Политология и право. Юридическая политология или политология права: эскиз исследовательского поля


ПРАВО И ПОЛИТИКА

© Юрковский А. В., 2007

А. В. Юрковский - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института ИГУ

Право и политика - два социальных феномена, исследование которых, исторически обусловлено, непрерывно актуально по сей день и имманентно объективным реалиям возникновения, развития, перспективам существования и трансформации их самих. Особая актуальность обозначенного вопроса подтверждается также отсутствием единого подхода к рассмотрению указанных дефиниций. Предлагаемое исследование не претендует на выявление и оценку всех или даже основных подходов, интерпретирующих и характеризующих соответствующие понятия. В работе пойдет речь о взаимном влиянии, взаимодействии, различиях и противоречиях между правом и политикой с точки зрения сопоставления общепризнанных в науке значений рассматриваемых понятий.

Прежде всего, необходимо выделить два основных эквивалента изучаемых терминов.

1. Право как факт объективной реальности принято рассматривать в четырех основных значениях - это право в естественном смысле, объективное право, позитивное право и субъективное право.

Политика как факт объективной реальности фигурирует в двух основных смыслах. Политика как целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых отношений. Политика как характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований1.

2. Право как информация, подлежащая исследованию, усвоению и интерпретации суть юридическая наука или по мнениям отдельных ученых теория государства и права в широком смысле или же юриспруденция в одном из ее значений.

Соответствующими характеристиками обладает и политика. Например, Р. Шнайдер сформулировал политику как изучение принятия общественно значимых явлений, а Г. Лассауэл - как изучение влияния и влияющего. В любом случае рассматриваемый эквивалент принято обозначать термином «политология».

Предлагаемый контекст исследования предполагает сопоставление права и политики через призму двух обозначенных эквивалентов.

Право и политика есть факты объективной реальности, которые возникают, развиваются и обуславливаются в связи с волевыми действиями и сознанием людей (участников общественных отношений). Наличие индивидуальных и групповых интересов предопределяет существование противоречий, которые являются источником развития всей совокупности социальных взаимодействий. «Политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или культурном смысле), хозяйственными или же мотивами иного рода, и в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разделения»2. Приблизительно также можно говорить о двух главных значениях понятия «право». Право в естественном смысле не зависит, от чьих бы то ни было усмотрений и даже знаний о нем. В свою очередь, объективное право, будучи результатом волевой и осознанной деятельности людей, казалось бы, обу-

славливается интересами отдельных социальных групп и даже отдельных личностей, но, тем не менее, существует в любом содержании, предопределено нормативной природой или характером человеческой психики и является важнейшим фактором существования человечества как биологического вида. Отсюда можно предположить, что и право и политика, как функционирующие, трансформирующиеся, но неизменно имманентные социуму в широком смысле обстоятельства можно рассматривать как социальные догмы или объективные социальные законы.

Необходимо выделить безусловный приоритет естественного права, поскольку оно определяет сущность человеческой природы вообще и именно совокупность естественных прав формирует самобытность и индивидуальность каждого человека в частности.

Одновременно следует учесть незыблемость постулата о том, что качественно и полноценно, всесторонне и эффективно прогрессируя, человек может развиваться только в рамках сообщества с другими людьми.

Именно наличие естественных прав, в конечном счете, предопределяет наличие противоречий между отдельными людьми и их группами, а наличие противоречий, в свою очередь, побуждает людей вступать в различного рода отношения, которые образуются для обеспечения реализации собственных интересов или для разрешения, существующих в связи с личными или социальными интересами других людей противоречий. При этом формы реализации собственных интересов, в контексте разрешения противоречий в общественных отношениях, могут быть самыми разными, от совместных уступок до тотального или перманентного насилия.

Видится, что в противоречиях индивидуальных и коллективных интересов таятся предпосылки объективирования как политики, так и права.

Существуют специфические черты политического противоречия: включенность

субъекта политического действия в механизм развития политического противоречия; равноположенность, равнозначность в политическом противоречии политических сил, образующих данное противоречие; существование возможности взаимоперехода политических противоположностей, воз-

можность обмена ролями в политическом процессе; существование специфической фазы, этапа развития политического противоречия: антагонизма как несвоевременного разрешения политического противоречия3.

В предлагаемом сегменте исследования целесообразно рассматривать политику как более широкое понятие. Политика отличается от права количественным охватом социальных сфер и динамикой их оценки. Порой политические отношения затрагивают уровень интуитивных восприятий человека, категорий, не поддающихся логической оценки (симпатии, антипатии, авторитет, харизма, преданность, патриотичность, вера, справедливость и тому подобное). В свою очередь, право - это результат длительного существования устоявшихся оценочных категорий, прочно вошедших в структуру социального менталитета. Иными словами, существуют сферы общественных отношений, которые, безусловно, понятны и приемлемы на интуитивном или чувственном уровне, но не доступны правовому регулированию, однако которые могут быть объектом политических отношений.

Вместе с тем политика - это целенаправленная деятельность. Определенный результат - вот главное условие и побуждающее обстоятельство, которое превращает намерение в активное действие. Там, где человек может добиться результатов, минуя взаимодействия с другими людьми, политики нет. Там где возникает политика, сталкиваются интересы множества людей, формирующих солидарные интересы. Война всех против всех - нонсенс, путь к самоуничтожению. Поэтому, невзирая на различное содержание интересов отличающихся друг от друга людей и социумов, можно сказать, что любая система политических отношений предполагает в итоге установление определенной регламентации (порядка) в отношениях между людьми, будь то рабовладение, социализм чучхейского типа или либеральная демократия. Конечно, политика оперирует самыми разнообразными социальными нормами - моралью, нравственностью, обычаями, традициями, корпоративными нормами и нормами религии, в арсенал даже включаются этические и эстетические нормы. Тем не менее, самым эффективным регулятором общественных отношений было и остается объективное право. Поэтому наиболее очевидным объектом политических отношений выступает право. При по-

мощи права создаются нормы поведения общеобязательного характера, которые за счет обеспечительных мер со стороны государства можно рассматривать в качестве реального оружия, в руках тех, кто имеет к нему доступ, как на стадии формирования, так и на стадии применения. Иными словами, необходимо рассматривать право, прежде всего, в политическом измерении. Право явление политическое и требует политического осмысления. Вместе с тем, думается, что нельзя говорить о безусловном превосходстве политики над правом, так как случаи возведения политической воли в чистом, первозданном виде в закон встречаются крайне редко, как правило, связаны с диктатурой, и в основном демонстрируют, с точки зрения истории, непродолжительную жизнеспособность. Современный уровень развития общественного сознания предполагает правовое опосредование политики. Тоталитарно-этатистский тип правопонима-ния все больше уходит в прошлое во все большем количестве стран современного мира. Современное право это сложный сплав, сложное сочетание и многоуровневая координация воль различных фигурантов политических отношений. Ведь каждому отдельному человеку принадлежит одинаковое количество естественных прав, наряду с другими людьми. Количество претендентов на участие в политических отношениях неуклонно увеличивается, и политика все больше имплементируется в рамки правового поля. В сфере действия права, как и политики. Важны не чьи-либо субъективные намерения, пусть даже самые добрые, а их объективные последствия4.

Зависимость политики от права принято обозначать политикой права. Наряду с термином «политика права», существует и термин «правовая политика». Правовая политика - комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права5.

Политика, проводимая любым государством, является, с одной стороны результатом борьбы за реализацию интересов отдельных социальных групп внутри страны, а с другой стороны - констатацией роли и места конкретного государства в системе международных отношений. Как факт, и политика и право, и политика права и правовая политика разделяются на уровни - внутренний и внешний. Очевидно, что любая политическая форма реализуется через

право, его нормы. Особо важными нормами, которые предопределяют социальное значение права, являются конституционные нормы. Именно нормы конституционного права устанавливают основные дефиниции, вектора правового регулирования, стратегические и тактические рубежи и идеи справедливости. В конституционно-правовых нормах политика приобретает отчетливые формы и опирается на возможность принуждения со стороны государственного аппарата.

Политика базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом.

Несмотря на широкий спектр граней, которые позволяют сопоставить право и политику, определяя их сходство, различия и противоречия, в объективном контексте можно сказать главное: право и политика - это социальные ценности. Данные обстоятельства являются ведущими движущими факторами прогрессивного и динамического изменения обществ в цивилизованных формах.

Другой эквивалент рассматриваемых понятий предполагает видение права и политики в качестве систем знаний о государственной, правовой и политической действительности. Можно смело утверждать, что представление об объективной реальности и сама объективная реальность - это не совсем одно и то же. Данный постулат в полном объеме может быть сопоставлен с рассматриваемыми понятиями. Именно поэтому современная наука до сих пор не может дать исчерпывающих ответов на стоящие перед ней вопросы.

Именно поэтому при изучении права и политики важно определять общие критерии, как научного познания, так и науковедения, поэтому следует констатировать взаимосвязь, взаимное влияние и взаимозависимость политологии и юриспруденции.

Политология - это комплексная, многоотраслевая, универсальная, единая, методологическая гуманитарная наука. Современная политическая наука обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. О роли и значении политологии в современном обществе можно судить, только проанализировав основные направления исследования и ее методологическую основу.

Наиболее подробно изучена связь политологии с теорией государства и права. Теория государства и права является единой, наиболее общей, фундаментальной, комплексной, методологической, политикоюридической гуманитарной наукой. Теория государства и права представляет собой систему обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных государственно-правовых явлений6.

Предмет политологии значительно шире предмета теории государства и права. Политология претендует на знание всего политического универсума, границы которого трудно установить7. Тем не менее, в предмет политологии вопросы о государстве и праве входят. Поэтому политология по отношению к теории государства и права выступает как наука общая, поскольку изучает более общие вопросы. В свою очередь, теория государства и права выступает по отношению к политологии как частная наука, так как предмет теории не выходит за рамки государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственноправовые явления не являются изолированными от других социальных, политических обстоятельств, а наоборот с ними взаимодействуют, то при изучении этих связей теория государства и права широко опирается на политологические исследования. В свою очередь, теория государства и права вырабатывает понятия, категории, конструкции, положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые используются политологией, например «механизм правового регулирования», «реализация и применение права», «государственный аппарат», «презумпция», «иммунитет» и т. п. Такая информация политологии необходима. И она теорией предоставляется.

Одновременно можно сказать, что политология рассматривает более частные политические обстоятельства. Например, понятие «политическое развитие» было введено в западной политологии во 2-й половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, а также для определения уровня политического развития общества. Политическое развитие измеряется при помощи таких критериев, как избирательная система в широком смысле, политические партии, средства массовой информации, профессио-

нальные союзы, церкви и т. п. Данные понятия конкретизируются и приобретают официальное толкование в нормах конституционного права. Причем в различных государствах современного мира данные конструкции обретают собственное содержание и индивидуальные характерные черты. Именно наука конституционного права предоставляет богатейший эмпирический материал для политологических обобщений. Вместе с тем предмет конституционного права, также как и предмет теории государства и права, по отношению к политологии является частным. Можно даже сказать, что предметы этих дисциплин входят в предмет политологии.

Конституционное право зарубежных стран - это динамичная, отраслевая и одновременно историко-теоретическая, общая, комплексная, политико-юридическая гуманитарная наука. Вопрос о ее характерных чертах является предметом другого научного изыскания. Можем лишь предположить, что это некое усредненное, универсальное перечисление характерных черт конституционного права стран современного мира как науки. Применительно к данному же исследованию необходимо обратиться к признакам, которые в предложенную формулировку не вошли, но с высокой степенью уверенности, заручаясь поддержкой большого количества ученых, занимающихся конституционной компаративистикой, должны войти. Конституционное право зарубежных стран - это, также как и теория государства и права, фундаментальная и методологическая наука.

Фундаментальный характер конституционного права зарубежных стран заключается в специфике объекта или предмета правового регулирования национальных отраслей конституционного права. В конституционном праве рассматриваемая отрасль по отношению к иным отраслям права рассматривается именно как фундаментальная. Ее задачей является формирование основополагающих, фундаментальных дефиниций, целей, задач и принципов и наполнение их содержанием, соответствующим воле носителя власти конкретного государства.

В данном контексте сталкивается как прикладной, профессиональный, конституционно-правовой, так и политологический контексты. Полагаем, что в данном случае политология должна обеспечивать конституционное право, однако качественно это

сделать без универсальной оценки мира в целом ни политология, ни наука конституционного права не могут.

Другой характерной чертой, свойственной науке конституционного права зарубежных стран8, является ее методологический характер. К методологическим наукам принято относить сферы знаний, формирующие взгляд на мир, на окружающие факты объективной действительности. Именно для конституционного права важны философские начала оценки мира, критерии мировосприятия или миропонимания. Например, понятие «конституционализм» можно рассматривать через призму либерально-демократического, социалистического или любого из клерикальных подходов. Результат будет отличаться, как отличаются национальные политические системы стран современного мира.

Кроме того, методологический инструментарий, приемы, средства, способы, в целом методология оценки современного мира, на наш взгляд, тот раздел конституционного права, который нуждается в серьезной проработке и унификации. Результаты многих исследований предполагают возможность их использования для обеспечения определенных целей, преследующих отдельные политические интересы вместо стремления к постижению объективной истины.

В контексте предложенной темы небезынтересным, на наш взгляд, является вопрос о соотношении международного права и политологии.

Международное право - это универсальная, межгосударственная, единая, комплексная, отраслевая и одновременно историко-теоретическая, политико-юридическая, гуманитарная наука. Наука международного права представляет собой совокупность объективных знаний о нормах, создающихся путем соглашений между государствами, в том числе с разным общественным строем, и иными субъектами в процессе осуществления международных отношений.

Одной из важнейших категорий международного права является «признание», которым оперирует политология. Одновременно признание основано на таких признаках, как воля и сила, которые в международном праве не регламентируются.

В любом случае, приведенные примеры взаимосвязи, взаимозависимости, влияния и взаимного дополнения таких наук, как политология, теория государства и права, конституционное право зарубежных стран, международное право, прослеживаются очевидно.

Полагаем, что наличие необыкновенно большого объема материалов о сопоставлении права и политики, как объективных явлений социальной действительности и очень ограниченного количества материалов сравнительного характера о единстве и взаимном влиянии юриспруденции и политологии - обстоятельство, имеющее актуальный для научных инициатив характер. Безусловно, назрела необходимость восполнения существующих пробелов научных знаний. Для выполнения столь объемной задачи потребуется значительное время. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Демидов А. И. Политика: понятие и природа // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. А. В. Малько. М., 2003. С. 3.

2 Шмидт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 45-46.

3 Коновалов В. Н. Словарь по политологии. М., 2001. С. 56.

4 Матузов Н. И. Право в политическом измерении // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. А. В. Малько. М., 2003. С. 55.

5 Матузов Н. И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. А. В. Малько. М., 2003. С. 77.

6 Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права: учеб. пос. Ч. 1. Иркутск, 2004. С. 7.

7 Теория государства и права: курс лекций / под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 13.

8 Которую иногда называют общим конституционным правом.

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2014

1. Сущность политики как общественного явления

1. Политика возникла более 10 000 лет назад как особая сфера человеческой деятельности, цель которой – ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных действий.

Термин «политика» впервые появился в Древней Греции, где словом «polls» обозначалось государство, а политикой назывались государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством.

2. Сегодня существуют различные подходы к пониманию политики. Во-первых, это устоявшееся представление о политике как об управлении обществом. Во-вторых, достаточно распространенным является взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, группами, государственными образованиями. Существует также понимание политики как сферы борьбы различных лиц и общественных групп за власть.

3. Необходимо указать, что осязаемость политики как социального института обусловлена именно наличием такого источника государственного могущества, как власть. Выделение категории власти в качестве определяющей вытекает из того, что сфера политики не только охватывает государственную политическую систему, но и выходит за ее пределы.

4. В результате развития разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики уже не ограничивалось только государственно-организованной деятельностью, а проникало в сферу взаимодействия индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Как считает М. Вебер, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Разнообразие подходов к объяснению смысла политики осложняет выражение ее четкой формулировки. Специфика политики связана с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные социальные интересы, эффективно регулировать социальные взаимодействия.

5. Политический мир также связан с властными отношениями, государственным устройством. Следовательно, при определении политики такие ключевые элементы, как деятельность, государство и власть, должны быть взаимоувязанными. Не претендуя на исчерпывающее толкование, отметим, что политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целями которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. В этом определении выделены сущностные признаки политики, то, что политика является сферой властных отношений, служит удовлетворению общезначимых интересов, реализация которых невозможна вне государственного управления.

2. Политология в системе социальных и гуманитарных наук

1. Политические процессы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, историей, социологией, экономикой, теорией права и т. д. Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: следует рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность.

2. Философия дала политологии возможность использовать теорию познания при исследовании определенных политических проблем, политология философии – анализ общества как целостной социальной системы и места в ней того или иного политического явления. Среди важнейших целей политической философии – выявление соответствия общепризнанных политических ценностей реальным интересам людей, установление критериев добра и зла, справедливого и несправедливого, того, что надо сохранить, а что изменить, одобрить или отвергнуть в политике.

3. История представляет примеры развития политической жизни общества. В исторической науке существует самостоятельный раздел – политическая история, изучающий мир политического в прошлом. Политология же, изучая исторический опыт развития общества в прошлом, постигает закономерности развития политической жизни. Э. Фримен, известный английский историк, писал: «История – это прошлая политика, и политика – это сегодняшняя история». История развития политической мысли также является предметом политологии. Для исторической науки характерно изучать события в хронологическом порядке. Политология обобщает опыт прошлого, выделяет основополагающее, типичное, закономерное, повторяющееся в развитии общества и делает выводы. История имеет дело преимущественно с уже происшедшими процессами и феноменами, свершившимися фактами. Объект изучения политологии – живая реальность, окружающая действительность, затрагивающая интересы групп людей.

4. Социология дала политологии методологию исследования, кроме того, предоставляет ей конкретные данные, характеризующие общество как целостную социальную систему. Социологические данные используются политологией для анализа политических явлений и их связи с явлениями общественной жизни. Исследуются результаты социологических опросов, выявляющие настроения в обществе, мотивы тех или иных поступков, предпочтения отдельных индивидуумов и социальных групп в отношении власти, ее функционирования, политических партий и общественных движений, выборной системы и т. д.

5. По некоторым вопросам политология соприкасается и с правовыми дисциплинами, изучающими правовую систему общества, механизмы власти, принципы и нормы конституций. Дисциплины права носят более прикладной, практический характер, политология же изучает теоретические, потенциальные аспекты права.

6. Связана политология и с экономикой. Экономические отношения в зависимости от конкретных условий развития того или иного общества влияют на развитие его политических отношений. Политика, в свою очередь, способна оказать влияние на экономику: позитивные международные отношения, например, способствуют хорошему товарообороту, негативные могут спровоцировать эмбарго (запрет на ввоз продукции какого-либо государства).

3. Структура политики и ее функции

1. Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются:

Субъекты политики;

Объекты политики;

Политические процессы;

Политическая власть;

Политические идеи и концепции;

Политические отношения.

2. Субъекты политики – непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан и т. д.).

3. Объекты политики – общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.

Политические процессы – система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил: согласие, сотрудничество, политическая борьба, конфронтация (противостояние).

4. Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами.

5. Политические идеи и концепции – теоретические основы развития политических отношений общества. Они объясняют все политические аспекты, в том числе функционирование политических институтов. Политические концепции – создаваемые на основе обобщения наблюдений и фактов предположения. Концепции являются основой для создания теорий. Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений и регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., складывающимися в практике политической жизни.

6. Функции политики в современном обществе:

Управленческая (регулятивная) функция – политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их;

Функция обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общественные цели, определяет социальные ориентиры, ценности, изыскивает необходимые для этого ресурсы;

Функция политической социализации – политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения;

Функция мобилизации и обеспечения общей деятельности – политика систематизирует общественное взаимодействие;

Гуманитарная функция – политика обеспечивает гарантии прав и свобод личности, общественного порядка, гражданского мира и согласия.

4. Мораль и политика

1. Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения людей друг к другу, порожденных изначально существовавшими обычаями и традициями, имеет первенствующее к политике отношение. Прежде всего это первенство функциональное, так как отсутствие надлежащего этико-гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации самой политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками вырабатывавшейся общечеловеческой нравственности выше престижа любой политики. Для политики не могут быть безразличны существующие в конкретном обществе моральные ценности. Именно поэтому в высокоразвитых, стабильных обществах к политике и к политикам предъявляются строгие нравственные требования.

2. В современных условиях особое значение приобретают проблемы морального прогресса и прогресса политики, применимости моральных оценок к политическим действиям, вопросы соотношения целей и средств в политике, пределов допустимости насилия к личности, социальной группе, нации и государству.

3. Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но так или иначе она присутствует во всех ее проявлениях. В политике действуют жесткие законы и правила, поэтому нравственный прогресс в обществе не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. Такие нравственные категории, как благо, добро, зло, справедливость, которыми оперирует политическое мышление, зачастую имеют иное содержание, чем эти же категории в осознании моральном: фигурируя в политическом мышлении, они несут утилитаристски-практическую нагрузку. За ними обычно скрываются достаточно элитарные польза или вред для различных субъектов социума вследствие функционирования государства. И зачастую людей всегда намного легче увлечь в сторону зла, нежели добра.

4. В политологии решение вопроса о соотношении цели и средств неразрывно связано с проблемой разделения политики и морали, так как это позволяет при выборе политических способов достижения цели освобождаться от моральных норм и запретов. Наиболее полно подход к проблеме соотношения целей и средств в политике выразил Н. Макиавелли: главным в политике выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. Таким образом, все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой конкретной целью.

5. Исходя из истории политических и этических учений, современных теоретических концепций и политической практики можно выделить несколько основных вариантов взаимодействия политики и морали:

Первенство морали по отношению к политике;

Обособленное существование политики и морали, вплоть до полного разрыва между ними;

Дискуссии в отношении проблемы соотношения целей и средств в политике;

Право политики зачастую действовать вразрез с нормами морали;

Оправдание аморализма политики, игнорирование ею морали;

Взаимодействие политики и морали в процессе их влияния друг на друга;

Нравственная оценка результатов политических действий;

Политическое сознание.

В статье рассматриваются общественно-политические явления, изучаемые в рамках как политической науки, так и правоведения. Ранее уже предпринимались попытки выделить юри- дическую политологию или политологию права в отдельное междисциплинарное направле- ние, но на данный момент его самостоятельность в достаточной степени не доказана, требуется определить предметное поле и выработать методологию. Основываясь на изучении норматив- но-правовых актов, истории их принятия и применения, авторы заключают, что фокус исследо- ваний здесь должен быть обращен на анализ проблем правотворчества и правоприменения как на микроуровне (трансформация права внутри страны), так и на макроуровне (имплементация международного права на национальном уровне). Предлагается включить в исследовательское поле юридической политологии следующие темы: концепция универсальных прав человека, правосудие переходного периода, коррупция и ее преодоление, суверенитет государств и гло- бализация, “мягкое право”.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.

Данный препринт является седьмым из серии «Права человека в современном мире». Рассматриваются вопросы идеологии прав человека в одном из самых малоизученных в отечественной литературе регионов мира - Африке. Основной акцент делается на необходимости адаптации концепта прав человека в африканских политико-правовых реалиях. Рассмотрены как государственные, так и надгосударственные механизмы прав человека в Африке.

В работе рассматривается основополагающий для концепции прав человека регион - Европа. Представлен анализ культурных аспектов прав человека, а также практики Европейского Суда по правам человека и иных правозащитных институтов Европейского союза и Совета Европы. Отдельный акцент сделан на этических и религиозных основах понимания прав челове-
ка в Европе. Также показана ситуация с правами человека в субрегионах Европы: в странах Восточной Европы, а также в Скандинавии.

Понятие «права человека» достаточно часто используется сегодня в российском социуме, однако часто под этими словами понимают различные сущности. Одной из причин является то обстоятельство, что это понятие пока не стало предметом серьезного обсуждения в отечественной научной среде, отношение же к правам скорее является меткой нахождения индивидуума в одной из идеологически окрашенных групп социума - например либералов-западников, или почвенников-традиционалистов. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек-государство и инструментом ограничения власти правительства (государства) над человеком. Задачей настоящего текста является анализ понятия прав человека именно в последнем аспекта - как характеристика отношений человек-государство и как инструмент (технология) оптимизации этих отношений, при этом упор будет сделан на различных возможностях в этом плане прав человека первого и второго поколений.

В работе рассматривается Латиноамериканский регион. Представлен анализ культурных аспектов и правоприменительной практики в области прав человека в странах Латинской Америки. Рассматривается комплекс подходов и вопросов, связанных с латиноамериканским пониманием концепта прав человека.

М.: Московская Хельсинкская группа, 2012.

В брошюре изложена современная концепция прав и свобод человека и гражданина, представлены правовая (международная и национальная) регламентация основных прав человека и механизмы их защиты, особое внимание уделено механизму защиты прав и свобод человека в Европейском суде по правам человека. Кроме того, брошюра содержит описание правозащитных методик на примере мониторинга. Отдельный раздел посвящен международным и национальным механизмам защиты правозащитников.

Брошюра предназначена в первую очередь для слушателей школ по правам человека, а также для правозащитников и студентов по специальности юриспруденция.

Залпов Н. В. Право и политика. 2012. № 6. С. 1086-1092.

В настоящей статье дается уголовно-правовая оценка такому злоупотреблению, как подделка протоколов общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах, а также их противоправному использованию. Данные правонарушения нередко встречаются в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), посягая на полноценное функционирование товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных (жилищно-строительных) кооперативов (ЖК), права и законные интересы рядовых собственников жилья и основы государственного регулирования в данной области.

В работе отмечено отсутствие легального определения термина «официальный документ» применительно к уголовно-правовой сфере, что создает сложности при квалификации преступлений по рассматриваемому составу. Также приводятся сведения о практическом применении ст. 327 УК РФ применительно к подделке и использованию подложных протоколов общих собраний.

В итоговой части делается заключение о назревшей необходимости формирования единого подхода к вопросам уголовно-правовой квалификации преступлений исследуемого состава, достигаемого, в первую очередь, путем нормативного закрепления единых формулировок.

Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII-XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос - какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI - начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу - определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

Зайцев Ю. К. , Перфильева О. В. , Рахмангулов М. Р. и др. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.

В пособии представлен анализ роли международных организаций и институтов в реализации международной политики содействия развитию, прежде всего ООН и институтов системы ООН, Всемирной организации здравоохранения, «Группы восьми» и «Группы двадцати», Международного валютного фонда и институтов Группы Всемирного банка, Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Вклад международных институтов в развитие рассматривается через призму их места в глобальной архитектуре содействия развитию, взаимодействия с национальными правительствами, донорами и партнерами программ развития, истории становления вопросов развития в повестке дня организаций и институтов. Отдельно в пособии представлены рекомендации для Российской Федерации в части выработки национальной стратегии содействия международному развитию с точки зрения имеющегося опыта сотрудничества и взаимодействия с ключевыми игроками международной политики содействия развитию.

Пособие предназначено для использования в рамках учебных курсов, курсов повышения квалификации специалистов в области содействия развитию или программ повышения уровня осведомленности широкой российской аудитории в области развития и содействия международному развитию.

Данная статья посвящена легитимации и особенностям применения судами и органами исполнительной власти стандартов ex post и ex ante в сфере регулирования конкуренции. В ней постулаты ex post и ex ante рассматриваются в качестве правовых принципов, связанных с применением экономического (в том числе антимонопольного) законодательства. Различие между принципами ex post и ex ante проводится на основе двух важнейших критериев, касающихся субъектов их применения и стандартов оценки принимаемых решений. Одна из важнейших целей статьи - опровергнуть распространённое среди юристов и экономистов мнение о том, что законодатель в сфере регулирования экономической деятельности применяет принцип ex ante и не связан принципом ex post, а ситуация с правоприменителем выглядит прямо противоположным образом.

The article describes and analyzes the legislative politics of revolutionary regimes in Russia in 1917-1918. The author aims to demonstrate the political meaning of the form of early Soviet legislation and its legitimizing effect. The revolutionary legislators often used specific language in the new laws as a vehicle of legitimacy, i.e. to make the people comply. The two main types of legal language used by the Bolsheviks can be interpreted from the perspective of different types of legitimacy. The revolutionary strategy used propagandistic legislation, written in the language of lay people, which urged them to act according to the new law. It can be seen as a request for acts of the people to legitimize the soviets. On the contrary, the traditional strategy employed old bureaucratic means of writing and distributing legislation to the local soviets. The language used by this strategy was closed to the understanding of a lay audience and implied traditions of obeying the law written in familiar legal language, which in turn implied rational/legal legitimacy. The second strategy had already become dominant after the first months of the Bolshevik revolution. This observation demonstrates that from the very beginning of their rule, Soviet leaders approached legislative policy from a technocratic point of view, which determined the further development of Soviet legal theory and practice.

Под редакцией: А. М. Аблажей , Н. В. Головко Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2012.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

This article analyzes the usage of legislation as a legal source in the Russian Empire through the phenomenon of the publication of law. The author argues that the absence of separation of executive, legislative and court powers had definite negative effects for lawmaking and enforcement. The legislative politics of Russian emperors could be analyzed using Jürgen Habermas‘ concept of ―representative publicness‖ (representative öffentlichkeit): to a large extent, the tsars considered law as both an assertion of authority and a means of governing. Their actions towards strengthening legality in the state (i.e. the compulsory publication of legislation) were in essence symbolic or theatrical. In fact, since the separation of laws from executive acts did not exist in imperial Russia, the legislation was published (or stayed unpublished) exclusively for state administrators. The conflict in conceptions of legality between state and civil actors in the second half of the nineteenth century was not of a merely political nature. The article demonstrates that there was a public demand for publication of legislation; insufficient accessibility of legal information negatively influenced social and economic development in imperial Russia.

Белый А. В. ЭКО. 2010. № 6. С. 97-114.

В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.

В работе рассматриваются культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Кавказском регионе. Обсуждаются различные интерпретации концепции прав человека в регионе, связь проблематики прав человека с социокультурными особенностями региона. Особое внимание уделяется развитию института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и других институтов государственной правозащиты в республиках Северного Кавказа и в странах Закавказья. Показана специфика отношений «человек - власть» в регионе. Социокультурные аспекты в области прав человека на Кавказе освещаются в контексте проблемы борьбы с терроризмом, а правоприменительная практика - в условиях сочетания четырех правовых систем: адата (обычаев), шариата, светского права и международного права.

Политические и правовые нормы - социальные регуляторы поведения людей, поступков. Они устанавливают правила поведения общего характера, т. е. их требования относятся не к отдельному лицу, а ко многим. Это не только общие, но и обязательные правила, которые обеспечиваются сознанием их необходимости, общественным мнением, а, то и принуждением со стороны государства.

«Право и политика, их нормы тесно связаны между собой, поскольку они опосредствуют отношения собственности, государственной власти, являются центральным звеном государственно-правовой структуры общества. Их формы взаимодействия весьма разнообразны: взаимоподдержка, противоборство, солидарность и др. Они зависят от конкретно-исторических условий, соотношения противоборствующих сил, борьбы за власть, состояния общественного сознания, уровня культуры в обществе».

Взаимодействие правовых и политических норм весьма подвижно и меняется под воздействием конкретной ситуации в обществе. «Они имеют один источник - отношения по поводу собственности, которые обуславливают содержание права и содержание политики. Тот, кто обладает собственностью, обладает и политической властью. Возникнув из отношений собственности, правовые нормы в результате законотворческой деятельности государства становятся юридическими, а политические нормы, абстрагируясь от своей первоосновы (собственности), выступают как нормы, регулирующие отношения классов, сословий, социальных групп и партий по поводу политической власти». Политические и правовые нормы связаны отношениями по поводу собственности. Благодаря этим отношениям правовые нормы становятся юридическими, а политические нормы регулируют отношения социальных групп по поводу власти.

«Политические и правовые нормы имеют единый источник происхождения, но следует отметить различия в способах их установления.

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и Констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества.

Отличия же между ними в этом смысле проистекают из того, что это различные регулятивные системы. Известный голландский юрист Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза».


Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. У разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Механизм взаимодействия права и политики является не только теоретико-правовой, но и социологической проблемой. Не случайно, поэтому, чаще других к ее исследованию обращались представители различных направлений социологической юриспруденции (Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени, Р. Паунд, К. Ллевелин, Д. Френк, О. Холмс, Б. Кардозо, Ж. Карбо-нье и др.). Однако социологический аспект проблемы соотношения права и политики может успешно изучаться лишь при условии его теоретико-методологического обеспечения.

Всегда была и не менее ощутимой оказывается потребность в систематизации знаний, дополняющих друг друга, на основе которых определяются границы и способы возможных обобщений, допустимые формы влияния знания на поведение индивидов, организаций. В этой связи очевидна соотносимость понятий «государственная власть», «право» и «политика». Сложность проблемы заключается в действительной многоаспектности названных социальных феноменов, при определении которых необходимо избегать их трактовок, не улавливающих сущности.

В самом общем плане отметим, что политика - это сложное организованное взаимодействие учреждений, союзов, партий, индивидов и др. по поводу овладения рычагами государственной власти.

Значительный вклад в разработку теоретических аспектов государственной власти, политической системы их правовой основы, соотношения политики и права внесли отечественные ученые в трудах постсоветского периода: С.С. Алексеев, М.И. Байтин, М.В. Баглай, В.Е. Гулиев, А.И. Демидов, В.Т. Кабышев, И.Ю. Козлихин, А.Н. Кокотов, В.М. Корельский, А.П. Коробова, В.В. Лапаева, А.В. Малько, Н.И. Матузов, В.Д. Перевалов, В.Н. Синюков, В.И. Шерпаев, А.С. Шабуров, К.В. Шундиков, А.Ф. Черданцев, Н.А. Югов, Ю.А. Юдин и др.

Различные стороны, грани, аспекты государственной власти, политической системы, соотношения политики и права рассматривают в своих работах практически все известные политологи (К.С. Гаджиев, Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, И.М. Кривогуз, Р.Т. Мухаев, М.В. Прокопов, В.П. Пугачев, А.И. Соловьев, Г.Т. Тавадов, М.И, Шилобод и др.).



Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 14
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 2
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 1,198 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 1,322
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 6,406