Преподобная Мария Египетская — духовное преображение в Иорданской пустыне. День памяти преподобной марии египетской



Жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, […]

Жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.

Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.

Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.

Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Только раз в году в храмах бывает продолжительная служба, которую обычно называют Мариино стояние, или Стояние Марии Египетской. Она проводится на пятой неделе Великого поста, в среду вечером. рассказывает, что это за служба и кто такая Мария Египетская.

Что такое Мариино стояние?

Мариино стояние, или Стояние святой Марии Египетской – это богослужение (утреня) продолжительностью пять-семь часов. Во время службы читают весь Великий канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Мариино стояние совершается в четверг пятой седмицы Великого поста. А поскольку церковный день начинается с 16 часов предыдущих суток, то служба будет проходить в 2017 году вечером 29 марта.

Кто такая Мария Египетская?

Согласно преданию, преподобная Мария родилась в Египте в середине V века н. э. Совсем юной она покинула родительский дом и отправилась в Александрию, где вела греховную жизнь. Однажды Мария оказалась на корабле среди паломников, которые ехали в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня.
На берегу Мария решила пойти вместе с остальными людьми в храм. И не смогла переступить порог – какая-то сила не пускала ее. Мария осознала, что она недостойна войти в чистый храм, и начала молиться Пресвятой Богородице о прощении.

После молитвы девушка смогла зайти в храм. После чего она вновь обратилась с молитвой к Богородице, благодаря ее. Тогда девушка услышала голос, говорящий ей, что она найдет покой, если перейдет через реку Иордан. Причастившись в монастыре святого Иоанна Предтечи, Мария перешла реку и ушла в пустыню. Очень много искушений пришлось испытать ей. Но все сумела преодолеть с помощью Божией.

"Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню", – рассказывала Мария.

Только через 47 лет покаяния Мария поняла, что мирские страсти отпустили её. В пустыне Марию встретил старец Зосима. Увидев нагую женщину (одежда истлела от ветхости), монах отдал ей половину своего плаща, чтобы она прикрыла наготу. Женщина рассказала монаху о своей жизни и попросила его, чтобы в Великий четверг он доставил ей Святые Дары из монастыря и причастил её. Но при этом попросила его не переходить реку. В назначенное время старец увидел, как Мария подошла к реке, перекрестила её и пошла по воде. Удивленный старец хотел поклониться Марии, но она не позволила ему этого сделать. После причащения Мария попросила старца вновь прийти к ней через год. Когда монах пришел к ней, то увидел, что Мария умерла. Тело старец захоронил в песках, а затем вернулся в монастырь и рассказал другим монахам об этой женщине. Это предание передавалось из уст в уста. В VII веке н. э святой Софроний его записал.

Как происходит богослужение на Мариино стояние?

Богослужение на Мариино стояние начинается вечером в среду (дело в том, что по православной традиции утреня четверга приходится на вечер предыдущего дня – прим. редакции) пятой седмицы Великого поста. Служба очень длинная – около 5–7 часов. Во время нее полностью читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, который уже читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской.

Великий покаянный канон состоит из 250 тропарей. Однако великим он называется не из-за большого числа стихов, а по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Канон напоминает, что пост – это время покаяния и очищения. Он направлен на то, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

В четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвящённых Даров, за которой можно причащаться.

В 2017 году Великий пост начинается 27 февраля, и длится 48 дней до Пасхи - 16 апреля. Как следует проводить Великий пост, чем питаться, на что обратить внимание, кроме еды? Зачем вообще нужно поститься, и кому разрешаются послабления от поста? Какие праздники попадают на Великий пост? Портал Материнство рассказывает о Великом посте в 2017 году.

Сергей Андрияка "Натюрморт со свечой и старинной книгой"

Великий пост — самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 3-4). За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица — воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой, или Христовым Воскресением.

Зачем нужно поститься?

Отказ от скоромной пищи во время поста не имеет ценности сам по себе, его главный смысл - помочь человеку достичь духовных результатов. Святые отцы советуют посвятить время поста размышлению о себе, осознанию своих грехов, которые в повседневной суете проходят для нас незамеченными. На этом пути духовного сосредоточения нам необходимо усилить молитву, посвятить чтению Священного Писания и духовной литературы то время, которое мы обычно тратим на просмотр фильмов или общение в соцсетях. Лишь в этом случае пост принесет пользу.

Главная задача поста - подчинить свои желания и порывы собственной воле, научиться владеть собой, приучить себя к духовному труду.

Многие христиане считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и сварах поститеся". Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

Святитель Василий Великий

Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления...Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст

Что можно есть в Великий пост?

Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища , но в день двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу . Накануне Вербного Воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру. Во все остальные дни поста нельзя есть мясо, рыбу, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и т. п. Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе — ничего не есть до вечера, а именно — до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

Пост - это состояние полуголода, которое помогает держать волю, память, внутреннюю жизнь в одном направлении - к Богу.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

Протоиерей Александр Борисов

Даже растительную пищу надо употреблять умеренно, чтобы от нее не зависело настроение, чтобы не была душа во власти телесных страстей и не рабствовала чревоугодию.

Кому разрешаются послабления поста?

Людям неопытным надо начинать пост с малого. Вначале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день — среду. В период Великого поста еще более усугубить пост — попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.

Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной музыки, сидение в интернете.

Через отказ от жирной и тяжелой пищи, развлечений и увеселений, походов в гости и кино, мы стараемся очистить в своей душе и голове место для более серьезных и глубоких мыслей и впечатлений.

Как поститься беременным и кормящим?

Для беременных женщин, а также для кормящих матерей допускаются послабления к посту. Меру поста они должны установить вместе с духовником и лечащим врачом. При этом следует руководствоваться следующими общими правилами:

  • Пост не должен повредить ни здоровью ребенка, ни здоровью матери;
  • Беременность не является оправданием для распущенности и неумеренности;
  • Пост - время сугубой молитвы матери, трезвения и самоконтроля;
  • Пост беременной женщины - это строгое воздержание от всего того, что может повредить здоровью ребенка и ей самой.

Как поститься детям?

Совсем маленьким детям (в возрасте 3-4 года) уже можно рассказывать о посте, в первую очередь, на примере родителей, соблюдающих пост. Малышам достаточно будет не есть, например, шоколада и конфет, не лакомиться пирожными и изысканными десертами. Потребность в сладком можно восполнить более простыми постными лакомствами - вареньем, мармеладом. Это не скажется отрицательно на детском здоровье, но будет потихоньку приучать малыша к мысли о посте, как части христианской жизни.

Школьники уже способны на бОльшую меру поста, но устанавливать ее надо с большой осторожностью, не вводя жестких запретов и не лишая детей необходимых калорий и питательных веществ. Подростки, имеющие серьезную учебную нагрузку, также могут нуждаться в существенных послаблениях к посту.

Вместо того, чтобы накладывать на детей и подростков суровые ограничения в питании, лучше предложить им самим, поразмыслив, установить для себя меру поста в развлечениях, прежде всего в электронных играх, просмотрах мультиков и записей в соцсетях. Вместо этого хорошо бы вместе с ними почитать Евангелие, а потом обсудить прочитанное. Многие семьи на период поста ограничивают просмотр телевизора только воскресными днями, да и в эти дни смотрят всей семьей духовные или документальные фильмы.

Как часто надо бывать в храме Великим постом?

Ответ простой - чем чаще, тем лучше. Ведь именно общая молитва более всего помогает сосредоточиться на духовной жизни, а участие в таинствах дает силы на прохождение постного подвига.

Конечно, следует бывать на воскресных богослужениях, которые состоят из всенощного бдения (обычно служится вечером в субботу) и Литургии (утром в воскресенье). Каждое воскресенье Великого поста имеет свое название и посвящено определенной теме, осмысление их очень важно для понимания содержания поста.

В первые четыре вечера Великого поста во всех храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который учит верующих покаянию, помогая с самого начала поста привести себя в должное настроение. Затем весь канон полностью прочитывается еще раз - на пятой седмице поста. Эта служба получила название «Мариино стояние», потому что на ней также читается житие преподобной Марии Египетской, показавшей пример обращения слабой женщины от тяжелейших грехов к величайшему покаянию.

Во время Великого поста по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров, которую любят и ценят многие православные. Вечером по воскресным дням служится Пассия - служба с акафистом Страстям, то есть Страданиям Христовым. По родительским субботам совершаются заупокойные богослужения.

Великим постом многие стремятся прибегнуть к таинству Соборования, при котором отпускаются грехи, случайно или по забывчивости не рассказанные христианином на исповеди. Но важно помнить, что это таинство никоим образом не может заменить саму исповедь, а является лишь дополнением к ней. Прибегать к соборованию, годами не исповедуясь, было бы лукавством.

За время Великого поста необходимо хотя бы один раз исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Христиане, посещающие храм регулярно, стараются причаститься несколько раз за пост, по возможности, причащаются еженедельно, а иногда даже чаще.

Практически все христиане прибегают к таинству причастия в Великий Четверг - день, когда на Тайной Вечери Господом было установлено таинство Причащения. И конечно, обязательно нужно причащаться на Пасху. В Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу верующие стараются бывать на всех службах, т.к. все они посвящены Страданиям Спасителя.

Пятое воскресенье Великого поста - словно бы период затишья перед великими событиями. Оно посвящено преподобной Марии Египетской, о которой уже вспоминали в четверг прошедшей седмицы. Празднование памяти преподобной не случайно. Это напоминание об усилии, которое требуется для покаяния. Пост заканчивается, и хочется ослабить напряжение в воздержании, но преподобная Мария словно зовет пройти путь до конца.

На богослужении слышим тропарь преподобной Марии Египетской, начинающийся со слов «В тебе мати спасеся еже по образу...», содержание которого - прославление аскетического подвига преподобной. А во время утрени внимательный молящийся услышит очень многое. Богослужение этого воскресенья словно совместило в себе три события.

Во время канона мы слышим тексты, восхваляющие подвиг преподобной Марии Египетской, это словно богослужение настоящего, того, что празднуется в данный момент. И тут же звучат имена двух Лазарей. Одного - из евангельской притчи о Лазаре, страдавшего у дверей дома богатого человека и попавшего после смерти «на ложе Авраамово», то есть почтенного наградой за страдания и терпение. Упоминание этого Лазаря - словно прошедшее, ведь и праведники Ветхого Завета до пришествия Христа к людям не попадали в Рай. Второй Лазарь, вспоминающийся на каноне в этот день, - праведный, тот, которого воскресил Иисус Христос лично, своим словом. И празднование этого события предстоит в ближайшую, грядущую субботу. Таково будущее. Тексты последующих семи дней, называющихся седмицей ваий (ветвей), отправляют нас к Лазаревой субботе и Вербному воскресенью.

В пятницу вечером пост завершается. Впереди Страстная седмица, но это уже отдельная история. А событие, предваряющее Страстную, - воскрешению праведного Лазаря. Оно вспоминается в Лазареву субботу.

Евангелие Предсказание о страстях.

Почему вдруг ученики Господа, в страхе и волнении следовавшие за своим Учителем в Иерусалим, так вознегодовали на сынов Зеведеевых, когда два брата попросили Христа: «...дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей»? Что дурного в желании оказания рядом со Христом в момент, когда Царство Божие воцарится во всей Вселенной? Разумеется, ничего плохого в таком желании нет. Вопрос только в том, какой ценой будет куплено Право соцарствовать со Христом в Его Вечном Царстве.

Для Самого Сына Божия это цена Креста, а это значит, что те, кто желает оказаться рядом с Ним, тоже должны быть готовы испить чашу крестных страданий, то есть, по слову апостола Павла, распять свою «плоть со страстями и похотями» и таким образом уподобиться Христу, став тем самым в полном смысле слова «преподобными».

И сыны Зеведеевы, и те, кто негодовал на Иакова и Иоанна, в этот момент еще плохо понимают трагический смысл событий, которые предсказал им Господь. Им еще неведомо то жуткое чувство безнадежности, которое овладеет всеми учениками, когда с вершины Голгофы потрясет основания мира страшный крик Сына Божия: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».

Иаков и Иоанн еще не понимают всего этого. Когда они слышат слова Спасителя о Царстве Божием, «пришедшем в силе», им представляется нечто вроде железных легионов, сметающих все на своем пути. Они пока не догадываются, что Бог победит мир, Своею «смертию смерть поправ».

Но и их оппоненты, те самые десять апостолов, которые «начали негодовать на Иакова и Иоанна», возмущенные, как им казалось, властными притязаниями своих собратьев, тоже заблуждаются. Они о «первенстве чести» заботятся, забывая, что всем им, так же как их Божественному Учителю, предстоит небывалая мука Креста. И если правда, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих», тогда не только апостолы, тогда и мы с вами должны понимать, что путь к нашей Пасхе, путь к Царствию Божию пролетает через Голгофу, через самоотречение, через свободный выбор Креста, который возможен только сердцем, способным самозабвенно любить, потому что ведь даже «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

Икона Воскрешение Лазаря.

Суббота 6 седмицы Великого поста именуется Лазаревой, так как Церковь в этот день отмечает память о величайшем из чудес Иисуса Христа, совершенном Им незадолго до Своей крестной смерти и Воскресения, - воскрешения праведного Лазаря.

В 11 главе Евангелия от Иоанна читаем, как Иисус вместе с учениками пришел в Вифанию, где жил друг Его Лазарь, который был болен. Когда сообщили, что Лазарь умер, Спаситель поспешил к месту захоронения и там воскресил Лазаря, тем самым явив свою Божественную силу.

Смысловой и композиционный центр иконы - фигура Иисуса Христа, жестом указывающего на гробницу Лазаря, повелевая: «Лазарь выйди вон!» Даже когда Христос изображен не строго по центру, Его фигура зрительно выделяется среди других. У ног Спасителя изображают коленопреклоненными сестер Лазаря - Марфу и Марию.

В греческих и древнерусских иконах Лазарь чаще всего изображается стоящим на фоне проема гробницы: белые пелены на черном фоне символизируют победу жизни над смертью. Нередко показано, как кто-то уже начинает разворачивать пелены, освобождая Лазаря от пут смерти. Несколько человек по повелению Спасителя отваливают плиту от гробницы. Стоящие рядом прикрывают нос платком, ибо тело «четверодневного» Лазаря «уже смердит».

Как правило, на иконах четко обозначены две группы - ученики, сопровождающие Христа, и иудеи, пришедшие посмотреть, как Иисус совершает чудо. Этим подчеркивается, что чудо воскрешения Лазаря разделяет народ на тех, кто принимает Христа, и тех, кто Его отвергает, ибо, как мы знаем из Евангелия, именно после этого чуда фарисеи сговорились убить Иисуса.

Наиболее распространены два варианта. На первом ученики изображаются за спиной Христа, а иудеи - пред Ним. Жест Спасителя, указывающий на гробницу Лазаря, прочитывается как диалог с фарисеями, требовавшими доказательств от Иисуса. Но и это чудо не убедило их. На втором - группы меняются местами: фарисеи изображаются позади Христа, ученики - перед Ним. И тогда чудо воскрешения предназначается прежде всего для них: им, будущим апостолам, Господь открывает Свою силу, дабы укрепить в предстоящих испытаниях.

В некоторых иконах Лазарь предстает не на черном, а на белом фоне пещеры. Тут акцент делается на животворящее действие Божественного Света, который заново созидает человека из тлена. Как и в песнопениях Лазаревой субботы уже слышится предчувствие Пасхи, так и в иконографии этого праздника мы видим явление силы Божией, побеждающей смерть.

Тропарь Преподобной Марии Египетской:

– это святая христианской религии. Она является покровительницей кающихся девушек . Первая история жизни Марии была издана Софронием Иерусалимским, а большинство информации из жизни Марии Египетской оказалось перенесено в средневековые легенды про Марию Магдалину .

В статье вы увидете иконы Марии Египетской, а также Мария Египетская фото, узнаете, в какой день чтится память святой.

Праведная жизнь

Мария выполняла свои клятвы и начала совсем другую жизнь. Из Иерусалима она ушла в безлюдную и угрюмую пустыню Иордании и там около 50 лет провела в полном одиночестве, в и в сильной молитве.

Так тщательными и регулярными подвигами Мария Египетская смогла убрать грехи и проступки и сделала сердце и душу свою настоящим святым храмом для Святого Духа.

Старец Зосима, который находился на территории Иорданской пустыни при монастыре св. Иоанна Предтечи, удвоил свою веру в Господа, когда повстречал в пустыне святую Марию. В это время Мария Египетская была уже в преклонном возрасте. Он удивился её необычной святостьи и дару предвиденья.

Один раз он повидал её в процессе молитвы как бы возвысившейся над поверхностью земли, а в следующий раз, когда она направлялась через реку Иордан, шла она в это время будто по суше.

В момент расставания с Зосимой святая Мария попросила его прийти сюда снова уже через один год, чтобы совершить перед ней. Старец выполнил просьбу и ровно через заданное время вернулся и совершил причастие святой Марии. Потом, вернувшись в пустыню через ещё один год в надежде встретить святую ещё раз, он уже не застал её в живых. Старец похоронил останки св. Марии Египетской на территории пустыни. В этом ему помог сам лев, который своими сильными когтями вырыл яму для погребений тела святой провидицы. Это случилось примерно в 521 году.

Так из окутанной грехами девушки Мария с помощью Господа превратилась в великую святую и оставила после себя очень полезный пример для покаяния Господу.

Исполнив свою молитву и нужное количество поклонов до земли, старцы, попросив прощения друг у друга, начинали просить благословения у игумена и под общее пение псалма открывали ворота монастыря, чтобы после пойти в пустыню.

Каждый при этом брал с собой нужное количество еды, кто что хотел. Некоторые вообще ничего не брали с собой и употребляли в пищу одни лишь коренья. Иноки отправлялись из Иордана и располагались как можно дальше от него, чтобы не смотреть, как кто-то поститься и подвизается.

В то время, когда Великий пост подходил к концу, иноки шли обратно в Иорданский монастырь на Вербное воскресенье вместе с плодом своего делания, испытав свою душу. При всём этом никто не спрашивал у других, как они молились и совершали благие поступки.

В это время и авва Зосима по монастырским традициям перешёл через Иордан. Он жаждал пройти в пустыне как можно дальше, чтобы найти кого-то из великих святых либо старцев, спасающихся там и молящихся за единство души и тела.

Он ходил по пустыне в течение 20 дней и в один день , когда он продолжал петь псалмы уже около шести часов и творил простые молитвы, внезапно справа от себя он заметил настоящую тень человека. Ему стало страшно, так как он решил, что видит перед собой племя бесов, но, несколько раз перекрестившись, он отложил все свои страхи и, закончив одну из молитв Господу, повернулся по направлению к тени и узрел идущего через пустыню голого человека. Тело было полностью чёрным от солнечного зноя, а выгоревшие короткие волосы стали белыми, как агнчее руно. Авва Зосима стал счастлив, ведь за это время он не встречал на своём пути ни одного живого человека и даже животное, и в это же время пошёл навстречу к существу.

Но в тот же момент, как нагой человек увидел приближающегося к нему Зосиму, он стал убегать. Авва Зосима забыл и свою старость, и полную усталость, и стал двигаться всё быстрее. Но вскоре в полном изнеможении Зосима остановился у сухого ручья и стал просить в слезах уходящего человека: «Что ты убегаешь от меня, грешного старца, спасающийся в этой знойной пустыни? Постой, подожди меня, недостойного и немощного старика, и дай мне свою молитву и благословение, ради Христа, не гнушавшегося никогда и никем».

Неизвестный человек даже не обернулся, но крикнул в ответ:» Прости, авва Зосима, обратившись, явиться к лику твоему: я ведь женщина, а на мне, как ты можешь увидеть, нету никакой одежды для прикрытия наготы моей. Но если ты хочешь помолиться мне, великой грешнице, тогда кинь мне свой плащ для укрытия, чтобы я смогла подойти к тебе для твоего благословения».

«Не знала бы она моего имени, если бы святость и великие подвиги не скрывались в ней, которые даны ей от самого Христа», решил Зосима и поспешил исполнить данное ему требование.

Прикрывшись под плащом, святая обратилась к Зосиму: «Что решил ты, Зосима, разговаривать со мной, женщиной полной грехов и немудрой на слово? Чему ты хочешь научиться от меня и, не жалея своих трудов и сил, потратить на меня столько своего времени?» Он же в это время, преклонив колена, начал простить у неё благословения . В этот же момент и святая преклонилось перед ним, и долго они просили друг друга: «Благослови». В конце концов святая сказала: «Авва Зосима, тебе подобает благословение и молитва, так как ты почтён самим саном пресвитерским и долгое время, предстоя перед алтарём Христа, приносишь Всевышнему большие дары».

Эти слова ещё больше стали страшны для Зосимы. После преподобная произнесла: «Благословен Бог, хотящий спасения всем людям на земле». Авва ответил на это: . И они одновременно поднялись с поверхности земли. Подвижница ещё раз спросила у Зосимы: «Для чего ты пришёл сюда, ко мне, грешнице, в которой не имеется никакой добродетельной силы? Хотя, видно, благодать Святого Духа наставила тебя совершить одну церковную службу, которая нужна для моей души. Скажи мне сначала, авва, как проживают христиане, как они растут и совершают благоденствия святые, находящиеся в Божией Церкви?».

Авва Зосима говорил ей:« Вашими сильными молитвами Бог подарил Церкви и всем нам настоящий и праведный мир. Но услышь и ты недостойного старика, моя мать, помолись ради Христа за все народы и за меня, грешного, ибо только тогда это хождение принесёт настоящие плоды».

Святая ответила: «Тебе скорее нужно, авва Зосима, имея чин священного характера, молить Господа за меня и окружающих. На это тебе и присвоен сан. Хотя, всё веленное мне тобою будет охотно совершено ради послушания истине и от самого чистого моего сердца».

Сказав эти слова, святая повернулась в сторону востока и, возведя ввысь руки, начала тихонько молиться. Старец заметил, как святая поднялась на воздух на целый локоть от поверхности земли. От этого странного и необычного события Зосима упал на колени, начал усердно молиться и не смел сказать ничего, кроме, Господи, помилуй!

Ему пришло в душу сомнение – не призрак ли это вводит его в какой-то соблазн и наставляет на грех? Святая подвижница, обернувшись, подняла его с земли и ответила: «Что тебя, Зосима, так смущают добрые промыслы? Я вовсе не призрак. Я просто женщина, недостойная и полная грехов, хотя и обрела святое