Отношение православной медицины к кодированию. Можно ли православному человеку кодироваться


Здравствуйте! Пожалуйста, помогите в сложившейся ситуации. У моей матери родной брат, Валерий 55 лет, сейчас лечится в больнице после многолетнего употребления алкоголя. Лежал в реанимации, все органы "травмированны" алкоголем. Сейчас переведён в палату с улучшением. Бог даст скоро встанет вопрос о выписке, хотя он ещё очень слаб. Доктор говорит, что его бы закодировать медикаментозно. Но бывшая жена Валерия, говорит, что кодирование это бесовщина. Так ли это и что делать? С нетерпением жду ответа. Спасибо! Светлана.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Светлана! Собственно «кодированием» называется только психологическое воздействие на человека. Именно оно является опасным для психики и не одобряется Церковью. «Медикаментозным кодированием» называется введение в организм пациента некоторых химических препаратов, которые при взаимодействии с продуктами распада алкоголя вызывают негативные, а иногда и тяжелые следствия для организма. В данном методе нет ничего предосудительного с точки зрения общения с духами тьмы. В то же время метод основан на страхе, и нередко врачи сопровождают введение подобных препаратов дополнительным запугиванием пациента. Все это тоже негативно влияет на психику, однако в определенных случаях вполне допустимо.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.

К ак бросить пить? Этот вопрос неизбежно встает перед каждым человеком, который попадает в алкогольную зависимость. Кто-то раньше, кто-то позже начинает задумываться над тем, что так дальше жить нельзя, что нужно что-то делать. Почти каждый алкоголик сознательно или бессознательно осознает страшные последствия алкоголизма, кто-то уже ощутили их на себе, некоторые видели на примере друзей и знакомых. Но, к сожалению, не все знают, как начать бороться со страстью.

Священнику часто задают вопрос люди, страждущие недугом пьянства: «Батюшка: как бросить пить?» И сегодня мне хотелось бы дать не просто рекомендации общего плана: молись, постись и поезжай в Серпухов, к «Неупиваемой Чаше», но и рассказать немного о механизме воздействия страсти винопития на душу человека, о духовной борьбе с ней, а также дать несколько практических советов, проверенных опытом многих людей.

Алкоголизм – не просто болезнь, не просто вредная привычка, это сильнейшая духовно-телесная зависимость, одна из восьми человеческих страстей. Коренится это заболевание, в первую очередь, не в теле человека, (неприятные последствия алкогольной «ломки» проходят довольно быстро), а в его душе. Алкоголик становится зависим от тех ощущений, которые алкоголь производит в его душе, ему уже очень тяжело обходиться без них. Скажем больше: если человек не научится бороться со страстью в земной жизни, алкогольная зависимость будет мучить его вечно и удовлетворить свою страсть в той, иной жизни он уже никак не сможет. Значит, побороть ее нужно здесь и сейчас.

первые шаги

Страсть винопития — это хроническая, укоренившаяся болезнь. Но даже запущенную болезнь можно вылечить. И лечится она не таблетками и уколами, а личной внутренней работой, подвигом самого больного. Самое главное, что для этого нужно, это:

1) Осознание того, что вы больны страстью пьянства, зависимы от нее. То, что вы не можете себя контролировать, уже не вы властвуете над страстью, а она над вами. Почти все пьющие люди до поры до времени находятся в опасной эйфории: «я в любой момент могу остановиться и перестать пить, у меня все под контролем, страшные истории про спившихся, потерявших человеческий облик людей – не про меня, уж я — то никогда не попаду в такое рабство». На самом деле, алкоголь никого так просто не отпускает, получив зависимость, человек избавляется от нее с очень большим трудом. Известный питерский художник, основатель движения «митьков», Дмитрий Шагин, сам страдавший алкоголизмом и излечившийся, говорит: «Первый шаг – признать свое бессилие, признать, что ты потерял контроль над своей жизнью, и ею правит алкоголь». Также, сознав свою немощь, нужно понять, что с пьянством, как и всякой страстью, можно справиться не нашими немощными силами, а только с помощью Божией. Если человек и добьется чего-то собственными усилиями, свяжет страсть на время, эффект будет недолговременным и вскоре она опять вернется. Почему? Потому что понадеялись только на свои силы, проявили гордыню, и дьявол опять посмеялся над нами.

2) Решимость вести постоянную борьбу с пьянством. Победить застарелую страсть очень непросто, но, с помощью Божией, можно. Только для этого нужно не озираться назад и верить в успех задуманного дела. Любая страсть не только мучает человека, но доставляет и массу приятных ощущений, иначе никто бы не попал в ее плен. Это очень мешает в борьбе с зависимостью, человеку весьма тяжело бывает отказаться от приятности греха. Он сродняется с ним и ему гораздо легче жить со страстью, чем встать на беспощадную борьбу с ней. Большинство алкоголиков прекрасно осознают, что алкоголь губит их, но твердой решимости встать на путь борьбы со своей страстью не имеют. Получается, что и «хочется (бросить пить), и колется». А как я буду жить без милых мне, привычных «радостей жизни»? Бесы начинают внушать нам помыслы: все равно ничего не получиться, лучше даже не пробовать, а жить, как и прежде «не шатко не валко». Вот для чего нужна решимость, чтобы преодолеть плен страсти, лень и прочие искушения. Очень многие люди, бросившие пить, рассказывали, что настоящая, полноценная и счастливая жизнь у них начиналась как раз после избавления от недуга, а до этого они не жили, а просто кое-как существовали, прозябали.

3) Замена «радостей» винопития на подлинные радости. И алкоголь, и наркотики — это очень простой способ мгновенного получения радости, эйфории. Они помогают человеку уйти от проблем, отгородиться от них. И пока алкоголь или наркотик действуют в организме, человек имеет некий эрзац счастья. То, что он, может быть, не смог получить в жизни, к чему нужно прилагать много усилий, даётся мгновенно. А чтобы получить настоящее счастье, нужно немало потрудиться. Особенно часто человек становится алкоголиком или наркоманом, когда у него неблагополучно в семейной, личной жизни. Люди теряют смысл своего существования и заполняют внутреннюю пустоту алкоголем или наркотиками. Знаменитый австрийский психиатр В. Франкл говорил, что около 80 % алкоголиков и 100 % наркоманов - люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, бессмысленность существования. И правда, нет смысла лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше употреблять алкоголь. Тем же Франклом был разработан метод логотерапии, который помогает человеку найти и реализовать смысл своей жизни. Кстати сам Франкл разработал этот метод не умозрительно, а руководствуясь личным, очень печальным опытом. Он перенес ужасные испытания: прошел во время войны концлагеря, потерял всю семью и после этого нашел в себе силы жить и помогать другим людям.

Когда в Американском центре излечения наркоманов в Колифорнии применили метод логотерапии (с помощью которого пациенты обретали смысл жизни) и удалось добиться 40%-ного излечения по сравнению с 11% традиционных методов лечения. Вот почему так высок процент устойчивой ремиссии в центрах лечения алкогольной и наркотической зависимости при храмах и монастырях. Ведь, страждущим указывается подлинный смысл жизни в Боге, в вере, в труде на благо Церкви и людей. Они каются в грехах (а без покаяния невозможно победить страсть), участвуют в таинствах, вместе молятся об исцелении.

Люди почти всегда пьют не от радости, не от хорошей жизни, а из- за больших, часто внутренних проблем: нет мира в душе и с близкими, плохо с работой, временная нетрудоустроенность, депрессия, часто вызванная каким-то горем. Все эти проблемы человек пытается решить с помощью выпивки и, конечно, не решает, а только усугубляет, загоняет себя в тупик. Отсюда вывод – над проблемами, трудностями нужно работать, их нужно решать. Для верующего человека нет безвыходных ситуаций. Решим проблемы, обретем новый смысл жизни – гораздо легче будет отказаться от алкоголя. Если человек твердо хочет бросить пить и работает над обретением настоящей радости: в вере, в молитвенном общении с Богом, в семье, в любви, в общении с близкими, помощи людям, в труде на пользу ближних, в любимом занятии, у него начинается совершенно новая жизнь, наполненная радостью и смыслом, и ему уже не захочется возвращаться к тем сомнительным утешениям, что давал ему алкоголь.

свято место пусто не бывает

С чего начать борьбу? С молитвы. Людей обычно очень пугает объем задуманной работы, они не верят, что смогут всю жизнь справляться с пьянством. Поэтому не строим далеких планов, а просто настраиваемся на ежедневную борьбу с грехом. День прошел без алкоголя и, слава Богу. Проснувшись утром, прочтя утреннее правило, будем от всей души молиться Богу (можно своими словами) об избавлении от винопития: «Господи, помоги этот день не пить, помоги справляться с мыслями о выпивке, укрепи мои немощные силы». Молясь так, мы: во-первых, просим у Бога помощи на грядущий день, а во-вторых, настраиваемся на жизнь без алкоголя. Так проходит день, на следующее утро опять молимся, опять готовимся прожить день без выпивки, потом второй, третий, неделя, а дальше уже легче, приобретается навык борьбы с этим грехом. Самое главное, не забывать каждое утро начинать с этой молитвы, и Господь обязательно поможет. Не нужно ставить себе каких-то временных рамок: не буду пить три месяца, год и т. д. Так человек не борется по-настоящему с зависимостью, а просто загоняет себя во временную психологическую тюрьму. Ждет, терпит определенный срок, свернув себя в «бараний рог», а потом снова срывается. Тут нужно понимать, что мы не просто «подшились» на годик или два, а вышли на тропу духовной войны со страстью, и эта брань будет длиться всю жизнь, но тяжелы только первые шаги, потом будет легче, появится навык, откроется новое, трезвое качество жизни. Человек может получить вредную привычку винопития, но точно также может привыкнуть, если захочет, к нормальному, трезвому образу жизни. Главное помнить: свято место пусто не бывает. Если из души изгнан демон пьянства – значит, душа должна быть заполнена чем-то другим. Для этого необходима духовная жизнь, молитва, исповедь и причастие. Также начните регулярно читать акафист Богородице перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша».

Один мой знакомый очень сильно пил в течение многих лет, почти всю свою сознательную жизнь. Пил запойно, с пьяными дебошами, никто уже не верил, что он способен «завязать». Наконец его выгнали с работы за пьянку, и это тяжелое обстоятельство заставило его о многом задуматься. Он бросил пить, начал исповедаться и причащаться каждое воскресение, стал часто ходить в церковь на буднях, стал искать другой смысл жизни. Начал помогать людям, стал больше общаться с взрослыми детьми, помогать им в воспитании внуков. Углубился в чтение книг и сам стал записывать свои размышления. Вот уже очень долгое время не пьет.

можно ли кодироваться?

Тут я хотел бы немножко сказать о методе кодирования. Люди нередко интересуются у священника: насколько этот метод допустим с духовной точки зрения.

В чем суть кодирования? Во время довольно продолжительного сеанса гипноза, больному внушается, что у него в мозгу сформирован некий код, который мгновенно сработает и приведет к смерти, если пациент примет алкоголь. Иногда, для усиления действия кодирования, в организм больного, еще и вводится определенный препарат, который, при взаимодействии с алкоголем вызывает очень болезненную реакцию: тошноту, рвоту, повышенное сердцебиение и т. п.

Почему кодирование ни в коем случае нельзя рекомендовать как метод лечения? Во-первых: кодирование – вмешательство, вторжение в психику, в мозг человека, а это всегда чревато всевозможными психическими расстройствами. Во-вторых: лечением кодирование вообще не является. Просто человека под страхом смерти на определенный срок программируют на невозможность употребления алкоголя, он не сам борется с болезнью, а отдает свою волю во власть нарколога-кодировщика. Еще одна опасность кодирования в том, что алкоголик, не имея возможности удовлетворить свою страсть, часто просто заменяет ее на какую-нибудь другую. Например, мужчина, после долгих уговоров жены, идет и кодируется. А потом сама же супруга начинает роптать: «Уж лучше бы он пил, после этого «лечения» ходит все время мрачный, злой как собака, на всех срывает злобу, ругается, орет, совсем от него житья нет, когда пил был гораздо спокойнее и добрее». Человек вместо беса пьянства завел в душе демонов гнева и уныния. Слышал я и про такие случаи: человек закодировался, перестал пить, но зато ударился в тяжкий блуд, то что раньше ему давал алкоголь, теперь дает секс. Происходит это потому, что нет момента личной борьбы с грехом, а фрустрацию, неудовлетворенность от невозможности утолить старую страсть, зависимый пытается преодолеть с помощью иных «утех». Практика показывает, что, к сожалению, после окончания действия «кода», больные начинают пить даже больше, чем до кодирования.

Иногда, в особо тяжких случаях, я разрешаю людям, обращающимся ко мне за советом, «зашиться» без кодирования. Я имею в виду метод так называемой «ампулы», всевозможные «торпеды» и «эсперали». Иногда алкоголик в своем недуге доходит уже до края пропасти, его организм настолько изношен, а воля настолько ослаблена, что ему практически нет другого выхода остановится, кроме как «зашиться». Порой только страх смерти или тяжких мучений, может образумить больного. Конечно, это не метод исцеления, это лишь некий тормоз, позволяющий сделать передышку, остановку и заняться настоящим лечением. Это можно сравнить с тем случаем, когда болящий испытывает нестерпимую боль, и ее нужно срочно снять, чтобы дальше можно было начать лечение болезни.

Было у меня несколько знакомых «зашитых алкоголиков», я причащал их сухими Святыми Дарами (ими приобщают больных на дому) после литургии. Некоторые из них смогли справиться со страстью, некоторые нет. Повторяю, «ампулы» и уколы не лечат. Если нет внутренней борьбы с недугом, личной работы больного и твердой решимости бросить пить, после окончания срока «зашивки», человек будет пить по-прежнему, если не больше.

несколько советов в помощь исцеляющимся

В одиночку справляться с пьянством трудно. Очень хорошо, приняв решение бросить пить, обратиться за помощью к грамотному, желательно православному специалисту. Весьма эффективны всевозможные общины и группы, где собираются люди, объединенные общей бедой, там можно найти друзей, поддержку и совет.

Еще несколько рекомендаций: 1) удалите из дома все бутылки с алкоголем и даже пустые, чтобы не было напоминания о пьянке. Доступность алкоголя – первый фактор, провоцирующий пьянство; 2) избегайте компаний, где пьют, на несколько месяцев прекратите походы в гости, и сами не делайте застолий, расскажите друзьям и родным, что бросили пить; 3) если вас тянет к алкоголю, проанализируйте: когда и почему (снять стресс, тоскливо на душе, проблемы на работе и дома). Запишите, как преодолели тягу, как решили проблемы без алкоголя, если был срыв – также проанализируйте ошибки, подумайте, как не повторить их, как избежать ситуаций, провоцирующих пьянство; 4) не сидите без дела, но и не переутомляйтесь, старайтесь, чтобы все свободное время было чем-то заполнено: молитесь, читайте, найдите интересное хобби; 5) побольше общайтесь с близкими, гуляйте, займитесь физкультурой и спортом; 6) займитесь самообразованием в антиалкогольной области, побольше узнавайте о вреде алкоголя и о том, как справиться с зависимостью. Работать над собой зависимый должен всю жизнь, все время быть на чеку, но специалисты утверждают, что при правильном подходе после шести месяцев внутренней работы происходит перестройка сознания и появится устойчивый навык борьбы с зависимостью.

Несмотря на силу страсти пьянства, надежда всегда остаётся. Если человек искренне хочет избавиться от зависимости и горячо просит Бога об исцелении, Господь обязательно поможет. Беда в том, что многие не имеют решимости сделать это, или просто не хотят. Уже было сказано, что страсть при всей своей мучительности имеет великую сладость для одержимого ей. И вот этого человек терять не хочет. И часто начинает хоть о чём-то задумываться, когда уже доходит до края, до придела. Либо Господь посещает тяжелой болезнью, либо рушится семья и пр. А ведь тогда, может быть уже слишком поздно.

Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью алкоголизма, нужно запомнить раз и навсегда: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным, поэтому даже прикасаться к водке и вину ему категорически запрещено. То, что позволено обычному здоровому человеку, то есть получать веселье от вина и соблюдать меру, ему уже не дано. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, всё равно называют себя алкоголиками.

Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».

От пьянства нельзя освободиться, полностью не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен, сей демон изгоняется только «молитвой и постом» (то есть полным воздержанием от спиртного).

Все вышесказанное о борьбе с алкогольной зависимостью можно отнести и к наркотической зависимости, правда, бороться с ней гораздо труднее.

В передаче "Церковь и мир" прозвучал ответ на еще один вопрос нашей читательницы, заданный через форму :«Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

ВЛАДЫКА: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Это программа «Церковь и мир». Вести мне ее помогает обозреватель Иван Семенов.

СЕМЕНОВ: - Здравствуйте. Свои вопросы архиепископу Иллариону, председателю Отдела Внешних церковный связей Московского Патриархата вы можете задавать на сайте нашей программы – «Вера.Вести.ru».

ВЛАДЫКА: - Мы получаем очень много вопросов по теме алкоголизма и наркомании. И я решил посвятить эту передачу этой очень непростой и актуальной теме.

СЕМЕНОВ: - Владыка, есть такое мнение, которое иногда слышат и наши церковные люди, которые исходят от атеистов, язычников, иногда от мусульман, что Православная Церковь сама спаивает русский народ, потому что вино является частью церковного обряда. И поэтому Церковь смотрит сквозь пальцы на вот этот душевный недуг -- на пьянство и алкоголизм. Что вы можете сказать на этот счет?

ВЛАДЫКА: - Во-первых, то, что вино является частью церковного обряда, если речь идет о причастии, то в причастии человек употребляет буквально несколько граммов вина. И поэтому причастие никак не может привести к алкоголизму. Другой вопрос, что наши верующие, а подчас и священники увлекаются алкоголем. Это не связано с литургическим культом. Это связано просто с дурными привычками человека. Мы не запрещаем нашим верующим выпить бокал вина за обедом. Но, если человек употребляет крепкие напитки в большом количестве, то конечно это идет в разрез с православным идеалом христианина, и тем более священнослужителя. И, действительно, это одна из проблем Православной Церкви, с которой мы боремся. И даже среди наших священнослужителей есть люди, которые, фактически, страдают алкогольной зависимостью.

СЕМЕНОВ: - Владыка, все время советской власти понятно, Церковь не могла оказывать окормление народу кроме как внутри церковных оград. Но вот сейчас борьба в епархиях Русской Православной Церкви с этим недугом, с пьянством, достаточно распространилась, шириться. И я предлагаю посмотреть репортаж из епархии, которая мне представляется лидером в этой сфере -- из Санкт-Петербурга.

Сюжет. Школа трезвения.
Солидного вида джентльмен ежедневно приходит на службу и привычно решает транспортные проблемы Петербурга. Для большинства своих коллег он прежде всего авторитетный профессионал, руководитель департамента. Немногие знают, что Андрей Кузьмин уже 8-й год возглавляет братство трезвения при Храме в поселке Володарский. Тягу к выпивке Андрей расценил как душевный недуг и нашел в себе мужество признать собственную слабость.

Андрей Кузьмин, начальник отдела Санкт-Петербургского учреждения «Организатор перевозок»: «В какой-то момент я просто устал выпивать. У меня долгое время была иллюзия, что бросить пить легко, ведь у меня не было запоев. На самом деле, я был на грани пропасти».
У Андрея не было сомнений в том, каким способом можно победить страсть. За помощью он отправился в Храм, и выяснил, что в стремлении своем не одинок. Оказалось, что в Петербурге и его окрестностях с середины 90-х годов действуют десятки школ и обществ трезвости, объединенных в братства, каждое из которых насчитывает в своих рядах от 30-ти до семидесяти человек. От привычных реабилитационных центров их отличает принципиально иной подход к решению проблемы.
Владимир Цыганков, руководитель Школы трезвения: «Пока человек банально болен, он не способен мыслить духовно. До этого еще дорасти надо. С другой стороны врачебная помощь сама по себе не очень эффективна Но из этого не следует, что она не нужна. Вот когда все эти составляющие объединяются, тогда можно получить хороший результат. Врач, психолог, священник».

Школа трезвения при Санкт-Петербургской епархии существует уже 11-й год. За это время исцеление в ней получили более 5-ти тысяч человек, страдавших алкоголизмом. Полный курс лекций, бесед и совместных поездок по Святым местам рассчитан на один год. Но, как правило, получив исцеление и найдя свой путь к Храму, братства уже не покидают.

Андрей Кузьмин: «Мы собрались в братство, стали принимать обеты. Я несколько раз принимал обет на определенный срок. Но потом понял, что это неверно. И вообще отказался от спиртного. И мне стало так спокойно на душе!».

На кладбище Алексанро-Невской Лавры – приметное надгробие в форме гигантского колокола. Это могила священника Александра Рождественского – основателя Александро-Невского общества трезвости, в котором состояли 70 тысяч человек. Как писал Евгений Поселянин, «70 тысяч семей, застрахованных от когтей нужды, безработицы, беспросветного ада».

Алексей Михалёв, Алексей Сасырин, Дмитрий Бойко,
Специально для программы «Церковь и мир».

СЕМЕНОВ: - Владыка, вот в нашем репортаже упоминалась практика давать обеты трезвости перед Крестом и Евангелием. Как вы относитесь к такой практике? Обещать Богу в храме перед священными предметами, не употреблять спиртного никогда или какое-то время -- правильно это?

ВЛАДЫКА : - Я думаю, что это хорошая практика. Единственный ее недостаток, это если человек нарушит обет, то у него может пропасть решимость его исполнять. Потому что, он себе скажет, - «Ну, вот, я дал обет, но раз я его нарушил, то теперь уже, как бы, все пропади пропадом». И человек возвращается к своей прежней практике. Поэтому здесь конечно важно не только дать обет, но и иметь решимость его исполнять. А также важно просить у Бога помощи. Потому что, иногда у человека собственных сил не хватает. Так вот, чтобы он не дал обет в состоянии какой-то гордыни, - «вот я пообещаю и выполню», а чтобы он понимал, что для того, чтобы выполнить обет, ему нужна помощь Божия, и благодать Божия.

СЕМЕНОВ: - наша зрительница Антонина: «Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

ВЛАДЫКА: - Человек становится алкоголиком по разным причинами. Или потому, что он унаследовал страсть алкоголя от родителей. Так бывает. Или потому, что окружающая среда его к этому подтолкнула. Но чаще всего за алкоголизмом стоит сознание внутренней пустоты, неспособность человека эту внутреннюю пустоту заполнить. И вот он начинает искать какие-то средства для того, чтобы жизнь ему казалась наполненной, интересной, счастливой. Чтобы он чувствовал ту эйфорию, которую ему хочется почувствовать, и которую без алкоголя он не может почувствовать. И, в общем, вот весь этот комплекс проблем приводит к алкогольной зависимости. И поэтому лечить ее просто чисто механическими средствами --путем гипноза или кодирования -- это очень опасно. Тем более, что в этой области работает очень много шарлатанов. Тем более, что способы кодирования очень разные, иногда опасные для психики человека. Тем более, что бывает так, что человека закодируют, ему что-то внушат, потом, допустим, он нарушает запрет, ничего не происходит и он тогда понимает, что, в общем, все в порядке. Это кодирование ничего не значило и ничего не стоило. Здесь слишком много опасностей. А самое главное, что невозможно механически прервать вот эту вот зависимость от алкоголя, если не будет у человека какого-то внутреннего перерождения, внутренней силы противостоять этой страсти, этой болезни.

СЕМЕНОВ: - Вопрос телезрителя. «Можно ли считать алкоголиков и наркоманов одержимыми бесами?».
ВЛАДЫКА: - В какой-то степени да. И не случайно люди, которые страдают алкоголизмом и наркоманией на каких-то стадиях они начинают видеть бесов.

СЕМЕНОВ: - Ну, «допился до чертиков».

ВЛАДЫКА: - Да. У них начинаются какие-то галлюцинации, начинается белая горячка. Это все связано. Потому что, вот это вот чрезмерное употребление алкоголя и употребление наркотиков, оно ведет человека к соприкосновению с тем темным потусторонним миром, с которым он вообще не должен соприкасаться. А ведь алкоголизм и наркомания, они по сути дела не совместимы с подлинной церковной жизнью.

СЕМЕНОВ: - Вот вопрос такой сложный, на мой взгляд. «Дочь у знакомых умерла от передозировки наркотика. Нужно ли считать ее самоубийцей? Можно ли ее отпевать в церкви?».

ВЛАДЫКА: - Формально, это не самоубийство. И таких людей мы, как правило, отпеваем и церкви. Но, реально это по сути дела самоубийство. Потому что, конечно, когда человек принимает наркотики, он не делает это для того, чтобы умереть. Но, фактически, он ведет себя к смерти. То есть, это самоубийственная практика.

А теперь мы предлагаем вам посмотреть репортажи о тех событиях, которые привлекли наше внимание на этой неделе.

Москва. Храм Христа Спасителя. Фестиваль жестовой песни.
Алеша хочет стать актером. И, конечно, ему в этом ничто не должно помешать. Даже то, что он – глухонемой. С нами он согласился поговорить при помощи своего художественного руководителя Елены Валерьевны. И рассказал, что учится на первом курсе Государственного специализированного института искусств. А на фестиваль жестовой песни «Душа поет» он приехал с номером «Родина» под фонограмму Витаса.

Гремит фонограмма, ей в такт меняется подсветка. Все это – для того, чтобы глухие певцы и танцоры чувствовали ритм. Они выступают так артистично, что невозможно поверить в то, что они никогда не слышали тех песен, которые исполняют. Лишь внимательно приглядевшись, можно обнаружить, что их артикуляция не всегда совпадает с пением.

Татьяна Нефедова, организатор фестиваля: "Для того, чтобы артикуляция совпадала с пением, надо выучить слова, научиться передавать их жестами -- правильными жестами, бывают ведь жесты вульгарные..."

На фестиваль приехали художественные коллективы со всей России, а также из-за рубежа. Среди них – и дети-сироты.

В основном, ребята пели о Родине и о семье.

А основную идею фестиваля еще в самом начале сформулировал священник Георгий Рощин из Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Он напомнил собравшимся евангельские слова о том, что помышления выходят из сердца. А чтобы обратиться к Богу – не обязательно говорить что-то вслух.

Москва. Конференция "Русская Палестина".

Швеция. Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые браки.

С ноября текущего года Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые союзы наравне с «обычными» браками. Такое решение было принято большинством членов Церковного совета -- высшего церковного органа. После голосования архиепископ Андерс Вейрюд заявил, что "в международном плане это решение можно сравнить с оттепелью". Шведские СМИ уже назвали это событие историческим. Так как Шведская Церковь стала первой среди крупных церквей, признающих однополые «браки». Но именно такой лояльный подход к вопросу однополых союзов вынудил Русскую Православную Церковь заявить о разрыве отношений.

Протоиерей Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским связям ОВЦС МП: "Изначально это решение было принято четыре года назад. И четыре года назад мы заявили о разрыве отношений. Это какая-то цивилизация небытия. Все говорит о небытии человека: аборты, эвтаназия, теперь вот однополые "браки". Такие союзы не направлены на создание новой жизни".
СЕМЕНОВ: - Владыка, мы получаем очень много вопросов на эту непростую тему. И вот наша телезрительница спрашивает, «Признает ли церковь такую вещь как созависимость?».

ВЛАДЫКА: - если воспринимать мир глазами церковного человека, то мы помним слова о том, что «Церковь – это единое тело, в котором все члены". И если страдает один член, то страдают вместе с ним и все члены. И мы сострадаем тем людям, которые находятся в состоянии зависимости. Но вопрос здесь немножко о другом. Здесь вопрос как раз о том, что человек, который сам впадает в зависимость, способен этой зависимостью заражать других.

СЕМЕНОВ: - Есть программа «Двенадцать шагов». Известная, с Запада к нам пришедшая, программа анонимных алкоголиков, которая на Западе весьма успешно развивается. У нас она начинает сейчас внедряться, и иногда даже священники призывают людей пользоваться этой программой. Не возникает ли тут тоже своего рода подмена зависимости. Потому что ведь анонимные алкоголики должны посещать свои собрания до, в общем, кончины своей. Иначе у них есть риск сорваться...

ВЛАДЫКА: - Но, вы знаете, они не обязательно должны посещать эти собрания до кончины. Потому что это двенадцать шагов, и, рано или поздно, когда человек делает двенадцатый шаг, программа как бы заканчивается. Я не знаю эту программу в деталях. Но, когда я служил в Храме Святой Екатерины в Москве, то у нас при Храме была группа анонимных алкоголиков, которые по этой программе занимались, а мы, священнослужители, помогали им интегрировать эту программу реабилитации и освобождения от алкогольной зависимости в их собственный церковный опыт. То есть, в каком-то смысле мы…..

СЕМЕНОВ: - …воцерковляли эти двенадцать шагов, да?

ВЛАДЫКА: - Мы воцерковляли эти двенадцать шагов. А параллелей там очень много, потому что, как раз эта программа «Двенадцать шагов» исходит из представления о том, что человеку недостаточно просто, скажем, перестать пить, или запретить себе пить, или внушить себе, что он не должен употреблять наркотики. Для того, чтобы отказаться от зависимости, человек должен приобрести в себе какой-то внутренний стержень. А этот внутренний стержень можно приобрести только благодаря внутреннему перерождению. И вот эти шаги, они включают очень разные стадии. Например, один из шагов -- это вспомнить все зло, которое ты совершил по отношению к другим людям. Ты должен это записать в тетрадку. Следующий шаг, ….

СЕМЕНОВ: - То есть, это такого рода покаяние.

ВЛАДЫКА: - Это, по сути дела, что-то похожее на исповедь. И мы, когда этими людьми руководили, мы как раз им и предлагали. «Вот давайте, ваш третий шаг, допустим, или там пятый, -- не помню уже какой, -- это будет исповедь. Вот вы придете на исповедь, вы все это расскажете». А следующий шаг они должны подумать, кому из тех, кому они раньше нанесли ущерб, они могут сейчас сделать что-то доброе. То есть, можно ли поправить то зло, которое они совершили. А если это невозможно, то есть ли какие-то другие способы для того, чтобы это зло исправить. То есть, эта программа своего рода духовного перерождения. В этом смысле она созвучна тому, что делает Церковь. Очень важно только, чтобы на нашей православной почве эта программа была выцерковлена, адаптирована к нашим нуждам, и чтобы Православная Церковь, если так можно сказать, взяла над ней шефство.

Дорогие друзья, на грядущей неделе мы вспоминаем необычного святого – апостола Иакова, брата Господня. Подробности в нашем православном календаре.

Православный календарь. Апостол Иаков, брат Господень.
Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Поэтому Иаков не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме.
Он вел жизнь подвижника, не пил вина, воздерживался от мяса, и постоянно молился за свой народ.

Служение апостола Иакова было трудным - вокруг было множество ярых врагов христианства. Но, согласно житию, вел себя с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

При большом стечении народа апостола ввели на портик Иерусалимского храма, и спросили его о Христе. А когда тот подтвердил, что верит в него как в Господа – сбросили Иакова на землю и побили камнями.

Незадолго до своей смерти апостол Иаков написал соборное послание – позже оно войдет в состав Нового Завета. Главная цель послания - утешить и укрепить христиан и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера без добрых дел - мертва и не приводит ко спасению.

Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии. Эта литургия и поныне совершается в день его памяти в Иерусалимской Православной Церкви.

ВЛАДЫКА: - Дорогие друзья. Я хотел бы в заключение нашей передачи напомнить вам слова из послания Святого апостола Иакова, - «Вера без дел мертва». Это замечательные слова, которые показывают, что мы не должны быть просто верующими в церкви, мы не должны быть просто верующими в уме. Вера должна мотивировать наши поступки. Давайте на предстоящей неделе подумает об этом. Храни вас всех Господь!

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

В конце 20 века, да и сейчас, в 21 век, кодирование от алкоголизма стало, как бы, спасением для многих людей, страдающих излишней пристрастью к алкоголю.

Кажется, это единственный выход для многих.

Но допустимо ли с православной медицинской точки зрения использовать этот нетрадиционный метод «лечения»?

На данный вопрос отвечает православный врач Дмитрий Александрович Авдеев:

«─ К одирование и иное ему подобное воздействие на душу и тело человека - это, по моему мнению, бесовщина!

Святое Евангелие говорит о необходимости в качестве условия исцеления покаяние страждущего для прощения грехов. О покаянии эти «лекари» и не вспоминают.

Пьянство, которое возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, не пройдет без молитвы и поста, без сокрушения сердечного, без спасительных Таинств Церкви. Гипнологи и кодировщики не придают этому никакого значения.

Метод кодирования приобрел широкую огласку в средствах массовой информации, а его главные исполнители жаждут признания и славы. Некоторые из них откровенно называют себя «чудотворцами», людьми «особой миссии». Этим псевдоцелителям и неведомо, что дар исцелений Господь подавал подвижникам веры, делателям непрестанной молитвы, смиреннейшим из смиренных.

Известно также, что святые отцы и жены, имевшие этот небесный дар, проводили жизнь свято. Кодировщики же и не помышляют о святости и благочестии,

Врагу нашего спасения, в конечном итоге, даже не важно - пьет человек или нет (отчасти этим объясняются некоторые случаи «выздоровлений»). Важно другое: к кому обращается человек за помощью - к Богу или к сатане?

А как страдают эти закодированные люди? Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он может лишь поменять свой облик. Отсюда у них частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога. Нередко возникают тяжелые соматические заболевания. И удивляться, как видно из сказанного выше, не приходится. Сторонитесь такого «целительства» и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу.»

Д орогие братья и сестры, прочитав довольно строгий ответ православного врача Дмитрия Александровича Авдеева, давайте ознакомимся с иным взглядом на данный вопрос, который предлагает нам авторитетный священник протоиерей Димитрий Смирнов:

О КОДИРОВАНИИ

– У многих людей проблемы со спиртным, они прибегают к кодированию и прочим методикам. Как Церковь смотрит на такие методы лечения?

– У Церкви нет и не может быть никаких мнений по поводу тех вопросов, которыми она не занимается. Церковь занимается спасением души, поэтому у Церкви нет вопросов, можно ли ставить зубные имплантанты, можно ли болящего человека кодировать. Наша задача – чтобы человек бросил пить, нам это очень радостно. А достигается это путем прямого гипноза или кодирования, или с помощью медицинских препаратов – Бог в помощь. Потому что пьяница Царства Божия не наследует. Поэтому, когда стоит выбор, человеку оставаться жить и умирать пьяницей или все-таки постараться, закодировавшись, от этого греха отстать, так лучше выбрать последнее. Вот и все.

– Батюшка, а разве такой метод лечения не влияет на душу?

– О бязательно влияет, а алкоголь разве не влияет? Алкоголизм – это психическое заболевание, и если человека не лечить, он придет в полное беснование, заболеет белой горячкой и обязательно покончит с собой. И поэтому Церковь в дела науки не вмешивается, но когда речь идет о знахарях, колдунах, мы относимся к этому отрицательно. Потому что, с одной стороны, этот бизнес – грабеж, а с другой стороны – он приводит к повреждению психики человека. И Церковь предостерегает своих чад, чтобы они не обращались к таким людям. Я понимаю, что наши призывы мало кем воспринимаются, но, по крайней мере, сказать об этом надо. У нас даже специальные церковные каноны есть на этот счет, чтобы не ходить ни к знахарю, ни к звездочету.

К ак видите, дорогие брать я и сестры, Церковь не дает официального ответа и каких-либо строгих рекомендаций. Посему каждый из нас должен поступать исходя из своего духовного возрастания. Например человеку, живущему церковной жизнью, и впавшему в алкоголизм, следует лечиться посредством частой Исповеди и Причащения. А малоцерковному человеку возможно и закодироваться.

Обсуждение: есть 1 комментарий

    здравствуйте. целиком и полностью согласен что кодирование путь в грехопадение. мне 43 года первьій раз кодировался в 22 года сам не хотел но отец настоял и повез насильно. не пил около года началась депресия замкнутость чувство виньі не покидало. запил вновь но теперь не так как раньше вечером вьіпил утром похмелился к обеду отошел,а на пару недель с нелецеприятньім поведением и проблемами на работе. так прожил где то с год соьівался за єто время раз 6 по две неделе. Снова повезли кодировать меня я уже не сопротивлялся снова держался год может чуть больше в жизни без перемен работа дом работа снова срьів теперь на месяца полтора. каєдьій день мьісль одна утром надо вьіпить тремер ужасающий, чувство страха и виньі не покидало. Опять кодировка опять год с небольшим и срьів на пол года три месяца не помню абсолютно из них. бросил сам правда прокачивали врачи наркологи системьі таблетки. не пил около двух лет. умирает отец срьів на год долгов уйма. опять кодируюсь живу работаю даже женюсь. не пил три года. опять срьів супруга в ужасе у нее отец запойньій,но пьет по две неделе а тут почти год снова. о себе: начал врать не отдавать долги случайньіе собутьільники галюцинации. в итоге кодировка и опять два года трезвости рождение сьіна и снова,но умеренного пьянст

    ва по рюмке по две в день где пивка, но в итоге запой на год все отворачиваются кроме родньіх. кодировки и опять срьівьі и с каждьім разом последствия все хуже и хуже.

    Ответить

Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева. Священник Григорий Григорьев - преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.

— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?

— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми. Это мое глубокое убеждение. Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность. Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы. Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична. Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога. Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит. Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики. Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога. Суть у этих методик одна. Они все основаны на доверительной беседе, на контакте. Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная. Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может. Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.

— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.

— Чушь собачья. Нет такой власти у бесов. На самом деле и кодирования в природе нет. Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию. Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других. Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию. Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили. Но это невозможно. Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит. И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют. Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение. Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу. А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога. Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм. А если не отрезвеют, никто не придет.

— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе. Разве это допустимо?

— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17). Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь. Страх исцелить не может, но может на время остановить. Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться. А исцеляет только любовь.

— Но есть же и оккультные методы?

— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов. Не изгонит сатана сатану. Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа. Они способны только разрушать. Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.