Почему истребитель «Леопардов» и «Абрамсов» «Спрут-СДМ1» станет лучшим в мире? Истребитель танков «Спрут-СДМ1» значительно превосходит все машины подобного класса Противотанковой пушки спрут сдм 1.


Самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ1» была впервые продемонстрирована на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Она является развитием предыдущей модели 2С25 и после испытаний должна поступить на вооружение Российских воздушно-десантных войск. По словам военных экспертов, эта самоходная установка является лучшей в мире и значительно превосходит все имеющиеся в зарубежных арсеналах машины подобного класса.

Основное вооружение - 125-мм пушка 2А75М, способная вести огонь современными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также боеприпасами с дистанционным подрывом на траектории. В целом по огневой мощи «Спрут-СДМ1» соответствует уровню основного танка Т-90МС и способен применять противотанковое управляемое вооружение на дальности до 5 км. Всего в боекомплекте 2С25М имеется 40 выстрелов, в том числе 22 - в механизированной боеукладке.

Помимо спаренного с пушкой пулемета ПКТМ на модернизированной машине на башне имеется еще один такой пулемет в дистанционно управляемой установке. Таким образом командир машины получил возможность самостоятельно поражать выявленные цели в тот момент, когда основное вооружение уже используется наводчиком-оператором. Общий боекомплект пулеметов - 2000 патронов.

развитая система управления огнем 2С25М также имеет танковый уровень. В нее входит лучший в мире прицел наводчика-оператора «Сосна-У» с телевизионными и тепловизионными каналами, а также панорамный прицел командира ПКП с аналогичными каналами. Оба прицела имеют возможность автоматического сопровождения цели. В случае повреждения основных прицелов используется оптико-электронный прицел-дублер со стабилизированной в вертикальной плоскости линией прицеливания и автономным питанием.

Боевая машина имеет информационно-управляющую систему шасси, которая значительно облегчает эксплуатацию, выявление возникающих неисправностей. Новейший комплекс связи обладает частотной модуляцией и техническим маскированием. По узлам и деталям ходовой части, а также по моторно-трансмиссионному отделению «Спрут-СДМ1» унифицирован с боевой машиной десанта БМД-4М .

Самоходная противотанковая пушка 2С25М «Спрут-СДМ1» поступит на вооружение российских ВДВ после программы интенсивных испытаний, но уже сейчас военные эксперты говорят о значительном превосходстве машины над зарубежными аналогами, пишет агентство Вестник Мордовии.

«В мире нет больше машин, обладающих таким мощным вооружением – на 2С25М установлена 125-мм пушка 2А75М, способная вести огонь современными бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также боеприпасами с дистанционным подрывом на траектории», – отмечает автор публикации.

Основные технические характеристики
Тип машины гусеничная, бронированная, плавающая, десантируемая парашютным способом с экипажем внутри машины
Полная боевая масса, тонн 18
Экипаж, чел. 3 (командир, наводчик-оператор, механик-водитель)
Двигатель УТД-29, четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером, без наддува
Максимальная мощность (стендовая) при 2600 об./мин, кВт (л.с.) 368 (500)
Скорость движения, км/ч:
– по шоссе, не менее 70
– на плаву, не менее 7
Вооружение:
125-мм гладкоствольная пушка 2А75
7,62-мм пулемет ПКТМ, спаренный с пушкой
7,62-мм пулемет ПКТМ в дистанционной установке

Специалисты «Волгоградской машиностроительной компании “ВгТЗ”» подчёркивают, что «по огневой мощи обновленный “Спрут” соответствует уровню другой российской новинки – основному боевому танку Т-90МС».

Автор уточняет, что пушка может поражать технику противника противотанковыми боеприпасами на расстоянии до 5 км. «Всего в боекомплекте СПТП 40 снарядов, в том числе 22 – в механизированной боеукладке», – добавляет он.

«Спрут-СДМ1» имеет 2 пулемёта, один – дистанционно управляемый – установлен на башне. «В результате командир машины получил возможность самостоятельно поражать выявленные цели в тот момент, когда основное вооружение уже используется наводчиком-оператором», – отмечает издание. Общий боекомплект пулемётов – 2 тыс. патронов.

«Кроме огневой мощи как у Т-90МС, аналогичного уровня и система управления огнём, проще говоря, на 2С25М такие же, как и у нижнетагильского танка, прицелы и система управления огнём. Это, считающийся одним из лучшим в мире, прицел наводчика-оператора “Сосна-У”, с телевизионными и тепловизионными каналами. А также панорамный прицел командира ПКП с аналогичными каналами», – пишет «Вестник».

2С25 «Спрут-СД» (по индексу ГАБТУ — объект 952) – это самоходная авиадесантная противотанковая пушка производства СССР, и, впоследствии, РФ. Разработка произведена ОКБ-9 (Екатеринбург) и в КБ Волгоградского тракторного завода. При этом научное руководство осуществлял ЦНИИ Точного машиностроения (Климовск). Функционал 2С25 «Спрут-СД» заключается в борьбе с бронетехникой, танками и военнослужащими противника в составе подразделений морской пехоты, ВДВ и спецвойск.

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

3.1 Предпосылки к созданию

К концу 60-х годов Советская армия располагала легкими танками ПТ-76. Ими в большинстве своем распоряжались линейные части морской пехоты и разведывательные подразделения сухопутных войск. Когда в 1966 году на вооружение была принята БМП-1, необходимость дальнейшей эксплуатации ПТ-76 стала неочевидной, но имелись мнения, что нельзя просто так отказываться от техники этого класса. К тому же такой вид вооружения, как плавающий легкий танк, отлично себя показал во время арабо-израильских конфликтов. По этой причине в восьмилетний план опытно-конструкторских научно-исследовательских работ вошла разработка такого плавающего легкого танка, который стал бы лучше, чем ПТ-76Б и его аналоги в зарубежных государствах. До 1980-х годов произошла разработка нескольких вариантов танка, включая «Объект 934». В начале 1980 года работы по новому легкому танку были свернуты, из-за старта работ по БМП «Объект 688».

К середине соответствующего десятилетия, государства, входящие в блок NATO, начали вооружаться танками М1, М60А3, Челленджер и Леопард 2. Советская армия же была вооружена БТР-РД «Робот» и БМД-1, более слабыми по отношению к западным моделям. Тогда же благодаря началу эксплуатации самолетов Ил-76, значительно выросли возможности советской военно-транспортной авиации. Максимальная грузоподъемность стала 40 тонн, а десантируемый груз – 20 тонн. Так как военно-десантные войска смогли производить более тяжелые боевые машины с одновременным повышением огневой мощи и защищенности, то возможности модернизации шасси типа БТР-Д и БМД-1 зашли в тупик.

3.2 Предварительные проработки

В 1982 году ЦНИИ «Точного машиностроения» сделал научно-исследовательскую работу на тему создания противотанковой самоходной пушки легкой категории по массе, калибра 125 мм. В следующем году вышел нормативно-правовой акт, где говорилось о необходимости выполнения предварительных работ по оценке возможности разработки противотанковой самоходной пушки на основе агрегатов и узлов перспективной БМД.

Шасси было взято от «Объекта 934». В 1983 году состоялась передача одного из трех его опытных образцов в ЦНИИ «Точного машиностроения», и затем, в течение года там изготавливался макет самоходной авиадесантной противотанковой пушки калибра 125 мм. Он был выполнен по башенной классической схеме, но еще были такие варианты, как с вынесенным вооружением и рубочный. В 1984 году прошли опытные стрельбы, которые показали, что по кучности новое оружие также хорошо, как и танки, а нагрузки, воздействовавшие на корпус и экипаж, были в норме. Эти проработки составили базу опытно-конструкторских работ, которым было присвоено название «Спрут-СД», по индексу ГРАУ – 2С25.

3.3 Испытания и принятие на вооружение

В том же году произошло утверждение тактико-технического задания. В следующем году стартовали работы над разработкой пушки. В начале 1986 года началась разработка средств десантирования. В 1990-1991 годах прошли госиспытания пушки. При этом средства десантирования их не прошли. Были выявлены их очень высокая цена производства, проблемы в использовании и неудобное устройство кассетного блока парашютно-реактивного двигателя. Поэтому в 1994 году эти средства десантирования были отменены, а взамен стартовали разработки бесплатформенной системы десантирования П260М «Спрут-ПДС». В 2001 году прошли дополнительные испытания. Наконец, через 5 лет, пушка вошла в вооружение армии РФ.

4. Тактико-технические характеристики

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 708,5
  • Длина с пушкой вперёд, см: 977
  • Ширина корпуса, см: 315,2
  • Высота, см: 305
  • База, см: 422,5
  • Колея, см: 274,4
  • Клиренс, см: 10…50.

4.2 Бронирование

  • Тип брони: противопульная.

4.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: 2А75, калибр 125 мм
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка
  • Длина ствола, калибров: 48
  • Боекомплект пушки: 40
  • Углы ВН, град.: -5…+15
  • Углы ГН, град.: 360
  • Прицелы: ТО1-КО1Р, 1А40-1М, 1К13-3С
  • Пулемёты: ПКТМ, калибр 7,62 мм.

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 2В-06-2С
  • Мощность двигателя, л. с.: 510
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45-50, вплавь — 9
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 350
  • Удельная мощность, л. с./т: 28,3
  • Тип подвески: гидропневматическая индивидуальная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,36-0,53
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35
  • Преодолеваемая стенка, см: 80
  • Преодолеваемый ров, см: 280
  • Преодолеваемый брод: плавает.

4.5 Остальные параметры

  • Классификация: противотанковая самоходная пушка
  • Боевая масса, кг: 18000
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 3

5. Серийное производство и модификации

Кроме самоходной артиллерийской установки «Спрут-СД», предназначающейся для военно-десантных войск, велись разработки и противотанковой самоходной пушки «Спрут-ССВ» калибра 125 мм, для использования сухопутными войсками. У нее нет возможностей десантирования, а базовым шасси стала разработка под названием «Планер» (КБ Харьковского транспортного завода), произведенная в целях замены в сухопутных войсках гусеничных тягачей МТ-Лбу и МТ-ЛБ. Но проект «Спрут-ССВ» остановился в развитии после создания и испытаний опытных образцов.

Серийный выпуск СПТП 2С25 был открыт до взятия на вооружение, в 2005 году, на Волгоградском тракторном заводе и длился 5 лет. Затем он был остановлен, в целях модернизации САУ «Спрут-СД». Ей присвоили обозначение 2С25М. Была сделана унификация с БМД-4М по трансмиссии, двигателю и ходовой части. Также впоследствии будет усовершенствован прицельный комплекс. После того, как эта модернизация завершится, выпуск САУ «Спрут-СД» будет возобновлен.

Самоходной противотанковой пушки «Спрут-СД» довольно сложна, поэтому ограничимся упоминанием только основных ее этапов. В 1970-е гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию самоходной противотанковой пушки (СПТП) нового поколения. Интерес к самоходной бронированной машине с мощной противотанковой пушкой проявили, в частности, воздушно-десантные войска. Анализ тенденций развития зарубежной бронетанковой техники, проведенный в 3-м ЦНИИ Министерства обороны СССР, показывал, что эффективность имеющихся в ВДВ противотанковых средств уже недостаточна для борьбы с танками противника, которые он неизбежно будет применять для борьбы с воздушными десантами. Если Сухопутные войска к борьбе с бронетанковой техникой противника могут привлекать основные боевые танки, то в парашютных десантах это невозможно. Возможности военно-транспортной авиации и средств десантирования допускают использование в составе парашютного десанта машин максимальной массой около 18 т.


К тому времени уже были выполнены ОКР по созданию легкого танка (шифр «Судья»), вооруженного 100-мм нарезной пушкой и приспособленного для авиадесантирования, на ВгТЗ шли работы по легкому танку по теме «Яхта». Но проект легкого плавающего танка, как известно, был остановлен в то же время, когда задавались ОКР по БМД «Бахча».

Между тем, исследования, проведенные специалистами ЦНИИТОЧМАШ, показали принципиальную возможность перехода от калибра противотанковой пушки 100 мм (на основе баллистики и боекомплекта серийной гладкоствольной пушки Т-12) к калибру 125 мм. Опыты с макетным образцом на шасси БМП-2 подтвердили, что орудие с баллистикой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81 может быть установлено на легкий носитель при условии определенной доработки артиллерийской части. С1982 г. в ЦНИИТОЧМАШ были проведены исследования возможности создания авиадесантируемой самоходной противотанковой пушки, максимально унифицированной по артиллерийской части станковым орудием. На основании этих результатов протоколом Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 29 июля 1983 г. поручалось провести предварительные проработки по определению возможности создания 125-мм СПТП для ВДВ на унифицированных узлах шасси перспективной боевой машины десанта.

Изначально предполагалось, что СПТП будет не только решать задачи борьбы с танками и бронемашинами противника, но и вести огонь по его живой силе и огневым средствам, поддерживать подразделения ВДВ огнем прямой наводки в ходе атаки объекта захвата, действовать непосредственно в боевых порядках боевых машин десанта при атаке и при отражении атаки противника на марше. Это требовало от СПТП качеств легкого танка и соответствующего боекомплекта, однако термин «легкий танк» уже не употреблялся. Работа шла под эгидой ГРАУ, которое, в отличие от ГБТУ, «танками» заниматься не могло. В НИР участвовали, разумеется, и специалисты ВгТЗ и ОКБ-9 «Уралмашзавода» (завода №9, г. Свердловск, ныне Екатеринбург) - производителя 125-мм танковой пушки.

Опыт создания легкого танка все же дал базу для начала работ по СПТП. Через ГБТУ и ГРАУ в ЦНИИТОЧМАШ был передан опытный образец танка «Объект 934» («Судья»). На этом шасси в 1983-1984 гг. и изготовили экспериментальный образец авиадесантируемой 125-мм самоходной противотанковой пушки. От установки пушки в неподвижной рубке (как в предыдущих советских противотанковых САУ, включая авиадесантные АСУ-57 и СУ-85) отказались, равно как и от вынесенной установки вооружения. Новая СПТП разрабатывалась с установкой орудия в обитаемой вращающейся бронированной башне. В башенном варианте пушку поначалу снабдили дульным тормозом и двухплоскостным стабилизатором. Однако дульный тормоз пришлось исключить - не столько из-за снарядов с отделяемым поддоном и раскрываемым оперением (эта проблема решалась соответствующим профилем дульного тормоза), сколько из-за наличия в боекомплекте выстрела с ПТУР: выброс раскаленных пороховых газов из боковых окон тормоза мог привести к потере управления ракетой. Дульный тормоз также создавал дульную волну, направленную в стороны и назад, а ведь пушка должна была действовать в боевых порядках десантников, возможно - с десантом на броне. Кроме того, в ходе этой НИР были обоснованы состав приборного комплекса и схемы стабилизированных приводов наведения в системе управления огнем.

Опытные стрельбы, проведенные в 1984 г. на полигоне 38-го НИИИ в Кубинке, показали, что максимальные перегрузки, действующие на расчет (членов экипажа) во время выстрела, угловые перемещения корпуса и избыточное давление в районе цапф не превышали допустимых норм, остаточные отходы и пробитие подвески отсутствовали, при этом кучность стрельбы находилась на уровне штатных танковых систем.

Решением Военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР от 20 июня 1985 г. задавалась ОКР по созданию 125-мм самоходной противотанковой пушки, которой присвоили шифр «Спрут-СД». Головным исполнителем был назначен ВгТЗ; на ЦНИИТОЧМАШ (г. Климовск Московской области) и ВНИИТРАНСМАШ (г. Ленинград) возложили научно-техническую координацию работ и участие в технико-экономической оценке. Новая машина получила индекс «Объект 952».

В работе по шасси, вооружению и приборному оборудованию принимали участие ОКБ-9 «Уралмашзавода», ЦКБ ПО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЦКБ «Пеленг» (г. Минск), ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), КБ Приборостроения (г. Тула), Волгоградский судостроительный завод, НИМИ (г. Москва). Московскому агрегатному заводу «Универсал» в феврале 1986 г. было выдано тактико-техническое задание на создание средств десантирования, обеспечивающих десантирование СПТП «Спрут-СД» с экипажем из трех человек внутри. Также в работах участвовали НИИ Министерства обороны.

ОКБ-9 «Уралмашзавода» параллельно занималось буксируемым самодвижущимся вариантом 125-мм противотанковой пушки «Спрут-Б»; он был принят на вооружение в 1989 г. под обозначением 2А-45М. Рассматривалась также установка 125-мм пушки на колесное шасси ГАЗ-5923 - будущего БТР-90.

От открытия ОКР по теме «Спрут-СД» до принятия СПТП на вооружение прошло, ни много, ни мало, двадцать лет. Среди главных причин такого временного разрыва - не раз помянутые распад СССР и развал экономики страны. Кроме снятия государственного заказа и резкого падения финансирования оборонной промышленности, самым негативным образом сказался и распад прежних производственных связей. Так, прицел-прибор наведения «Буг» разрабатывался в Белоруссии, где на некоторое время возобладали сепаратистские настроения.

И все же постановлением правительства РФ от 26 сентября 2005 г. №1502-р и приказом министра обороны РФ от 9 января 2006 г. 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 «Спрут-СД» была принята на вооружение. Заказ на СПТП 2С25 получил ВгТЗ.

Разумеется, машины типа 2С25 «Спрут-СД» не способны заменить основные боевые танки. Однако машины легкой категории по массе, аналогичные танкам по своей огневой мощи, но с высокой аэромобильностью и возможностью десантирования с воздуха или с моря необходимы для сил быстрого реагирования в современных конфликтах. Работа над ними ведется давно в разных странах, но в «Спрут-СД» практически впервые в мировой практике реализована авиадесантируемая система вооружения с огневой мощью основного боевого танка (в большинстве зарубежных разработок в этой категории используются пушки хотя и «танковых» калибров, но пониженной баллистики).

Боевая машина 2С25 скомпонована по классической схеме с передним расположением отделения управления, средним - боевого отделения с размещением вооружения и членов экипажа во вращающейся башне и задним - МТО. Командир и наводчик размещаются в башне в боевом положении; при десантировании и в походном положении они располагаются на универсальных сиденьях в отделении управления - соответственно, справа и слева от механика-водителя.

Установленная в башне 125-мм гладкоствольная пушка 2А75 обеспечивает огневую мощь на уровне танков семейств Т-72, Т-80, Т-90. Длина ствола орудия - 6000 мм, масса орудия - 2350 кг. Для стрельбы может использоваться вся номенклатура выстрелов раздельно-гильзового заряжания для 125-мм танковых пушек, включая выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с отделяемым поддоном и с ПТУР 9М119 (выстрел 3УБК14), запускаемой через ствол пушки. Управление ПТУР - полуавтоматическое, по лазерному лучу. Бронепробиваемость - 700-770 мм с преодолением динамической защиты. Скорострельность - 7 выстр/мин.

Установка 125-мм орудия высокой баллистики, предназначенной для боевой машины массой порядка 40 т, на изделие массой 18 т, да еще и в башенном варианте, потребовала ряда специальных конструктивных решений. Кроме увеличения длины отката более чем вдвое - до 740 мм (по сравнению с 310-340 мм у 125-мм пушки основного боевого танка), использовался также откат корпуса самой машины-носителя за счет работы гидропневматической подвески шасси. Прежде чем импульс отдачи подействует на экипаж и механизмы, происходит откат орудия относительно башни и откат корпуса относительно нижних ветвей гусениц, опирающихся на грунт. Получается своего рода двойной откат, поглощающий энергию отдачи мощного орудия - подобно тому, как это делалось ранее, например, в железнодорожных артиллерийских транспортерах. Свою роль сыграла здесь нелинейная характеристика и большая энергоемкость пневматической подвески шасси, свойственный ей большой динамический ход катков. При откате корпуса он несколько «приседает», при этом увеличивается длина опорной поверхности гусениц, что способствует устойчивости СПТП при выстреле.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (ПКТМ) с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в ленты. Углы наведения по вертикали - от -5 до +15°, при повороте на корму - от -3 до +17°. Установка вооружения стабилизирована в двух плоскостях. Система управления огнем включает лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» со средствами десантирования П260М

Рабочее место наводчика оснащено приборным комплексом 1А40-1М, ночным прицелом (комплексом) ТО1-КО1Р «Буран-ПА» и приборами наблюдения ТНПО-170. Место командира оборудовано комбинированным прицелом-прибором наведения 1К13-ЗС со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения, ночной ветвью, лазерным дальномером, информационным каналом управления ПТУР, дублирующим баллистическим устройством с каналами связи с баллистическим вычислителем прицела наводчика, системой ввода углов прицеливания и бокового упреждения в положение пушки относительно линии визирования, пультом автономного управления автоматом заряжания и приводами наведения с возможностью оперативной передачи управления комплексом по команде командира от наводчика к командиру и наоборот. Таким образом обеспечивается взаимозаменяемость командира и наводчика. Кратность увеличения дневного канала прицела командира 1К13-3С - 1х, 4х и 8х, ночного - 5,5х. Для кругового обзора командиру служат перископические приборы наблюдения ТНПО-170, ТНПТ-1.

В состав автомата заряжания пушки входят: вращающийся конвейер с 22 выстрелами (снаряды и заряды помещены в кассеты), цепной механизм подъема кассеты с элементами выстрела, механизм улавливания и удаления стреляных поддонов, цепной (двухходовой) досылатель элементов выстрела из кассеты в пушку, привод крышки люка выброса поддона и подвижного лотка, электромеханический стопор пушки на угле заряжания и блок управления. Для получения увеличенного отката автомат заряжания имеет уширенную раму подъемника кассеты, внутрь которой входят детали механизма улавливания и удаления стреляных поддонов при откате. Механизм улавливания и удаления поддона размещен на торцевой части казенника пушки с возможностью задержки поддона. Механизм выполнен так, что обеспечивается возможность временно перекрывать тыльную сторону торцевой части казенника пушки и при последующем движении стреляного поддона продуть зону казенника воздухом системы очистки. Последняя имеет воздуховод от фильтровентиляционного устройства в зону казенника пушки и на рабочие места экипажа с использованием вращающегося воздушного устройства. Форма и размеры конвейера автомата заряжания позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления вдоль бортов корпуса.


СПТП 2С25 «Спрут-СД» после приземления

Корпус и башня СПТП 2С25 выполнены из алюминиевого броневого сплава, лобовая часть башни усилена стальными накладками. На башне смонтирована 81-мм установка системы 902В «Туча». СПТП оснащена системой защиты от массового поражения.

В МТО установлен четырехтактный многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2С, развивающий мощность 510 л.с, и сблокированная с ним гидромеханическая трансмиссия. Трансмиссия включает гидрообъемный механизм поворота и обеспечивает пять скоростей переднего и столько же заднего хода.

Ходовая часть включает на один борт семь опорных катков, четыре поддерживающих ролика, ведущее колесо - заднего расположения. Высокая (28,3 л.с./т) удельная мощность двигателя в сочетании с гидропневматической подвеской и небольшим удельным давлением на грунт обеспечила машине хорошие ходовые характеристики.

Водные преграды «Спрут-СД» преодолевает без дополнительных приспособлений, движение на плаву обеспечивают два водомета. Машина обладает хорошими мореходными качествами: при волнении до 3 баллов она может не только с ходу преодолевать водные преграды, но и вести прицельный огонь в переднем секторе обстрела, равном ±35°.

СПТП 2С25 «Спрут-СД» транспортируется самолетами военно-транспортной авиации. Авиадесантирование осуществляется парашютным способом.

Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД»

Полная масса, т..................................................18
Экипаж, чел..........................................................3

Авиатранспортирование.............самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22

Высота на рабочем клиренсе, мм..................................................2720 (сдатчиком ветра - 2980)
Длина с пушкой вперед, мм............................9771
Длина по корпусу, мм......................................7070
Ширина, мм....................................................3152
Клиренс, мм............................................. 100-500 (рабочий - 420)

Вооружение пушка:
- марка........................................................2А75
- калибр (мм), тип..............125, гладкоствольная
- заряжание......................................раздельное, автоматическое
- скорострельность, выстр./мин.......................7

пулемет:
-марка..............................................ПКТ(ПКТМ)
- калибр, мм.................................................7,62

Углы наведения вооружения:
- по горизонту.................................................360"
- по вертикали вперед.....................От -5"до +15"
- по вертикали назад (на корму)......От-3"до+17"

Боекомплект:
- выстрелов к пушке.....................40 (из них 22 - в автомате заряжания)
- типы выстрелов................осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУРЗУБК14 (запуск через ствол пушки)
- патронов.....................................................2000

Броневая защита:
- лобовая....................от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40")
- круговая........................от огня 7,62-мм оружия

Двигатель:
- тип.............................................четырехтактный 6-цилиндровый дизельный с газотрубинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения
- марка..................................................2В-06-2С
- мощность, л.с. (кВт) .............................510(375)

Трансмиссия..........................гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота

Подвеска опорных катков............индивидуальная пневматическая

Гусеница........................стальная, двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами

Ширина трака основной
гусеницы, мм...................................................380

Водоходный движитель, тип......гидрореактивный

Максимальная скорость, км/ч:
- по шоссе.................................................70-71
- наплаву..........................................................10

Средняя скорость по сухой
грунтовой дороге, км/ч...............................47-49

Запас хода:
- по шоссе, км.................................................500
- по грунтовой дороге, км...............................350
- наплаву, ч.......................................................10

Удельное давление на грунт, кг/см2.................0,53

Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу взяли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.

Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.

В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.

Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.

Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 - летные испытания.

Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.



К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.

Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) - двух. Высота десантирования над площадкой приземления - от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении - 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.

25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

Государственные испытания модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», предназначенной для Воздушно-десантных войск, начнутся в ближайшее время . Об этом сообщил «Интерфаксу» генеральный директор концерна «Тракторные заводы» Альберт Баков. Уже и утверждена программа испытаний, и техника подготовлена к их началу. А серийное производство новой машины предполагается развернуть в 2018 году . «Спрут-СДМ1» пойдет на замену базовой модификации «Спрут-СД», разработанной ЦНИИ точного машиностроения и Волгоградским тракторным заводом. «Спрут-СД» был принят на вооружение в 2005 году.

Надо сказать, что возможности «Спрута» существенно шире, чем у самоходного орудия. Он способен не только обстреливать танки противника, находясь в укрытии, но и вести бой как с бронетехникой, так и с живой силой, поддерживая наступление сухопутных войск. В данном случае - десантную операцию. То есть обладает точно такими же возможностями, как и танк. И основное орудие у него абсолютно танковое - гладкоствольная пушка калибра 125 мм с полным набором танковых боеприпасов. Подвижность и проходимость достаточные для активного маневрирования на поле боя, а скоростные качества позволят совершать прорывы и рейды для фланговых обходов. И десантники могут перемещаться на броне «Спрута», что невозможно при использовании самоходных орудий.

Однако легким танком, каковым он является в действительности, его назвать не могли по бюрократическим причинам. Дело в том, что заказчиком этой разработки от Министерства обороны было не ГБТУ (Главное бронетанковое управление), а ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление), не имеющее полномочий присваивать создаваемой технике танковые индексы.

На фото боевая машина десант БМД-4 «Бахча-У» с противотанковой пушкой «Спрут-СД»

«Спрут», смело можно сказать, революционное оружие. До него никто не делал легкий танк, способный десантироваться и обладающий огневой мощью, равной мощи основного боевого танка. Класс ОБТ начинается от 40 тонн и до 70 тонн, а «Спрут» весит всего лишь 18 тонн.

Работа по его созданию заняла еще больше времени, чем уходит на разработку и доведения до эксплуатации истребителей. НИР, а затем и ОКР начались в 70-е годы. К началу 80-х к испытаниям был подготовлен «Объект-934». Однако командование ВДВ забраковало его, поскольку пушка калибра 100 мм была способна пробивать лишь 280-мм броню. Для ОБТ стран НАТО это все равно, что слону дробина.

Для того, чтобы разместить на легком гусеничном шасси пушку калибра 125 мм, имеющую значительную отдачу, конструкторам пришлось проявить максимум изобретательности. К тому же у «Спрута» есть возможность запускать через ствол пушки противотанковые управляемые ракеты, что привнесло дополнительные сложности при разработке.

Для уменьшения отдачи попробовали установить на ствол дульный тормоз. Однако от такого решения пришлось отказаться: при стрельбе управляемыми ракетами выброс из дульного тормоза раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой, то есть к ее «ослеплению». Также возникала направленная в стороны и назад дульная волна, которая могла быть опасной для десанта, расположившегося на броне.

Поэтому было решено увеличить откат орудия до 740 мм и ввести в конструкцию механизмы гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый «двойной откат» - орудийного ствола и самой самоходки после выстрела.

В середине 80-х годов «Спрут-СД» успешно прошел государственные испытания. И в 1986 году Волгоградскому тракторному заводу выдали задание на подготовку серийного производства самоходной противотанковой пушки, которая получила индекс 2С25. Однако на этом все и остановилось в связи с довольно странными обстоятельствами.

Принятие «Спрута» на вооружение затормозилось на 20 лет. В 1986 году на московском заводе «Универсал» началась разработка парашютно-реактивной системы десантирования самоходки. В 1991 году система не прошла испытания. Но забраковали ее лишь в 1994 году. Началась разработка новой системы. Ее испытания начались в 2001 году. Заодно решили еще раз испытать и «Спрут-СД». И лишь в 2005 году этот нелепый марафон завершился.

Главное достоинство «Спрута-СД», благодаря которому его называют «истребителем танков», огневая мощь. Она практически такая же, как и у ОБТ Т-72 и Т-90, благодаря пушке калибра 125 мм. И при этом используются те же самые боеприпасы - осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные и тандемные кумулятивные. Бронепробиваемость снарядов достигает 770 мм брони под динамической защитой. В боекомплект также входят управляемые противотанковые ракеты.

«Спрут» роднит с ОБТ и то, что у него есть автомат заряжания пушки, благодаря чему повышена скорострельность, а также исключены ошибки заряжающего члена экипажа. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм. Есть мортиры, которые устанавливают дымовые завесы. Правда, в новой модификации завесы аэрозольные, отсекающие тепловое и радиоэлектронное излучение.

Необходимо сказать, что при создании «Спрута-СДМ1» было решено пойти на некоторое снижение не главных характеристик. Это относится к ходовой части. Вместо 510-сильного дизельного двигателя используется двигатель, имеющий мощность в 500 л.с. На шоссе самоходка развивает те же самые 70 км/ч, то же самое и на пересеченной местности - 45−50 км/ч у обеих машин. Но на плаву - 7 км/ч вместо 9/км/ч. Однако такое решение привело к существенному экономическому выигрышу. Волгоградский завод, выпускавший «Спрут-СД», закрыт. И концерну «Тракторные заводы» пришлось бы с нуля осваивать производство оригинального шасси. Вместо этого было решено воспользоваться шасси от БМД-4М, серийно выпускающимся на Курганском машиностроительном заводе.

Новая модификация получила дополнительный пулемет калибра 7,62 мм с дистанционным управлением, который интегрирован в боевой модуль, аналогичный модулю танка Т-90М.

Но основное усиление получили приборы и системы «истребителя танков», поскольку созданные, по сути, в 80-е годы, они явно устарели. В первую очередь это относится к системе управления огнем, которая доведена до уровня танка Т-90М. Она включает в себя панорамный круглосуточный прицел командира «Соколиный глаз» и прицел наводчика-оператора с тепловизионным каналом. Прицелы оснащены автоматом сопровождения цели. Бортовой компьютер с высокой точностью вычисляет траекторию полета снаряда с учетом целого ряда факторов - как внешних, так и внутренних, зависящих от состояния систем самоходки. При запуске противотанковых ракет их наведение производится по лазерному лучу.

В соответствии с современными требованиями к вооружению «Спрут-СДМ1» интегрируется в единую систему управления тактического звена. Это позволяет, с одной стороны, экипажу передавать другим машинам данные о целях, которые необходимо атаковать. То есть выступать в роли командной машины. А с другой стороны, получать целеуказание от командных пунктов, а также от беспилотников и РЛС.

Жесткие ограничения на вес машины, поскольку она должна десантироваться, неизбежно привели к низкой защищенности. Поскольку конструкторы были вынуждены бронировать «Спрут» по минимуму, он имеет лишь противопульную и противоосколочную защиту. Однако в этом отношении не в лучшем положении оказываются БТР и БМП.

В заключение необходимо сказать, что российский «истребитель танков» - уникальное в мировой практике оружие. Ни одна легкая бронемашина на гусеничном или колесном шасси не имеет пушки такого калибра. Нечто подобное, десантный танк, в США сделали к середине 80-х годов. Он получил индекс М8. Однако Пентагон отказался от его закупки, поскольку тот обладал невысокой огневой мощью. 105 мм нарезная пушка с расстояния в 2 км была способна пробить лишь 340 мм брони. Он весил на 500 кг меньше «Спрута» и имел точно такое же противопульное бронирование. Попытки наладить экспорт М8 завершились безрезультатно.