Кто первый говорит христос воскрес. Где воскрес Иисус Христос


Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его . Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл,

Протоиерей Игорь Гагарин

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Никакие слова не звучат в эти дни так часто, как это Пасхальное приветствие. Им мы заменили обычные наши «здравствуйте», «привет», «доброе утро» и т.д. Вместо всего этого мы говорим: «Христос Воскресе!». Встречаясь с кем-то и произнося «здравствуй», мы желаем этому человеку здоровья. Когда говорим «привет», желаем ему радости. Когда говорим «доброе утро», или «вечер», или «день», желаем, чтобы в это утро, или вечер, или день все сложилось благополучно и ничего недоброго не вошло в нашу жизнь.

Когда мы говорим «Христос Воскресе!», мы желаем человеку воскреснуть вместе с Ним и жить вечно.

Сказать другому человеку «здравствуй» – то же самое, что сказать «будь здоров и не болей». Сказать человеку «Христос Воскресе!» – то же самое, что сказать: «живи вечно и никогда не умирай!».

Вот только подлинно ли всегда мы по-настоящему понимаем это, по-настоящему чувствуем величие нашего Пасхального приветствия?

Если бы, произнося «Христос Воскресе» и слыша в ответ «Воистину Воскресе», мы спросили человека: «А ты воистину веришь, что это так?», то, наверное, ответы были бы разные. Говорить-то эти слова будут почти все, а вот степень веры, которую они в них будут вкладывать, может быть очень и очень разной. Кто-то и совсем не верит. И если спросить его, что же ты тогда говоришь их, он ответит: «Ну как же, обычай такой, очень красивый обычай». Кто-то другой скажет: «Ну, конечно, верю. Я же православный человек, крещеный. Но верю скорее умом, чем сердцем». Все правильно, все логично – раз ты назвал себя христианином, ты уже не можешь отвергать главные истины Церкви Христовой. А догмат Воскресения – важнейший. Но эта вера ничего не меняет в жизни человека. Он знает о Воскресении, но не чувствует его.

Так было и с апостолами. Еще до своих страданий Господь говорил им, что Он воскреснет. Они слышали это неоднократно, но не могли по-настоящему понять. Евангелие повествует, как не раз Господь предсказывал, что Сыну Человеческому предстоит быть преданному в руки грешников, и надругаются над Ним, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Услышав это, ученики становились печальны. А ведь на самом деле, казалось бы, должны бы радоваться.

Конечно, горько слышать, что Он будет страдать и умрет. Но ведь воскреснет же! Скорбь страдания и смерти была им понятна, потому что с этим они неоднократно в своей жизни встречались, как и любой человек. А вот опыта воскресения в их жизни не было, и поэтому предсказание о нем не могло проникнуть до глубины души. Если бы их Господь спросил тогда: «Вы, что, не верите?», они бы с готовностью ответили: «Конечно, верим! Мы верим каждому Твоему слову».

Так почему же тогда они так печальны? Наверное, потому же, почему и мы, христиане, исповедуя веру в воскресение, продолжаем печалиться, тревожиться, обижаться часто по самому ничтожному поводу. Неужели не верим? Нет, верим, но как-то очень поверхностно. Подлинно глубокой наша вера будет лишь тогда, когда воскресение станет нашим личным опытом. По-настоящему человек может принять близко к сердцу только то, что сам пережил, сам прочувствовал.

Мне вспоминаются страницы прекрасной книги святого праведного «Моя жизнь во Христе». Вся эта книга состоит из коротеньких заметок, в которых отец Иоанна делится своими размышлениями, чувствами, наблюдениями по тем или иным вопросам христианской жизни. И вот некоторые из этих заметок он завершает словом «опыт». И читатель знает, что написанное здесь заслуживает особого интереса и доверия. Это больше, чем размышления. Это то, что было пережито самим святым и подтвердилось на его личном опыте. И вот, думается мне, как было бы здорово, если бы в эти Пасхальные дни, встречаясь с братьями и сестрами, мы могли бы говорить: «Христос Воскресе! Опыт!». И слышать в ответ: «Воистину Воскресе! Опыт!».

Но откуда нам с вами взять этот опыт? Я думаю, что сама Церковь указывает нам путь. На самом деле, живя, мы все уже имеем некий опыт смерти. С одной стороны, казалось бы, смерть есть нечто окончательное и невозможно говорить о какой-то степени смерти. Можно, например, сказать: «Я слегка заболел», или: «Я очень сильно заболел». Но кажется абсурдом сказать: «Я слегка умер», или: «Я очень сильно умер». Однако не так уж это и абсурдно.

Каждый раз, когда мы грешим, мы соприкасаемся со смертью в той или иной мере.

«Сделанный грех рождает смерть», – говорит апостол Иаков (Иак. 1. 15). Согрешив, мы ощущаем уныние, тоску, отвращение к самому себе, внутреннюю пустоту. Все это не что иное, как частичный опыт смерти. В крайних своих проявлениях эта тоска может привести и к полной смерти, как это случилось с Иудой, не выдержавшим той внутренней боли, которую испытывал после предательства, и самовольно оборвавшим свою жизнь.

А опыт воскресения? Каждый раз, когда мы каемся в грехе, когда преодолеваем какой-то соблазн, который чуть было не утащил нас на самое дно греха, мы с вами приобщаемся к в опыту воскресения. Грешит человек – и вкушает смерть; кается, побеждает грех – и вкушает воскресение. И эта радость, которую всегда чувствует человек, искренне покаявшийся, уже есть предвкушение воскресения и вечной жизни. Именно поэтому Церковь установила перед Пасхой – время самоограничения и деятельного покаяния. Мы, конечно, всю жизнь каемся, но именно Великим постом наше покаяние должно иметь сугубый, наиболее интенсивный характер. И насколько наше покаяние было глубоким и искренним, настолько и ощущаем мы опыт воскресения прежде воскресения.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы наша Пасха была наполнена этим переживанием бессмертия! А тем, кто почему-либо не мог поститься, а значит, не вкусил этого опыта победы над грехом и смертью, хочу пожелать, чтобы они не отчаивались и знали, что никогда не поздно вступить в борьбу с грехом, никогда не поздно приступить к очищению. И в какой мере человеку это удастся, в той мере ощутит он, что воистину воскрес Христос, воистину воскреснет и каждый из нас, чтобы жить вечно. Аминь.

12-04-2015, 02:34

Сегодня повсеместно слышны радостные возгласы «Христос Воскресе!», которым вторят другие: «Воистину Воскресе». Все, практически, даже те, кто и не ходят в храм, знакомы с этим обычаем, однако далеко не все знают, откуда он произошел.

А обычаю этому вот уже почти две тысячи лет - с того самого момента, когда равноапостольная Мария Магдалина, по уходу несказанно огорченных Апостолов от Гроба Христова, возвратилась вновь на то место, где был погребен так горячо любимый ею Иисус Христос. Дойдя до пещеры Гроба, она стала плакать и безутешно скорбеть о столь великой потере. Так она горевала некоторое время, пока Сам Спаситель внезапно не появился позади нее; отчего Ангелы, бывшие при Гробе и до этого беседовавшие с Марией, приняли особо почтительное к Нему положение. Вначале она не узнала Того, Кто одним словом изгнал из нее бесов; но спустя время Мариино сердце почувствовало близкое присутствие Божественного Учителя, в Котором заключались все ее счастье и отрада. Несказанная радость наполнила всю душу Марии, и она бросилась к ногам своего Спасителя.

«Иди к братиям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17), - сказал Иисус Христос и стал невидим. Несказанно же обрадованная и счастливая Мария Магдалина спешит выполнить послушание и возвестить Апостолов о том, что с ней случилось, а также передать слова Господа. Встретив учеников Христовых, она в восторге воскликнула:

Христос воскрес!

Следует отметить, что именно за это известие, которое Мария принесла ученикам Господа, она, как первая благовестница, посланная от Самого Господа, была признана Церковью в чине равноапостольной.

Несмотря на то, что Мария Магдалина пользовалась полным несомненным доверием Апостолов, однако в угнетенном невосполнимой потерей сознании учеников Христовых, не укладывалась мысль о том, что сообщила им Мария: Петр и Иоанн собственными глазами видели Гроб Христов пустым… И вот более эмоциональный и пылкий Апостол Петр, поддавшись порыву, вновь идет к святому Гробу. Разумом он не мог объяснить, почему он это делает - ведь еще совсем недавно сам видел пустое место, где был погребен Христос, однако сердце Петру подсказывает иное. Спустя небольшое время, святой Апостол возвратился, пребывающим в радостном восторге, и возвестил остальным ученикам:

- Воистину воскрес Христос!.. Я сам видел Его: Он и мне явился на пути (Лк.24:33-34; 1Кор.15:5).

Теперь уже большинство учеников Господа поверили в это известие. Мария же Магдалина вместе с прочими Женами Мироносицами, сияющими от счастья, презирая все опасности от неистовых врагов Иисуса Христа стали ходить из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, восторженно повторяя несчетное число раз отрадное их сердцам благовестие: «Христос Воскрес! Воистину воскрес!», - стараясь убедить в этом всех, к кому они приходили. И их труды увенчались успехом: Божественное учение Христово пронесли из края в край - во всю вселенную земли (Деян.1:8), повторяя торжественные слова первого благовестия святой Марии Магдалины: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»


Снова наступил этот удивительный день в году, день, в который русский человек вдруг вспоминает о том, что он христианин. Чувство это какое-то неосознанное, я бы даже сказал, генетическое. Весь год живет себе спокойно — гороскоп, фен-шуй, йога, чакра — все слова-то какие, хоть и непонятные, но зато таинственные, возвышенные. И вот среди всего этого изысканного вдруг яйца красить. Ну сразу видно не тонкий восток, а наша, родная, отечественная традиция. Но зато с какой необъяснимой и даже детской радостью приходят эти «христиане» в храм, ночью, с корзинками, от всей души кричат «Воистину Воскресе», поздравляют друг друга с Пасхой, при том что мало кто может внятно объяснить что такое «Пасха» и почему «Воистину Воскресе»? А с каким энтузиазмом разговляются те, кто вовсе не постился?! Вот эта загадочная и бессознательная русская душа во всей своей красе.

Формат статьи, к сожалению, не позволяет описать всю глубину этого события – Воскресения Христа. Ему посвящены многие тома литературы. В двух словах — это праздник Любви Бога к человеку, Любви, которой не подвластна даже смерть, ибо Он воскресает силой этой Любви. Это праздник Надежды на то, что смерть — это всего лишь переход с одного, временного, состояния в другое, вечное. Это праздник Веры человека в Бога. Не простое осознание того, что где-то там существует высший разум или грозный судья, но уверенность в Его присутствии и участии в нашей жизни.

В церковных книгах этот день называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Это событие приоткрывает нам иную реальность, указывает на то, что жизнь наша заключается не в том, чтобы «накопить и потратить». Уж больно дорогой ценой была она куплена. Смысл ее состоит в неизмеримо большем.

Очень хотелось бы, чтобы Пасха была не кулинарным событием в жизни современного человека и состояла бы не в куличе и крашеных яйцах. Чтобы человек по-настоящему бы исправлял себя с помощью поста и воздержания, что даст ему осознание того, что значит – разговляться. Чтобы человек мог приобщиться к этой удивительной пасхальной радости более осознанно. Чтобы радость эта влияла бы на всю его жизнь, на его отношение к этой жизни и окружающим. Чтобы Бог умирал и воскрешал не зря! Ведь Он сделал это за каждого отдельного человека, даже самого неосознанного или неблагодарного.

Воистину Воскрес Христос!

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Приближается важный и любимый многими праздник — Пасха. Традиции и обычаи этого дня хорошо известны всем, ведь Пасху ждут и религиозные люди, и те, кому просто нравится атрибутика этого праздника. И, конечно, все мы хорошо знакомы с таким пасхальным обычаем, как пасхальное приветствие или христосование.

Обычай заключается в том, чтобы приветствовать друг друга с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня (или только в день Пасхи) радостным возгласом «Христос воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!».

Однако кто-то говорит: «Христос воскрес!», а кто-то — «Христос воскресе!». Откуда взялась форма воскресе и как говорить правильно?

Не новость, что грамматическая система современного русского языка не всегда была такой, как сегодня. Помните, как морщились в школе, изучая видовременные формы английского глагола, его бесконечные сложные времена? Сложно — у нас ведь такого нет. Еще как есть! Вернее, было, и не меньше. Вместо тысячи слов — схема глагольных форм древнерусского языка.

Нажмите для увеличения

Например, существовали четыре формы прошедшего времени: перфект, имперфект, плюсквамперфект и аорист.

Языковая система претерпела ряд сложных, фундаментальных изменений, результатом которых стал язык в современном его состоянии. Сохранил древние формы только церковнославянский язык, поскольку он был и остается языком богослужения. Будучи мертвым, он, соответственно, не является разговорным, то есть не развивается и не меняется, но используется (подобно латыни) в церковной книжно-письменной сфере, в гимнографии и ежедневном богослужении в некоторых православных церквях.

Воскресе — это и есть старославянская и церковнославянская форма глагола воскрес ; слово воскресе стоит в форме аориста. Ао́рист (др.-греч. ἀ-όριστος — «не имеющий (точных) границ» от др.-греч. ἀ- «не-» или «без-» + др.-греч. ὁρίζω — устанавливать границу) — временная форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом.

Таким образом, сочетания Христос воскрес и Христос воскресе не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе . Второй вариант — Христос воскрес — современный. Оба варианта — правильные .

Не имеет значения, какой из вариантов вы предпочитаете: главное — слушать и слышать друг друга, а еще поздравлять с праздником искренне, от всего сердца.