Описание булавы. Ядерные силы России: «Булава


С большой уверенностью можно заявить, что на сегодняшний день стратегические ядерные силы являются одной из основных гарантий суверенитета российского государства. Если сравнивать нынешний потенциал российской армии с потенциалом армий стран НАТО (количественный и качественный), то это сравнение будет не в пользу России. Проходит модернизация ВС России (много полезного сделано в 2019 году и запланировано на 2019), в войска поступают новые образцы оружия, но все это происходит чрезвычайно медленно и в недостаточных количествах. Так что, на сегодняшний момент роль ядерного оружия стратегического назначения в обеспечении национальной безопасности России переоценить тяжело. Ядерный арсенал – это один из серьезных факторов, позволяющих России оставаться одним из важнейших геополитических игроков в современном мире.

Большая часть «ядерного щита» досталась России от Советского Союза и сегодня этот арсенал постепенно выбывает из строя по естественной причине старения. Российские стратегические ядерные силы требуют серьезного обновления, причем это можно сказать обо всех трех компонентах «ядерной триады». Движение в этом направлении есть, но скорость изменений явно недостаточна. Особенно, учитывая огромный объем работ, который необходимо выполнить. Модернизация стратегических ядерных сил потребует огромного количества ресурсов, прежде всего материальных. Для того, чтобы решить эту поистине грандиозную задачу, российскому государству необходимо будет мобилизовать весь имеющийся в его распоряжении управленческий и интеллектуальный потенциал.

Одной из важнейших составляющих российских стратегических сил являются межконтинентальные баллистические ракеты, установленные на атомных подводных ракетоносцах. Эта составляющая «ядерной триады» наиболее опасна для противника, ибо обладает большой скрытностью и наименее уязвима для уничтожения. Подводные ядерные левиафаны способны месяцами скрытно маневрировать в водах Мирового океана и молниеносно наносить смертоносный удар по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника. Запуск ракет производится из подводного положения, подлодка может всплыть среди льдов Арктики и нанести кинжальный молниеносный удар. Уничтожить субмарину до запуска ракет очень сложно.

Развитие атомного подводного флота было одним из приоритетных направлений в СССР. На подводные лодки не жалели денег, над их созданием работали лучшие умы страны. Советские подлодки несли регулярное дежурство в водах Мирового океана, готовые в любую минуту нанести ядерный удар по врагу. В 1991 году СССР не стало, и для подводного флота настали тяжелые времена. Новые корабли не закладывались, финансирование было урезано, серьезный удар был нанесен по научной и производственной базе. Подводные лодки, построенные еще при СССР, старели как морально, так и физически. Лишь в 2007 году был спущен на воду первый атомный ракетоносец нового четвертого поколения – подводная лодка «Юрий Долгорукий ». Его основным оружием стала межконтинентальная ракета Р-30 «Булава».

Разработку подводных лодок четвертого поколения начали еще в конце 70-х годов прошлого века, в это же время для будущих кораблей стали разрабатывать их основное оружие – ракетный комплекс с межконтинентальной ракетой.

История создания «Булавы»

Начиная с 1986 года в Советском Союзе для перевооружения подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула» и вооружения будущих кораблей проекта 955 «Борей» разрабатывалась новая баллистическая ракета «Барк». До 1998 года были проведены три испытания новой ракеты и все они оказались неудачными. Кроме того, в те годы общая ситуация на предприятиях, которые изготавливали ракетный комплекс, складывалась настолько плохо, что от проекта «Барк» решили отказаться. Нужно было строить новую ракету. Заказ на ее постройку забрали у Миасского КБ им. Макеева (которое изготавливало почти все советские баллистические ракеты морского базирования) и передали в Московский институт теплотехники (МИТ). Именно там создали ракеты «Тополь» и «Тополь-М». Это стало одним из аргументов передачи заказа разработчикам, которые никогда ранее не строили ракет для подводных лодок.

Таким образом, хотели унифицировать морские и наземные баллистические ракеты, снизив их стоимость. Противники такого подхода указывали на отсутствие опыта у МИТ и на необходимость переделки подводной лодки под новую ракету. Тем не менее, было принято решение и начались проектные работы.

Первый испытательный запуск макета будущей ракеты «Булава» состоялся 23 сентября 2004 года с борта атомохода «Дмитрий Донской». Три первых испытательных пуска прошли нормально, а четвертый, пятый и шестой закончились неудачами. Ракета в первые минуты полета отклонялась от курса и падала в море. Во время шестого запуска у ракеты отказали двигатели третьей ступени и она самоликвидировалась. Седьмой пуск прошел частично удачно: один боевой блок не долетел до полигона на Камчатке.

Восьмой и девятый запуски ракет в 2008 году прошли успешно, а во время десятого пуска ракета сбилась с курса и самоликвидировалась. Одиннадцатый и двенадцатый запуски ракет также закончились неутешительно.

28 июня 2011 года состоялся первый запуск «Булавы» с борта «Юрия Долгорукого» — штатного носителя ракеты и прошел успешно.

В марте 2012 года министр обороны Сердюков заявил об успешном завершении испытаний «Булавы», в октябре того же года ракета была принята на вооружение. Производство ракетного комплекса проводит ФГУП «Воткинский завод», который также производит и баллистические ракеты «Тополь ».

Описание ракеты «Булава»

Полной информации о технических характеристиках Р-30 нет, она засекречена.

Ракета Р-30 «Булава» состоит из трех твердотопливных ступеней и ступени разведения боевых частей. Есть мнение, что
ступень разделения блоков работает на жидком топливе, однако, это вызывает сомнения, так как МИТ специализируется на твердотопливных системах. В ракете использовано топливо пятого поколения с высокой энергетической эффективностью.

Корпус ступеней ракеты создан из композитных материалов, с использованием арамидного волокна высокой прочности, что позволяет увеличить давление в камере сгорания и получить более высокий импульс.

Двигатель первой ступени запускается сразу после выхода ракеты из воды. Двигатель первой ступени работает до пятидесятой секунды полета. Двигатели второй ступени работают до девяностой секунды полета, после этого включаются двигатели третьей ступени. Информация о характеристиках и конструкции ступени разведения боевых частей очень скудна.

После прохождения зоны блокирующих ядерных ударов, отделяется головной обтекатель. Ракета «Булава» оснащена разделяющейся головной частью индивидуального наведения, которая состоит из шести (по другой информации, из десяти) боевых блоков. Они имеют небольшие габариты, коническую форму и высокую скорость полета. Также в ступени разведения блоков находится комплекс преодоления противоракетной обороны противника, но о его устройстве и характеристиках мы ничего не знаем. Боевые блоки ракеты «Булава» имеют высокую степень защиты от ядерного взрыва.

Существует непроверенная информация об изменениях принципа разведения боеголовок ракеты «Булава». В некоторых источниках сообщается, что боевые блоки ракеты могут свободно маневрировать, также разработчики заявляют об очень высокой точности наведения по сравнению с предыдущими советскими и российскими ракетами. По их мнению, именно этот фактор сможет компенсировать сравнительно небольшую мощность боевых частей, на что неоднократно указывали критики Р-30. Радиус отклонения боевых частей – не более 200 метров. Генеральный конструктор ракеты Соломонов утверждает, что «Булава» имеет более высокую степень живучести, чем ракеты предыдущих поколений.

Система управления «Булавы» — астрорадиоинерциальная. Бортовой вычислительный комплекс обрабатывает данные полученные от оптико-электронной аппаратуры, которая во время полета определяет координаты ракеты, изучая расположение звезд, а также обмениваясь информацией со спутниками информационной системы ГЛОНАСС.

Видео о ракете Булава

Ракета Р-30 «Булава» отправляется в полет из специального контейнера, установленного в пусковой шахте ракетоносца, с помощью порохового аккумулятора. Возможен залповый запуск всего боекомплекта, находящего на борту подводной лодки. Пуск осуществляется как в подводном, так и надводном положении.

По оценкам специалистов, российская промышленность может изготавливать до 25 ракет Р-30 «Булава» в год.

Технические характеристики Р-30 «Булава»

Тип межконтинентальная, морского базирования
Дальность полета, км 8000
Тип боевой части разделяющаяся, с блоками индивидуального наведения
Число боевых блоков 6-10
Система управления автономная, инерциальная на базе ЦБВК
Забрасываемый вес, кг 1150
Тип старта сухой
Стартовая масса, т 36,8
Число ступеней 3
Длина, м:
ракеты без головной части 11,5
ракеты в пусковом контейнере 12,1
Диаметр, м:
ракеты (максимальный) 2
пускового контейнера 2,1
Длина первой ступени, м 3,8
Диаметр первой ступени, м 2
Масса первой ступени 18,6

Ракета «Булава» часто подвергается критике. Ее в основном вызывают два показателя: недостаточная дальность и скромный забрасываемый вес. По мнению критиков, по этим характеристикам «Булава» соответствует устаревшим американским ракетам «Трайдент» предыдущего поколения.

В 2019 году произошла закладка еще двух подлодок проекта 955, которые вооружат ракетой Р-30.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

29 июня 2018 года агентство ТАСС , ракетный комплекс Д-30 с межконтинентальной баллистической ракетой Р-30 "Булава" по результатам успешных испытаний в 2018 году принят на вооружение ВМФ России. Об этом ТАСС сообщил источник в российском оборонно-промышленном комплексе.

Залповый пуск четырех баллистических ракет «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура со стратегического атомного подводного ракетного крейсера Северного флота проекта 955 "Юрий Долгорукий" 22.05.2018 (с) кадр из видео Министерство обороны России

"Программа контрольных стрельб, заданная военным ведомством, полностью и успешно выполнена, надежность "Булавы" подтверждена, что сняло все препятствия для принятия ракеты на вооружение. Соответствующее решение принято, необходимые документы подписаны", - сообщил собеседник агентства.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 "Булава" с середины 1990-х годов разрабатывалась Московским институтом теплотехники. Главные конструкторы - Юрий Соломонов и Александр Суходольский. По данным СМИ, эта трехступенчатая твердотопливная ракета может нести до шести боевых блоков индивидуального наведения. Предназначена для вооружения атомных подводных лодок проекта 955 "Борей", каждая субмарина имеет 16 пусковых установок.

Всего с 2005 года было проведено около 30 испытательных пусков ракеты Р-30, примерно треть из них сопровождали различные технические проблемы. Последнее испытание состоялось 22 мая 2018 года - подводная лодка К-535 "Юрий Долгорукий" выпустила залпом сразу четыре "Булавы". Опытная эксплуатация ракеты началась в 2013 году, когда в состав ВМФ России был принят головной ракетоносец проекта 955.

Залповый пуск четырех баллистических ракет «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура со стратегического атомного подводного ракетного крейсера Северного флота проекта 955 "Юрий Долгорукий" 22 мая 2018 года (с) Министерство обороны России:

По состоянию на май 2018 года в составе Военно-морского флота (ВМФ) - три субмарины проекта "Борей", вооруженные Р-30: К-535 "Юрий Долгорукий", К-550 "Александр Невский" и К-551 "Владимир Мономах". По модернизированному проекту "Борей-А" строится еще пять подводных ракетоносцев. После 2023 года будет построено еще шесть субмарин такого проекта. С их передачей число новых стратегических подлодок в боевом составе флота достигнет 14 единиц.

От "Барка" к "Булаве"

История создания "Булавы" полна драматизма. С конца 1980-х годов ученые вели исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию баллистической ракеты для подводных лодок четвертого поколения ("Борей").

Первоначально предполагалось модернизировать ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39, установленный на ракетоносцах предыдущего поколения (проект 941 "Акула"). Этим проектом занимался традиционный разработчик - КБ машиностроения (ныне - Государственный ракетный центр имени Макеева).

Он предложил для нее модернизированную трехступенчатую ракету Р-39Р, которая стояла на самых больших в мире подводных ракетоносцах проекта "Акула". Но первые три испытания Р-39УТТХ "Барк" оказались неудачными. Кроме того, вес ракеты оказался выше, чем было определено в техническом задании. Для нее пришлось бы переделывать проект нового подводного корабля, а на это не было времени и средств.

Правительственная комиссия приняла решение заменить "Барк" на морской аналог мобильного наземного комплекса "Тополь-М", который был легче Р-39УТТХ, успешно прошел все испытания и уже был принят на вооружение в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). В результате в 1998 году тема "Барк" была закрыта, а проектирование новой субмарины - передано Московскому институту теплотехники (АО "Корпорация "МИТ"), который до этого специализировался на "сухопутных" твердотопливных ракетах (в частности, "Тополь-М"). Главные конструкторы проекта - Юрий Соломонов (до сентября 2010 года) и Александр Суходольский.

Ряд военных экспертов уверяли, что институт сможет создать ракету, унифицированную с "Тополем-М", что позволит сэкономить военный бюджет и упростить технологические цепочки.

Но сделать из наземной ракеты морскую оказалось очень непросто, практически невозможно. Тем более если такими ракетами конструкторы МИТ никогда не занимались. При том что, по иронии судьбы, генеральный конструктор МИТа и "Тополя", а затем и "Булавы" Юрий Соломонов закончил Московский авиационный институт, защитив диплом как раз по морской ракете. Но делал всегда только наземные, начиная с РСД-10 "Пионер" и заканчивая РТ-2ПМ2 "Тополь-М"

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

АПЛ "Дмитрий Донской"

© Лев Федосеев/ТАСС

МИТ вел эскизное проектирование "морской" ракеты с начала 1990-х. Проект получил шифр "Булава". Для ускорения работ и экономии средств было решено отказаться от испытательных пусков со специального погружаемого стенда. После трех успешных бросковых испытаний макета "Булавы" было решено начать тестовые пуски с подводной лодки - модернизированной субмарины ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941УМ "Акула".

Критическая "Булава"

23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Первый испытательный пуск ракеты (из надводного положения) был осуществлен 27 сентября 2005 года и признан "частично удачным". Следующий запуск (первый из подводного положения) - 21 декабря 2005-го - был успешным. После этого министр обороны РФ Сергей Иванов пообещал принять ракету на вооружение к концу 2007 года. Однако следующие шесть пусков в 2006–2008 годах сопровождали различные технические проблемы, и принятие ракеты на вооружение откладывалось.

Особенностью их являлось то, что причины аварий каждый раз были разными. Что указывало не на недостатки конструкции, а на недоработки сборщиков ракеты на Воткинском заводе в Удмуртии и на некачественные комплектующие, которые приходили с 600 предприятий смежников, и низкий контроль за их соответствием техническому регламенту

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

В то время многие СМИ начали критически отзываться о "Булаве". По мнению Литовкина, особенно старались те, "у кого был отнят заказ на свою ракету для проекта 955". "Они делали вид, что не помнят, что при создании их собственной ракеты Р-39 для крейсера 941-го проекта больше половины первых 17 испытательных пусков тоже были неудачными", - говорит эксперт.

АПЛ "Юрий Долгорукий"

© Пресс-служба Северного флота

Тем не менее "Булава" доказала свою работоспособность и эффективность. С 2011 года испытательные пуски проводились с головной субмарины проекта 09550 - атомного подводного ракетоносца "Юрий Долгорукий". В рамках программы совместных госиспытаний пуски выполнили в августе и октябре, а 28 декабря 2011-го был осуществлен залп двумя ракетами.

Полное погружение: история подводного флота РФ

Четыре поколения российских субмарин: от "Дельфина" до стратегических "Бореев" в спецпроекте ТАСС

10 января 2013 года одновременно с подъемом военно-морского флага на "Юрии Долгоруком" ракета Р-30 была принята на вооружение. При этом летно-конструкторские испытания "Булавы" продолжались еще несколько лет: после неудачного пуска 6 сентября 2013-го был назначен дополнительный цикл испытательных запусков. Всего с 27 сентября 2005-го по 23 мая 2018-го произвели 27 пусков, из них 15 признаны успешными, остальные - частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступеней.

Главный калибр

Официальные тактико-технические характеристики "Булавы" в открытой печати не публиковались. Но известно, что стартовая масса ракеты - около 36,8 т, забрасываемый вес - 1150 кг, длина в пусковом контейнере - 12,1 м, диаметр - 2 м. По данным СМИ, максимальная дальность - до 10 000 км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять от 120 до 350 м.

Высокая точность попадания боеголовок и скорость подлета к цели, которую иногда называют гиперзвуковой, позволяют ракете преодолевать любую систему ПРО, как существующую, так и перспективную.

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Холодное дыхание "Борея"

"Булава" - основное оружие подлодок класса "Борей". Они могут запустить ее из-под толщи арктического льда. Субмаринам старых проектов типа "Кальмар" и "Дельфин" для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

"Бореи" могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря "старому" проекту лодки с ракетным комплексом "Барк". На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

И хотя дальность полета ракеты не очень большая (до 10 000 км), она позволяет ей вместе с подводным ракетным крейсером проекта 955 решить все поставленные перед ней задачи и делает удар "Булавы" неотразимым.

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 "Владимир Мономах"

© Лев Федосеев/ТАСС

Непрерывно без всплытия выполнять боевые задачи в любых точках мирового океана "Бореи" способны три месяца, при этом находясь на глубине около 400 м. На Западе эти лодки уже окрестили "глубинными монстрами". Как заявил в 2014 году телеканалу "Звезда" командир группы БЧ-2 на подлодке "Юрий Долгорукий" капитан-лейтенант Александр Калинин, если сравнивать эту субмарину с предыдущими поколениями и зарубежными кораблями, то "они отдыхают". "И по скорости и по другим характеристикам. Корабль очень хороший, бояться стоит его. И правильно они (на Западе) делают, что боятся", - сказал он.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ "БОРЕЯ"

Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится "легкий" корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина - 13,5 м, осадка - 10 м. Надводное водоизмещение подлодки - 14 720 т, подводное - 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения - до 400 м; надводная скорость - 15 узлов, подводная - до 29 узлов. Автономность плавания - 90 суток, экипаж - 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В - 190 МВт.

Для "Бореев" за пять лет Минобороны приобрело 102 баллистические ракеты. В ноябре 2017 года на заседании коллегии Минобороны стало известно , что начаты работы по созданию атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками "Борей-Б". Сообщалось, что он получит корпус своего предшественника, но благодаря установке нового водометного движителя его шумность значительно снизится.

ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Он создает реактивную тягу благодаря выталкиваемой струе воды и, в отличие от классического винта, создает существенно меньше шумов. Им оснащены британские субмарины типа Trafalgar и американские Seawolf. В СССР экспериментальная водометная насадка впервые была установлена на дизель-электрической подводной лодке Б-871 "Алроса", построенной в 1988–1990 годах.

Однако 21 мая 2018 года источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС, что лодки этого проекта не вошли в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы. Он уточнил, что "строительство новой серии подлодок проекта 955А начнется на "Севмаше" после 2023 года".

Всего планируется построить шесть "Бореев-А", которые будут нести службу на Северном и Тихоокеанском флотах. С завершением этой серии в боевом составе ВМФ будут находиться 14 новых стратегических АПЛ: 11 - класса "Борей-А" и три - класса "Борей"источник ТАСС в "оборонке"

Сейчас в стадии строительства находятся пять подлодок типа "Борей-А". Последний корабль этой серии, "Князь Пожарский", был заложен в декабре 2016 года. В этом году ожидается, что в состав ВМФ войдет головной подводный стратегический ракетоносец проекта 955А ("Борей-А") "Князь Владимир". Испытания субмарины проходят на Северном флоте.

Подготовил Роман Азанов

В материале использованы данные "ТАСС-Досье"

Во вторник из акватории Белого моря атомный ракетный крейсер стратегического назначения « » выполнил залп двумя межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Булава». Одна из ракет после выполнения первого этапа полета самоликвидировалась в воздухе, сообщили в ночь на среду в Минобороны России.

Стрельба производилась по полигону Кура на полуострове Камчатка и выполнялась из подводного положения. Обе ракеты штатно вышли из шахт подводной лодки по заданной траектории, говорят в военном ведомстве.

Боевые блоки первой ракеты выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне.

Самоликвидация второй ракеты могла произойти по причине значительного отклонения ракеты от заданной траектории, от потери динамической устойчивости либо из-за отказа одного из двигателей, например управляющего, пояснил главный научный сотрудник генерал-майор Владимир , экс-руководитель 4-го .

По его словам, это событие довольно часто сопровождает пуски уже отработанных ракет. Из 21 попытки запуска «Булавы» восемь оказались неудачными. Однако ни разу это не происходило из-за конструктивных дефектов. Все неудачные пуски были из-за производственного брака, отметил эксперт.

«Одна из причин заключается в том, что на сегодняшний день, по существу, разрушена система «военной приемки». В производстве всех деталей, элементов, материалов этой ракеты участвуют сотни предприятий, которые выполняют зачастую очень небольшой по объему серии заказ, который им невыгоден. Контроль там, конечно, ослаблен. Плюс часто производятся замены одних деталей на другие. Все это приводит к недостаточной надежности производства», — рассказал Дворкин.

Более пессимистично настроен заместитель директора . По его словам, «Булава» — самая неудачная из всех российских ракет.

«Этим проектом занимаются не те, кто должен. Институт теплотехники всегда делал ракеты наземного базирования, а тут он взялся за морские. Такие ракеты всегда делало ОКБ Макеева», — уверяет Храмчихин.

В пресс-службе (МИТ) не смогли оперативно прокомментировать «Газете.Ru» причину самоликвидации «Булавы». Заместитель директора МИТ Лев Соломонов комментировать произошедшее также отказался и посоветовал со всеми вопросами «обращаться к морякам».

В ноябре прошлого года ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота «Владимир Мономах» произвел залповую стрельбу двумя ракетами «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. В Минобороны тогда сообщили, что запуск был успешным. Однако источники, близкие к военному ведомству, сообщили, что одна из двух запущенных МБР не смогла поразить заданные цели из-за повреждений, полученных при старте.

О причинах кризиса в отечественном морском ракетостроении

-Товарищ майор, а крокодилы летают?
-Летают, товарищ курсант, но только очень низко.

Армейский анекдот

Свершился очередной неудачный пуск баллистической ракеты морского базирования «Булава». Неудачный пуск был совершен 6 сентября на полигоне Кура на Камчатке с борта атомной подводной лодки «Александр Невский» во время государственных испытаний по приему на вооружение этого подводного гиганта. Как сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на свой источник в Минобороны, скорее всего, произошли неполадки в системе управления вектором тяги двигателя.

Напомню, что из 18 пусков «Булавы» удачно прошли только 10. Много это или мало? Это на грани закрытия всего проекта, если брать критерии советских времен. Но если учесть, что на доводку это новейшей ракеты истрачено столько денег, что можно было все остальные рода войск перевооружить, то ясно, что «Булаву» за негодностью вряд ли спишут.

Наша справка

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (для использования в международных договорах — РСМ-56, по классификации НАТО — SS-NX-30) — новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, предназначенная для размещения на подводных лодках нового поколения проекта 955 (класс «Борей»).

Двигатели первой и второй ступеней «Булавы» твердотопливные, а третьей — на жидком топливе, что обеспечивает необходимую скорость маневрирования на этапе разведения боевых блоков. Старт ракеты наклонный, поэтому АПЛ может производить пуск ракеты под водой и в движении.

Ракета может нести от шести до десяти гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять траекторию полета по высоте и по курсу. Максимальная дальность полета составляет 8 тысяч километров, стартовая масса — 36,8 тонны, забрасываемый вес (полезная нагрузка) — 1,15 тысячи килограммов, длина в пусковом контейнере — 12,1 метра, длина без головной части — 11,5 метра.

Принятие на вооружение комплекса ракет «Булава» ожидалось еще в прошлом году, но не состоялось. Похоже, что и в текущем году этого не случится.

Серия якобы успешных пусков, проведенных в 2011 году, пишет военный эксперт полковник Олег Сергеев, дала повод главкому ВМФ заявить о принятии «Булавы» на вооружение «де факто». Однако, и «де юре», и очередной запланированный пуск не состоялись и были перенесены на 2013 год. Почему «якобы»? Да потому что даже в удачных пусках «Булава» пролетала всего 5,5 тысяч километров, а не заявленные в ТТХ 8 тысяч. А с такой дальностью атомный ракетоносец до главного потенциального противника – США — не достанет.

Причиной задержки в приеме на вооружение новой ракеты стала неготовность программного обеспечения системы управления ракетным оружием (СУРО) атомных ракетоносцев типа «Борей». Вину за срыв планов тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков возложил на «криворуких программистов». Странно, ведь профессионализм отечественных программистов сомнений никогда не вызывал.

На деле же для того чтобы получить точную математическую модель функционирования корабельных и ракетных систем, необходимо большое количество наземных стендовых испытаний. А Московский институт теплотехники во главе с Юрием Соломоновым начал работу над «Булавой» вообще не имея наземных испытательных стендов.

В 1998 году Соломонов добился от тогдашнего Президента РФ Бориса Ельцина решения о перепроектировании АПЛ класса «Борей» с ракетной системы «Барк» на «Булаву», пообещав амбициозному царю Борису, создать ракету, превосходящую по всем характеристикам американские аналоги, и которую не смогли бы перехватить самые современные системы ПВО.

Все помнят лихие 90-е годы, когда была уничтожена значительная часть российской оборонке. Вот как описывают тогдашнюю ситуацию в ракетостроении известные военные эксперты Альберт Дубровин и Сергей Макеев:

«Многие руководители КБ, НИИ и заводов стали искать различные возможности для выживания в первую очередь за счет разработки и изготовления общепромышленного оборудования и товаров народного потребления. Надо сказать, что организациям и предприятиям это помогло не только выжить, но и сохранить необходимые оборонные мощности. Так, ГРЦ им. В.П.Макеева сохранил уникальную экспериментальную базу, Красноярский машзавод – серийное производство ракет Р-29РМ. На Красмаше сейчас изготавливается ракета «Синева». Так, благодаря мужеству и патриотизму директоров, руководивших предприятиями в то время, был сохранен оборонный научно-технический потенциал, который мог быть утрачен навсегда. Государство отплатило им за это кличкой «красные директора» и практически всех постепенно уволило.

Совсем другим путем решил пойти генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов. Понимая, что правительство России весьма озабочено сокращением бюджетных расходов, он решил эту озабоченность направить в русло своих интересов, а интересы эти распространялись на расширение номенклатуры госзаказа МИТа за счет других разработчиков ракетной техники.

Для реализации этой идеи были задействованы все имевшиеся в распоряжении Юрий Соломонова силы и средства, а главное – обширные личные и родственные связи. Самыми активными соучастниками в реализации этой идеи выступали начальник вооружения Вооруженных сил России Анатолий Ситнов и начальник 4-го ЦНИИ МО Владимир Дворкин. В результате работы этой «творческой» группы в ноябре 1997 года появилось письмо председателю правительства России Виктору Черномырдину за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева. В этом письме они просят, с учетом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать МИТу функции ведущей организации при создании перспективных средств СЯС, имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. Визы на письме Черномырдина «Согласен» было достаточно, чтобы машина заработала:

– ликвидирован 27-й НИИ МО РФ, традиционно обеспечивавший научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования, а его функции переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, никогда ранее этим не занимавшемуся;

– отстранены от участия в разработке стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса (ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения);

– ликвидирована группировка РПКСН проекта 941, причем проводилась она по тщательно разработанному плану. Сначала прекратили изготовление ракет Р-39 под видом того, что на смену придет ракета Р-39 УТТХ «Барк», находящаяся в отработке. Затем, под предлогом трех неуспешных пусков с наземного стенда, закрыли и ОКР «Барк». При этом организовали форсированную работу по уничтожению боекомплекта ракет Р-39, а готовую к пуску четвертую ракету «Барк», изготовленную с учетом замечаний по итогам неудачных пусков, было приказано разобрать и утилизировать.

Осталось только осуществить вывод подводных лодок проекта 941 из боевого состава флота, что и было сделано. Таким образом, система «Тайфун» перестала существовать.

В итоге в России появился монополист в области стратегического ракетостроения – МИТ, не обладающий необходимыми для осуществления этой роли знаниями и опытом, а миллиарды бюджетных рублей потекли на реализацию аферы под названием «Булава».

После утверждения письма Якова Уринсона и Игоря Сергеева научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.

От проектирования новой ракеты были отстранены опытнейшие специалисты из ГРЦ им. Макеева, много десятилетий разрабатывавшие ракеты морского базирования.

Соломоновский МИТ доселе специализировался по сухопутным ракетам,и очень скоро стало ясно, недооценил сложности конструирования БРПЛ(баллистических ракет подводных лодок).

Эта недооценка была столь велика, что, даже познакомившись с экспериментальной базой ГРЦ им. В.П.Макеева, методиками наземной экспериментальной отработки систем и ракеты в целом, он фактически отказался от использования стендовой базы ГРЦ, создание которой было обосновано тридцатилетним опытом разработки морских баллистических ракет.

«Сейчас некоторые эксперты говорят, что МИТ успешно решил сложную задачу безударного выхода ракеты из шахты подводной лодки и прохождения подводного участка траектории, но немногие знают, что она потому и решена, что была отработана на гидродинамическом стенде ГРЦ им. В.П.Макеева. Да, ракета «Булава» успешно (пока) проходит подводный участок, но кто скажет, что происходит с этой ракетой при старте и движении в водной среде, при воздействии набегающего потока, какие на нее действуют нагрузки и каковы последствия от их воздействия. Вполне возможно, что именно они и приводят к печальным последствиям при дальнейшем полете ракеты. Был отработан способ старта из-под воды (из контейнера), но не была отработана работоспособность систем и агрегатов ракеты при новом способе старта. Кроме того, из программы натурных испытаний

«Булавы» были исключены этапы отработки ракеты с погружаемого стартового комплекса и с наземного стенда».

(А.Дубровин, С.Макеев)

«Волевым решением гендиректора МИТа Юрия Соломонова была в корне изменена существовавшая в СССР трехэтапная схема конструкторских испытаний новой морской ракеты. Первый этап предполагал

глубоководные стендовые испытания, второй - наземные, третий - с подводной лодки. МИТ отказался от первых двух и перешел сразу к летным

испытаниям с подводной лодки, руководствуясь упрощенным представлением о том, что «Булава», по сути дела, есть не что иное, как морской аналог «Тополя». И совершил роковую ошибку», — пишет известный эксперт Дмитрий Мант.

Автор этих строк много лет работал в системе Минобщемаша, так называлась в советские времена ракетно-космическая отрасль, в качестве инженера и военпреда(испытывал прекрасные ракеты «Базальт»). Так вот – без наземных стендовых испытаний по тщательно выверенной программе даже лучшие образцы ракетной советской техники вряд ли бы полетели. Именно комплексные испытания всех критически важных систем управления летательным аппаратом, будь-то самолет или ракета любого типа выявляются потенциальные неполадки и находятся новые конструктивные решения.

Всем мало-мальски сведущим экспертам очевидно, что Юрий Соломонов, который продолжает оставаться генконструктором «Булавы» проявил элементарное зазнайство и некомпетентность, проигнорировав многолетний опыт успешных конструкторов морских ракет.

О коррупционно-авантюрной составляющей соломоновского проекта говорит военный экcперт Виктор Баранец:

— Я беседовал со многими специалистами, которые считают, что изначально идея Соломонова унифицировать наземную ракету «Тополь», переделав ее в морскую, была авантюрной, — говорит Виктор Баранец. — Это во-первых. Во-вторых, здесь была и некая коррупционная составляющая. Ведь из КБ Макеева, которое у нас делало лучшие в мире морские ракеты, под давлением определенных коррупционных сил проект был передан Соломонову. В итоге делать морскую ракету поручили людям, которые были в этом малосведущи. И вот отсюда и начались все наши беды: то руль барахлит, то не так система была заложена… Выдам совсем уж сенсационную тайну. Когда после очередного неудачного пуска специалисты стали разбираться с ракетой, то вдруг обнаружили, что суперклея, которого в России имелось всего-то два килограмма — какой-то супернаноклей, на ракете нет. Сделали химический анализ и выяснилось, что вместо него использован обычный китайский клей, который продается на московских рынках. А где же тот, сверхнадежный? Оказалось, что украли.

Доводка неудачной «Булавы» тянется уже 15 лет.

Это серьезно задержало развитие наших морских стратегических ядерных сил.

В связи с разработкой «Булавы» остались безоружными подлодки проекта 941, поскольку было прекращено производство баллистических ракет Р-39У. Три уникальные лодки можно было временно законсервировать, но их распилили на металлолом на средства, выделенные США.

Разработка «Булавы» завела в тупик развитие отечественных морских стратегических ядерных сил. И теперь мы не имеем ни группировки ракетоносцев проекта 941, ни летающей ракеты «Булава». Без ракетного вооружения оказываются и новые ракетоносцы проекта 955 «Борей». Положение может спасти принятая в 2007 году на вооружение ракета Р-29РМУ-2 («Синева»). Но для нее нет новых носителей, а имеющиеся подлодки скоро прекратят свое существование из-за старости.

Пора уже принять радикальное решение. Или доработать «Синеву под АПЛ проекта 955, хоть это потребует серьезных доработок в корабельных системах. Или провести более серьезные доводки и испытания «Булавы». В советские времена таких испытаний было, кстати, на порядок больше.

Бессмысленно вооружать суперсовременные подводные лодки неисправными ракетами. Для потенциального противника ничего нет лучше, чем сырое и неотработанное оружие в наших руках.

Владимир Прохватилов,

инженер-испытатель систем управления космических аппаратов

Что ракетный подводный крейсер проекта 955 "Юрий Долгорукий" Северного флота ВМФ России произвел пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" из Баренцева моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура (Камчатка).

Р-30 "Булава" - российская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей" и "Борей-М", испытания также проводились на модернизированной субмарине ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула".

Разработка и пуски

В начале 1990-х гг. планировалось, что на новые российские РПКСН будут устанавливаться ракеты Р-39УТТХ ("Барк") КБ им. Макеева (Миасс, Челябинская обл.), однако их разработка была прекращена в 1998 г. из-за неудачных испытаний и проблем с финансированием.

Было принято решение о начале работ над новым пусковым комплексом. В 1998 г. Московский институт теплотехники начал разрабатывать "Булаву". Первые публикации о новой ракете появились в 1999 г. Первоначально планировалось, что она будет принята на вооружение уже в 2004 г. Успешные запуски массогабаритного макета из надводного и подводного положения состоялись 11 декабря 2003 г. и 23 сентября 2004 г. соответственно. Первый запуск ракеты был осуществлен 27 сентября 2005 г.: по официальным заявлениям, "Булава" была запущена из надводного положения и поразила цель на полигоне Кура (Камчатка).

Всего с 2005 г. по 26 июня 2017 г. были произведены 27 испытательных пусков, из них 12 были признаны успешными, остальные оказались частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступени. В результате принятие ракеты на вооружение откладывалось, несмотря на то, что первые РПКСН класса "Борей" (К-535 "Юрий Долгорукий" и К-550 "Александр Невский") в 2013 г. уже вошли в состав ВМФ России. Такая ситуация не является уникальной для отечественного кораблестроения - так, первые две подводные лодки проекта 941 "Акула" вступили в состав флота в 1981 и 1983 гг., а предназначенный для них ракетный комплекс Д-19 был принят на вооружение лишь в 1984 г.

Тактико-технические характеристики

Точные тактико-технические характеристики "Булавы" официально не публиковались. По данным различных СМИ, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, которая может нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Стартовая масса - около 36,8 т, забрасываемый вес - 1 тыс. 150 кг, длина в пусковом контейнере - 12,1 м. По данным СМИ, максимальная дальность - 10 тыс. км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы, означает радиус окружности, очерченной вокруг цели, в которую должно попасть 50% боеголовок) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять около 250-300 м.