Почему в ночь на крещение не вся вода святая. Что происходит с водой на Крещение


Праздник Крещения Господа Иисуса Христа, который торжественно отмечается всей полнотой православной Церкви 19 января, считается одним из главных торжеств христианства. Он являет собой воспоминание реального исторического события, которое произошло на реке Иордан. Христос принял от пророка Иоанна, исполнив тем самым древний израильский закон. Церковь утверждает, что Господь как-бы потомил в водах Иордана человеческий грех. То есть в нынешнем крещении человек, усыновляясь или удочеряясь Богу, получает грехов.


Существует традиция накануне Крещения и в сам освящать воду в храмах и на источниках или родниках. Именно эта вода и является . Однако, в народе бытует мнение, что вся вода освящается в 12 часов ночи с наступлением Крещения. А многие даже не идут в храм, но отправляются к родникам, где не было водоосвятия, и со спокойной совестью набирают воду там. Эта традиция появляется в России только после революции 1917 года, когда храмы начали , а духовенство расстреливать и отправлять в ссылки. Православное сознание не могло принять, что теперь воду не освящают. Поэтому и начали ходить на источники в тайне , чтобы помолиться там и набрать воды. Но чин освящения не осуществлялся. С тех пор и пошла традиция убеждения, что вода святая везде в ночь на 19 января.


Отношение христианства к такой категорически негативное. Устав разрешает освящать источники и родники. В таком случае вода действительно обладает благодатью. Но там, где не происходил чин освящения свойства святости к воде не добавляются. Это общий закон - что не освящено, то не свято.

"Днесь вод освящается естество", - поется в одной из стихир праздника. Значит ли это, что вся вода: в реках, прудах и водопроводе - в день Крещения становится святой? Есть в народе такое поверье.

Освящение Иордана в Томске митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом в январе 2014 года

***

19 января по новому стилю Православная Церковь празднует один из великих праздников - Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Согласно Евангелию, когда Иисус крестился, "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3:22). Поэтому праздник Крещения также называется праздником Богоявления - так как в этот день единый Бог явил Себя миру в трех лицах Своего Божества.

Для нас, православных христиан, этот праздник имеет особый, неповторимый колорит. Мы любим чудный Крещенский сочельник с его особенным богослужением, включающим множество чтений из Ветхого Завета. Нам дорого великое водоосвящение, крещенская святая вода - агиасма, которую в праздник Крещения можно пить сколько хочешь, а весь последующий год - только натощак, потому что это великая святыня. Многие любят в день Крещения Господня, несмотря на лютый мороз, окунуться в иордань - прорубь, высекаемую во льду водоемов специально к празднику, обычно в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит Великое водосвятие, - по такому же чину, что и Великое освящение воды в храме.

"Днесь вод освящается естество", - поется в одной из стихир праздника.

Значит ли это, что вся вода: в реках, прудах и водопроводе - в день Крещения становится святой? Есть в народе такое поверье. "Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать, - отвечает доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. - Но Божия благодать - не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у людей есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освященную воду, а они не пользуются этой возможностью, говорят "да наберем из-под крана - святая будет", они не получают святую воду. Другое дело, когда нет возможности получить освященную воду, как, например, было во времена гонений на Церковь, когда многие верующие, не имея возможности получить воду, освящаемую в храме, шли в полночь на реку или ключевой источник и набирали там воду. Такая вода действительно была святой, она стояла годами и не портилась".

По словам доктора богословия священника Олега Давыденкова, "вода на земле в ночь с 18 на 19 января освящается потому, что ее освятил Сам Господь Своим крещением. В это время все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме".

Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. "Думаю, - говорит проф. Осипов, - если мы делаем это с верой, мы можем получить для себя немалую пользу. А если это просто дань народной традиции, а желания освятиться нет, то не будет и никакой пользы. Приступаем мы к купанию в святом источнике или просто пьем святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне ее благодать". (Конечно, не всем полезно в тридцатиградусный мороз окунаться в прорубь, ко всему нужно подходить с рассуждением).

Наконец, с праздником Крещения связано и такое заблуждение, что вода, освященная в сочельник, отличается от крещенской. Тем, кто так считает, можно посоветовать сравнить чин освящения воды в сочельник и в сам день Крещения. Мы не найдем ни одного слова различия, это один и тот же чин, а, следовательно, и вода абсолютно одинаковая.

Леонид Виноградов, Юрий Максимов

Мы собрали для вас ответы опытных священников на самые интересные и злободневные вопросы о святой воде и Крещении.

19 января Православная Церковь вспоминает Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Событие Крещения Господня называют также Богоявлением, ибо в этот момент совершилось явление Полноты Божества – явление всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с Небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына, принявшего Крещение, и Духа Святаго, сошедшего на Сына в виде голубя.

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Святую воду называют и крещенской, и богоявленской – речь идет об одной и той же воде. Некоторые думают, будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника, не одинакова. Это суеверие!
Благодать освящения подается воде одна и та же.
18 и 19 января вода освящается одним и тем же чином, поэтому различать их не следует.

В наше время двукратное совершение чина великого водосвятия стало уставной традицией. В древней Церкви для этого была важная причина: накануне этого праздника совершалось крещение оглашенных. Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие в воспоминание Крещения, которое принял Господь в водах Иордана от руки св. Пророка Иоанна Предтечи. Разница между первым и вторым освящением том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления шли на реку Иордан.

2. Крещение Господне и Богоявление - это разные праздники или один и тот же?
Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

3. С какого времени берет начало традиция освящения воды?
Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Иерусалимской Церкви, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан и водоосвящение в воспоминание Крещения Спасителя. Издревле и в Церкви Русской, подражая Иерусалимской, совершается в дни навечерия праздника и в сам день Богоявления торжественное водосвятие.

4. Освящается ли на Крещение вода из-под крана?

Вопрос, который можно встретить очень часто. В популярной книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» мы можем встретить рассказ о том, как совершали Богослужение новомученики и исповедники Российские. У одного из них спросили: «А как же, батюшка, вы освящали воду в день Крещения? Ведь молитвы на Крещение читаются однажды в год и они очень длинные?», на что получили такой ответ: «А нам и не нужно было помнить эти молитвы. Ведь если хотя бы в одном месте Вселенной в православном храме совершается Чин великого освящения воды, то по молитвам Святой Церкви освящается и «всех вод естество» – вся вода в мире делается крещенской и святой.
В этот день мы брали воду из любого источника, и она была нетленной, благодатной, крещенской. И, как всякая крещенская вода, не портилась по многу лет».
Но если в этот день освящена вся вода, нужно ли идти в храм? Нам кажется, из этого рассказа никак нельзя сделать вывод, что тем, у кого есть возможность посетить храм Божий, можно просто набрать воды из-под крана. Вода освящается молитвой всей Церкви и для верных чад Церкви, поэтому всякий, кто имеет возможность прийти в церковь, должен это сделать. Если нет такой возможности, нужно попросить кого-то сходить за водой в храм, если же поблизости нет храма, то только в этом случае можно воспользоваться примером новомучеников.

Также прислушаемся к мнению о. Максима Козлова:
«В праздник Крещения Господня водопроводная вода, вопреки народному поверью, не становится святой.
В большинстве не только московских, но и в любом городе находящихся храмов вода для освящения в праздник Крещения берется именно из водопровода, а не завозится из Иордана спецрейсами. Так что освящение воды - это не процесс изменения ее биохимического состава, речь идет о духовной составляющей. Если же речь идет о том, что можно ли налить дома ванну с 18-го на 19-е и считать, что это та же вода, освящаемая в церкви - то это не так. Потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых», - считает батюшка.

Он призвал тех, кто хочет набрать святой воды, не полениться сходить за ней в ближайший храм.

«Между прочим, она раздается, во-первых, совершенно бесплатно, то есть даром, а во-вторых, допускает разбавление, от концентрации ее свойства не зависят. Так что достаточно набрать в храме маленькую бутылочку», - отметил священник.

Некоторые православные действительно верят, что в Крещение вся вода становится святой, в том числе и та, которая течет из крана.

5. Добрый день! Скажите пожалуйста, а правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь? Большое спасибо, Елена

Здравствуйте, Елена!

Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Помоги Вам Господи!

В праздник Крещения Господня православные христиане ходят в храм, участвуют в Таинствах Исповеди и Причастия.
Если нет возможности прийти в храм, можно попросить об этом родных или знакомых.
В очереди за водой не стоит торопиться и толкаться. Гораздо полезнее будет помолиться в благоговейной тишине.

6. Святую воду можно разбавить простой чистой водой, и она будет также полна благодати. Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма 30-литровую канистру. Достаточно взять небольшую бутылку и расходовать ее равномерно весь год.

7. Хранить святую воду можно как в пластиковой, так и в стеклянной посуде, поставив ее, например, рядом с иконами. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Не раз отмечались случаи, когда вода, освященная в одном и том же месте одним и тем же священником, у кого-то портилась, а у других – стояла долго.
Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости (архимандрит Амвросий (Ермаков)).

8. Святой водой с молитвой «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа» можно окропить свой дом, место работы и учебы, автомобиль и иные вещи.

9. Принимать святую воду принято натощак вместе с просфорой после прочтения утренних молитв. Пить ее следует благоговейно, с молитвой, чтобы этот дар Господень был во здравие души и тела. В случае болезни можно пить святую воду, по мере необходимости (также можно пить крещенскую воду в стремлении избавиться от сильного действия какой-либо страсти или скорби).

10. Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?

При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

В силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место – в проточную реку, например, или в лесу под дерево, а сосуд, в котором она хранилась, больше не использовать в быту.
Как рассказывал священник Михаил Михайлов, у одного знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года…

11. Если у вас есть желание окунуться в проруби, то, исходя из состояния здоровья, спросите благословение у священника и соблюдайте меры безопасности. Купание в любых водных источниках не является Церковным Таинством, очищающим душу от грехов, это просто благочестивая традиция. Надо помнить, что грехи прощаются только в Таинстве Исповеди.

12. Православная Церковь негативно относится к различного рода святочным гаданиям и просит своих чад не совершать тяжких грехов чародейства. Всякого рода гадания в «крещенский вечерок» – тяжкий грех для души, осквернение святого дня.

О других суевериях предупреждает протоиерей Александр Авдюгин:
- Обливаться (обливать) в ванне при купании святой водой, дабы выздороветь, нельзя.
- Скотину (худобу) и прочую домашнюю живность поить этой водой нельзя, даже с учетом того, что у некоторых святых такие примеры присутствуют.
- От сглаза, наговора, заговора и прочих чудачеств из ореола язычества вода крещенская не помогает, так как она святость, а не собственное суеверие.
- Окроплять святой водой жилище можно и нужно, а рисовать на дверных косяках кресты – ваш личный выбор.
- Вода крещенская (Агиасма) не портится никогда ни от того, что в нее ионы серебра с креста попадают, а от того, что она святая.
- Абсолютное суеверие и усмешка лукавого, что нельзя святую воду наливать «от себя», «через руку» или через воронку, или ставить бутылку со святой водой на землю.

13. Крещенский Сочельник (18 января – день накануне Крещения), по Церковному Уставу, является днем строгого поста, поэтому его стоит провести в молитве. В Рождественский сочельник готовят сочиво – вареное зерно с сухофруктами и медом. Крещенским сочельником заканчиваются Святки – праздничные дни после Рождества Христова.

14. Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?

С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно.

Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере - к поклонению Богу в духе и истине.

А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святынечки церковные (протоиерей Максим Козлов).

15. Бывает ли, что святая вода «не помогает»?

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках,- ищет знамения; и знамение не дастся ему». Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

СВЯТАЯ ВОДА (ее также называют крещенской и богоявленской: с греческого «агиасма», что означает «святыня») – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода, чудесно приобретающая благодатные и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением (водосвятием). Святая вода обладает особыми свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане имеют великое благоговение.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Для нас, православных христиан, праздник Крещения имеет особый, неповторимый колорит. Мы любим чудный Крещенский сочельник с его особенным богослужением, включающим множество чтений из Ветхого Завета. Нам дорого великое водоосвящение, крещенская святая вода -- агиасма, которую в праздник Крещения можно пить сколько хочешь, а весь последующий год -- только натощак, потому что это великая святыня.

Многие любят в день Крещения Господня, несмотря на лютый мороз, окунуться в иордань -- прорубь, высекаемую во льду водоемов специально к празднику, обычно в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит Великое водосвятие, -- по такому же чину, что и Великое освящение воды в храме.
«Днесь вод освящается естество», -- поется в одной из стихир праздника. Значит ли это, что вся вода: в реках, прудах и водопроводе -- в день Крещения становится святой?
Есть в народе такое поверье. «Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать, -- отвечает доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. -- Но Божия благодать -- не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у людей есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освященную воду, а они не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из-под крана -- святая будет», они не получают святую воду.
Другое дело, когда нет возможности получить освященную воду, как, например, было во времена гонений на Церковь, когда многие верующие, не имея возможности получить воду, освящаемую в храме, шли в полночь на реку или ключевой источник и набирали там воду. Такая вода действительно была святой, она стояла годами и не портилась».
По словам доктора богословия священника Олега Давыденкова, «вода на земле в ночь с 18 на 19 января освящается потому, что ее освятил Сам Господь Своим крещением. В это время все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме.
Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме».

Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. «Думаю, -- говорит проф. Осипов, -- если мы делаем это с верой, мы можем получить для себя немалую пользу. А если это просто дань народной традиции, а желания освятиться нет, то не будет и никакой пользы. Приступаем мы к купанию в святом источнике или просто пьем святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне ее благодать». (Конечно, не всем полезно в тридцатиградусный мороз окунаться в прорубь, ко всему нужно подходить с рассуждением).
Наконец, с праздником Крещения связано и такое заблуждение, что вода, освященная в сочельник, отличается от крещенской. Тем, кто так считает, можно посоветовать сравнить чин освящения воды в сочельник и в сам день Крещения. Мы не найдем ни одного слова различия, это один и тот же чин, а, следовательно, и вода абсолютно одинаковая.



Из православного журнала "Нескучный сад"


Великое водосвятие на Соловках. Богоявление - 2006


19 января по новому стилю Православная Церковь празднует один из великих праздников -- Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Согласно Евангелию, когда Иисус крестился, «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). Поэтому праздник Крещения также называется праздником Богоявления -- так как в этот день единый Бог явил Себя миру в трех лицах Своего Божества.

Для нас, православных христиан, этот праздник имеет особый, неповторимый колорит. Мы любим чудный Крещенский сочельник с его особенным богослужением, включающим множество чтений из Ветхого Завета. Нам дорого великое водоосвящение, крещенская святая вода -- агиасма, которую в праздник Крещения можно пить сколько хочешь, а весь последующий год -- только натощак, потому что это великая святыня. Многие любят в день Крещения Господня, несмотря на лютый мороз, окунуться в иордань -- прорубь, высекаемую во льду водоемов специально к празднику, обычно в форме креста. На реках и других водоемах в этот день также происходит Великое водосвятие, -- по такому же чину, что и Великое освящение воды в храме.
«Днесь вод освящается естество», -- поется в одной из стихир праздника.

Значит ли это, что вся вода: в реках, прудах и водопроводе -- в день Крещения становится святой? Есть в народе такое поверье. «Вода становится святой потому, что по молитве Церкви с ней соединяется Божия благодать, -- отвечает доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов. -- Но Божия благодать -- не безликая стихия. Бог всегда смотрит на силу веры и возможности верующих людей. Если у людей есть возможность присутствовать на богослужении, молиться при освящении воды или, по крайней мере, прийти и взять освященную воду, а они не пользуются этой возможностью, говорят «да наберем из-под крана -- святая будет», они не получают святую воду. Другое дело, когда нет возможности получить освященную воду, как, например, было во времена гонений на Церковь, когда многие верующие, не имея возможности получить воду, освящаемую в храме, шли в полночь на реку или ключевой источник и набирали там воду. Такая вода действительно была святой, она стояла годами и не портилась».

По словам доктора богословия священника Олега Давыденкова, «вода на земле в ночь с 18 на 19 января освящается потому, что ее освятил Сам Господь Своим крещением. В это время все земные воды являют присутствие благодати Божией. Однако верование в то, что в ночь Крещения освящается всяческая вода, не уравнивает всю воду с той водой, которая освящается в храме. Освящение вод в крещенскую ночь – это однократное проявление Божией благодати. Освященная же в храме крещенская вода не утрачивает свою силу со временем. То, что в этот день вся вода освящается, не умаляет и не отменяет таинства освящения воды в храме».



Купаются в Крещенскую ночь и миряне, и духовенство и монашествующие. На фото - клирик Самарской епархии о.Владимир Балашов в "Иордани" (фото с сайта Свято-Троицкого прихода в Елховке )

Сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. «Думаю, -- говорит проф. Осипов, -- если мы делаем это с верой, мы можем получить для себя немалую пользу. А если это просто дань народной традиции, а желания освятиться нет, то не будет и никакой пользы. Приступаем мы к купанию в святом источнике или просто пьем святую воду, она имеет благодатную силу только для тех, кто при этом обещает: Господи, я постараюсь жить по-христиански, ниспошли мне ее благодать». (Конечно, не всем полезно в тридцатиградусный мороз окунаться в прорубь, ко всему нужно подходить с рассуждением).

Наконец, с праздником Крещения связано и такое заблуждение, что вода, освященная в сочельник, отличается от крещенской. Тем, кто так считает, можно посоветовать сравнить чин освящения воды в сочельник и в сам день Крещения. Мы не найдем ни одного слова различия, это один и тот же чин, а, следовательно, и вода абсолютно одинаковая.

Леонид ВИНОГРАДОВ, Юрий МАКСИМОВ