От чего нас избавила святая равноапостольная княгиня Ольга? Служение России: Великие женщины древней Руси. Княгиня Ольга


ОЛЬГА (в крещении - Елена) (?- 11.07.969) - киевская княгиня, жена князя Игоря , православная святая.
О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска. В поздних источниках сообщается, что родители ее были простолюдинами, а сама она в юности работала перевозчицей через реку, где с ней и познакомился охотившийся в тех местах князь Игорь. Другие легенды, напротив, утверждают, что Ольга происходила из знатного рода, а ее дедом был легендарный князь Гостомысл. Встречается и сообщение о том, что до замужества она носила имя Прекраса, а Ольгой была названа в честь киевского князя Олега , воспитавшего ее мужа и устроившего их брак.
Согласно "Повести временных лет", в 903 г. Ольгу выдали замуж за князя Игоря.
После убийства Игоря древлянами (945) Ольга отвергла сватовство древлянского князя Мала и жестоко расправилась с мятежным племенем. По летописной легенде, первых древлянских послов к ней княгиня приказала живьем зарыть в землю, а участников второго посольства - сжечь в бане. Пригласив древлян на тризну по Игорю, она велела своим дружинникам перебить ненавистных ей гостей. Осадив в 946 г. главный город древлян Искоростень, Ольга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали их киевской княгине. Ольга приказала своим воинам привязать к лапкам птиц куски тлеющего трута и выпустить их на волю. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда в Искоростень, после чего в городе начался пожар.
Став правительницей Киева, Ольга проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 г. она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани - погосты. В 955 г. Ольга приняла христианство и впоследствии способствовала распространению этой религии на Руси. По всей Руси возводились христианские храмы и часовни, ставились кресты. Во внешней политике Ольга стремилась к сближению с Византией. В 957 г. она посетила Константинополь, где встречалась с византийским императором Константином VII Багрянородным. Впрочем, отношения Руси и Византии при Ольге не всегда оставались союзническими. В 959 г. Ольга обратилась с просьбой к императору Священной Римской империи Оттону I (противнику Византии) прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства. Однако к 962 г., когда римские проповедники во главе с епископом Адальбертом прибыли на Русь, отношения Руси и Византии нормализовались. Встретив холодный, даже враждебный прием, Адальберт вынужден был возвратиться ни с чем. Несмотря на уговоры Ольги, ее сын

«Возьмем жену Игоря - Ольгу, за князя нашего Мала, а сыну Игоря Святославу сделаем, что захотим!» - похвалялись древляне в 945 г., вспо­миная старые времена, когда один племенной вождь, разбив другого, ста­новился обладателем богатств, семьи и власти побежденного. Но в жизни славян уже многое изменилось, и Ольга, принявшая на себя в малолетст­во сына верховную власть в Киеве, руководствовалась не первобытными традициями.

О происхождении Ольги «Повесть временных лет» говорит мало. Воз­можно, она была дочерью псковского правителя - вассала киевского кня­зя. Она стала мудрой правительницей, не случайно современники прозва­ли ее вещей. Еще Ольга была настоящей дочерью своего времени. «По­весть временных лет» содержит красочный рассказ о жестокой мести Оль­ги древлянам. 1

Регламентация дани Чтобы впредь избежать восстаний, подобных древ­лянскому, княгиня для древлян и жителей русского севера (возможно, и для других территорий Руси) ввела уроки, которые оп­ределяли, сколько дани должны платить подданные. Кроме того, были выделены места - погосты, куда к княжеским людям привозили дань са­ми данники. Появилась вторая форма сбора налога - повоз. Замечатель­ный отечественный ученый XIX в. С.М.Соловьев видел в преобразовани­ях Ольги мудрый государственный шаг, упрочивший единство страны и центральную власть.

Отношения с Византией. Крещение Ольги Ольга не затевала дальних походов, но сама побывала в Царьграде с посольством в 955 (или в 957 г.). Наверное, тогда был заключен новый договор между Русью и Византией, но до нас этот договор не дошел. Летописи сообщают, что греки встретили княгиню с почетом, богато одарили. Император стал крестным отцом Ольги, которая приняла в Константинополе христианство.

Возможно, Ольга намеревалась крестить Русь, но решительных шагов в данном направлении не предприняла. Даже сын ее Святослав отказался креститься, сказав, что дружинники его будут смеяться над ним. Впрочем, среди дружинников-варягов уже было немало христиан. При правитель­нице-христианке никто не мешал христианам исповедовать свою веру. В Киеве стояла церковь Св. Ильи.

6. «Иду на вы!» Княжение Святослава (962-972).

Святослав В 962 г. возмужавший Святослав принял государствен-

ную власть. Внутренними делами он занимался мало, поручив их матери и боярам. Война целиком владела помыслами князя. Воспитан он был воином, ходил легко, как леопард, в походах не возил с собой ни припасов, ни котлов, ни шатров, ел добытую охотой дичь, под­жаривая ее на углях, спал на земле, подостлав конский потник, с седлом в головах, отправляясь на врага, посылал сказать: «Иду на вы!» Такими же были и все его воины - добавляет к рассказу о Святославе летопись.


Походы Святослава на Волгу, разгром Хазарии (965-967) Святослав покорил вятичей, плативших дань хазарам. Потом князь овладел хазарской крепостью на Дону Саркелом. Победил ясов и касогов (предков осетин и черкесов) и взял с них дань. Современник Святослава арабский писатель Ибн-Хаукаль дополняет сведения «Повести временных лет» о походах русских на Волгу в княжение Игорева сына. По его свидетельству, русские дружины вторглись в пределы Волжской Болгарии, достигли г. Булгары, а затем вошли в мордовские земли. На Нижней Волге были разграблены и разрушены столица Хазарии Итиль и много других горо­дов, от которых «не осталось и следа». Хазарский каганат фактически пе­рестал существовать. На месте Саркела возникла древнерусская колония Белая Вежа. На Тамани русские имели г. Тмутаракань, ставший центром довольно обширного русского владения, заселенного представителями различных народов.

Последствия разгрома Хазарии. Итоги разгрома Святославом Хазарии были противоречивы. С одной стороны, каганат хотел господствовать над восточнославянскими племенами и пытался мешать политике объе­динения всех восточных славян под властью киевских князей. Но, с дру­гой стороны, падение хазарского государства открыло путь на запад пече­негам. Они вскоре стали хозяевами причерноморских степей. Печенеги уничтожили славянские поселения на восток и юг от рек Суды и Роси. Не­посредственная угроза возникла для городов Среднего Поднепровья, в ча­стности для самого Киева. Хазары вели с руссами оживленную торговлю, а печенеги блокировали восточные торговые пути Руси и в скором буду­щем затруднили русско-византийскую торговлю, т.к. подкарауливали у порогов купеческие караваны, плывущие вниз по Днепру.

Дунайский поход Святослава 967-968. Святослав, конечно, не думал обо всем этом, когда с добычей и хазарскими пленниками-рабами возвращался с Волги в Киев. Завоевания его были огромны: только грани­ца временных владений Руси на юго-востоке простиралась на 3 тыс. км. Слава о русских победах гремела вокруг, и хитроумные византийцы реши­ли «нанять» удачливого варварского вождя для покорения Дунайской Болгарии, которая в начале X в., обретя независимость от Империи, стала угрожать Византии, но потом с 960-х гг. из-за внутренних распрей ослабе­ла. Император Никифор Фока обещал князю большую дань. В 967-968 гг. Святослав воюет на Дунае. В битве под Доростолом 60-тысячное русское войско разбило 30-тысячную болгарскую армию. Святослав занял дунай­ские города и сел в Переяславце-на-Дунае. Князь уже не хотел передавать Болгарию византийцам, ему грезилось мощное русско-болгарское царст­во, и он уже видел свой щит на вратах Царьграда.

Печенеги под Киевом Тем временем в 969 г. печенеги чуть было не овладели Киевом. Святослав быстро вернулся на Русь. Мать и бояре встретили его упреком: «Ты ищешь чужих земель, а своей пренебре­гаешь!» «Не любо жить мне в Киеве, - ответил Святослав, - хочу жить в Переяславце-на-Дунае, там середина моей земли, туда сходятся блага из разных стран: из Византии - паволоки (шелковые ткани), золотая утварь, вино и фрукты, из Чехии и Венгрии - серебро и кони, а из Руси - меха, мед и челядь (рабы)!» Однако, похоронив умершую вскоре Ольгу, он уст­роил внутрирусские дела: разделил Русь между сыновьями и поручил по­следним заботы о родине. В Киеве сидел старший сын Святослава Яро-полк, в древлянской земле второй сын - Олег, а на севере в Новгороде - младший побочный сын Владимир.

Второй дунайский поход 970-971 Сам же князь умчался к Дунаю, где с союзником и вассалом своим - болгарским царем - захватил Пловдив, вступил во Фракию и намеревался двинуться на Константинополь. Но в битве под Аркадиополем русское войско было разбито. Погибло около 20 тыс. человек. Потерпели поражение и русско-болгарские войска под Преславой. Святослав с 10 тыс. воинов оказался запертым в Доростоле и три месяца сидел в осаде.

Несколько раз русские пробовали пробиться из Доростола. Святослав обращался к воинам: «Выбирать нам не из чего! Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мерт­вые бо срама не имут. Станем крепко. Я пойду впереди вас, и если глава моя ляжет, сами о себе помыслите!»

Греческий историк Лев Дьякон так описал бои между русами и визан­тийцами:

«Войска сошлись, и началась сильная битва, которая долго с обеих сторон бы­ла в равновесии. Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, почитая ужасным бедствием лишиться оной и быть побежденными, сражались от­чаянно. Римляне (византийцы), побеждавшие всех врагов своих оружием и своею доблестью, также стыдились быть побежденными». В тот день руссы отбили 12 греческих атак и к вечеру отошли в Доростол. На следующий день воины Свято­слава отразили штурм крепости, а через день «...при заходе солнца русы вышли из города, построились в твердую фалангу и, простерши копья свои, решились ид­ти на подвиг. Открылось сражение. Скифы сильно напали на римлян, кололи их

копьями, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю. Тогда Анемас (один из знаменитых греческих воинов), увидев Святослава, с бешенством и яро­стью стремящегося на наших воинов и ободряющего полки свои, поскакал прямо на него, поразил его в самую ключевую кость и повергнул ниц на землю. Но не смог умертвить: кольчужная броня и щит, которыми он вооружался от римских ме­чей, его защитили. Конь Анемаса частыми ударами копий сражен был на землю, тогда, окруженный фалангою скифов, упал сей муж, превосходивший всех своих сверстников воинскими подвигами.

Итак, россы, ободренные его падением, с громким и диким криком бросились на римлян. Устрашенные необыкновенным их натиском, римляне начали отсту­пать». Император Иоанн Цимисхий бросил в бой отборный конный отряд - «бес­смертных». «Внезапно восставшая и разлившаяся по воздуху буря с дождем расст­роила россов, ибо поднявшаяся пыль вредила их глазам». Греки ударили во флан­ги и тыл. Святослав с большим трудом пробился к Доростолу и укрылся в нем вновь.

Мирный договор с греками. Гибель Святослава Вскоре по предложению византийцев заключили мир (971 г .): Святослав отказывался от Болгарии, отдавал Доростол и пленных, клялся не воевать против гре­ков, а византийцы пропускали русских к морю, выдав каждому руссу хле­ба на дорогу и серебра. Причем дань русские брали и на убитых воинов. Важным условием договора было обязательство византийцев не чинить препятствий русским купцам. Мир был весьма почетный, но он не радо­вал Святослава. «Пойду в Русь и приведу более дружины», - думал князь. Но тому не суждено было сбыться: у днепровских порогов ждали поре­девшее войско печенеги. Прорваться русским ладьям через них не уда­лось. Святослав отпустил конную дружину с воеводой Свенельдом в Ки­ев, а сам зазимовал на Днепре. Холод, голод, болезни и раны унесли в мо­гилу много зимовщиков, а весной 972 г. при попытке подняться вверх по Днепру полегла вся оставшаяся дружина и Святослав. Печенежский хан Куря велел изготовить из черепа знаменитого князя чашу для пиров. Куря полагал, что из такой чаши вместе с вином и кумысом он получит отвагу, удачу и силу Святослава.

§ 3. Норманнская теория и споры вокруг нее. Справочный материал.

1. Возникновение дискуссии по проблеме образования государства Русь.

2. Норманизм и антинорманизм в XVIII в.

3. Развитие дискуссии в XIX в.

4. Идеологические спекуляции вокруг проблемы в 1930-1950 гг.

5. Современное состояние проблемы происхождения государства Русь.

6. Ученые о происхождении терминов «русь» и «русы».

Условной датой возникновения древнерусского государства можно счи­тать 882 г. - год объединения Киева и Новгорода под властью одного кня­зя Однако многие ученые начинают историю Руси с 862 г., когда были призваны варяги. Вокруг вопроса о начале русской государственности, о том, кто такие русы и откуда взялось название страны «Русь», с давних пор И ДУТ споры.

Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга - одна из самых загадочных фигур Русской истории. Я очень старалась сделать этот пост с минимальными отклонениями в религию, хотя для меня это очень нелегкая задача, поскольку все источники, которые мне удавалось находить, связывают Великую княгиню Ольгу именно с утверждением Христианства на Руси. Современники называли ее "Корнем правоверия". А религиоведы подчеркивают, что именно при ее правлении успешно насаждались семена Веры Христовой. Прошу прощения за такое отступление. И постараюсь просто рассказать о Великой правительнице Киевской Руси.

До сих пор доподлинно не известно проихождение будущей Великой правительницы. Чаще всего встречается версия, что Ольга родилась в Псковской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу. Иоакимовская летопись сообщает, что Ольга принадлежала к роду древне-русской княжеской династии Изборских. Она родилась в языческой семье в селении Вытубы неподалеку от Пскова, стоящем на реке Великой. По другим источникам Ольга была из простой крестьянской семьи. Есть версия, что будущая Великая княгиня принадлежит к одному из болгарских княжеских родов. Также бытует мнение, что она вышла из скандинавской семьи. Очень редко встречается версия, что Ольга была внебрачной дочерью Вещего Олега.

Уже в ранней юности Ольге были присущи глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Богомудрой, мудрейшей в роде называют княгиню древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли такой богатый плод семена христианской веры.
Ольга отличалась и внешней красотой. Когда ее увидел во время охоты в северных лесах будущий Киевский князь Игорь, он воспылал к ней сильной страстью и стал искать с нею встреч, склоняя девушку к плотским отношениям. Однако мудрая и целомудренная Ольга стала вразумлять князя не становиться рабом своих страстей, поскольку он как князь должен быть для людей светлым примером добрых дел.

Художник Сазонов "Первая встреча Ольги и Игоря"

С благословения опекуна Игоря - Вещего Олега - в 903 году святая Ольга стала женой князя Игоря. С 912 года, после смерти князя Олега, Игорь стал править в Киеве единовластно. Он успешно осуществил несколько военных походов. В правление Игоря, лояльно относившегося к христианской религии, вера Христова распространилась в Киеве настолько, что христиане составляли значительную часть общества. Именно поэтому мирный договор с греками, заключенный незадолго до смерти князя Игоря, утверждался двумя религиозными общинами Киева: христианами и язычниками. В 945 году князь Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя и желая укрепить свое положение, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Но Ольга, тогда еще язычница, отвергла предложение древлян. Хитростью заманив в Киев старейшин и всех знатных мужей древлян, она мучительной смертью отомстила им за смерть мужа. Ольга еще неоднократно мстила древлянам, пока они не покорились Киеву, а их столица Коростень не была дотла сожжена. Как язычница, она не могла взойти тогда до заповеди о прощении и любви к врагам.
Отклоняясь немного от темы, хочу поставить один вопрос, на который хотела бы услышать версии ответов уважаемых сообщниц и сообщников. Как вдова языческого правителя по законам язычекого общества языческой Руси (прошу прощения за такие повторки) Ольга должна была взойти на погребальный костер, и быть похороненной вместе с мужем. Так как же княгине удалоь этого избежать? Известный историк Олег Рапов в книге "Русская церковь в IX - первой трети ХII в." рассматривает версию, что Ольга приняла крещение еще до поездки в Византию. А своею неженской мудростью смогла убедить окружавших ее язычников в том, что не может поступить по их законам, иначе нарушит волю ее Бога. Однако эта версия абсурдна. Ибо как было изложено выше - Ольга страшно мстила древлянам за убийство ее мужа. Из истории известно, что княгиня не щадила никого, даже детей.
После смерти князя Игоря Ольга успешно управляла государством и укрепила власть Киевского великого Княжества.
Великая княгиня объезжала Русскую землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа. При ней Русская земля была разделена на области, или волости, во многих местах она поставила погосты, ставшие административными и судебными центрами.
Богомудрая Ольга вошла в историю и как великая созидательница культуры Киевской Руси. Она решительно отказалась от вторичного брака, сохраняя великокняжеский престол для подраставшего сына Святослава. Много трудов приложила Великая княгиня Ольга для укрепления обороны страны. Ко времени правления Ольги историки относят установление первых государственных границ Русского государства - на западе с Польшей.
История не сохранила имен первых христианских наставников Ольги, вероятно потому, что обращение княгини ко Христу связывали с Божественным вразумлением. Один из древних текстов говорит об этом так: «О дивство! Сама не ведущи Писания, ни закона христианьскаго и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашася и веру христианьскую от всея души возлюби. О неизре-ченнаго Промысла Божия! Не от человек блаженная научашася истине, но свыше учителя име Божию Премудрость». Ко Христу святая Ольга шла через поиски Истины, ища удовлетворения для своего пытливого ума; древний автор называет ее «богоизбранной рачительницей премудрости». Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг- Христа».

Сергей Кириллов "Крещение княгини Ольги"

В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где была с почетом принята императором Константином VII Багрянородным (913-959) и Патриархом Феофилактом (933 - 956). Историки повествуют о том, что император был потрясен красотой Ольги и стал искать ее любви. Однако мудрая княгиня сообщила императору, что желает принять крещение, и что хотела бы, чтобы ее крестным отцом стал сам импеатор. Византийский правитель понял ход мыслей мудрой русской гостьи, но отказать не смог. По свидетельству летописи, вскоре Ольга приняла святое Крещение с именем Елена- в честь Святой Равноапостольной царицы Елены. Как и пожелала княгиня, ее крстным отцом стал сам император Константин. Патриарх Феофилакт наставил русскую княгиню в истинах Православной веры. После крещения Ольга вернулась в Киев, взяв с собой святой крест, иконы, Богослужебные книги. Здесь началось ее апостольское служение. Она привела ко Христу и святому Крещению многих киевлян, предпринимала попытки повлиять на сына, убежденного язычника, малодушно боявшегося осуждения дружины. Князь Святослав остался глух к призывам матери. Не принуждая сына, Ольга молилась со смирением: «Воля Божья да будет. Аще Бог хощет помиловати рода моего и земле русския, да возложит им на сердце обратитися к Богу, яко же и мне Бог дарова». Великая княгиня Ольга построила в Киеве, на могиле князя Аскольда, храм во имя Святителя Николая, заложила деревянный храм во имя Святой Софии Премудрости Божией.
Затем с проповедью святой веры святая княгиня отправилась на север. При впадении в реку Великую реки Псковы святая Ольга увидела «луч Трисиятельного Божества » - знамение попечения Божия о Руси. Великая княгиня поставила на том месте крест и основала храм во Имя Святой Живоначальной Троицы. Она пророчески возвестила о том, что здесь будет воздвигнут «град велик». Исторически достоверно, что Святая Равноапостольная Великая Княгиня Ольга явилась основательницей Пскова. По возвращении в Киев она отправила много золота и серебра на постройку псковского храма.
В конце жизни Великая княгиня Ольга претерпела много скорбей. Святослав, не принявший святое Крещение, покинул престарелую мать и переселился в город Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал ее мероприятиям по утверждению Христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Великая княгиня с внуками, в числе которых был князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая княгиня, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди. 11 июля 969 года святая Ольга преставилась ко Господу, завещав не устраивать по себе тризны, а совершить погребение по-христиански.

Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. Её внук Великий Князь Владимир I Святославович Креститель перенёс мощи свой бабки в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление.
Во времена княжения Ярополка (970-978 гг.) Великая княгиня Ольга начала почитаться как святая. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее - примерно в середине XIIIвека. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов. В 1547 году Ольга причиляется к лику святых как равноапостольная. Такой чести кроме нее удостоились еще только 5 женщн в христианской истории - Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, византийская царица Елена и прсветительница Грузии Нина.

Память Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги празднуется 24 июля по новому стилю или 11 июля по юлианскому календарю.
Почитается в первую очередь как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Всех, кто носит имя Ольга, Хельга, Элга, а также родившихся с 24 июля по 11 ноября и носящих имя Елена, поздравляю с Днем Ангела.

История знает много случаев, когда женщины становились во главе государств и делали их сильными и процветающими. Одной из таких правительниц являлась Ольга - княгиня Киевская. О её жизни известно немного, однако и из того, что удалось о ней узнать, можно понять, насколько мудрой и благоразумной была эта женщина. Главной заслугой Ольги историки называют то, что в годы её правления Киевская Русь стала одним из сильнейших государств своего времени.

Дата и место рождения Ольги

Неизвестно точно, когда родилась княгиня Киевская Ольга. Биография её дошла до наших дней только фрагментарно. Историки предполагают, что будущая княгиня появилась на свет приблизительно в 890 г., так как в Степенной книге есть упоминание, что скончалась она в возрасте 80 лет, а дата её смерти известна - это 969 г. Древние летописи называют разные места её рождения. По одной из версий, она была родом из-под Пскова, по другой - из Изборска.

Версии о происхождении будущей княгини

Существует легенда, согласно которой Ольга появилась на свет в простой семье, и с ранних лет работала перевозчицей на речке. Именно там с ней и познакомился Киевский князь Игорь, когда охотился на псковских землях. Ему понадобилось переправиться на другой берег, и он попросил юношу в лодке перевезти его. Присмотревшись поближе, Игорь заметил, что перед ним не молодой человек, а прекрасная хрупкая девушка, облачённая в мужскую одежду. Ею и была Ольга. Князю она очень понравилась и он начал к ней приставать, но получил достойный отпор. Прошло время, настал час Игорю жениться, и он вспомнил о гордой псковской красавице и отыскал её.

Есть легенда, полностью противоречащая предыдущей. Она гласит, что великая княгиня Киевская Ольга происходила из знатного северного рода, а её дедом был знаменитый славянский князь Гостомысл. В древних источниках содержится упоминание, что в ранние годы будущая правительница Руси носила имя Прекраса, а Ольгой стала называться только после свадьбы с Игорем. Такое имя она получила в честь князя Олега, воспитавшего её мужа.

Жизнь Ольги после свадьбы с Игорем

Совсем юной девушкой вышла замуж за Игоря Ольга, княгиня Киевская. Краткая биография, дошедшая до наших дней благодаря "Повести временных лет", гласит, что дата её бракосочетания - 903 год. Супруги поначалу жили раздельно: Ольга управляла Вышгородом, а её муж - Киевом. Кроме неё, у Игоря было ещё несколько жён. Общий ребёнок у супругов появился только в 942 году. Это Святослав - будущий князь Киевской Руси, прославившийся своими успешными военными походами.

Страшная месть княгини

В 945 году Игорь отправился в находящиеся по соседству от Киева древлянские земли за данью и был там убит. Его сыну Святославу было в то время всего 3 года, и он не мог управлять государством, поэтому престол заняла княгиня Ольга. Киевская Русь перешла полностью в её подчинение. Древляне, убившие Игоря, решили, что больше не обязаны платить дань столице. Более того, они захотели женить на Ольге своего князя Мала и таким образом завладеть киевским престолом. Но не тут-то было. Хитрая Ольга заманила послов, которых древляне прислали к ней в качестве сватов, в яму и приказала засыпать их живьём. Безжалостной оказалась княгиня и к следующим древлянским визитёрам. Ольга пригласила их в баню, приказала слугам поджечь её и сжечь гостей заживо. Такой страшной была месть княгини древлянам за смерть супруга.

Но на этом Ольга не успокоилась. Она отправилась на древлянские земли справить тризну (погребальный обряд) на могиле Игоря. С собой княгиня взяла небольшую дружину. Пригласив на тризну древлян, она напоила их, а затем приказала порубить их мечами. Нестор-литописец в "Повести временных лет" указывал, что дружинники Ольги уничтожили тогда около 5 тысяч человек.

Однако даже убийство такого количества древлян показалось киевской княгине недостаточной местью, и она задумала уничтожить их столицу - Искоростень. В 946 году Ольга вместе с малолетним сыном Святославом и дружиной начала военный поход на земли врага. Обступив стены Искоростеня, княгиня велела с каждого двора принести ей по 3 воробья и по 3 голубя. Жители выполнили её приказ, надеясь, что после этого она с войском уйдёт от их города. Ольга приказала привязать к лапам птиц тлеющую сухую траву и отпустить их обратно в Искоростень. Голуби и воробьи полетели к своим гнёздам, и город вспыхнул пламенем. Только после того, как столица древлянского княжества была уничтожена, а его жители убиты или отданы в рабство, княгиня Ольга успокоилась. Месть её оказалась жестокой, однако в те времена это считалось нормой.

Внутренняя и внешняя политика

Если характеризовать Ольгу как правительницу Руси, то, безусловно, она превзошла своего мужа в делах, касающихся внутренней политики государства. Княгине удалось подчинить своей власти непокорные восточнославянские племена. Все зависимые от Киева земли были поделены на административные единицы, во главе которых назначались тиуны (управители). Также она провела налоговую реформу, в результате которой были установлены размеры полюдья, а для его сбора организовались погосты. Ольга начала каменное градостроительство на русских землях. При ней в Киеве были возведены городской дворец и княжеский загородный терем.

Во внешней политике Ольга взяла курс на сближение с Византией. Но при этом княгиня стремилась, чтобы её земли оставались независимыми от этой великой империи. Сближение двух государств привело к тому, что русские войска неоднократно принимали участие в войнах, которые вела Византия.

Принятие Ольгой христианства

Население Древней Руси исповедовало языческую веру, поклоняясь большому количеству божеств. Первой правительницей, способствовавшей распространению на восточнославянских землях христианства, была Ольга. Княгиня Киевская приняла его ориентировочно в 955 г. во время своего дипломатического визита в Византию.
Нестор-литописец описывает крещение Ольги в своей «Повести временных лет». Византийскому императору Константину Багрянородному княгиня очень понравилась, и он захотел на ней жениться. Однако Ольга ответила ему, что христианин не может породниться с язычницей, и для начала он должен её обернуть в новую веру, став, таким образом, её крёстным отцом. Император сделал всё, как она захотела. После обряда крещения Ольга получила новое имя - Елена. Выполнив просьбу княгини, император снова попросил её стать ему женой. Но и в этот раз княгиня не согласилась, мотивируя свой отказ тем, что после крещения Константин стал ей отцом, а она ему - дочерью. Понял тогда византийский правитель, что обхитрила его Ольга, но ничего поделать не смог.

Вернувшись домой, княгиня начала предпринимать попытки распространения христианства на подвластных ей землях. Об этом в древних летописях упоминали современники Ольги. Княгиня Киевская даже пыталась обернуть в христианство своего сына Святослава, однако тот отказывался, считая, что его дружинники будут над ним смеяться. При Ольге христианство на Руси не получило особой популярности, так как славянские племена, исповедовавшие языческую веру, всячески противились крещению.

Последние годы жизни княгини

Принятие христианства изменило Ольгу в лучшую сторону. Она позабыла о жестокости, стала более доброй и милосердной к окружающим. Княгиня много времени проводила в молитвах за Святослава и других людей. Она была правительницей Руси приблизительно до 959 г., так как её подросший сын постоянно находился в военных походах, и ему некогда было заниматься государственными делами. Окончательно Святослав сменил мать на престоле в 964 году. Княгиня умерла 11 июля 969 года. Её останки покоятся в Десятинной церкви. Позднее Ольга была канонизирована как православная святая.

Память об Ольге

Неизвестно, как выглядела Ольга, княгиня Киевская. Фото портретов этой великой женщины и легенды, слагаемые о ней, свидетельствуют о её необычайной красоте, покорившей многих её современников. За годы пребывания при власти Ольге удалось укрепить и возвысить Киевскую Русь, сделать так, чтобы с ней считались другие государства. Память о верной жене князя Игоря навсегда увековечена в живописи, литературных произведениях и кинофильмах. Ольга вошла в мировую историю как мудрая и умная правительница, приложившая много усилий для достижения величия своей державы.

11.07/24.07. - Память св. равноап. Княгини Ольги

Св. равноапостольная Княгиня Ольга
Второе Крещение Руси

Благоверная Княгиня Ольга, во святом крещении Елена (†969) – первая общерусская христианская правительница. Родина ее – весь Выбутская (ныне с. Лабутино под Псковом вверх по р. Великой). По преданию, происходила из рода Гостомысла, по совету которого был . Она стала женой киевского князя Игоря Рюриковича, коварно убитого древлянами в 945 г. Язычница Ольга долго мстила убийцам мужа, пока не истребила почти все древлянское племя. Но грозная для врагов Княгиня в отношении народа отличалась мудростью, сочетание в ней твердости и справедливости укрепило ее авторитет правительницы в малолетство сына .

Так называемое в 860–882 гг. охватило лишь небольшую часть их приближенных и не было продолжительным. Язычество было еще очень сильным и в опоре на него пришедший с севера князь Олег, сын Рюрика, взял власть в свои руки (правил с 879 по 912 гг.), расправился в 882 г. с Аскольдом и Диром и пресек начатую было христианизацию сверху. Но она продолжалась стихийно снизу и усилилась при Олеговом сыне князе Игоре (правил с 912 по 945 гг.). Из договора Руси с Византией, заключенного в 944 г., известно, что часть древнерусских купцов и княжеской дружины была христианами и что в Киеве имелась «сборная церкы» , «мнози бо беша варязи хрестеяни» ("Повесть временных лет"). Речь идет о варягах – воинах, побывавших наемниками на византийской службе (что предусматривалось уже русско-византийским договором от 911 г. при князе Олеге) и там принявших крещение, вроде той «крещеной руси», которая несла охрану во дворце Императора Константина VII, или "Повесть временных лет" сообщает под 983 г. (память 12/25 июля): «Бе же варяг той пришел из грек и держаше веру хрестеяньску».

Уже в середине X века на Руси как в быту, так и в государственно-административной практике достаточно широко использовалась кириллическая письменность (надписи на цилиндрических пломбах княжеских мечников из Новгорода 970-х гг., княжеские грамоты, которые, согласно русско-византийскому договору 944 г., обязаны были привозить с собою в русские купцы, и др.), что также способствовало проникновению христианской культуры на Русь.

Второй этап в христианизации Руси сверху начинается в правление св. равноапостольной княгини Ольги. Одаренная светлым, проницательным умом, Ольга, видя непорочную жизнь христиан, пленилась евангельской истиной и, по преданию, сама с огромною свитою (более ста человек) и дружиною отправилась в Царьград для принятия Крещения от Патриарха Полиевкта, причем сам Император Константин Багрянородный был восприемником Княгини. (Вскоре царьградская и русская правящие династии свяжут себя и узами династических браков.)

О точной дате путешествия княгини Ольги на берега Босфора ученые немало спорили. "Повесть временных лет" приурочивает это к 954–955 гг., но не исключено, что поездок Ольги в Константинополь было на самом деле две. Как наиболее вероятная дата ее крещения в "Истории Русской Церкви" митрополита Макария принят 957 г.

После крещения русской правительницы для нее было естественным озаботиться и о становлении на Руси церковной епархии. Свидетельства западных современников указывают, что в 959 г. Ольга прислала к германскому королю Оттону I посольство, и, возможно, поэтому в 961 г. немецкий епископ Адальберт отправился в Киев, но уже в следующем году был вынужден вернуться, «не сумев преуспеть ни в чем из того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий». Причины неудачи Адальберта, возможно, объяснялись большей склонностью Руси к Константинополю, а не к Риму, между которыми развивалось соперничество. (Заметим, что в то время Церковь еще была едина, и Русь находилась в сфере моравской миссии , а те действовали в области римской, а не константинопольской юрисдикции и именно немецкие архиереи с санкции Рима обладали правом самостоятельной организации миссионерских епархий на восточных языческих землях.)

Став православной уже в преклонном возрасте (более 60 лет), княгиня Ольга предалась подвигам благочестия: распространяла веру, строила церкви. В Киеве Ольга построила деревянный Софийский храм, который был освящен 11 мая 960 г. Главной его святыней стал крест, вырезанный из куска Животворящего древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня ». Этим святым крестом княгиню Ольгу благословил и напутствовал Константинопольский патриарх. Этот храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 г., а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 г. и освященный около 1030 г. После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора, сведений о его дальнейшей судьбе нет. Княгиней Ольгой были построены также храм в Витебске, собор в над рекой Великой, на месте, указанном ей, по свидетельству летописца, свыше "лучом Трисиятельного Божества".

Занималась правительница и личной проповедью, многие русские, «дивясь о глаголах ее, ихже николиже прежде слышаша, любезно принимали из уст ее Слово Божие и крестились», – свидетельствует Степенная книга. Этим Княгиня Ольга в огромной степени подготовила дело Крещения Руси своим внуком, почему и названа вместе с ним равноапостольной.

Однако утверждение христианства св. Ольгой при княжеском дворе не было уверенным и продолжительным. Ее сын, воинственный Святослав Игоревич (годы правления: ок. 957–972), судя по летописному рассказу, не проявлял интереса к христианству, боясь, что нам ним дружина "будет смеяться". Да и в Киеве у матери Святослав появлялся редко: главным его занятием были походы и войны (в том числе промыслительная победа над Хазарским каганатом христоненавистников). Лишь внуку св. княгини Ольги св. князю Владиміру было суждено стать равноапостольным Крестителем Руси.

Обсуждение: 11 комментариев

    очень интересноюспасибо.

    Благодаря вам я получила массу информации.

    Я похожа на неё внешне. Это хорошо?

    Молитвы святой равноапостольной великой княгине Ольге

    Молитва первая

    О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами, вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва вторая

    О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

    Молитва третья

    О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

    Интересно, что сможет рассказать уважаемый МВН про кровопролитие, сопровождавшееся крещением Руси?

    По некоторым данным было убито 9 из 13 миллионов жителей тогдашней Киевской Руси. Нормальное такое приобщение к истине

    Если Вы приведете доказательства этим умопомрачительным цифрам - то смогу что-то сказать. А на языческие фантазии (типа 6 млн. жертв холокоста) реагировать не вижу смысла.

    на рассказ пойдёт

    Странно а почему никто не пишет о том что Ольга предала веру своего народа который существовал задолго да Христа и у этого народа были свои боги и свои законы которые Ольга предала только для того чтобы понравится ромеям и не удевительно что церковь обявила Ольгу святой. Чем была плоха вера наших предков, которой кстати до сих пор пользуются в народе те же бабки которые нас лечат когда непомагают ни лекари ни церковью Как по мне пусть были бы те же ведьмы те же волхвы которые помогали народу от хвори и напасти и толку от теперешних хрестьян которые в церкви молятся а во дворе церкви обсуждают соседа.

    Зачем вообще надо было "крестить" людей, да и еще и силой? Кому это нужно было?