Лабораторная работа: "Выявление плоскостопия". Осанка


>> Осанка. Предупреждение плоскостопия

§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу . Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь - остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, ес ли человек старается держаться прямо и контролирует себя. При второй степени отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушениями мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой. Искривления третьей степени затрагивают скелет , поэтому лечению они поддаются с трудом.

Как же предупредить искривление позвоночника ? Прежде всего надо правильно сидеть за столом (рис. 38). Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе - к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц : например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую, и т. п.

Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды (рис. 39). Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки - супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.


Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие.


1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?
Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?
Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?

Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Лабораторная работа

Осанка и плоскостопие

I. Выявление нарушений осанки.

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы

Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.
Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет (рис. 39).

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Лабораторная работа № 3 по теме «Осанка и плоскостопие» Цель: выявить уровень сформированности осанки и овладеть методикой оценки степени развития плоскостопия Оборудование: лист белой бумаги, краситель или таз с водой, сантиметровая лента, карандаш. Ход работы: 1. Выявление нарушений осанки 1.1. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходи только ладонь - осанка нормальная. 1.2. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см. от плечевого сустава. Измерение проводите со стороны спины(1) и со стороны груди(2). Второй результат разделите на первый. Если получится число близкое к единице или больше её, то нарушений нет. Получение числа меньше единице говорит о наличии сутулости. 2. Выявление плоскостопия 2.1 Мокрой (или покрытой красителем) ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет, если заходит - есть. 3. Сделайте вывод (при выявлении нарушений пропишите рекомендации) Лабораторная работа № 3 по теме «Осанка и плоскостопие» Цель: выявить уровень сформированности осанки и овладеть методикой оценки степени развития плоскостопия Оборудование: лист белой бумаги, краситель или таз с водой, сантиметровая лента, карандаш. Ход работы: 1Выявление нарушений осанки 1.1.Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходи только ладонь - осанка нормальная. 1.2. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см. от плечевого сустава. Измерение проводите со стороны спины(1) и со стороны груди(2). Второй результат разделите на первый. Если получится число близкое к единице или больше её, то нарушений нет. Получение числа меньше единице говорит о наличии сутулости. 2.Выявление плоскостопия 2.1 Мокрой (или покрытой красителем) ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет, если заходит - есть. 3. Сделайте вывод (при выявлении нарушений пропишите рекомендации) Лабораторная работа № 3 по теме «Осанка и плоскостопие» Цель: выявить уровень сформированности осанки и овладеть методикой оценки степени развития плоскостопия Оборудование: лист белой бумаги, краситель или таз с водой, сантиметровая лента, карандаш. Ход работы: 1Выявление нарушений осанки 1.1.Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение осанки есть. Если проходи только ладонь - осанка нормальная. 1.2. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см. от плечевого сустава. Измерение проводите со стороны спины(1) и со стороны груди(2). Второй результат разделите на первый. Если получится число близкое к единице или больше её, то нарушений нет. Получение числа меньше единице говорит о наличии сутулости. 2.Выявление плоскостопия 2.1 Мокрой (или покрытой красителем) ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию - плоскостопия нет, если заходит - есть. 3. Сделайте вывод (при выявлении нарушений пропишите рекомендации)

Тема: Опорно-двигательная система (9 часов)

Урок №7: Нарушение осанки и плоскостопие.

На уроке разбирается материал о видах нарушения осанки и плоскостопии, их причинах, и профилактике. Учитель инструктирует учащихся о способах выявления нарушений осанки и плоскостопия. В качестве домашнего задания учащиеся получают инструкцию для выполнения лабораторной работы. Учащимся необходимо объяснить, что цель данной работы – научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие в домашних условиях, и в случае имеющихся нарушений спланировать свои дальнейшие действия по улучшению состояния организма. Очень важно объяснить учащимся, что оцениваться учителем будет не состояние их опорно-двигательного аппарата, а умение выявлять имеющиеся нарушения и планировать для себя дальнейшие действия по сохранению и улучшению своего здоровья.

Инструкция для выполнения домашней лабораторной работы.

Лабораторная работа.

Тема: выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Цель: определить, имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.

Ход работы:

  1. Выявление нарушений осанки.

1 Выявление сутулости . (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).

А – ширина груди =

Б – ширина спины =

А: Б = (если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет

Е сли результат равен 0,7 и меньше, то имеется сутулость)

2. Оценка поясничного изгиба (выявление «седловидной спины»)

Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если

между стеной и поясницей проходит только ладонь – значит нарушений поясничного изгиба нет;

между стеной и поясницей проходит кулак – значит нарушен поясничный изгиб.

3. Выявление сколиоза

Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет.

Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.

  1. Выявление плоскостопия. (Намочить ногу и встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре отпечатка среднего пальца и точку в центре отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией. Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.)

Цель : научиться определять нарушения осанки простым способом.

Оборудование : ровная вертикальная поверхность (стена без плинтуса).

Ход работы :

    Встать спиной к стене (или к любой вертикальной поверхности) так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки касались стены.

    Попробовать просунуть кулак между поясницей и стеной, не нарушая положения тела. Если это невозможно, попытаться просунуть ладонь.

    Анализ результатов. Осанка считается нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Если же между поясницей и стеной проходит кулак, осанка нарушена. Для выявления конкретного типа нарушения осанки необходимо использовать комплексную методику.

Ваш результат

Практическая работа 2.Выявление плоскостопия

Цель : овладеть простым способом выявления плоскостопия.

Оборудование : лист бумаги, вода или крем, карандаш или краска, линейка, транспортир.

Ход работы :

    Мокрой или смазанной кремом ногой встать на лист бумаги. Отпечаток обвести карандашом или закрасить краской.

    Соединить касательной след от плюсны со следом от пятки (рис. 1, линия АК).

    Найдите середину АК, равноудаленную точку от мест касания.

    Проведите два отрезка, перпендикулярные к АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М.

    Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.

    Определите процентное соотношение СД:АВ и сопоставьте свои результаты со следующими нормативами. Отношение (СД/АВ)х100% не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.

    Ваши данные:правая нога (СД/АВ)х100% = (___ /___ )х100% = ___ левая нога (СД/АВ)х100% = (___ /___ )х100% = ___

Рис. 1 . Определение наличия плоскостопия

Ваш результат :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 3.Определение уравновешенности нервных процессов

Цель: определить соотношение процессов возбуждения и торможения.

Оборудование: секундомер, испытуемый.

Ход работы:

    Испытуемый, сидя с закрытыми глазами, по команде экспериментатора начинает считать про себя три минуты (180 секунд). Экспериментатор регистрирует время по секундомеру.

    Как только истекает 180 секунд, испытуемый открывает глаза. Экспериментатор отмечает истинное время по секундомеру.

    Сделать вывод о соотношении процессов возбуждения и торможения у испытуемого на данный момент времени учитывая, что:

    если время испытуемого оказалось меньше истинного, то у него преобладают процессы возбуждения на данный момент времени;

    если время испытуемого оказалось больше истинного, то у него преобладают процессы торможения на данный момент времени;

    если время испытуемого оказалось примерно равным истинному, то на данный момент времени у него процессы возбуждения и торможения уравновешены.

Вывод :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

А .

1) Что входит в опорно-двигательную систему?

2) Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

3) Назовите и покажите на скелете части осевого скелета?

4) Что относится к добавочному скелету? Покажите на скелете.

5) Где можно найти в скелете человека шов? Что это такое? Какие ещеесть виды соединения костей?

6) Где у мышцы хвост, а где голова?

7) Что такое гиподинамия? Чем она опасна?

Б .

1) Найдите и покажите грудино-ключично-сосцевидныемышцы. Покажите движения: а) где эти мышцы действуют как антагонисты (поворот головы вправо, влево); б) где эти мышцы действуют как синергисты (опускают голову вниз).

2) На карточках написаны названия костей скелета. Ученики выбирают карточку и показывают на скелете.

В.

Какую работу выполняют мышцы рук при ручной стирке белья? (динамическую работу )

Какую работу выполняют мышцы спины при ручной стирке белья? (статическую работу )

Что устает больше спина или руки? Почему? (наиболее утомительна статическая работа, требующая сохранения однообразной позы или длительного удержания груза ).

3. Изучение нового материала.

А. Составить план изучения нового материала.

Определение (осанки, плоскостопия);

Степени нарушения (осанки, плоскостопия);

Причины, вызывающие (нарушение осанки, плоскостопия);

Выявление нарушения (осанки, плоскостопия) у учащихся класса;

Меры профилактики нарушения (осанки, плоскостопия).

Б.Изучение осанки по намеченному плану.

Состояние позвоночника очень важно для здоровья. В «списке болезней» школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Что же такое осанка?

Осанка – навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела человекапри стоянии, ходьбе, сидении, оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц скелета.

При правильной осанке голова и туловище находится на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немного опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника нормальны. (Приложение 1).

В блестящих свитах принцев и принцесс среди мамушек и нянюшек, учителей и гувернеров всегда был человек, в чьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истинно по-королевски. «Ваше высочество, держите спину! - неустанно повторяли они. – Подданные должны узнавать повелителя не по одежде и короне. А по осанке». Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания, приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.

Круглая спина, плоская, кругловогнутая… страшновато звучит? Между тем это всего лишь медицинские термины, обозначающие те или иные нарушения осанки. Формируются они, чуть ли не в младенческом возрасте, а «вылезают», становятся особенно заметными в 6 – 7 лет, когда ребенок идет в школу.

Степени нарушения осанки:

Отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя);

Отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата.Поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика); (Приложение 3)

Искривления позвоночника затрагивают скелет:

а) сколиоз искривления позвоночника в боковую сторону;

б) лордоз – искривления позвоночника в поясничном отделе кпереди;

в) кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе кзади (сутулая, круглая спина).

По рисункам определите виды искривления скелета. (Приложение 2).

Какие причины способствуют нарушению осанки? Давайте в группах проанализируем ситуации и составим схему-кластер «Причины нарушения осанки».

Ситуация 1.

Неправильная походка. Она существенно ухудшает осанку. Осанка и походка сильно взаимосвязаны. При плохой осанке не может быть правильной походки, и неправильная походка формирует плохую осанку.

Ситуация 2.

Угнетенное настроение. Стресс приводит к нарушению осанки, из-за этого нарушается дыхание, кровообращение и очень страдает центральная нервная система, что еще более усиливает угнетенное состояние и плохое настроение.

Ситуация 3.

Недостаточная двигательная активность,

недостаточное пребывание на свежем воздухе,

переутомление,

слабое развитие мышц спины из-за малоподвижного образа жизни.

Ситуация 4.

Привычка носить тяжести в одной руке,

неудачно подобранные упражнения.

Ситуация 5 .

Высокие каблуки.

Ситуация 6.

Неправильное положение тела вовремя сна. Нормальное положение позвоночникаможет быть нарушено из-за привычки спать «калачиком» или с приподнятыми на подушке плечами, на слишком мягкой или неровной постели. Вредно также редко менять положение тела во время сна, так как нарушается кровообращение.

Ситуация 7.

Неправильное положение тела за партой.

Сообщение учащегося. Научно-исследовательская работа «Соответствие характеристики рабочего места антропометрическим показателям ученика».

Любое нарушение осанки – всегда признаки неблагополучия в детском организме, спутники многих хронических недугов. Они затрудняют работу сердца, дыхательной, нервной, почти всех систем.

Вы постоянно жалуетесь на головную боль, очень быстро устаете. Причина недомоганий повышенной утомляемости может быть в нарушении осанки.

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Выявление нарушений осанки». Стр. 75.По итогам работы на доске составляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет норма, красный цвет отклонение от нормы).

Учитель : Подумайте, работая в группах, и предложите меры профилактики нарушения осанки.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви;

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; (Приложение 3)

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

В рационе питания в этот период обязательно должны быть молоко, орехи,масло, яйца, сыр, рыба, печень, морковь, помидоры, апельсины, изюми другие продукты, богатые микроэлементами (особенно кальцием и фосфором) и витаминами Д и А. От них в значительной мере зависит нормальный рост и развитие костной ткани.

В. Физкультминутка . (Одна из учениц показывает, весь класс за ней повторяет).

Это лоб, а это ушки, нос, язык, а это брюшко. Локти, плечи и лопатки, талия, коленки, пятки. Задание усложняется на голову надо положить книгу (задача учащихся, выполняя упражнение не уронить книгу).

Г.Изучение плоскостопия по намеченному плану.

Плоскостопие – деформация стопы, при которой уплощаются ее своды.

Виды плоскостопия :

а) Поперечное. Уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на 1 и 5, как бывает в норме.

б) Продольное. Стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

Причины плоскостопия. Рассмотреть рисунки (Приложение 4) и составить схему-кластер «Причины плоскостопия»:

1) неправильно подобранная обувь (тесная обувь, обувь на высоком каблуке, обувь без каблука);

2) длительное хождение или стояние;

3) избыточная масса тела.

При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Выявление плоскостопия», стр. 75 (учащиеся дома должны сделать отпечаток стопы).

По итогам работы на доске составляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет – норма, красный цвет – отклонение от нормы).

При плоскостопии нарушается основная амортизационная функция стопы, ухудшается осанка, что приводит к деформациям позвоночника. Это, в свою очередь, становится причиной сотрясения,смещения и нарушения функций внутренних органов, а так же образования микрокровоизлияний в головном мозге, которые могут вызвать головокружение, повышенную утомляемость.

Учитель: Подумайте, работая в группах, и предложите меры профилактики плоскостопия. Рассмотрите и запомните упражнения, рекомендуемые людям, страдающим плоскостопием. (Приложение 5).

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, голенного и тазобедренного суставов.

4. Рефлексия.

1. Работа в группах .

Учитель : Что вы скажите людям, которые носят такую обувь?

а) туфли на высоком каблуке;

б) кроссовки (обувь на сплошной подошве, тесную).

Объясните поговорку «Без осанки конь – корова».

Неправильная осанка ухудшает фигуру, общий облик и делает человека малопривлекательным. Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Правильнаяосанка делает фигуру человека стройной и красивой. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно.

Используя выданный предмет (еловую шишку), придумайте упражнения для профилактики плоскостопия и профилактики нарушения осанки.

2 . Подведение итогов урока «Метод пяти пальцев».

М.(мизинец) мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил на уроке?

Б.(безымянный) близкие цели: Что я делал на уроке, чего достиг?

С.(средний) состояние духа: Какое у меня настроение на уроке?

У.(указательный) удивление: Что меня удивило, поразило на уроке?

Б.(большой) бодрость, физическая форма: Что я сделал (сделаю) для своего здоровья?

5. Домашнее задание.

Параграф 15. Определить, соответствует ли ваше домашнее рабочее место вашим антропометрическим показателям, проведя соответствующие измерения. (Приложение 6).

Галина Денисова , учитель биологии Козьминской средней школы Ленского района Архангельской области

Приложения - в прикрепленном файле.