Кто написал басню свинья под дубом вековым. Анализ басни «Свинья под Дубом


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Лукьянчикова Леонида Васильевича»

Анализ басни «Свинья под Дубом»

Дериглазова

Александровна

Анализ басни « Свинья под Дубом »

Цели урока.

1. Образовательные:

1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней «Свинья под Дубом».

2) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

3) Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, приемы баснописца (аллегория , олицетворение, ирония)

4) Познакомить с термином аллегория.

5) Дополнить знания об особенностях жанра басни.

6) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.

2. Развивающие:

1) Формировать самостоятельного и активного читателя.

2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.

3) Развивать чуткость к художественному слову.

4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3. Воспитательные.

1) Обогащать духовный мир ученика.

2) Воспитывать сопротивление невежеству.

Урок закрепления.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование. Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, дидактический материал.

Подготовка к уроку: написать эпиграф, оформить выставку рисунков, включить презентацию, вставить диск с басней, раздать детям имена на парты.

ход урока

« Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..»

1. Эмоциональная зарядка. Вступительное слово учителя.

2. Актуализация знаний.

Я читаю начальные строки басни и показываю слайды. Дети отгадывают название басни.

Слайд 1: " По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас"

Слайд 2: " Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок".

Слайд 3: "Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню."

Слайд 4: " Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука".

Слайд 5: " Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза."

Учитель обращает внимание на выставку рисунков учеников к басне «Свинья под дубом».

Достаточно ли прочтения произведения, чтобы постичь его смысл? (нет, необходимо проанализировать его).

- Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом»

·Формулировка темы и целей урока.

Запись темы на доске и в тетрадти.

3. Основной этап урока. Анализ басни

А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

"Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Слайд 7: Крылов использует аллегорию. Примеры аллегории(иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа).

4) Физкультминутка.

Сели, встали, встали, сели

Вы друг друга не задели?

На соседа оглянитесь-

Искренне ему - улыбнитесь.

Обратите взор ко мне,

Улыбнитесь теперь мне.

Поо бразный анализ. Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, Дубу, выявить мораль. Использование словесного рисования.

Свинья - глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии.

Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

Дуб - воплощение вековой мудрости, житейской истины.

Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья - с теми, кто не хочет постигать ее через обучение. Ворон - деликатный, спокойный, удивляется глупости Свиньи.

персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.

Слайд 8. Обращение к эпиграфу и с ловарная работа . Объясните значение следующих выражений: Подложить свинью, поступить по - свински, метать бисер перед свиньями.
Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)

Невежа - не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.

Невежда - необразованный, несведущий человек;

5) Первичное закрепление изученного. Инсценировка басни (четверо учеников читают по ролям)

6) Выявление художественных особенностей басни.

Мораль басни - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.

Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки)

·Рефлексия.

Обращение к целям урока.

·Домашнее задание - выучить басню и подготовить выразительное чтение.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу ворон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Краткое содержание

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня «Свинья под дубом» была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете «Северная пчела» за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель — побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что «плодами» научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Басня - это произведение, призванное передавать в своем содержании некий смысл. Жителям России этот вид творчества известен по нетленным стихотворениям Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни вот уже более 150 лет тому назад, и они продолжают пользоваться

спросом по сей день. В чем секрет популярности рифмованных историй про животных, которые вышли из-под пера Крылова? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос при помощи одного из наиболее популярных его произведений - «Свинья под дубом». Басня наилучшим образом передает моральный смысл при помощи ассоциативного сравнения животного с человеком определенного уровня развития.

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, которая наиболее точно передает вехи того времени, в котором жил ее автор. Тем не менее, прежде чем начать анализировать ее смысл, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» - басня, в которой задействованы три героя. Центральным среди них является, как вы уже наверняка догадались, свинья. Второстепенные герои - это дуб и ворон, сидящий на его ветке. Повествование начинается с рассказа о том, как

свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают валиться, она начинает делать подкоп корней, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но та абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту до тех пор, пока в диалог не вступает старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, так как начинает говорить виновнице переполоха о ее невежественности. Но она так и не внемлет словам более образованных участников сюжета.

Мораль басни «Свинья под дубом»

У данного произведения непростой смысл. Он несет в себе некую подоплеку, являясь словесной оплеухой тому времени, в котором жил Иван Крылов. В чем же основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья - с теми, кто не хочет постигать ее через обучение.

В произведении четко показана грань между вороном, который сидит на ветке, и свиньей, что роется в земле. Такая картина изображает, как низок невежа по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» - басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.

Жизненные истины доступным каждому языком

Басни И.А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня. На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.


О неблагодарной Свинье и ее отношении к полезному Дубу расскажет детям басня «Свинья под Дубом» Крылова Ивана Андреевича.

Читать текст басни:

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-
"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Мораль басни Свинья под Дубом:

Мораль басни достаточно проста – часто невежественные люди не ценят тех благ, которые проявляют полное неуважение к общечеловеческим ценностям. Они не почитают труд других людей, принимая все имеющееся в мире как должное, и не заботясь ни о чем, кроме своих потребностей.

Но такие люди забывают о том, что если источник их благ будет уничтожен, то голодная смерть ожидает и их. Это же относится и к тем, кто обесценивает плоды научно-технического прогресса, просвещения. Глупый и ленивый человек, не видящий ничего, кроме собственного носа, никогда не заметит пользы науки и знаний – он только будет пользоваться плодами тяжелого труда других людей.

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)»

Одной из знаменитых басен Крылова стало это произведение. Попробуем уяснить мораль басни «Свинья под дубом». Своими словами рассказывая сюжет, можно начать с того, что свинья, наевшись досыта желудей и выспавшись под дубом, стала рылом своим подкапывать корни этого могучего дерева. Ворон, сидящий на ветке дуба, сделал ей замечание, чтобы она не портила дерево, ведь оголившиеся корни могут засохнуть, а за ним и дерево может погибнуть. Но свинье не было жалко дерева, ей лишь бы желуди были. Тут и дуб разозлился и сказал свинье, что она неблагодарная, так как желуди -это его плоды. Но свинье было абсолютно все равно.

Вот теперь, зная, о чем это произведение, можно приступить к теме: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)».

Главные лица

Главными лицами басни стали свинья, дуб и ворона. В образе свиньи можно узнать того, кто дальше своего носа не способен видеть. Такая особенность от природы есть и у свиней. Поэтому благодаря ей высмеивается невежество и лень людей, которые не желают ничего слушать и знать, они даже и не способны к этому и все делают по-своему.

Ворон - это благоразумный образ того, кто пытается хоть как-то вразумить глупое и ненасытное создание. Но он наивен, ведь со свиньи все как с гуся вода, по своей глупости свинья не хочет никого слушать и тем более делать какие-то полезные выводы.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) - это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 5 класс)»

Если относить это к реальной жизни, то смысл этого произведения отнюдь не простой и несет некоторую информацию о том времени, когда жил Крылов. И поэтому мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

Заключение

Раскрывая более глубоко тему «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами)», можно отметить, что подобно тому, как недалекая и недальновидная свинья, подкапывая дуб, делает себе еще хуже, ведь дуб приносит ей еду, ее любимые желуди, от которых она толстеет, так и люди способны наносить себе же вред из-за своей глупости и тупости. И сколько таких легкомысленных людей на свете…

Такого рода басни помогают ученикам 4-5 классов анализировать события. Уже в этом возрасте они должны понимать всю важность этих мудрых наставлений, чтобы не быть потом такими, как героиня произведения - свинья. Дети должны попытаться проанализировать поведение свиньи и всех остальных героев пьесы и дать этому правильную нравственную и эстетическую оценку.