Почему человек раб божий. Рабы Божьи – что это значит в православии


Все знают, что рабство - ужасная вещь. Попадая в рабство, человек теряет свободу, возможность самостоятельно думать и передвигаться. Почему же тогда многие христиане с гордостью называют себя слугами Божьими.

Разобраться, что значит раб Божий в православии, нам поможет Священное Писание - Библия.

Библия объясняет выражение «раб Божий»

Раб или сын

По еврейским понятиям в слове «раб» не было ничего унизительного, так называли работников в доме, к которым относились порой, как к членам семейства. Если римские рабовладельцы не считали своих слуг за людей, то евреи относились к ним полностью противоположно. По субботам рабовладелец обязан был освободить прислугу от работы, ведь по законам иудеев работать в этот день грех.

Читайте о православной вере:

Если в человеке живет только Божий страх, тогда он будет делать все хорошо, правильно, но без особой радости. Это рабство ради спасения, слава Богу, что и таким путем многие люди приходят к вечной жизни. Сын Божий, неважно, православный или католик, радуется общению с Отцом и Спасителем, он слышит Духа Святого и знает свои права в духовном мире.

Молитва к Богу

Сын Божий обладает полной свободой от греха:

  • лжи и лицемерия;
  • поклонения другим богам;
  • воровства;
  • неуважения родителей.

В письме Римлянам апостол Павел произносит противоречивую с точки зрения обычных людей фразу, что только освободившись от греха, можно стать рабом Богу. (Рим. 8:22) Свою мысль Павел продолжает в послании коринфянам, подчеркивая, что за каждого христианина заплачена огромная цена, поэтому не стоит опускаться снова в рабство греха. (1Кор.7:23)

Ефесская церковь также получила наставления по поводу рабства Господнего, где сказано, что волю Творца могут исполнять рабы Иисуса. (Еф. 6:6)

Святой Иоанн, после пребывания в Небесном царстве, в «Откровении» (Откр. 19:5) пишет повеление, что все рабы Бога могут хвалить Его.

Теперь мы видим, что быть слугою Творца, отдаться в рабство Иисусу - большая честь и награда.

Иисус через апостола Павла говорит, что придет время, когда на рабов Божьих изольется Дух Святой. (Деян. 2:18) Павел не написал, что Святой Дух придет только на учеников, он подчеркнул, что эта благодать дастся тем, которые отдали себя в духовное рабство Спасителю, оделись в светлые одежды небесной чистоты.

Духовное рабство в этом случае подразумевает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, покорность и смирение. Дух Святой никогда не опустится там, где есть бунт и нечистота.

Во время католической службы священник часто называет прихожан как рабами, так и детьми Божьими.

Дева Мария, услышав весть о своей беременности, назвала себя рабой, той, которая отдается во власть своего господина с покорностью и благодарностью. (Луки 1:38)

В Новом Завете все апостолы называли себя рабами Божьими, так что попасть в рабство к Иисусу - высшее благословение. В Библии встречается слово «Doulos», которое означает:

  • слуга;
  • подданный.

Три этапа возрастания. Слуга Господа нашего Иисуса Христа служит своему Господину, выполняя Его повеления, становясь прообразом Его рук, помогая людям.

Иисус ради грешного человечества надел на Себя грязные одежды греха и рабства, унизился ради любви, сошел в ад, уподобившись человеку. (Фил. 2:6 −8)

Истинное верующее сердце будет стремиться подражать Спасителю, с честью называясь рабом Божьим.

Есть рабы по закону, есть - по любви. В 15 главе евангелия от Иоанна написано, что Иисус уже не называет учеников рабами, а обращается с ними, как с друзьями, передавая им все, «что слышал от Отца».

Иисус Христос называет учеников не рабами, но друзьями

Люди, считающие себя христианами, но не желающие преображаться в Его образ, познавать Его волю, навсегда остаются рабами по духу, но это не раб Своего Повелителя, желающий вырасти до состояния друга, сына, наполнившись новой степенью взаимоотношений.

Сын имеет власть в доме своего отца, он обладает правом на наследство.

Что об этом говорят священники

По словам диакона Михаила Паршина, фраза о рабстве смущает только тех людей, которые не познали природу Бога. Попасть в руки тирана страшно, но настоящее наслаждение отдать свою жизнь любящему Творцу, источнику всего прекрасного на земле. Сюда входит:

  • любовь;
  • истина;
  • правда;
  • принятие;
  • прощение и другие добродетели.
Важно! В обычном рабстве человек обязан тяжело работать, в сотрудничестве с Богом, который самодостаточен во всем, христиане с радостью выполняют повеления Господина. Что может быть прекраснее, чем признаться, что ты раб Любви и Истины, Милосердия и Мудрости?

Диакон Паршин подчеркивает, что чем больше человек познает Бога, тем глубже он осознает греховность.

Интересное открытие сделал протоиерей А. Глебов, который исследовал Ветхий Завет и пришел к выводу, что много тысячелетий тому назад называться рабами Божьими имели право только цари, потом пророки. Этим избранные лица Израиля показывали, что над ними нет другой власти, кроме Бога.

В притче о злых виноградарях работали наемные рабочие, а смотрели за ними рабы царя, являющиеся прообразами пророков Израиля, через которых Творец сообщал Свою волю народу.

Называя себя рабом Божьим, человек подчеркивает свое эксклюзивное положение, а именно личные отношения с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом.

Видео о том, почему мы называем себя рабами Божиими

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В церковном обиходе есть разнообразные обряды, таинства, которые очень часто используются и мы уже привыкли к ним. Также как и некоторые церковные слова становятся для нас настолько привычными, что мы порой даже не задумываемся об их значении. Так возникает много противоречий по поводу использования такого выражения как «раб Божий». Некоторые считают, что такое высказывание унижает человеческое достоинство. Но прежде чем делать поспешные выводы стоит разобраться почему называют рабами Божьими прихожан.

Почему говорят раб Божий

Для того, чтобы уйти от обид и оскорблений, не стоит заимствовать юридические или социальные понятия и переносить их на трактовок высшей реальности. Наша духовность должна быть свободна от мирских представлений. Основная цель Господа – это привести всех к вечной жизни. Если человеческая природа повреждена грехом, то он должен не только верить в Бога, но и полностью и всецело следовать его благой воле.

Именно в Священном Писании о таком человеке говорится, что если он отказался от своих греховных помыслов и поступков и предался спасительной воли Господа, то он именуется «рабом Божьим». В библейских текстах такое название несет почетный характер.

Есть несколько толкований, что означает раба Божья или раб Божий:

  1. В Иудее слово «раб» не несло в своем контексте уничижительного значения. Оно просто означало работника.
  2. Главная задача Господа – это желание нам только благ и привести нас к совершенству. Именно подчинение его воли не имеет в себе ничего унизительного.
  3. Эмоциональная составляющая данной фразы должна обращать наше внимание на степень доверия к Господу и нашей верности ему. Мы не должны обращаться к нему только при необходимости и в тяжелые времена.
  4. Необходимо также вспоминать об исторических особенностях того времени, когда существовал рабовладельческий лад. Были только рабы и их наемники. Но в данном случае «раб» — это не бесправное существо.
  5. Почему раб Божий, а не сын Божий? Считают, что отношения Господа и человека должны пройти определенные стадии развития: раб, наемник и сын. Такая классификация встречается еще в притче о блудном сыне.

Как объясняет церковь

Многие священнослужители говорят о том, что ударение в фразе «раб Божий» стоит ставить на второе слово. Если Вы относитесь к Господу, значит ничьим больше быть не можете. Стать рабом божьим означает обрести невероятную свободу. «Рабство» Господу считают также большей мерой свободы, чем рабство над своими страстями и стереотипами.

В христианской культуре существует большое множество традиций, обрядов, с которыми мы довольно часто сталкиваемся, и они не вызывают у нас недоумение.

Тоже самое касается и специальных библейских фраз, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали для нас настолько обыденными, что мы даже и не знаем что они значат на самом деле. Именно поэтому существует разнообразные мнения относительно трактование и использования такой церковной фразы как «раб Божий» .

Многие думают, что такое обращение является унизительным для человека. Однако не надо сразу думать, что это так. Сперва надо более детально изучить этой фразы и понять почему верующих именуют Божьими рабами.

Почему говорят раб Божий

Чтобы понять истинное значение этих слов необходимо абстрагироваться от других сферах жизни, где используется слово раб, тогда и не будет возникать недоразумения и пустые обиды, поскольку в религии значение этого словосочетание совсем иное. Наша духовное мышление не должно зависеть от обыденного понимания слова «раб».

Потому, что самая важное стремление Всевышнего заключается в том, чтобы каждый человек обрел вечное существование. В случае когда люди погрязли в грехах, то они просто обязаны не лишь уверовать в Господа, а и беспрекословно и смиренно подчинятся Всевышней доброй воле.

Ведь в самой Библии о таких людях сказано, в случаях, когда они решили изменить свою жизнь и перестали совершать грехи и избавились от нечистых мыслей и решили следовать благому велению Всевышнего, то таких людей и называют «рабами Божьими». В церковном обиходе данное словосочетание обозначает почетное звание.

Существует пару трактований словосочетание раб Божий либо ж раба Божья:

  1. У иудеев фраза «раб» вообще не употреблялось как что-то оскорбительное. Этим словом просто называли работяг.
  2. Основное стремление Всевышнего, заключается в даровании людям различных даров и показать нам дорогу к идеалу. Поэтому смиренно следовать благому умыслу Всевышнего не имеет под собой ничего оскорбительного.
  3. Чувственная окраска этого словосочетание призванная обратить наш взор на то как мы доверяем Всевышнему и насколько мы верны Ему. К Господу надо не только обращаться с просьбой о помощи в трудных ситуациях, но и благодарить за все блага которые у вас есть.
  4. Нужно еще упомянуть о характерных чертах той эпохи, в которой был рабовладельческий строй. Существовали лишь рабы и их владельцы. Однако в этой ситуации «раб» не подразумевает человека без прав.
  5. Но возникает вопрос почему именно раб Божий, а не отрок Господний? Считается, что взаимоотношения Всевышнего и людей включают в себя три ступени отношений: раб, работник и отрок. Такое разделение упоминается в предании о странствующем отроке.

Как объясняет церковь

Большинство преподобных отцов считают, что нужно выделять в словосочетании «раб Божий» вторую фразу. В том случае когда Вы принадлежите Всевышнему, то это обозначает, что никому больше вы не сможете принадлежать.

Принадлежать Господу это обретение уникальной свободы. Быть «рабом» Божьим считается наибольшей свободой, чем быть рабом своих предпочтений и шаблонов.
Поэтому не надо пытаться найти взаимосвязь трактования этого понятие в мирской жизни и в духовной. Ведь главное в христианстве это вера в Всевышнего и придерживаться канонам Божьим.

«Рабство» Господу

Принадлежность Господу в обобщенном понимании означает смиренное подчинение Всевышнему и противопоставляется другому пониманию как принадлежность греховному поведению.

Однако в более специализированном трактовании, это означает добровольное следование Господней воли подавляя свою на основе боязни расплаты, эта считается первой стадией отношений с Господом (вторая и третья это наемник и отрок).

Священнослужители делят на три ступени отношений с Господом:

Первая это раб, который следует за Богом по причине боязни расплаты;
рабочий, подчиняющийся за деньги;
и отрок, который подчиняется из-за любви к Отцу.

Именно стадия сын считается самой высшей ступеней развития отношений с Господом. Как говорил преподобный Иоанн Богослов: «Любовь исключает боязнь, и идеальная любовь избавляет от страха, ведь в боязни существует страдание. Тот, кто боится не знает совершенную любовь»

Спрашивает Наталья
Отвечает Александра Ланц, 04.06.2010


Здравствуйте, Наталья!

Вообще-то мы должны называть себя и детьми, и учениками, и рабами Божиими. Если мы, действительно, отдаём Ему своё сердце, то мы становимся всем вышеперечисленным. Используя эти всем нам знакомые слова, Бог пытается передать нам весь образный смысл (все его ньюансы) того, каковы взаимоотношения между Ним и нами . Поэтому мы должны концентрироваться не на самих словах, а на внутреннем их смысле .

Ученик – учится (постигающий)
Раб – исполняет (исполняющий)
Ребёнок – наследует состояние отца (наследующий)

И всё это невозможно разделить, потому что как можно, например, быть хорошим рабом , если не учишься служить господину? Или как можно стать настоящим ребёнком Бога, если не желаешь учиться у Него тому, что значит быть Его ребёнком или не желаешь исполнять то, чему научен? При этом ученик обладает возможностью понимать причины того или иного действия Бога, понимать, изучать, почему то или иное Его распоряжение правильно. И хорошим учеником невозможно стать, если не выполнять «домашние задания», т.е. не действовать как действовал бы раб .

Давайте попробуем присмотреться к каждому их этих трёх слов с тем, чтобы потом попросить Бога объединить их в нашем сознании и помочь нам правильно видеть себя по отношению к Нему , нашему Создателю и Спасителю.

РАБ . Тот, кто исполняет волю господина, не подвергая сомнениям её авторитетность и правильность. Т.е. для раба воля его господина – это наивысший, не подлежащий пересмотру или сомнениям закон. Раб не просто служит своему господину, но исполяет все его желания без ропота или недовольства, просто потому, что так говорит господин. У раба как бы уже нет никакой своей воли, но воля господина рассматривается, как собственная воля раба. Если господин желает, чтобы раб умер, раб умирает, чтобы жил – раб живёт, чтобы женился – раб женится и пр. при этом, как уже было сказано, раб воспринимает волю господина неотделимо от своей воли.

Слово «раб», когда оно используется для того, чтобы показать положение человека в мире , несёт значение полного, тотального, абсолютного подчинениния господину. Тот, кто называет себя рабом Господа Вседержителя, тем самым заявляет, что у него нет своей воли, но воля Господа стала его собственной. Однако давайте помнить о том, что называть себя рабом Бога и реально быть им – это две большие разницы ( ; ; ...)

Библия утверждает, что мы все рождаемся в этот мир рабами сатаны, потому что от отцов принимаем падшую плоть, а потом у отцов же учимся, как жить в этом рабстве и даже радоваться ему. «я плотян, продан греху » () . Но вот в один прекрасный день мы узнаём о Боге, о том, что Любовь Божия хочет вернуть нас Себе и зовёт нас Домой: «Верен Призывающий вас » ( ; ).

И тут начинается самое главное: мы, осознавая, что невозможно одновременно служить двум господам, пытаемся выйти из-под господства сатаны в господство над нами Бога.

Из эгоизма в любовь.

Из состояния, когда мы бежали ко греху, в состояние, когда мы бежим от греха.

Из тьмы в Свет.

Из смерти в Жизнь.

Давайте всмотримся в основные пункты того, что несёт нам рабство сатане и рабство Богу

Быть рабами сатаны – значит, жить по его законам, не подвергая их абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет... Быть рабами Бога – значит, жить по Его законам, не подвергая из абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет...
продверженность болезням, разочарованиям оптимальное для текущего дня здоровье и уверенность в завтрашнем дне.
любовь, сосредоточенная на себе и топчущаяся по чужим жизням любовь, сосредоточенная на Бога и других людях
жизнь ради конечных целей жизнь ради уподобления Богу
духовноя слупота и глухота способность различать голос Бога
моральная и духовная нечистота святость
смешение понятий добра и зла, неспособность использовать своб силу воли для постоянного избрания добра чёткое различение добра и зла и способность, не взирая на обстоятельства, избирать только добро
неверие вера, двигающая горы
открытый или скрытый бунт против Творца (ропот, недовольство) открытое неповиновение греху (спокойствие, радость, уверенность)
саморазрушение (как физического, так и духовного тела) самосовершенствование (под внимательным взглядом Идеального Учителя)
физическая и навечная смерть (первая и вторая смерть)
Вечная Жизнь

Апостол Павел сказал обо всём этом так:

Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти , или послушания к праведности ?

Ибо, когда вы были рабами греха , тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.

Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

Всё, что здесь говорит апостол основано на Христовых словах: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха » ().

Поэтому все апостолы, отдавшие свои жизни, свои судьбы в руки Христа, постоянно подчёркивали, что они теперь служат Любви Бога – Иисусу, а не сатанинскому эгоизму, который есть основа всякого греха.

Вот как Пётр начинание свои послания: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» ()

Вот Иаков, пишущий братьям: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» ()

Так Иуда (не Искариот, конечно) начинает своё послание к святым Божииим: «Иуда, раб Иисуса Христа» ()

Вот искренее признание Павла: «Павел, раб Иисуса Христа» () «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» ()

Попробуйте, зная то, что Иисус Христос – это воплощение праведности, святости, любви и милости Божииих, подставить вместо слов «Иисус Христос» Его характеристики. Что у вас получится?

«Павел, раб праведности, святости, любви, милости Божиих» () Понимаете? Получается, что этот человек находится под предводительством всего перечисленного, не подвергая сомнению великую ценность всех этих качеств. Может ли такой человек грешить?

ДИТЯ БОЖИЕ. Если вы решились стать рабом Вседержителя, то вы получаете от Бога Святого Духа, Который постоянно помогает вам побеждать грех, умервщляя свои плотские похоти, чтобы вы могли служить только Богу (быть рабом только Бога), а получив Духа Святого, вы автоматически становитесь и ребёнком Бога, который в конце-концов получит всё наследство Отца. Смотрите, как об этом сказал апостол Павел:

«если Христос в вас , то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете . Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии . Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления , Которым взываем: "Авва, Отче!"

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии , сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ().

Иисус учит нас обращаться к Богу, как к Отцу: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое...» () Иоанн восхищённый и потрясённый этой истиной пишет ко всем нам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (). А если вы продолжите читать слова Иоанна, то увидите ещё более потрясающую истину.

Получается, что если ты не раб Бога (т.е. раб Его праведности, святости, любви, милости...), то ты и не дитя Его, а если ты – раб Бога, то ты и дитя Его, придназначенное ко спасению для Вечной Жизни. Смотрите, что говорит Иоанн: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (). Слово «делающий» отсылает нас к слову «раб», ведь раб – это как раз тот, кто делает, исполняет волю господина!

УЧЕНИК ХРИСТА. Человек, ставший рабом Бога, не может не стать учеником Христа. Ведь для того, чтобы верно служить Богу, как делает это верный раб, человек должен учиться праведности, познавать волю своего Господина. В Павел пишет Тимофею о том, что он будет хорошим служителем (рабом) Христа, если продолжит питаться верным учением , проще говоря, если продолжит оставаться учеником Христа.

Апостол Иоанн тоже утверждает, что только пребывающий в учении Христа (научаемый Христом), принадлежит Богу ()

Да будет имя Бога благословенно, да поможет Он нам


научиться

быть Его рабами ,

чтобы Ему иметь возможность назвать нас Своими детьми

С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Написано специально для справочно-информационного портала "Возглас" vozglas.ru

И.Крамской. Христос в пустыне. Картина 1872 года.

Подумалось, а почему называя себя "рабами Божьими", в молитве "Отце наш", мы обращаемся к Богу как к Отцу?

Странно? Так мы - это рабы хозяина мира - Бога или все же Его...дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ.Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей. Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов. В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи. Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия… На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога. Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из - за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов. О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке. Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов. В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в: Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).