Праздник Святой Троицы: традиции, обычаи, обряды и народные приметы - Irzeis. Почему на Троицу храмы украшают ветками берез


В 2017 году День Святой Троицы празднуется - 4 июня . День Святой Троицы, Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Православная церковь отмечает День Святой Троицы в 50-й день по Пасхе, в воскресенье.

В День Святой Троицы в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году . После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы:
- о Церкви;
- о спасении всех молящихся;
- о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»).
Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями , а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.

Обряды на Троицу

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками . В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день. В целом праздники назывались «Зелёными святками» . Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:

  • На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри .
  • В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей , которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу : ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
  • В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем .
  • В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу . Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.


Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями:

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу - жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы . Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки. В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина...

В народе Троица почиталась за большой праздник , к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды , нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины» . С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу . Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве .

В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу , которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок , переплетали их между собой. Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни. После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу . После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.


Что нельзя делать на Троицу - народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:

  • на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
  • в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;
  • категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы - однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
  • нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться - купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам - искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.

  • Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
  • Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
  • Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.
  • В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
  • Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
  • Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой , что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

Празднование Троицы

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу.

… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

Марина Холмуродова, Кленово

Троица - это радостное красивое торжество, ведь в этот период вся земля покрыта нежными цветами, свежей, пахучей зеленью, еще не иссохшей под знойным летним солнцем. Цветут поля ржи и пшеницы, и от дуновения ветерка они волнуются, как зеленое буйное море.

В Троицкую субботу хозяйки готовятся к празднику и пекут калачи. Один из калачей обязательно кладут на подоконник, чтобы задобрить русалок и лесных мавок. Также маленькие калачи раздают нищим.

Издавна к Троице хозяйки приводят в порядок дом и украшают свое жилище. В старину на иконах и образах в красном углу развешивали чистые вышитые рушники, лавки застилали покрывалами, дорожками и ковриками, на кроватях одну на другую складывали красиво вышитые подушки.

Главным украшением, конечно же, являются цветы и травы. Мужчины шли в лес, в поле и на речку за зелеными ветками и болотными травами. Ими украшали образы, двери в доме, ворота и столбы, разбрасывали по полу, и дом наполнялся необыкновенным сочным ароматом трав и цветов.

Когда освящают березу на Троицу: суть праздника

Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

Троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки».

Когда освящают березу на Троицу: что святят в праздник

На Троицу обязательно святят цветы, в основном полевые, и букеты, составленные из пахучих трав и зеленых веток деревьев: березы, липы, клена, дуба, рябины, а также аира, мяты, мелисы, любистка и др.

После церковной службы свяченной травой легонько стегали всех родных и членов семьи, желая им здоровья.

Праздник Троицы издавна связан с проводами весны и встречей лета. За два дня до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи праздновали Семик, поэтому вся неделя перед Троицей называлась семицкой или троицкой. Символом троицкой недели стала молодая березка. Именно это молодое, но очень сильное деревце поделлится своей энергией и здоровьем с людьми, землей, поможет созреть богатому урожаю.

Если пойдешь в церковь на Троицу, сделай букет из трав и веток деревьев. Ветви приноси домой накануне праздника, вечером. Пусть это будут ветки клена, липы или березы, дуба, калины. Добавь полевые цветы и травы – аир, мяту, любисток. А вот ветки вербы и осины нельзя святить в церкви в этот день, украшать ими дом нельзя. Посвяти этот букет в церкви в воскресенье, а когда придешь домой, легонько побей букетом всех родных, чтобы они были здоровы весь год. И храни этот букетик весь год, это принесет в дом радость и счастье. Через год можно сжечь его и развеять пепел.

Когда освящают березу на Троицу: что можно и что нельзя делать в праздник

Троицу надо посвятить своей душе, своим мыслям. Надо сходить в церковь, послушать священные песнопения, отстоять по возможности службу, поставить свечу и придаться своим мыслям. Может некоторым это придет на помощь, как бы умиротворяя свои действия и поступки, а может кому-то поможет сконцентрироваться на чем-то более важном. Каковы бы не были наши помыслы и деяния, необходимо радоваться этому дню.

Домой принести веточки липы, клена, березы и украсить ими окна, двери. Также можно поставить на обеденный стол полевые цветы.

День Святой Троицы он для того и существует, чтобы мы примирились со всеми, нашли душевный покой и комфорт.

На Великий Праздник Троицу нельзя заниматься любым как физическим так и умственным трудом. Исключение составляет лишь труд связанный с обслуживанием хозяйства: скота, птицы, собак, кошек. Притом Можно животным лишь давать есть и пить. А чистить гной, расчесывать запрещается.

С самых древних времен в этот день запрещалось работать в огородах, работать по дому, то есть, мыть полы, стирать, пылесосить, также нельзя купаться, особенно в речках, озерах и прудах. Также нельзя в день Троицы стричься, мыть голову, красить волосы, что-либо шить (по некоторым поверьям в любое воскресенье года шить нельзя, а в Святые дни празднеств тем более), делать ремонт в домах и квартирах.

В этот праздник, а также в течение всей праздничной недели церковь не проводит венчания. На Троицу нельзя купаться на протяжении трех дней, нельзя купаться во всяком водоеме: реке, озере, море и даже дома. Неделя перед Троицей считается зеленой неделей или русальной. Считается, что тех, кто пойдет купаться, «залоскочут» русалки, и человек утонет.

Существует даже народное поверье, что Троица не обходится без утопленника. И ненормально то, что, зная об этом, люди все равно идут в воду, как будто хотят проверить на себе это ужасное правило.

Люди, купавшиеся в дни недели в реках, либо погибали, либо оставались живыми, но тогда их считали ведьмами и колдунами. Так как только колдуны способны спастись от русалок, которые по поверьям так и кишат в реках и озерах, дабы забрать к себе тела наивных и не верующих.

В праздник Троицы нельзя самому по себе ходить в лес – говорят, что там до смерти защекочут лесные мавки, живущие в лесу. Также в праздник Троицы нельзя ходить в поле - там защекочут полевые мавки. На Троицу запрещено водить хороводы с девушками, потому что значительна возможность, что это русалки.

В 2018 году святой праздник Троицы выпадает на 27 мая. Еще этот праздник называют Пятидесятницей, потому что святой дух сошел на апостолов на 50 день после Воскрешения.

В этот праздник принято украшать Храм и дома разнообразной зеленью. Многие верующие в этот день приносят веточки березы – основной символ праздника.

Что святят на Троицу, какие ветки и траву, зелень, когда освящают в субботу или воскресенье: какие травы надо брать с собой в храм

В этот день принято собирать лекарственные травы. Согласно народным поверьям они в этот день обретают особую силу. Потом эти травы несут в храм для того чтобы освятить, передает портал 1rre. Потом их сохраняют и в течение года ими лечатся.

Полынь. Эта трава считается оберегом в доме. Перед новосельем принято было окуривать помещение. Также веточку полыни вешали над входной дверью, что бы она отгоняла нечистую силу. В народной медицине Полынь используется как успокаивающее, болеутоляющее средство. Помогает регулировать роботу менструального цикла и ЖКТ.

Любисток. В народе верили, что этот цветок защищает от колдовства. Его отваром омывали волосы, купали в нем младенцев. Настой из этой травы имеет отхаркивающее, очищающее и болеутоляющее действие.

Чабрец (тимьян). Его используют как оберег. Считалось, что он поможет женщине выбрать себе хорошего мужа и сохранить мир в семье. Его зашивали в подушку, чтобы избавится от ночных кошмаров. Для мужчины чабрец – символ мужества, храбрости и успеха. Отвары и настои из этой травы использовали как снотворное, потогонное и отхаркивающее средство. Чабрец имеет свойства антисептика.

Василек. Это оберег от нечистой силы. Так же его считают приворотным зельем. Его отвары и настои применяют при кашле, простуде, при сердечных заболеваниях, и при почечных заболеваниях. Настой из цветков применяют как антисептик, желчегонное и потогонное средство. Снимает спазмы гладкой мускулатуры, улучшает аппетит.

Мята и мелиса. Эти травы используются как оберег. Запах этой травы улучшает сон. Чаи из травы успокаивают, снимают боль.

Аир. Символ удачи, богатства и достатка дома. Его разбрасывали по комнатам и на полу. Его отварами лечили выпадение волос и использовали как антисептическое средство.

Букетики с вышеперечисленными травами освящают в воскресенье. Если с прошлого года осталась свячёная зелень, то ее просто отдают животным.

Что святят на Троицу, какие ветки и траву, зелень, когда освящают в субботу или воскресенье: другие традиции светлого праздника Троицы

В народе это праздник очень любят. Хозяйки в этот день старательно наводят чистоту и порядок. Дома и комнаты украшают зеленью, веточками березы, дуба, калины.

В Воскресенье принято посещать церковную службу. Но в церкви начинают вести богослужение с вечера субботы.

Троица всегда припадает на выходной день. А потому принято в честь праздника устраивать обед, куда приглашают родных и близких. На обеде принято угощать караваем, различными блюдами из яиц, пирогами. Так же можно выбраться с семьей на пикник.

В народе до сих пор сохранилась традиция устраивать народные гуляния, ярмарки, выставки, концерты в честь этого праздника.

На пятидесятый день после Пасхи все православные празднуют Троицу. Это особый день, когда вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа. Но зачем на Троицу украшают дом березовыми ветками, до сих пор остается загадкой. Существует две версии этой красивой .

Символ сошествия Святого Духа

После того, как евреи покинули Землю египетскую, в течение долгих 50 дней шли они, пытаясь найти подходящее место для жизни. Около Синайской горы, остановившись у ее подножия, увидел еврейский народ, что гора покрыта вся цветущими деревьями, и поняли они, что это символ их будущей жизни. Здесь же Моисей получил от Господа 10 Божьих заповедей, по которым живет весь православный мир.

Примечательно, что горница, где собрались ученики Иисуса Христа, тоже была украшена зелеными ветками, поэтому сошествие Святого Духа - это символ чуда и возрождения новой жизни. Каждый, на кого опустился этот благодатный язычок пламени, чувствовал гармонию, радость и необъяснимое счастье.

Другая версия основывается на том, что однажды праотец Авраам вместе с женой присели отдохнуть в очень живописной дубраве Мамвре. Были они людьми уже пожилыми, а детей у них так и не было. Но Авраам помнил, что Бог обещал, что именно его потомки станут великим народом, и наделся на чудо. И оно свершилось.

Неожиданно у шатра остановились три путника. Авраам сразу же узнал, что это Господь Отец, Господь Сын и Господь Святой Дух - единый Бог в трех лицах, поэтому праотец обратился к нему «Владыка». Всевышний сказал ему, что в следующем году у Сары, жены Авраама, родится сын. Так и случилось, мальчика назвали Исааком. Поэтому следует помнить, Господь велик, он знает, в какое время необходимо совершение того или иного события.

Изображение этих трёх путников можно встретить на многих иконах, которые снизу украшены зелеными веточками. Одной из самых знаменитых является «Троица» Андрея Рублева.

Вспоминая дуб, под которым произошла эта встреча, верующие радуются наступлению обновления и перемен в жизни.

Березовые ветки на Троицу: для чего они нужны?

Святая Троица - один из самых красивых православных праздников. В этот день храмы и дома преображаются, наряжаясь в зеленые ветки березы, дуба или любой другой зелени.

А церковнослужители читают 3 специальные молитвы:

  • "О Церкви";
  • "Об упокоении душ усопших";
  • "О спасении всех нас ныне живущих".

Только на этот праздник все участники службы стоят на коленях и молятся, а священники одеты в зеленые одеяния.

В этот день запрещается любая физическая работа, нельзя купаться в открытых водоемах, мыть голову, стирать, шить и наводить порядок.

Традиция украшать ветвями деревьев дома и церкви, появилась в народе давно и связана она с языческими ритуалами. Когда-то, в 17-м веке, Священный Синод не разрешал ломать березовые ветви, а призывал украшать жилища любой другой зеленью, так как считалось, что в этот день нещадно вырубались все березовые деревья. Но Новгородская церковь выступила с призывом не нарушать старые традиции, так как берез на Руси было много, и их уничтожение не могло привести к их окончательной вырубке.

В некоторых областях России вместо веток этого исконно русского дерева используют кленовые или любые другие веточки.

Береза распускает свои почки одной из первых, поэтому это дерево - символ прощания с весной и радостная встреча лета. Так и душа человека после Троицы должна обновиться и распуститься для свершения новых добрых дел.

Считается, что березонька в день Троицы наделяется чудодейственной силой, а если принести ее в храм, становится «святой». Эти веточки берегли и в случае болезни лечились ими, прикладывая к больному месту. Особенно целебным считался отвар из сушеных листочков освященной березы.

Возвратившись из храма, побейте легонько всех своих родных - и на весь год забудете о болезнях и несчастьях.

Украшать березовыми ветками свой дом - это символ новой жизни, человек радуется и благодарит Господа за то, что через Воскрешение возродилась новая жизнь. Этот праздник сейчас набирает все большую популярность. После верующие собираются за столом, угощают друг друга пирогами и радуются наступлению обновления.