Методы управления. Методы управления Системное социальное качество приобретаемое индивидом


Личность - системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением.

Это взаимодействие протекает в двух ведущих формах - общении и совместной деятельности .

В структуре проявлений личности выделяется три главных компонента.

1) индивид - это психосоматическая организация личности, делающая её представителем человеческого рода.

2) персона - социально-типические образования личности, обусловленные сходным для большинства людей, влиянием социального окружения.

3) индивидуальность - своеобразное сочетание особенностей, которое отличает одного человека от другого.

2. Составляющие личности:

Темперамент - особенности нейродинамической организации индивида.

Потребностно-мотивационная сфера включает: потребности (нужды человека для жизнедеятельности и развития), мотивы (связаны с удовлетворением определенных потребностей) и направленность (это система устойчивых предпочтений и мотивов, ориентирующих динамику развития личности и задающих тенденций её поведения).

Эмоционально-волевая сфера

Когнитивно-познавательная сфера

Характер - совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств.

Способности - сочетание психических свойств, являющихся условием выполнения одной или нескольких видов деятельности.

3. Ключевые признаки личности (системообразующие):

Эмоциональность - совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным ситуациям.

Активность - характеристика личности, которая определяет интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Саморегуляция - системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности (регуляция своего состояния, поведения деятельности).

Побуждение - мотивационный компонент характера.

4.Теории личности.

а) Теория черт. Психологи часто характеризуют людей на основе их черт. Черты личности - это обобщенные характеристики, ряд взаимосвязанных психологических признаков (эмоциональность, доминативность, моральность). В психологии применяются различные типологии личности, которые представляют типологические описания (психологические портреты) в терминах черт - (пессимист, оптимист, интроверт и т.д.).

б) Теория индивидуальных конструктов . (по Келли)

Личность - это система индивидуальных конструктов. Конструкты - это средства, пути интерпретации и толкования мира. Они имеют форму биполярных понятий (хороший-плохой, добрый-злой и т.д.), но представляют собой личностные изобретения, истолкования, накладываемые индивидом на реальность. В функционирование конструкта включается обобщение, различение, прогнозирование, контроль за поведением.

В практическом плане подход Келли позволяет определить видение ситуации с позиции самого обследуемого и корректировать его поведение, установки и потребности путем изменения системы психологических конструктов.

Приведенные два подхода к описанию личности носят статистический характер.

в) Структура личности Фрейда - является динамичной моделью. 3 Личность содержит три инстанции:

ОНО (ИД) - совокупность бессознательных потребностей и желаний, которые руководят нашим поведением, часто помимо сознания. Здесь содержатся вытесненные желания, которые проявляются иногда в сновидениях, ошибках, оговорках. Основные составляющие:

либидо - позитивные любовные сексуальные импульсы;

танатос - деструктивные агрессивные импульсы.

Эта инстанция формируется в раннем детстве, многие проблемы развития личности лежат в этой сфере.

Я (ЭГО) - сознательная субстанция личности, функционирующая в соответствии с принципами реальности. Она включает:

1)познавательные и исполнительные функции;

2) волю и фактические цели.

Эта инстанция регулирует процесс взаимодействия «оно » и «сверх-Я ».

Она господствует над побуждениями, но ночью спит, сохраняя способность к цензуре снов.

Сверх-Я - социальные запреты и нормы, неосознаваемые действия, которых заставляют «Я» избегать деструктивных влечений, исходящих от «оно».

Эта инстанция обусловлена воздействием культуры, которая противостоит биологическим влечениям «оно».

В результате субстанция «Я» является ареной постоянной борьбы между «сверх-Я» и «оно».

г) Теория потенциалов. Личность можно охарактеризовать её основными потенциалами.

Познавательный - определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.

Морально-нравственный - приобретается личностью в процессе социализации - это нравственно-этические нормы, жизненные цели, убеждения, стремления (единство психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности).

Творческий - наличный репертуар умений и навыков, способностей к действию (может быть созидательным, разрушительным, продуктивным (репродуктивным), а также мера их реализации в определенной сфере деятельности или общения.

Коммуникативный - степень общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.

Эстетический - уровень и интенсивность художественных потребностей личности и то, как она их удовлетворяет. Реализуется в творчестве и в потреблении произведений искусства.

5. Понятие о направленности.

Одна из системных характеристик личности - направленность - это совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности. В данной характеристике можно выделить две фундаментальные взаимосвязанные потребности:

а) быть личностью (потребность персонализации) - обеспечивает активное включение в социальные связи и обусловлена этими связями, общественными отношениями.

б) в самореализации - проявляется в стремлении реализовать свой жизненный потенциал (способности, задатки, запас жизненной энергии).

В состав направленности входит «Я-концепция». Психологический термин «Я» в русском языке неоднозначен. С одной стороны, «Я» - это, как уже говорилось, результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что по-зволяет ему ощущать и переживать собственные физические и психические состояния, осознавать себя субъектом деятельно-сти. С другой стороны, собственное «Я» человека является для него и объектом самопознания.

В этом случае в состав «Я» человека входит его самовосприятие и самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет «Я»-концепцию личности. Это своеобразная психология и филосо-фия собственного «Я». В соответствии со своей «Я»-концепцией чело-век и осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение чело-века является всегда логичным, с его точки зрения, хотя оно мо-жет не казаться логичным на взгляд других людей.

Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный ас-пект «Я» называется самооценкой.

По данным исследований (Тейлор, 1994), люди с высокой самооценкой думают о себе хорошо, ставят перед собой соответ-ствующие цели, принимают во внимание мнения других людей для увеличения своих успехов, хорошо справляются с трудными ситуациями. Люди с низкой самооценкой, с другой стороны, не очень хорошо думают о себе, часто выбирают нереалистические цели или вообще уклоняются от каких-либо целей, с пессимиз-мом смотрят в будущее и враждебно реагируют на критику или другие виды негативной обратной связи.

Вдобавок к общей самооценке каждый человек имеет специфи-ческие, парциальные, оценки своих способностей в отдельных сферах. Например, какой-либо студент может иметь высокую са-мооценку в целом, но при этом знать, что ему трудно поддержи-вать разговор с малознакомыми людьми и он не очень музыкален. Другой студент может иметь низкую самооценку в целом, но знать, что он является хорошим вратарем факультетской футбольной команды.

Исследования показывают, что уровень самооценки личности связан с когнитивными аспектами «Я»-концепции (Франза, 1996). Так, люди с низкой самооценкой имеют менее ясно определенную и устойчивую «Я»-концепцию, чем люди с высокой самооценкой. «Я»-концепция людей с низкой самооценкой, по-видимому, являет-ся менее сложной и менее гибкой. Имеются данные, говорящие о том, что именно уверенность в себе является причиной высокой самооценки , а не наоборот (т.е. неверно утверждение, что высо-кая самооценка порождает более высокий уровень уверенности в себе). Итак, можно предположить, что первым компонентом вы- сокой самооценки является знание себя или, по меньшей мере, размышление о знании себя.Другим детерминантом уровня са- мооценки, по-видимому, может быть, как отмечает Франзой, спо- соб, посредством которого индивид "организует" позитивную и негативную информацию о себе в памяти . Речь идет не только о том, что все количество позитивной информации сравнивается с количеством негативной информации, что в целом определяет уровень самооценки. Главное здесь — как это знание о себе "ор-ганизовано". Некоторые индивиды проявляют тенденцию под-разделять информацию о себе на отдельные позитивные и нега-тивные категории (""Я хороший" и, наоборот, "Я нехороший"). Другие же имеют обыкновение формировать ментальные катего-рии, которые содержат в себе смесь позитивной и негативной ин-формации о себе. Исследования показывают, что если люди проявляют тенденцию подразделять в пределах своей «Я»-концепции информацию о себе на позитивную и негативную и первая чаще вспоминается, то такой когнитивный стиль повышает их самооценку и понижает уровень депрессии. У тех людей, для которых позитивные аспекты "Я" являются более важными, подразделение информации о себе на позитивную и негативную может быть частью процесса, способствующего исключению в концеконцов негативной информации из памяти. А это, в свою очередь, удаляет такую информацию из «Я»-концепции. С другой стороны, людям, которым негативные аспекты «Я» кажутся более важными, психологически более приемлемо смешивать в своем сознании вместе позитивные и негативные аспекты «Я».

«Примечательно, что до второй половины 30-х годов предметные указатели к книгам по психологии, как правило, вообще не содержали термина «личность».

На современном этапе совершенствования социалистического общества поставлена задача формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Следовательно, философское, психологическое, социологическое исследование личности приобретает приоритетный характер и привлекает особое внимание общественности ввиду его не только теоретической, но и практической значимости. […]

Одна из попыток решения этой задачи - предложенная нами концепция персонализации индивида в системе деятельностно опосредствованных отношений с другими людьми. Эта концепция - дальнейшее развитие психологической теории коллектива. Она создает представление о психологической структуре личности, закономерностях её становления и развития, предлагает новый методический инструментарий для её изучения.

Исходным пунктом построения концепции персонализации индивида служит идея единства, но не тождественности понятий «личность» и «индивид». […]

Личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, а также характеризующее уровень и качество общественных отношений, отраженных в индивиде.

Если мы признаем, что личность - это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так, к примеру, светочувствительность - качество фотоплёнки, но нельзя сказать, что фотопленка - это светочувствительность или что светочувствительность - это фотоплёнка).

Тождество понятий «личность» и «индивид» отрицается всеми ведущими советскими психологами - Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, С. Л. Рубинштейном и др. «Личность не равна индивиду: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» (Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения,. М., 1983, Том 1., с. 335).

Прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (то есть доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т. д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме?

Подобно тому как прибавочная стоимость - К. Маркс показал это с предельной ясностью - есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощён не оплаченный капиталистом труд рабочего, личность олицетворяет систему общественных отношений, составляющих сферу бытия индивида как его системное (внутреннее расчлененное, сложное) качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребёнок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится, в, свою очередь, субъектом этих взаимоотношений. Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они - часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида.

К. Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд., Том 42, с. 265). Если родовую сущность человека в отличие от других живых существ составляет совокупность общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека, то есть абстракт, присущий отдельному индивиду как личности, составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности, и поэтому субъективны (раб ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против пего, вступает с ним в социально обусловленные связи). […]

Для характеристики личности необходимо исследовать систему социальных отношений, в которые, как было сказано выше, она включена. Личности явно тесно «под кожей» индивида, и она выходит за пределы его телесности в новые «пространства».

Каковы же эти «пространства», в которых можно разглядеть проявления личности, понять и оценить её?

Первое - это «пространство» психики индивида (интраиндивидное пространство), его внутренний мир: его интересы, взгляды, мнения, убеждения, идеалы, вкусы, склонности, увлечения. Всё это образует направленность его личности, избирательное отношение к окружающему. Сюда могут быть отнесены и другие проявления личности человека: особенности его памяти, мышления, фантазии, но такие, которые так или иначе резонируют в его общественной жизни.

Второе «пространство» - это область межиндивидных связей (интериндивидное пространство). Здесь не сам по себе индивид, а процессы, в которые включены по крайней мере два индивида или группа (коллектив), рассматриваются как проявления личности каждого из них. Разгадки «структуры личности» оказываются скрыты в пространстве вне органического тела индивида, в системе отношений одного человека с другим человеком.

Третье «пространство» реализации индивидом своих возможностей как личности находится не только за пределами его внутреннего мира, но и за границей актуальных, сиюминутных (здесь и теперь) связей с другими людьми (метаиндивидное пространство). Действуя, и активно действуя, человек вызывает изменения внутреннего мира других людей. Так, общение с умным и интересным человеком оказывает влияние на убеждения, взгляды, чувства, желания людей. Иначе говоря, это «пространство» идеальной представленности (персонализации) субъекта в других людях, образующееся суммированием тех изменений, которые он внес в психику, сознание других людей в результате совместной деятельности и общения с ними.

Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксировать все существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности.

Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации только в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории, имеющей возможность точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.

Личность метафорически можно трактовать как источник некоей радиации, преобразующей связанных с этой личностью людей (радиация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной различных мутаций и т. п.).

Индивида, обделённого личностными характеристиками, можно уподобить нейтрино, гипотетической частице, которая бесследно пронизывает плотную среду, не производя в ней никаких изменений; «безличность» - это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, чье присутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение и тем самым лишает его самого личности.

Три «пространства», в которых обнаруживает себя личность, не существуют изолированно, а образуют единство. Одна и та же черта личности выступает по-разному в каждом из этих трех измерений. […]

Итак, прокладывается новый путь интерпретации личности - она выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (а также в себе как «другом»), как его персонализация. Сущность этой идеальной представленности, этих «вкладов» - в тех реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и эмоциональной сферы личности другого человека, которые производит деятельность индивида и его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях - это не статический отпечаток. Речь идёт об активном процессе, о своего рода «продолжении себя в другом», о важнейшей потребности личности - обрести вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения.

Феномен персонализации открывает возможность прояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводится к представленности её в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. «Нет, весь я не умру... доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит» (А. С. Пушкин). Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжёлые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением.

В словах «он живёт в нас и после смерти» пет ни мистики, ни чистой метафоричности - это констатация факта разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из её звеньев. Можно предположить, что на определенном этапе общественного развития личность как системное качество индивида начинает выступать в виде особой социальной ценности, своеобразного образца для освоения и реализации в индивидуальной деятельности людей».

Петровский А., Петровский В., «Я» в «Других» и «Другие» во «Мне», в Хрестоматии: Популярная психология / Сост. В.В. Мироненко, М., «Просвещение», 1990 г., с.124-128.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика и содержание направленности личности в психологии. Система направленности личности по В.А. Сластенину и В.П. Каширину. Условия формирования профессиональной направленности. Методика Смекала и Кучера для исследования личности.

    реферат , добавлен 19.09.2014

    Сущность и отличительные черты направленности личности и мотивации деятельности. Характеристика форм направленности личности в порядке их иерархии. Мотивация как совокупность причин, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Личность как определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, принципы и этапы ее формирования, основные факторы, оказывающие влияние. Врожденные и приобретенные качества.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2014

    Понятие и общая характеристика личности, ее структура и направления формирования. Сущность и направления исследования деятельности в современной психологии. Этапы развития личности в общении. Многоплановый характер данного процесса, его элементы.

    реферат , добавлен 30.11.2015

    Понятие направленности личности в современной психологии. Потребности и мотивы. Специфичность и существенное свойство интереса человека. Ценностные ориентации личности, мотивация ее поведения. Роль направленности в человеческой жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Сущность и разновидности направленности личности, факторы, влияющие на выбор направления. Место осознаваемых мотивов в направленности личности. Структура и особенности направленности личности осужденных, ценности, способствующие их ресоциализации.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2009

    Направленность личности: психологическая характеристика, виды. Понятие субъективной оценки межличностных отношений, социально-психологической адаптивности. Напряженность в межличностных отношениях. Сущность опросника "Направленность личности" Б. Басса.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2011

    Проблема направленности личности в психологии, ее связь с акцентуацией характера в старшем школьном возрасте. Процедура и методы исследования типов направленности личности и акцентуации характера старшеклассников. Анализ и интерпретация полученных данных.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2012

Тема 2.7. Личность и ее социализация.

План

1. Понятие личности. Основные теории личности.

2. Структура личности. Самосознание личности. Формирование личности.

3. Социализация и ее основные характеристики.

4. Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Агрессия и регуляция социального поведения

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. –– М.: Наука, 1980.–– С. 113-185, 210-259.

2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. –– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. –– 89 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. –– М.: Издательство МГУ, 1990. –– С. 7-363.

4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. –– 2-е изд., перераб. –– М.: Международная педагогическая академия, 1995 – С. 5-20.

5. Бодалев А.А. Психология о личности. –– М.: Изд-во МГУ, 1988. –– С. 5-11, 37-59.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –– М.: Просвещение, 1982. –– С. 39-123.

7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. –– М.: Изд-во МГУ, 1982.–– С. 6-97.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –– М.: Наука, 1982. –– С. 86-135.

9. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. –– Пермь: Изд-во ун-та, 1990. –– С.81-108.

10. Oрлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее "Я" человека. //Вопросы психологии. –– 1995. –– № 2. –– C. 5 - 19.

11. Психология индивидуальных различий. Тексты.–– М: Педагогика, 1982.–– С. 179-218.

12. Психология личности. Тексты. –– М: Педагогика, 1982.–– С. 11-19, 39-41.

13. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. –– М.: Педагогика,1987.–– С. 10-105.

Понятие личности. Основные теории личности.

Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Личность – системное социальное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но они взаимосвязаны:

Человек - наиболее общее, интегративное понятие. Означает существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но, неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид;

Индивид - конкретный человек как представитель рода Ноmo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития;


Индивидуальность - неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личности на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера – это - направленность личности , ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития.

Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализаиии (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции ", личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.

Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания.

Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека.

Во второй пол. 20 века сложилось много подходов и теорий личности.

Структурные теории личности направлены на выявление структуры личности, ее типологии, составных элементов, черт личности. Наиболее крупными представителями структурных теорий личности являются Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк.

Гордон Уиллард Олпорт (1897 - 1967), американский психолог, один из основоположников современного системного подхода к изучению психологии личности, считал, что у любой личности имеется устойчивый набор черт. (Его теория так и называется - "теорией черт личности".) Олпорт исследовал иерархию ценностных ориентации личности и типологизировал личности по этому основанию ("Личность: психологическая интерпретация", 1938).

Другой американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902 - 1987), один из лидеров так называемой гуманистической психологии, считал, что ядром личности является ее Я-концепция. Формируясь в социальной среде, она и является основным интегративным механизмом саморегуляции личности. Я-концепция постоянно сопоставляется с идеальным Я, вызывает попытки ограждения Я-концепции от дезинтеграции: индивид постоянно стремится к самооправданию своего поведения, использует разнообразные механизмы психологической защиты (вплоть до перцептивных искажений - искажений восприятия, и игнорирования неугодных ему объектов). Роджерс разработал особую (интерактивную) систему психотерапии, основанную на доверительном отношении к пациенту ("Центрированная на клиенте терапия", 1954).

В XX веке в изучении психологии личности начинается широкое использование экспериментально-математических методов. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 - 1944) выступил зачинателем тестологического движения в психологии. Он впервые применил в психологическом исследовании личности сложный метод современной статистики - факторный анализ, сводящий к минимуму множество различных показателей и оценок личности и позволяющий выявить 16 базовых черт характера личности (16-факторный личностный опросник Кеттелла).

Опросник Кеттелла выявляет такие базовые качества личности, как разумность, скрытность, эмоциональная устойчивость, доминирование, серьезность (легкомысленность), добросовестность, осторожность, чувствительность, доверчивость (подозрительность), консерватизм, конформность, управляемость, напряженность.

В опроснике Кеттелла более 100 вопросов, ответы на которые (утвердительные или отрицательные) группируются в соответствии с "ключом" - определенным способом обработки результатов, после чего определяется выраженность того или иного фактора.

Методы математического анализа результатов наблюдений и опросов, документальных данных были разработаны также Г. Айзенком . Его концепция черт личности связана с ее двумя взаимосвязанными базовыми качествами: 1) экстраверсия-интроверсия; 2) стабильность-нестабильность (невротизм, тревожность).

когнитивная психология

Недостатком структурных теорий личности было то, что на основе знания личностных черт невозможно предсказать поведение человека, т.к. оно зависит еще и от самой ситуации.

Как альтернатива этой теории – возникла теория социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок, или серия поступков. Влияние на поведение человека оказывают другие люди, поддержка или осуждение поступков с их стороны. Человек поступает так или иначе, исходя из своего жизненного опыта, который приобретается в результате взаимодействия с другими людьми. Формы поведения приобретаются путем подражания (викарное научение). Поведение человека и его личностные характеристики зависят от частоты возникновения одних и тех же «стимульных ситуаций» и от оценок поведения в этих ситуациях, полученных от других людей.

Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная психология (от лат. соgnitio - познание), которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Дж. Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзенк), психология личности (Дж. Келли). В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого.

Свой подход к психологии личности предложили и сторонники гуманистичекой психологии (Маслоу, Роджерс). Основное внимание представителей данного направления было обращено на описание внутреннего мира личности. Основная потребность человека, согласно этой теории – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертахтемперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Биологическое и социальное в структуре личности.

Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личностьможет, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.

Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.

Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное.

Особенности личности:

1. Внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

2. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться;



3. Связанна с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются в направленности интересов. Один ребенок после какого-либо периода исканий останавливается на математике, другой – на биологии. Дальнейшее развитие способностей каждого из этих детей происходит в конкретной деятельности, которая не может осуществляться без наличия данных способностей.

Поэтому структура специальной одаренности включает комплекс приведенных выше качеств личности и дополняется рядом способностей, отвечающим требованиям конкретной деятельности. Так, установлено, что математическая одаренность характеризуется наличием специфических способностей, среди которых могут быть выделены следующие: формализованное восприятие математического материала, которое принимает характер быстрого схватывания условий данной задачи и выражение их формальной структуры; способности к выявлению сути задачи; к обобщению математических объектов, отношений и действий и т.д.

Также, кроме таланта и одаренности существует такое понятие как мастерство.

Талант в совокупности его общих и специальных качеств – это не более чем возможность творческих успехов, это лишь предпосылка мастерства, но далеко еще не мастерство, для этого надо много трудиться.

Если талант – это возможность, то мастерство – это возможность, ставшая действительностью. Подлинное мастерство – это проявление талантливости человека в деятельности. Мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.



Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность дифференциальных способностей, заключенных в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности. Эти морфологические ифункциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками.

Так, к числу врожденных задатков относится необычайно тонкое обоняние – особо высокая чувствительность обонятельного анализатора. Является ли это какой-либо способностью? Нет.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Тот факт, что природные предпосылки способностей – задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам.

Серьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности способностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречит и научной теории. Можно признать научно установленным, что с момента появления человека современного типа, т.е. кроманьонца, жившего около ста тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации, оно управляется общественно-историческими законами.

Рассмотрение соотношения задатков и способностей, показывает, что хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории.

Какие же можно сделать выводы? Есть основания считать. Что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности или нет, является методика обучения.

Существенно важный фактор развития способностей человека – устойчивые специальные интересы. Специальный интерес – это интерес к содержанию определенной области человеческой деятельности, который перерастает в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности.

Подмечено, что возникновение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связан с пробуждением способности к ней и служит отправочной точкой для их развития.

Направленность как система[править | править вики-текст]

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.