Политические союзы. О "блочной структуре" мира


Под понятием военно-политический блок понимают такой союз или соглашение государств, целью которого являются совместные действия для решения общих политических, экономических и военных задач.

Международные региональные организации занимают ведущее место в обеспечении безопасности, доминируют в военно-политической сфере. Они, по определению, призваны обеспечивать защищенность своих членов от военных угроз и сохранять политическую стабильность в районах своей ответственности.

Борьба военно-политических блоков

История второй половины XX в. представляет собой противостояние двух систем, созданных двумя сверхдержавами Соединенными Штатами и Советским Союзом. Это «историческое противоборство» происходило на самых разных уровнях — поли-тическом, экономическом, военном. И несмотря на окончание «холодной войны» его отклики видны даже в начале XXI в.

Формирование военных союзов после Второй мировой войны

Одним из последствий советско-американского конфликта было ускоренное блоковое строительство, развернувшееся в Европе, а затем и во всем мире после окончания Второй мировой войны. За десять с небольшим лет на Европейском и Азиатском континентах сформировались новые военные союзы. НАТО и Организация Варшавского Договора, СЕНТО и СЕАТО - вот только крупнейшие из них, не считая многочисленных двусторонних военных альянсов, которые лидеры сверхдержав заключат с целым рядом государств, делая их инструментами своей глобальной политики .

К моменту распада в 1991 г. СССР некоторые из этих блоков уже прекратили свое существование, другие активно искали новое место в мировой политике, пытаясь приспособиться к меняющимся условиям. Однако и сейчас, уже в новом тысячелетии, те основные параметры, которые закладывались при создании системы альянсов эпохи биполярного противостояния, продолжают действовать. С конца 1940-х гг. стала формироваться своеобразная трехступенчатая система объединений государств, формирование которой было инициировано США и СССР и которая сохраняет свою актуальность по сей день. На ее нижнем уровне находятся двусторонние союзы, такие, например, как американо-японский. Одни только Соединенные Штаты вэялу на себя обязательства по защите десятков государств. Ко второму уровню относятся альянсы, включавшие в себя как минимум несколько государств (таким союзом являлся, например, АНЗЮС). Наконец, третий уровень составляли два таких «монстра», как Североатлантический альянс и ОВД. Они отличались от всех прочих наличием развитого политического элемента и являлись военно-политическими организациями со своей собственной логикой развития, аналогов которым в довоенной истории международных отношений не было.

В годы «холодной войны» под руководством США сформировались военно-политические союзы в Европе, Азии и Латинской Америке. Первым из них был Межамериканский «договор о взаимной помощи», подписанный в 1947 г. Его членами стали все американские государства, за исключением Канады. Договор предусматривал совместные действия американских государств в случае вооруженного нападения на одно из них, а также в случаеj«агрессии, не представляющей собой вооруженное нападение», например при возникновении «внеконтинентального или межконтинентального конфликта» и вообще любой ситуации, которая может «угрожать миру Америки». Столь широко сформулированные обязательства значительно отличались от общепринятой дипломатической практики и открывали правящим кругам США большие возможности для вмешательства в дела латиноамериканских государств. Созданная в 1948 г. постоянная Организация американских государств, где США играли ведущую роль, окончательно оформила военно-политический союз государств Американского континента.

В Европе главными инициаторами формирования блоков были правящие круги Англии и Франции. 4 марта 1947 г. Англия и Франция подписали в Дюнкерке договор о взаимной помощи. Формально он был направлен против возможности новой агрессии со стороны Германии, но фактически представлял собой соглашение двух крупнейших держав Западной Европы с целью защиты своих интересов. В 1948 г. к Англии и Франции присоединились правительства Бельгии, Голландии и Люксембурга. Они образовали Западный Союз, члены которого обязались оказывать помощь друг другу в случае агрессии в Европе. Так возникла замкнутая военно-политическая группировка западноевропейских государств, тесно связанных с Соединенными Штатами.

Крупнейшим военно-политическим союзом, объединившим страны Западной Европы и Америки, стала Организация Североатлантического договора (НАТО), подписанного 4 апреля 1949 г. Первоначально в него вошли 12 государств, в том числе ведущие державы западного мира: США, Англия, Франция, Италия, с 1955 г.- Федеративная Республика Германии, а затем и другие государства. Они обязывались оказывать помощь друг другу в случае вооруженного нападения «против одной из них или нескольких из них в Европе или в Северной Америке».

Подобно Межамериканскому договору о взаимной помощи, Североатлантический договор содержал положения, допускавшие возможность вмешательства во внутренние дела его членов. Совместные действия стран-участниц НАТО могли осуществляться не только при вооруженном конфликте, но и в том случае, если «территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон будут поставлены под угрозу». В отличие от обычных договоров о взаимной помощи Североатлантический союз имел специальную интегрированную военную организацию, постоянные вооруженные силы и объединенное командование, во главе которого стал американский генерал.

Во время войны в Корее и после ее окончания Соединенные Штаты Америки дополнили систему военно-политических блоков новыми договорами с государствами Азии и Тихого океана. Сохраняя в силе «договор безопасности» с Японией и договор о взаимной помощи с Южной Кореей, США в 1951 г. заключили «договор безопасности» с Австралией и Новой Зеландией (договор АНЗЮС). Затем они приступили к организации многостороннего блока - Организации договора для Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

Договор СЕАТО, подписанный 8 сентября 1954 г. в Маниле, должен был играть на Дальнем Востоке и в Тихом океане такую же роль, как Североатлантический пакт на Западе. В него вошли 8 стран: США, Англия, Франция и 5 стран Азии и Тихого океана - Пакистан, Таиланд, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия. Подобно Североатлантическому пакту, договор СЕАТО был направлен не только против внешней, но и против «внутренней опасности» или «подрывной деятельности».

Члены СЕАТО обещали оказывать помощь друг другу как при вооруженном нападении извне, так и в том случае, когда их территориальная целостность и политическая независимость «будут поставлены под угрозу9, каким-либо иным путем». При СЕАТО существовал ряд постоянно действующих органов, в том числе группа военных советников и комитет по борьбе с «подрывной деятельностью».

В эти же годы часть американских правящих кругов перешла от доктрины «сдерживания коммунизма» к доктрине «освобождения» социалистических стран и «отбрасывания коммунизма». Вскоре она была дополнена доктриной «массированного возмездия», т.е. угрозой массового применения атомного оружия. В соответствии с этим США и их союзники окружили Советский Союз и другие социалистические страны целой системой военных баз, с которых их авиация могла бы наносить удары по социалистическим государствам.

В свою очередь СССР стремился укрепить свою безопасность созданием противостоящей системы военно-политических союзов. После окончания войны Советский Союз установил союзные отношения с социалистическими государствами Центральной и Юго-Восточной Европы. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой.

14 мая 1955 г. на совещании руководителей СССР и других европейских социалистических стран в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и СССР. Участники Варшавского договора обязались немедленно оказывать помощь друг другу, если один из них подвергнется вооруженному нападению в Европе.

В 1955 г. в Багдаде был подписан Багдадский пакт. В него вошли Турция. Ирак, Пакистан, Иран и Великобритания. Все они поддерживали тесные связи с США. Но в связи с победой июльской революции 1958 г. Ирак вышел из Багдадского пакта, созданного в 1955 г. по инициативе США и Великобритании в составе Великобритании, Турции, Ирана, Пакистана и Ирака. Выход Ирака существенно ослабил пакт, который с 1959 г. был воссоздан остальными его участниками под именем Организации Центрального договора (СЕНТО).

  • 4. Общие процессы развития социалистического и рабочего движения в странах Европы и Америки.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.
  • 6. Франко-германская война 1870-1871 годов. Причины войны, повод к войне. Ход военных действий. Этапы, характер, итоги войны.
  • II этап: От образования Третьей республики до окончания войны.
  • 7. Причины, ход и итоги восстания 18 марта 1871 года в Париже. Выборы в Совет Парижской Коммуны, ее социальный и политический состав.
  • 8. Характеристика политики Совета Парижской Коммуны.
  • 9. Разгром Парижской коммуны. Ее историческое значение.
  • 10. Борьба за Республику во Франции в 1871-79 гг. Конституция 1875 года, ее характеристика.
  • 11. Умеренные республиканцы и радикалы у власти во Франции. Характеристика внутренней политики.
  • 12. Политические кризисы Третьей Республики в 80-90-е гг. XIX века: буланжизм, Панамская афера, Дело Дрейфуса и их последствия.
  • 13. Рабочее и социалистическое движение во Франции в 1871-1914 гг.
  • 14. Особенности экономического развития Франции в 1871-1914 гг.
  • 15. Колониальная система Франции в последней трети XIX – начале xXв.
  • 16. Политический строй и государственное устройство Германии после завершения объединения страны. Основные политические партии Германии.
  • 17. Характеристика внутренней политики Бисмарка (1871-1890 гг.)
  • 18. Характеристика внутренней политики канцлеров Германии в 1890-1914 гг.
  • 19. Рабочее и социалистическое движение в Германии в 1871-1914 гг.
  • 20. Германский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 21. Особенности экономического развития Германии в 1871-1914 гг.
  • 22. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 70-80 – е гг. XIX века.
  • 23. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 90-е годы XIX века – начале XX века.
  • 24. Рабочее и социалистическое движение в Великобритании в 1871-1914 гг.
  • 25. Британская колониальная империя в 1870-1914 гг.
  • 26. Особенности экономического развития Великобритании в 1870-1914 гг.
  • 27. Термидор: изменения в партийной и избирательной системе сша в последней трети XIX века.
  • 28. Радикализм и либерализм как оппозиция власти в сша в последней трети XIX – начале XX века.
  • 29. Идеология и практика республиканской и демократической партии в сша в последней трети XIX века.
  • 30. Прогрессивная эра в сша.
  • 31. Колониальная политика сша в 1877-1914 гг.
  • 32. Особенности экономического развития сша в 1877-1914 гг.
  • 33. Политический строй и государственное устройство Италии после завершения объединения страны. Особенности социально-экономической политики “правой” и “левой”.
  • 34. Отличительные особенности внутренней политики премьер-министров Италии Криспи и Джолитти.
  • 35. Рабочее и социалистическое движение в Италии в 1870-1914 гг.
  • 36. Итальянский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 37. Особенности экономического развития Италии в 1870-1914 гг.
  • 38. Причины Первой Мировой войны. Повод к войне. Характер войны. Военные и территориальные планы сторон.
  • 39. Первая мировая война: ход военных действий в 1914-1915 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 40. Первая мировая война: ход военных действий в 1916-1918 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 41. Проблемы Первой мировой войны в отечественной историографии.
  • 42. Деятельность II Интернационала.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.

    В последней трети ХIХ века международная нестабильность усилилась. Создание Германской империи (1871 г.), продемонстрировала свою мощь победой над Францией, существенно изменило ситуацию на европейском континенте. В дальнейшем внешняя политика германского правительства была направлена на достижение доминирующего положения Германии в Европе. Чтобы лишить Францию возможности отомстить за свое поражение, немецкий канцлер О. фон Бисмарк попытался найти надежных союзников. В 1873 г. ему удалось создать Союз трех императоров - Германии, Австро-Венгрии и России. Но этот союз оказался не слишком надежным, поскольку Россия выступила в поддержку Франции. Ухудшение отношений с Россией подтолкнуло Германию к дальнейшему сближению с Австро-Венгрией. Хотя Бисмарку и не удалось склонить австрийское правительство к поддержке Германии против Франции, но все же в 1879 г. между Германией и Австро-Венгрией был подписан секретный союзный договор о совместной обороне против нападения России. Впоследствии к этой коалиции удалось привлечь и Италию, у которой были серьезные противоречия с Францией через контроль над Северной Африкой. 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали Тройственный союз, направленный против Франции и России (просуществовал до 1915 г.). Германия пыталась привлечь к участию в союзе и Англию, но эти попытки оказались тщетными. Несмотря на острые колониальные противоречия с Францией и Россией, Англия оставалась верной политике «блестящей изоляции» - не хотела связывать себя долгосрочными договорами с одной из европейских государств.

    Таким образом, возникновение Тройственного союза положило начало расколу Европы на группировки, враждовавшие между собой.

    Усиление англо-немецких противоречий

    После коронации нового императора Германии Вильгельма II (1888 г.) и отставки Бисмарка (1890 г.) Германия стала еще активнее бороться за свое место под солнцем, делать более решительные шаги в политике. Усиливается ее экономическая и военная мощь, начинается строительство мощного флота. Правящие круги Германии стали на путь коренного передела мира в свою пользу.

    Это встревожило правительство Великобритании - крупнейшей колониальной империи того времени. Лондон в коем случае не хотел допустить передела колоний. Кроме того, Великобритания слишком зависела от морской торговли и считала свой флот важнейшей гарантией выживания. Поэтому усиление германского флота создавало реальную угрозу морской гегемонии англичан. И хотя до конца ХIХ века правительство Великобритании продолжал придерживаться принципа «блестящей изоляции», политическая ситуация в Европе, усложнялась, подталкивала Лондон поисков надежных союзников против Германии.

    Создание Антанты

    В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. В 1887 г. Союз трех империй распался. Ростом напряженности в российско-германских отношениях попыталась воспользоваться Франция, которая стремилась преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.

    В начале 90-х гг XIX века военно-политическое сближение двух стран нашло свое юридическое оформление. В 1891 г. между Россией и Францией был подписан консультативный пакт, а в 1893 г. - секретная военная конвенция о совместных действиях в войне против Германии. Подписание этой конвенции завершило оформление франко-русского союза.

    Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Но реальное возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество между двумя блоками, теперь уже вполне определенными, поскольку никто из их руководителей не собирался жертвовать интересами финансовой олигархии своих стран.

    Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.

    Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное - вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.

    Военно-политические блоки. Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 г. сформирован блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зе­ландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.

    В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

    Основные обязательства участников блоков заключались во взаимной помощи друг другу в случае нападения на одно из го­сударств-союзников. Главное военное противостояние разверну­лось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри бло­ков выражалась прежде всего в военно-техническом сотрудниче­стве, а также в создании США и СССР военных баз и развер­тывании своих войск на территории союзных государств на ли­нии противостояния блоков. Особенно значительные силы сто­рон были сосредоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного ору­жия.

    «Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко­торая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.

    Периоды «холодной войны» и международные кризисы. В «хо­лодной войне» выделяют два периода. Период 1946- 1963 гг. ха­рактерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кри­зиса в начале 60-х гг. XX в. Это период создания военно-полити­ческих блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух соци­ально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946-1954), подавление СССР вос­стания в Венгрии в 1956 г., Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис 1962 г.

    Берлинский и Карибский кризисы. Появление у Советского Со­юза на рубеже 60-х гг. XX в. межконтинентальных ракет способ­ствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддержи­вал национально-освободительные движения разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно нара­щивать вооруженные силы, расширять всюду сеть своих военных баз, в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух бло­ков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. ставило мир на грань ядерной войны.



    Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный го­род. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была воз­ведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность прави­тельству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало воз­мущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в бое­вую готовность.

    Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядер­ного удара, каким был Советский Союз после размещения аме­риканских ракет в Турции. Получение подтверждения размеще­ния советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противосто­яние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на гра­ни войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

    Берлинский и Карибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписа­но исключительно важное соглашение: США, СССР и Велико­британия прекратили все ядерные испытания, кроме подземных.

    Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он характе­рен переносом центра тяжести международных конфликтов в рай­оны «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновре­менно отношения США и СССР трансформировались от конф­ронтации к разрядке международной напряженности, к перего­ворам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обыч­ных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

    Война во Вьетнаме. После войны (1946- 1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбь-енфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге - проамериканские силы.

    США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти­занами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществ­ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со­противления ширилось. Американцы и их местные подручные не­сли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство - Социалисти­ческая Республика Вьетнам.

    Война в Афганистане. В апреле 1978 г. в Афганистане произошла революция. Новое руководство страны заключило договор с Со­ветским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Граж­данская война между сторонниками и противниками нового ре­жима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контин­гента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР дей­ствовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втяну­тыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно ска­залось на престиже СССР на мировой арене.

    Ближневосточный конфликт. Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу­дарством Израиль и его арабскими соседями.

    Международные еврейские (сионистские) организации выб­рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на терри­тории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иеру­салим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача­лась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска

    Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более по­ловины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

    С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евре­ев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их разме­щения продолжалось наступление на арабские территории. Наи­более экстремистские группировки мечтали о создании «Велико­го Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.

    В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национа­лизация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Фран­ции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получи­ла название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно пе­решла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готови­лись к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекра­щены, а войска интервентов покинули Египет.

    5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) во главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государ­ства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продви­гались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Из­раиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, запад­ный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан-ские высоты на сирийской территории.

    В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полу­острова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на терри­торию Ливана.

    Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского по­луострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» - восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства

    Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.

    Разрядка. С середины 50-х гг. XX в. СССР выступал с инициати­вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до­говор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важ­нейшие шаги по смягчению международной обстановки были сде­ланы в 70-е гг. XX в. И в США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной, что во­енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отноше­ний между СССР и Западом получило название «разрядка между­народной напряженности» или «разрядка».

    Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от­ношений СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ог­раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

    В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас­ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Кана­ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело­стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при­менения.

    В конце 70-х гг. XX в. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х гг. XX в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.

    Международные отношения в конце XX - начале XXI в. Пере­стройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы­вать все более существенное влияние на развитие международных отношений. Обострение напряженности в отношениях между Во­стоком и Западом на рубеже 70 -80-х гг. XX в. сменилось их нор­мализацией. В середине 80-х гг. XX в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Ре­шающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М.С.Горбачевым и президентами США Р.Рейганом, а за­тем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних дого­воров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в 1991 г.

    Благоприятно сказалось на нормализации международных от­ношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.

    После распада СССР Россия продолжила политику поддержа­ния нормальных отношений с США и другими ведущими западны­ми государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальней­шему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массо­вого поражения. Однако к концу 90-х гг. XX в. осталась только одна сверхдержава - США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

    Серьезные перемены произошли на рубеже 80 -90-х гг. XX в. в Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного герман­ского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.

    В начале 90-х гг. XX в. изменилась политическая карта Европы. Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Юго­славия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

    В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые эт­нические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы ста­новления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии и Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказа­ли этим силам военную поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. Руководство Югославии вынуждено было вывести свои войска из Косова, которое было оккупировано силами НАТО. В 2008 г. там при под­держке Запада незаконно провозгласили независимость.

    Еще один очаг напряженности продолжал существовать в конце XX - начале XXI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупи­рованных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Результатом террора палестинцев и действий израиль­ской армии является гибель множества мирных жителей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской пробле­мы остаются безрезультатными.

    Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак. В 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государство Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива. В 1991 г. иракские войска были изгнаны из Кувейта. В 2003 г. США и Великобритания под предло­гом борьбы с терроризмом без решения ООН захватили Ирак и свергли его правительство. Однако в стране развернулась борьба против оккупантов.

    Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном. В Африке периодически вспыхивают локальные войны между не­которыми странами, нередки гражданские войны, сопровождаю­щиеся массовым истреблением населения.

    С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские вой­ска вторглись в Афганистан, свергнув там при помощи местных сил режим талибов. США угрожают также применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все это стало возможным из-за складывания монополярного мира, где гос­подствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН. Однако со­вершенно очевидно, что даже такое могущественное государство не сможет решить глобальные мировые проблемы. К тому же по­добным положением недовольны другие постоянно растущие цент­ры силы - Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Рос­сия, выступают за создание многополярного мира.