Материя как современная философская категория. Материя в философии: понятие, свойства и категория


История понятия

В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита . Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой.

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро .

Атрибуты и свойства материи

Атрибуты и виды материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение , пространство и время , которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  • физическая;
  • химическая;
  • биологическая;
  • социальная;
  • механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость
  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
  • детерминированность всех явлений
  • причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
  • отражение - проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы - абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

Формы движения материи

Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:

  1. в неорганической природе,
    • пространственное перемещение;
    • движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
    • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
    • изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
    • геологические процессы;
    • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
  2. в живой природе,
    • обмен веществ,
    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
  3. в обществе,
    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Литература

  • Друянов Л. А. Что такое материя . - М .: Учпедгиз, 1961.

Примечания

См. также

  • Формы материи
  • Формы бытия материи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Материя (философия)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Материя. Материя (от лат. māteria «вещество») объективная реальность, содержимое пространства, одна из основных категорий науки и философии, объект изучения физики. Физика описывает… … Википедия

    - (от лат. māteria «вещество»): В Викисловаре есть статья «материя» Материя (физика) фундаментальное физическое понятие. Материя (философия) философская категория для обозначения объективной реальности. то же, что … Википедия

    Одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление,… … Философская энциклопедия

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

    Философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским… … Физическая энциклопедия

    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия

    Материя, материальное начало, материальная причина (ulh, materiа,causa material) то, из чего состоит и из чего происходит данныйпредмет. Когда вопрос: из чего? ставится в общем и безусловном виде, вприменении ко всему существующему, возникает… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Материя (лат. materia - вещество) — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» . Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.

Марксистско-ленинское понимание материи органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии ; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи (см. Материализм).

С точки зрения современной науки основные формы материи — это:

  1. системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, микроскопические тела, космические системы различных порядков);
  2. биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека);
  3. социально организованные системы (человек, общество).

Но материя не сводится только к этим формам, так как в бесконечном мире существуют и качественно иные виды материи как объективной реальности, например кварки или другие возможные микрообъекты в структуре «элементарных» частиц. Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения материи, раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию материи с конкретными физическими или химическими представлениями о материи, т. к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реальных видов материи. Точно так же ошибочно отождествлять материю с каким-либо её конкретным свойством, например, с массой, энергией, пространством и т. п., т. к. материя обладает неисчерпаемым многообразием различных свойств.

Материю нельзя сводить к определённым её конкретным формам, например к веществу или атомам, т. к. существуют невещественные виды материи — электромагнитные и гравитационные поля, нейтрино различных типов, обладающие весьма сложной структурой. Сведе́ние материи как объективной реальности к некоторым частным её состояниям и свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 - начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления материи с неделимыми атомами, веществом и в связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла», «материализм отныне опровергнут» и так далее. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания материи и её основных свойств.

В рамках домарксистского материализма материя часто определялась как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.

В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность материи, но только во вполне определённом смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно материя, а не сознание или воображаемое божество, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. В мире нет ничего, что не было бы определённым видом или состоянием материи, её свойством или формой движения, продуктом её исторического развития.

Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности материи эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама материя существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм материи не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств материи. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы материи. «„Сущность” вещей или „субстанция”, - писал В. И. Ленин, - тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна…» . Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, магнитных, оптических процессов, различных химических реакций и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни материи. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» .

Конкретизация понятия бытия тесно связана с понятием субстанция, с понятием материя. Понятие суб­станция (нечто, лежащее в основе) - что лежит в основе бытия, т.е. субстанция - нечто, лежащее в основе всех из­менений бытия. Как вы знаете, в антично философии вычленялись различные субстанции, которые трактовались как первооснова всего сущего (например, вода у Фалеса, атом у Демокрита, мир идей у Платона).

В философии Нового времени выделялись две линии анализа субстанции: первая линия - онтологическая - связана с понимани­ем субстанции как предельного основания бытия и сводилась к описанию форм конкретных вещей (например, Бэкон - бытие есть вещь). Лейбниц вычленил множество простых и неделимых субстанций - монады; Декарт вы­деляет две субстанции - материальную, для которой характерна протяженность и духовную, которая характеризу­ется способностью к мыслительной деятельности, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа субстанции - гносеологическая. Это познавательное осмысление поня­тия субстанции, его необходимости для научного знания (Локком, Беркли, Гегель).

Понятие субстанции рассматривается в философии со стороны ее внутреннего единства безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным изменениям, в которые и через которые она в действительности существу­ет. Для современной науки субстанция - это только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. Субстрат - носитель субстанции. Существуют три точки зре­ния на проблему субстанции:

1. монистическая , где весь мир, все многообразие чувственно воспринимаемых явлений сводится к одному началу (т.е. как единство многообразия).

2. дуалистическая - она утверждает существование в мире двух исход­ных начал - материальное и идеальное.

3. плюралистическая - плюрализм - философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единст­ва. Например, "теория трех миров" К. Поппера, который считает, что существует три роды бытия: мир знаний, существующий независимо от знающего субъекта; мир психических состояний и мир физических состояний.

С тех пор, как философы стали осознавать, что природа существует независимо от человека, они пытались отыскать то общее, что присуще всем вещам, событиям, процессам. Как вы знаете, в античной философии поиск этого начала привел к понятию материя (лат. - вещество). В дальнейшем понятие материя отождествлялось с ато­мом, затем с телом (вес, масса покоя, непроницаемость и т.д.). Подобный подход был в умах философов и вид­нейших естествоиспытателей до конца 19 века. Материалистическая философия, понятие материи выступает как наиболее общее, фундаментальное понятие, в котором фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия. Хорошо объяснил, как образовалось данное понятие Ф.Энгельс в книге "Диалектика природы"(1894). Он писал: "Материя есть ничто иное, как совокупность веществ, из которых абстрагировано это понятие... Такие слова, как материя суть не более как сокращение, в котором мы охватываем сообразно их общим свойствам множество раз­личных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю... можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения". Таким образом, тот, кто признает объективное бытие, должен выработать философ­ское понятие для обозначения этой объективной реальности. Это понятие называется материей. Современное определение ма­терии было дано В.И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм"(1909): "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотогра­фируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас". Понятие материи есть научная абст­ракция, отразившая в себе всеобщее свойство всех явлений - свойство быть объективной реальностью, существо­вать вне нашего сознания. В нем подчеркивается то, что материя первична по отношению к сознанию, что она существует вне и независимо от сознания, она познаваема. Поэтому материю можно познать лишь путем изуче­ния отдельных объектов и предметов. Это бесконечное разнообразие объектов и систем, которые обладают своей структурностью, системой организации, многообразием свойств. Поэтому всякая научная теория мира неизбежно будет незамкнутой открытой для дальнейшего изучения.


Современный материализм подчеркивает, что философское понятие материи нельзя связывать с веществом. Так, в конце XIX начале XX века в физике произошли открытия электрона (А. Томпсон - 1896 г.), рентге­новских лучей (Н. Рентген - 1895 г.), радиоактивности (Беккерель - 1897 г.). Новые открытия обнаружили ог­раниченность механистического взгляда на мир, что позволило в дальнейшем сделать вывод: естествознание от­кроет другие виды материи, углубит наше знание о строении мира, но не изменит философского определения ма­терии как объективной реальности.

Понятие материи тесно связано с понятием природы. Природа в широком смысле слова есть материя, т.е. все сущее, весь мир в многообразии его форм, существующих независимо от человека, развивается по свои зако­нам. Изучение природы формирует научную картину мира как единого целого. В научную картину мира входит представление о структурной, системной организации природы, о различных формах движения материи, про­странстве, времени, отражении, развитии.

МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ

Одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются , место в пространстве, вес, инерция, сопротивление, непроницаемость, притяжение и отталкивание, или какая-то этих свойств; внешняя чувственного опыта; то, что составляет «данный в ощущениях »; устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта); 2) физическое или не-умственное; 3) физическое, телесное или не-духовное; 4) неодушевленное, неживое; 5) естественное, не являющееся сверхъестественным; 6) полностью или частично непредопределенное; обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному; 7) источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом; 8) то, из чего состоит; то, из чего возникает или создается; 9) первосуществующее или изначальная основа; 10) то, что является предметом рассмотрения.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Материя как современная философская категория

Материю следует рассматривать прежде всего как субстанцию, на и благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и сознание.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуация наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложено В.И. Лениным в книг" "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности. которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (25. Т. 18. С. 131). В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некоторых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще - не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее.

Итак, материя - прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения (разумеется, чувственное отражение может быть непосредственным или опосредованным приборами - будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самое себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами. В анализируемом определении материи обнаруживаются два аспекта - онтологический и гносеологический. С онтологической точки зрения материя - единственный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодействия, телесные и духовные процессы свою конечную причину имеют в материи. Абсолютное противопоставление материального и духовного возможно тем самым только в рамках основного вопроса философии. С гносеологической же точки зрения материя - объект, субъект и средство познания, а ощущения, мышление - его продукт.

Категория материи является важнейшим методологическим регулятивом, поскольку последовательное отстаивание материалистического мировоззрения оказывается существенным в конкретно-научных исследованиях. Следует не смешивать здесь философское понятие материи с исторически меняющимися естественнонаучными концепциями строения и свойств тех или иных фрагментов обозримого мира. Наука может с математической точностью отражать подробности строения и состояния отдельных системных материальных объектов. Философский же подход характеризуется тем, что он абстрагируется от свойств отдельных вещей и их совокупностей, и в многообразии мира усматривает его материальное единство.