Место и способы образования согласных звуков. Место и способ образования согласных


Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходитпозиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игрóй с игрой - [ш:" ч"]емпионáтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрáть отыграть - о[цс]ыпáть отсыпáть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под иг рой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий , мя´[г]ок мягок - мя´[х"к"]ий мягкий , где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый , т.е. [т"] // ;

стн: мéс[т]о места - мéсный местный , т.е. [т] // ;
здн: уéз[д]а уезда - уéзный уéздный , т.е.[д] // ;

здц: уз[д]á узда - под узцы´ под уздцы , т.е. [д] // ;

голлáн[д"]ец голландец - голлáнцы голландцы , т.е. [д"] // ;

рдц: сер[д"]éчко сердечко - сéрце сердце, т.е. [д"] // ;

рдч: сер[д"]éчко сердечко - сéрчишко сердчишко , т.е. [д"] // ;

лнц: сó[л]нышко солнышко - сóнце солнце , т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маи´] мои , т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой , т.к. есть [с] игрой с игрой . Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.

Согласные, одинаковые по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости и способу образования, могут отличаться друг от друга местом образования преграды, которую при произнесении звука преодолевает воздушный поток. Например, как [п], так и [к] - глухой, твёрдый,

смычно-взрывной согласный, но разница между ними легко ощутима, потому что при образовании [п] воздух взрывает преграду в виде сомкнутых губ, а при образовании [к] - в виде смычки задней части языка и задней части нёба.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя).

А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Поэтому, определяя место образования преграды, мы даем звуку не одну, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, согласные делятся на губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] [ф], [ф’], [в], [в’] и язычные [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [л], [л"], [н], [н’] [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’] [j] [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]. Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’] [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], язычные, среднеязычные - [j] и зычные,

заднеязычные - [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Затем к характеристике звука по активному органу добавляется характеристика по пассивному, которым, как уже было сказано, могут быть либо верхняя губа, либо зубы, либо нёбо.

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

  • губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];
  • губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];
  • язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];
  • язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];
  • язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j];
  • язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когда все другие характеристики совпадают. Например, звуки [с] и [х] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный, задненёбный. Благодаря тому, что при их образовании воздух преодолевает препятствия, образованные различными

органами, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем воспринимать как одинаковые такие слова, как, например, хан и сан.

Но в то же время есть звуки, которые при определенных условиях могут изменить место образования, уподобляясь по этому признаку

другому звуку. Так, звуки [с] и [ш] (твёрдые, глухие, щелевые), а также [з] и [ж] (твёрдые, звонкие, щелевые) очень близки друг другу по

месту образования: [с] и [з] - язычные, переднеязычные, зубные, а [ш] и [ж] - язычные, переднеязычные, нёбные. Поэтому при их соседстве возникает явление ассимиляции, т.е. уподобления одного звука другому. Оказавшись перед [ш], звук [с] уподобляется ему по месту образования и, естественно, совпадает с ним по звучанию: сошью [сашjу] - сшила [ш:ыла]. То же самое происходит и со звуками [з] и [ж] (визгливый [в’изгл’ивъj] - визжит [в’ижж:ыт]). В результате таких совпадений могут возникнуть близкие по звучанию слова: сшила [ш:ыла] - шила [шыла] платье - нет шила [шыла]. В других позициях только различие по месту образования между [ш] (средненёбный) и [с] (передненёбный), [ж] (средненёбный) и [з] (передненёбный) несет смыслоразличительную функцию, что становится определяющим, если все другие звуки в словах совпадают (жир [жыр] - сыр [сыр]).


Все согласные русского литературного языка классифицируются по четырем признакам: 1) по участию в их образовании голоса и шума; 2) по месту образования шума, т. е. по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух; 3) по способу образования шума, т. е. по способу преодоления преграды; 4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализации, ср. лат. palatum «мягкое нёбо»). Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам, и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех признаков.
По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся [р], [л], [н], [м] И [р’]. [л*], [н’1, [м’]gt; [j],
ш умными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения, они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в со- пррвождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только щумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются). Звонкие шумные русского литературного языка - это [б], [б’], [в], [в’], [д], [д’], [з], [з’], [ж], [ж’] , [г], [г’], а глухие шумные - In], [п’], [ф], [ф’І, [т], [т’І, [сі, [с’], [ш], [ш’1, [ц], [ч’], [к], [к’], [х], [х’1.
По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи - губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных - язык. Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным - верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу,- и в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные, губные и язычные согласные делятся на ряд бЬлее мелких групп.
Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные. Первые образуются смыканием нижней губы с верхней - к ним относятся [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]; вторые образуются сближением нижней губы с верхними зубами - к ним относятся [ф], [ф’1 и [в], [в’].
Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - выполняет активную роль при образовании звука. При этом переднеязычные согласные делятся на две группы в зависимости от того, поднимается ли передняя часть языка к верхним зубам или к альвеолам,- на зубные и нёбно-зубные. К переднеязычным зубным согласным, при образовании которых передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами, относятся [т], 1т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [нЧ, [л], [л’], к переднеязычным нёбно-зубным, образуемым более верхним подъемом передней части языка к нёбу и созданием преграды в области альвеол, относятся [ш], [ж], [Ш’ї, [жЧ, [чЧ, [р], [рЧ.
Среднеязычным, а по пассивному органу средненёб- н ы м, т. е. образуемым поднятием средней части языка к среднему нёбу, в русском языке является согласный [j].
Заднеязычными, по пассивному органу задненёбными, которые образуются преградой в результате сближения задней части языка с мягким нёбом, являются [к], [к’], [г], [г’], [х], [хЧ.
По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты, смычно-проходные и дрожащие.
Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум. К смычным в русском языке относятся [п], [пЧ, [б], [б’], [т], [т’], [д], [дЧ, [к], [к’], [г], [г’].
Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в"результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели. Фрикативными согласными являются [ф], [ф*], [в], [в’], [с], [с’], [з], [зЧ, [ш], [ж], [ш’], [Ж’], [j], [х], [х’1.
Аффрикаты - это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания ^органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных. В русском литературном языке есть две аффрикаты - [ц] и [чЧ.
Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и ртовые (или боковые). К но-
совым смычно-проходным относятся [н], [н’], [м], [м’]; К р Т о- в ы м, или боковым,- [л], [л*].
Наконец, дрожащими (или вибрантами), к которым в русском языке относятся [р] и [р’], являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует).
По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие, различие между которыми заключается в том, что у мягких согласных к основной артикуляции органов речи добавляется дополнительная, так называемая «йотовая» артикуляция, т.е. основная артикуляция согласного осложняется дополнительной средненёбной артикуляцией, свойственной согласному [j]. Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции. Мягкими в русском литературном языке являются согласные [п’і, [б’і, [ф’і, [в’і, [м’і, [т’і, [д’І, [с’і, [з’і, [ш’і"Г Іж’1, [ч’і, [н’і, [л’і, [р’і, [к’і, [г’і, [х’і; остальные согласные - твердые. Мягкие согласные, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от [j], у которого эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является палатальным.
Таким образом, каждый согласный русского литературного языка может быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях. Например, [бJ - звонкий шумный, губно-губной, смычный, твердый; [л’] - сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, мягкий и т. д. В таблице состав"согласных русского языка с характеризующими их признаками может быть представлен в следующем виде (см. с. 115).

Место образования согласного звука - признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.

Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п"], [б], [б"], [м], [м"]) и губно-зубными ([ф], [ф"], [в], [в"]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [ц], [л], [л"], [н], [н"]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч"], [р], [р"]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к"], [г"], [х"]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).

Рассматривая таблицу (Приложение к публикации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.

Способ образования согласного - это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.

Существует два основных способа образования преграды - либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом, различаются смычные и щелевые согласные.

При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [шЇ"], [ж], [жЇ"], [j], [х], [х"].

Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.

Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"].

У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч"].

Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м"], [н], [н"].

При образовании смычных боковых [л] и [л"] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории - между опущенной боковой частью языка и щеками.

В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.

Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р"].

Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.

Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.

Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходит позиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игруй с игрой - [ш:" ч"]емпионбтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).

Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрбть отыграть - о[цс]ыпбть отсыпбть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.

В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий, мяґ[г]ок мягок - мяґ[х"к"]ий мягкий, где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.

Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.

Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый, т.е. [т"] // ;

стн: мйс[т]о места - мйсный местный, т.е. [т] // ;

здн: уйз[д]а уезда - уйзный уйздный, т.е.[д] // ;

здц: уз[д]б узда - под узцыґ под уздцы, т.е. [д] // ;голлбн[д"]ец голландец - голлбнцы голландцы, т.е. [д"] // ;

рдц: сер[д"]йчко сердечко - сйрце сердце, т.е. [д"] // ;

рдч: сер[д"]йчко сердечко - сйрчишко сердчишко, т.е. [д"] // ;

лнц: су[л]нышко солнышко - сунце солнце, т.е. [л] // .

Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маиґ] мои, т.е. [j] // .

Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.

В основание классификации согласных звуков положены четыре признака:

· место образования преграды;

· способ образования;

· твёрдость/мягкость.

При образовании гласных звуков воздушная струя, поступая в артикуляционный отдел, не встречает препятствий. Для образования же согласных звуков наличие преграды является необходимым условием. Во время преодоления воздушной струёй преграды в артикуляционном отделе возникает шум. Сонорные и звонкие согласные состоят из голоса и шума (в сонорных шума значительно меньше, чем голоса), глухие – только из шума. Кроме того, при образовании глухих согласных органы артикуляционного отдела больше напряжены, поэтому глухие называют также напряжёнными. Звонкие согласные – ненапряжённые.

Качество согласного зависит от того, какие органы артикуляционного отдела принимают участие в образовании преграды (место образования ), каков характер этой преграды и какими способами она преодолевается (способ образования ).

В классификации согласных звуков по месту образования важно учитывать работу активных и пассивных органов. По активному органу все согласные делятся на губные и язычные, последние подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. С учётом работы пассивных органов губные подразделяются на губно-губные (преграда образуется смыканием губ) и губно-зубные (нижняя губа образует преграду с верхними зубами). Переднеязычные согласные делятся на зубные и передненёбные, все среднеязычные являются средненёбными, заднеязычные – средненёбными и задненёбными.

Согласные по месту образования

губные язычные

переднеязычные среднеязычные заднеязычные

↙ ↘ ↙ ↘ ↘ ↙ ↘

губно-губные губно-зубные зубные передненёбныесредненёбные задненёбные

[б][б’][п][п’] [в][в’][ф][ф’] [д][д’][т][т’] [ж][ж’:][ш][ш’:] [ j] [г’][к’] [г][к][х]

[м][м’] [з][з’][с][с’] [р][р’][ч’][дж’] [х’] [γ]

[н][н’][л][л’][ц][дз]

По способу образования согласные делятся на смычные, щелевые, аффрикаты, вибранты (дрожащие). Смычные, в свою очередь, могут быть взрывными, смычно-проходными (носовыми и боковыми):

1. Смычные:

1.1. взрывные;

1. 2. смычно-проходные;

1.2.1. носовые;

1.2.2. боковые.

2. Щелевые.

3. Слитные (аффрикаты).

4. Вибранты (дрожащие).

Для произнесения смычного согласного активный орган (язык или нижняя губа) должен соприкоснуться с пассивным – образуется смык. Если воздушная струя резко разрывает эту преграду и полностью освобождает проход для воздуха, то слышится характерный хлопок (взрыв). Так образуются взрывные согласные: [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’]. Воздушная струя может обойти смык – образуется смычно-проходной согласный. Например, губы образуют смык, но воздушная струя проходит через нос, что характерно для носовых согласных: [м], [м’], [н], [н’]. При образовании боковых [л], [л’] кончик языка упирается в верхние зубы, а воздушная струя проходит по бокам языка. При произнесении щелевых согласных органы артикуляции сближаются, образуется узкая щель. От трения воздуха о края щели возникает звук, похожий на шорох. К щелевым относятся согласные [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [j], [х], [х’]. При образовании аффрикат (смычно-щелевых, слитных) [ц], [ч’], [дз], [дж’:] образуется смык, который потом переходит в щель. Наконец, когда мы произносим [р], [р’], кончик языка вибрирует: он несколько раз прикасается к альвеолам и отходит от них.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых наличием дополнительной артикуляции – средняя часть спинки языка прогибается к твёрдому (среднему) нёбу. По-латыни нёбо – palatum, поэтому все мягкие согласные называются палатализованными , а их дополнительная артикуляция – палатализацией . Для средненёбного [j] продвижение спинки языка к твёрдому нёбу является основной артикуляцией, поэтому [j] называют палатальным, а дополнительную артикуляцию мягких – «йотовой » артикуляцией.

Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные переднеязычные Средне Язычные Задне- язычные
Зубные Пере дне- нёбные Средне нёб ные Средне нёб ные Задненёб ные
Смы- чные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г’ к’ г к
Смы чно-проходные Носовые м м’ н н’ η
боковые л л’
Щелевые в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’: ш ш’: j й х’ х γ
Аффрикаты ц дз ч’ дж’
Вибранты р р’

1. Какие признаки положены в основу классификации согласных?

3. Почему глухие согласные называются напряжёнными, а звонкие – ненапряжёнными?

4. На какие подгруппы делятся согласные по месту образования?

5. Перечислите группы согласных по способу образования.

6. Чем отличаются в артикулировании твёрдые согласные от мягких? Почему мягкие называются палатализованными? Какой согласный называется палатальным?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Произнесите звуки [б] – [п], прикоснувшись рукой к горлу в области гортани. Объясните, что происходит с голосовыми связками при образовании этих звуков. Пользуясь таблицей, выпишите все пары звонких и глухих согласных. Какие согласные не имеют пар по звонкости – глухости?

№2. Произнесите попрано реквием – вихрь, лоно – вётл, молит – сонм, нежный – казнь . Сравните звучание сонорных в позиции перед гласным и на конце слова. Есть ли отличия в артикуляции между этими звуками? Одинаково ли тщательно мы их произносим? Существенно ли различие между ними для говорящих на русском языке?

№3. Произнесите звуки [б] – [б‘], [д] – [д‘]. Опишите отличия в их артикуляции. Выпишите из таблицы все пары твёрдых и мягких согласных, а также звуки, которые не имеют пар по данному признаку.

№4. Вооружившись зеркальцем, понаблюдайте за работой губ во время произнесения твёрдых и мягких согласных. Каким образом распознают твёрдые и мягкие согласные глухонемые?

№5. Произнесите звуки [м], [м’], [н], [н’]. Почему они называются носовыми? От работы какого органа зависит их качество?

№6 . Поднесите ладошку к губам и произнесите попарно [с] и [л]. Где проходит воздушная струя при образовании этих звуков? Объясните, почему [с] относится к срединным, а [л] – к боковым.

№7. Произнесите последовательно звуки [б], [в], [с], [ж], [х]. Укажите, какие органы образуют преграду в каждом случае. Проверьте себя по таблице классификации согласных.

№8. Произнесите сочетания [т]+[с], [т’] + [ш’]. Какие звуки при этом получаются? Как охарактеризовать способ их образования?

№9. Какие звуки слышатся на месте букв ц и ч , если бегло произносить отец бы, дочь бы ? В какой клетке артикуляционной классификации помещены эти звуки?

№10 . Произнесите мягкий [ш’] и потяните этот звук. Что получилось? Какими способами этот звук передаётся на письме? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения, слова: выдумщик, носильщик, роща, ящик, тщетно, беспомощный, образчик. Какой звук соответствует данному в белорусском языке?

№11. В чём артикуляционная разница между русским [г] и белорусским [γ]? Отличаются ли они по месту образования? А по способу? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения: город, огонь, могла, тогда, грохот, Бога. В какой из этих слов произносится [γ]? Вспомните, в каких белорусских словах, согласно литературной норме, произносится [г].

№12. Произнесите [j]. Почему дополнительную артикуляцию, присущую мягким согласным, называют «йотовой» артикуляцией? Объясните, почему иностранцы, говоря по-русски, могут путать твёрдые и мягкие согласные?

№13. Объясните артикуляционную разницу между русским [ч’] и белорусским [ч], между [т’] и [ц’]. Прочитайте, соблюдая нормы произношения: часто, чёлка, чаща, цифра, целый, тепло, театр, термин, тема.

№14 . Опишите работу речевого аппарата при образовании звуков [в], [п’], [д], [ч’], [с], [л], [j], [р], [г], [ш’:].

Образец. При образовании звука [б’] голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт через рот; губы образуют смык, преграда преодолевается резко; средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу.

№15. Назовите звук по описанию работы речевого аппарата:

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой опущены, ход в носовую полость открыт – часть воздушной струи идёт через нос; передняя часть спинки языка смыкается с зубами; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через нос; кончик языка приподнимается к передней части нёба и вибрирует; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт черед рот; задняя часть спинки языка приподнимается к задней части нёба, образуя с ним щель; воздушная струя проходит постепенно;

· голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость, вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с зубами, по бокам языка проходит воздушная струя; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподнято, закрывает ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с передней частью нёба, смык переходит в щель, средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; передняя часть спинки языка образует щель с передней частью нёба, средняя часть спинки языка приподнимается к средней части нёба; звук долгий.

№ 16.* Возьмите в руки зеркальце и произнесите [с] и [ш]. Что можно сказать об участии губ в образовании этих звуков? Как вы думаете, почему данное артикуляционное отличие не отражено в классификации?