Радищев пешки краткое.


Перед вами краткое содержание повести Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» . Это выдающееся творение отечественной литературы XVIII века, название которого ясно отражает описываемые события. Ниже представлен краткий пересказ ключевых моментов каждой главы.

Действие произведения разворачивается во второй половине восемнадцатого века в летнее время, на рубеже июля и августа. Читателю доступна основная канва произведения. Описание структурировано для удобства прочтения, краткие главы объединены в один раздел. Во вступлении автор говорит, что разные беды приключаются с человеком из-за того, что тот не смотрит на вещи прямо. Он надеется, что хотя бы часть читателей поддержит его книгу .

Главы 1−3

  • «Выезд» . Главный герой - аристократ средних лет, в своей кибитке отправляется из Петербурга в Москву.
  • «София» . Приехав ночью в город, он испрашивает у комиссара для продолжения пути свежих лошадей. Но тот ленится работать ночью, потому лжет, что лошадей свободных нет. При этом в конюшне ждут примерно 20 лошадей. Не получив помощи от комиссара, наш герой обращается к ямщикам. За незначительные «чаевые» те, втайне от комиссара, запрягают коней. Автор, наконец, отбывает.
  • «Тосна» . Путешественник сетует на скверную дорогу между столицами. Не так давно эта дорога была починена, потому как по ней проезжала свита императрицы Екатерины IІ. Скоро тропа испортилась. В Тосне писатель знакомится с чиновником - «изыскателем» древних дворянских родов. Чиновник выпустил в свет глупую книгу. С ее помощью дворяне будто бы могут доказывать свое происхождение. За это они будто способны получить более важный статус в обществе. Автор сознает, что чиновник занят глупостью. Он полагает, что «хвастовство древней породой» - зло.

Главы 4 и 5

Спасская Полесть

Автор ночлежничает на станции. С ним в помещении ночует присяжный заседатель с супругой. Он повествует жене историю о наместнике, который весьма любил устрицы. Он отсылал подчиненных за устрицами, а за «хорошую службу» раздавал им повышения. Наутро чудной человек просит писателя довезти его в своей кибитке. Попутчик повествует, как он стал жертвой чиновничьего произвола. Из-за равнодушия госслужащих он, добросовестный гражданин, утратил деньги, семью, положение в обществе. Его ищет полиция, и теперь заседатель бежит куда глаза глядят.

В пути автор спит и видит сон, в котором он великий правитель. Он убежден, что в его стране дела идут идеально. Вдруг в толпе он подмечает женщину, называющую себя лекарем по имени Истина. Она убирает с глаз правителя пелену, и тот прозревает. Он видит, что чиновники его дурачили, в стране нет порядка, а граждане несчастны. Автор просыпается в ужасе.

Главы 7−9

Зайцево

Автор натыкается на своего приятеля, г-на Крестьянкина, который был главой уголовной палаты. Тот однажды разбирал дело жестокого помещика. Он изнурял работой крестьян, бил, морил голодом и прочее. Измученные подчиненные в итоге забили до смерти барина и его семью. Глава суда признал крестьян невиновными, но его сослуживцы требовали наказания крестьян. Чтобы не соучаствовать несправедливому суду, Крестьянкин оставил должность.

Поведав это, Крестьянкин прощается с автором и отбывает. В тот же день рассказчик получает письмо из Петербурга. Ему сообщают, что недавно в городе поженились 62-летняя женщина и барон Дурындин 78 лет. Дама некогда была непристойного поведения и создала «дом терпимости». На грязном деле она обогатилась. Дурындин взял ее в жёны ради финансов, а она вышла замуж, дабы освободиться от одиночества.

Главы 11−13

Главы 14 и 15

  • «Едрово» . Проезжая этот город, рассказчик встречает деревенских женщин. Он полагает, что крестьянки привлекательнее городских дам, носящих корсеты и модные платья. Автор заводит разговор с крестьянской девушкой Анной. Она говорит, что не может выйти за Ванюшу, пока не будут уплачены 100 р. Писатель дает ее матери эту сумму. Но оказывается, что выкуп больше не нужен. Тогда автор дает средства в подарок. Но мать не берет, несмотря на бедность. Известно, что аристократы дают взятки крестьянкам в компенсацию за насилие и разврат. Распрощавшись с Анной, автор думает о неравных браках (крестьянок отдают за 10-летних мальчиков, а богатые старики женятся на юных девочках). Путешественник считает, это неправильно.
  • «Хотилов» . Выйдя из кибитки, автор находит сверток на земле. В нем неизвестный излагает мысли о крепостном праве. Считает крепостничество беззаконием и злом, призывает аристократов и власть его отменить. Главный герой узнает, что автор написанного - его знакомый. Кроме свертка, приятель оставил пачку других бумаг. Писатель читает и их.

Главы 16 и 17

Торжок, Медное, Тверь

  • «Торжок» . Радищеву встречается человек, едущий в Петербург. Он надеется настоять на отмене цензуры в городе, чтобы печатать любые книги. Господин полагает, что в стабильном демократическом обществе она и не требуется, потому что народ - первый цензор. А ведь в России в XVIII веке она сурово контролировала книгопечатание. Автор дает краткий обзор происхождения «цензуры».
  • «Медное» . Продолжая путешествие, автор натыкается на заметку в газете. Она посвящена продаже крестьян и имения с торгов. Есть много дворян, проживающих и прогуливающих свое состояние. Попав в долги, они продают дом и крестьян. Зачастую семью крестьян продавали не всю, а по 1 человеку разным хозяевам (малыши раздельно от родителей и т. д.). Для них это истинная трагедия, но закон не на их стороне.
  • «Тверь» . Перекусывая в Твери, Радищев знакомится с неким господином, «новомодным пиитом». Он сетует на то, что поэзия в России не совершенствуется, что все строфы пишут лишь ямбом и т. д. Поэт декламирует свои стихи - это ода «Вольность».

Глава 21 - Городня

Рассказчик становится свидетелем проводов крестьян в армию. Старуха-мать провожает единственного сына, без него она осуждена на голодную смерть. Рядом стоит ее радостный Ванюша. Для него служба - счастье после унижений от своих бесчеловечных помещиков. Еще здесь - трое несчастных крестьян, закованных в кандалы. Барин продал их в рядовые беззаконным путем, дабы приобрести новую карету. А вот - француз. Он учился на парикмахера, но был лакеем, матросом. Не обучен грамоте, но все же был учителем языка у русских бояр. Дабы не умереть от голода, он продался за 200 р., пошел в крестьяне и отправился на военную службу.

Завидово

На станции автор замечает офицера, помощника важной фигуры, «его превосходительства». Бессовестный офицер требует подать пятьдесят лошадей для главенствующего. Поэтому даже у автора тот собирался отнять трех его лошадей, но писатель дает хаму отпор. Когда «превосходительство» прибывает, ямщики меняют коней с невиданной скоростью и отправляют в путь. Автор размышляет о том, что недалекие люди пресмыкаются и унижаются перед «важными птицами». А здравомыслящие понимают, что за лоском и важностью нередко таится ничтожество.

Главы 23 и 24

«Клин» . На станции слепой старик распевает песни. Неимущие крестьяне дают ему милостыню, кто сколько может. Писатель кладет рубль, но он не берет, а просит дать ему что-то полезное, к примеру, теплый платок. Автор с готовностью расстается с вещью. Вскоре он узнает, что старик скончался, но носил тот теплый платок и был в нем похоронен. Радищев рад, что его вещь пригодилась бедному нищему в последние дни его жизни.

Пешки

Автор обедает в крестьянском доме. Хозяйка жалуется, что жизнь крестьян тяжела. Они плохо едят и неспособны даже купить сахар, хотя сами же производят эти продукты. Говорит, что это несправедливо. Писатель замечает нищету, царящую в жилище. Размышляет, отчего помещики доводят своих крестьян до крайней черты. Бояре не задумываются о крестьянских ребятах, живущих в болезнях и голоде. Рассказчик призывает читателей-помещиков внять своей совести и прекратить глумиться над несчастными крестьянами.

Главы 26 и 27

  • «Черная грязь» . Здесь автора встречает печальная свадьба. Крестьян женят по принуждению. У новобрачных печальные лица, они друг друга ненавидят. Автор размышляет о таких браках, называет их преступлением.
  • «Слово о Ломоносове» . Читателю представляется статья, которую автор получил от «пиита» (глава «Тверь»). В ней иллюстрируется значение Ломоносова в российской культуре. Поэт говорит, Ломоносов был первопроходцем во множестве научных областей, но наибольший вклад он внес в отечественную словесность. После этой статьи автор раскланивается и прощается. Он уже подъезжает к Москве.

Яркое и занимательное произведение А. Радищева рассказывает о несправедливом отношении к основному классу Российской империи – классу крестьян. Будучи убежденным патриотом своей страны, А. Радищев до глубины души потрясен тем, как живут крестьяне, слой населения, который кормит всю страну и за счет труда которых живут все остальные классы. А. Радищев убежден, что нежелание открыть глаза и понять все несправедливость классового устройства страны является корнем всех бед и несчастий.

Произведение учит тому, что иногда привычный уклад жизни, который кажется правильным и справедливым лишь потому, что это длится долгие годы, может быть чудовищно несправедливым, и не задумываться об этом – значит, молчаливо соглашаться с несправедливостью.

Читать краткое содержание Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

Классическое произведение написано в форме путевых заметок. Автор, повествуя и рассуждая о том, что видит и что чувствует путешественник во время поездки, выражает свои тревоги за судьбы страны, негодование по поводу чудовищного безразличия, небрежности, а порой даже и жестокости к крепостным людям. Все это допускается, со всем этим молчаливо соглашаются, а в некоторых случаях оправдывают и даже одобряют.

В произведении автор рассказывает об оборотной стороне жизни российского общества, об общепринятых ценностях, о царящих в нем нравах. Необходимо помнить о том, что многие проблемы, о которых повествует А. Радищев, актуальны и по сей день.

Главным героем книги выступает человек среднего возраста, дворянин, человек совсем не бедный. Он едет в Москву в своем экипаже. То, что он видит по пути, заставляет его глубоко задуматься о жизни и рассказывается им от первого лица.

Глава 1. София

В данной части рассказывается о том, как работают смотрители на станциях, где путешественники меняют лошадей. Служащий, не желая беспокоить себя ночью, утверждает, что все лошади заняты.

Главный герой, убедившись в том, что конюшня полна лошадьми, идет к ямщикам, которые за небольшое подношение благосклонно соглашаются поработать и предоставляют ему экипаж и лошадей, и путешественник уезжает, испытывая неоднозначные и смешанные чувствах.

Глава 2. Тосна

В этой части представлено повествование о различных дворянских родах. Автор выражает мысль о том, как глупо и нелепо кичиться своей породой, которая досталась не в награду за какие-либо заслуги или подвиги, а просто так, по праву рождения от предков.

Глава 3. Любани

В данной части путешественник общается с мужиком. Устав и замучившись от дороги и ухабов, герой решает идти пешком. Он встречается с мужиком в поле. Мужик перепахивает поле на солнцепеке. Описываемый день является воскресеньем, днем, в который грех работать.

Мужик вынужден работать, несмотря на то, что и сам считает это грехом, чтобы кормить детей, ведь все остальное время он работает на своего хозяина, которому и дела нет до тягот жизни своих крепостных.

Услышав такое, главный герой испытывает жгучий стыд не только за всех дворян, но и за себя самого. Глубоко задумавшись над своим поведением, он признает, что порой бывает тоже несправедлив.

Глава 4. Чудово

В этой части рассказывается о том, как путешественник встречает своего друга, а тот повествует о том, как перенес очень неприятный морской вояж. Корабль чуть не затонул. На берегу никто не мог ничего сделать, потому что начальник спал, и все служащие боялись его разбудить.

Наконец, рулевой судна все же смог найти тех, кто захотел им помочь. Когда путешественники попали на берег и потребовали начальника к ответу, тот нагло сказал, что он не обязан был ничего делать.

Глава 5. Спасская Полесь

Автор спит на перевалочном пункте. Рядом оказываются присяжный заседатель со своей женой. Заседатель ей рассказывает о том, как наместник, чье любимое блюдо – устрицы, отправляет своих служащих за устрицами под предлогом служебных поездок.

Утром супруги просят главного героя взять их в свой экипаж и рассказывают, как чиновник утратил все, что имел в жизни, благодаря халатности чиновников. Будучи порядочным человеком, он был вынужден бросить дом и бежать от преследований полиции.

Путешественника укачивает в дороге, он спит, ему снится, что он стал могущественным человеком. Во сне ему кажется, что в его стране все устроено как надо. Но вдруг к нему приходит целительница по имени Истина и дает ему возможность осознать плоды своего правления.

Он вдруг понимает то, что его придворные вводили его в заблуждение о том, что в стране все в полном беспорядке. Главный герой просыпается в страхе.

Глава 6. Подберезье

В данной части главный персонаж говорит с человеком, который недавно выпустился из семинарии. Он разочарован образованием. полученным в духовной семинарии и хочет обрести истинные, а не ложные знания в Петербурге.

Молодой семинарист рассказывает о том, что в семинариях все уроки ведутся на латыни, никто ничего не понимает, и те знания, которые там дают, бестолковы и бесполезны.

Молодой человек забыл свои бумаги. Там говорится о мартинизме и масонстве. Путешественник понимает, что семинарист так и не получил никаких знаний о духовности и увлекся мистикой. Сам же главный герой отвергает странные мнения масонов.

Глава 7. Новгород

В данной главе А. Радищев дает экскурс в историю. Когда-то княжество Новгорода было очень знаменитым и влиятельным. Все стремились к справедливости.

Но после того как Иван Грозный подчинил себе Новгород, все пришло в упадок. Путешественник думает о том, мог ли Иван Грозный так поступать с точки зрения морали, задавая себе вопрос, можно ли все решать с позиции силы.

Опираясь на исторические документы, А. Радищев устами своего главного героя повествует о демократических принципах правления в этом городе, и в принципе о нравах и порядках в нем.

Согласно работам литературоведов, А. Радищев не совсем верно представлял себе историческую картину города, а значит, несколько идеализировал ее. В реальности, разумеется, в Новгороде в тот период правили сильные мира сего, те, в чьих руках сосредоточилась власть. По словам исследователей, демократия как таковая отсутствовала в этом городе.

В данном разделе обрисовывается образ афериста Карпа Дементьевича. Он обманывает людей, но считается при этом уважаемым человеком. Это купец, который берет авансы за товары, ничего не давая взамен. Обворовывая людей, он совсем не считает себя в чем-либо виновным.

Карп Дементьевич ловко уходит от закона, потому что догадался переписать все свое имущество на свою жену.

А. Радищев в этой главе указывает на то, что такие авантюры происходят по всей стране, так как судебная и законодательная системы весьма несовершенны и требуют значительной реформы, что особенно актуально сферы торговли.

Глава 8. Бронницы

В этой части описывается то, как путешественник идет на возвышение, где ранее находился некий храм поклонения языческим богам. Главный герой предается глубоким раздумьям о Боге, о самой жизни, о месте человека в ней.

По мнению персонажа, человек сам должен распоряжаться своей жизнью и делать все для того, чтобы она была полноценной и счастливой.

Роль Бога же в том, чтобы дать человеку милосердную душу и сознание, а уж человек сам должен достичь счастья и благоденствия.

Глава 9. Зайцево

В разделе произведения говорится о том, как главный герой повстречался со своим другом по фамилии Крестьянкин, работавшим начальником в суде.

Однажды Крестьянкину довелось работать над делом, в котором фигурировало убийство одного жестокосердного помещика, который плохо обращался со своими крестьянами. Он их избивал, заставлял слишком много работать и голодать, а также подвергал нечеловеческим страданиям.

В конце концов, доведенные до белого каления люди убили и барина, и его детей. Крестьянкин всем сердцем сочувствовал им и считал их невиновными, но его сослуживцы настаивали на том, что преступников необходимо осудить, чтобы другим неповадно было.

Не желая быть одним из фигурантов в неправом суде, Крестьянкин расстался со службой. В конце разговора чиновник исчезает, а автору вручают послание из Петербурга.

В письме друг главного героя рассказывает о свадьбе двух престарелых развратников. Женщине шестьдесят два года, а мужчине – семьдесят восемь лет. Невеста когда-то была хозяйкой публичного дома, стала богатой, также занимаясь грязной работой.

Что касается ее жениха, барона Дурындина, то он решил на ней жениться ради ее богатства. А сама дама выходила замуж, потому что боялась остаться одна.

Глава 10. Крестцы

В данной части описывается сцена того, как взрослые сыновья покидают отчий дом, а родители говорят им мудрые слова напутствия, рассказывая о том, как надо жить среди людей. Когда молодые люди покидают родители, сам путешественник пребывает в растроганных чувствах.

Он думает о том, как счастливы родители, имея добрых детей. Персонаж много рассуждает о взаимоотношениях в хороших семьях.

Глава 11. Яжелбицы

В этой части рассказывается о том, как отец участвовал в похоронах своего сына. В разделе дается повествование о том, в каком отчаянии пребывал отец. Отец винил именно себя в смерти любимого ребенка.

Вина человека была в том, что мальчик был болен с раннего детства, так как в молодости его отец принимал лекарства от дурных болезней. Эти лекарства были на основе ртути, что пагубно отражается на здоровье еще не родившихся детей.

Сам же путешественник с чувством вины и стыда припомнил, как в юности перенес венерическое заболевание, и теперь его пагубные страсти так же могут отразиться на его потомстве.

Глубоко задумавшись, главный персонаж размышляет о пагубности разврата и о том, как люди должны искоренить порок из своей жизни.

Глава 12. Валдаи

В этой части идет повествование о городе Валдаи, который имеет весьма дурную славу. Так как в этом городе очень много жриц любви, многие господа проездом останавливаются там, чтобы провести время в банях с проститутками.

Глава 13. Едрово

В поездке путешественник увидал несколько крестьянок. По дороге он размышляет о том, что деревенские бабы гораздо приятнее на внешность, нежели дамы в городе. Главный герой думает о том, как мало красят дам пышные платья и дорогие корсеты по сравнению с сарафанами.

В главе описывается беседа путешественника с крестьянкой Анной. Анна говорит, что они с ее женихом не могут сыграть свадьбу, потому что у них нет ста рублей на выкуп. Желая поспособствовать счастью молодых людей, главный герой хочет дать сто рублей, но Анна и ее мать отказываются.

Невзирая на свою нищету, крестьянки стыдятся принимать от барина деньги, потому что принять такой подарок означает, что барин откупается от девушки за свои любовные шалости. Так как крестьянки не желают себе позора, они не берут деньги.

Поговорив с крестьянками, путешественник долго думает над проблемой неравных браков и причин, которые толкают людей на то, чтобы отдать поженить очень юных и не созревших людей. Он размышляет о том, как богачи женятся на совсем не выросших девочках, что, по мнению автора, непростительно.

Глава 14. Хотилов

Эта часть посвящена размышлениям об отмене крепостного права. Путешественник увидел на дороге некий сверток. Он разворачивает бумаги некоторого человека, неизвестного главному герою. Там даются мысли об отмене крепостного права. Автор проекта говорит о том, что рабство – это беда общества, узаконенное преступление, и его, как всякое зло, нужно искоренить.

Далее оказывается, что это бумаги одного из приятелей главного персонажа, потому что, помимо проекта об отмене крепостного права, тот забыл и другие документы. Путешественник забирает все бумаги и читает их по дороге.

Глава 15. Вышний Волочок

Когда путешественник проезжает этот город, он видит процветающее поместье, тучные нивы и огромное количество товаров. Он размышляет о том, что все это достигнуто преступным путем, поскольку это заработано ценой исковерканных жизней крестьян, за счет их тяжкого труда, здоровья и жизней.

Путешественник вспоминает одного знакомого ему дворянина, который, захотев получать больше прибыли от своего поместья, заставил своих крепостных работать без отдыха и праздников. Он отнял у них скотину, земли и даже еду. Поместье и вправду стало очень богатым, но сами крестьяне были обездолены.

Сам главный герой испытывает чувство стыда за таких хозяев, считает, что их необходимо ставить на место, и не понимает, как у других хватает совести хвалить их за предприимчивость и ум.

Глава 16. Выдропуск

В этой главе даются размышления о предметах роскоши и нравах при дворе. Продолжая читать бумаги своего приятеля, главный герой натыкается на проект реформы о придворных должностях. Основная мысль, изложенная в документе – это то, что глава государства должен отличаться не за счет пышности двора и безделушек, но за счет мудрости правления. В данной главе затронуто имя Екатерины II, любившей роскошь.

Глава 17. Торжок

Эта часть книги повествует о проблемах цензуры и необходимости ее упразднения. Путешественник знакомится с человеком, направляющимся в Петербург. Он очень желает достигнуть упразднения цензуры в городе Торжке, добиваясь права печатать какие угодно книги.

Этот человек полагает, что сами читатели являются цензорами книг, а служба цензуры нарушает демократические принципы общества. Как известно, в XVIII веке в Российском государстве очень строгая цензура, и книгопечатание очень сильно контролируется.

Согласно мнению А. Радищева, цензура была введена церковью, а первыми ее служителями были клерики.

Глава 18. Медное

В данной части описывается то, как подают крепостных. Путешественник во время поездки читает о том, как крепостных спускают вместе со всем их скарбом за долги своих бар. Детей разлучают с родителями, но никому до этого нет дела, ведь крепостные – это товар.

Глава 19. Тверь

Когда путешественник посещает Тверь, он общается с поэтом и обсуждает с ним проблемы литературы в России. Поэт читает ему свое произведение.

Глава 20. Городня

В этом месте главный герой видит то, как крепостной парень уходит в армию, вынужденный оставить мать одну.

Там же продают в солдаты крепостных, чтобы помещик смог купить себе лошадей и модный экипаж.

Глава 21. Завидово

Главный герой становится свидетелем того, как на остановках обслуживают больших чинов и с какой скоростью для них подаются лошади.

Путешественник выражает свои мысли о том, что не все большие чины стоят того уважения и почтения, которое требуют к себе.

Глава 22. Клин

В данной части путешественник увидел нищего. Тот отказывается от поданного ему рубля и просит что-то теплое из одежды. Главный герой отдает ему платок, а позже узнает, что нищий умер в этом платке, и в нем же его хоронили.

Глава 23. Пешки

В данной части передана беседа персонажа с женщиной-крестьянкой, которая говорит о несправедливости и нищете. Путешественник долго думает о том, почему крестьяне, производящие все, что ест вся страна, сами вынуждены жить в постоянном голоде.

Глава 24. Черная грязь

В этой части главный герой рассуждает о принудительных свадьбах, от которых никому ни счастья, ни радости.

Глава 25

Произведение А. Радищева является одним из самых прогрессивных сочинений не только прошлого времени, но и современности.

Картинка или рисунок Радищев - Путешествие из Петербурга в Москву

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха

    В начале произведения передам нами описание Ермолая, ему было 45 лет,был высоким, худым, со смешным длинным носом и непослушными волосами. Ходил все время в желтом кафтане и синих штанах. У него было старое оружие и собака, которую звали Валетка

Открывается повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову, в котором Радищев объясняет свои чувства, заставившие написать эту книгу. Это своего рода благословление на труд.

Выезд

София

Взяв подорожную, наш путешественник отправляется к комиссару за лошадьми, но лошадей не дают, говорят, что нет, хотя в конюшне стоит до двадцати кляч. Двадцать копеек возымели действие «на ямщиков». За спиной комиссара они запрягли тройку, и путешественник отправился дальше. Извозчик тянет заунывную песню, а путешественник размышляет над характером русского человека. Если русский хочет разогнать тоску, то идет в кабак; что не по нем, лезет в драку. Путешественник спрашивает у Бога, почему он отвернулся от людей?

Тосна

Рассуждение об отвратительной дороге, которую невозможно преодолеть даже в летние дожди. В станционной избе путешественник встречает неудачника-литератора - дворянчика, который хочет ему всучить свой литературный труд «о потере привилегий дворянами». Путешественник дает ему медные гроши, а «труд» предлагает отдать разносчикам на вес, чтобы те использовали бумагу для «обвертки», т.к. для иного она не пригодна.

Любани

Путешественник видит пашущего в праздник крестьянина и интересуется, не раскольник ли тот? Крестьянин православный, а вынужден работать в воскресенье, т.к. шесть дней в неделю ходит на барщину. Крестьянин рассказывает, что у него трое сыновей, да три дочери, старшему только десятый годок. Чтобы семья не голодала, ему приходится работать и ночью. На себя он работает усердно, а на барина - кое-как. В семье он один работник, а у барина их много. Крестьянин завидует оброчным и государственным крестьянам, им легче жить, потом перепрягает лошадей, чтобы они могли отдохнуть, а сам работает без отдыха. Путешественник мысленно клянет всех помещиков-эксплуататоров и себя за то, что обижал своего Петрушку, когда тот был пьян.

Чудово

Путешественник встречается с приятелем по университету Челищевым, который рассказал о своем приключении в бушующей Балтике, где чуть было не погиб, потому что чиновник отказался послать помощь, сказав: «Не моя то должность». Теперь Челищев покидает город - «сонмище львов», чтобы не видеть этих злодеев.

Спасская полесть

Путешественник попал под дождь и попросился в хату обсохнуть. Там он слышит рассказ мужа о чиновнике, любящем «устерсы» (устрицы). За исполнение его прихоти - доставку устриц - он дает чины, награждает из государственной казны. Дождь кончился. Путешественник продолжил путь с напросившимся попутчиком. Попутчик рассказывает свою историю, как был он купцом, доверившись нечестным людям, попал под суд, жена умерла при родах, начавшихся из-за переживаний на месяц раньше. Друг помог этому несчастному бежать. Путешественник хочет помочь беглецу, во сне он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. Этот сон являет ему странницу Прямовзору, она снимает с его глаз бельма, мешающие видеть правду. Автор заявляет, что царь слыл в народе «обманщиком, ханжою, пагубным комедиантом». Радищев показывает несоответствие между словами и делами Екатерины; показной блеск, пышный, декоративный фасад империи скрывает за собой ужасные картины угнетения. Прямовзора обращается к царю со словами презрения и гнева: «Ведай, что ты… первейший разбойник, первейший предатель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого». Радищев показывает, что хороших царей нет, они изливают свои милости лишь на недостойных.

Подберезье

Путешественник встречается с юношей, идущим в Петербург к дяде учиться. Здесь даются рассуждения юноши о пагубном для страны отсутствии системы образования. Он надеется, что потомки будут счастливее в этом плане, т.к. смогут учиться.

Новгород

Путешественник любуется городом, вспоминая о его героическом прошлом и о том, как Иван Грозный вознамерился уничтожить Новгородскую республику. Автор возмущен: какое право имел царь «присвоять Новгород»?

Путешественник далее отправляется к приятелю, Карпу Дементьичу, который женил сына. Все вместе сидят за столом (хозяин, молодые, гость). Путешественник рисует портреты хозяев. А купец рассказывает о своих делах. Как «пущен был по миру», теперь сын торгует.

Бронницы

Путешественник отправляется на священный холм и слышит грозный голос Всевышнего: «Почто захотел познать тайну?» «Чего ищешь чадо безрассудное?» Где некогда был «град великий» путешественник видит лишь бедные лачуги.

Зайцеве

Путешественник встречает своего приятеля Крестьянкина, некогда служившего, а потом вышедшего в отставку. Крестьянкин, очень совестливый и сердечный человек, был председателем уголовной палаты, но оставил должность, видя тщету своих стараний. Крестьянкин рассказывает о некоем дворянине, начавшем свою карьеру придворным истопником, повествует о зверствах этого бессовестного человека. Крестьяне не выдержали издевательств помещичьей семьи и убили всех. Крестьянкин оправдал «виновных», доведенных помещиком до смертоубийства. Как ни боролся за справедливое решение этого дела Крестьянкин, ничего не получилось. Их казнили. А он вышел в отставку, дабы не быть соучастником этого злодейства. Путешественник получает письмо, где рассказывается о странной свадьбе между «78-летним молодцом и 62-летней молодкой», некоей вдовой, занимающейся сводничеством, а на старости лет решившей выйти замуж за барона. Он женится на деньгах, а она на старости лет хочет называться «Вашим высокородием». Автор говорит, что без бурындиных свет не простоял бы и трех дней, он возмущен абсурдом происходящего.

Крестцы

Видя расставание отца с сыновьями, отправляющимися на службу, путешественник вспоминает, что из ста служащих дворянчиков девяносто восемь «становятся повесами». Он горюет, что и ему скоро придется расстаться со своим старшим сыном. Рассуждения автора приводят его к выводу: «Скажи по истине, отец чадолюбивый, скажи, истинный гражданин! Не захочется тебе сынка твоего удавить, нежели отпустить в службу? Т.к. на службе все радеют о кармане своем, а не о благе родины». Помещик, призывая в свидетели путешественника как тяжко ему расставаться со своими сыновьями, говорит им, что они ничем ему не обязаны, а должны трудиться на благо отечества-

Для этого он растил и нежил их, обучал наукам и заставлял думать. Он напутствует сыновей не сбиваться с пути истинного, не потерять души чистой и высокой.

Яжелбицы

Проезжая мимо кладбища, путешественник видит душераздирающую сцену, когда отец, кинувшись на гроб сына, не дает его похоронить, плача о том, что не хоронят его вместе с сыном, дабы прекратить его муки. Ибо он виновен, что сын родился немощным и больным и сколько жил, столько страдал. Путешественник мысленно рассуждает, что и он, вероятно, передал своим сыновьям болезни с пороками юности.

Валдай

Этот древний городок известен любовным расположением незамужних женщин. Путешественник говорит, что всем известны «валдайские баранки и бесстыжие девки». Далее он рассказывает легенду о грешном монахе, утонувшем в бурю в озере, переплывая к своей возлюбленной.

Едрово

Путешественник видит много нарядных баб и девок. Он восхищается их здоровым видом, упрекая дворянок в том, что они уродуют свои фигуры, затягиваясь в корсеты, а потом умирают от родов, т.к. годами портили свое тело в угоду моде. Путешественник разговаривает с Аннушкой, которая вначале держит себя сурово, а потом, разговорившись, поведала, что отец умер, живет она с матерью да сестрой, хочет замуж. Но за жениха просят сто рублей. Ванюха хочет идти в Питер на заработки. Но путешественник говорит: «Не пускай его туда, там он научится пьянствовать, отвыкнет от крестьянского труда». Он хочет дать деньги, но семья их не берет. Он поражен их благородством.

Хотилов

Написан от лица другого путешественника, ещё более прогрессивного в своих взглядах, чем Радищев. Наш путешественник находит бумаги, оставленные его собратом. Читая их, он находит сходные своим мыслям рассуждения о пагубности рабства, злонравии помещиков, отсутствии просвещения.

Вышний Волочок

Путешественник любуется шлюзами и рукотворными каналами. Он рассказывает о помещике, который относился к крестьянам как к рабам. Они все дни работали на него, а он им давал только скудную еду. Своих наделов и скотины у крестьян не было. А «варвар» этот процветал. Автор призывает крестьян разорить имение и орудия труда этого нелюдя, относящегося к ним как к волам.

Выдропуск (опять написано по чужим запискам)

Автор говорит, что цари возомнили себя богами, окружили себя сотней слуг и воображают, что они полезны отечеству. Но автор уверен, что этот порядок надо менять. Будущее за просвещением. Только тогда будет справедливость, когда люди станут равны.

Торжок

Путешественник встречается с человеком, который хочет открыть вольную типографию. Далее следует рассуждепие о пагубности цензуры. «Какой вред будет, если книги печататься будут без клейма полицейского?» Автор утверждает, что польза от этого очевидная: «Не вольны правители отлучать народ от правды». Автор в «Кратком повествовании о происхождении цензуры» говорит, что цензура с инквизицией одни корни имеют. И рассказывает историю книгопечатания и цензуры на западе. А в России… в России что происходило с цензурой, обещает рассказать «в другой раз».

Медное

Путешественник видит хоровод молодых баб и девок. А далее идет описание позорной публичной продажи крестьян. 75-летний старик ждет, кому его отдадут. Его 80-летняя жена была кормилицей матери молодого барина, безжалостно продающего своих крестьян. Тут же 40-летняя женщина, кормилица самого барина, и вся крестьянская семья, включая и младенца, идущая с молотка. Страшно путешественнику видеть это варварство.

Тверь

Путешественник слушает рассуждения трактирного собеседника «по обеду» о поэзии Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского. Собеседник читает отрывки из оды «Вольность» Радищева, якобы написанной им, которую он везет в Петербург, чтобы опубликовать. Путешественнику стихотворение понравилось, но он не успел об этом сказать автору, т.к. тот спешно уехал.

Городня

Здесь путешественник видит рекрутский набор, слышит крики и плач крестьян, узнает о многих нарушениях и несправедливостях, творящихся при этом. Путешественник слушает историю дворового Ваньки, которого воспитывали и учили вместе с молодым барином, называли Ванюшей, отправили за границу не рабом, а товарищем. Но жаловал его старый барин, а молодой ненавидел и завидовал успехам. Старик умер. Молодой хозяин женился, а жена возненавидела Ивана, всячески унижала, а потом решила женить на обесчещенной дворовой девке. Иван назвал помещицу «бесчеловечной женщиной», тогда его отправили в солдаты. Иван рад такой участи. Потом путешественник увидел троих крестьян, которых помещик продал в рекруты, т.к. ему понадобилась новая карета. Автор поражен беззакониями, творящимися вокруг.

Завидово

Путешественник видит воина в гренадерской шапке, который, требуя лошадей, грозит старосте плетью. По распоряжению старосты у путешественника отняли свежих коней и отдали гренадеру. Путешественник возмущен таким порядком вещей. А что сделаешь?

Клин

Путешественник слушает скорбную песню слепца, а потом дает ему рубль. Старик удивлен щедрым подаянием. Он рад больше праздничному пирогу, чем деньгам. Ибо рубль может ввести кого-нибудь в искушение, и его украдут. Тогда путешественник отдает старику свой платок с шеи.

Пешки

Путешественник угощает ребенка сахаром, а его мать говорит сыну: «Возьми барское кушанье». Путешественник удивлен, почему это барская еда. Крестьянка отвечает, что ей не на что купить сахар, а баре употребляют, потому что не сами деньги достают. Крестьянка уверена, что это слезы рабов. Путешественник увидел, что хозяйский хлеб состоит из трех частей мякины и одной части несеяной муки. Он впервые огляделся и ужаснулся убогой обстановке. С гневом он восклицает: «Жестокосердный помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных!», призывает эксплуататоров одуматься.

Черная грязь

Путешественник встречает свадебный поезд, но очень грустный, т.к. под венец едут по принуждению господина.

Слово о Ломоносове

Автор, проходя мимо Александро-Невской лавры, зашел в нее, дабы почтить своим присутствием могилу великого Ломоносова. Он вспоминает жизненный путь великого ученого, стремящегося к знаниям. Ломоносов жадно учился всему, что можно было узнать в то время, занимался стихосложением. Автор приходит к выводу, что Ломоносов был велик во всех делах, к которым прикасался.

А вот уже и Москва! Москва!!!

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!

После ужина со своими друзьями герой отправляется в Москву и просыпается на следующей почтовой станции. Герой будит смотрителя и требует лошадей, однако получает отказ. Путешествие продолжилось лишь тогда, когда ямщики получили на водку и запрягли лошадей.

В Тосне произошло знакомство героя со стряпчим, занимающимся сочинением древних родословных. Следуя в Любань, герой видит крестьянина, пашущего в воскресный день «с великим тщанием».

По словам пахаря, всю неделю он обрабатывает землю барина, поэтому работает в праздник, чтобы не умереть с голоду. В Чудове путешественника догоняет его товарищ Ч., который рассказывает свою историю о том, как ради забавы поплыл из Кронштадта в Систербек, как разыгралась буря, и шлюпка застряла между камнями. Двое гребцов попытались добраться до берега, находящегося в полутора верстах. Один из них выбрался на берег и поспешил к местному начальнику за помощью для спасения оставшихся. Однако начальник спал, и сержант не стал его будить. Когда же все-таки несчастные были спасены, Ч. попытался воззвать к совести начальника, однако тот сказал, что это не его должность. Возмущенный Ч. «плюнул почти что ему в рожу». Ч. не встретил понимания среди знакомых и решил уехать из Петербурга навсегда.

По пути в Спасскую Полесть следующий попутчик героя рассказывает ему свою повесть. Он доверился в делах по откупу своему компаньону и оказался обманутым, потерял все свое состояние и был отдан под суд. Его жена от переживаний родила до срока и умерла через три дня, недоношенный ребенок тоже умер. Когда друзья увидели, что стражники пришли за ним, усадили рассказчика в кибитку и отправили «куда глаза глядят». Тронутый рассказом герой задумывается над тем, чтобы донести эту историю до верховной власти, которая лишь одна является беспристрастной. Герой даже представляет себя правителем, который вдруг понимает, что имеющий власть обязан блюсти закон и право.

Следующей остановкой была станция Подберезье, где состоялось знакомство героя с семинаристом, сетующим на современное обучение. Герой же считает, что задачей писателя является восхваление добродетели и просвещение.

По прибытии в Новгород, герой размышляет о том, что в древности этот город имел народное правление, и сомневается в праве Ивана Грозного на присоединение Новгорода. Путешественник идет на обед к своему приятелю Карпу Дементьевичу, бывшему купцу, а теперь известному гражданину. Они беседуют о торговле, и герой приходит к выводу, что вексельная система ведет к воровству и легкому обогащению.

На почтовом дворе в Зайцеве герой встречается с Крестьянкиным, служившим в уголовной палате. Крестьянкин понял, что не принесет в своей должности пользы отечеству, и вышел в отставку. Он рассказывает о жестоком помещике, чей сын изнасиловал молодую крестьянку. Ее жених проломил голову насильнику, пытаясь защитить девушку. Жениху помогали другие крестьяне. Согласно уложению уголовной палаты все они приговаривались к смертной казни, которая могла быть заменена пожизненной каторгой. Рассказчик хотел оправдать крестьян, однако местные дворяне не поддержали его, и ему пришлось подать в отставку.

Остановившись в Крестцах, герой наблюдает сцену расставания отца с отправляющимися в службу детьми. Отец наставляет их жить по законам общества и совести, призывает к добродетельности. Герой согласен с отцом в том, что родители не должны иметь власти над детьми, союз детей и родителей должен основываться «на нежных чувствованиях сердца».

Проезжая мимо кладбища в Яжелбицах, герой видит погребение. Отец покойника рыдает у могилы, повторяя, что он убил своего сына тем, что болел «смрадной болезнью», и это отразилось на здоровье сына. Герой винит в этом государство, защищающее порочных женщин.

В Валдае герою вспоминается легенда о монахе Иверского монастыря, который влюбился в дочь одного валдайца и переплывал Валдайское озеро, чтобы встретиться с возлюбленной. Но как-то разбушевалась буря, и тело монаха утром нашли на берегу.

Попав в Едров, герой знакомится с молодой крестьянкой Анютой, беседует с ней о ее женихе и семье. Путешественник удивляется благородству сельских жителей. Герой предлагает жениху Анюты деньги на обзаведение. Однако Иван не желает их взять, считая, что он сам может на все заработать.

По пути в Хотилово герой размышляет о том, как несправедливо крепостное право. Это зверский обычай, когда один человек порабощает другого.

Герой Радищева приходит к выводу, что работа по принуждению препятствует«размножению народа». Недалеко от почтовой станции он находит бумагу, где отражены те же мысли. От почтальона герой узнает, что последним по этим местам проезжал один из его друзей. Свои сочинения он, видимо, забыл на станции, и путешественник берет бумаги за небольшое вознаграждение. В бумагах содержится целая программа по освобождению крепостных крестьян, а также положение о ликвидации придворных чинов.

Путешественник встречает в Торжке человека, который отправляет прошение в Петербург о разрешении открыть в городе книгопечатание, которое будет свободно от цензуры. По мнению героя Радищева, цензурой может быть само общество, которое признает писателя или отвергает его. Здесь же автор рассказывает об истории создания цензуры.

По пути в Медное герой читает бумаги своего приятеля. Он узнает о порядке торгов имущества разорившегося помещика, когда с молотка идут даже люди. К теме вольности возвращает героя беседа с приятелем в трактире о российском стихосложении.

В деревне Городня герой наблюдает, как происходит рекрутский набор. Раздаются рыдания матерей, невест, жен. При этом не все рекруты испытывают недовольство. Так, один молодой человек рад выйти из-под власти хозяев.

Попав в Пешки, герой рассматривает крестьянскую избу и поражается царящей там бедности. В лирическом отступлении автор осуждает помещиков.

Завершается «Путешествие из Петербурга в Москву» строками, посвященными Ломоносову. Путешественник говорит о том, что эти записки он получил от «парнасского судьи» во время обеда в Твери. Основную роль Ломоносова герой видит в развитии русской литературы, именуя его «первым в стезе российской словесности».

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-10-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Повествование в книге идет от первого лица, а само произведение представляет собой путевые заметки. Однако цель Александра Николаевича Радищева – не столько описание своего пути, сколько философские размышления о социальных и нравственных проблемах российского общества. В каждой главе автор затрагивает одну из злободневных тем.

Под рассказчиком следует понимать самого Александра Николаевича Радищева, который в этом произведении является дворянином средних лет.

А. М. К.

Текст повести «Путешествие из Петербурга в Москву» начинается эпиграфом из поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахида» и посвящением Алексею Михайловичу Кутузову, который был товарищем Радищева еще с Лейпцигского университета. Несмотря на закадычную дружбу, Радищев с Кутузовым часто спорили, полемизировали. В этом посвящении автор подчеркивает, что сколько бы ни разнились его взгляды с Кутузовым, тот всегда остается для писателя самым дорогим человеком.

Выезд

Поужинав с друзьями, автор отправился в дальний путь. Извозчик лихо гнал лошадей, поэтому из города кибитка выехала быстро и мчала по безлюдной дороге. Устав от грустных мыслей, рассказчик задремал, но скоро был разбужен. Путешественники прибыли в первый пункт на своем пути – Софию.

София

На дворе была ночь, и все здесь спали мирным сном. Даже комиссар на почтовом дворе, который находился на службе. Спросонья он отказался выдать рассказчику свежих лошадей, соврав, что их нет. Пришлось путешественникам обратиться за помощью к ямщикам. За небольшую плату те запрягли своих лошадей. Путь в Москву был продолжен.

Тосно

Дорога от Петербурга была достаточно хорошей, но чем дальше кибитка удалялась от столицы, тем ехать было все сложнее. Насыпи земли, которые хороши были в сухую погоду, не выдерживали проверку дождями. В некоторых местах продолжать путь было практически невозможно. С большим трудом мужчины добрались до Тосно, где и передохнули в почтовой избе.

Здесь автор познакомился с мелким чиновником, который рассказал о своем «важном» деле. Он писал книгу о дворянах, пытался восстановить родословную каждой знатной российской семьи. В перспективе этот чиновник надеялся, что его труд будет достойно оплачен. Автор посчитал такое занятие весьма глупым и предложил исследователю исписанные листы бумаги продать на обертки разносчикам.

Любани

Кибитка уже прилично надоела рассказчику, и он решил немного пройтись пешком. В поле автор встретил крестьянина, который усердно работал на своем участке. Дело было в самый солнцепек, да еще и в воскресенье, что очень удивило писателя.

Разговорившись с крестьянином, рассказчик узнал, что у того большая семья, которую нужно кормить. Шесть дней в неделю приходится работать на помещика, поэтому для себя остаются лишь воскресные дни и все ночи. Рассказ крестьянина поверг автора в уныние. Он вспомнил своего слугу Петрушу, к которому тоже не всегда бывал справедлив.

Чудово

Остановившись в почтовой избе, рассказчик встретил здесь своего друга Ч., которого оставил в Петербурге. Тот рассказал писателю о своем недавнем происшествии во время морской прогулки. Погода на Финском заливе резко испортилась, и судно, на котором плыли двадцать человек, ударилось о камни. Через пробоину стала поступать вода, но вычерпывать ее было бесполезно. Судно стало медленно тонуть. Один из матросов по имени Павел решился на отчаянный шаг – пошел по камням к берегу. В это время все пассажиры в тонущей лодке отчаянно молились и с надеждой смотрели вслед удаляющемуся матросу.

Павел с огромным трудом добрался до берега и бросился к местному начальнику за помощью. Там он столкнулся с жестоким равнодушием подчиненного, который отказался будить своего начальника. Слова о том, что в лодке тонут люди, нисколько не тронули сердце этого человека. Тогда Павел ринулся в караульную комнату к солдатам, у которых были свои лодки. Те тут же согласились помочь утопающим. К счастью, история закончилась благополучно, все пассажиры судна были спасены. Однако Ч., пораженный преступным равнодушием начальства, решил навсегда покинуть столицу.

Спасская Полесть

Рассказчик попытался догнать своего друга, но тот удалялся невероятно быстро. А тут еще пошел ливень, который заставил автора заночевать на станции. За стеной он услышал разговор супругов. Муж рассказывал своей благоверной об одном чиновнике, который до безумия любил устрицы. За этот деликатес он поощрял и продвигал по службе своих подчиненных, награждал их и присваивал звания.

Утром рассказчик поехал дальше. В попутчики к нему напросился странный человек, который в дороге рассказал свою историю. Раньше он был купцом, но доверился как-то аферистам и попал под суд. Беременная жена купца от волнений родила до срока и вскоре умерла. Не выжил и ребенок. Теперь мужчина бежит от властей и никому больше не верит.

История этого человека произвела на автора очень сильное впечатление. В тревожном сне он увидел себя правителем, государство которого хорошо развивается и процветает. Но затем появилась женщина, которая называла себя Истиной. Она сняла пелену с глаз правителя, и его взору открылась ужасающая картина беззакония. Проснувшись, автор с облегчением вздохнул. Это был всего лишь сон.

Подберезье

Рассказчику сложно было продолжать дальнейший путь из-за жуткой головной боли. Приехав на почтовый стан, он начал искать в домашнем лечебнике надежное средство от такого недуга. Затем вспомнил, что его няня часто снимала головную боль пятью чашками кофе. Автор решил последовать этому совету. Бодрящего напитка было много, и он угостил чашечкой кофе молодого человека, который расположился по соседству.

Новый знакомый оказался семинаристом, он ехал в столицу к родственникам. Молодой человек сетовал на плохую систему подготовки семинаристов, которых, кроме латыни, практически ничему не учат. Поэтому найти человеку истину очень сложно. Попрощавшись, семинарист выронил какие-то бумаги. Прочитав их, рассказчик понял, что молодой человек является приверженцем одного мистического учения. Сам писатель не приветствовал подобные увлечения.

Новгород

Подъезжая к Новгороду, автор предался историческим воспоминаниям и философским рассуждениям. Некогда великий город, в котором все важные решения принимались на народном вече, давно утратил былую силу. Виной тому – безжалостный и коварный царь Иван Грозный, опричники которого захватили город и принизили новгородцев. Получается, в мире господствует только одно право сильного.

В Новгороде рассказчик пообедал у своего старого знакомого: купца III гильдии, очень уважаемого в городе человека Карпа Дементьевича. Он недавно женил своего сына.

Бронницы

Добравшись в Бронницы, автор решил взойти на гору, где стоял раньше знаменитый храм, славящийся своими прорицаниями. Теперь на месте бывшего капища стояла малая церковь. Автор возносит молитвы Богу, в которых пытается утвердить свою мысль, что Господь един для всех людей. А еще рассуждает о том, что все в этом мире тленно, но что-то является вечным во имя жизни.

Зайцово

В Зайцово автор встретил своего приятеля Крестьянкина, который рассказал вопиющий случай из своей судебной практики. В одной деревне появился новый помещик. Он был низкого сословия, но получил чин коллежского асессора и смог приобрести в свое владение несколько крестьянских семей. Этот человек прославился невероятной жестокостью, выжимал с людей последние соки, почитал их скотами и постоянно наказывал. Таким же негодяем был сын коллежского асессора, который пытался изнасиловать крестьянскую девушку перед ее венчанием. Жених успел освободить невесту, но проломил череп одному из сыновей асессора. Тот решил жестоко наказать крестьян, что дало толчок к бунту в этой деревне. В итоге, всю семью изуверов убили. На суде в защиту крестьян выступил только друг автора, который учел все причины, приведшие к данной трагедии. Затем честный судья решил уволиться, поскольку уже не мог работать в такой судебной системе.

Крестьцы

В этой главе рассказчик стал свидетелем, как отец отправлял сыновей на службу. Автор размышляет о детях дворян, насколько правильно они входят во взрослую жизнь. Между тем, отец из Крестьцов считает, что дети должны со временем покидать отчий дом, но переступать через свои чувства ему очень тяжело. Сыновья почтительно слушают все наставления родителя, внимают каждому слову. Когда же юноши со слезами сели в повозку, отец на коленях стал просить Бога хранить и оберегать его чад.

Яжелбицы

Проезжая в Яжелбицах мимо кладбища, автор стал свидетелем ужасного зрелища. Отец хоронил сына в жутких рыданиях и не мог никак с ним распрощаться. В стонах он горестно сокрушался о том, что сам стал причиной ранней смерти своего ребенка, который заразился смрадной болезнью еще в утробе матери.

Эта картина навела рассказчика на грустные размышления о том, что юношеская развратная жизнь приносит порой горькие плоды. Венерические болезни являются бичом России, в чем автор винит и власть, которая могла бы закрыть публичные дома и больше внимания уделять вопросам нравственного воспитания молодежи.

Валдаи

Эта глава является тематическим продолжением предыдущей. Автор проезжает город Валдаи, который хорошо известен своими бесстыжими разрумяненными девками. Такую славу поселение получило еще во времена царствования Алексея Михайловича. По приказу монарха здесь предоставляли жилье пленным полячкам. Валдайские девицы готовы обольстить каждого путешественника, а затем обобрать его до нитки. Автор рассказывает историю одного монаха, который каждую ночь переплывал из своего монастыря к любовнице из Валдая. Однажды такое путешествие закончилось трагически: монах утонул на середине озера. Вряд ли валдайская любовница долго горевала по этому поводу, считает автор.

Едрово

Рассказчик повстречал на своем пути группу красивых крестьянок, с одной из которых решил заговорить. Девушку звали Анна. Она сначала настороженно отнеслась к незнакомому барину, но быстро поняла, что у него нет злых намерений. Анна рассказала о том, что собирается выйти замуж, но для этого не хватает денег. Рассказчик изъявил желание помочь молодым и попросил девушку познакомить его со своим женихом. Чуть позже оказалось, что вопрос с деньгами на свадьбу уже решен и торжество состоится в воскресенье. Автор хочет дать денег будущей семье на начало новой жизни, но те категорически отказываются.

Рассказчик восхищен душевной красотой и гордостью крестьянской девушки, он считает, что простые русские барышни красивее и гораздо добрее светских дам.

Хотилов

В этой главе автор случайно находит сверток с бумагами, который оставил человек с прогрессивными взглядами. Он с интересом читает документ, в котором правдиво изложено положение дел в России. Автор письма обличает крепостное право, он считает, что все люди должны быть братьями, любить друг друга и почитать Бога.

Вышний Волочок

Рассказчик уже не первый раз проезжал Вышний Волочок и всегда с большим интересом осматривал местную достопримечательность – шлюзы. Однако восхищение инженерной мыслью и богатством города наводит рассказчика на мысль, что за всем этим стоит тяжелый труд угнетенных людей. Поэтому счастливая жизнь одних за счет здоровья и благополучия других – ужасная несправедливость.

Выдропуск

В этой главе автор вновь зачитывается бумагами, что нашел в Хотилове. Он удивляется прозорливости человека, который так точно и правдиво описал проблемы Российского государства, все пагубные последствия недальновидного правления царей. Окружая себя роскошью, правители мало заботились о своем народе. Автор считает, что потомки должны исправить эти ошибки, жить разумно и умеренно.

Торжок

В Торжке рассказчик повстречал молодого человека, который возмущен государственной цензурой. Он хочет, чтобы в его городе было свободное книгопечатание, все желающие смело высказывали свои мысли, нисколько не опасаясь преследований. С этой целью молодой человек намеревается отвезти в Петербург прошение. В этой главе рассказчик много философствует о цензуре, рассказывает историю возникновения этого явления.

Медное

Автор вновь перечитывает сверток с бумагами. Его очень заинтересовали размышления о том, что крестьяне в России являются живым товаром. По прихоти помещиков их семьи могут легко разлучить, самих людей продать, обменять, проиграть в карты. Крепостное право – великое зло, которое не позволяет государству правильно развиваться.

Тверь

В Твери автор знакомится с поэтом, с которым долго рассуждает о русском стихосложении, о том, что устаревшие нормы письма «душат» молодые таланты на корню. Постепенно разговор о поэзии переходит к теме вольнодумства. Поэт едет в Петербург, где планирует издать свою оду с названием «Вольность». Он понимает, что сделать это будет крайне сложно, но полон решимости осуществить свою мечту.

Городня

Автор попал в деревню во время рекрутского набора. В одной группе людей он увидел крепостного парня, которого с горькими слезами провожают на военную службу все родственники. Рыдают мать, невеста. Молодым даже не дали возможность обвенчаться. Рекрут пытается утешить самых близких своих людей, но все понимают, что эти слова мало что значат. Однако в другой толпе рассказчик познакомился с человеком, который был очень рад идти в солдаты. Юноша так сильно натерпелся от своей барыни, что готов сбежать от нее куда угодно. А тут подвернулся такой счастливый случай.

Завидово

В Завидово ожидали приезда его превосходительства. По этому случаю какой-то начальник в гренадерской шляпе требовал у старосты пятьдесят лошадей. Поскольку такого количества животных в городе не было, староста чуть ли не в слезах старался оправдаться. Однако начальник его не слушал, обзывал последними словами и бил плетью. Рассказчику тоже пришлось стать участником этого инцидента, потому что начальник позарился на трех его лошадей. После этой стычки автор еще долго размышляет о том, что народ в России привык раболепствовать. А люди при власти становятся от этого еще наглее.

Клин

В этом городе рассказчик встретил у почтового двора слепого старика, который исполнял заунывную песню. Путешественник дал инвалиду рубль, но тот отказался принять милостыню. Сказал, что не видит даже, куда этот рубль положить. Из истории старика автору стало понятно, что в молодости тот воевал, был очень храбрым в бою, врагов своих не жалел. Даже тех, которые сдавались в плен и просили о пощаде, он убивал. За такие грехи, считает старец, он и лишился зрения в одном бою.

Вместо рубля инвалид попросил у путешественника платок, который может согреть его горло, поскольку оно очень воспаленное. Автор снял с шеи платок и отдал его новому знакомому. Возвращаясь в Петербург, рассказчик уже не застал старика. Тот недавно умер. Мужчину похоронили в платке, который тот с благодарностью принял от автора.

Пешки

В одной крестьянской избе путешественник попросился за стол, чтобы пообедать. Когда хозяйка увидела, что гость кладет в кофе кусочки сахара, попросила немного барского лакомства для ребенка. Ведь, они круглый год едят только хлеб из мякины и пустые щи. Такие откровения поразили автора, и он стал внимательно рассматривать избу. Стены и потолок были покрыты сажей, через окна из пузыря плохо проникал внутрь солнечный свет. Печь была без трубы, поэтому в избе постоянно присутствовал запах дыма.

Поразила путешественника и убогая утварь жилища: срубленный топором стол, простая посуда, мебели практически не было. Вместе с людьми жили свиньи. Автор возмущен такими условиями жизни крестьян. Он рассуждает о барском произволе. Если крепостного нельзя убить по закону, то его можно рано отправить на тот свет таким бесчеловечным отношением.

Черная грязь

Путешественник стал свидетелем одной свадьбы, которая поразила его своим унынием. Жених и невеста выглядели на этом веселом мероприятии обреченными. Дело в том, что помещик устроил этим людям свадьбу помимо их воли. На самом же деле молодожены друг друга терпеть не могли.

Оставшуюся дорогу до Москвы автор читает трактат о Ломоносове, который передал ему поэт из Твери. В нем много говорится о бесспорном вкладе Михаила Васильевича в русскую науку и культуру. А ведь судьба у этого человека могла быть иной. Мальчик родился в обычной крестьянской семье, очень бедной. Понятно, что родители не могли обеспечить ему хоть какое-то образование. Но Ломоносов отправился на учебу в Москву пешком.

Сложно назвать науку, в которую Михаил Васильевич не внес бы свой вклад. Он является первым русским ученым-естествоиспытателем мирового значения, оставил свои замечательные труды в астрономии, истории, генеалогии, химии, физике, создал молекулярно-кинетическую теорию тепла. Мы знаем также Ломоносова как поэта, художника, философа, человека энциклопедических знаний.