направлениям.

"НГ" стали известны некоторые аспекты сделки пятилетней давности в рамках комиссии "Гор-Черномырдин", о которых, возможно, преднамеренно умалчивают источники в ЦРУ США и конгрессе, снабдившие газеты "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон таймс" информацией, на основе которой и стало известно общественности содержание закулисных переговоров сопредседателей Российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству. Проведенный анализ позволяет сделать вывод не только о пагубности для России взятых ею обязательств в меморандуме от 30 июня 1995 года, но и о возможности пересмотра этих договоренностей, которые вытекают из пункта 5 и 7 самого этого документа.

Как известно, в соответствии с российско-американскими договоренностями, оформленными в меморандуме Гор-Черномырдин, Россия обязалась завершить выполнение всех своих контрактов с Ираном по поставкам вооружений и военной техники (ВВТ) и оказанию услуг военного назначения до 31 декабря 1999 года и впредь не заключать новых. Что же касается обязательств России перед Ираном, то они базируются на четырех межправительственных соглашениях, подписанных в 1989, 1990 и 1991 годах. По ним Москва обязалась поставить Тегерану такие ВВТ, как самолеты МиГ-29, Су-24-МК, подлодки проекта 877ЭКМ (включая сооружение объектов берегового базирования для них), комплексы ПВО С-200ВЭ, а также наладить лицензионное производство танков Т-72С и боевых машин пехоты БМП-2.

Стоит напомнить, что согласно американскому законодательству (Закон о нераспространении оружия в отношении Ирака и Ирана и поправки 1996 года к Закону о помощи иностранным государствам 1992 года) эти контракты уже были достаточным основанием для введения санкций против России со стороны США, на что сейчас и делают упор критики Альберта Гора, обвиняя его фактически в попустительстве экспорта вооружений в страну, входящую в госдеповский список государств, поддерживающих терроризм. Для России же суть проблемы состоит вовсе не в оценках американскими дипломатами террористического потенциала того или иного государства. К 1995 году возникла проблемная ситуация, которую Москва и Вашингтон должны были как-то разрешить: поставки в Тегеран российских ВВТ стали одним из основных раздражителей в целом хороших отношений РФ и США. Поэтому-то и возник компромисс, при котором на уступки пошли на первый взгляд обе стороны. Формально заключение договоренности Гор-Черномырдин противоречит и российским, и американским интересам. Но если для США потери лежат в основном в юридической плоскости, то для России - в сфере экономики.

Москва не успела реализовать в полном объеме уже подписанные контракты с Ираном до указанной в меморандуме даты - 31 декабря 1999 года. Теперь вопрос о завершении их выполнения повис в воздухе. Помимо этого РФ вынуждена отказаться от поставок Ирану запчастей к ВВТ, которые она согласно российско-иранским договоренностям должна поставлять до 2011 года. Что касается возможных закупок, к которым Тегеран проявил интерес (крупные партии комплексов ПВО С-300, ПЗРК "Игла", военно-транспортных вертолетов Ми-17, штурмовиков Су-25, РЛС "Гамма", "Каста" и др.), то их ориентировочная стоимость также приближается к двум миллиардам долларов.

Интересно проследить и динамику событий, приведших к заключению сделки между Черномырдиным и Гором. Напомним, что скандал в треугольнике Москва-Вашингтон-Тегеран возник несколько раньше, чем датируется меморандум Гор-Черномырдин. 10 мая 1995 года в ходе визита в Москву президента США Билла Клинтона Борис Ельцин был вынужден публично признать, что в контракт на строительство Россией АЭС в иранском городе Бушер была включена и военная компонента, которую в итоге президенты договорились убрать из контракта. Речь шла о поставке в ряду других единиц оборудования центрифуги, с помощью которой иранцы, возможно, намеревались получать материалы для создания ядерного оружия. Стоимость центрифуги - 500 миллионов долларов - составляла половину суммы всего контракта. Тогда Клинтону фактически удалось выкрутить Ельцину руки и сорвать сделку, по крайней мере наполовину. По данным "НГ", Ельцин был вынужден аннулировать поставку центрифуги в Иран после того, как Клинтон продемонстрировал ему копии конфиденциальных российско-иранских соглашений, попавших в руки американских спецслужб.

Примечательно еще одно обстоятельство: сразу после заявления Ельцина об отказе России поставить центрифугу в Иран, высокопоставленный российский дипломат, хорошо осведомленный о сути коллизии, сказал корреспонденту "НГ", что американцы не остановятся на полпути и постараются добиться большего. Он также добавил, что проект этой российско-иранской сделки будет рассмотрен в комиссии "Гор-Черномырдин". (см. "НГ" # 80 от 12.05.95). Так все и произошло. Американцы, пойдя на некоторую сделку с "совестью" - внутренним законодательством, смогли в дальнейшем нанести еще более существенный ущерб контактам между Москвой и Тегераном не только в сфере ядерной энергетики, но и в области военно-технического сотрудничества. Поставив на саммите в мае 1995 года Ельцина в положение оправдывающейся стороны, американскому руководству достаточно легко удалось добиться уже от Черномырдина гораздо больших уступок, чем, возможно, планировалось изначально.

Сегодня, когда стали известны подробности договоренности Гор-Черномырдин, события весны-лета 1995 года в российско-американских отношениях воспринимаются как звенья одной цепи: мощная атака Клинтона на саммите, возможно, и привела в итоге к "добровольным" ограничениям, взятым на себя Москвой, на сотрудничество с Ираном.

Примечательно, что бурную реакцию вся эта история вызвала не только на Капитолийском холме, но и на Охотном Ряду. Вчера Госдума поддержала инициативу депутата от ЛДПР Алексея Митрофанова пригласить в Москву американского сенатора Кристофера Кокса, якобы обладающего сведениями "о коррупционных связях вице-президента США Альберта Гора с российским руководством". Но если связи Гора фактически привели к реализации национальных интересов США (пусть формально и с возможным нарушением внутреннего американского законодательства), то действия Черномырдина в части заключения договоренности по Ирану вызывают гораздо больше вопросов с точки зрения уже российских интересов.

В принципе исправить положение можно. На это, как уже отмечалось выше, указывает пункт 5 меморандума, из которого вытекает возможность пересмотра обязательств сторон при изменении политической ситуации в Иране. Фактически эти изменения признали и президент Билл Клинтон, и госсекретарь Мадлен Олбрайт. Соответствующие заявления делались Вашингтоном и после победы реформаторских сил на выборах в Иране, и после частичного снятия санкций США с ряда иранских товаров, и после "Саммита тысячелетия". Появляется информация, что и другие страны - партнеры по Вассенаарским договоренностям (экспортный контроль) - в том числе западноевропейцы - пересматривают свои подходы к Тегерану. В этом случае уже пункт 7 меморандума Гор-Черномырдин предполагает возможность пересмотра обязательств. При этом стоит указать и на то, что и у России есть свои претензии к США относительно несоблюдения Вашингтоном обязательств по меморандуму: США не предотвратили несанкционированных передач американского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к России. Вашингтон по-прежнему препятствует доступу РФ на рынок высоких технологий и активно использует принцип двойных стандартов в конкуренции, по существу, нацеленной на вытеснение Москвы с мировых оружейных рынков.


«Афера тысячелетия» завершилась
В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
04.09.2015

Последняя партия нашего урана ушла за океан

Россия полностью выплатила США контрибуцию за проигрыш в холодной войне.

Почти ни одно российское СМИ не обратило внимание на событие, которое произошло в в прошлом месяце. Из порта Санкт-Петербурга в путешествие через Атлантику отправилось торговое судно Atlantic Navigator. На борту судна - контейнеры с российским ураном.


Сделка «Гора - Черномырдина»: истинные цели наших американских «партнеров»

Это была последняя партия урана, которая направлялась в США на основании заключенного 20 лет назад российско-американского соглашения, предусматривающего поставку в Америку 500 метрических тонн урана, который Россия обязалась извлекать из своего ядерного оружия и который Америка намеревалась использовать в качестве топлива для работы атомных электростанций.

Об этой урановой сделке достаточно активно говорили в 1990-е годы, но сегодня эта тема оказалась «за кадром» обсуждений ключевых проблем нашей жизни. А молодое поколение просто ничего о ней не слышало. Поэтому нам необходимо напомнить ее историю.

Сразу отмечу, что это не обычная торгово-экономическая сделка, выгодная для обеих сторон. Это акт крупнейшего ограбления России не только в новейшей ее истории, но также во всей истории страны. Россия проиграла холодную войну Западу, прежде всего Соединенным Штатам. Проиграла в немалой степени из-за предательской политики наших верхов. Эти же верхи продолжали сдавать страну и в 1990-е годы. «Урановая сделка» - согласие нашей предательской верхушки заплатить дань победителю в виде оружейного урана. Принципиальное согласие об этом было достигнуто между тогдашним премьер-министром РФ В.С. Черномырдиным и вице-президентом США А.Гором, поэтому эту сделку часто называют сделкой Гора - Черномырдина. Ее также называют «аферой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности. Фактически это была операция Запада, которая решала сразу несколько стратегических целей:

а) одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из Договора по ПРО;

б) нанесение огромного экономического ущерба России (накопленный запас оружейного плутония составлял существенную часть национального богатства России на тот момент);

в) лишение России колоссальных источников энергии в будущем после намечаемого внедрения новой технологии ториевой ядерной энергетики.

Масштабы ограбления России

«Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы, во-вторых, была заключена обманным путем. Многие российские и американские СМИ стремились представить ее как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 тонн урана была определена в 11,9 миллиарда долларов. Между тем стоимость указанного объема высокообогащенного урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объем оружейного урана, в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудились в течение примерно 40 лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать ядерный щит страны и обеспечить спокойную мирную жизнь СССР и стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны.

С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счет российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счет урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами еще в конце прошлого века, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов. Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового ВВП России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 миллиардов долларов. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

Было много войн в истории человечества. После них побежденные нередко платили репарации и контрибуции победителям. Вспомним, например, франко-прусскую войну 1871 года. «Железный канцлер» Бисмарк назначил побежденной Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП (5 миллиардов франков). Наверное, самую большую контрибуцию в новейшей истории заплатила побежденная в Первой мировой войне Германия. СМИ сообщают, что Германия лишь три года назад закончила выплачивать репарации по условиям Парижского мирного договора 1919 года. На Германию были наложены репарации в размере 269 миллиардов золотых марок. Сумма, конечно, громадная: она эквивалентна примерно 100 000 тонн золота. По нынешней цене желтого металла получается около 4 триллионов долларов. Специалисты в области экономической истории утверждают, что назначенные Германии в Париже репарации примерно вдвое превышали ВВП тогдашней Германии. Между прочим, выплаты репараций Германией растянулись на 90 лет (с перерывами, в чистом виде выплаты осуществлялись на протяжении примерно 70 лет); выплата же «урановых репараций» Россией уложилась в 20 лет, причем большая часть урана была поставлена в США еще в 1990-е годы.

На истории рано ставить точку

«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Не были в курсе даже многие «народные избранники» - по той причине, что она, в нарушение российского законодательства, не проходила процедуру ратификации в нашем парламенте. Во второй половине 1990-х годов ряд депутатов начали расследование по выяснению условий сделки, обстоятельств ее заключения, оценке соответствия Конституции Российской Федерации и другим нормативным актам России. В результате сильного давления определенных влиятельных сил из окружения тогдашнего президента страны Б.Н. Ельцина расследование удалось остановить. Пытались разобраться в сделке и многие другие наши политики, и даже добивались денонсации соглашения о поставках урана в США. Среди них, например, легендарный генерал Л.Рохлин, Генеральный прокурор Ю.Скуратов, депутат Государственной Думы В.Илюхин. Гибель Рохлина и отставку Скуратова многие связывают именно с тем, что они проявили чрезмерную активность в расследовании «урановой сделки».

Даже если поставки урана в рамках сделки Гора - Черномырдина завершились, это не значит, что на истории следует поставить точку. Необходимо вернуться к серьезнейшему анализу и расследованию сделки в рамках специальной межведомственной комиссии с участием специалистов атомной промышленности, народных избранников (депутатов Государственной Думы), сотрудников правоохранительных органов, МИДа, министерства обороны, других ведомств и организаций, независимых экспертов по техническим, военным, правовым и экономическим вопросам.

Во-первых, есть подозрения, что целый ряд лиц, причастных к той сделке, до сих пор остаются в «обойме» действующих политиков и государственных чиновников. Нет гарантии, что они не продолжают вести работу в интересах США и Запада.

Во-вторых, нам нужно правильное и честное понимание нашей новейшей истории. Без правдивого раскрытия деталей «урановой сделки» и ее политической, военной, нравственной оценки нет гарантии, что мы опять не наступим на подобные грабли. Анализ истинных целей американской стороны сделки ярко высвечивает истинные цели и интересы тех, кого мы, к сожалению, по инерции продолжаем называть «партнерами».

В-третьих, нам нужны обоснованные и детальные оценки того экономического ущерба, который был нанесен сделкой России и ее народу.

При любой попытке России встать на путь экономического возрождения Запад будет вставлять палки в колеса наших настоящих реформ, социально-экономических преобразований. Надо быть готовым к тому, что Запад все чаще будет выставлять нам разного рода «счета» - например, если мы попытаемся проводить деофшоризацию нашей экономики. Через суды США, Великобритании, других европейских стран неизбежно начнутся разборки со стороны владельцев офшорных компаний и/или их представителей с надуманными требованиями возмещения «ущербов». Примерно такую же реакцию можно ожидать в том случае, если Россия примет решение о выходе из ВТО, ограничении иностранных инвестиций или даже ограничении репатриации прибылей иностранных инвесторов из России. Мы должны быть готовы к тому, что может возникнуть необходимость выставления встречных «счетов» нашим западным «партнерам». Самый крупный из всех возможных встречных «счетов» - наши требования к США по возмещению гигантского ущерба, нанесенного России «урановой сделкой».

«Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Не были в курсе даже многие «народные избранники». По той причине, что она в нарушение российского законодательства не проходила процедуру ратификации в нашем парламенте.

Валентин Катасонов считает, что рано ставить точку в истории сделки «Гор-Черномырдин», которая нанесла громадный ущерб нашей стране …

Почти ни одно российское СМИ не обратило внимания на событие, которое произошло в конце прошлой недели. Из порта Санкт-Петербурга в путешествие через Атлантику отправилось торговое судно Atlantic Navigator. На борту судна - контейнеры с российским ураном.

«Сделка Гора-Черномырдина»: истинные цели наших американских «партнеров». Эта была последняя партия урана, которая направлялась в США на основании заключенного двадцать лет назад российско-американского соглашения. Соглашение предусматривало поставку в Америку 500 метрических тонн урана, который Россия обязалась извлекать из своего ядерного оружия и который Америка намеревалась использовать в качестве топлива для работы атомных электростанций.

Об этой урановой сделке достаточно активно говорили в 1990-е годы, но сегодня эта тема оказалась «за кадром» обсуждений ключевых проблем нашей жизни. А молодое поколение просто ничего не слышало о сделке. Поэтому нам необходимо напомнить ее историю. Сразу отмечу, что это не обычная торгово-экономическая сделка, выгодная для обеих сторон. Это акт крупнейшего ограбления России не только в новейшей ее истории, но также всей истории страны. Россия проиграла «холодную войну» Западу, прежде всего, Соединенным Штатам. Проиграла в немалой степени из-за предательской политики наших верхов. Эти же верхи продолжали «сдавать» страну и в 1990-е годы. «Урановая сделка» - согласие нашей предательской верхушки заплатить дань победителю в виде оружейного урана. Принципиальное согласие об этом было достигнуто между тогдашним премьер-министром РФ В.С.Черномырдиным и вице-президентом США А.Гором, поэтому сделку часто называют «сделкой Гора-Черномырдина». Ее также называют «аферой тысячелетия» в силу беспрецедентной масштабности. Фактически это была операция Запада, которая решала сразу несколько стратегических целей:

а) одностороннее ядерное разоружение России путем лишения ее запасов оружейного урана, а также подготовка условий для выхода США из договора по ПРО;

б) нанесение огромного экономического ущерба России (накопленный запас оружейного плутония составлял существенную часть национального богатства России на тот момент);

в) лишение России колоссальных источников энергии в будущем, после намечаемого внедрения новой технологии ториевой ядерной энергетики.

Масштабы ограбления России. «Аферой тысячелетия» сделку окрестили потому, что, во-первых, она имела громадные масштабы; во-вторых, была заключена обманным путем. Многие российские и американские СМИ стремились представить ее как заурядное коммерческое соглашение. Общая сумма сделки за поставку 500 т. урана была определена в 11,9 млрд. долл. Между тем, стоимость указанного объема высокообогащенного урана несопоставимо выше. Чтобы произвести такой объем оружейного урана в горнодобывающей и оборонной промышленности страны трудилось в течение примерно сорока лет несколько сот тысяч человек. Производство опасное, десятки тысяч людей потеряли здоровье и трудоспособность, укоротили свои жизни. Это были громадные жертвы ради того, чтобы ковать «ядерный щит» страны и обеспечить спокойную, мирную жизнь СССР и его союзников - стран социалистического лагеря. Этим ураном обеспечивался военно-стратегический паритет в мире, что резко снижало риск возникновения мировой войны.

С другой стороны, в американских СМИ имеются такие оценки: за счет российского урана уже в начале нынешнего века на АЭС США производилось 50% электроэнергии. Каждый десятый киловатт-час электроэнергии во всей американской экономике обеспечивался за счет урана из России. Согласно оценкам, которые были сделаны специалистами еще в конце прошлого века, реальная стоимость 500 тонн оружейного плутония составляла в то время не менее 8 триллионов долларов. Для сравнения отметим, что среднегодовое значение годового ВВП России, по данным Росстата, в последнее десятилетие прошлого века находилось в районе 400 млрд. долл. Получается, что фактическая цена урановой сделки составила лишь 0,15% по отношению к минимальной реальной стоимости товара. Реальная стоимость урана оказалась эквивалентной 20 (двадцати) годовым ВВП страны!

Было много войн в истории человечества. После них побежденные нередко платили репарации и контрибуции победителям. Вспомним, например, франко-прусскую войну 1871 года. «Железный канцлер» Бисмарк назначил побежденной Франции контрибуцию примерно в 13% ВВП (5 млрд. франков). Наверное, самую большую контрибуцию в новейшей истории заплатила побежденная в первой мировой войне Германия. СМИ сообщают, что Германия лишь три года назад закончила выплачивать репарации по условиям Парижского мирного договора 1919 года. На Германию были наложены репарации в размере 269 млрд. золотых марок. Сумма, конечно, громадная, она эквивалентна примерно 100 000 т золота. По нынешней цене «желтого металла» получается около 4 трлн. долл. Специалисты в области экономической истории утверждают, что назначенные Германии в Париже репарации примерно вдвое превышали ВВП тогдашней Германии. Между прочим, выплаты репараций Германией растянулись на девять десятков лет (с перерывами; в чистом виде выплаты осуществлялись на протяжении примерно семи десятков лет); выплата же «урановых репараций» Россией уложилось в 20 лет (причем большая часть урана была поставлена в США еще в 1990-е годы).

На истории рано ставить точку. «Урановая сделка» совершалась в полной тайне от народа. Не были в курсе даже многие «народные избранники». По той причине, что она в нарушение российского законодательства не проходила процедуру ратификации в нашем парламенте. Во второй половине 1990-х гг. ряд депутатов начали расследование по выяснению условий сделки, обстоятельств ее заключения, оценке соответствия Конституции Российской Федерации и другим нормативным актам России. В результате сильного давления определенных влиятельных сил из окружения тогдашнего президента страны Б.Н.Ельцина расследование удалось остановить. Пытались разобраться в сделке и многие другие наши политики. И даже добивались денонсации соглашения о поставках урана в США. Среди них, например, легендарный генерал Л.Рохлин, Генеральный прокурор Ю.Скуратов, депутат Государственной думы В.Илюхин. Гибель Рохлина и отставку Скуратова многие связывают именно с тем, что они проявили чрезмерную активность в расследовании «урановой сделки».

Даже если поставки урана в рамках сделки Гор-Черномордин завершились, это не значит, что в этой истории следует поставить точку. Необходимо вернуться к серьезнейшему анализу и расследованию сделки в рамках специальной межведомственной комиссии с участием специалистов атомной промышленности, народных избранников (депутатов Государственной Думы), сотрудников правоохранительных органов, МИДа, министерства обороны, других ведомств и организаций, независимых экспертов по техническим, военным, правовым и экономическим вопросам. Я реалист, понимаю, что сегодня такая комиссия вряд ли будет создана. Но события в России развиваются стремительно. Если завтра вектор нашего движения изменится, раскладка сил в высших эшелонах власти изменится в пользу патриотов, то вопрос о расследовании урановой сделки может оказаться в «коротком списке» неотложных дел власти.

Во-первых, есть подозрения, что целый ряд лиц, причастных к той сделке, до сих пор остаются в «обойме» действующих политиков и государственных чиновников. Нет гарантии, что они не продолжают вести работу в интересах США и Запада.

Во-вторых, нам нужно правильное и честное понимание нашей новейшей истории. Без правдивого раскрытия деталей «урановой сделки» и ее политической, военной, нравственной оценки нет гарантии, что мы опять не наступим на подобные «грабли». Анализ истинных целей американской стороны сделки ярко высвечивает истинные цели и интересы тех, кого мы, к сожалению, по инерции продолжаем называть «партнерами».

В-третьих, нам нужны обоснованные и детальные оценки того экономического ущерба, который был нанесен сделкой России и ее народу. При любой попытке России встать на путь экономического возрождения Запад будет вставлять палки в колеса наших настоящих реформ, социально-экономических преобразований. Надо быть готовым к тому, что Запад все чаще будет выставлять нам разного рода «счета». Например, если мы попытаемся проводить деоффшоризацию нашей экономики. В том числе проводя национализацию находящихся в России активов оффшорных компаний. Через суды США, Великобритании, других европейских стран неизбежно начнутся «разборки» со стороны владельцев оффшорных компаний и/или их представителей с надуманными требованиями возмещения «ущербов». Примерно такую же реакцию можно ожидать в том случае, если Россия примет решение о выходе из ВТО, ограничении иностранных инвестиций или даже ограничении репатриации прибылей иностранных инвесторов из России.

Мы должны быть готовы к тому, что может возникнуть необходимость выставления встречных «счетов» нашим западным «партнерам». Самый крупный из всех возможных встречных «счетов» - наши требования к США по возмещению гигантского ущерба, нанесенного России «урановой сделкой».