Куда пойдет казахстан, когда уйдет назарбаев. Guardian: После ухода Назарбаева Казахстан ждет российская «аннексия


Казахстанский президент Назарбаев согласовал с главой России Путиным своего преемника и обсудил с ним сроки передачи власти.

Об этом сообщил газете \"Ассанди-Таймс\" источник в назарбаевской администрации. Имя преемника - двойная сенсация. Это родственник, но не зять.

Внеплановая поездка Нурсултана Назарбаева в Сочи, где он вместе с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым посетил 17 августа международный турнир по профессиональному боевому самбо, осталась практически не замеченной в Казахстане.

А зря. Потому что именно в этот визит президенты России и Казахстана согласовали кандидатуру преемника Назарбаева.

Официальные, рабочие и непротокольные встречи глав двух соседних государств не редкость и исчисляются чуть ли не десятками в год. Между тем, если верить полученной нами информации из источников в Акорде, эта оказалась эпохальной.

Племянник и чекист

Якобы президент Российской Федерации пригласил елбасы на встречу без галстуков, чтобы обсудить с ним проблему, беспокоящую все без исключения государства, имеющие интересы в Казахстане. И проблема эта - преемственность власти в нашей стране.

По словам нашего источника, Владимир Владимирович прямо сказал Нурсултану Абишевичу, что настала пора уходить на покой и передавать государственный руль своему преемнику - молодому и желательно харизматичному лидеру.

Говорят, что елбасы к удивлению российской стороны воспринял это предложение спокойно и согласился. Однако когда речь зашла о том, кто его заменит на посту президента Республики Казахстан, Назарбаев категорично отмел кандидатов, озвученных ему Путиным и Медведевым. Человека, которого он хотел бы видеть своим преемником, елбасы назвал сам.

Наши читатели, наверное, уже устали гадать, кого же наш президент видит после себя у власти. Думаем, имя, озвученное, по словам нашего источника, Путину, станет сенсацией. Назарбаев назвал Владимиру Владимировичу своего племянника - Самата Абиша, который в настоящее время занимает должность заместителя председателя Комитета национальной безопасности Казахстана.

По путинскому сценарию

Как сообщил наш источник, Владимир Путин согласился на названную кандидатуру, видимо, рассчитывая, что относительно молодой и политически легковесный преемник елбасы для него лучше, чем какой-нибудь казахстанский тяжеловес.

Так что, если в ближайшем будущем ничего не поменяется (в частности не подсуетятся другие кандидаты в «лидеры нации») в Казахстане будет повторяться путинский сценарий восхождения к власти.

Помните, как Владимир Владимирович оказался в кресле Ельцина так быстро, что другие желающие даже опомниться не успели? Здесь явно наблюдается попытка повторить опыт. Пусть не один в один, но параллели напрашиваются.

В связи с этим совершенно в другом свете выглядит обновление и омоложение руководящего состава НДП «Нур Отан», которое по своему возрасту и политическому опыту теперь больше соответствует Самату Абишу, чем кому-либо из нынешних «серых кардиналов» и фигур влияния в Акорде.

Избрание же племянника елбасы следующим главой государства на досрочных президентских выборах, тактика которых отработана в ходе предыдущих досрочных выборов в 2011 году, - это уже дело техники.

В слабости сила?

Со своей стороны считаем нужным отметить, что в условиях, когда с 2015 года заработает Евразийский экономический союз и начнут формироваться наднациональные органы управления, объективные требования к следующему президенту Казахстана заметно снизятся. Поэтому слабость Самата Абиша как политика, топ-менеджера и госдеятеля может оказаться в данном случае плюсом - он будет послушным исполнителем политической воли своего дяди, пока тот будет жив.

Ну а если он к тому же получит поддержку членов семейного клана, а он ее получит, то у него есть все шансы продолжить пребывание рода Назарбаевых во главе Республики Казахстан еще на два срока по 5 лет. А там глядишь еще кто-нибудь из «принцев крови» подрастет, и Казахстан встретит 2050 год под руководством президента Назарбаева.

Поймают всех зайцев

Каким может быть сценарий передачи власти?

В декабре (а именно такой срок назвал наш источник) Назарбаев объявляет о своем уходе. К этому моменту в сенате уже заседает «правильный» спикер. По нашей версии, в это кресло снова вернется Нуртай Абыкаев, и именно он, как мы уже не раз писали, будет так называемой транзитной фигурой - на месяц-два.

Что касается племянника, названного в качестве преемника, то его на пост президента выдвинет партия «Нур Отан», внеочередной съезд которой должен пройти уже вот-вот.

Ну и потом выборы - в начале января, когда народу нет никакого дела до государства.

В итоге Запад получаем легитимного президента, пришедшего к власти в результате выборов, а елбасы - преданного преемника. Кстати, Путин получает коллегу, которому не надо будет объяснять, как важна работа спецслужб...

Как вам такой сценарий?

Дулат МУСАТАЕВ,

В Казахстане началось публичное обсуждение транзита президентской власти, который непременно состоится, но в определенное время. Председатель Сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев в интервью BBC допустил, что глава государства Нурсултан Назарбаев в президентских выборах 2020 года участия не примет. «Говоря откровенно, я не верю, что президент Назарбаев пойдет на президентский выборы в 2020 году. Потому что он очень мудрый и абсолютно рациональный человек. Я думаю, что в 2020 году у нас будут президентские выборы с иными кандидатами, кроме президента Назарбаева, – сказал Токаев в интервью программы Hardtalk на BBC 20 июня. По его словам, Казахстан достиг баланса в вопросе сохранения стабильности и развития демократии.

После пленарного заседания Сената Токаев уточнил, что последнее слово участвовать или не участвовать в президентских выборах 2020 года остается за Назарбаевым. «У нас есть Елбасы, его статус подтвержден нашими законами. Недавно мы приняли закон о Совете безопасности. Поэтому независимо от того, примет ли участие президент в следующих выборах или нет, последнее слово по вопросам внутренней и внешней политики будет принадлежать ему. Это определено законом, он был и остается Лидером нации», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Министр информации и коммуникаций правительства Казахстана Даурен Абаев считает, что до 2020 года еще много времени. «В 2020 году мы должны, наверное, посмотреть по той ситуации, которая будет складываться, однако мое мнение: как правильно отметил Касым-Жомарт Токаев, это решение будет принимать исключительно сам глава государства. Мое мнение как человека, который достаточно долгое время проработал непосредственно с президентом, и учитывая колоссальный опыт главы государства, который он имеет и в политике, и в экономике, и в международных делах, учитывая его международный авторитет, я уверен, что Казахстан только выиграет, если глава государства будет принимать участие в 2020 году», – сказал журналистам министр после заседания в парламенте.

Тема транзита власти для Казахстана не новая, она поднималась много раз. Но впервые об этом заговорил второй человек в государстве. Это, по мнению экспертов, меседж для казахстанской общественности и внешнеполитических партнеров. «Понятно, что без одобрения (санкции) из Акорды (резиденция президента Казахстана) здесь не обошлось. Широкую общественность и заодно ведущих внешнеполитических партнеров Казахстана явно подготавливают к тому, что транзиту президентской власти быть и в определенное время». – считает руководитель аналитического центра «Альтернатива» Андрей Чеботарев.

Директор международных программ Института национальной стратегии России Юрий Солозобов в интервью «Вестнику Кавказа» сказал: что в Казахстане созданы все необходимые конституционные рамки для прижизненного демократического транзита власти. Президент Назарбаев как Лидер нации может спокойно передать власть своему приемнику, так как он вырастил достойную плеяду действующих политиков. Конституционный статус Елбасы и новые полномочия Первого президента РК позволяют даже в случае возможной отставки оказывать значительное влияние на политику. Фактически Н.А. Назарбаев сохранит статус верховного арбитра, к которому сходятся все нити власти. По сути, это роль «республиканского монарха», каким был Шарль Де Голь и каким сегодня является Владимир Путин. Политический смысл доктрины арбитража сводится к исполнению важнейшей функции: «республиканский монарх» должен возвышаться над всеми политическими силами и гарантировать нормальное функционирование публичных властей и преемственность государства. Лидер нации является хранителем конституционных и государственных констант, гарантом независимости нации, территориальной целостности страны, живым олицетворением государственного суверенитета. Сегодня Нурсултан Абишевич стал общепризнанным Отцом-основателем Казахстана. Это Атаказах – Отец всего казахстанского народа. Миссия Отца нации – быть исполнителем исторической воли народа, создать успешное государство. Только Отец нации способен осознать все вызовы современности и найти неординарное решение проблем, копившихся веками. Нет другого политика, который бы боле точно подходил под это определение, как Нурсултан Назарбаев. Считаю, что окончательное решение по выборам будет приниматься в 2020 году исходя из внешнеполитических условий, желаний самого президента и состояния его здоровья. Не сомневаюсь, что это решение будет взвешенным, абсолютно выверенным. Я бы не стал опережать события и рекомендовал бы всем дождаться этого рубежа. Думаю, что не все желающие поучаствовать в президентской гонке могут дойти до финала.

Напомним, что Нурсултан Назарбаев 6 июля отметит свое 78-летие. Он возглавляет Казахстан с момента образования республики, став Президентом по итогам первых всенародных выборов 1 декабря 1991 года. На последних внеочередных выборах главы государства 26 апреля 2015 года Назарбаев в пятый раз одержал победу, набрав почти 98 процентов голосов избирателей. Его полномочия истекают в апреле 2020 года. Согласно конституции, Назарбаев, как Первый Президент Казахстана, может избираться на эту должность неограниченное число раз.

Петропавловск выглядит как типичный сибирский городок, пишет Guardian. Большинство его жителей этнически русские, а стагнация экономики заставляет многих из них «тосковать » по советскому прошлому.

Между тем, отмечает издание, Петропавловск на самом деле находится не в России, а в Казахстане. На севере страны преобладает русскоязычное население и существуют «всевозрастающие опасения », что этот регион может стать «следующей Украиной», то есть «пасть жертвой этнических волнений и экспансионизма Кремля ».

По словам Guardian, радикальные российские политики периодически призывают к захвату Северного Казахстана, но большинство аналитиков сходятся во мнении, что непосредственной угрозы не существует. Тем не менее, этот регион имеет много общего с востоком Украины - большое русское сообщество, которое получает информацию из российских телеканалов, внутренние границы, проведенные еще в советское время, и «возможность роста местного национализма ».

«После прошлогодней аннексии Крыма, разговоры о захвате Россией Северного Казахстана стали не просто фантазией, а вполне правдоподобной угрозой в среднесрочной перспективе », - утверждает британская газета.

Назарбаев, который недавно победил на «фальсифицированных выборах », действительно популярен среди большой части электората. Но ему уже 74 года и он до сих пор не определился с преемником. Поэтому, пишет Guardian, возникают тревожные вопросы о будущем.

Поначалу, кажется, что большинство жителей Петропавловска довольны Назарбаевым и рады быть в составе Казахстана. Однако, «на самом деле », существует «потаенные чувства, на которых с легкостью можно сыграть ».

«Конечно, казахи начинают раздражать своими попытками заставить нас говорить на своем языке. Кому вообще нужен казахский? Когда на нем говоришь, такое ощущение, что что-то застряло у тебя в горле, - заявляет 26-летний Кирилл. - Жаль, что СССР распался. Это была настоящая страна ».

По мнению издания, события на Украине разделили Казахстан, и многие среди этнически русских граждан «повторяют услышанное на российском телевидении ». «Путин - настоящий мужик, он отправляет помощь бедным жителям Восточной Украины, в то время как Запад присылает только оружие », - делится 42-летний петропавловский официант Игорь.

На прошлогоднем молодежном форуме в России, напоминает издание, у Путина спросили, беспокоит ли его нарушение прав русских в Казахстане. Ответ российского президента, в котором он похвалил своего казахского коллегу, «допускает двойное толкование ». Назарбаев, по его словам, совершил уникальную вещь и «создал государство на территории, на которой государства не было никогда ».

Похвала Путина «с намеком на то, что после Назарбаева ситуация может измениться» не встретила одобрения среди казахской элиты. Как отмечает издание, почти сразу же после этого выступления российского президента правительство объявило о праздновании 550-летия казахской государственности. По мнению некоторых историков, эта дата взята с потолка.

После украинских событий была возобновлена программа репатриации казахов, живущих за границей. Также прошла целая череда уголовных дел, демонстрирующая «нервозность » властей республики.

Так, гражданку Казахстана Татьяну Шевцову-Валову приговорили к 4 годам лишения свободы условно за разжигание межнациональной ненависти. На своей странице в Facebook она в частности писала, что север, а может вся страна целиком войдет в состав России, если будет происходить «навязывание казахского языка » и «возвеличивание коренной нации ».

Кроме того в Казахстане состоялись, по меньшей мере, 2 судебных процесса в отношении русских граждан, которые присоединились к ополчению Донбасса в качестве добровольцев. «В то время как в России подобных людей выставляют героями, в Казахстане их сажают в тюрьму », - замечает Guardian.

События на Украине, во время которых международные гарантии о неприкосновенности границ оказались лишенными смысла, напугали многих казахов. «Казахстан слаб в военном отношении. Только международное право нас защищает. И мы видели, чем это обернулось на Украине », - считает алматинский аналитик Досым Сатпайев.

«Подготовка в Крыму велась несколько лет, - считает политолог и бывший казахский дипломат Расул Жумали. - Россия делала все возможное, чтобы Украина никогда не получила по-настоящему независимую полицию, армию, службу безопасности. Ситуация с армией и спецслужбами будет аналогичной в Казахстане, особенно на севере страны ».

Такие города, как Петропавловск, лучше связаны с Россией, чем с остальной частью Казахстана. Так, поезда, движущиеся по транссибирской магистрали, проходят через Петропавловск по несколько раз за день. В то же время на поездку до Алматы «по бесконечной степи » требуется от 19 до 30 часов.

Хотя на севере преобладает русскоязычное население, демографическая картина в стране меняется. В 1989 в Казахстане проживали 39 % этнических казахов, теперь почти 70 %, так как многие русские покинули республику.

Как утверждает издание, президенту и людям его поколения намного удобнее разговаривать на русском, чем на казахском, и до сих пор существует возможность вести профессиональную деятельности в городах вроде Петропавловска, не зная ни слова по-казахски. Тем не менее, эта ситуация вскоре может измениться. Средний возраст представителя русскоязычного сообщества страны составляет 46 лет, тогда как у казахов - 27 лет. Это означает что доля казахского населения будет расти. Среди национальной интеллигенции популярен патриотизм, то есть ношение традиционного казахского костюма и прослушивание народной музыки.

Все это беспокоит русскоязычное сообщество, считающее, что на смену Назарбаеву может прийти человек, который займет более националистическую позицию, чтобы заполучить легитимность. В свою очередь казахские аналитики опасаются, что такой поворот событий неминуемо спровоцирует ответные действия России, «которая старательно продвигает политическую и экономическую интеграцию в рамках Евразийского Экономического Союза », куда входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.

«Если в гипотетическом будущем появится лидер, который захочет вывести Казахстан из Евразийского Союза, то я сомневаюсь, что России это понравится, - полагает Сатпайев. - Я уверен, в Казахстане найдутся силы, которые “призовут Россию на помощь” и сделают все возможное, чтобы страна сделала правильный выбор ».

Казахстан не представляет для Кремля такую же стратегическую ценность, как Крым, рассуждает Guardian. Российский Черноморский флот базировался на этом полуострове, а Украина рассматривалась в качестве важного бастиона против расширения НАТО. Тем не менее, у Казахстана есть ценные объекты, например, космодром Байконур, а также «психологическую важность » играет большое русское сообщество страны, «которое Путин пообещал защищать на всем постсоветском пространстве ».

«Разумеется, у России нет рациональных причин для создания хаоса на севере [Казахстана], но необходимо взглянуть и на иррациональные , - рассуждает казахский аналитик Аидос Сарим. - Если ситуация в России испортится, то российским властям придется искать способ, чтобы отвлечь население. Война - это самый очевидное решение, а Северный Казахстан - это очевидное место ».

typhoid 1: В основе этой статьи ложное предположение, что в связи с Крымом Россия собирается расширяться и дальше. Это не так. Крым был геостратегическим маневром для защиты военных позиций.

allowmetosatyuarefool : Американский режим пытается продвигать идею о российской угрозе среди государств Центральной Азии, и в то же время продает Азии аналогичные мысли о китайской угрозе. Как насчет американской угрозы миру? Я не нахожу ни одной статьи в западных СМИ по этому вопросу.

Yillki : Спасибо за предупреждение о следующей «смене режима» и «цветной революции».

StillHaveLinkYouHate: Интересно, как будет выглядеть в Алма-Ате проевропейская революция. Если ее попытаются провернуть при живом Назарбаеве, то она быстро закончится. Нуланд не успеет испечь первую порцию печенек.

Не будет баллотироваться на очередной президентский срок в 2020 году. Неясно, когда Назарбаев уйдет в отставку и уйдет ли вообще, но, похоже, что сейчас он меняет политическую систему страны, чтобы сохранить свое политическое влияние в стране, считает автор The National Interest (США) .

В июне 2018 года в интервью «Би-би-си» спикер парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев «сделал сенсационное политическое заявление». Он сказал, что президент страны Нурсултан Назарбаев - которому сейчас семьдесят восемь лет и который правит страной со времен обретения ею независимости в начале 1990-х годов - не будет баллотироваться на очередной президентский срок в 2020 году. Вскоре после этого Токаев пошел на попятную, заявив, что «нет необходимости так драматично воспринимать его слова».

Тем не менее его комментарии породили целый ряд домыслов, касающихся двух вопросов: когда Назарбаев собирается в отставку? И что он предпримет, чтобы обеспечить стабильную смену власти?

Это правда, что любая нестабильность в Казахстане, вероятно, вызовет беспокойство в Вашингтоне. Казахстан позволяет НАТО транспортировать через свою территорию припасы и оснащение в Афганистан , а американские компании инвестируют миллиарды долларов в нефтегазовый сектор республики. Кроме того, в Казахстане находится Банк низкообогащенного урана Международного агентства по атомной энергии . Он содержит топливо для ядерного реактора, и правительство несет ответственность за то, чтобы запасы урана хранились в «безопасности и не попали в руки террористов и преступных групп».

Хотя в течение всего периода после обретения независимости в стране удавалось сохранять стабильность, в постназарбаевском Казахстане сделать это будет не так просто. В истории страны были случаи межэтнического насилия, а в прошлом Россия предположительно подпитывала сепаратистские настроения среди этнического русскоязычного населения Казахстана. Более того, в республике мы наблюдаем «авторитарный режим в мягкой форме», и его политические институты довольно слабы. Партия Назарбаева доминирует в законодательных органах, и выборы в стране никогда не считались свободными или справедливыми. В 2017 году Государственный департамент США сообщил о «многочисленных случаях коррупции в исполнительной власти [страны], правоохранительных органах , местных органах власти, системе образования и судебной системе». Как отмечает Пол Стронски (Paul Stronski), старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, Назарбаев играет «важную роль как создатель и гарант суверенитета Казахстана», однако он так и не смог создать «политические и культурные институты, на которые опиралась бы страна в постназарбаевскую эпоху».

Между тем Назарбаев, кажется, работает над тем, чтобы это изменить и, по всей видимости, придерживается двойной стратегии для обеспечения стабильного политического перехода: во-первых, он постепенно децентрализует исполнительную власть - скорее всего, пытаясь не допустить, чтобы одна небольшая группа или отдельное лицо сосредоточили в своих руках внушительную политическую власть и угрожали его долгосрочным экономическим и политическим интересам. Во-вторых, он заставляет элиту страны инвестировать в экономику Казахстана. Некоторым из них он серьезно затруднил процесс перевода и хранения средств за рубежом и в свою очередь создал такую ситуацию, при которой их финансовые интересы все больше зависят от роста казахстанской экономики. Поэтому в случае возникновения политической нестабильности и экономических трудностей элиты будут отвечать за последствия наравне со всеми остальными.

Назарбаев едва ли передаст власть «надежному» преемнику, который не принадлежит его семье - отчасти потому, что трудно понять, кто верен ему, а кто верен созданной им системе протекции. Эти сомнения, вероятно, только усугубились после недавней смены руководства в соседнем Узбекистане. В 2016 году скончался авторитарный президент Узбекистана Ислам Каримов , и власть перешла к премьер-министру страны Шавкату Мирзиёеву . Поначалу казалось, что наследию Каримова ничего не угрожает. Но это впечатление, по крайней мере отчасти, оказалось ошибочным. Как только Мирзиёев вступил в должность, он начал сосредотачивать в своих руках власть над страной, сместил некоторых союзников Каримова с их постов и, как сообщается, начал расследовать коммерческие сделки семьи бывшего президента.

Чтобы избежать повторения такого сценария, Назарбаев ослабляет исполнительную власть Казахстана и тем самым гарантирует себе политическое влияние в том случае, если решит уйти в отставку. В марте 2017 года он одобрил несколько поправок, передав отдельные полномочия законодательным органам (которые контролируются его партией). Совсем недавно, в июле 2018 года, парламент Казахстана принял законопроект, предоставляющий Назарбаеву право возглавить Совет безопасности страны «пожизненно в силу своей исторической миссии». Этот законопроект также превратил Совет из консультативного органа в конституционный, расширив его полномочия и обеспечив Назарбаеву долгосрочное влияние. Указом президента законопроект вступил в силу - прямо накануне семидесятипятилетнего юбилея Назарбаева.

Тем не менее Назарбаев, кажется, с недоверием относится к правовым и политическим институтам страны, а также их способности в будущем отстаивать проведенные им реформы - вполне понятное беспокойство, учитывая, что он и его партия вносят изменения в конституцию Казахстана всякий раз, когда усматривают в них политическую выгоду. Таким образом, Назарбаев пытается склонить элиты к более активному инвестированию в экономический статус-кво, так чтобы их доходы напрямую зависели от успехов казахстанской экономики и, в свою очередь, от политической стабильности страны (борьба за власть между элитами может стать одной из самых больших угроз стабильности Казахстана после ухода Назарбаева). В январе 2018 года Назарбаев заявил о том, что «вывод капитала акционерами банка в пользу дочерних компаний или отдельных лиц должен считаться серьезным преступлением». Несколько месяцев спустя, в июле 2018 года, его правительство приняло закон об ограничении оттока капитала из страны. Закон призван защищать банки страны, но он также усложнит многим казахстанцам со связями процесс сокрытия средств за рубежом. Как сказал председатель Национального банка страны Данияр Акишев , эти меры обеспечат его организации «больший… контроль над валютными потоками». Показательно, что для обычных граждан, по его словам, «будут действовать прежние либеральные принципы валютного регулирования».

Неясно, когда Назарбаев уйдет в отставку и уйдет ли вообще, но, похоже, он готовится к некоторой форме политического перехода. Нынешний президент работает над децентрализацией власти - скорее всего, пытаясь воспрепятствовать сосредоточению власти в руках своего преемника - и желает гарантировать, чтобы элиты страны инвестировали в сохранение статус-кво. Правда никуда не делся главный парадокс: чем больше попыток предпринимает Назарбаев по созданию системы, обеспечивающей стабильный политический переход, тем больше возникает вопросов о том, как эта система будет функционировать в его отсутствие.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, управляющий страной с 1991 года, выступил с обращением к населению по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти. В своем девятиминутном обращении Назарбаев перечислил основные положения предстоящей политико-административной реформы, целью которой, по словам президента, станет продолжение демократизации Казахстана.

Президент Казахстана подчеркнул, что изменение общественно-политической системы страны требуется, поскольку современные глобальные проблемы диктуют переустройство политической системы. Вместе с тем Назарбаев отметил положительный эффект от системы вертикали власти, которая позволяла эффективно отвечать на политические вызовы. Теперь же, по словам президента, необходимость в этом инструменте отпала.

«Мир меняется на наших глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастают и у нас в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами», — объяснил Назарбаев.

Он объявил о делегировании части полномочий от президента к другим органам власти. В частности, предлагаемая реформа должна усилить роль правительства и парламента.

«Следует передать часть полномочий президента, установленных законом, по регулированию социально-экономических процессов правительству и другим исполнительным органам. За эту сферу в полном объеме должны отвечать правительство, министерства, акиматы», — подчеркнул Назарбаев.

При этом предполагается, что существенно повысится роль парламента в формировании правительства, а сам кабинет министров будет нести ответственность перед депутатским корпусом. То есть правительство будет отчитываться перед парламентом, слагать полномочия кабмин будет также перед меджлисом — нижней палатой казахстанского парламента. По мнению Назарбаева, эта мера позволит перейти к полной ответственности правительства за реализацию государственных программ, следить за исполнением которых будет парламент.

С себя Назарбаев снимает право приостанавливать действие правительственных актов, тем самым расширяя полномочия правительства в реализации государственных программ.

По мнению главы Казахстана, политическая реформа учитывает исторический опыт страны и позволит повысить устойчивость политической системы и увеличить эффективность ответов на современные вызовы.

«Программа реформ — наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный: в сторону демократического развития», — заявил Назарбаев.

Вместе с тем Назарбаев оставил за собой значимые полномочия — например, вопросы внешней политики и контроль над силовыми ведомствами страны.

Назарбаев никуда не уходит

Впрочем, изменения в политической системе Казахстана не стали неожиданностью: политические элиты заговорили о грядущей реформе еще весной прошлого года, а уже осенью началась подготовка к созданию группы специалистов, которая начала свою работу в январе 2017 года.

Рабочую группу возглавил руководитель администрации президента Адильбек Джаксыбеков. Помимо него сюда вошли представители парламента, правительства, Верховного суда, представители научно-экспертного совета и общественные деятели.

В течение полутора месяцев рабочая группа изучала действующее казахстанское законодательство, чтобы сделать прогнозы относительно предстоящих изменений по делегированию полномочий.

Однако, по мнению заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, эти решения Назарбаева были ожидаемыми, удивляет лишь быстрота реакции президента на предложения рабочей группы.

«Предлагаемая реформа означает переход от суперпрезидентской республики де-факто к парламентско-президентской.

Предложенная форма не означает коренного пересмотра основных документов Казахстана, поскольку так или иначе некоторые меры — допустим, о праве парламента утверждать в должности премьер-министра — уже содержатся в законах. Другое дело, что правоприменительная практика не работала», — подчеркнул Грозин в беседе с «Газетой.Ru».

Эксперт также отметил, что изменения предполагают проведение референдума, а это достаточно длительный процесс. Вместе с тем сам Назарбаев не упоминал о том, что проект изменений политической системы будет вынесен на референдум.

Тем не менее Грозин опроверг появившиеся предположения о грядущем уходе Назарбаева. «Не стоит воспринимать речь Назарбаева как его желание уйти с поста президента, поскольку за ним остаются силовые ведомства и внешняя политика.

Предполагаю, что Назарбаев будет править столько, сколько ему позволит здоровье. В связи с этим это точно не повторение сценария «Я устал, я ухожу» (отсылка к новогоднему обращению Бориса Ельцина 1999 года. — «Газета.Ru»)», — рассказал он.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», говорят, что за выступлением Назарбаева могут стоять и другие цели. Политолог и эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов отметил, что пакет реформ, предложенных Назарбаевым, может быть связан не столько с дальнейшей демократизацией, сколько с вопросом о мягком варианте передачи власти.

«Объявление о добровольной сдаче ряда полномочий демонстрирует спешку, о причинах которой остается только догадываться, — рассказал он. — Назарбаев не смог предложить схему транзита власти, которого уже давно ждут казахские кланы, а сама речь стала показателем имитации бурной деятельности».

Эксперт обратил особое внимание на тот факт, что Назарбаев не упомянул о референдуме, что наводит на мысль, что изменения в законы будут вноситься без привлечения широких слоев населения, а это «ставит под сомнение саму идею демократизации».

«При этом Назарбаев снимает с себя ответственность за социально-экономические вопросы, перекладывая ее на правительство», — подчеркивает Дубнов.

Кроме того, эксперт считает, что «Назарбаев чистит площадку» для дальнейшей передачи власти, ведь активная работа группы по подготовке реформы, а также перестановки в казахстанском правительстве начались после смерти президента Узбекистана Ислама Каримова.