Путешествия и поездки. Прогулка по заброшенной военной базе (72 фото) Заброшенные воинские части и авто


Заброшенный город: шахтерский поселок Промышленный. С развалом Советского Союза этот поселок внезапно отрезали от электричества, а правительство страны не оказало необходимой поддержки. Фото: Олег Швец



Когда водоснабжение, газ и электричество перестали работать, жители поселка просто снялись с места и ушли на поиски жилья и работы, оставив за собой дома, имущество и обломки прошлой жизни. Фото: Олег Швец



Вещи, оставленные поселенцами, сохранились и по сей день, став печальными памятниками прошлому. Фото: Олег Швец



Заброшенная база подводных лодок: объект 825.Когда-то небольшой городок Балаклава на побережье Черного моря был секретной базой подводных лодок. Фото: Russos



Даже родственники жителей Балаклавы не имели права посещать этот закрытый военный объект без специального разрешения на въезд. Фото: Russos



В 1995 году комплекс был заброшен, однако уже в 2003 на территории базы был открыт музей. Фото: Russos



Рядом с базой находится заброшенное и неохраняемое топливохранилище. Фото: Russos



Заброшенные концентрационные лагеря – каменное напоминание о массовых репрессиях, печальный памятник непосильному труду и братская могила для сотен тысяч приговоренных к смерти. Фото: angelfire.com





В большинстве стран запустение и разруха царят в заброшенных зданиях, которые в лучшие их времена использовались по прямому назначению. В Советском Союзе много зданий, которые пустовали всегда: останки незавершенных проектов, недостроенные и брошенные из-за нехватки средств или за ненадобностью. В каком-то смысле, по ним можно изучать уникальную историю – историю коррумпированного и недальновидного правительства, историю несбывшегося, проще говоря, историю того, что могло бы быть.Этот недостроенный заброшенный завод предположительно должен был выпускать бетонные панели. Московская область. Фото: EUTHANASIA



В 1997 году в ходе подготовки к проведению Всемирных юнешеских игр в Москве был одобрен проект строительства аквадрома. Площадь застройки 1,7 га, площадь здания 43500 кв. м., 12-этажное со стеклянной наклонной кровлей. Здание включает 3 подземных и 9 наземных этажей, 5 бассейнов, водные горки, легкоатлетический манеж, дворец игровых видов спорта, гостиница для иногородних спортсменов, офисы, кафе, центр лечебной физкультуры и медицины.В феврале 2002 года строительство аквадрома было заморожено. г.Москва. Фото: EUTHANASIA



Заброшенные шахты ракетных комплексов.После развала Советского Союза бывшим союзным республикам досталось сомнительное наследство: разбросанные то тут, то там шахты ракетных комплексов дальнего назначения. Фото: martin.trolle / Flickr



На фотографии изображен один из таких комплексов, находящийся в Латвии. В него вошли 4 шахты, центральный пульт управления полетами, и подземный бункер. Фото: martin.trolle / Flickr



Списанные шахты давно стали местами паломничества многочисленных туристов. Фото: martin.trolle / Flickr



Заброшенные океанские военные базы. Когда-то военные базы Владивостока считались частью системы безопасности страны: укрепление тихоокеанского побережья страны было призвано защитить СССР от возможной агрессии со стороны Японии. Фото: Шамора.info





Трудно представить, что невероятно сложные, дорогие механизмы и оборудование могут быть заброшены так же легко, как ветхое здание. Однако строители коммунизма отличились и в этой области: до сих пор в заброшенных месторождениях можно легко обнаружить ржавеющее оборудование, а огромным спутниковым антеннам, разбросанным по всей стране, видимо, суждено распасться на элементы. Фото: Avi_Abrams / Flickr









Заброшенный форт: форт Александр больше известен в народе под названием "Чумной форт". Построен 19 веке, и уже в 1869 году был исключен из состава оборонительных сооружений. Фото: anglerfish / Panoramio



В настоящий момент форт заброшен, и многочисленные посетители могут увидеть его исключительно с лодок. Даже сейчас им советуют надевать респираторы и резиновые сапоги во избежании заражения. Сейчас существует проект строительства в форте развлекательного комплекса с театральной сценой, музеем, кафе, баром, рестораном, торговой зоной.Фото: anglerfish / Panoramio



Заброшенный "морской город": Нефтяные Камни - это поселок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море.Расположен на металлической эстакаде, сооруженной в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря. Вокруг нефтедобывающих вышек построили "виртуальный город" с магазинами, аптеками, школами и другими зданиями. Все это великолепие соедниялось другс с другом мостами и эстакадами. Добыча нефти продолжается до сих пор, а вот город пришел в запустение и в данный момент не населен. Заброшенные здания понемногу возвращаются в морскую пучину. Фото: Azerbaijan International Magazine, REGION plus, Travel-Images.com, Карты Google



Заброшенная шахта: некоторые заброшенные шахты времен бывшего СССР, расположенных в окрестностях города Кыштым, не радиоактивны. Этот комплекс по добыче калиевой слюды считается заброшенным с 1961 года. Фото: Евгений Чибилев



Тогда взрыв бака выдержки радиоактивных веществ вызвал заражение радиацией радиусом в 40 км и спровоцировал эвакуацию более чем 300 тыс. шахтеров. Происшествие тщатерльно скрывалось от обществености. Фото: Евгений Чибилев



Заброшенный город шахтеров: На архипелаге Шпицберген когда-то было целое русское поселение - г. Баренцбург, и три шахты - рудник «Баренцбург» и законсервированные рудники «Грумант» и «Пирамида». По соглашению 1920 года архипелаг был передан под юрисдикцию Норвегии, однако другим государствам, в том числе традиционно присутствовавшей на островах России, разрешено пользоваться островами для любой невоенной деятельности.СССР занялось добычей угля. Фото: Erling Svensen



В начале 90-х гг. по руднику "Пирамида" было принято решение о консервации на основании убыточности шахты. Населению дали всего несколько часов на сборы. В результате их покунутые дома напоминают картинку из Чернобыля - оставленные личные вещи, книги, детские игрушки. Фото: vizion, Anne-Sophie Redisch



Заброшенные усадьбы: Заброшенные загородные дома и усадьбы, представляющие историческую и архитектурную ценность, восстанавливать не спешат. Причина проста - отсутствие должного финансирования на государственном уровне. История усадьбы Белогорка начинается с 1796 года, когда Павел I пожаловал эти земли генералу Л. Малютину, который вскоре продал их часть предводителю дворянства Царскосельского уезда Ф. Белю. В то время усадьба носила название «Горка», а после смерти владельца стала называться «Белягорка», а в начале XX века получила своё современное название. После революции усадьба была национализирована. История усадьбы тесно переплетена с историей страны. Поэт Иосиф Бродский лето перед отъездом за границу провёл в Белогорке. Места зокруг Белогорки - деревни Новсиверская и Старосиверская - связаны с именем художника-пейзажиста Ивана Шишкина. Фото: The Nostalgic Glass Заброшенные территории: Абхазия - территория, считающая себя независимой от Грузии. В конце 80-х Абхазия хотела выйти из состава Грузии и стать частью России. Это и дало начало грузино–абхазскому конфликту 1992–1993 гг. Фото: Львова Наталья/ ИД Родионова



В 1994г. после разрушительной войны, в результате которой грузинская сторона потерпела поражение, Абхазия приобрела независимость и статус Непризнанного государства.Сейчас из-за отсутствия финансирования в стране невозможно восстановить транспортную сеть и разрушенные в ходе войны здания. Фото: Львова Наталья/ ИД Родионова

Военные базы и сооружения, чей срок службы был рассчитан всего на несколько лет, или же наоборот, объекты, построенные для поддержки тысячелетнего рейха, раскиданы по всему земному шару. Некоторые из них обрели вторую жизнь, а другие до сих пор остаются заброшенными и продолжают разрушаться.

База ВВС Великобритании Хетел

База королевских ВВС Хетел представляет собой бывшую базу королевских ВВС, которая использовалась ВВС США и ВВС Великобритании во время Второй мировой войны. Взлетное поле расположено в 11 километрах к юго-востоку от города Норидж Англия; в настоящее время им владеет английский производитель спортивных и гоночных машин Lotus Cars.


Авиабаза Хетел в 1944 году

В 1966 году компания Lotus Cars переехала в помещение, специально построенное на месте аэродрома, и реконструировала часть взлетных полос и рулежных дорожек под тестовые треки для своих машин. Завод и инженерные центры занимают площадь 0,22 кв.км бывшего аэродрома, для пробегов испытаний выделено 4 км бывших взлетных полос. Большая часть покрытия оставшихся взлетных полос была снята и использована для строительства дорог, часть земли также была возвращена в сельскохозяйственный оборот. Старую планировку до сих пор можно разглядеть на фотографиях с воздуха.

Сегодня компания также работает в сфере инжинирингового консалтинга, выполняя инженерные разработки для автомобильной промышленности. Академия вождения Lotus Driving Academy, гоночное направление компании Lotus Racing, также расположены в Хетел.


База подводных лодок в Балаклаве, Крым. Входной туннель в эту старую советскую базу подводных лодок

В Крыму расположен морской музейный комплекс Балаклава, представляющий собой подземную базу для подлодок. В эпоху Холодной войны в бухте Балаклава располагался суперсекретный военный объект.

Сталин издал секретную директиву: найти место, где можно было бы базировать подводные лодки, предназначенные для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поиска выбор пал на тихую бухту Балаклава и город тут же был засекречен. Город Балаклава расположен в узком заливе шириной всего 200–400 метров. Небольшие бухточки защищают город не только от штормов, но также от пытливых глаз, со стороны открытого моря она не видна ни под каким углом. Кроме того, место находится неподалеку от Севастополя, главной военно-морской базы российского черноморского флота.


Старый причал советских подлодок

В 1957 году был организовано специальное строительное управления номер 528, которое напрямую руководило строительством подземных сооружений. Строительство данного подземного комплекса длилось четыре года, с 1957 по 1961 год.

После закрытия в 1993 году большая часть комплекса была оставлена без охраны. В 2000 году заброшенный объект был передан военно-морским силам Украины.

Музей был организован в 2002 году в соответствии с приказом министерства обороны Украины, согласно которому был учрежден филиал Центрального музея ВС Украины - морской комплекс «Балаклава».


Заброшенные казармы Форта Орд

Форт Орд был открыт в 1940 году и закрыт в 1994 году. Этот Форт стал самой крупной американской военной базой закрытой на тот момент. Большая часть старых зданий и инфраструктуры остается заброшенной, но всё же многие сооружения уже снесены под запланированное строительство.


Форт Орд в 40-е годы

В апреле 2012 года президент Обама подписал декларацию, согласно которой 5929 гектаров были отданы под создание так называемого Национального монумента Форт Орд. В своей декларации президент заявил, что «охрана района Форта Орд позволит сохранить его историческое и культурное значение, привлечет туристов и любителей активного отдыха отовсюду и обогатит его уникальные природные ресурсы к радости всех американцев».


Атолл Джонстон, США

Атолл Джонстон представляет собой так называемую неинкорпорированную неорганизованную территорию США. Управляет атоллом Управление охоты и рыболовства Соединенных Штатов. Попасть на атолл можно только по специальному разрешению и в основном контингент, прибывающий туда, ограничен учеными и исследователями.


Почти 70 лет атолл контролировался американскими военными. В это время он использовался в качестве птичьего заповедника, морского топливозаправочного терминала, посадочной площадки для космических аппаратов, авиабазы, испытательного полигона ядерного и биологического , секретной ракетной базы и, наконец, места хранения и предприятия по уничтожению дефолианта «эйджент оранж». Работы по уничтожению дефолианта сильно загрязнили окружающую среду, поэтому там в настоящее время продолжаются работы по восстановлению и мониторингу. В 2004 году американская военная база была закрыта и была передана гражданским структурам правительства США.


Авиабаза Желява в Хорватии

Авиабаза Желява на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины была крупнейшим подземным аэродромом и военной авиабазой в бывшей Югославии и одной из крупнейших в Европе.

Строительство авиабазы Желява или Бихач (кодовое имя «Объект 505») началось в 1948 и завершено в 1968 году. За эти два десятилетия Югославия потратила на строительство 6 миллиардов долларов, втрое больше текущих ежегодных оборонных расходов Сербии и Хорватии вместе взятых. Это был один из самых крупных и дорогостоящих военных проектов в Европе.


Командный центр

Авиабаза использовалась интенсивно в 1991 году во время Югославских войн. Во время отхода югославская народная армия разрушила взлетную полосу, заполнив предварительно подготовленные пустоты (напрямую предназначенные для этой цели) взрывчаткой и затем подорвав ее. С целью предотвращения любого возможного использования комплекса в дальнейшем оппозиционными силами военные Сербской Краины закончили разрушение в 1992 году, подорвав в нем еще 56 тонн взрывчатки. Последующие взрывы были такими мощными, что толчки почувствовали в близлежащем городе Бихач. Жители городка говорили, что дым поднимался из туннелей еще спустя шесть месяцев после взрывов.

Стоимость разрушенных основных зданий и оборудования не поддается оценке, также был причинен большой ущерб окружающей среде. Возможное восстановление (реконструкция) объекта ограничена отсутствием финансовых ресурсов. Международная граница делит базу на две части, весь район вокруг нее в значительной степени заминирован. Казармы в близлежащей деревеньке Личко Петрово Село находятся в ведении Хорватской армии.


Радарный комплекс Дуга 3, Украина

Дуга-3 - это советский загоризонтный радарный комплекс, используемый как часть советской же системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Комплекс функционировал с июля 1976 по декабрь 1989 года. Были развернуты два радара Дуга-3, один вблизи Чернобыля и Чернигова и второй в восточной Сибири.

В конце 80-х годов украинский радар, расположенный в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской атомной станции, был деактивирован.


База подводных лодок Сен-Назер, Франция

До второй мировой войны Сен-Назер была одной из самых глубоких гаваней на атлантическом побережье Франции. Во время битвы за Францию немецкая армия высадилась в Сен-Назере в июне 1940 года. Гавань сразу же стала использоваться для операций подводного флота, в сентябре 1940 года на базу прибыли немецкие подлодки U-46.

В декабре комиссия строительного управления Третьего рейха проверила гавань на предмет возможности построить базу подлодок, неуязвимую для воздушных бомбардировок из Англии.


База в стадии завершения строительства, апрель 1942 года

Строительство началось в феврале 1941 года, стоянки 6, 7 и 8 были завершены в июне 1941 года. Доки с 9 по 14 были построены с июля 1941 по январь 1942 года; и с февраля по июнь 1942 года причалы с 1 по 5. Работы, в конечном счете, завершились строительством башни.

В конце 1943 - начале 1944 года был построен укрепленный шлюз с целью защиты подводных лодок во время их перемещения из реки Луары и укрытий. Шлюз имел длину 155 метров, ширину 25 метров и высоту 14 метров, на крыша было установлено зенитное вооружение.


Башни ПВО в Австрии и Германия; на фото L-Tower в Вене

Начиная с 1940 года было построено всего 8 огромных бетонных сооружений, так называемых противозенитных башен, в городах Берлин (3), Гамбург (2) и Вена (3).

В других немецких городах, например Штутгарте и Франкфурте также были сооружены башни ПВО. Меньшего размера специальные башни ПВО были построены в таких ключевых удаленных немецких пунктах, как например, Анжер во Франции и Хельголанд в Германии.


Башня во время строительства (1942 год)

Во время Второй мировой войны эти башни использовались Люфтваффе для защиты городов от воздушных налетов союзников и координации противовоздушной обороны. Во время налетов они также становились убежищами для десятков тысяч людей.


Линия Мажино, Франция. Вид на форт Schoenenbourg в Эльзасе

Линия Мажино представляла собой линию бетонных фортификационных сооружений и орудийных комплексов, которую Франция построила вдоль границы со Швейцарией и границ с Германии и Люксембургом в 30-е годы. Эта линия не шла вдоль пролива Ла-Манш, поскольку французские военные не хотели подвергать опасности нейтралитет Бельгии. Французский боевой опыт, полученный в Первой мировой войне, лег в основу концепции Линии Мажино, строительство которой велось в основном в 30-е годы в рамках подготовки ко Второй мировой войне.


Бункер 14 в Увраж Хохвальд в 1940 году

Французы построили эти фортификационные сооружения с целью выигрыша времени для своей армии, проведения всеобщей мобилизации в случае нападения и продвижения французской армии в Бельгию для решающего столкновения с немцами. Успехи в статичных, оборонительных боях Первой мировой войны оказали существенное влияние на французское военное мышление. Французские военные эксперты превозносили Линию Мажино как гениальное сооружение, полагая, что она сможет предотвратить любые вторжения с Востока.

Если вся эта система и предотвращала от прямого нападения, то со стратегической точки зрения она оказалась бесполезной, поскольку немецкие войска вторглись через Бельгию, обошли Линию Мажино и атаковали ее с тыла.

В конце 1944 года и начале 1945 года уже немцы обороняли Линию от наступающих союзников, которые снова атаковали ее с тыла.


Морские форты Маунселла в Северном море

Морские форты Маунселла расположены в Северном море, неподалеку от побережья Великобритании, в устьях рек Мерси и Темзы. Они служили в качестве фортификационных сооружений армии и флота и получили свое название в честь их проектировщика Гая Маунселла. Форты были выведены из эксплуатации в конце 50-х годов и позднее использовались для других видов деятельности, включая размещение в них пиратских радиостанций. Одним из фортов управляет непризнанное княжество Sealand. Суда посещают остальные форты от случая к случаю, а консорциум под названием Project Redsands планирует сохранить форт, расположенный в Red Sands.


Армейский форт на действительной службе ее Величества

Летом 2007 и 2008 годов станция Red Sands Radio вела свою работу с Форта Red Sands в память о пиратских радиостанциях 60-х годов. Позднее форт был объявлен небезопасным и коммерческая радиостанция Red Sands Radio переехала в свой офис на побережье.

Использованы материалы:
www.thebrigade.com
www.wikipedia.org

В 19 километрах от Рязани находится заброшенная военная база.
Подобные таинственные словосочетания всегда вызывают трепет и уйму соответствующих ассоциаций. Воображение намеревающегося посетить такой объект сулит ему массивные сооружения, сокрытые от посторонних глаз, напичканные военной атрибутикой давно минувших дней. Немедленно охватывает чувство приобщения к чему-то великому и секретному.
В дождливый, но выходной день мы отправились в сторону Скопина, чтобы убедиться в соответствии этих фантазий реальности.

Найти эту военную базу – раз плюнуть, если предварительно посмотреть на карту и запомнить пару нужных ориентиров. Это, однако, не означает, что так же легко заметить её с трассы.
1) У небольшого, но заметного издалека указателя «Малинищи» поворот направо.

Буквально через 30 метров дорогу пересекает неприятная яма, которую можно аккуратно пересечь даже с просветом 15см, и поехать дальше по полузаросшей асфальтированной дорожке. А можно пойти отсюда пешком, благо, идти совсем недалеко.
2)

3) Заброшенная база со стороны представляет из себя несколько холмов, поросших земляникой и шиповником, в которых скрыты искомые строения.

4) Подойдя к ближайшему, натыкаемся на два параллельных ангара с массивными стенами.

5)

Таких сооружений было обнаружено два, да ещё местами руины зданий непонятного назначения. В остальных холмах, должно быть, тоже были какие-то строения, но то ли их завалило землёй, то ли это изначально были просто холмы, для укрепления каких-нибудь установок, например.
6)

На вершинах холмов шахты, ведущие вниз. Некоторые из шахт засыпаны, через некоторые можно пролезть в ангары, чем я не преминул воспользоваться.
7)

В сквозных ангарах видимость неплохая, в остальных лучше ходить с фонариком, чтобы не угодить в какую-нибудь яму с кусками бетона и арматуры, как это произошло со мной. К тому же, местами попадаются тёмные ходы и служебные помещения.
8)

9)

Вся территория базы испещрена автомобильными колеями и пешими тропами, протоптанными в траве с человеческий рост. Это сразу сводит на нет всю таинственность: ходишь как в музее - можно всё осмотреть, просто ходя по этим тропинкам. Судя по всему, народ сюда приезжает часто, с разными целями: пикник, грибы (одного грибника мы встретили), «дозор», фото или просто любопытство.
10)

В 7,4км севернее, в районе посёлка Дашки-2 расположена военная часть, также заброшенная. От трассы к воротам ведёт дорога из бетонных плит. У въезда – действующий ларёк с небогатым ассортиментом: вода да сигареты. Из-за закрытых ворот сперва создалось впечатление, что часть вовсе и не заброшена, но раздолбанный КПП развеял все сомнения.
11)

Войдя в КПП, мы услышали детские голоса. В детях, как правило, нет ничего страшного, но кратковременные мурашки и шаг назад имели место. В одном из помещений КПП играли три маленькие девочки.
12)

По территории гуляют люди с колясками, подростки лазают по крышам зданий и, матерясь, жгут картонные листы в беседке. Работает пара котельных, что, впрочем, заметно по звуку, но не по присутствию в них людей. Романтика заброшенного объекта рушится на глазах. Чуть ли не единственный возбудитель эмоций – столовая с кухней.
13)

Но, опять же, никакой мистики, только забавные надписи и устройства.
14)

15) Картофелечистка механическая. Вернее, то, что от неё осталось. Рядом когда-то располагалась машина для нарезки овощей.

16) Инструкция к картофелечистке:

17) Рядом с частью жилой дом.

Заросший плац, окружённый зданиями без единого целого окна. Гаражи с кучей непонятного, но неинтересного хлама и характерным запахом отхожего места - ночлег бомжей.
18)

19) Классический атрибут заброшенного военного объекта – солдатский сапог.

Подводя итог, вынужден констатировать, что два описанных места - для людей с богатым воображением. Тех же, кто надеется погрузиться в мистическую атмосферу и получить что-то большее, чем «ну, ничё так, прикольно», ждёт жестокое разочарование. Я отношусь, скорее, к первой категории, так что не самое захватывающее зрелище в жизни, но было интересно.
20)

В том, что ни база, ни часть не соответствуют в полной мере мистике значения, придаваемого определению "заброшенный", нет ничего удивительного - ведь заброшены они сравнительно недавно. Для повышения градуса цинизма обратимся к интернету:

В поселке Дашки-2 с 1973 года нес службу 493-й зенитно-ракетный полк ПВО, на вооружении которого находился ракетный комплекс С-200В. Он осуществлял защиту воздушных рубежей Москвы. В 1993 году полк был расформирован, ракеты вывезли на утилизацию, после чего местные жители всё оттуда растащили.
На военной базе были только штаб, техника и ракеты, а воинская часть №05877 и жилые дома для офицеров и их семей располагались в Дашках-2. С 1997 по 2009 год там размещался учебный центр Училища Связи, где готовились курсанты 1-2 курса. Затем учебный центр расформирован, а воинская часть заброшена.
21)

На этом всё. Спасибо тебе, терпеливый читатель.

P.S.:
Координаты военной базы: 54.384556, 39.624512
Более красочное описание и чёткие фотографии у

После развала СССР молодым государствам отошли в наследство множество некогда мощных военных и научных объектов. Наиболее опасные и секретные объекты были срочно законсервированы и эвакуированы, а многие другие просто брошены. Они остались ржаветь: ведь экономика большинства новоиспечённых государств просто не могла потянуть их содержание, они оказались никому не нужны. Сейчас некоторые из них представляют собой своего рода мекку для сталкеров, «туристические» объекты, посещение которых сопряжено с немалым риском.

«Обитель зла»: сверхсекретный комплекс на острове Возрождения в Аральском море

Во времена СССР на острове посреди Аральского моря был расположен комплекс военных биоинженерных институтов, занимавшихся разработкой и испытанием биологического оружия. Это был объект такой степени секретности, что большинство сотрудников из тех, что были задействованы в инфраструктуре обслуживания полигона, просто не знали, где именно они работают. На самом острове располагались корпуса и лаборатории института, виварии, склады оборудования. В городке для исследователей и военных были созданы весьма комфортные условия для проживания в условиях полной автономности. Остров тщательно охранялся военными на суше и на море.

В 1992 году весь объект был срочно законсервирован и оставлен всеми обитателями, включая охрану объекта. Некоторое время он оставался «городом-призраком», пока его не разведали мародеры, на протяжении более 10 лет вывозившие с острова все, что там было брошено. Судьба секретных разработок, ведшихся на острове и их результатов – культур смертельных микроорганизмов – до сих пор остается тайной.

Сверхмощный «Русский дятел»: РЛС «Дуга», Припять

Загоризонтная радиолокационная станция Дуга – это радиолокационная станция, созданная в СССР для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет по стартовым вспышкам (основанное на отражении излучений ионосферой). Это гигантское сооружение возводилось в течение 5 лет и было закончено в 1985 году. Циклопическая антенна высотой 150 метров и длиной 800 потребляла огромное количество электроэнергии, поэтому была построена вблизи Чернобыльской АЭС.

За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук) станция получила название Russian Woodpecker (Русский Дятел). Установка строилась на века и могла бы успешно функционировать и по сей день, но в реальности РЛС «Дуга» проработала меньше года. Объект прекратил свою работу после взрыва ЧАЭС.

Подводное убежище субмарин: Балаклава, Крым

Как утверждают знающие люди - эта сверхсекретная база подводных лодок была перевалочным пунктом, где субмарины, в том числе и атомные, ремонтировались, заправлялись и пополняли боеприпасы. Это был гигантский построенный на века комплекс, способный выдержать ядерный удар, под его сводами могли разместиться одновременно до 14 подводных судов. Эту военную базу построили в 1961 и забросили в 1993 году, после чего ее разобрали по винтикам местные жители. В 2002 году было принято решение на руинах базы устроить музейный комплекс, но дальше слов пока дело не пошло. Впрочем, местные диггеры охотно водят туда всех желающих.

«Зона» в латвийских лесах: ракетная шахта «Двина», Кекава, Латвия

Совсем недалеко от столицы Латвии в лесу находятся остатки ракетного комплекса «Двина». Построенный в 1964 году объект состоял из 4 пусковых шахт глубиной около 35 метров и подземных бункеров. Значительная часть помещений в настоящее время затоплена, и посещение пусковой установки без опытного гида-сталкера не рекомендуется. Также представляют опасность и остатки ядовитого ракетного топлива – гептила, по некоторым сведениям, остающиеся в недрах пусковых шахт.

«Затерянный мир» в Подмосковье: Лопатинский фосфоритный рудник

Лопатинское месторождение фосфоритов в 90 км от Москвы было самым крупным в Европе. В 30-е годы прошлого века его начали активно разрабатывать открытым способом. На Лопатинском карьере использовались все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и экскаваторы, шагающие «приставным» шагом. Это была гигантская разработка с собственной железной дорогой. После 1993 года месторождение прикрыли, бросив там всю дорогостоящую импортную спецтехнику.

Добыча фосфоритов привела к появлению невероятного «неземного» ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров в большинстве своем затоплены. Они перемежаются высокими песчаными грядами, переходящими в плоские, как стол, песчаные поля, черные, белые и красноватые барханы, сосновые леса с правильными рядами посаженных сосен. Гигантские экскаваторы – «абзетцеры» напоминают корабли пришельцев, ржавеющие на песках под открытым небом. Все это делает Лопатинские карьеры своеобразным природно-техногенным «заповедником», местом все более оживленного паломничества туристов.

«Колодец в ад»: Кольская сверхглубокая скважина, Мурманская область

Кольская сверхглубокая скважина - самая глубокая в мире. Её глубина составляет 12 262 метра. Находится в Мурманской области, в 10 километрах к западу от города Заполярный. Скважина пробурена в северо-восточной части Балтийского щита исключительно с научно-исследовательскими целями в том месте, где нижняя граница земной коры подходит близко к поверхности Земли. В лучшие годы на Кольской сверхглубокой скважине работало 16 исследовательских лабораторий, их курировал лично министр геологии СССР.

На скважине было сделано много интереснейших открытий, например, то, что жизнь на Земле возникла, оказывается, на 1,5 миллиарда лет раньше, чем предполагалось. На глубинах, где считалось, что нет, и не может быть органики, обнаружили 14 видов окаменевших микроорганизмов – возраст глубинных слоев превышал 2,8 миллиарда лет. В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания.

По состоянию на 2010 год скважина законсервирована и постепенно разрушается. Стоимость восстановления - около ста миллионов рублей. С Кольской сверхглубокой скважиной связано множество неправдоподобных легенд о «колодце в ад» со дна которого слышатся крики грешников, и буры оплавляет адское пламя.

«Русский HAARP» — многофункциональный радиокомплекс «Сура»

В конце 1970-х годов в рамках геофизических исследований возле города Васильсурска Нижегородской области построили многофункциональный радиокомплекс «Сура» для воздействия на ионосферу Земли мощным КВ радиоизлучением. В состав комплекса «Сура», помимо антенн, радаров и радиопередатчиков, входят лабораторный комплекс, хозяйственный блок, специализированная трансформаторная электроподстанция. Засекреченная некогда станция, на которой и сегодня проводится ряд важных исследований, представляет собой основательно проржавевший и потрепанный, но все же не заброшенный окончательно объект. Одним из важных направлений исследований, проводившихся на комплексе – это разработка способов защиты работы техники и средств связи от ионных возмущений в атмосфере разной природы.

В настоящее время станция работает всего лишь 100 часов в год, в то время как на знаменитом американском объекте HAARP эксперименты проводятся по 2000 часов за тот же период. Нижегородскому радиофизическому институту не хватает денег на электроэнергию – за один день работы оборудование полигона лишает комплекс месячного бюджета. Комплексу грозит не только безденежье, но и разворовывание имущества. За отсутствием должной охраны, на территорию станции то и дело пробираются «охотники» за металлолом.

«Нефтяные камни» — морской город нефтедобытчиков, Азербайджан

Это поселение на эстакадах, стоящих прямо в Каспийском море занесено в Книгу рекордов Гиннесса как старейшие в мире нефтяные платформы. Оно было построено в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг Черных Камней - каменной гряды, едва выступающей на поверхности моря. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Поселок разрастался, и в период расцвета включал электростанции, девятиэтажные здания общежитий, больницы, дом культуры, парк с деревьями, хлебозавод, цех по производству лимонада и даже мечеть со штатным муллой.

Протяжённость эстакадных улиц и переулков морского города достигает 350 километров. Постоянного населения в городе не было, а в составе вахтовой смены там проживали до 2000 человек. Период упадка Нефтяных камней начался с появлением более дешевой сибирской нефти, которая сделала морскую добычу нерентабельной. Однако морской городок все же не стал городом-призраком, в начале 2000 годов там начали капитальные ремонтные работы и даже начали закладку новых скважин.

Несостоявшийся коллайдер: заброшенный ускоритель элементарных частиц, Протвино, Московская область

В конце 80-х в Советском Союзе была запланирована постройка огромного ускорителя элементарных частиц. Подмосковный научный центр Протвино - города физиков-ядерщиков — в те годы был мощным комплексом физических институтов, куда приезжали ученые со всего мира. Был построен кольцевой туннель длиной 21 километр, залегающий на глубине 60 метров. Он и сейчас находится возле Протвино. В уже готовый тоннель ускорителя даже начали завозить аппаратуру, но тут грянула череда политических потрясений, и отечественный «адронный коллайдер» так и остался не смонтированным.

Институты города Протвино поддерживают удовлетворительное состояние этого тоннеля – пустого темного кольца под землей. Там работает система освещения, есть действующая ветка узкоколейки. Предлагались всякие коммерческие проекты вроде подземного парка развлечений или даже фермы по выращиванию грибов. Однако ученые пока не отдают этот объект – возможно, надеются на лучшее.

Спустя неделю я решил второй раз посетить это место, так как большую часть за один день осмотреть не удалось, да и к тому же интриговало, что находится в многочисленных зданиях на территории. Как и впервый раз людей найти не удалось, даже в той части, которая должна была быть обитаемой. Во второй раз мы попали на территорию уже из другого места, дырок было предостаточно и начали осмотр с самых удаленных уголков воинской части.

1. Стоило только немного отойти от забора и остатки техники стали появляться небольшими группками у дороги.

2. Состояние у нее плачевное, видимо лежит она очень давно.

3. В некоторых местах, чуть ли не под каждым кустиком лежит "ЗИЛ" или "УРАЛ".

4. Рядом с залежами техники, находятся небольшие строения, скорее всего их назначение - склады. Состояние у них такое же как у техники - плачевное.

5. Разбросанные ящики от военных приборов. Создается ощущение, что тут не утилизация была, а мародерство.

9. Вот эти уже точно только на металлолом годятся.

10. Через всю воинскую часть проложены железнодорожные пути, рядом с которыми то тут то там возникают строения.

11. Обратите внимание, что у этого строения свой отдельный периметр. Видимо хранилось, что то ценное.

12. Фрагмент периметра.

13. Все здание опутано такой сеткой, смею предположить, что разрыв ее или шевеление вызывало сработку сигнализации и как следствие пулю от караула.

14. Но сейчас все уже не работает и можно просочится сквозь дверь.

15. Внутри десятки ящиков. Так еще и там заметили, что потолок тоже под сигнализацией, сверху натянуты десятки тонких струн.

16. Из любопытства пооткрывали ближайшие ящики, а там вот такие штуки. Судя по всему это ремонтные комплекты для оружия и не только.

17. Было огромное количество ящиков с патронными лентами, коробками для пулеметов и много чего разного включая сошки.

18. Как я понимаю, то, что выше на фотографиях это детали вот этого оружия.

19. Вот таких коробок для патронов было очень много, но они все были в ящиках и заколочены.

22. Еще одно строение в которое мы сейчас зайдем.

23. Там опять множество ящиков.

24. Магазины, кобура для пистолетов.

25. Рядом с одним ящиком лежала совсем новая радиорелейная станция Р-407, диапазона 52 - 60 MHz. Красными буквами на ней написано "Внимание! Противник подслушивает.

26. На территории где-то около сотни строений, большинство из них закрыты и пустые. А рядом, неизменной составляющей частью этого места, была разбросанная техника.

28. Тут особо ничего не скажешь, просто в осенний пейзаж, эта техника хорошо вписывалась.

31. А вот эта часть территории выглядела вполне живой.

32. Не слабая раньше была охрана этих складов, наверно даже наглым мышам не проскользнуть, но сейчас вокруг тишина, ни людей ни зверей.

33. С этими складами вышло очень обидно, когда просочились внутрь, то увидели огромное количество локационого оборудования и мешки рядом, набитые детальками из них. Их было так много, что решили осмотр отложить на потом, но в итоге я так и не вернулся туда, но позже