Путешествия и поездки. Брошенные военные объекты


Столицы всегда охраняются самыми передовыми разработками военно-промышленного комплекса, и Москва здесь не исключение. Вокруг города расположены десятки заброшенных оборонных объектов, многие из которых весьма зрелищны. Расскажем о некоторых из них.

Бывшие стартовые позиции зенитно-ракетного комплекса С-25

К юго-западу и западу от Москвы располагаются два заброшенных объекта. Ранее тут находились комплексы С-25 - зенитно-ракетные комплексы, взятые на вооружение в СССР в мае 1955 года. Основная задача комплекса - защита воздушного пространства над Москвой и на подступах к ней. Создание этой зенитно-ракетной системы (ЗРС) было одним из самых сложных, амбициозных и дорогостоящих занятий Советского Союза в послевоенные годы. Фактически она стала первой в мире действующей ЗРС такого масштаба.

Вся система обороны неба Москвы состояла из 56 зенитно-ракетных пусковых комплексов, расположенных вокруг столицы и образующих два кольца. Собственно, сами кольца сегодня можно найти на карте очень просто: это автодороги А-107 и А-108, также известные как Московское малое кольцо (45 км) и Московское большое кольцо (90 км).

Дороги были сделаны именно для нужд военно-транспортного сообщения и снабжения пусковых платформ ПВО. Бетонные плиты были уложены в несколько слоев специально для того, чтобы дороги могли выдерживать вес многотонных ракетных тягачей. Гражданскими дороги стали очень быстро, хотя официально были признаны таковыми лишь в конце 1980-х, и были покрыты асфальтом. При этом вплоть до сегодняшнего дня их все называют «бетонками».

Впервые на гражданских картах большая «бетонка» появилась в атласе Московской области в 1991 году. До этого путеводитель с картой «Подмосковье», выпущенный Главным управлением геодезии и картографии в 1956 году, содержал сведения лишь о части участков большого и малого колец.

На сегодняшний день часть пусковых площадок переоборудована, и на них установлены современные комплексы воздушной обороны С-300, а часть осталась в запустении. Один из пустующих объектов находится к западу от Москвы, на большом кольце, недалеко от поселка Лесодолгоруково, что на Волоколамском шоссе.

Всего на большом кольце располагалось 34 комплекса (остальные 22 -на малом). Сегодня тут сохранились несколько построек, а также стоит как памятник одна ракета. Вокруг красивый еловый лес, в котором также встречаются некоторые постройки военного назначения, вход в который ничем не ограничен, а на стенах и внутренних дверях сооружений остались предостерегающие надписи вроде «Вход воспрещен» или «Опасно для жизни». Еще тут можно встретить два военных агрегата на базе МАЗ-543 с колесной формулой 8х8. В общем, есть на что посмотреть.
Координаты: 56.021221, 36.343330.

Вторая заброшенная пусковая позиция находится южнее, но тоже на большом кольце, между Калужским и Минским шоссе, неподалеку от поселка Васильчиново. Тут также сохранились некоторые постройки. Основной интерес вызывают радиокупола - сферические постройки, акустика внутри которых просто сумасшедшая. Любой звук доносящийся из центра шара, отражается от стен и возвращается обратно в центр, усиливаясь многократно.
Координаты: 55.353058, 36.490833.

Полузаброшенный центр военной подготовки Николо-Урюпино

К западу от Москвы, в самой непосредственной близости от поселка Николо-Урюпино, находится объект, который нельзя назвать полностью заброшенным, но фактически он не используется. Работает лишь часть Центра, и попасть в нее можно, только будучи учащимся какой-нибудь военной кафедры. Большая часть этого полигона пустует и практически не охраняется.

Сам центр образовался в результате расширения военного полигона, основанного еще в 1921 году в соседнем поселке Нахабино, который, к слову, до сих пор действует. Территория центра находится в северной части полигона, ближе к Николо-Урюпино. Попасть сюда можно без проблем через поселок. Иногда на территории центра можно встретить военнослужащих, однако они абсолютно лояльны к гражданским - местные жители зачастую собирают тут грибы и просто гуляют.

На территории центра есть много всего интересного. Тут стоит несколько памятников, но основной интерес вызывают макеты боевой техники, окопы и траншеи. На лесистой местности находятся хаотично разбросанные фигуры бронетехники и самолетов. Кое-где вырыты учебные траншеи, стоят мобильные мосты и временные огневые точки.
Координаты: 55.803406, 37.193233.

Недостроенный госпиталь внутренней службы безопасности

Постройка интересна в первую очередь тем, что в центральном и правом крыле есть доступ на крышу, откуда открывается шикарный вид на окрестности. Внутри царит атмосфера постапокалипсиса: голые стены, разрисованные местными графити-художниками, мрачные коридоры и воющий ветер.

Левое крыло посещать не стоит, тут успели построить лишь каркас, и его надежность весьма сомнительна. Центральное и правое крыло сохранились значительно лучше, и следов обрушения не замечено. Помимо крыши и внутренней части здания, тут имеются и подземная часть. Трубно-кабельный коллектор и подвальная часть сохранились плохо, да и возможности передвижения там весьма ограниченны, хотя заглянуть туда стоит.

Хотя перемещаться тут можно свободно, но, как и на любом другом заброшенном объекте, следует соблюдать особую осторожность. Постройка выглядит весьма надежно, но не стоит забывать, что она стоит в таком виде уже почти четверть века, а гидроизоляция конструкции почти нигде не была выполнена до конца, и вода постепенно «точит» перекрытия.
Координаты: 55.739265, 37.995358.

Обширная территория очередного закрытого высшего военного учебного заведения включает в себя главный корпус, несколько вспомогательных построек, стадион и поликлинику. Главный корпус имеет значительную историческую ценность - зданию больше двух веков, изначально оно строилось в качестве резиденции русских монархов. Большинство помещений абсолютно пусто, интерес могут представлять некоторые хорошо сохранившиеся аудитории и оформление ключевых...

Большая территория бывшей учебки ВМФ. Расформирована в 2013 году. Состоит из полузаброшенного, ныне заселённого гражданскими городка, действующей части и полностью оставленного учебного центра. Учебный центр большой, состоит из трёх зданий, соединённых переходами. В центральном из них есть огромный зал имеющий въезд для моторизованной техники. Внутри множество кабинетов, но почти все разграблены и пусты. Осталось немного навигационных...

В Тетри Цхаро находится старая советская военная база № 13204 (по прозвищу Белый Ключ). На базе находилась разведывательная база Закавказского военного округа, на которой действовала 154-я отдельная радиотехническая бригада ОСНАЗ. После распада СССР военная часть была расформирована и на её месте была Грузинская военная база, которую расформировали в начале 2000-х. База полностью заброшена. Здания и инфраструктура находятся в плачевном...

Бывшая База Ракетных Катеров (БРК) находится в южной части Петропавловска-Камчатского. Строительство БРК относят к середине 1940-х годов для нужд Камчатской Морской Флотилии. 6 сентября 1949 г. в соответствии с решением Командующего КВФ и договора, заключенного с Петропавловской судоремонтной верфью, началось строительство временной базы 3-й бригады торпедных катеров в бухте Богородское озеро. К этой дате относят возникновение 89 БТК. В...

Территория бывшего 52-го Учебного Комбината (УК-52) Дальвоенморстроя. Учебный комбинат был необходим для решения проблемы с кадрами на Камчатских военных стройках. В его стенах проходила подготовка рядовых и сержантов для службы в военно-строительных частях Камчатки. Информации о данном объекте очень мало, в связи с непродолжительной работой данного комбината, который был закрыт в 1990-х годах. Территория УК-52 в свое время включала в себя...

Одна из воинских позиций для размещения системы ПВО С-75 вокруг Ижевска. Часть разделена на три части, боевую, техническую и жилую. В боевой части находились стартовые позиции, ангары укрытия и сами укрепленные позиции. Техническая часть представляет из себя гаражи для техники и склад\ангар для хранения боевых элементов. Жилая часть состоит из казарм, столовой, плаца и теплицы. После расформирования воинской части...

Типовая немецкая полевая казарма 1870-х годов постройки. Имела несколько жилых помещений, а также склад боеприпасов. Также в конструкции была предусмотрена противобомбовая подушка (небольшой коридор, заполнявшийся песком) Предназначалась казарма для прикрытия незащищённого участка между IV и V фортами. Обычно в таких сооружениях стоял один или два артиллерийских расчёта. Также данное укрепление прикрывало железнодорожную ветку, располагающуюся...

На территории есть заброшенные здания в разном состоянии, от консервы до рухнувших построек. Зданий очень много. Раньше здесь располагалась воинская часть инженерных войск. Сейчас же 95% зданий не используются, территория используется как склады, автомастерская и парковка. Охрану представляет из себя чоп на КПП и работники на территории, возле мастерских. Но они проявляют абсолютное равнодушие ко всем, кто там ходит. Входить со стороны ЖД...

В 19 километрах от Рязани находится заброшенная военная база.
Подобные таинственные словосочетания всегда вызывают трепет и уйму соответствующих ассоциаций. Воображение намеревающегося посетить такой объект сулит ему массивные сооружения, сокрытые от посторонних глаз, напичканные военной атрибутикой давно минувших дней. Немедленно охватывает чувство приобщения к чему-то великому и секретному.
В дождливый, но выходной день мы отправились в сторону Скопина, чтобы убедиться в соответствии этих фантазий реальности.

Найти эту военную базу – раз плюнуть, если предварительно посмотреть на карту и запомнить пару нужных ориентиров. Это, однако, не означает, что так же легко заметить её с трассы.
1) У небольшого, но заметного издалека указателя «Малинищи» поворот направо.

Буквально через 30 метров дорогу пересекает неприятная яма, которую можно аккуратно пересечь даже с просветом 15см, и поехать дальше по полузаросшей асфальтированной дорожке. А можно пойти отсюда пешком, благо, идти совсем недалеко.
2)

3) Заброшенная база со стороны представляет из себя несколько холмов, поросших земляникой и шиповником, в которых скрыты искомые строения.

4) Подойдя к ближайшему, натыкаемся на два параллельных ангара с массивными стенами.

5)

Таких сооружений было обнаружено два, да ещё местами руины зданий непонятного назначения. В остальных холмах, должно быть, тоже были какие-то строения, но то ли их завалило землёй, то ли это изначально были просто холмы, для укрепления каких-нибудь установок, например.
6)

На вершинах холмов шахты, ведущие вниз. Некоторые из шахт засыпаны, через некоторые можно пролезть в ангары, чем я не преминул воспользоваться.
7)

В сквозных ангарах видимость неплохая, в остальных лучше ходить с фонариком, чтобы не угодить в какую-нибудь яму с кусками бетона и арматуры, как это произошло со мной. К тому же, местами попадаются тёмные ходы и служебные помещения.
8)

9)

Вся территория базы испещрена автомобильными колеями и пешими тропами, протоптанными в траве с человеческий рост. Это сразу сводит на нет всю таинственность: ходишь как в музее - можно всё осмотреть, просто ходя по этим тропинкам. Судя по всему, народ сюда приезжает часто, с разными целями: пикник, грибы (одного грибника мы встретили), «дозор», фото или просто любопытство.
10)

В 7,4км севернее, в районе посёлка Дашки-2 расположена военная часть, также заброшенная. От трассы к воротам ведёт дорога из бетонных плит. У въезда – действующий ларёк с небогатым ассортиментом: вода да сигареты. Из-за закрытых ворот сперва создалось впечатление, что часть вовсе и не заброшена, но раздолбанный КПП развеял все сомнения.
11)

Войдя в КПП, мы услышали детские голоса. В детях, как правило, нет ничего страшного, но кратковременные мурашки и шаг назад имели место. В одном из помещений КПП играли три маленькие девочки.
12)

По территории гуляют люди с колясками, подростки лазают по крышам зданий и, матерясь, жгут картонные листы в беседке. Работает пара котельных, что, впрочем, заметно по звуку, но не по присутствию в них людей. Романтика заброшенного объекта рушится на глазах. Чуть ли не единственный возбудитель эмоций – столовая с кухней.
13)

Но, опять же, никакой мистики, только забавные надписи и устройства.
14)

15) Картофелечистка механическая. Вернее, то, что от неё осталось. Рядом когда-то располагалась машина для нарезки овощей.

16) Инструкция к картофелечистке:

17) Рядом с частью жилой дом.

Заросший плац, окружённый зданиями без единого целого окна. Гаражи с кучей непонятного, но неинтересного хлама и характерным запахом отхожего места - ночлег бомжей.
18)

19) Классический атрибут заброшенного военного объекта – солдатский сапог.

Подводя итог, вынужден констатировать, что два описанных места - для людей с богатым воображением. Тех же, кто надеется погрузиться в мистическую атмосферу и получить что-то большее, чем «ну, ничё так, прикольно», ждёт жестокое разочарование. Я отношусь, скорее, к первой категории, так что не самое захватывающее зрелище в жизни, но было интересно.
20)

В том, что ни база, ни часть не соответствуют в полной мере мистике значения, придаваемого определению "заброшенный", нет ничего удивительного - ведь заброшены они сравнительно недавно. Для повышения градуса цинизма обратимся к интернету:

В поселке Дашки-2 с 1973 года нес службу 493-й зенитно-ракетный полк ПВО, на вооружении которого находился ракетный комплекс С-200В. Он осуществлял защиту воздушных рубежей Москвы. В 1993 году полк был расформирован, ракеты вывезли на утилизацию, после чего местные жители всё оттуда растащили.
На военной базе были только штаб, техника и ракеты, а воинская часть №05877 и жилые дома для офицеров и их семей располагались в Дашках-2. С 1997 по 2009 год там размещался учебный центр Училища Связи, где готовились курсанты 1-2 курса. Затем учебный центр расформирован, а воинская часть заброшена.
21)

На этом всё. Спасибо тебе, терпеливый читатель.

P.S.:
Координаты военной базы: 54.384556, 39.624512
Более красочное описание и чёткие фотографии у

Да куда ты денешься с подводной лодки, которая никуда не плавает вот уже 27 лет?

Сегодня хотелось бы показать вам очень крутой крымский артефакт - субмарину Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и немного рассказать про плавучий док ПД-16 (построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с фактически с дня победы), в котором она находится с 1992 года.
Внимание: если вдруг у вас не отображаются фотки, попробуйте отключить adblock и аналогичные дополнения (ЖЖ не дружит с хостингом Вконтакте)

()

  • November 18th, 2018 , 12:22 pm

Приветствую читателей!
Сегодня у меня в блоге несколько неожиданный материал. Дело в том, что я очень люблю почти любые технические музеи и достаточно часто их посещаю, но редко решаю обозреть в блоге или вообще где-либо, потому что музеем мало кого можно удивить (особенно известным и популярным). Разве что музей какой-то совсем необычный (например, как ) или сильно меня впечатливший ( во Владивостоке, в Санкт-Петербурег или красинцовский в Тульской области)

Сегодняшний репортаж - другой. Сегодня я хочу показать изнутри один из экспонатов музея ВМФ в московском Тушино, в который почему-то не пускают посетителей. Как вы уже могли догадаться из заголовка, речь пойдёт об экраноплане А-90 "Орлёнок"
Прежде я однажды уже публиковала , на момент посещения спрятанного в одном из цехов нижегородского завода "Волга". С тех пор, увы, Спасатель так и не стал музеем, ровно как и не покинул закрытую территорию судостроительного предприятия.
А что же с "Орлёнком", который с 2007 года находится в московском музее ВМФ? Что мешает музею добавить возможность осмотра этого прекрасного агрегата в программу развлечений для туристов наряду с посещением подлодки? Казалось бы, давно построен мостик к двери, - но экраноплан закрыт для посетителей. Может быть, дело в плохой внутренней сохранности? - ведь этот Орлёнок, будучи одним из пяти выпущенных экземпляров (и всего двух сохранившихся на сегодняшний день), до своего появления в Москве достаточно длительное время лежал без дела где-то в Каспийске, как сейчас там лежит прекрасная Лунь (того же проекта, что Спасатель, но боевая).
Единственный способ узнать, как чувствует себя Орлёнок изнутри, - зайти внутрь, отодвинув перегородку, установленную поперёк мостика, и открыв дверь ручкой от балкона, пока охрана не видит (примечание: описаны обстоятельства входа на момент осмотра некоторое время назад, - всё могло поменяться). Надеюсь, когда-нибудь охранники простят меня за это ужасное преступление, ведь любопытство - не порок?
Под катом - результат посещения.

()

  • May 16th, 2018 , 03:49 pm

Всем доброго времени суток!
Сегодня прогуляемся по пустующим этажам корпусов бывшей Академии РВСН (Ракетных Войск Стратегического Назначения), находившейся в самом сердце нашей столицы, буквально в нескольких шагах от Кремля - сразу за парком "Зарядье", на набережной Москвы-реки.
Два или три года тому назад академия была переведена в Балашиху , где её было решено разместить на базе Военно-технического университета Министерства Обороны. Участок земли перешёл во владения города, после чего вместе со всеми зданиями был выставлен на аукцион с рядом условий. В частности, от будущего инвестора требовалось сохранить и реставрировать все постройки на территории, а также открыть её для посетителей. В бывших корпусах Академии предполагается разместить гостиницу, апартаменты и торговые площади, а также связать получившийся комплекс с парком "Зарядье".
С экономической точки зрения место предельно жирное и для бизнеса подходит гораздо лучше, чем для обучения высшего военного состава... Как бы то ни было, с момента переезда ракетчиков здания академии оказались отключены от электроснабжения и отопления и, по сути, брошены. На углу разместился городок строителей "Зарядья", территорию взяли под вялую охрану несколькими ЧОПовцами.

()

Подписывайтесь на мой инстаграм, там свежие фотки появляются в первую очередь:) https://instagram.com/lanasator

  • May 3rd, 2018 , 06:13 pm

Приветствую всех вернувшихся с майских праздников живыми:)
Вот, тоже вернулась и готова порадовать читателей фотками с некоторого количества необычных европейских заброшенных объектов.
В частности, сегодня предлагаю взглянуть снаружи и изнутри на подземные авиабазы.

На этот раз на многих фотках будут силуэты людей - по большей части, для передачи представления о масштабах сооружений.
В связи с тем, что Яндекс решил закрыть проект своих "Фоток", попробую в качестве нового хостинга Фликр - надеюсь, хоть этот не помрёт:)

()

Подписывайтесь на мой инстаграм! https://instagram.com/lanasator

  • September 20th, 2017 , 11:50 am

Каждому рассказывали стандартную историю Золушки с хэппи-эндом и безо всякой морали, но сегодня у меня для вас совершенно другая сказка.

Никаких хрустальных туфелек и принцев, готовых тратить время на поиски, - только суровая современность!

()

  • February 6th, 2017 , 04:55 pm

На днях в сообществе проскочила инфа, что вот-вот окажется забаянено весьма красивое и необычное место - заброшенный исследовательский стенд. Йуные сталкеры собрались устроить там "сходку" и зачем-то с фотками и описанием анонсировали это событие аж за три недели.
Ну а дальше - кто-то смог сам найти по этим вводным данным, кому-то оказалось проще спросить по знакомым, а кто-то и вовсе бывал возле этого объекта прежде, но недостаточно уделил ему внимание... В общем, как бы то ни было, в минувшие выходные на объект отправились любители истории и ценители эстетики, стремясь опередить не только дестрой-отряды, но и друг друга:)

Объект оказался весьма достойным, хоть и изрядно потрёпанным жизнью... Комплекс построек включал в себя пару исследовательских установок с прилагающимися к ним агрегатами. Одна из установок - аэродинамическая труба - визуально напоминает огромного дракона. Насыщенно прожив 50 лет и промучавшись еще с десяток после застоя 90-х, он умер, оставив ценителям свой эстетически прекрасный и посредственно охраняемый труп:)

()

  • October 27th, 2016 , 10:33 am

По факту наличия некоторого количества свободного времени, решила чуть-чуть взбодрить - вдруг ими кто-нибудь хоть иногда пользуется:)
Поставила себе задачу добавить к фотоотчётам метки года съёмки.
Так как даже самой иногда бывает любопытно вспомнить, что в каком году посещали-фоткали. Особенно в контексте повторных визитов.
Пока что сделана лишь часть, но в планах дойти до самых первых постов - и даже грохнуть те, в которых фотки невосстановимо пропали, а то чо они висят. Ну и по возможности восстановить фотки, где слетел хостинг, но сами картинки остались на компе. Хотя это не скоро.

И вот нашелся у меня относительно недавно написанный фотопост про тленные бункеры в , которые довелось увидеть аж в январе 2009 года - семь с половиной лет они лежали на жестком диске, хотя в них ничерта секретного - просто тлен, который лень было выложить.
Никаких зеркалок и RAW - только jpg на мыльницу, но зато со штатива!
Помню, что мой восторг от этих заброшек тогда был едва ли не сильнее, чем нынешние впечатления от небаянных и крутых действующих объектов.

(

На днях один мой товарищ как-то спросил: «А ты бывал когда-нибудь на заброшенных военных базах?» Я ответил отрицательно, и он предложил мне совершить экскурсию на одну из таких баз, оставленную военными много лет назад. К сожалению, в географии я не силён, да и с памятью проблемы, поэтому я решительно не в состоянии вспомнить, где находится это место.

Внизу слева идут железнодорожные рельсы. К базе ведёт та колея, что правее, старая и ржавая - впрочем, она так заросла травой, что на фотографии с первого взгляда кажется просто тропинкой.

Левая колея в рабочем состоянии - изредка по ней ещё ходят составы.

Вот он, вход на заброшенную военную базу. Ворота заперты, зато колючая проволока справа уже кем-то обработана для комфортного прохода на территорию.

«Черт их побрал, очкариков, - надо же, сообразили, где дорогу провесить: по выемке! Ну, и я тоже хорош, куда это мои глаза дурацкие глядели, когда я ихней картой восхищался?»

При виде этого ангара невольно всплыло в памяти из «Пикника» Стругацких: «На пороге остановился, огляделся. Все-таки до чего же проще работать днем, чем ночью! Помню я, как лежал вот на этом самом пороге. Темно, как у негра в ухе, из ямы «ведьмин студень» языки высовывает,голубые, как спиртовое пламя, и ведь что обидно - ничего, сволочь, не освещает, даже темнее из-за этих языков кажется. А сейчас что! Глаза к сумраку привыкли, все как на ладони, даже в самых темных углах пыль видна. И действительно, серебрится там, нити какие-то серебристые тянутся от канистр к потолку, очень на паутину похоже. Может, паутина и есть, но лучше от нее подальше». Заходить ли?

Впрочем, паутина внутри обнаружилась лишь самая обычная. А ещё - рельсы вокруг ямы: это помещение явно было предназначено не для ремонта «Жигулей».

На стене - раскуроченный распределительный щит: очевидно, местные обитатели давно уже вытащили отсюда всё, что представляло хоть малейший практический интерес.

Щиток предохранителей.

…железнодорожный фонарь советского образца…

…валенки - вполне в пригодном состоянии. Пригодном, разумеется, для дальнейшего пребывания на прежнем месте.

Ну а где валенки - там и сапоги. Военный бутик, выбирай на любой вкус.

Неведомая хрень длиной в человеческий рост. Поднять, судя по внешнему виду, можно было бы разве что домкратом.

Рельсы время не пощадило.

В яму вниз ведут ступеньки.

Поодаль виднеются крытые навесы.

Вдоль проёмов растут очень изящные растения - аккуратно, как по линеечке, и потому у меня создалось впечатление, что их высадили здесь специально. С какими целями, остаётся только гадать, но вряд ли для красоты - других схожих мер по благоустройству территории в округе не наблюдалось.

Крупным планом.

Вся территория базы основательно освоена всевозможной растительностью, и полная тишина, даже птиц вокруг не слышно - за всё время экскурсии нам не встретилось ни единой живой души. А ведь птицы летают даже над автомобильными трассами. Здесь же - никого.

Внутри хорошо сохранившихся построек - полное запустение. Кое-где на дверях висят ржавые замки - при желании можно было бы проникнуть в помещения через окна, в некоторых из них непрошеными гостями были выбиты стёкла. Излишне говорить, что мы с товарищем заходили только в те здания, двери которых были гостеприимно распахнуты. Мимо трансформаторной будки мы прошли не останавливаясь - изнутри до нас, к нашему изумлению, доносился мерный гул, а в наши планы не входило ни изображать из себя барбекю, ни улучшать демографическую ситуацию в округе методом веерного отключения электричества.

Кое-где на полу в помещениях валяются сумки для противогазов.

Здесь незваные гости не только побывали до нас, но и обустроили всё для своих последователей.

Ещё с порога видна полнейшая разруха.

А внутри эта комната чем-то напомнила кадр из фильма «Сайлент-Хилл».

Среди полусгнившего барахла несколько необычно смотрится свеженький пластиковый корпус монитора.

В груде замасленной бумаги обнаружился фильтр для противогаза.

А вот и сам противогаз. Стоит себе на подоконнике.

Щётка весьма необычной конструкции. Вероятно, здесь любили чистоту.

Ещё одна находка. Желающих позаимствовать содержимое ящика, судя по всему, пока не нашлось.

Загадочная неведомая хрень с манометром.

Два совершенно новеньких автомобильных воздушных фильтра в целофановых пакетах. Судя по размерам - ни разу не для бюджет-класса.

Следующее помещение. Слова «неведомая хрень» упорно крутятся на кончике языка.

В одном из фанерных ящиков обнаружился подарочный ремнабор для недетского размера карбюраторов. Ну что, обогнавший меня полдня назад «Мерседес» - вот теперь поговорим?

Вообще, всевозможных ящиков в помещениях полным-полно. Естественно, практически все - вскрытые, взломанные и по большей части пустые.

Или с непонятным хламом внутри.

На полу среди ящиков нашлись две стеклянных рифлёных рейсшины. Как говорят археологи - предметы неизвестного ритуального назначения. Через сотню лет при раскопках, наверное, так и охарактеризуют содержимое этой базы.

Правда, стеклянные рейки археологи там уже не найдут. Без сувениров как-то неловко уходить, да и по числу подходяще - как раз для нас двоих с товарищем. У стекла, говорят, минимальная степень проникаемости химических веществ, уступает только мрамору.

На подоконнике одного из помещений обнаружились документы с номером воинской части. Трогать мы их не стали - пусть остаются на прежнем месте, для потомков. Или для археологов.

Что-то вроде котельной. Характерно, что в этом здании не выбито ни единого стекла, дверь заперта на замок, как и многие другие двери на территории.

Та самая запертая дверь.

На крыльце одиноко стоящего посреди территории военного передвижного вагончика валяется фонарь - точно такой же, как те, что с ржавым скрипом раскачивались в подземельях компьютерной игры «Сталкер».

Кое-где на стенах висят всевозможные щиты, памятки и прочие нормативные документы.

А кое-где документы раскиданы прямо на полу.

Ангары для техники выглядят внушительно как снаружи…

…так и изнутри.

В некоторых из них даже попадаются интересные находки, наводящие на мысль, что, возможно, база не такая уж и заброшенная. Вряд ли местные обитатели притащили бы сюда два новеньких огнетушителя, или же ангар ещё совсем недавно был наглухо заперт.

А при виде этих прицепов снова всё так же невольно вспомнились Стругацкие со своим «Пикником»: «Поднялся я, отряхнул брюхо и поглядел по сторонам. Вон грузовики на площадке стоят, действительно, как новенькие, - с тех пор, как я последний раз здесь был, они, по-моему, еще новее стали, а бензовоз - тот совсем, бедняга, проржавел, скоро разваливаться начнет».

Рядом с прицепами валяется россыпь уже знакомых воздушных фильтров. Военные покинули это место много лет назад, и при виде практически новеньких бумажных фильтров на сыром каменном полу и маслянисто поблёскивающих колёсных дисков прицепов отчего-то становится слегка неуютно. Правда, тени здесь не шалят - лежат точно в соответствии с законами физики, но бодрый аллюр как-то сам собой непроизвольно сменяется на осторожную поступь.

Паллеты не вполне обычные - стальные и ярко окрашенные.

Это не арт-дизайн, как можно было бы подумать с первого взгляда - просто на листах картона стояли бочки, потом листы подняли и прислонили к стене.

Резервуары неизвестного назначения.

Внутри - определённо «сталкеровские» интерьеры. Того и гляди, из дальнего угла кровосос выскочит.

Поблизости - такой же резервуар, но в зеркальном отображении.

В это помещение зайти не удалось - залито водой по пояс. К тому же вода может запросто оказаться под напряжением, а это уже чревато боком и иными аналогичными последствиями. Особенно с учётом гула из трансформаторной будки.

На дне абсолютно пусто - ни ящиков с патронами, ни пулемётных лент для «Максима».

Радостные стикеры на крышке ржавой бочки.

За резервуарами виднеется здание казармы. Запертое и с абсолютно целыми стёклами. Менять статус-кво казармы мы с товарищем посчитали излишним. Таблички «вход запрещён» на границах территории отсутствуют, но и приглашений чувствовать себя как дома мы особо не заметили.

Патрульная вышка. Естественно, абсолютно пустая внутри. «Помните: мы охраняем не Зону от вас, а вас - от Зоны!» Со стороны входа выбито стекло. Интересные артефакты через разбитое окно видны (включая телефонный аппарат и что-то ещё по мелочам), но мы пришли не за добычей, а на экскурсию.

На путях стоит несколько цистерн. Судя по состоянию рельсов - уже не первый год.

По пути заглянули через окно внутрь подвального помещения. Странно - опять Стругацкие, или это помещение кто-то содержит в порядке?

Бочки на всякий случай обошли стороной. В принципе, они здесь стоят уже довольно давно, но мало ли что?

Возможно, здесь раньше тоже стояла какая-нибудь бочка? Впрочем, если так, то судя по результату, самая безопасная дистанция до бочек - не менее пары километров, и то без каких-либо гарантий.

А вот сюда уже точно лучше близко не подходить. Тем более денёк на редкость жаркий. Всему рано или поздно приходит свой срок…

По этим рельсам раньше каталась кран-балка - ржавый мотор висит на них до сих пор (за кадром слева).

Под одной из конструкций нашёл свой последний приют маленький маневровый тепловозик.

Не вполне понятно, зачем кому-то пришло в голову бить в нём стёкла - дверь тепловоза открыта.

Внутри, как и везде, основательно похозяйничали.

Через разбитые стёкла тепловоза окружающий пейзаж выглядит сравнительно мирно и спокойно. Разве что вот только непривычная, мёртвая тишина кругом. И ни единой живой души на территории, кроме нас с товарищем.