Кто такие петр и феврония. Интересные факты о Петре и Февронии Муромских


Православные святые и персонажи народных легенд. Часть исследователей отождествляет Петра и Февронию с реальными историческими персонажами - князем Муромским Давыдом Юрьевичем и его женой, княгиней Ефросинией, которые стали монахами и приняли имена Петр и Феврония.

Легенда

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» появилась в середине XVI века. Автор этого жития святых, инок Ермолай, обработал и записал устные муромские предания. Исследователи считают, что Ермолай соединил два сказочных сюжета - о мудрой деве и об огненном змее.

Эти мотивы волшебной сказки инок использовал, создавая историю муромских святых Петра и Февронии по заказу митрополита Московского. Заказ был сделан после того, как Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе. Сюжет набрал популярность и стал разрабатываться дальше в иконописи и литературе.

По легенде, к жене Павла, который княжил в городе Муроме, являлся огненный змей. Происходило это, когда самого князя не было дома. Чудовище склоняло супругу князя к блуду. Другие люди видели на месте змея самого князя Павла и не могли распознать в том «чужака».


Когда настоящий Павел узнал об этих посещениях, то повелел супруге разузнать у змея, каким способом можно его убить. Чудовище рассказало, что убийцей его станет некий Петр, которому для того, чтобы справиться с ним, потребуется некий «Агриков меч».

Петром звали княжеского брата, и тот решил расправиться со змеем. Для выполнения поставленной цели оставалось найти «Агриков меч», который нашелся в монастырской церкви - в полости между камнями алтарной стены.


Петр взял меч, и вскоре ему представилась возможность им воспользоваться. Как-то раз, заявившись к брату, Петр застал того дома. Потом Петр заглянул к жене брата и там тоже обнаружил Павла. Поговорив с «первым» Павлом, Петр выяснил, что это змей, который умеет принимать облик князя. Петр велел брату оставаться дома, вооружился «Агриковым мечом», снова отправился к жене брата и там убил змея.

Кровь волшебного монстра попала на Петра, и он заболел проказой. Петр страдал от болезни, и никто не мог помочь ему, пока однажды во сне ему не привиделся путь к спасению. Исцелить князя могла крестьянка Феврония, дочь бортника, который добывал дикий мед.


Феврония согласилась исцелить князя, но в ответ потребовала, чтобы Петр на ней женился. Тот дал слово, но в итоге, когда девушка его вылечила, нарушил обещание. Феврония была из незнатного рода и по этой причине не привлекала Петра как супруга.

Хитрая целительница, однако, нарочно вылечила князя не до конца, оставила одну язву и позволила болезни разыграться снова после того, как обещание было нарушено. После того как Феврония исцелила Петра второй раз, тот женился на ней.


Когда Петр стал князем Муромским после своего брата Павла, бояре воспротивились тому, чтобы простолюдинка Феврония стала княгиней и возвысилась над ними. От нового князя потребовали либо покинуть Муром, либо удалить от себя жену. В результате Петр вместе с супругой на двух кораблях уплыли из города, а в Муроме началась смута. Борьба за власть привела к убийствам, и в итоге бояре попросили князя вернуться обратно. Петр вернулся вместе с супругой, и горожане со временем полюбили Февронию.

Реальные факты

Реальные исторические персонажи, впоследствии канонизированные церковью как святые Петр и Феврония, - князь Муромский Давыд Юрьевич и его супруга. О жене князя мало что известно, а сам он взошел на престол в Муроме после своего старшего брата Владимира. Давыд Юрьевич был сторонником Великого князя Всеволода Большое Гнездо и сражался на его стороне во всех значимых битвах того периода.

В 1208 году Всеволод Большое Гнездо отдал Давыду Юрьевичу город Пронск, который отобрал у предыдущего князя Олега за провинности. Однако в том же году Олег собрал братьев и выгнал Давыда Юрьевича из города.

После того как Всеволод Большое Гнездо умер, князь Давыд стал поддерживать его сыновей Юрия и Ярослава и участвовать в организованных ими походах.


Если верить летописям, князь Давыд постригся в монахи и умер в один день со своим младшим сыном Святославом, на Пасху 1228 года. В летописях нет свидетельств о том, что супруга князя тоже стала монахиней, как и о дне ее смерти. Однако церковное предание утверждает, что князь и княгиня умерли в один день.

Были ли у легендарных Петра и Февронии дети - неизвестно. У реально существовавшего князя Муромского Давыда Юрьевича было двое сыновей - Юрий и Святослав, и дочь Евдокия.

Смерть

По легенде, состарившись, Петр и Феврония отправились по разным монастырям и там стали молиться о том, чтобы умереть в один день. Похоронить их супруги попросили в одной гробнице, но это оказалось несовместимо со званием монахов. В итоге тела умерших в один день Петра и Февронии похоронили в разных монастырях, но уже на другой день святые явили чудо, оказавшись в одном гробу.


В летописях говорится, что княжеская чета скончалась и была похоронена в апреле 1228 года. Однако день церковного почитания Петра и Февронии не совпадает с днем смерти и выпадает на 8 июля по современному календарю.

Местом погребения святой четы стала соборная церковь Мурома, или Богородице-Рождественский собор. велел в 1553 году возвести этот храм над их мощами. В советские годы мощи отдали местному музею и экспонировали в антирелигиозной экспозиции. После перестройки мощи снова «переехали» и оказались в храме Свято-Троицкого монастыря, где верующие могли поклоняться им.

Память

К Петру и Февронии православные женщины обращаются с акафистом (хвалебно-благодарственным пением) и молитвой о замужестве и семейном благополучии. Считается, что икона Петра и Февронии помогает рождению детей и установлению крепких семейных отношений.

Документальный фильм «Петр и Феврония. История вечной любви»

Памятники Петру и Февронии как небесным покровителям брака поставлены во многих городах России и продолжают воздвигаться. Установка этих монументов - часть общенациональной программы, направленной на укрепление семейных ценностей. Открытие памятников обычно приурочено к празднику 8 июля - Дню семьи, любви и верности, который отмечается с 2008 года.

В том же году появился 25-минутный документальный фильм «Петр и Феврония. История вечной любви», снятый студией «Остров».

Мультфильм «Сказ о Петре и Февронии»

В 2017 году вышел комедийный мультфильм для семейного просмотра «Сказ о Петре и Февронии». Главных героев здесь озвучивают актеры Владислав Юдин и Юлия Горохова. В основе сценария - сюжет легенды о Петре и Февронии.

События разворачиваются в Муромском княжестве XIII века. Бесстрашный Петр выходит на бой со злым и жестоким колдуном, который захватил власть в княжестве. Герой побеждает в схватке, но оказывается отравлен ядовитой кровью колдуна. Феврония - юная целительница, хочет спасти Петра, и между молодыми людьми вспыхивает любовь.

Святые благоверный князь Петр в иночестве Давид и святая благоверная княгиня Феврония в иночестве Ефросинья чудотворцы муромские – покровители брака и семьи.

Святые Петр и Феврония Муромские

Святые Петр и Феврония жили в муромской земле, ныне Владимирская область, в начале XIII века. Канонизированы в лике святых Русской Церковью в 1557 году, примерно в это же время создается их житие «Повесть о Петре и Февронии» - уникальный памятник древнерусской литературы, автором которого является монах Ермолай Еразм. Традиционно Петр и Феврония почитаются покровителями семьи и брака, что является уникальным, хотя и не единственным примером в православной агиографии. Яркие образы благочестивых семей мы видим в Священном Писании. Это прежде всего супружество Авраама и Сары, Исаака и Ревеки, Иакова и Рахили, родителей Иоанна Предтечи Захарии и Елизаветы, конечно же Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Богородицы. Не даром при совершении таинства брака в молитвах, произносимых священником над венчающимися, вспоминаются эти библейские святые. С раннего христианства покровителями брака и семьи почитаются святые мученики Гурий, Самон и Авив. Но их почитание произошло не от того, что они являлись примерными семьянинами, а от чуда от их мощей, связанного со спасением благочестивой женщины Евфимии, которая была обманом взята в жены и обращена в рабство коварным супругом.
А почему именно Петру и Февронии отводится такая роль в в заступничестве перед Богом семьи, любви и верности? Обратимся к их житию.
Благоверный князь Петр муромский вступил на престол в 1203 году, после смерти своего брата Павла. «Повесть» рассказывает нам удивительную историю, случившуюся с женой Павла, ставшей жертвой дьявольского наваждения, который приходил к ней под видом мужа и искушал её. По всей видимости, Петр узнал о беде, случившейся с невесткой, и решил ей помочь. Естественно, что борьба со столь сильным врагом требует особой помощи от Бога, которую Петр получает по своей молитве. Из повести мы видим, что князь Петр был молитвенником, причем любил молитву уединенную, как монах. Во время молитвы ему явилось видение в виде отрока, который дает Петру меч, способный помочь ему победить искусителя княгини. В духовной борьбе благоверный поборол лукавого, однако Бог, как по слову псалмопевца сказано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» Пс. 33:20. - посылает Петру другое искушение, дабы в борьбе с ним еще больше возвысить праведника. Внезапно князь сильно заболевает, предположительно проказой. Все тело его покрывается язвами, он испытывает страшные мучения, лекари ни чем помочь ему не в силах. И тогда является на Петре промысел Божий.
Один из княжеских слуг проезжал через деревню с примечательным названием Ласково и зашел в один дом, где застал «за тихим деланием – ткачеством» девушку, у ног которой прыгал заяц. Замечателен диалог, произошедший между девицей, которою звали Феврония, и слугой князя:
- Не хорошо когда у дома нет глаз и ушей – говорит девица.
- А где мужчина, хозяин дома?- спрашивает слуга.
- Отец мой и мать пошли в долг плакать, а брат мой под ноги свои на смерть смотрит. Обескураженный гость ни чего не понял из сказанного девицей, пришлось ей ему растолковывать:
- Был бы возле дома пес, то он бы услышал твое приближение и залаял, я бы поняла, что чужой возле дома. А был бы у меня брат младший дома, то он бы тебя увидел и мне сказал. Родители мои пошли на похороны, там они, конечно плачут. Когда же они умрут, родственники покойного придут и по ним плакать. Старший брат мой собирает мед в лесу, вот он залез высоко на дерево, глядит вниз под ноги себе и думает, что если упадет, то погибнет. Удивившись мудрости девицы, слуга поведал ей о болезни князя и тщетных попытках его лечения. К еще большему своему удивлению он услышал следующее:
- Если приедет князь сюда и будет милосердным и смиренным, то излечится.
Ободренный этими словами, слуга немедленно возвращается в Муром, и сообщает Петру о случившемся с ним. Князь же, полагаясь на волю Божью, отправляется в Ласково к Февронии, считая, что та знает врача, который бы мог его вылечить. Однако какого же было его удивление, когда он узнает, что лечить его будет девица, но за исцеление князь должен будет на ней жениться. Конечно же это был трудный выбор. В раннее средневековье о подобном браке даже нельзя было помыслить - Петра и Февронию разделяла, как казалось, непреодолимая пропасть между правителем и простолюдинкой. Но князь соглашается принять помощь простой деревенской девушки и с ним происходит чудо – болезнь отступает. Не сдержав обещания жениться на Февронии, Петр уезжает в Муром, откупившись от неё богатыми дарами, которые та не приняла. Но вскоре болезнь возобновляется и пришлось князю сдержать слово. Так девушка из крестьянской семьи стала княгиней женой могущественного правителя. Повесть сообщает нам, что супруги жили в любви и согласии, соблюдая во всем заповеди Божии, за что враг рода человеческого сатана ополчился на них. Не имея возможности повредить непосредственно княжеской чете, тот разжигает против молодых супругов ненависть среди муромских бояр. Знать города открыто показывает свое презрение к княгине. Бояре заявляют князю, что не будут ему подчиняться, пока он будет женат на простолюдинке, грозят поднять восстание, если он с ней не расторгнет позорный, по их мнению, брак. Обстановка в Муроме накалилась до того, что князь с княгиней, не желая разделять то, что соединено Богом, вынуждены уйти в изгнание.
Но Вседержитель не оставил Своих праведников, случилось по Его слову: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Рим. 12:19». После изгнания князя между боярами началась ожесточенная борьба за власть, смута охватила муромскую землю, пролилась кровь. Тогда народ Мурома, осознав свой грех перед Петром и Февронией, смиренно просит их вернутся на престол и водворить мир и порядок в княжестве. Вняв гласу народа, как гласу Божию, княжеская чета возвращается на законный престол и продолжает справедливо править своим уделом. Вот как об этом красноречиво сказано в Повести: «Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать. Всех они одинаково любили, не терпели ни гордости, ни притеснений и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Достигнув глубокой старости, благоверные супруги приняли монашеский постриг, Петр с именем Давид, Феврония с именем Ефросинья, скорее всего по имени епископа Ефросина, занимавшего в то время Муромскую кафедру и совершившего постриг супругов. Бог открыл им, что умрут они в один день и час, и по тому завещали уже Давид и Ефросинья похоронить себя вместе в одном гробу. Случилось все по воле Господней, скончались они 25 июня (8 июля) 1228 года. Однако не исполнили их последнюю волю муромцы. Решено было отпевать князя в соборе, княгиню в женском монастыре по отдельности. Как и положено было по обычаю, гробы с телами их на ночь оставили в церкви, каждый в своем месте. Каково же было удивление горожан, когда утром они обнаружили тела благоверных, лежащих в одном гробу. Не став противится очевидному, они совершили погребение супругов в одной могиле. Так даже смерть, не смогла разлучить святых И не удивительно, что на северо-востоке Руси до середины шестнадцатого столетия князь и княгиня были место чтимыми святыми.
Но вот настал 1547 год. Молодой Великий князь Иван Васильевич принимает царский титул, символизируя тем самым окончательное объединение государства Российского. Вместе с этим для укрепления единства страны Церковным собором было проведено прославление ряда русских святых для всероссийского почитания. Среди них и благоверные святые Петр и Феврония Муромские.
Следует отметить, что эта канонизация была не совсем обычна для Русской Церкви. Во-первых, к лику святых причислялась женщина. До этого на Руси образ женской святости ассоциировался прежде всего с Богородицей, а так же Софией премудростью Божьей. Из святых жен особо почиталась св. мученица Параскева Пятница, а из русских святых лишь княгиня Ольга. Последняя прославлена именно как Великая княгиня, мудрая правительница и предтеча Крещения Руси. Благоверная же Феврония олицетворяла собой идеал верной и любящей жены, что смело можно назвать беспрецедентным явлением в христианской агиографии. Во-вторых, Петр и Феврония становились покровителями царской семьи, так как именно в 1547 году Иван Васильевич женится на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, единственной женщине, которою он искренне любил. В-третьих, канонизация должна была служить укреплению власти молодого царя. Не привлекательный образ муромских бояр, их противление князю Петру создавали идейную основу для утверждения в стране самодержавия, которое укреплялось в борьбе с удельной боярской знатью.

Об особом почитании Петра и Февронии Иваном Грозным свидетельствуют весьма красноречивые факты. Перед победоносным походом на Казань в 1552 году Иван Васильевич две недели проводит в Муроме, где молится перед мощами Петра и Февронии. После взятия Казани один из пределов нового собора в городе освящается по обету в честь благоверных князя и княгини. На протяжении всего царствования Грозный постоянно отправляет в Муром щедрые дары. Особо почитала муромских святых царица Ирина Годунова, жена Федора Иоанновича, которая собственноручно вышила покров на их святые мощи. О любви русского народа к Петру и Февронии свидетельствует и то, что ежегодно на протяжении столетий десятки тысяч людей совершали паломничество в Муром к их нетленным мощам.
В страшные десятилетия безбожной власти, атеисты пытались дискредитировать память святых. Их мощи были кощунственно помещены в музей религии и атеизма, а собор, где они хранились снесен.
Но по милости Господней врата ада не одолели Церковь. В нашей стране началось возрождение духовно-нравственных ценностей, в том числе и семейных. Мощи святых вернулись к верующим, а государство пытается опираться на авторитет Церкви. 2008 год был объявлен Годом Семьи. По инициативе супруги Президента Дмитрия Медведева Людмилы Медведевой был установлен государственный праздник «День семьи, любви и верности» приуроченный к дню памяти святых Петра и Февронии 8 июля по новому стилю. Став государственным праздником, этот день должен олицетворять единство Церкви и общества в распространении идеалов семейственности любви, верности.

В заключении можно высказать несколько соображений по поводу праздника «Дня семьи любви и верности». Не совсем удачна его привязка к конкретному календарному дню. Память Петра и Февронии 8 июля всегда приходится на пост апостолов Петра и Павла, а значит, в этот день не совершаются церковные браки, не приветствуется проведение массовых мероприятий. Зачастую это будний день, не все могут принять участие в богослужении, а в малочисленных приходах не везде оно и совершается. Было бы неплохо сделать его переходящим в первое воскресение после празднования первоверховным апостолам, то есть после окончания поста. Литургически это сделать не сложно, нужно лишь благословление церковных властей. Так на Всенощном бдении присовокупить поминание благоверных Петра и Февронии в молитвах на литии и полиелее, к отпустам. На литургии пропеть им тропарь и кондак, проповеди посвящать ценностям христианского брака, по окончании литургии во всех приходах совершать молебны: «Святые благоверные Петре и Февроние, молите Бога о нас».

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

У же несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.

Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.

Житие святых Петра и Февронии. Автограф Ермолая (Еразма) (РНБ. Солов.. № 287/307. Л. 134)

Святая Феврония. Художник Александр Простев

Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление. Фрагмент иконы 17 века

В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.

Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Икона

Икона благоверных святых Петра и Февронии.Икона благоверных святых Петра и Февронии.

Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.

Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.

В православном календаре можно найти один очень удивительный день - праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит 8 июля. Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника - ромашки.

Петр и Феврония Муромские. История святости

Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.

Петр и Феврония умерли в один день - 25 июня 1228 года по старому календарю по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее. Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.

Поэтичная повесть

История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.

Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным - гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя приобрела краски народного фольклора и стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.

О любви и верности

Началась эта удивительная история Петра и Февронии в то время, когда на русской земле в городе Муроме правил князь Павел. И была у него прекрасная жена, к которой дьявол, по своей нелюбви и ненависти к роду человеческому, стал отправлять на блуд крылатого змея. Используя свою нечистую магическую силу, он появлялся перед ней в образе князя. Такое наваждение жена не стала скрывать от мужа и рассказала, что коварный змей хитростью овладел ею. Раздосадованный князь не знал, как ему поступить со злодеем тьмы. Однако повелел своей жене льстивыми речами выведать у коварного искусителя о том, знает ли он, от чего придет к нему смерть. Когда в очередной раз явился к ней змей, княжна выведала у него, что смерть ему уготовлена от плеча Петрова и Агрикова меча.

Спаситель Петр

Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.

Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.

И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.

Знакомство с Февронией

Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.

Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.

Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.

Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.

Уйти, чтобы вернуться

После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного - отдать ей ее благоверного Петра.

Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено - то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.

Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.

Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.

Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.

Святые Петр и Феврония – супруги, достигшие святости не монашеским подвигом или мученичеством, а соблюдением в семейной жизни. Их пример стал идеалом православной семьи.

Петр был сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Согласно «Повести о Петре и Февронии», написанной в XVI веке, во время схватки с бесом в облике змея на Петра попали капли змеиной крови, и он покрылся струпьями. Долго никто не мог его вылечить, пока однажды Петр не узнал, что вылечить его сможет крестьянка Феврония, дочь рязанского пчеловода. Петр разыскал Февронию, и она действительно смогла его исцелить. Феврония взяла с Петра слово, что он женится на ней, если исцелится, и он выполнил обещание, несмотря на то, что муромская знать осудила брак княжича с простой крестьянкой.

Когда Петр стал Муромским князем, бояре потребовали от него развестись с Февронией и взять себе в жены боярскую дочь, не желая, чтобы муромская княгиня была из крестьянского рода. Петр отказался, и бояре изгнали его с Февронией из города. Но после их изгнания в Муроме началась кровавая борьба за власть, и муромцы упросили князя Петра с супругой вернуться. Петр и Феврония вернулись.

Они жили и правили долго, в любви и согласии. В старости они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. Супруги молили Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и произошло. Даже похоронить себя они завещали в одном гробу.

Канонизированы святые Петр и Феврония были в 1547 году при Московском митрополите Макарии, но почитались в народе как чудотворцы и угодники Божии уже задолго до этого. Многие верующие свидетельствуют, что чудотворная благодать исходит от любой иконы Петра и Февронии, если обращаться к святым супругам с искренней молитвой и чистыми помыслами.

Интересные факты о Петре и Февронии Муромских

    После канонизации святой пары в середине XVI века митрополит Макарий поручил Ермолаю (Еразму) Прегрешному, известному в то время русскому писателю, литературно оформить устное народное предание о Петре в Февронии. Так появилась "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - единственный письменный источник сведений о жизни святых супругов. Автор "Повести..." особенно восхищался умом и прозорливостью Февронии.

    День памяти святых Петра и Февронии со времени их канонизации отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю). В 2008 году этот день официально объявлен всероссийским государственным праздником - Днем семьи, любви и верности . Икона Петра и Февронии есть практически в каждом храме.

    Мощи святых до революции находились в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме. В советское время они были выставлены в муромском музее в целях антирелигиозной пропаганды, а потом хранились в запасниках. С 1992 года мощи святых князя и княгини пребывают в муромском Свято-Троицком монастыре , а день памяти Петра и Февронии отмечается вместе с Днем города Мурома.

    Еще в XV веке, до канонизации святых супругов, у их мощей молился Иван III. Иван IV Грозный за несколько лет до канонизации Петра и Февронии молился у их мощей перед походом на Казань, а после победы сделал пожертвование на строительство нового храма над гробницей святых.

    До Февронии единственной русской официально канонизированной женщиной была .

    В России с начала XXI века существует орден Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских за значительный вклад в укрепление института семьи.