Макаровский Иоанно-Богословский монастырь: описание, история. Архимандрит Феофан (Даньков)


В мужском Макаровском монастыре под Саранском не прекращаются чудеса на могиле старца и духовника Саранской епархии Феофана, а в миру Владимира Данькова. Здесь собираются толпы людей, чтобы попросить об исцелении или исполнении желания. Правда ли в обители происходит что-то необычное, выяснял корреспондент SmartNews.

Паломничества в Макаровский Иоанно-Богословский монастырь на могилу старца Феофана не прекращаются ни на день. Люди приезжают за исцелением, просто помолиться, а иногда и за духовным советом. Говорят, старец, как и при жизни, никогда не отказывает никому, а исцеления происходят все чаще и чаще.

Я сегодня приехала к батюшке Феофану, уже не сосчитать в который раз. Не хватает слов передать всю благодать и спокойствие, которое я получаю после приезда сюда. Старец очень добрым был при жизни, всех выслушивал, его всегда можно было увидеть в окружении людей, с большой пачкой поминальных записок. К нему же и сейчас приезжает множество самых разных людей. Мне он помогает и после смерти, вот недавно сын у меня в аварию попал, в больнице говорили, что шансов почти нет, а я ходила молилась и батюшку Феофана просила помочь… и он помог! Сын на поправку пошел, врачи говорят, такое редко бывает при таких тяжелых ранах. Но я уверена, что он будет здоров, ведь с нами помощь батюшки.

История об исцеляющем старце началась очень давно. Родился отец Феофан в 1935 году, в Пензенской области, в деревне Орловка Башмаковского района. Обычная крестьянская семья для того времени: отец — коммунист, а мать была глубоко верующим человеком, что и старалась привить своим детям. Первым духовным наставником мальчика был старец Григорий, который укрепил веру в Бога и научил маленького Владимира носить крест. Однажды, уйдя за 30 км от дома, в храм в селе Башмаковка, Володя остался там работать алтарником на 20 лет. После ушел в село Каменный Брод и пробыл там 12 лет, а когда открылся Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь, ушел туда в число братии. После того как он пробыл два года в Санаксарах, Владимира Данькова постригли в схиму с именем Феофан. После чего Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий направил Феофана в Чуфарово восстанавливать Свято-Троицкий монастырь, там-то и началась известность старца. Люди приходили понемногу, просили помощи. Но после восстановления монастыря отец Феофан перешел в 2004 году в Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь. Теперь эту обитель знают не только в России, но и далеко за ее пределами. К батюшке как раньше, так и сейчас приезжают даже из Америки и Германии, не говоря о ближнем зарубежье.

Старец Феофан встречался со многими известными старцами нашего времени. Был и у отца Николая на острове Залит, ездил и к отцу Илию Оптинскому, встречался с отцом Иоанном из Псково-Печерского монастыря. За все годы проживания в монастыре Феофан являл собою высокий образ монашеского послушания, кротости, бесконечной любви к каждому, кто к нему приходил. Он всегда близко к сердцу принимал несчастья паломников и прихожан. Благодаря его духовнической деятельности его популярность простирается далеко за пределами Мордовии.

Старец лечил тысячи людей, а в октябре прошлого года помощь понадобилась ему самому. Болезнь напала на отца Феофана, но, несмотря на сильную боль, он продолжал вести прием людей, говорил, что при разговорах с паломниками у него появляются силы жить. Однако смерть себе он напророчил сам.

За несколько лет до смерти отца Феофана у нас с ним была беседа о людях, которые уходят из жизни на Пасху. Считается, что они попадают в царство Божие. Старец сказал, что он тоже умрет на Пасхальной неделе. Я очень испугалась тогда, ведь праздник был не за горами. Но он улыбнулся и сказал, что не в этом году.

Многочисленные прихожане и паломники прибыли со всех концов России и ближнего зарубежья для участия в погребении после Пасхи 18 мая этого года. Отпевание схиархимандрита Феофана проходило в главном соборе Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря. Погребен он на монастырском кладбище за Иоанно-Богословским собором. Сейчас панихиды и литии на могиле схиархимандрита Феофана (Данькова) совершаются ежедневно в 9:00 и 17:00, после чего люди остаются, целуют крест и просят каждый о своем. Большое количество верующих из самых отдаленных уголков России говорят с благодарностью: «Батюшка Феофан помог!». Эти слова произносят при появлении долгожданного первенца, по возвращении мужа в семью, при отступлении тяжелой болезни, очень много жизненных рассказов и примеров о помощи и исцелении с помощью молитвы и посещения старца Феофана как при его жизни, так и после смерти. Сотни паломников каждый день едут на могилку к старцу. «Ведь как иначе, если уж и при жизни помогал, то на том свете словечко, может, и замолвит за нас», — говорят паломники.

Его можно поставить в один ряд с такими старцами как отец Николай (Гурьянов) с острова Залит, Иоанном (Крестьянкиным). Это подвижники, которыми сильна православная Русь. Отличительная черта Макаровского праведника то, что он имел нелицемерную любовь к своим чадам, был образцом истинного послушания.

Однако любовь к ближним, чудеса при жизни и после смерти пока еще не дают старцу Феофану статус святого. Для этого должна пройти не одна процедура и большое количество времени. Но, возможно, у батюшки Феофана все еще впереди.

Как бы ни парадоксально это звучало, процедура действительно есть, чтобы избежать различной путаницы. Процесс признания святости может начаться только через несколько лет после смерти и при присутствии фактов помощи людям после смерти. Собирается не одно собрание среди епархии и все тщательно обдумывается.

Уже давно потерян счет чудесам, происходившим после молитвы старцу. С его помощью отступают самые тяжелые недуги. Чудеса после смерти стали не редкостью в Макаровском погосте, люди приходили и приходят на могилку к отцу Феофану раз за разом, помня его еще при жизни светлым и улыбчивым. Рассказы об этом кто-то передает из уст в уста, а кто-то выкладывает в интернет.

Конечно верить, либо нет это личное дело каждого, но факты чудесных исцелений и реальной помощи в трудных жизненных ситуациях старца Феофана многочисленны. Однажды я был на приеме у Феофана, и лично ощутил необыкновенное тепло и доброту, которая исходила от этого щуплого, седоволосого старичка. В условиях невыносимой жары он старался принять всех страждущих. На моей памяти в тот июльский день к нему приехало более 200 чел. Люди начали стекаться с раннего утра, примерно с 6-30. В итоге мы попали к нему только вечером в шестом часу. Методика исцеления старца Феофана конечно специфична, не имеет научного обоснования и весьма болезненна. После того как он «массировал» тело своим тяжелым металлическим копием, у многих людей оставались долгоиграющие синяки на теле. Может быть все и алогично, но это своеобразный физический катарсис, который того стоил — моя проблема решилась, да, не сразу, по прошествии времени, но решилась. Я полагаю в этом есть и заслуга Феофана. Я лично видел лица сотен людей, паломников, преисполненных верой в исцеление и надеждой в светлое будущее. Вместе с тем я слышал реальные человеческие истории чудесных исцелений. Поэтому, Феофан действительно помогал людям, а слухи и сплетни про то, что это шарлатанство распускают сами шарлатаны, прохиндеи и аферисты. Ну есть еще те кто не верит, однако это их право…Царствие небесное старцу Феофану и вечная память…

К схиархимандриту Феофану (Данькову) в Макаровский монастырь под Саранском люди едут за духовным советом и исцелением.

Раннее утро. Свежесть, чистота. Тишина. Хрустит снежок под ногами - в Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре в Саранске мы идем в синих сумерках к келье схиархимандрита Феофана (Данькова). В душе перед встречей со старцем - волнение, трепет, надежда. Найдем ли мы здесь то, что ищем? Исцеления души и тела, совета, утешения в скорбях.

Отец Феофан - духовник Макаровского монастыря, уже много лет служит молебен за болящих (отчитку от злых духов). Потом выслушивает страждущих, помазывает их освященным маслом и окропляет святой водой. За исцелением к нему давно уже потянулся поток людей - сначала в те места, где он служил раньше, а теперь в пригородную Макаровку летом ежедневно приезжает из разных городов по нескольку автобусов, да еще приходят местные - порой собирается до пятисот человек.

К нему иногда едут, как к любым врачам. Одна паломница ехала в Макаровский монастырь и спросила у таксиста: «А вы у отца Феофана бываете?» - «Конечно. Вот упал, что-то с рукой - скорей к батюшке полечиться».

Мы прибыли не в приемный день, по благословению, это дает надежду пообщаться с отцом Феофаном, ведь в свои приемные дни он окружен людьми. Подходим к его келье. Одна из нас читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Дверь отворяется, нас впускают. Правый угол центральной комнатки, она же и кухня, сплошь завешен иконами. Притягивают взгляд прекрасные портреты святых Страстотерпцев Царя Николая и Царицы Александры.

Седовласый батюшка благословляет каждую, и мы идем вместе с ним на полунощницу и Литургию в Михаило-Архангельскую церковь. Впереди нас бодро бежит монастырский кот.

В полутемном храме горят свечи. Пишем записки. Кроме нескольких священников, монахов и нашей маленькой группы никого нет. Некоторые из нашей группы сюда приехали не в первый раз, и монахиня за свечным ящиком встретила их как родных. Хорошо молиться в тишине полупустого монастырского храма, тихонько подпевая так замечательно звучащему мужскому хору.

К началу Литургии появилось еще несколько паломниц из Москвы. На чтении Евангелия и жития святого Парфения перед Причастием в углу храма послышались сдавленное рычание и хрип. «Бесноватая, она здесь живет», - просто пояснил кто-то. А где ей еще и быть, как не при храме. Любопытство заставило заглянуть за колонну. Женщина в длинной юбке и платке у стены усердно клала земные поклоны.

Как наполняется и умиротворяется душа на Литургии! Почему мы не ходим в храм на службы каждый день?

Хорошо молиться в монастыре, покойно. Это особый мир, кусочек неба на земле. Здесь утихает душевная боль, смягчаются скорби, залечиваются раны. Монастыри несут на себе отблеск божественной красоты, и Макаровский монастырь, иначе называемый еще Макаровским погостом, - не исключение. Это один из красивейших монастырей Святой Руси. Он стоит на высоком правом берегу Каменки. Главный храм в честь святого Апостола Иоанна Богослова - мощное сооружение, парящее в небе, господствует над местностью. Среди высоких деревьев стоят деревянные храмы, чем-то напоминая монастырь Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. В храмах по очереди идут службы. По словам автора книги «Монастыри Мордовии» С.Б. Бахмустова, «неведомые мастера в бедной провинции создали кусочек Первопрестольной. Ни в Саранске, ни во всей Мордовии за все минувшие века не было сооружено ничего, что сравнялось бы в строгости, классичности, тонкости и красоте с Макаровским погостом».

На монастырской территории кругом - деревья, зелень летом, выложенные узорчатыми плитами дорожки, изящные беседки для отдыха, зеркальный монастырский пруд. Недалеко на высоком берегу построен Никольский скит. С дорожки вокруг храма в честь Святителя Николая сквозь крону деревьев открывается великолепный вид на домики на низком левом берегу реки, холмы, рощицы, дальние леса. Монастырь притягивает и соразмерностью, красотой усадебно-храмового ансамбля и благодатной молитвенной тишиной. Много трудов для восстановления сей дивной монашеской обители положил Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, он постоянно заботится о ней.

После службы отец Феофан предложил нам с ним помолиться. Обрадованные, мы быстро написали записочки, передали батюшке и встали на колени, как он велел, «кучно», тесно прижавшись друг к другу. Старец долго читал тихим голосом молитвы, несколько раз называя наши имена. Из глаз неудержимым потоком текли слезы, рядом тоже всхлипывали. Как хочется очиститься от «всякия скверны»!

Потом батюшка выслушал всех по очереди, ответил на вопросы, помазал и окропил больные места. Что он кому говорил, останется тайной. Но могу сказать, что на вопрос о посетившей скорби он утешает: «Многими скорбями мы должны войти в Царствие Божие».

Страх, который был перед встречей, ушел. Отец Феофан - простой, приветливый, доступный, от него исходит доброта. По крайней мере, таким он мне показался. Хотя известно, что некоторым он назначает епитимии, не очень распространенные в современной церковной практике. Если человек не выполняет положенное ему правило, то батюшка исполняет его сам, чем быстро устыжает ленивого.

Сейчас отец Феофан уже почти не лечит «копием». Сказываются возраст и боли в руке. Но для нас он сделал исключение… Не буду говорить с восклицательными знаками, но после этого почувствовала какое-то облегчение, легкость во всем теле.

Потом отец Феофан, хотя и был очень уставшим - он недавно перенес операцию - ответил на вопросы. Таков его характер: он не отказывает в просьбе ни одному человеку, даже если падает от усталости. В храм он идет сам, а после молебнов за болящих его иногда под руки ведут назад.

- Отец Феофан, благословите на интервью.

Благословляю. Но говорить я не умею.

- Тем не менее, расскажите о себе. Где вы родились, кто ваши родители, были ли они верующими?

Родился я в июне 1935 года в селе Орловка Пензенской губернии в крестьянской семье, в миру Владимир Федорович Даньков. Отец - коммунист, в Отечественную войну погиб на фронте. А мама была верующей. Воспитывала нас, детей, с детства в вере, водила меня маленького в церковь. Брат как-то все это недопонимал, а я был убежден, что Бог есть. И уже не мог жить безбожно.

Меня недолюбливали за это, смеялись, говорили, что я ненормальный, а мне это не нравилось, я скорбел, унывал, что все против меня. А это плохо, не надо унывать. Надо все терпеть. У нас был сосед - старец отец Григорий, который откуда-то пришел и поселился у соседки. Меня отец Григорий полюбил. Он укрепил мою веру, научил крест носить.

- Это ваш первый духовный наставник. Каким он был?

Отец Григорий был человеком очень духовным, все видел, каждого человека. К нему народ шел отовсюду. А потом стали его преследовать коммунисты-безбожники. Председатель колхоза вызвал его: «Ты чего там проповедуешь?». Отец Григорий зашел в правление, шапку снял. Они удивляются: «Дед, ты чего шапку снимаешь, в церкву, что ли, пришел?» - «А вон у вас правители на портретах без шапки, а вы все в шапках». Показывают ему на Ленина: «А это кто?» - «Да я не знаю, может, сам сатана». - «Поедешь в район!» Несколько раз так его возили. На телегу посадят и за тридцать километров старого человека повезут в район. Там его спрашивают: «Это говорил?» - «Говорил». - «А это говорил?» - «Говорил». Нашелся человек понимающий, сказал тем, кто его привез: «Если он так еще будет проповедовать, вы его хоть иголкой заколите, а ко мне больше не привозите». И повезли назад.

В селе коммунистам отец Григорий был как кость в горле. Решили выселить и его, и его хозяйку. Собрали собрание, клеветали на них, говорили-говорили, а одна встала и сказала: «Вы ее выгоняете, а у нее в семье двое головы положили - сын и муж погибли на фронте». Все замолчали и оставили их в покое.

Когда я подрос, пошел работать: пахал в колхозе, пас стадо, работал плотником. Ушел в армию. Там верующему человеку было нелегко, но Господь чудесным образом вывел меня оттуда. Когда я вернулся, пошел работать в церковь в селе Башмаково. Алтарником служил двадцать лет. В 1977 году в селе Журавки меня рукоположили в священника. Это было брежневское время. В церковь тогда не ходи, даже близко не подходи - работу потеряешь. Староста меня там преследовала за то, что я крестил людей. Я переживал.

Четыре года я там пробыл и на другой приход ушел, в село Каменный Брод. Там крести, венчай, сколько хочешь! Ко мне народ повалил! Я многих покрестил, повенчал, даже коммунисты иногда тайно крестились и венчались.

В Каменном Броде церковь небольшая, но знаменитая: Царь Иван Грозный ее строил, когда шел походом на Казань. Я понимаю так, что он великий Царь. Как он переживал, как он заботился о своем государстве! Пошел на казанцев и там освободил всех русских пленных и окрестил Казань. И сейчас там есть татары крещеные. Он Россию сделал сильным царством.

Когда я перешел служить в Каменный Брод, служащий там священник отец Никифор сказал людям: «Вон иеромонах Феодосий, теперь к нему обращайтесь». Отец Никифор проводил отчитку по требнику от злых духов. Но он стал старым, ослаб, ослеп и перепоручил это дело мне. Тогда я только принял монашество с именем Феодосий. По благословению нашего Епископа ездил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, и там старец архимандрит Кирилл (Павлов) меня благословил на монашество и дал на постриг свои мантию, клобук, ризу, ремень. Двенадцать лет я в этом храме в Каменном Броде прослужил.

Когда открылся Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь, я ушел туда в число братии. В то время туда пришел по благословению наместника монастыря архимандрита Варнавы ныне почивший схиархимандрит Питирим (Перегудов). Он говорил: «Матерь Божия меня благословила восстанавливать эту пустыньку». Отец Питирим был духовником Санаксарского монастыря, духовным отцом почившего схиигумена Иеронима и моим духовником. Мы с отцом Питиримом дружили давно. Он раньше служил в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Я ездил к нему в Почаев, и он возил меня в Киево-Печерскую Лавру. Когда при хрущевских гонениях на Церковь Лавру закрыли и всех монахов разогнали, отец Питирим уехал служить в Моршанск, я и туда к нему ездил. Хрущева сняли, Лавру открыли, и отец Питирим вернулся в Почаев.

Два года я пробыл в Санаксарах. Там меня постригли в схиму с именем Феофан.

А потом Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий направил меня в Чуфарово восстанавливать Свято-Троицкий монастырь. В советское время в том монастыре сделали лагерь ГУЛАГа и туда ссылали верующих. Особенно священства там много было. Их там мучили. Зимой в сарай загонят человек сто и закроют, через неделю вытаскивают трупы. Потом одно время там находилось училище. Мы - несколько священников и дьякон - приехали в Чуфарово Великим постом в феврале: холодно, снегу везде навалено, негде голову приклонить - монастырь весь разрушен, церковь смели с лица земли. Стали потихоньку монастырь восстанавливать. Я служил молебны в Саранске, пожертвования отдавал наместнику, он приобретал для монастыря кирпич, доски. Сделали церковь из бывшей пекарни, корпуса начали строить. Восстановили монастырь. Какая радость была! Сейчас там еще строят собор, какой был раньше.

После этого я перешел в Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь.

- Отец Феофан, кто исцеляется на ваших молебнах?

Кто с верой приходит, тому подается здоровье.

- А много случаев исцелений?

Бывают. Одна женщина подошла: «Меня посылают на операцию». Помолились, я ее помазал святым маслом, окропил святой водой. Она потом приехала: «Я пошла к врачам, а мне сказали: «У тебя нет ничего».

- К вам приезжают толпы народа. Вас это утомляет?

Нет, мне хорошо, меня радует, что люди ищут исцеления и помощи у Господа, в Церкви.

- Отец Феофан, как часто надо причащаться?

Причащаться надо чаще, каждую неделю и на двунадесятые праздники. Я часто причащаюсь. Как приезжают ко мне полечиться, перед этим всегда причащаюсь. После Причастия высокое давление у меня приходит в норму. И после земных поклонов падает давление, хотя вроде должно быть наоборот.

Почему сейчас так много люди болеют? Сейчас многие люди мучаются, тяжко страдают от многих болезней долгие годы.

За грехи. Вступает он в брак - жену надо, детей не надо, делают аборты. Это грех, вопиющий к небу об отмщении за него. У нас почти все население в этом грехе повинно. В царской России женился - вот тебе жена, живут, заводят детей, и все вырастают способные, здоровые, богоугодные. А сейчас мужик женился и запил, ему ничего не надо, жена корми его. Может быть, десять процентов от всего населения живут порядочно, а может, и этого нет. Вступают в беззаконные сожительства, детей воспитывают безбожно, дети растут непослушные. В царской России, если во всем городе и разойдется, то только одна семья. А сейчас очень много разводятся. Когда нет веры в Бога, живи, как хочешь. Погрешим - и больше ничего. Погрешим и за это получаем. Должна быть крепкая Православная семья, без этого Россия погибнет.

Мы отвратились от Бога, пошли ложным путем и получаем наказание за это.

Сейчас мало богатых людей, которые помогают другим. Но есть порядочные бизнесмены, они работают честно, с Богом, и у них все получается. А кто работает нечестно, без веры, у него ничего не выходит. Ко мне один такой пришел: «Батюшка, я организовал предприятие, а меня выгнали». - «А ты Богу веруешь, в церковь ходишь?» - «Нет». Я знаю одного, у него ферма, закупил триста коров, обрабатывает десять тысяч гектаров земли, и у него все в порядке, коровы у него чистые. Он меня приглашает молебен отслужить, освятить, сам в церковь ходит. А в других хозяйствах, я посмотрел, коровы привязаны, по уши в навозе, во дворе темно. У меня душа болит за это.

- Отец Феофан, у вас в келье на видном месте висят портреты Царственных Мучеников.

Господь сподобил меня в монастыре на Ганиной Яме побыть, послужить там.

Господь нас карает за то, что произошло цареубийство. Почему Гитлер на нас восстал? Бог послал его как бич на Россию. Кто покаялся на фронте, кто омылся кровью - Господь их помиловал. Но один покаялся как правый разбойник, а другой поступил как левый, который злословил Спасителя: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк., 23,39). Тот и на фронте ничего не получил для своей души. Надо нам всем Царственным Страстотерпцам молиться. Тогда, Бог даст, Россия воссияет.

г. Саранск - г. Самара.

Феофан (Быстров), архиепископ Полтавский и Переяславский (12.01.1873–19.02.1940)

Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник, хорошо известен в России как духовный отец Царской Семьи.

Святитель Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в самый последний день 1873 года (ст. ст.) под Петербургом, в с. Подмошье Новгородской губернии, в многодетной семье сельского священника, все богатство которой составляло благочестие родителей.

Еще в детстве Василий вкусил, «яко благ Господь» () , вкусил от дара молитвы, и молитва стала наставником его на всю жизнь. По бедности родителей Василий, который был младшим сыном в семье, рано покинул родной дом. Он был определен в начальное Духовное училище при Александро-Невской Лавре на казенный счет, по окончании которого учился в Санкт-Петербургских Духовных семинарии и Академии.

Здесь, в Петербурге, его жизнь была тесно связана с именами блистательных профессоров Духовной Академии В. В. Болотова, А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. Он также лично знал святого праведника Иоанна Кронштадтского , который формально не был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, но фактически являлся ее доктором и профессором. Будущий архиепископ Феофан был удостоен великой чести совершить с отцом Иоанном совместное служение Божественной литургии.

Все четыре года учебы в Академии студент Василий Быстров был первым. В возрасте 21-го года он блистательно завершил свое образование и был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. Его назначили доцентом на кафедре библейской истории.

В 1898 году, на третьем году своей преподавательской деятельности, В. Д. Быстров принимает монашество с именем Феофана, в честь преподобного Феофана Исповедника , епископа Сигрианского, и в память Преосвященного Феофана, затворника Вышенского. В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. А в 1901-ом иеромонаха Феофана Высокопреосвященный митрополит Антоний (Вадковский) рукоположил в сан архимандрита и вручил ему посох.

В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем ІІ и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи.

Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора -- он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью.

1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая ІІ, Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, - с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца - отец Исидор и отец Варнава.

В 1910 году Владыка заботами Царского Семейства с Петербурга был переведен в Крым - на Симферопольскую кафедру, поскольку его слабому здоровью не подходил климат северной столицы. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла.

В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи - в Полтаву - с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874- 940)” рассказывается так:

“Очень печальным было первое впечатление новоназначенного в Полтаву Архипастыря. Кафедральный собор при богослужениях был пуст. И Архипастырь обращается с усердной молитвой к Господу Богу, дабы Господь возбудил в новой пастве его ревность духовную, возжег в душах жажду покаянной молитвы.

Подробное жизнеописание, отдельные проповеди и письма Феофана Полтавского можно найти в книге:

Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940) (Москва: Братство прп. Германа Аляскинского -- Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1994) .

По этому изданию подан и наш текст. - Прим. ред.

Дата рождения: 28 февраля 1975 г. Страна: Россия Биография:

В 1993 г., по окончании профессионально-технического училища № 39 г. Рязани, поступил в Рязанское духовное училище. В течение учебного года нес послушание иподиакона и келейника у митрополита Рязанского и Касимовского Симона.

1 октября 1994 г., после окончания обучения в Рязанском духовном училище, митрополитом Рязанским Симоном в храме Преображения Господня («Спас на Яру») г. Рязани рукоположен в сан диакона (целибат).

14 октября 1994 г. в Борисоглебском кафедральном соборе г. Рязани митрополитом Рязанским Симоном рукоположен в сан иерея.

22 января 1995 г. в храме прп. Сергия Радонежского с. Эммануиловка Шацкого района Рязанской области митрополитом Рязанским Симоном пострижен в монашество с именем Феофан в честь свт. Феофана Затворника.

В течение года после хиротонии совершал богослужения в Борисоглебском кафедральном соборе, храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и храме Преображения Господня («Спас на Яру») г. Рязани.

В 1996-1998 гг. нес послушание благочинного Свято-Троицкого мужского монастыря г. Рязани.

9 сентября 1998 г. назначен и.о. настоятеля Николо-Чернеевского мужского монастыря в селе Старочернеево Шацкого района Рязанской области.

Решением Священного Синода 6 октября 1998 г. утвержден в должности настоятеля Николо-Чернеевского мужского монастыря.

В 2015 г. окончил Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (кафедру теологии).

В () нес послушания председателя церковного суда, епархиального духовника и члена епархиального совета.

11 октября 2017 г. за богослужением в храме Преображения Господня в с. Заборово (Рязанская обл.) в сан архимандрита.

Во епископа 3 ноября 2017 г. в храме святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкине г. Москвы. 18 ноября за Литургией в г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

2002 г. ― Московская духовная семинария.

2015 г. ― Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.

Епархия: Волжская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Архимандрита Феофана (Данченкова) при наречении во епископа Волжского и Сернурского.

2770

Старец Феофан: «Во многих людях бес сидит. И таких все больше…»

Этот материал был опубликован в «Столице С» в октябре 2011 года. Тогда старец Феофан впервые согласился встретиться с журналистами. Он ушел из жизни 16 мая 2013 года. Количество желающих побывать на его могиле с каждым годом только растет…

Тысячи верующих в самых отдаленных уголках России и даже за границей говорят с благодарностью: «Батюшка Феофан помог!» Эти слова произносят, когда Господь дарует долгожданного первенца. Когда муж возвращается в семью или перестает злоупотреблять алкоголем. Когда отступает неизлечимая болезнь. Когда на душе становится светло… Сотни паломников каждый день едут к схиархимандриту Феофану в Макаровский Иоанно-Богословский монастырь: одни - за утешением, другие - за исцелением или добрым советом. Для многих батюшка стал самым дорогим человеком на Земле. Старец впервые согласился побеседовать с журналистами и впустил их в свою келью. Историю жизни и духовные наставления Феофана выслушал Михаил Никишин.

…Батюшка слегка волновался, вздрагивая от щелчков фотокамеры. «Не мое это все - вспышки, красивые слова и позы, популярность, - говорит духовник. - Монашеское послушание, молитва и пост - вот что главное. В своей келье молю Господа нашего за всех скорбящих, болящих, оступившихся и попавших в плен сатаны…» И лучшее доказательство этих слов - неземной свет, льющийся из чистых и мудрых глаз…

Подвиг

Старчество - особый иноческий подвиг, который во все времена почитался на Руси. Говорят, настоящим духоносным старцам открыто намного больше, чем простым священникам. Спустя долгие годы затворничества созревшие духом подвижники выходили к людям и по милости Божьей исцеляли недуги, утешали скорби, давали советы. В наше время старчество стало крайне редким явлением. Лишь по великой милости Бог посылает истинных пастырей, в чьих душах живет благодать. К таким праведникам люди тянутся сами, несмотря на то что общение с ними дает ощущение собственного несовершенства и греховности. Старчество - это особенное служение, которое Господь дает только ИЗБРАННЫМ. К их числу относится батюшка Феофан - духовник Макаровского монастыря и всей Саранской епархии. В молодом возрасте он посвятил себя служению Богу. Уже долгие годы он продолжает молиться за всех…

Детство

Батюшка Феофан (вмиру Владимир Федорович Даньков) родился 15 июня 1935 года в пензенской деревне Орловка. Обычная кресть­янская семья. Его отец Федор Васильевич был ярым коммунистом, строителем новой жизни, а мать Мария Петровна - глубоко религиозной. Православную веру женщина старалась привить четверым детям. Отец в январе 1942-го ушел на фронт, а уже в марте на него прислали похоронку. Война стала тяжким испытанием для вдовы, оставшейся с малыми ребятишками. Владимир рос кротким, тихим и… очень верующим. В советской деревне мальчику нелегко исповедовать Христа. Друзей у него не было. Едва завидев «отщепенца», детвора со смехом кричала: «Поп идет!» Парнишка старался поскорее проскользнуть мимо и избежать конфликтов. Он терпел все: холод, голод, насмешки… Окончил начальную школу, а семилетку в соседней деревне посещать не стал, потому что не во что было одеться и обуться. «Сидел на печке в одной рубашонке, - вспоминает батюшка Феофан. - Жили мы в большой бедности, помогала лишь вера в Господа». Мерзлая картошка, тайком выкопанная на колхозном поле, считалась большим лакомством. Но даже в такие тяжелые времена Мария Петровна приучала детей соблюдать пост. Ее неоднократно вызывали в сельсовет и прорабатывали за то, что морит детей голодом. Мать молчала, но от церковных канонов не отступала. Первым духовным наставником мальчика стал благочестивый старец по имени Григорий, который пришел неведомо откуда и поселился у соседки. «Это был человек великой духовной силы и веры, - вспоминает Феофан. - Он учил нас с мамой правильно молиться. По воскресеньям и праздникам к нему стекался народ. За это власти ненавидели отца Григория и мечтали от него избавиться… Так я под его присмотром и вырос». Хозяйку заставляли выгнать гостя из дома, но она упиралась. Старца неоднократно возили в район для разбирательства и устрашения. Заходя в начальственный кабинет, он снимал головной убор. Ему говорят: «Ты что, дед, шапку снял? В церковь, что ли, пришел?» А он показывает на портреты: «Вон ваши вожди-то тоже без шапок сидят». «Ты хоть знаешь, кто это?» - горячились коммунисты. «Не знаю. Может, сам сатана», - отвечал Григорий… Батюшка Феофан по-детски рассмеялся, вспоминая бесстрашие своего наставника… Когда Володя немного подрос, то отправился в колхоз пахать на быках. Позднее по профмобилизации уехал на Урал, выучился в ФЗУ на плотника, несколько лет работал на заводских стройках. Вернувшись домой, был призван служить на Тихоокеанский флот. Попал в береговую охрану. Там ему тоже доставалось за веру. Замполиты на занятиях отчаянно пытались вправить мозги худенькому крестьянскому парню, но он оказался тверд как камень. В полночь незаметно уходил из казармы, чтобы помолиться. Однажды Владимира Данькова положили в госпиталь, где случилось ЧП - повесился боец. Из Москвы нагрянула комиссия с проверкой, пошли по палатам. Генерал глянул на посиневшего солдатика и сказал: «Этого комиссуйте, а то ведь тоже повесится». «Вот так Господь помог мне выбраться оттуда», - заключает отец Феофан.

Священник

Домой вернулся на Рождество 1957 года. Весной стал пасти деревенское стадо. В хрущевские времена гонения на церковь вспыхнули с новой силой, но именно тогда парень принял главное решение в своей жизни - посвятить себя служению Богу. Однажды пошел за 30 километров в храм села Башмакова и… остался там навсегда. «У ребят на уме одно: вино, кино да танцы, а я этого совсем не понимал, - рассказывает Феофан. - Думал: как же без Бога жить можно? Как в Башмаково пришел, так больше от церкви не отлучался. Был сторожем, потом научился читать по-церковнославянски, петь. В храм ходили только бедные бабушки, которых власти не трогали, но они ничего не могли подать священникам. Тогда я сам пойду за милостыней, прошу дров или уголька, чтобы истопить в храме печку. Меня спрашивали - для кого, мол? Я говорил, что для себя, и мне охотно давали». Молодого человека заметил епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев) и предложил стать священником. Владимир согласился.


Архиерей отвез его в село Журавки Зубово-Полянского района, где 17 марта 1977 года возвел в сан. Наш собеседник прослужил там 5 лет. Все бы ничего, да староста прихода любила устанавливать свои порядки: лично решала, кого можно крестить и венчать…

Это батюшке сильно не нравилось, но он, как всегда, старался обойтись без конфликта. Тем временем в ельниковском селе Каменный Брод состарился отец Никифор, и его сын предложил отцу Владимиру переехать туда вторым священником. «В те же годы я решил принять монашество, - рассказывает старец. - Новый пензенский епископ Серафим (Тихонов) благословил поехать в Троице-Сергиеву лавру. Там я нашел старца Кирилла (Павлова), который тоже благословил меня и дал на постриг все свое: мантию, клобук, рясу, ремень». В 1982-м батюшка принял монашество с именем Феодосий, а по возвращении из Лавры его ждало решение о переводе в Каменный Брод…

В Журавках спохватились, поехали к владыке, просили вернуть полюбившегося священника. «Они обо мне скорбели, так что я не рад был, что ушел, - с улыбкой вспоминает Феофан. - Но на новом месте повезло: можно крестить и венчать без проблем, а мне того и нужно. Однажды за одно воскресенье совершил 75 крестин и 18 венчаний. А обычно происходило более десяти таинств в день. Когда идет давление сверху, народ, наоборот, больше стремится к Богу. Придет ко мне коммунист и просит, чтобы я его тайно покрестил. Все в районе знали об этом, но никто меня не выдавал. Начальники на словах мне запрещали крестить, а сами украдкой приезжали и совершали обряд. Однажды пришел парторг… В конце разговора я принял у него исповедь, и вскоре тот повенчался со своей женой».

Иероним

С открытием СанаксарскогоРождество-Богородичного монастыря отец Феодосий перешел в число братии, а в 1992-м был пострижен в схиму с именем Феофан. Со всей России пошел поток паломников. В Санаксаре они могли соприкоснуться с духоносными старцами Иеронимом и Питиримом, попросить у них совета и молитвы.

«С батюшкой Иеронимом мы сильно дружили, царство ему небесное, - говорит Феофан. - Когда служили на приходе, то на праздники ездили друг к другу в гости. А как открылся Санаксарский монастырь, вместе ушли туда. Сейчас многие неблагочестивые люди прикрываются именем батюшки Иеронима. Говорят, будто он оставлял некое духовное завещание с предсказанием судьбы России. Это все вранье! Да, отец Иероним был прозорливый, честно служил, неустанно молился и работал. Летом косили траву. Помню, в 5 часов утра возьмем с собой человек пять - и в бурьян, а к полудню уже стог накосим. Дрова заготавливали вместе, огород обрабатывали, зимой снег убирали. Работали каждый день, и все с молитвой, спали 4-5 часов в сутки. Батюшка Иероним - настоящий подвижник. Прозорливость дается далеко не всем».

Макаровка

В 1995 году по благословлению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия отец Феофан перешел духовником во вновь открытый Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь, куда переместился поток желающих попасть на отчитку. Позднее схиигумена Феофана перевели в Макаровский мужской монастырь. Теперь эту обитель знают не только в России, но и далеко за ее пределами. К батюшке приезжают даже из Америки и Германии, не говоря о ближнем зарубежье. Одна из женщин, объездившая все святые места, коротко сказала: «Можно больше в Иерусалим не ездить. Здесь для нас Святая Земля, Господь щедро изливает на монастырь и всех приезжающих свою благодать». Только хорошее говорят паломники и о духовнике монастыря. Часто присылают благодарственные письма. «Я сегодня приехала от батюшки Феофана, уже не сосчитать, в который раз приезжала… Нет слов, чтобы передать ту благодать, которую получила. Скажу просто - очень полюбила его… Он хороший и добрый. Вот на таких батюшках держится вера православная. Пообщавшись с Феофаном, получаешь только радость и благодать, и все жизненные невзгоды кажутся такой мелочью…»

Отец Феофан сегодня имеет сан схиархимандрита. Он является духовником не только монастыря, но и всей епархии. На исповедь к нему едет монашество и духовенство даже из других регионов. «За что нам даются страдания и болезни? - переспрашивает старец. - Это написано в Евангелии: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Если люди живут благочестиво и богоугодно, соблюдают заповеди, то будут всегда здоровы. Человек - это драгоценный сосуд, но весь запачкан грехами, пороками и страстями. Господь очищает его в горниле скорбей и болезней, поношений и напастей. Поболеет, помолится, покается и тогда избавляет его Всевышний от муки вечная…»

Его всегда окружает множество людей. Ни разу он не дал понять, что кто-то явился не вовремя, что сам нездоров, устал и ему некогда. В руках большая кипа поминальных записок. Они также распиханы по карманам, лежат в сумке, а в сердце - тысячи имен людей, за кого он молится. «Иногда ко мне приезжает по три автобуса посетителей за день. Сегодня людям требуется духовное очищение. Надо жить по-евангельски, - объясняет отец Феофан. - Следует помышлять о будущей участи. Телесное все кончается, а душа отойдет к Богу! Думай, как ты живешь и какие дела творишь! Если добро сеешь, то Господь прославит тебя в Царстве Божием. Ежели грешил, вредил, деньгами и богатством все мерил, значит, к сатане пойдешь».

Большая часть времени у батюшки уходит на молитвы с земными поклонами. В монастырь приезжают самые разные люди. Старец наставляет их на истинный путь, исповедует, отчитывает, дает епитимию для изглаживания тяжких грехов. А если человек не исполняет ее, тогда батюшке приходится это делать самому. Когда посетители узнают об этом, их охватывает стыд. Мысль о том, что старец за тебя кладет поклоны или читает покаянный канон, становится невыносимой…

Люди иногда не понимают, почему они перестали болеть, почему им радостно и легко на душе. И как прозрение: «Батюшка Феофан помолился и помог!» Люди безоговорочно верят в молитвы старца. И часто перебарщивают. О чем только не просят! «Сами духовно потрудиться не хотят, отдадут записки мне и ждут, когда у них все исправится в жизни к лучшему, - укоризненно качает головой Феофан. - Конечно, время сейчас непростое. Рушатся производство и сельское хозяйство, многие без работы сидят. Долгие годы государство веру запрещало, а теперь разрешает, но народ уже сам испортился. Наши предки долгие годы учили нас жить без Господа, а чему хорошему можно научиться в таких условиях? Молодежь все больше увлекается пьянством, хулиганством, наркоманией. Наркоман - это человек, который уже не способен к жизни. А у нас это все в моде, как будто так и надо. Ко мне много таких приезжает. Самому за себя надо бороться! Кто ж тебе поможет, если ты сам не хочешь исправиться? Ужас охватывает от того, сколько сейчас таких больных. А все потому, что живут без Бога, увлекаются удовольствием. Вино, кино, танцы, разврат… Не радеют сегодня люди о спасении».

Каждого, кто приходит к отцу Феофану, он встречает с любовью и лаской. Получить благословление у старца - большая радость для любого паломника. Неземной нежностью светятся его глаза, когда подбегают совсем маленькие детки. «Верующий человек живет по совести, - говорит старец. - Все реже это слово народ стал вспоминать. Хотя от нас требуется лишь любовь к ближнему да честный труд. Господь говорит нам: будьте милосердны, как Отец ваш Небесный. Этими словами Иисус указывает на высочайший образец для подражания. Есть достойные образцы для подражания и на земле, но самый великий - это наш Отец Небесный».

Конец света

Старец искренне уверен, что Господь слышит того, кто богоугодно живет. А молиться надо с великим сокрушением и сердечной теплотой. Огромное количество людей собирается к нему на отчитку. Задолго до молебна они окружают бревенчатую келью старца и выстраиваются на всем пути до храма, чтобы получить благословление, задать вопрос.


Вдруг по всему монастырю разлетается шепот: «Старец вышел». И люди устремляются к нему - как к последней надежде…

«Захожу в храм, а там - все болящие, - вздыхает батюшка. - Сегодня во многих людях бес сидит. И таких все больше… А сколько вокруг магов и чародеев! Выпускают нечистую литературу и эшелонами завозят в Саранск. Говорят: приходи ко мне, я тебе хорошую жену приворожу, а тебе - жениха богатого. А если не понравится, сразу отворожу. И люди верят. Потом приходят ко мне: вот, батюшка, меня заговорили, порчу навели, помоги! Сектанты разные пугают народ болтовней про конец света. Да, в Евангелии говорится, что придет время и по местам будут землетрясения, бедствия, войны, но и это еще не кончина мира… Когда вера иссякнет в людях, вот тогда жди беды. Если ничего не менять в нашей нынешней жизни, то мы близко подберемся к страшному событию. Близок конец света, да только точную дату один Господь знает… Вот и кричат у меня бесноватые, и лают, и рычат. Страшно - хоть из церкви беги!»

Мечта

Отец Феофан знал многих известных старцев. Был у Николая (Гурьянова) на острове Залита. Принимал исповедь у Илии Оптинского. Старец Кирилл (Павлов) подарил ему свое монашеское облачение. Общался с Иоанном (Крестьянкиным) из Псково-Печерского монастыря… Никому не дано знать, о чем говорили духоносные мужи. Одно несомненно - ниточка преемственности старчества на Руси не оборвалась. В годы лихолетий осветили они смутное время и подарили надежду на духовное спасение. Батюшка Феофан считает себя недостойным во всем. Очень жестко отозвался о себе: нет, мол, у меня истинного смирения, одни грехи… «О чем вы мечтаете?» - спросил корр.«С». Глаза старца вмиг наполнились молодостью и светом, а лицо озарила улыбка. «Грешный я. Вот и мечтаю, как бы мне унаследовать Царство Божие и избавиться от муки вечная. Наш суетный мир - это только временное жилье, а вечность - это жизнь в Господе…»