Лесостепь — определение и характеристика природной зоны. Степи россии Что делает человек в степи


Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек? Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.


Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Источник: obrazovaka.ru

Пояснительная записка.

“… Прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное
влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать
влиянию педагога…”
К.Д. Ушинский

Учащиеся должны понимать целостность природы: человек не отделен от природы, а является ее составной частью. Уроки географии должны показывать, что человеческая культура формируется и развивается в определенной географической среде, которая влияет на них, направляет и сама меняется под их воздействием.


Уроки должны помогать связывать материальные и духовные события в жизни человечества с определенной географической обстановкой и способствовать гуманизации географии. Становление экологически образованной личности предполагает непрестанное сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Поэтому познание природы будет более доступно и интересно если использовать интеграцию . На данном уроке, при формировании образа степи, используются знания полученные на уроках литературы, биологии, изобразительного искусства, истории. Использование художественной литературы, репродукций картин русских художников позволит направить на формирование художественно– образного мышления, развить эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту. Интеграция этих предметов будет способствовать целостному восприятию изучаемой темы, позволит увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повысит интерес к изучаемому материалу, превратит учебный труд в процесс творческого познания.

На данном уроке целесообразно применить групповую форму работы, которая обеспечит учет индивидуальных особенностей учащихся, будет способствовать формированию у них навыков сотрудничества, общения. Для проведения этого урока потребуется подготовительный период. Класс необходимо разделить на пять групп – это специалисты в определенных областях (климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи). Каждая группа получит карточку– задание для проведения своего мини-исследования. Результат поисковой деятельности группы оценивается другими группами (взаимоконтроль) с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).


Проверка степени усвоенности нового материала проводится с учетом уровня подготовленности учащихся в классе: предлагаются и простые задания и вопросы повышенного уровня (составить цепочку причинно– следственных связей). Материал урока рассчитан на учащихся с разными формами восприятия: визуалов и аудиалов.

Цель данной работы : описание интегрированного урока географии по теме “Природно-хозяйственные зоны России. Степи.”

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Использовать интеграционный подход к проведению уроков географии.
  3. Применить групповую, индивидуальную и фронтальную форму работы для повышения эффективности урока.
  4. Показать возможности уроков географии для воспитания у учащихся любви к Родине и патриотизма.

Конспект урока.

  1. Формирование у учащихся понятия о природной зоне степи.
  2. Совершенствование умения учащихся сопоставлять карты и составлять комплексную характеристику природных зон.
  3. Формирование чувства любви к Родине.

Задачи:

  1. Углубить знания о закономерностях размещения природных зон;
  2. Сформировать образ степи;
  3. Изучить особенности компонентов в степной зоне;
  4. Оценить влияние хозяйственной деятельности людей на степи;
  5. Формировать умение сопоставлять карты;
  6. Составлять комплексную характеристику природной зоны;
  7. Формировать умение рефлексировать свою деятельность;
  8. Возбудить у учащихся интерес к содержанию учебного материала, пробудить чувство патриотизма, увидеть красоту русской природы, вызвать стремление сберечь ее.

Тип урока – интегрированный урок.

Технологии – внутригрупповая дифференциация.

Методы
– частично-поисковый;
– наглядно-иллюстративный;
– словесный;
– практический.

Форма работы – групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта, карта природных зон России, отрывки из художественных произведений, картины со степными пейзажами.

I. Подготовительный этап.

На предыдущем уроке класс делится на 5 групп– климатологи, ботаники, зоологи,

Почвоведы, экологи. Каждой группе дается карточка – задание. (Приложение 1) ..

Одному ученику (по его желанию) дается задание – подготовить сообщение

“Образ степей в произведениях русских художников”.

II. Организация деятельности на уроке.

1. Организационный момент.

Называется тема урока и цели урока. Ученики записывают тему в тетрадь. На доске эпиграф.

Ой, ты, степь широкая моя
Степь, да степь – раздольные края.
Все твои дороженьки – пути
Трудно солнцу за день обойти
Русская народная песня


Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распаханности, то речь пойдет о степи. Урок у нас будет интегрированным, для составления комплексной характеристики зоны степи вы будите использовать знания приобретенные на уроках литературы, изобразительного искусства, биологии и истории.

По какому плану мы изучаем природную зону? (Называются пункты плана. )

В какой последовательности происходит смена природных зон в России с севера на юг?

2. Создание образа степи.

1) Каждый ученик получает отрывок из повести А.П. Чехова “Степь”.

Предполагаемые ключевые слова:
широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная,
однообразная, душная и унылая, знойная, много птиц и насекомых.

В ходе фронтальной беседы подводим итог – Какая же основная черта степей?

Простор.

2) Перед вами лежит стихотворение Суркова И.З. Какие здесь ключевые слова которыми изображается степь?


Читается стихотворение.

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.

Нестерпимою жарой
Воздух так пышет
Как шумит трава густая
Только ухо слышит

Едешь, едешь – степь да небо
Степь, все степь, как море…
И взгрустнется поневоле
На таком просторе

И.З. Сурков

3) Фронтальная беседа: А в каких еще изученных вами произведениях вы встречали описание степи?

Гоголь “Тарас Бульба”.
Тургенев “Бежин луг”.
Фет, Тютчев.

4) Не только писатели и поэты, но и художники воспевали степь…Усков Дима подготовил сообщения “Образ степи в произведениях русских художников”.

Выступление ученика с приготовленным сообщением.

5) У многих русских писателей, поэтов, художников степь вызывала чувство восторга, восхищения и становилась источником вдохновения.

Почему русские писатели и художники так любят степь?

Она со своими просторами отражает суть русского характера.


Известный русский историк Василий Осипович Ключевский доказал, что природа оказывает влияние не только на форму хозяйства, но и на психологию населяющих территорию людей. Она формирует характеры.

Какие, на ваш взгляд, черты русского национального характера сформировались под воздействием степных просторов?

Широта души, вольность, удаль, выносливость, стремительность, нетерпимость.

Почему в лесной зоне деревни небольшие, а в степях населенные пункты-станицы– достигают несколько тысяч человек?

В степи до самого горизонта простирается плоская равнина, которой кажется нет конца и края. Человек чувствует себя затерявшимся в этом бесконечном пространстве. Но здесь чернозем а это избыток продуктов. Наверное поэтому люди размещались тысячными селами– станицами по берегам рек, а реки ведут к морям. а это торговые пути.

3. Работа по карте (фронтальная беседа).

– Используя карту природных зон определите географическое положение зоны степей?
– Какие субъекты РФ находятся в пределах этой зоны?
– Какие крупные города расположены в зоне степей?

4. Организация работы класса по группам, для выявления особенностей степей.

Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности, формулирует тезисы, которые все ученики записывают в таблицу.


Для оценивания работы группы осуществляется взаимоконтроль с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно).

III. Проверка усвоения нового материала.

Проверка усвоения нового материала осуществляется с учетом уровневой деффиренциации 1. В ходе викторины “ Заморочки из бочки” направленной на проверку усвоения основного содержания на трех уровнях:

  • на уровне восприятия. осмысления и запоминания;
  • на уровне применения знании по образцу;
  • на уровне применения знаний в новой ситуации.

Выполнение викторины носит соревновательный характер между группами. Оценивание осуществляется в результате взаимоконтроля с использованием методики цветовых сигнальных объектов (красный цвет – отлично, зеленый – хорошо, желтый – удовлетворительно). Результат добавляется к уже имеющимся результатам работы в группах.


2. В процессе составления причинно– следственной цепочки и выполнения тестовых заданий.

Задание для лидеров в группах: Составить причинно– следственную цепочку из следующих утверждений:

А) Растительность однолетние травы;
Б) Находится на юге России;
В) Главная житница страны;
Г) Животные – грызуны, насекомые, копытные, птицы;
Д) Почвы – черноземы;
Е) Зима холодная, лето жаркое, увлажнение недостаточное.

(Контроль проводится учителем по пятибалльной системе.)

Задание для других участников групп: выполнить тестовые задания по теме “Степи”.

(Работа выполняется обучающимися индивидуально на бланках ответов. Оценивание осуществляется в ходе самоконтроля – сравнение своих ответов с эталоном на доске.)

IV. Подведение итогов урока.

1. Ответы на вопросы учителя (фронтальная работа).

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Чем понравился вам урок?

V. Домашнее задание.

Для всех обучающихся: § 35, на контурной карте отметить зону степей.

Индивидуально: найти дополнительный материал о заповедниках зоны степей.

Приложение 2 .

Приложение 3 .

Заключение.

Современный урок – это урок, когда учащийся может сказать:

“Я сам под руководством учителя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы”.

Данный урок – один из вариантов, направленный не на простое запоминание, а на интеллектуальную деятельность учащихся. Тип урока – интегрированный. Интеграция предметов способствует целостному восприятию изучаемой темы, позволяет увидеть учащимся взаимосвязь разных дисциплин, повышает интерес к обучению, расширяет кругозор. Использование художественной литературы на данном уроке способствовали воспитанию художественного вкуса. Использование репродукций картин русских художников позволило направить урок на формирование художественно– образного мышления, развитие эстетического вкуса, умение воспринимать, понимать и любить красоту. Используя знания биологии были сделаны выводы о приспособлении растений и животных в зоне степи и составлены цепи питания. На данном уроке была использована групповая форма работы в сочетании с работой над творческими заданиями. Каждая группа(“климатологи”, “биологи”, “зоологи”, “почвоведы”, “экологи ”) работала над своим творческим заданием. Отдельные фрагменты урока приготовлены учащимися в виде мультимедийной презентации. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным – современное образование требует от школы, а значит от учителя сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту, оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения. При подготовке групп учитывались индивидуальные особенности обучающихся. Задания были предложены как в устной так и в письменной форме, что позволило максимально задействовать учащихся с разными формами восприятия. Подготовка групп базировалась на технологии внутригрупповой дифференциации – учащиеся получили задания разного уровня сложности. Данная технология была использована и при проверке усвоенности нового материала. На данном уроке формировалось умение рефлексировать свою деятельность. Для оценки результативности урока использовался самоконтроль и взаимоконтроль. Красной нитью через все содержание урока проходит идея воспитания патриотизма, обращение к отеческому наследию, уважению и гордости за землю на которой живешь.

Все природные зоны давно освоены человеком. Он активно ведет хозяйственную деятельность, тем самым изменяя характеристики природных зон. Как различается хозяйственная деятельность человека в природных зонах?

Полярные пустыни

Это самые непригодные для хозяйства области России. Почва здесь представлена вечной мерзлотой и покрыта льдом. Поэтому здесь невозможно ни животноводство, ни растениеводство. Имеется здесь лишь рыбная ловля.

В прибрежных районах обитают песцы, чей мех очень ценится в мире. На песцов ведется активная охота, что может привести к вымиранию этого вида.

Рис. 1. Наиболее непригодная для ведения хозяйства природная зона – Арктическая пустыня

Тундра и лесотундра

Природные условия не намного лучше, чем в полярных пустынях. В тундре проживают лишь коренные жители. Занимаются они охотой, рыбной ловлей, оленеводством. Какие изменения внес сюда человек?

Почва этих районов богата газом и нефтью. Поэтому здесь активно ведется их добыча. Это приводит к значительному загрязнению окружающей среды.

Лесная зона

Сюда входит тайга, смешанные и широколиственные леса. Климат здесь умеренный, характеризуется холодной зимой и относительно теплым летом. Благодаря большому количеству лесов здесь распространён растительный и животный мир. Благоприятные условия позволяют процветать различным видам хозяйственной деятельности человека. В этих регионах построено большое количество фабрик и заводов. Занимаются здесь животноводством, земледелием, рыболовством, деревообрабатывающей промышленностью. Это одна из природных зон измененных человеком в наибольшей степени.

Рис. 2. В мире происходит активная вырубка лесов

Лесостепи и степи

Эти природно-хозяйственные зоны отличаются тёплым климатом и недостаточным количеством осадков. Почва здесь самая плодородная, а животный мир очень разнообразный. В этих районах наиболее всего процветает земледелие и животноводство. Здесь выращивается различные сорта овощей и фруктов, злаковых культур. Активно добывается уголь и железная руда. Это приводит к искажению рельефа и уничтожению некоторых видов животных и растений.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Полупустыни и пустыни

Здесь не самые благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека. Климат жаркий и сухой. Почва пустынная, не плодородная. Основной вид хозяйственной деятельности в пустынях – животноводство. Население здесь разводит овец, баранов, лошадей. Необходимость пасти животных приводит к окончательному исчезновению растительности.

Рис. 3. Животноводство в пустыне

Субтропики и тропики

Этот регион наиболее сильно подвергся изменениям вследствие человеческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно здесь зарождались цивилизации и использование этих местностей происходит уже очень давно.

Субтропические и тропические леса практически вырублены, а территории заняты сельскохозяйственными посадками. Огромные участки занимают плодовые деревья.

Что мы узнали?

Человек занимается хозяйственной деятельностью практически во всех природных зонах мира. Это ведет к их значительному видоизменению, что, в конечном итоге, может привести к исчезновению некоторых видов животных и растений.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 362.

Степи – бескрайние равнины, покрытые травянистыми растениями.

Для степной зоны характерно почти полное отсутствие деревьев, густой травяной покров и повышенная плодородность почвы.

Степи России — расположение и описание природной зоны

Зона степей расположена чуть южнее зоны лесов, но переход из зоны в зону растягивается на несколько километров.

Территория степной зоны находится на территориях Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири, а также входит в географические районы Приазовья.

Растения зоны степей

Как только наступает весна, степь покрывается разноцветным ковром. Это раннецветущие цветковые растения: тюльпаны, незабудки, маки. Как правило, они имеют короткий вегетационный период и цветут всего несколько дней в году.

Для степной зоны характерно условное «разнотравье», когда на одном квадратном метре земли растёт до восьмидесяти видов растений.

Многие степные растения имеют на листьях волоски, колючки (чертополох), или выделяют эфирное масло (полынь) для защиты от лишнего испарения. Поэтому степные травы сильно пахнут.

Для северной степи характерны кустарнички: миндаль, степная вишня, а для южной — злаки: овёс, ковыль.

Животные, обитающие в степях

Животные степной зоны отличаются способностью к бегу: это и степные зайцы, задние ноги которых значительно длиннее, чем у их лесных братьев, и копытные животные, такие как сайгак, бизон, антилопа, косуля и даже некоторые птицы, например, дрофа.

Самые часто встречающиеся обитатели степи – грызуны: сурки, суслики, мышки-полевки. Многие являются эндемичными видами, то есть не встречаются ни в одной из других зон.

Суслик у норы

Из-за обилия грызунов весь подземный отрезок степи изрыт норами, которые спасают не только от непогоды, но и от нападений хищников. Норы характерны так же для некоторых птиц: удодов, каменок, однако большинство птиц, которые здесь обитают, гнездятся прямо на земле.

Нередко бывает так, что чужие норы занимают другие животные. Например, волки захватывают жилища лис и барсуков, в норы крупных грызунов заселяются хорьки, горностаи, а в норах мелких живут чеканы, ящерицы, некоторые виды змей.

Экологические проблемы степной зоны

В древние времена степи занимали гигантские территории, теперь же они почти полностью распаханы. Плодородные степные почвы заняты сельскохозяйственными культурами, в то время как естественная растительность степей уже почти не существует.

Давно исчезли предшественники домашних животных: бык тур, лошади-тарпаны, которых теперь можно увидеть только на фото.

Многие виды степных животных находятся под угрозой вымирания, их названия занесены в Красную книгу, например, дрофа, сайгак, суслики, бизоны, антилопы и так далее.

Хозяйственная деятельность человека продолжается, и с каждым днём новые виды животных оказываются под угрозой. Некоторые из них можно встретить только в заповедниках и заказниках.

Особенности климата

Степи располагаются в субтропических и умеренных поясах северного и южного полушарий, это изучается в 3-4 классе начальной школы.

Степная зона включает в себя классические характеристики умеренного пояса: лето здесь теплое, засушливое, часто дуют горячие ветры, называемые суховеями.

В конце лета от сухой травы и пыли степь выглядит серой. Редко встречаются ливневые дожди, после которых вода быстро испаряется, не успевая насытить почву.

Зима приостанавливает жизнь в степи: бескрайние просторы степей покрываются толстым слоем снега, дуют пронизывающие ветра.

Схема питания степной зоны

Степными травами питаются насекомые: кузнечик, богомол, пчелы. Именно от их количества напрямую зависит жизнь животных и птиц.

Грызунов и насекомоядных птиц съедают плотоядные, например, степной орёл , который является вершиной пищевой цепочки степи, а также хищные животные: барсуки, ежи, куницы.

Почва степей и их свойства

Главное отличие степи от других природных зон – повышенное плодородие почвы.

Слой перегноя здесь может достигать 50 см и больше, в то время как в соседней лесной зоне его толщина всего около 15 см.

Степные заповедники России

В России создано 28 заповедников со степной или смешанно-степной зоной, которые находятся под особой охраной.

Среди них заповедник в Хакассии или Таежный музей природы, в котором живут такие редкие животные как марал, кабарга, американская норка и так далее.

Лошадь Пржевальского в Оренбургском заповеднике

Также Оренбургский природный заповедник, территория которого насчитывает 47000 га. Здесь находятся вымирающие обозначения растений, например, кровохлебка, валериана, чистотел, а так же 98 видов краснокнижных животных и птиц.

Деятельность человека в степи

Из-за плодородия почвы степь используется человеком для выращивания разных культур, в основном это засухоустойчивые растения: подсолнечник, злаковые, кукуруза, просо, различные бахчевые культуры. Нераспаханная территория отводится под пастбища.

Напоследок несколько любопытных фактов:

  1. Степные зоны встречаются на карте всех материков мира, кроме Антарктиды.
  2. В степи практически не бывает деревьев из-за недостатка влаги, необходимого для их жизнедеятельности.
  3. Только в степной зоне растет перекати-поле – шаровидный кустарник, переносимый ветром на большие расстояние и разбрасывающий в это время свои семена.
  4. Южноамериканская равнина в Америке так же включает в себя степи, которые называются по-другому – прерии.

Заключение

Степь – уникальная природная зона, кладезь уникальных видов растений и животных, которые находятся под угрозой вымирания и нуждаются в нашей усиленной защите. Смотря на бескрайнюю степь с её необъятными просторами, понимаешь, что эта территория с её неисчислимым богатством должна быть обязательно сохранена для следующих поколений.

Частно-арендное сельскохозяйственное предприятие «Мажарка» работает в зоне рискованного земледелия - в северностепной подзоне украинской степи, в Кегичевском районе Харьковской области. С момента основания предприятия (2002 г.) возглавляет Владимир Валенко, а главным агрономом является Александр Самойлюк, который имеет 35-летний стаж работы по специальности.

Земельный фонд сельского хозяйства составляет около 2000 га, машино-тракторный парк укомплектован современной техникой, среди которой тракторы, сеялки, силосный комбайн, самоходный опрыскиватель и агрегаты для обработки почвы. Структура севооборотов включает подсолнечник (300 га), кукурузу + подсолнечник (450 га), ячмень (200 га), однолетние травы (300 га), сорго-суданковые и сахарные гибриды (350 га), а также - пшеницу и многолетние кормовые травы. «Мажарка» - мощное многоотраслевое хозяйство, поэтому кроме выращивания полевых культур (зерновые и технические), здесь содержат также более тысячи голов КРС, есть овцы и лошади.

В сельском хозяйстве используют только передовые технологии и несмотря на сложные и непредсказуемые условия типичной Степи, сегодня ЧАСП «Мажарка» - одно из лидеров в районе по производственным показателям. В частности, урожайность кукурузы на зерно в прошлом году составила более 71 ц/га (кстати, здесь взяли «на вооружение» засухоустойчивые гибриды линейки Артезиан), ячменя - около 33, подсолнечника - не менее 30 ц/га (выращивают в хозяйстве масличный по традиционной и Express Sun технологиям). В сельском хозяйстве полностью перешли на энергосберегающую технологию обработки и отказались от использования традиционной вспашки - только глубокое рыхление до 35 см, дискование. Именно таким образом и структуру почвы сохраняют, и влагу накапливают.

Должное внимание уделяется в сельском хозяйстве и защите культур: несмотря на различные ограничительные факторы защитные обработки посевов проводят своевременно и в необходимых объемах. При необходимости, в случае возникновения нестандартных ситуаций, выполняют и дополнительные химические обработки.

Поскольку предприятие открыло хозяйственную деятельность в степи , агроному приходится хорошо продумывать структуру севооборотов, чтобы обеспечить хозяйство достойными урожаями и сохранить плодородие земли, которая до сих пор имеет высокий запас гумуса (5-6%), кроме того, раз в семь лет на поля вносится перегной, полученный из собственных производственных мощностей. Особенности хозяйственной деятельности в степной зоне состоят в том, что бездождевой период нередко составляет более 100 дней. Но и при таких условиях хозяйству удается получать урожай кукурузы на уровне 245 ц/га (на силос) и 380 ц/га (на силос) сорго американской селекции. Кстати, в прошлом году пришлось пересевать озимую пшеницу сорго-суданковым гибридом Юте БМР . Несмотря на то, что первого дождя дождались в июне, собрали 330 ц/га силосной массы. В этом году после уборки озимой пшеницы предприятие планирует посеять сорго-суданковый гибрид Косо, который способен к быстрому отрастанию зеленой массы. А еще руководители готовы к смелому эксперименту, который предусматривает подсев сорго-суданкового сорго в имеющиеся посевы озимого ячменя. Обсудив все возможные риски, они уверены, что нет лучшего варианта, чем этот. Ячмень посеян на площади 200 га. Подсев сорго планируют выполнять поперек рядков ячменя с нормой высева 200 тыс. всхожих семян на гектар и шириной междурядий 70 см. Впоследствии, скосив ячмень, сорго останется расти. Вообще на 2019 г. посевы сорго в хозяйстве составят 350 га, из них - 250 га сорго-суданковые гибриды (Юте СМР и Косо) и 100 га - сахарные гибриды (Мохавк и Г1990). Сочный бескистевой гибрид сорго Г1990 позволит улучшить силосование кукурузы, которая в случае жары и засухи, теряет влагу зеленой массы. Перед посевом семена сорго инокулируют препаратом БиоАрсенал, который засыпают в семенные баки сеялки вместе с семенами.

БиоАрсенал это - универсальный инокулянт, содержащий грибы Beauveria bassiana, штамм mg301 (gha), Вeauveria bassiana, штамм mg302 (db-1) и бактерии Azospirillum spp. - mg401, Аzotobacter spp. - mg402 а также витамины, аминокислоты, микроэлементы и другие биологически активные вещества. Благодаря инокуляции семян улучшается минеральное питание, устойчивость к болезням и почвенных вредителей, а также, что немаловажно для зоны Степи, - засухоустойчивость и жароустойчивость растений.

Чтобы избежать повторных заморозков, посев силосного сорго планируют начать в первой декаде мая, а сорго-суданковых гибридов - после уборки озимой пшеницы. Агроном отметил, что сахарное сорго любит тля, потому что оно сочное и сладкое, но силосное сорго американской селекции от ДП «Рейлин» устойчиво к тле. Именно поэтому в прошлом 2018 г. инсектицидных обработок против тли проводить не пришлось.

Отличного Вам урожая!

Г. Луцько, эксперт по агрономическим вопросам ДП «Рейлин»

Лесостепь – это природная зона, для которой характерно чередование леса и степи. Соответственно чередуются и флора, и фауна обозначенных зон. Отсюда легко увидеть, что свое название эта территория получила именно благодаря этой особенности.

Определение «лесостепь» вошло в широкое употребление не так давно: после публикации работ Докучаева. До этого популярностью пользовался термин «предстепье» (его ввел в обиход Бекетов).

Географическое положение лесостепей России

Рассматривая Евразию, можно сказать, что эта природная зона простирается начиная с Карпатской гряды (территория Европы) и заканчивая Алтайским краем, проходя через земли Украины и, частично, через территории Казахстана и России.

Обособленные лесостепные зоны есть, например, и в межгорных впадинах Сибири, в Монголии, на Дальнем Востоке и в Северо-Восточном Китае. Следует знать, что, например, Северная Америка тоже имеет лесостепную зону.

В России лесостепная зона находится преимущественно на юге, в Южной части Урала, в Алтайском крае. Граница лесостепи в Российской Федерации обозначена такими городами, как Курск и Рязань, так как за ними начинается уже лесная зона.

Лесостепь – характеристика природной зоны

Описание этой природной зоны включает в себя информацию о рельефе, климате, основных почвах, флоре и фауне.

Рельеф

Рельеф лесостепи ровный, с небольшими низинами и незначительными уклонами. Встречаются балки и овраги. Иногда однообразие лесостепи нарушается ложбинами и курганами.

Характерной чертой этой территории являются степные блюдца – впадины округлой формы.

Почвы

Здесь главенствует самый лучший тип грунта – чернозем. Благодаря разному составу флоры, карбонатам и отрицательному балансу влажности, тут проявлены именно эти грунты.

Стоит отметить: для лесостепи характерен быстрый и обильный перегнойно-аккумулятивный процесс, поэтому тут самые высокие показатели по содержанию гумуса.

Также в лесостепи находятся такие виды почв:

  • серные лесные почвы;
  • темно-серые лесные почвы;
  • черноземы оподзоленные;
  • черноземы выщепоченные;
  • черноземы типичные;
  • черноземы среднегумусные.

Состав грунтов меняется по мере продвижения от севера до юга.

Климат и климатический пояс

Эта территория характеризуется довольно теплым и сухим климатом: так называемый безморозный период длится от 105 до 165 дней.

Самая высокая температура для лесостепи – это плюс сорок градусов (в тени), а низкая – минус тридцать шесть градусов, но такое встречается редко.

Чаще всего тут преобладают умеренные температуры, поэтому этот тип климата называют умеренно-континентальным. Годовое количество осадков примерно равняется количеству испаряемой влаги.

Растения

В зоне лесостепи большое разнообразие флоры. Леса преобладают лиственные (самое распространённое дерево – это дуб), так же здесь встречается много видов трав и кустарников, а в Западной Сибири так же встречается много берез.

Особенные климатические условия лесостепи оказывают положительное воздействие на растительность.

Животные

Можно сказать, что в лесостепи обитает и степная, и лесная фауна, а разнообразие животных меняется по мере продвижения с юга на север.

Типичные обитатели лесостепи:

  • земляной заяц;
  • тушканчик;
  • сурок;
  • байбак;
  • хорек;
  • грызуны;
  • дрофа;
  • лисица;
  • волк;
  • белка;
  • тетерев и другие.

Птицы в лесостепи:

  • аист;
  • ястреб;
  • орел;
  • куропатка;
  • жаворонок;
  • дрозд;
  • дятел и другие.

Экологические проблемы лесостепи

К сожалению, на сегодняшний день все больше деревьев подвергается вырубке, а степей – распахиванию, что приводит к исчезновению уникального растительного мира лесостепи.

Основные негативные факторы, способствующие возникновению экологических проблем в лесостепной зоне:

  • вспахивание земель в степях;
  • выпас скота;
  • вырубка леса;
  • пожары.

Это ведет к обеднению почвы и вымиранию флоры, что приводит к тому, что звери тоже гибнут.

Хозяйственная деятельность в лесостепях и степях

Основные отрасли и занятия населения:

  1. Это «житница» России: благодаря благоприятным условиям для аграрного промысла, тут выращивают подсолнечник, сахарную свеклу, фруктово-ягодные культуры. Но из-за высокой степени распаханности, использование новых пахотных участков на территории Русской равнины остановлено.
  2. В сравнении со степью, в земле лесостепи находятся богатейшие ресурсы ископаемых: железные руды, нефть, уголь, горючие сланцы, газ, фосфориты и другое.
  3. Многие жители лесостепи занимаются овцеводством и птицеводством, что выделяет эту зону как развитую в молочно-мясной отрасли.
  4. Разведение яков, коз.

Помимо основных видов деятельности, в этой климатической зоне люди занимаются рыбной ловлей, охотой, разводят верблюдов, коз, яков и лошадей.

Интересной особенностью этой зоны является наличие как мощных лесов, так и развитого травяного покрова, что создает неповторимый рельеф местности.

Растения в степных районах этой природной зоны могут легко переносить как повышенную влажность, так и засуху.

Заключение

Лесостепь – это важная географическая зона: на этой территории находятся основные запасы многих ископаемых, благодаря плодороднейшим почвам тут произрастают незаменимые культуры. Эта территория – один из основных производителей мяса и молока, шерсти.