Правители россии в хронологическом порядке от рюрика до упадка великого княжества киевского. Князья древней руси


Вопрос о том, кто являлся первым князем варяжского происхождения, остается актуальным и в наши дни. Ответом может послужить «Повесть временных лет», принадлежавшая перу известного летописца.

Согласно данным исторического памятника править многочисленными восточными племенами славян вызвался военный вождь по имени Рюрик вкупе с младшими братьями примерно в 862 году.

Варягам в историографии приписывали датские, шведские и даже скандинавские корни. Летописец, причисляя Рюрика к варягам, имел в виду территории южнее Балтийского моря, граничащие с областями Ангельн и Гольштейн.

На сегодняшний день это регион на севере Германии, Мекленбург, народности которого в древние времена не являлись немецкими по происхождению. К кому они имели отношение можно судить по следующим названиям – Руссов, Варин и пр.

Полемичной является версия о принадлежности Рюрика к шведским корням, пользующаяся особой популярностью у европейских исследователей. Однако подобная гипотеза носит политический характер и не имеет никаких научных обоснований.

Данная концепция получила новый виток развития во времена Ливонской войны между Россией и Швецией. По мнению Ивана IV Юхан III не принадлежал к голубым кровям. В ответ иноземный властитель апеллировал к вышеупомянутой версии о происхождении древнерусской княжеской династии из шведских корней.

Окончательное утверждение эта концепция получила в начале семнадцатого столетия при очередной попытке шведов предъявить свои права на земли Новгорода, тогда они опять опирались на данные исторического памятника, свидетельствующие о варяжском происхождении Рюрика.

Высказывалась мысль, что якобы народности, населяющие эти территории, должны отправить гонцов в Швецию, как это было много веков назад. Под понятием «варяги» в те времена подразумевались все, кто пересек Балтийское море. Данные земли ассоциировались в большинстве случаев с государством Юхана III.

«Норманнская теория»

В первой половине 18 столетия это научное изыскание было преобразовано в «норманнскую теорию».

Академики из Петербурга немецких кровей, стараясь ратифицировать подобие неких стереотипов, признали за варягами, возглавившими восточнославянские племена, немецкое происхождение.

Родом из Швеции они, безусловно, позиционировались как «иностранцы», то есть по представлениям того исторического периода – как немцы. Так в науке закрепилась известная теория.

Истоки антинорманнской теории

Естественно, что подобное научное обоснование вызвало полемику в российской науке. В частности, Михаил Васильевич Ломоносов не находил никаких исторических реалий, соответствующих «норманнской теории».

По его мнению, представители шведских народностей не в состоянии были организовать какие-либо признаки государственности на Руси, поскольку сами не имели представления об этой форме общественного образования. Также в истории русского языка и культуры не наблюдалось никаких скандинавских отражений.

После неоднократного прочтения «Повести» становится очевидно, что летописец четко дифференцировал такие этнические дефиниции, как варяги, шведы, норманны, англы и другие готы.

Вследствие этого при заключении различного рода договоров с будущим Константинополем дружина древнерусских князей, чье варяжское происхождение по мнению норманнов восходит к шведскому, славила и чтила Перуна и Велеса, а вовсе не скандинавских Одина и Тора.

Варяжское происхождение Рюрика в народных преданиях

Имеется и ряд других версий и концепций, в большинстве случаев неапробированные и существующие на уровне легенд и сказаний.

Так, путешественник родом из Франции, К. Мармье, связывал варяжские корни Рюрика и его кровников Синеуса и Трувора с королем Годлавом.

Три брата, пересекшие Балтийское море, были призваны на восток и положили начало известному государству с городами Псков и Новгород. Несомненно, данная легенда мало чем отличается от общепринятой «норманнской теории».

Древнерусские летописи и немецкие источники о первом князе

Эта историческая концепция не признается достоверной самими немцами, но полностью отрицать преемственность между краткими сведениями о первом князе в историческом труде Нестора и записями в немецких источниках нельзя.

Адвокат из Мекленбурга Иоганн фон Хемниц апеллировал к исторической легенде, по сведениям которой первый русский князь был потомком вышеупомянутого властителя Годлава, сложившего голову в войне с датчанами в 808 году. Логично думать, что Рюрик родился не позже 806 года, т.к. у него было еще два младших кровника.

Согласно немецким историческим материалам варяги были призваны из южнобалтийских земель в 840 году. Из этого можно сделать вывод, что в древней Руси появились уже опытные, повидавшие жизнь князья.

Об этих же фактах свидетельствует обнаруженное Рюриково городище, находившееся в непосредственной близости от современного Новгорода, и представляло собой исторический центр государства, а также имело место быть уже до 862 года.

Позволяя себе некоторые хронологические неточности, авторы немецких источников точнее определяют, чем русские место прибытия. Скорее всего подразумевался не Новгород (как предполагалось в вышеупомянутых исторических документах), а Ладога, основанная варягами в середине 8 века.

Как таковой Новгород, то есть Рюриково городище, древнерусский князь объединил позднее, включая территории, принадлежавшие погибшим братьям. Это и демонстрирует именование города.

Генеалогическое древо родоначальника русской княжеской династии

Генеалогическому древу князя-варяга мекленбургские исследователи приписывали родство с королем Витславом, главным военным союзником предводителя франков Карла Великого в борьбе против саксов.

Родственные связи Рюрика восходят и к легендарному старейшине ильменских словен Гостомыслу, о чем свидетельствуют северогерманские родословные и исторические документы, в которых последний упоминается как враг Людовика Немецкого.

Причины миграции варягов на восток

Возникает следующий закономерный вопрос: каковые причины в основе миграции князя варяга с братьями на восток? На самом деле вся проблема заключалась в традиционной системе наследования, которую потом и переняла древняя Русь.

Все права на престол переходили только старшему представителю славного рода. При этом все младшие отпрыски оставались ни с чем. Вследствие подобной приоритетной очереди для старших Рюрику с братьями ничего не оставалось, как покинуть южнобалтийское побережье и последовать на восток.

Таким образом, очень сложно представить первого князя-варяга иностранным властителем, коим хотят видеть все, кто позиционирует историю России под иноземным владычеством.

На сегодняшний день существует много средневековых мифов о немецких корнях великого князя, поддерживаемые европейскими псевдоисследователями и аналитиками.

Но еще больше исторических фактов о реальном властителе Рюрике, появившемся на свет в знаменитой и влиятельной династии в русской Прибалтике 1200 лет тому назад.

Князья Древней Руси

1. Рюрик (862–879 гг.)

«Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. словене ильменские, кривичи и угро-финские племена пригласили на княжение в Новгород варяга Рюрика с дружиной. Рюрик был новгородским князем с 862 по 879 гг. Он успешно подавил восстание Вадима Храброго в 874 г. и для укрепления своего положения женился на представительнице местной знати Ефанде, которая родила ему сына Игоря (Ингвара) и двух дочерей. Летопись называет Рюрика основателем многих городов Новгородской земли и упоминает, что, умирая в 879 г., Рюрик поручил заботу о своем малолетнем сыне дружиннику Олегу (Хельгу), который и стал следующим новгородским князем. Принято считать, что Рюрик является основателем княжеской династии Руси и создателем системы полюдья – объезда князем подчиненных земель с целью сбора дани.

2. Олег (879–912 гг.)

Дружинник (по некоторым сведениям родственник) Рюрика, Олег княжил в Новгороде с 879 г. Умирая, Рюрик не только передал Олегу престол, но и поручил ему заботиться о своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г . Олег захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. Таким образом, были объединены оба центра славянской государственности, и создана Киевская Русь. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с хазарами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 907 г. Олег во главе огромного войска (2000 кораблей) совершил поход на Константинополь (Царьград), в результате которого был заключен первый в русской истории международный договор. Византия принимала на себя обязательства, чрезвычайно выгодные для Руси, к примеру, греки заплатили по 12 гривен каждому русскому воину. По преданию, Олег, в знак победы, прикрепил свой щит «на вратах Цареграда». В 911 г. был заключен новый русско-византийский договор, по условиям которого, русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, в течение полугода могли жить в Византии за счет казны, также греки обязались на свои средства чинить и оснащать русские корабли. Летопись сообщает, что князь Олег погиб в 912 г. от укуса змеи.

3. Игорь (912–945 гг.)

После смерти князя Олега на киевский престол взошел сын Рюрика – великий князь Игорь (912–945 гг.). В 903 г. он женился на знатной псковитянке Ольге, которая родила Игорю сына Святослава. Уходя в поход против Византии в 907г., князь Олег поручил Игорю управление Киевом. Ко времени правления князя Игоря относится первое летописное упоминание о племенах кочевников-печенегов. В 915 г. киевский князь заключил с печенегами мир, но уже в 920 г. воевал с ними. Князь Игорь совершил два неудачных похода на Византию в 941 и в 944 гг . Они аннулировали преимущества торгового договора 911 года. Главным мероприятием киевского князя был сбор дани с подвластных ему племен. Он назывался полюдьем и длился с ноября по апрель. Размер дани не являлся фиксированным. Поэтому в 945 г. , после того, как великий князь Игорь второй раз вернулся с малой дружиной в землю древлян, возмущенные общинники, возглавляемые местным князем Малом, убили Игоря. За его смерть древлянам жестоко отмстила княгиня Ольга.

4. Ольга (945–957 гг.)

Жестоко подавив восстание древлян, великая княгиня Ольга (945–962 гг.) упразднила полюдье и ввела новый порядок сбора налогов – повоз. Теперь подданные должны были сами свозить дань в особые места – погосты, где ее учитывали специально назначенные данщики или княжеские тиуны. Размер налогов был строго фиксирован и получил название урока. Погосты являлись также местом обмена или торговли. Таким образом, благодаря великой княгине Ольге был сделан заметный шаг в сторону укрепления государства. В 955 г. (или 957). Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство по восточному образцу и получила при крещении имя Елена. Принято считать, что после 957 г. она передала бразды правления страной своему сыну, Святославу Игоревичу. Однако во время его частых военных походов она вынуждена была вновь принимать на себя управление государством, хотя и не всегда поддерживала активную завоевательную политику Святослава. В 969 г. великая княгиня Ольга умерла. Канонизирована Русской православной церковью.

5. Святослав (962–972 гг.)

Сын Игоря и Ольги, Святослав (962–972 гг.), прославился как «князь-воин» и провел подавляющую часть своего правления в военных походах. Летописец, характеризуя Святослава, создает образ истинного рыцаря – храброго, благородного, неприхотливого в быту, бескомпромиссного и неутомимого. Во время похода 964–966 гг. Святослав подчинил вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии и уничтожил Хазарский каганат. По договоренности с византийским императором Никифором II Фокой Святослав в 967 г. напал на Дунайскую Болгарию и завоевал ее. Летопись сообщает, что он намеревался присоединить Болгарию к своим владениям и даже перенести столицу в Переяславец-на-Дунае. В 968 г. Киев, где находились мать и сыновья Святослава, осадили печенеги. Князь был вынужден вернуться на Русь. Однако уже в 970 г. он снова воевал на Дунае. Теперь его противником стала Византия. В 971 г. Святослав со своим войском был осажден в Доростоле. После неудачной попытки снять осаду, ему пришлось подписать с императором Иоанном Цимисхием договор, по которому русские должны были покинуть Придунавье. Святослав погиб в 972 г, возвращаясь на родину, от рук печенежского хана Кури, который устроил засаду на днепровских порогах.

Наша страна имеет богатую историю. Интересны события, происходившие в древней Руси непосредственно после образования государства. О них мы можем узнать из различных источников, например, из "Повести временных лет". Давайте сегодня окунемся в историю древней Руси и вспомним, кто был первым русским князем.

Рюрик

В IX веке Русь не была единым государством, на ее территории проживали различные племена, у каждого из которых был свой князь и своя столица. Существовала межплеменная вражда, в связи с этим появилась необходимость объединить племена в единое государство. Русь в то время населяли такие племена как чудь, весь, ильменские словене и другие. Они решили пригласить князя из варяжских земель, то есть из Скандинавии (предположительно из Дании). В "Повести ременных лет" сказано, кто был первым князем на Руси. Этого князя звали Рюрик. Он стал княжить в Ладоге в 862 году. Затем он основал Новгород и стал править всеми новгородскими землями. Рюрик - основатель известной династии Рюриковичей.

Олег

После Рюрика стал княжить Олег, который прославился тем, что захватил Киев, свергнув правящих там князей Аскольда и Дира. Олег упрочил свою власть и сформировал государство восточных славян, столицей которого стал город Киев. Под властью Олега были племена древлян, северян и радимичей. Князь наладил торговлю с Востоком и с Балканами, вел успешные войны с Византией, укрепил внешнеполитическое положение государства. Например, в 907 году Олег совершил успешный военный поход в Византию, основным достижением которого стал договор о беспошлинной торговле русских купцов в Византии. В 911 году князь Олег заключает мирный договор с Константинополем. На Руси Олега прозвали Вещим, то есть знающим будущее, за его дальновидность и ум. По преданию, Олег умирает в 912 году от укуса ядовитой змеи, которая выползла из черепа его любимого коня.

Первый московский князь

Точный возраст Москвы неизвестен. Первым достоверным упоминанием в летописях считается 1147 год. Долгое время Москва входила в состав Владимиро-Суздальского княжества, поэтому в городе не было своего правителя. Поворотным моментом в истории города стал 1236 год, когда Москва стала самостоятельным городом и начался период удельного княжества. Доподлинно известно, кто был первым князем Москвы. Им стал Даниил Александрович - сын великого владимирского князя Александра Невского. Даниил Александрович стал родоначальником династии московских князей. Князь расширил территорию Москвы, присоединив к ней новые княжества, а также основал два известных монастыря: Богоявленский и Даниловский.

О первых русских князьях для учащихся начальных классов


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание материала: Предлагаю вам литературный материал - справочник о первых русских князьях. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: беседа, классный час, викторина, игровой час, внеклассное мероприятие, виртуальное путешествие и т.д. Материал призван помочь любому ученику ответить на такие вопросы важные вопросы, как:
1) Как жили славяне в древности?
2) Когда образовалось первое русское государство?
3) Кто управлял им?
4) Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?
5) В каком году состоялось Крещение Руси?
Цедь: создание краткого, красочного интересного справочника о первых русских князьях.
Задачи:
1.Способствовать формированию представлений о роли первых русских князей во внутренней и внешней политике Древней Руси.
2.Вызвать интерес учащихся к истории России, литературе, расширить представление об истории России, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
3.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся.
Оборудование:
Выставка детских книг по истории России:
1.Бунаков Н. Живое слово.С-П.,1863.
2.Вахтеровы В. И Э. Мир в рассказах для детей. М., 1993.
3.Головин Н. Моя первая русская история в рассказах для детей. М.,1923.
4.Ишимова А. История России в рассказах для детей. М., 1990.
5.Петрушевский. Рассказы про старые времена на Руси. Курск,1996.
6.Что такое? Кто такой?М.,1990.
7.Чутко Н.Я., Родионова Л.Е.Твоя Россия: Учебник-хрестоматия для нач.шк.Обнинск. 2000.
8.Тенилин С.А.Династия Романовых.Краткий исторический справочник,Н.Новгород,1990.
9.Энциклопедия.Я познаю мир. История России. Астрель,2000.
10..Энциклопедия для детей. История России.М.,1995.

Ход мероприятия:
Рассказ учителя.
Известно, что основным письменным источником о далеких временах нашей родины являются летописи, в том числе знаменитая «Повесть временных лет», составленная в ХII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.


Сегодня мы с вами совершим очередное виртуальное путешествие в Древнюю Русь и узнаем, как жили и кто правил нашим народом в древности. Мы соберём с вами основные сведения о жизни первых русских князей и составим свой письменный источник для всех любознательных школьников, который назовём «Краткий исторический справочник о первых русских князьях».
Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь приняла Святое Крещение. Это произошло при князе Владимире, которого прозвали в народе Красное Солнышко, – Крестителе Руси в 988 году.

Сегодня мы отмечаем 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира.

Князь Владимир – любимый внук княгини Ольги, которая много сделала для распространения веры Христовой на Руси. Наше далекое прошлое – россов, русских, россиян – связано с племенами древних славян. Славянские племена (кривичи, северяне, вятичи, радимичи, поляне, древляне…) постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь (называли его князем). Но князья никак не могли жить дружно, в мире: не хотели делить богатство и власть. Эти раздоры продолжались долго.
И тогда славянский народ решил :«Поищем себе князя, который бы навёл порядок на нашей земле, был бы справедливым и умным». Так рассказывает летопись.
Обратились славяне за помощью к варягам (жили варяги в северной стране Скандинавии). Славились варяги своим умом, терпением и воинской доблестью.
В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве стали братья Рюрик, Синеус и Трувор.


Первый русский князь Рюрик привёл своё войско (дружину) в Новгород и стал там княжить.


Страна, в которой они поселились, стала называться Русь.
С этого времени Русью начали называть земли, на которых правил Рюрик и после него - другие варяжские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.

Рюрик (ум. 879) - варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

В одном из походов в чужие земли Рюрик погиб. Вместо него стал княжить его родственник – князь Олег.

Олег Вещий (882 –912)

«Пусть этот город будет матерью городам русским!» - так сказал князь Олег про Киев-град.Олегу очень понравился г. Киев и он остался княжить там (так повествует летопись, в 911 году, в самом начале X века).


Город был окружен рвом и крепкими бревенчатыми стенами.


При Олеге Киев не только богател, но и сильно укреплялся. Укреплял свою власть князь при помощи военных походов, приносивших большие богатства. Олег получил в народе прозвище «вещий», то есть всеведущий, знающий то, что другим знать не дано. В этом прозвище отражены его прозорливость, мудрость.
Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня.


Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.
Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?»
Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.


Репродукция картины В.М.Васнецова «Прощание Олега с конём»
Эти картины Васнецов написал к произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»


(Демонстрация книги. Зачитывается отрывок.)
Ученик:
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб. Был Олег не только храбр, но и умен, победил много соседних народов, управлял государством 33 года.

Игорь - сын Рюрика. (912-945)

Игорь принял власть над Русью после смерти Олега. Когда умер Рюрик, Игорь был совсем маленьким ребенком и не мог сам управлять народом. За него княжил его дядя, Олег, который очень любил племянника и заботился о нём. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами русских войск. Помимо Византии, руссов привлекали берега Каспийского моря, которые манили своими богатствами, ведь по Волге через море шёл знаменитый торговый путь ("из варяг в греки"), который связывал Русь со странами арабского Востока.

Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. Тогда решили древляне убить Игоря, чтобы освободиться от непосильной дани и наказать князя за жадность. Так и сделали.

Ольга Святая (945 –ок.965 гг.) – великая княгиня,вдова князя Игоря.

Княгиня Ольга – одно из самых интересных лиц древней русской истории. Своеобразие ее положения состоит уже в том, что из всех правителей «империи Рюриковичей» она – единственная женщина. Происхождение ее неизвестно. Вероятно, она была «от рода же ни Княжеска, ни Вельможеска, но от простых людей».
В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. 957 г. – крещение княгини Ольги в Константинополе в храме Святой Софии. Высокие нравственные идеалы христианства, главные заповеди Божии "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и ближнего твоего, как самого себя", – стали близкими сердцу княгини Ольги. Ольга прославилась на Руси делами благочестия, построила один из первых русских христианских храмовдеревянный храм Святой Софии в Киеве.


Летопись называет Ольгу «мудрейши всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Крещение же всея Руси произошло лишь при внуке Ольги – князе Владимире. Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память.

Князь Святослав Игоревич (957 – 972)

Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьем, стрелял из лука и вырос могучим богатырем. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин. Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего 27 лет, но он успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русичей молодым и отважным. В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, нарезав тонкими ломтями конину, либо «зверину» (дичь), либо говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он и шатров, а спал на земле. Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло.
Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Иду на вы».

Великий князь Владимир – внук св. Ольги, сын Святослава.

Ученик:
Выбор веры – луч в оконце,
Словно солнца поворот.
В простоте сердечной Солнцем
Звал Владимира народ.
Благодать сошла Господня.
Озарился свет Христов.
Веры свет горит сегодня,
Став основой из основ.

Княгиня Ольга, часто беседуя с внуком, рассказывала о своем путешествии в Царьград, о землях чужих, неведомых, о народах. А все больше о Боге своем – Христе и Матери Его, Деве Марии. От природы мудрый, предприимчивый, отважный и воинственный, он вступил на престол в 980 г.
Будучи язычником, Владимир был властолюбивым, ревностным приверженцем идолопоклонства.
Языческие боги славян


Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества.


Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.


И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».
Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.


Такой была Русь накануне Крещения…
В свои молодые годы князь Владимир знал, что может объединить людей, сделать одним большим народом великой державы. Это единая вера, та вера, которой жива душа. Та вера, что не продается и не покупается, но за которую и не жалко и жизнь отдать.
Кто же и как предлагал выбрать князю Владимиру веру?
Волжские булгары – магометанскую веру, немцы – католицизм, хазары – иудейскую веру, византийцы - христианскую веру.Христианскую веру князь Владимир познал от одного греческого философа.
В 988 г. принял он крещение в городе Корсуни и наречен был именем Василий. Перед этим событием князя поразила слепота, от которой он внезапно получил исцеление во время совершения над ним таинства крещения. Возвратившись в Киев, великий князь крестил, прежде всего своих детей на реке Почайне, что впадает в Днепр. То место, где они были крещены, до сих пор называется Крещатиком. Затем, уничтожив в городе идолов, обратил в православную веру киевлян и тем самым положил начало распространению христианской веры на Руси.


Крещение Руси
1 ученик:
Полдень, зноем прогретый,
Пышет жаром земля.
Волны теплого света
Заливают поля.
Над зеленым простором,
Где петляет река,
Словно снежные горы,
Вдаль плывут облака.
Я стою над обрывом,
Золотой вижу плес,
Треплет ветер лениво
Пряди белых берез.
Серебрится теченье,
Струи, как из стекла,
Здесь Святое Крещенье
Наша Русь приняла.
Кружат белые птицы
Над Днепром в вышине,
И слова летописца
Вдруг припомнились мне.

2 ученик:
Нестор точно и живо
День святой описал:
Все спешили к обрыву,
Шел к Днепру стар и мал.
Ликовала природа,
Даль прозрачно светла!
И собралось народу
На Днепре без числа.
Солнце только всходило,
Розовел небосвод.
С образами, с кадилом
Шел к реке крестный ход.
Ризы ярко сверкали,
Украшали кресты
Жемчуг, камни, эмали
Неземной красоты.
Шли священники с пеньем
И несли крест святой,
Погрузили с моленьем
В воду крест золотой.

3 ученик:
Над днепровскою кручей
Наблюдал за крещеньем
Князь Владимир могучий
В дорогом облаченье.
В воду шли киевляне
И входили по грудь.
И отныне славяне
Новый выбрали путь.
С неба ангелы пели,
Серебрилась река,
Та, что стала купелью
Для Руси на века.
Распахнулось на небе
Золотое окно:
В благодатный молебен
Много душ спасено!

Повелел князь Владимир всюду крестить народ и строить деревянные церкви, ставя их в тех самых местах, где прежде стояли идолы.Прекрасные произведения греческого зодчества появились в России. Храмы украшались живописью, серебром, золотом. И с той поры вера Христова стала распространяться всюду по русской земле и проникать в самые отдаленные ее окраины.


Святой Владимир заботился о своем народе, открывал и благоустраивал училища, больницы и богадельни.Нищие, бедные и слабые находили у него отеческую защиту и покровительство.
Так прожил князь Владимир до своей кончины и умер в любимом своем селе Берестове,
близ Киева, 15 июля 1015 года. Церковь Русская по достоинству оценила великий подвиг князя Владимира и причислила его к лику святых, наименовав его Равноапостольным. Память его чтится Церковью в день его кончины.
В этом 2015 году мы чтим память 1000-летие преставления Великого Святого.

Проверь себя: «Первые русские князья»

1.Установите хронологическую последовательность правления первых русских князей
(Рюрик, Олег. Игорь, Ольга, Святослав, Владимир …)
2. Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)
3.Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы» (Князь Святослав-сын Игоря и Ольги)
4.Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Эта вера получила своё название от слова «народ». Как называлось это верование?
(Язычество. «Народ» – это одно из значений древнеславянского слова «язык».)
5. За то, что сделал он такое великое и святое дело - крестил в истинную веру свой народ - стал он после смерти святым и угодным Богу. Теперь его так и называют - святой князь. Какой князь крестил Русь? (Святой князь Владимир – внук княгини Ольги).
6. На какой реке состоялось Крещение Руси? (На реке Почайне, что впадает в Днепр)
7.Где приняла свое Крещение Христово Великая княгиня Ольга? (В Царьграде,в 957 г)
8.В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси? (В 20-м, а точнее в 1998 году.)

Учитель:
Как Вы думаете, дети, к чему призывает народы образ святого князя Владимира некогда единой Руси?

Объединиться вновь под покровом Православной Церкви, призывает строить и укреплять Святую Русь.

Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н. Тихонов

Рюрик (?-879) - родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями - Синеусом и Трувором в 862 г. После смерти братьев правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику - Олегу.

Олег (?-912) - второй правитель Руси. Княжил с 879 по 912 г. вначале в Новгороде, а затем в Киеве. Является jснователем единой древнерусской державы, созданнойим в 882 г. с захватом Киева и подчинением Смоленска, Любеча и других городов. После переноса столицы в Киев подчинил также древлян, северян, радимичей. Одним из первых русских князей предпринял удачный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор. Пользовался большим уважением и авторитетом среди подданных, которые стали именовать его "вещим", т. е. мудрым.

Игорь (?-945) - третий русский князь (912-945), сын Рюрика. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Предпринял многочисленные походы по расширению владений Киевской державы, в частности против угличей. Продолжил походы на Византию. В ходе одного из них (941) потерпел неудачу, в ходе другого (944) получил от Византии выкуп и заключил мирный договор, закрепивший военно-политические победы Руси. Предпринял первые успешные походы русичей в пределы Северного Кавказа (Хазария) и Закавказья. В 945 г. попытался дважды собрать дань с древлян (порядок ее сбора не был закреплен юридически), за что был ими убит.

Ольга (ок. 890-969) - жена князя Игоря, первая женщина-правительница Русского государства (регентша при сыне Святославе). Установила в 945-946 гг. первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (по другим данным, 957) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство под именем Елены. В 959 г. первой из русских правителей направила посольство в Западную Европу, к императору Оттону I. Ответом его было направление в 961-962 гг. с миссионерскими целями в Киев архиепископа Адальберта, который попытался принести на Русь западное христианство. Однако Святослав и его окружение отказались от христианизации и Ольга была вынуждена передать власть сыну. В последние годы жизни от политической деятельности была фактически отстранена. Тем не менее сохранила значительное влияние на внука - будущего князя Владимира Святого, которого смогла убедить в необходимости принятия христианства.

Святослав (?-972) - сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусской державы в 962-972 гг. Отличался воинственным характером. Был инициатором и руководителем многих захватнических походов: на окских вятичей (964-966), хазар (964-965), на Северный Кавказ (965), Дунайскую Болгарию (968, 969-971), Византию (971). Воевал также против печенегов (968-969, 972). Русь превратилась при нем в крупнейшую силу на Черном море. С этим не могли смириться ни византийские правители, ни печенеги, договорившиеся о совместных действиях против Святослава. Во время возвращения из Болгарии в 972 г. его обескровленное в войне с Византией войско атаковали на Днепре печенеги. Святослав был убит.

Владимир I Святой (?-1015) - младший сын Святослава, победивший своих братьев Ярополка и Олега в междоусобной борьбе после гибели отца. Князь новгородский (с 969) и киевский (с 980). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Продолжил борьбу отца с печенегами. Волжской Булгарией, Польшей, Византией. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др. Заново укреплен и впервые застроен каменными строениями Киев. В 988-990 гг. ввел в качестве государственной религии восточное христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета и могущества. Вырос международный авторитет новой христианской державы. Владимир был канонизирован Русской православной церковью и упоминается как Святой. В русском фольклоре назван Владимиром Красное Солнышко. Был женат на византийской принцессе Анне.

Святослав II Ярославич (1027-1076) - сын Ярослава Мудрого, князь черниговский (с 1054), великий князь киевский (с 1073). Вместе с братом Всеволодом оборонял южные границы страны от половцев. В год смерти принял новый свод законов-"Изборник".

Всеволод I Ярославич (1030-1093) - князь переяславский (с 1054), черниговский (с 1077), великий князь киевский (с 1078). Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу против половцев, принимал участие в составлении Правды Ярославичей.

Святополк II Изяславич (1050-1113) - внук Ярослава Мудрого. Князь полоцкий (1069-1071), новгородский (1078-1088), туровский (1088-1093), великий князь киевский (1093-1113). Отличался лицемерием и жестокостью как по отношению к подданным, так и к близкому окружению.

Владимир II Всеволодович Мономах (1053-1125)- князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (1113-1125). . Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Был призван на княжение в Киеве во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка П. Принял меры по ограничению произвола ростовщиков и управленческого аппарата. Ему удалось добиться относительного единства Руси и прекращения усобиц. Дополнил своды законов, существовавшие до него, новыми статьями. Оставил "Поучение" своим детям, в котором призывал крепить единство Русского государства, жить в мире и согласии, избегать кровной мести

Мстислав I Владимирович (1076-1132) - сын Владимира Мономаха. Великий князь киевский (1125-1132). С 1088 г. правил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Участвовал в работе Любечского, Витичевского и Долобского съездов русских князей. Принимал участие в походах против половцев. Возглавил оборону Руси от западных соседей.

Всеволод П Ольгович (?-1146) - князь черниговский (1127-1139). Великий князь киевский (1139-1146).

Изяслав II Мстиславич (ок. 1097-1154) - князь владимиро-волынский (с 1134), переяславский (с 1143), великий князь киевский (с 1146). Внук Владимира Мономаха. Участник феодальных усобиц. Сторонник независимости Русской православной церкви от византийской патриархии.

Юрий Владимирович Долгорукий (90-е гг. XI в. - 1157) - князь суздальский и великий князь киевский. Сын Владимира Мономаха. В 1125 г. перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 30-х гг. боролся за южный Переяславль и Киев. Считается основателем Москвы (1147). В 1155г. вторично овладел Киевом. Отравлен киевскими боярами.

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111-1174)-сын Юрия Долгорукого. Князь владимиро-суздальский (с 1157). Перенес столицу княжества во Владимир. В 1169 г. покорил Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбове.

Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212)- сын Юрия Долгорукого. Великий князь владимирский (с 1176). Сурово подавил боярскую оппозицию, участвовавшую в заговоре против Андрея Боголюбского. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла периода своего расцвета. Прозвище получил за большое количество детей (12 человек).

Роман Мстиславич (?-1205) - князь новгородский (1168-1169), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (с 1199). Сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни, Считался могущественнейшим правителем Руси. Убит в войне с Польшей.

Юрий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский (1212-1216 и 1218-1238). В ходе междоусобной борьбы за владимирский престол потерпел поражение в Липицкой битве в 1216г. и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 г. заложил г. Нижний Новгород. Погиб в ходе битвы с монголо-татарами на р. Сити в 1238 г.

Даниил Романович (1201-1264) - князь галицкий (1211-1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли. Поощрял строительство городов (Холм, Львов и др.), ремесла и торговлю. В 1254 г. получил от папы римского титул короля.

Ярослав III Всеволодович (1191-1246) - сын Всеволода Большое Гнездо. Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, Новгороде. В 1236-1238 гг. княжил в Киеве. С 1238 г. - великий князь владимирский. Дважды ездил в Золотую Орду и в Монголию.