Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) Процесс восприятия одним человеком другого выступает как


Перцептивная сторона общенияоциальная перцепция) означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания (Т.Д. Творогова).

Социальная перцепция включает в себя восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я-концепция).

Таким образом, в ходе социальной перцепции осуществляется:

1) эмоциональная оценка другого;

2) попытка понять причины его поступков;

3) прогнозирование его поведения;

4) построение собственной стратегии поведения.

Взаимопонимание может бить истолковано как понимание целей, мотивов, установок партнера. Оно включает также принятие, разделение этих целей и установок, что приводит к установлению особого рода отношений: близости, выраженной в чувствах симпатии, дружбы, любви.

Эффективность взаимодействия может быть разработана на основе взаимопонимания. При этом тактика определяется непосредственным представлением о партнере. Необходимо также выяснить: как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представления о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения.

Благодаря механизму контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих, происходит формирование личности во взаимодействии с другими личностями (М. Мид).

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции :

1) познание себя;

2) познание партнера по общению;

3) организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

4)установление эмоциональных отношений.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции (например, врач воспринимает каждого человека как потенциально больного).

На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению? К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести:

– выражение его лица (мимику);

– способы выражения чувств (экспрессию);

– жесты и позы, походку;

внешний вид (одежду, прическу);

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.


1. Механизмы познания и понимания людьми друг друга.

Идентификация – способ познания другого человека, при котором предложение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. При этом происходит уподобление себя другому, познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Это один из самых простых способов понимания другого человека. Идентификация тесно связана с эмпатией.

Эмпатия – эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Она основана на умении правильно представить, что происходит внутри другого, что он переживает, как оценивает окружающий мир. При этом эмпатия предполагает не рациональное осмысление проблемы другого человека, а стремление и способность эмоционально откликнуться на его проблемы.

Аттракция (привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению здесь возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

2. Механизмы познание самого себя в процессе общения.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

3. Механизмы прогнозирование поведения партнера по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности , т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности:

– причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам;

– характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии (оценка будет различна в случаях, если он был участником соучастником или наблюдателем);

– по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной.

Пытаясь определить другого человека на основании своих первых впечатлений мы часто ищем причину его поведения либо во внутренних склонностях этого человека, либо в элементах ситуации, в которой он оказался. Так успех студентки на экзамене можно приписать либо ее умственным способностям и упорной работе, либо легкости экзамена и наличию шпаргалок.

Если в различных ситуациях человек ведет себя одинаково и не так как большинство людей, то мы склонны приписывать его поведение внутренним причинам. Если же в различных ситуациях человек ведет себя по-разному, так же как и большинство людей, то мы объясняем его поведение внешними причинами. По мнению Келли (1967), так мы расшифровываем агрессивное, дружеское, любовное и прочее поведение окружающих нас людей.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке . Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема «запускается» определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы: превосходства, привлекательности партнера, отношения к наблюдателю и стереотипизации.

Фактор превосходства запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению или какому-либо другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

На восприятие других людей большое влияние оказывает фактор стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Факторы и закономерности социальной перцепции необходимо учитывать при общении врача с пациентом, родственниками пациента и своими коллегами.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, он и воспринимается партнером по общению так же. По внешней стороне поведения мы, согласно С. Л. Рубинштейну, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, при узнавании другого формируется сам познающий индивид. Во-вторых, от того, насколько точно «прочтение» другого человека, зависит успех организации с ним согласованных действий.

Однако в процессы общения включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя второму. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки первого. В результате осознание себя через призму другого включает две стороны - идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понять иного человека является уподобление (идентификация ) себя ему. Это, разумеется, не единственный путь, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются им, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится как попытка поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и близким к ней по содержанию явлением - эмпатией. Она также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем того, что случается при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Выделяют три уровня ее развития:

  1. Низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника.
  2. Второй уровень: по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.
  3. Третий уровень: умение сразу войти в состояние другого не только в определенных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Логическая форма познания особенностей своей личности и личности другого человека - рефлексия. Это попытка логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на такое обобщение, сделать частные выводы относительно конкретных примеров взаимодействия. Достаточно часто и обобщающие, и частные выводы формируются на основе ограниченного числа признаков, бывают неверными и ригидными (т. е. не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Процесс понимания «осложняется» рефлексией . Под ней в данном случае подразумевается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но осведомленность в том, как этот человек понимает тебя; это своеобразно удвоенный процесс взаимных зеркальных отражений, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в нем отражается твой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

Главные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
  4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные черты, и тогда любое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
  5. Эффект «ореола» состоит в том, что первоначальное отношение к какой-то одной стороне личности обобщается и распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление переносится на оценку отдельных качеств этого человека. Если оно благоприятно, то положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки другого человека не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.
  6. Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая опровергнет первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете именно ту. На восприятие влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о другом человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы оно было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
  8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.
  10. «Эффект последней информации» проявляется в том, что, если последние данные об этом человеке негативные, они могут перечеркнуть все прежние мнения о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции . Это объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Оно касается как внутренних причин (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности), так и внешних (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

  • постоянное поведение: в сходных ситуациях поведение однотипно;
  • отличающееся поведение: в других случаях поведение проявляется иначе;
  • обычное поведение: в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли показал, что постоянное, мало чем отличающееся поведение, да еще и необычное, объясняется внутренними причинами, спецификой личности и характера человека («Таким уж он уродился»).

Если в похожих ситуациях человек демонстрирует постоянство, а в иных его поведение отличается, к тому же оно обычное (т. е. как и у других людей в таких же ситуациях), то такое поведение люди склонны объяснять внешними причинами («В этой ситуации так вынужден себя вести»), Фриц Хайдер, автор теории атрибуции, проанализировал «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Ученый считает, что люди чаще всего дают разумные интерпретации, но склонны приходить к заключению, будто намерения и диспозиции другого человека соответствуют их действиям.

Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

  1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.
  2. Если поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного.
  3. Неверное объяснение поступков людей происходит в том случае, когда есть много различных, но близких возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.
  4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других. Она также сказывается в том, что человек полагает, будто поведение соответствует диспозициям. Поступки других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера («Это человек со сложным характером»), а свои собственные - как зависящее от ситуации («В этой ситуации невозможно было вести себя иначе, а вообще я совсем не такой»). Таким образом, люди интерпретируют свое собственное поведение ситуативно («Я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами ответственны за свое поведение.
    Ошибка атрибуции происходит еще и потому, что в центре нашего внимания находится та личность, за чьим поведением мы наблюдаем, а ситуация остается в целом относительно незаметной. Когда мы действуем сами, наше внимание направлено на то, на что мы реагируем, и ситуация проявляется отчетливее.
  5. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Согласно мировоззрению представителей Запада, люди, а не ситуации являются причиной событий. Но жители Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение, принимая в расчет диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы. Это привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей, от средств массовой информации. Они стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

Влияют на нас и предубеждения. Это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни мотивов их поступков.

Воздействуют также установки. Под ними подразумевают неосознанную готовность человека привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным способом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

  • когнитивное: мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;
  • аффективное: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;
  • поведенческое: готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» между 20 и 30 годами. Затем они изменяются (с трудом) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Предвзятое мнение направляет то, как человек воспринимает и интерпретирует информацию. Чье-либо изображение на фотографии может восприниматься совершенно по-разному (это жестокий или добрый человек?) в зависимости от того, что известно о нем: он нацист или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», демонстрирует: убеждения могут жить самостоятельно и сохраняться даже после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или о себе может продолжать существовать, несмотря на опровержение. Чтобы изменить убеждение, нередко требуются более убедительные доказательства, чем для его создания.

В общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без этого не бывает теплых и близких отношений с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своего общения с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в тех или иных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью (сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение) может повысить взаимное доверие. Чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общении - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Правила ее таковы:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, если его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
  2. Когда говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
  3. Не давай оценок.

Помни: обратная связь - это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, а сведения о тебе в связи с этим другим человеком (как ты его воспринимаешь, что тебе приятно и что тебе неприятно).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТЕМА: ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

Введение

Социальная психология анализирует закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактором включения людей в реальные социальные группы, и первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука - факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, какое место они занимают в сложной системе человеческих отношений? Содержание, уровень отношений человека с миром различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. В социальной психологии обычно характеризуются чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что «набор» этих чувств безграничен. Их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные - сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.

2) дизъюнктивные - сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность и того и другого родов чувств может быть различной.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание можно истолковывать по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и приятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследования общения и взаимодействия людей: в первом случае - в плане анализа взаимодействия, во втором - в плане анализа так называемой «аттракции».

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

Понятие социальной перцепции. Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позднее исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. В полном объеме процессы социальной перцепции - это сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе; другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе; свою собственную группу; «чужую» группу. Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре разных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями. Еще сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия выступает целая группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует добавить: восприятие группой своего собственного члена, восприятие группой представителя другой группы, восприятие группой самой себя, восприятие группой в целом другой группы.

В нашей работе целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или - как вариант - о восприятии человека человеком). Но и сам термин «восприятие» некоторые исследователи считают не совсем точным. Поэтому в социально-психологической литературе продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Цель поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие когнитивные процессы, например процесс осознания другого человека и т.д. Многие исследователи в этом случае предпочитают использовать выражение «познание». В отечественной литературе, например в исследованиях А.А. Бодалева часто употребляется в качестве синонима «восприятие другого человека» выражение «познание другого человека» это более широкое понимание термина обусловлено исследованиями специфических черт восприятия социальных объектов, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» его характеристик, т.е. формирование представления об его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Упоминаемый выше Дж. Брунер сформулировал мысль о том, что при восприятии социальный объектов велико значение ряда дополнительных факторов, которые не играют столь существенной роли при перцептивных процессах вообще. Так, например, такая характерная черта, как селективность восприятия здесь проявляется своеобразно, поскольку в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризируются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для возникновения стереотипизации. Другой подход к проблемам восприятия, который так же был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой «транзактной психологии» (Кентрил, Ительсон, Килпатрик). Здесь была подчеркнута мысль о том, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между воспринимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в транзакции, авторы этой идеи подчеркивают роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфический детерминант перцептуальной ситуации. Именно этот ряд аргументов наряду с идеями Брунера был использован в социальной психологии при характеристике особенностей межличностного восприятия. Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но и для установления с ним согласованных действий, а также установления особого рода отношений близости, привязанности и пр.

Таким образом, в социальной психологии термин «социальная перцепция», или, в узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека», употребляется в несколько вольном смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного так и объективного порядка.

Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

2. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ : ИНДЕНТИФИКАЦИЯ, ЭМПАТИЯ, АТТРАКЦИЯ

эмпатия перцепция аттракция идентификация

Идентификация » (от позднелатинского identifico - отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации - как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, - эмпатией.

«Эмпатия », представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия - это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

«Аттракция » (от лат. attrahere - привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Область исследования механизмов образования различных эмоциональных чувств к воспринимаемому человеку, получила название «исследование аттракции». Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Гозман в 1987 году дал следующее определение: «Аттракцию можно рассматривать также как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот “другой” оценивается преимущественно в аффективных категориях». Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Эмпирические исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к возникновению положительных эмоциональных отношений между людьми, в частности, изучается вопрос о сходстве психологических характеристик субъекта и объекта восприятия, в процессе аттракции (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). По результатам исследований, выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, развивающимся между партнерами. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.

Симпатия (от греч. Sympatheia - влечение, внутреннее расположение), это устойчивое положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта. Исследования механизма аттракции, до сих пор не дали исчерпывающего ответа, на вопрос природы возникновения аттракции, и устойчивости межличностных отношений построенных на любви и дружбе.

3. ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ

Эффекты восприятия - это психологические особенности, в силу которых мы воспринимаем человека или относимся к нему определенным образом. Существует много примеров, когда люди блестяще делают свое дело, но во многих других областях оказываются беспомощными.

Эффект ореола. Человека, добившегося больших успехов в какой-то одной области, окружающие считают способным на большее и в других областях. Многочисленные факты доказывают, что для этого нет должных оснований, что это заблуждение, однако в сознании людей этот эффект обычно срабатывает безотказно.

Для подтверждения существования эффекта ореола был проведен следующий эксперимент. Группе раздали задания, затем, не проверяя, одной половине участников сказали, что они прекрасно справились с работой, а другой - что плохо. После этого группа получает еще одно задание примерно такой же сложности, как и первое. В результате большинство из тех, кого похвалили, вторую работу сделали лучше, чем те, чья первая работа была названа неудовлетворительной. Таким образом, при выполнении краткосрочных планов эффект ореола действует, хотя и не на всех людей в одинаковой степени.

Почвой для возникновения эффекта ореола являются личные впечатления от краткосрочных результатов. Исследования психологов показывают, что у человека, испытывающего удовлетворение, наблюдается улучшение остроты зрения, слуха, осязания и повышается уверенность в себе, в своих возможностях и способностях.

Люди по-разному реагируют на неудачу. Слабого человека неудача дезорганизует, угнетает, выводит из себя, сильного - мобилизует. Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: «Каждая неудачная попытка - это еще и шаг вперед». Поражением человека всегда считается ситуация, если он смирился с ней. А если человек не смирился - то это временная неудача. Это справедливо для сильных личностей. Многие выдающиеся личности считали, что поражение гораздо полезнее победы, поскольку победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать.

Эффект неудачника. Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах. Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи. Особенно важно это в бизнесе. Фирмы и деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи.

Эффект порядка. При поступлении противоречивой информации (проверить которую невозможно) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой. Изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с руководителем: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. Это характерная особенность поведения любого человека. Просто руководитель может себе позволить стоять на своем, а подчиненный - не всегда. Опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников («успеть вдуть в уши начальству», «засветиться» и т.д.).

Эффект приятного и неприятного человека. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать больше достоинств, так как он вызывает у нас положительные эмоции. Потребность в положительных эмоциях - одна из важнейших потребностей человека. Поэтому человека, удовлетворяющего эту потребность, мы оберегаем, не допускаем плохих мыслей о нем. Для усиления положительных эмоций мы наделяем человека всевозможными достоинствами.

Эффект проекции. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному - недостатки. Когда человек мил, приятен, то в нем представляется все хорошим, даже недостатки кажутся милыми или не замечаются.

Эффект «иррадиации красоты». Исследования психолога Л.Я. Гозмана показали, что физическая привлекательность мужчины существенно зависит от внешности женщины, в обществе которой он постоянно появляется. Есть определенная выгода от общения с внешне привлекательными людьми - рядом с ними и тебя самого могут оценить выше.

В заключение необходимо подчеркнуть, что во все времена ценились и будут цениться, такие качества руководителя, как: честность, порядочность, принципиальность. Эти качества отмечаются в первую очередь и служат основой для любой оценки руководителя и создания его имиджа; справедливость, уважение к другим людям, умение держать свое слово, обязательность, доброжелательность, приветливость, сдержанность и уравновешенность. Эти качества непосредственно связаны с психологическим климатом в коллективе и определяют взаимоотношения между руководителем и подчиненными; объективность, организованность, дисциплинированность. От этих деловых качеств руководителя зависит результативность его деятельности.

Заключ ение

Таким образом, в данной работе мы выяснили, что социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж.Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Мы выяснили, что область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку - это исследование аттракции. А аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека, результат данного процесса, качество отношений. И результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Список литературы

1.АНДРЕЕВА Г.М. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: УЧЕБНИК.-2-Е ИЗД.,ДОП. И ПЕРЕРАБ.-М.:МГУ,1988.

2.БОДАЛЕВ А.А. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ. - М., 1982.

3.Андриенко Е.В. Социальная психология: Уч. пособ./Под ред.. В. А. Сластенина. - М,: Академия,2001г.

4.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.,1987.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Образ человека, его структура и формирование. Механизмы восприятия людьми друг друга. Индивидуальные, профессиональные и возрастные особенности межличностного восприятия. Проблемы социальной перцепции, восприятия и понимания человека человеком.

    реферат , добавлен 24.05.2015

    Психологическая структура взаимопонимания, его границы и уровни. Особенности взаимного восприятия и понимания между партнерами по общению. Изучение понятий идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии как основных механизмов двусторонней перцепции.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Понятие аттракции как процесса взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования ее приемов. Психофизиологическая природа восприятия внешнего облика человека. Особенности межличностного восприятия и понимания человека в процессе общения.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Восприятие внешних признаков человека. Создание собственной стратегии поведения. Варианты социально-перцептивных процессов. Механизмы социальной перцепции. Эмпатия, аттракция и рефлексия.

    презентация , добавлен 04.01.2012

    Общение, как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона). Раскрытие понятий "социальная перцепция" и "межличностная перцепция". Первые и последующие впечатления о восприятии нового человека. Действия человека на окружающих в различных ситуациях.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2009

    Общение и механизмы взаимопонимания. Психологическая структура взаимопонимания. Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению. Концепции, объясняющие феномен эмпатии. Средства достижения аттракции. Основные признаки развитой рефлексии.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Сущность общения и его тактика. Позиции: доброжелательность - враждебность, доминирование - подчинение. Общение как восприятие людьми друг друга. Три уровня развития эмпатии. Процессы каузальной атрибуции и их закономерности. Правила обратной связи.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Общение - способ организации совместной деятельности и взаимоотношений, включенных в нее людей. Проблемы межличностного общения и взаимопонимания. Роль интуиции и эмпатии в понимании личностью другого человека. Характеристика эмпатии как феномена общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    реферат , добавлен 25.02.2006

    Восприятие человека, целостное отражение восприятия в чувственно временных и пространственных связях и отношениях. Механизмы восприятия и понимания людей друг другом. Возрастные и профессиональные особенности, формирование понятий о личности человека.

Тема 2.

Общение как восприятие людьми друг друга.

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, а также различных социальных объектов.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Основными механизмами социальной перцепции являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга:

1) Идентификация (лат. identificāre - отождествлять)– это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.

Идентификация обозначает уподобление себя другому человеку. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией.

2) Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку (со-чувствую). Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и, безусловно, как положительное отношение к партнеру.

Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, человек принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному.

Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии:

а) эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной (познавательной);

б) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии);

в) предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с пациентом, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление.

Эмпатические качества врача могут быть полезны в случаях несоответствия предъявляемых больным субъективных признаков тех или иных симптомов объективной клинической картине заболевания в случае симулятивного поведения.

3) Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение)– это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Рефлексия, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Рефлексия - обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

4) Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

5) Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведения субъекта, буквально означает «причинное приписывание»).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

6) Децентрация – это противоположность эгоцентризму; возможная смена позиции и координация своей точки зрения с другими возможными точками зрения; это способность отказаться от того, чтобы принимать свое Я за точку отчета и умение переключаться на другую точку зрения. Неадекватная децентрация – когда она используется для манипуляции. Уровни децентрации: а) смена перцептивной позиции и координация своей точки зрения с точкой зрения другого; б) принятие точки зрения другого.

Выделяют различные виды слушания , которые представлены на рис. 2: плохое (-1), отсутствие слушания (0), нерефлексивное (+1), рефлексивное (+2), эмпатическое (+3).

Плохое слушание (-1) – это не просто отсутствие слушания, а такое слушание, при котором говорящему создаются определенные помехи, затрудняется процесс говорения.

Т. Гордон выделил ряд ответных суждений слушающего, которые создают трудности говорящему и назвал их «барьерами общения»:

Приказ, указание, команда: «Повторите еще раз!», «Говорите медленнее», «Не говорите со мной подобным образом!»;

Предупреждение, угроза, обещание: «Еще раз повторится – и с Вами все кончено», «Успокойтесь, и я Вас охотно выслушаю», «Вы пожалеете, если сделаете это»;

Поучение, указание на целесообразность: «Вам следует пойти первым», «Это неправильно», «Вам не следует так поступать»;

Нравоучения, логическая аргументация: «Посмотрите на это иначе», «Вам это поручено, значит – это Ваша проблема», «В Вашем возрасте я и такого не имел»;

Осуждение, критика, несогласие, обвинение: «То, что Вы сделали, глупо», «Теперь Вы на верном пути», «Я больше не могу спорить с Вами», «Я ведь предупреждал Вас, что это случится»;

Похвала, согласие: «Я считаю, что Вы правы», «Это было замечательно», «Мы гордимся Вами»;

Брань, необоснованные обобщения, унижение: «Ну, хорошо, господин Всезнайка!», «Все женщины одинаковы»;

Интерпретация, анализ, диагностика: «Вы действительно в это не верите, не так ли?», «Вы говорите это, чтобы только расстроить меня», «Теперь мне понятно, почему Вы это сделали»;

Успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка: «В следующий раз Вы будете чувствовать себя лучше», «Я тоже испытывал такое чувство», «Все делают ошибки», «Мы все поддерживаем Вас»;

Выяснение, допрос: «Кто Вас надоумил?», «Что же Вы сделаете в следующий раз?»;

Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка: «Почему бы Вам не выбросить это из головы?», «Давайте поговорим о чем-нибудь другом», «А что если каждый раз, когда что-либо не получается, бросать заниматься этим?» .

Эти виды реакций слушающего оказывают разрушительное воздействие на общение. Они, как правило, мешают собеседнику и нарушают ход его мыслей. Большинство из них означает желание изменить ход мыслей собеседника или переделать его самого. Эти помехи неизменно заставляют собеседника прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение. В результате он начинает отстаивать свою точку зрения или стремится скрыть свои мысли и чувства, вместо того чтобы раскрыть их перед партнером по общению. Ирония заключается в том, что эти помехи люди чаще всего создают в силу привычки, а не сознательно. Однако эффект один и тот же: люди не слышат то, что им говорят, то есть плохо слушают.

Отсутствие слушания (0). Существует множество причин, по которым люди не слушают говорящего. Многие из них довольно просты: человек не слушает, когда устал, когда чем-либо расстроен или когда поступающая информация ему не интересна, иногда слушать просто лень. Однако тому, что человек не может слушать, есть ряд причин, которые не всегда очевидны.

Во-первых, человек не слушает тогда, когда чрезмерно занят собственной речью. Именно по этой причине бессмысленно пытаться перекричать в ссоре или споре своего оппонента, целесообразно, выслушав его, представить свои аргументы.

Во-вторых, в качестве причины отсутствия слушания можно выделить ошибочное представление, что слушать – значит просто не говорить. Следует вновь отметить, что слушание – это активный процесс, требующий постоянных усилий, значительного внимания и сосредоточения на предмете беседы.

В-третьих, слушание отсутствует тогда, когда человек поглощен самим собой, своими переживаниями, заботами или проблемами. И особенно люди не слушают как раз в критические моменты жизни, когда им очень надо было бы прислушаться.

В-четвертых, люди не слушают просто потому, что не хотят. Как уже отмечалось, слушание всегда предполагает желание слушать. В отдельные моменты, конечно, каждый может отвлекаться от разговора. Внимательное слушание вряд ли возможно в возбужденном состоянии или когда у слушающего уже сложилось определенное мнение по обсуждаемому вопросу. Кроме того, в состоянии волнения или неуверенности у человека может возникнуть боязнь услышать то, о чем он меньше всего хотел бы узнать. Едва ли будет внимательно слушать и тот, кто считает себя специалистом обсуждаемой темы и имеет готовые ответы на все вопросы.

В-пятых, люди не слушают также и потому, что просто не умеют слушать. Это нисколько не удивительно, если вспомнить, что человек приобретает любые навыки, в том числе и умение слушать, следуя примеру или подражая другим в период формирования личности. Те, кто воспитывается в семье с низкой культурой общения, склонны копировать дурные привычки, как, например, стремление переговорить или перебивать собеседника, истолковать молчание другого как слушание, высказать скоропалительные выводы. Многие начинают учиться слушать только тогда, когда это становится необходимо или когда они понимают, что это в их интересах.

В-шестых, люди не слушают еще и потому, что судят. Одной из главных причин неэффективного слушания является склонность людей к суждениям, оценкам, одобрению и неодобрению заявлений других. Другими словами, первая реакция человека – это суждение о явлениях со своих личных позиций. Очень часто, однако, реакция, основанная на личных убеждениях, является серь-езной помехой эффективного слушания.

Нерефлексивное слушание (+1) – внимательное молчание, когда не вмешиваются в речь говорящего с замечаниями.

При нерефлексивном слушании может быть выражено понимание с помощью различных невербальных проявлений. Если в процессе нерефлексивного слушания возникают определенные замечания к речи говорящего, выражать их следует очень кратко и, по возможности, нейтрально. Так или иначе, ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены к минимуму типа: «Да!», «Ну-и-ну!», «Продолжайте», «Интересно» и т.д.

Можно выделить ряд ситуаций, в которых целесообразно применить нерефлексивное слушание как более полезное и эффективное :

На этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим;

Когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе;

Когда собеседник проявляет большую мотивацию высказаться, горит желанием высказать свою точку зрения;

Когда собеседник собирается (хочет) обсуждать наболевшие вопросы.

Когда говорящий возбужден, с трудом выражает свои мысли или испытывает трудности в выражении своих проблем;

При общении с застенчивыми людьми;

При разговоре с человеком более высокого статуса;

При проведении интервью, при приеме на работу.

Соответственно, следует иметь в виду, что есть и ситуации, в которых нерефлексивного слушания не достаточно, они представлены в характеристике рефлексивного слушания.

Основные приемы нерефлексивного слушания приведены в табл. 1.

Следует отметить, что просто молчание (так называемое «глухое молчание») может быть истолковано как нежелание беседовать, как несогласие; как незаинтересованность.

Таблица 1.

Приемы нерефлексивного слушания

Приемы (реакции)

Цели

Техника (как это сделать)

Примеры

Побуждение

Побудить собеседника к дальнейшим высказываниям

Перестать говорить самому, активно использовать невербальные сигналы, междометья и короткие слова

Зрительный контакт с собеседником, разворот корпуса в его сторону, кивки головой, улыбка и т.п.

Поддакивание

Ободрить собеседника

Кивки головой, невербальные сигналы, междометья и короткие слова

«Ага», «Угу»,

Эхо – реакция

Побудить собеседника к дальнейшим высказываниям, ободрить и др.

Повторять последнее слово в реплике собеседника

Меня эта ситуация так напрягает

Напрягает...

Наводящие вопросы

Запрос дополнительной информации

Вопросы должны быть короткими

Что? Где? Когда? Почему? Зачем?

Критика, выражение несогласия, оценка

Короткие фразы

«Это почему же?», «Почему бы и нет?», «Не может быть!», «Ну, Это Вы зря»

Выражение, презентация эмоций

Невербальное сопровождение

«Ух!», «Ах!», «Здорово!»

Рефлексивное слушание (+2) представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений и предполагает объективную обратную связь. Применяется для подтверждения понимания сообщения говорящего. Рефлексивное слушание увеличивает точность понимания, обеспечивает благоприятные условия для беседы, помогает уточнить значение многозначных слов, иными словами, помогает «раскодировать» человека, как бы попробовать воду, в которую мы собираемся войти.

Ситуации, в которых эффективно рефлексивное слушание:

У собеседника нет желания говорить или оно небольшое;

Когда говорящий стремится получить большую поддержку, в том числе, эмоциональную;

Когда человек нуждается в помощи при решении определенных проблем;

Если говорение одного противоречит интересам другого.

Основные приемы рефлексивного слушания приведены в табл. 2.

Эмпатическое слушание (+3) отличается от рефлексивного, прежде всего, установкой. Цель рефлексивного слушания – как можно точнее осознать и передать чувства говорящего, а эмпатического слушания – уловить эмоциональную окраску идей и их значение для другого человека, проникнуть в систему его внутренних ценностей и понять, что истинно означает это для другого человека и какие чувства он при этом испытывает. Это довольно интимный вид общения с высоким эмоциональным напряжением.

Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание других людей, помогает нейтрализовать общую склонность к суждению, помогает избежать поляризации типа «я – они», которая, препятствует эффективному общению. Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. Эмпатия – буквально означает «со–чувствую», то есть «чувствую то же, что и Вы». Одно дело – понимать, что партнер радуется и совсем другое – радоваться вместе с ним.

Эмпатическое слушание создает благоприятный климат для открытого выражения другими своих мыслей и чувств. Приемы рефлексивного и эмпатического слушания позволяют узнать, что партнер говорит на самом деле, понять истинный смысл того, что скрывается за его словами. И уж конечно, когда люди видят, что их слушают, они не только принимают по отношению к собеседнику благоприятную установку, но также станут в свою очередь слушать и его.

Правила эмпатического слушания.

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободиться от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно партнера по общению, только в этом случае становится возможным понимание того, что чувствует собеседник и какие эмоции он испытывает.

2. В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоции, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только понято правильно, но и принято.

3. Необходимо держать паузу. В ходе беседы партнеру по общению часто бывает нужно помолчать, обдумать услышанное или продумать свой ответ, возникает пауза, которая целиком принадлежит ему. Не стоит в это время высказывать какие-либо дополнительные соображения, разъяснения, уточнения или комментарии, пауза необходима собеседнику для того, чтобы разобраться в своем переживании.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание не является интерпретацией скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа: «Так это у Вас от того, что Вы просто завидуете своему другу» или «На самом деле Вам хотелось бы, чтобы на Вас все время обращали внимание» – не могут вызывать ничего, кроме отторжения и защиты.

5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер безудержно продолжает говорить, рассказывать, а беседа уже носит доверительный характер, целесообразно перейти с эмпатического слушания на нерефлексивное.

Итак, слушание не только способствует взаимному обмену информацией и идеями, пониманию чувств, но и является основой плодотворного общения. Следует помнить о том, что не только ситуация определяет необходимость применения того или иного вида слушания, даже в ходе одной беседы могут сочетаться различные его виды.

Таблица 2. Приемы рефлексивного слушания

Приемы (реакции)

Цели

Техника (как это сделать)

Примеры

Простое повторение

    Побудить собеседника к дальнейшим высказываниям и репликам;

    Получить дополнительную информацию.

После каждой новой фразы собеседника повторять ключевое слово.

Я не выношу критику в свой адрес.

Критику?

Ну, не то, чтобы критику... и т.п.

Проявление (уточнение)

    Понять точный смысл сказанного;

    Помочь говорящему определить или уточнить собственную точку зрения.

Задавать вопросы, обращаться к говорящему за уточнениями.

«Когда произошло то, о чем Вы говорите?», «Объясните мне это еще раз, пожалуйста», «Что вы имеете в виду?»

Перефразирование (смысловой парафраз)

    Показать свою заинтересованность;

    Получить дополнительную информацию;

    Проверить точности понимания смысла сказанного и его интерпретации;

    Целесообразно также применять во время возникшей паузы для продолжение беседы.

Повторить своими словами смысл сказанного собеседником сообщения; переформулировка его высказывания, мысли, идеи и т.п.

«Другими словами, Вы считаете, что...», «Правильно ли я Вас понял?...», «Вы сказали, что...», «По Вашему мнению...?», «Иначе говоря...», «Таким образом, как я понял, Вы полагаете, что...», «Так, Вы имеете в виду, что...»

Отражение чувств (эмоциональный парафраз)

    Вербализация собственных чувств и чувств собеседника;

    Дает возможность человеку осознать свое эмоциональное состояние;

    Позволяет понять собеседнику что-то, что он чувствует – это нормально.

Обратить внимания на тон собеседника, выразить своими словами основные чувства говорящего.

«Вы чувствуете себя раздраженным (обиженным, взволнованным и т.д.)», «Представляю, как Вам тяжело...», «Я слышу злость в Вашем голосе, когда Вы говорите о своем сыне...», «Думаю у Вас накопилась усталость»

Признание ценности

    Признать ценность общения с собеседником;

    Показать понимание вами значения для него того, о чем он говорит.

Признать, что вы цените чувства говорящего и его усилия, направленные на его решение проблемы

«Я ценю Ваше желание решить эту проблему», «Я благодарю Вас за серьезное отношение к этой проблеме и Ваш вклад в ее решении», «Благодарю Вас за то особое внимание, которое Вы уделили данному вопросу...».

Резюмирование (обобщение)

    Связать фрагменты обсуждения в смысловое целое (особенно при коллективном обсуждении);

    Обратить внимание на достижения;

    Определить основу для дальнейшего обсуждения проблемы;

    Уместно в ситуациях при обсуждении разногласий в конце беседы, во время длительного обсуждения вопроса, при завершении разговора.

Еще раз сформулировать наиболее важные мысли и проявленные собеседниками чувства.

«Итак, мыс Вами говорили о том, что...», «Обсуждая этот трудный, волнующий всех вопрос, мы до сих пор рассматривали...», «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то....».

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией . Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он идругим человеком-партнером по общению также воспринимается как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных . Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. От меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий .

Однако в процесс общения включены как минимум два человека , и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки . Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию .

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему идентификация (попытки поставить себя на его место).

Установлена тесная связь между идентификацией идругим близким по содержанию явлением - эмпатией (стремлением эмоционально откликнуться на его проблемы).

Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей - рефлексия ; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия.

Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии . Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение).

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей . Основные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений , которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов , в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты , и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке - на оценку его отдельных качеств.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку .

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей , стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей , происходящих со временем по естественным причинам.

10. «Эффект последней информации » проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке .

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают иоценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции . Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей . Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

постоянное поведение - в сходных ситуациях поведение однотипно;

отличающееся поведение - в других случаях поведение проявляется иначе;

обычное поведение - в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относительно незаметна . Когда мы сами действуем, наше внимание обычно направлено на то, на что мы реагируем - и ситуация проявляется более явно.

На восприятие людей влияют:

· стереотипы - привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем, скудной информацией . Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей .

· предубеждения - эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков .

· установки. Установка - это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации .

Установки имеют три измерения :

когнитивное измерение - мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

аффективное измерение - положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации,

поведенческое измерение - готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются:

§ под влиянием других людей (родителей, СМИ), «кристаллизуясь» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;

§ на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях;

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию.

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним . Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения . Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью - сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение - может повышать взаимное доверие. Для того, чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью .

Обратная связь в общении - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Правила обратной связи:

1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

3. Не давай оценок. Помни: обратная связь - это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.