Костры аутодафе. Аутодафе - что это такое? Морфологические признаки глагола


- (исп. Auto de Fé; порт. Auto da Fé; лат. actus fidei) - так называлась в Испании и Португалии процессия, сопровождавшая казнь осужденных инквизицией. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

  • аутодафе - (иноск. шут.) - истребление огнем (намек на сожжение еретиков или сочинений их) Ср. Какой-нибудь Мадрид менее готовился к аутодафе Средних веков, нежели училище наше к ужасам предстоящего дня (наказанию розгами двух учеников старшего класса). Дружинин. Фразеологический словарь Михельсона
  • Аутодафе - Опубликование и затем исполнение приговора, вынесенного судом инквизиции*, над обвиненными в "преступлении" против христианства, среди которых было много маранов*. А. называли также сожжение томов Талмуда* и других книг в Средние века. Энциклопедия иудаизма
  • Аутодафе - (ауто-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально - акт веры) - в средние века в Испании, Португалии и их колониях торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся, в большинстве случаев... Католическая энциклопедия
  • аутодафе - аутодафе I нескл. ср. 1. Торжественное оглашение приговора инквизиции о публичном сожжении еретиков и еретических книг на кострах (в Испании, Португалии и их колониях в XIII - начале XIX в.). 2. Сам акт исполнения такого приговора. II нескл. ср. Толковый словарь Ефремовой
  • аутодафе - (исп. и португ. auto de fe, буквально - акт веры) - торжественное оглашение приговора суда инквизиции в Испании, португалии, а также само исполнение приговора (обычно публичное сожжение осужденных). первое а. относится к х111 в., последнее состоялось в 1826 г. в валенсии. Большой юридический словарь
  • АУТОДАФЕ - Ауто де фе (исп. и португ auto de fe, букв. - акт веры), - формально торжеств. оглашение приговоров высших судилищ инквизиции в Испании, Португалии и их колониях, а в сложившемся в нар. Советская историческая энциклопедия
  • Аутодафе - Торжественное оглашение приговора инквизиции, процедура исполнения самого приговора. Словарь по культурологии
  • аутодафе - сущ., кол-во синонимов: 3 исполнение 35 оглашение 13 сожжение 9 Словарь синонимов русского языка
  • аутодафе - орф. аутодафе, нескл., с. Орфографический словарь Лопатина
  • аутодафе - Нескл., ср. [португальск. auto da fe – дело веры]. В средневековой Испании – публичное, торжественное сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции. || Сожжение чего-н. (книжн. шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе. Большой словарь иностранных слов
  • аутодафе - АУТОДАФ’Е и АВТОДАФЕ, нескл., ср. (·португ. auto da fe - дело веры). В средневековой Испании - публичное, торжественное сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции. | Сожжение чего-нибудь (·книж. ·шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе. Толковый словарь Ушакова
  • аутодафе - АУТОДАФЕ ср. несклон. испанск. (в переводе: подвиг веры) казнь за преступление против веры, казнь еретика; обычно разумеют костер, сожжение. Толковый словарь Даля
  • аутодафе - АУТОДАФЕ auto da fe <, исп. auto da fé, порт. auto da fé. Торжественное действие, сопровождающее казнь осужденного инквизицией; сожжение еретика. Сл. 18. Инквизитор грозил ему ауто-да-феем. Кандид 30. | О сожжении книг, запрещенных церковью. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
  • Аутодафе - Ауто де фе (исп. и португ. auto de fe - акт веры), буквально - торжественное оглашение приговора инквизиции (См. Инквизиция) в Испании, Португалии и их колониях; в общераспространённом употреблении - и само приведение приговора в действие... Большая советская энциклопедия
  • Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

    Значение слова аутодафе

    аутодафе в словаре кроссвордиста

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    аутодафе

    ср. несклон. испанск. (в переводе: подвиг веры) казнь за преступление против веры, казнь еретика; обычно разумеют костер, сожжение.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    аутодафе

    и автодафе, нескл., ср. (португальск. auto da fe - дело веры). В средневековой Испании - публичное, торжественное Сожжение еретиков или еретических сочинений по приговору инквизиции.

    Сожжение чего-н. (книжн. шутл.). Всю переписку он подверг аутодафе.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    аутодафе

    [фэ], нескл., ср. В средние века; публичное сожжение еретиков еретических сочинений по приговорам инквизиции.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    аутодафе

    ср. нескл. Оглашение и приведение приговора инквизиции в исполнение: обычно публичное сожжение еретиков и еретических книг на кострах (в средние века).

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    аутодафе

    АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto de fe, букв. - акт веры) торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии, а также само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение). Первое аутодафе относится к 13 в., последнее состоялось в 1826 в Валенсии.

    Большой юридический словарь

    аутодафе

    (исп. и португ. auto de fe, буквально - акт веры) - торжественное оглашение приговора суда инквизиции в Испании, Португалии, а также само исполнение приговора (обычно публичное сожжение осужденных). Первое А. относится к Х111 в., последнее состоялось в 1826 г. в Валенсии.

    Аутодафе

    ауто де фе (исп. и португ. auto de fe ≈ акт веры), буквально ≈ торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии и их колониях; в общераспространённом употреблении ≈ и само приведение приговора в действие, главным образом публичное сожжение осуждённых на костре. А. появилось с началом инквизиции (13 в.), распространение получило с конца 15 в., приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Устраивались А. на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей. Осуждённых выводили в «позорной» одежде, босыми. Последнее А. состоялось в 1826 в Валенсии. В Испании в 1481≈1808 было сожжено около 35 тыс. чел.

    Лит. см. при ст. Инквизиция.

    Википедия

    Аутодафе

    Аутодафе́ - в Средние века в Испании и Португалии - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров.

    Примеры употребления слова аутодафе в литературе.

    Лиценциат Антонио де Вилъена, уроженец Альбасете, священник и очень уважаемый при дворе проповедник, появился на аутодафе в рубашке, без шляпы на голове, со свечою в руке.

    Среди других севильских жертв следует отметить дона Хуана Понсе де Леона, младшего сына дона Родриго, графа Байлена, двоюродного брата герцога Аркоса, родственника герцогини Бехар, многих грандов Испании и других титулованных лиц, которые присутствовали на его аутодафе .

    На протяжении пяти или шести лет едва справляли одно публичное аутодафе , да и на нем появлялись только богохульники, двоеженцы и мнимые чародеи.

    Франсиско Гильен, купец, еврей по происхождению, появился на аутодафе с несколькими осужденными на передачу в руки светской власти в силу окончательного приговора, утвержденного верховным советом.

    Итак, он предлагает спасительное, прогрессивное, избавительное аутодафе , а так как Иоахим Ферзенгельд - это пророк, последовательный во всем до конца, то в своем заключительном слове он предписывает: в первую очередь разорвать и сжечь его собственное пророчество!

    Хуан де Сотомайор, из города Мурсии, еврей по происхождению, появился на аутодафе как кающийся с дроковой веревкой на шее и с кляпом во рту.

    После сожжения находившихся в Лондоне книг Бомарше со своим контрагентом отправился для верности в Голландию, чтобы самому присутствовать на заключительном аутодафе .

    Таким образом, не говоря о казнях, происшедших в Америке, Сицилии и Сардинии, в это царствование насчитывается 782 аутодафе в трибуналах Мадрида, Барселоны, Канарских островов, Кордовы, Куэнсы, Гранады, Хаэна, Льерены, Логроньо, Майорки, Мурсии, Сант-Яго, Севильи, Толедо, Валенсии, Вальядолида и Сарагосы.

    Процессы трибунала Логроньо, читанные на разных малых аутодафе с 20 октября по 22 ноября 1743 года, подали повод к появлению нескольких рукописных реляций, которые циркулируют в Испании и возлагают на меня как на историка обязанность беспристрастно напомнить факты.

    Если сделанный мною подсчет покажется преувеличенным, пусть составят новый по числу жертв, отмеченному на некоторых аутодафе толедской инквизиции за 1485, 1486, 1487, 1488, 1490, 1492 и 1494 годы.

    Томас Перес де Руэда, арагонский дворянин, один из самых искренних друзей Антонио, был релаксирован на общем аутодафе 20 октября 1592 года.

    Этим выражением имеют обыкновение обозначать извлечение из процесса инквизиции, читаемое секретарем перед аутодафе каждый раз, когда на основании окончательного судебного решения виновный должен выслушать свой обоснованный приговор.

    Росельи приказал их судить и справил аутодафе , где эти еретики были примирены с Церковью.

    Брат Бернардо Эрменголо, инквизитор Валенсии, устроил в 1360 году аутодафе в этом городе.

    После того как эти священнослужители проводили с осужденным два или три дня, по всей стране объявлялось об аутодафе , которое справлялось посреди городской площади, на таком же эшафоте, о каком я уже говорил.

    И Португалии - торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков , чтение и исполнение их приговоров, как правило сожжение на костре.

    История

    Считается, что аутодафе появилось с началом инквизиции (XIII века), распространение получило с конца XV века , приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Однако еще в 296 году был издан эдикт императоров Диоклетиана и Максимина о необходимости сожжения манихеев . В 1022 году несколько еретиков были сожжены во Франции, включая бывшего духовника королевы Констанции Этьена. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде » сожжение на костре богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

    Собственно, аутодафе есть всякое торжество, устраиваемое инквизицией по поводу объявления приговора (соответствующее название во Франции «sermo generalis» - общая проповедь). Механизм провозглашения ауто-да-фе нередко служил для обогащения королевской казны.

    Практика аутодафе установилась в Испании вместе с усилением там инквизиции в конце XV века , первое аутодафе (сожжение) шести человек проведено в Севилье в г. Инквизиция действовала и в испанских колониях Америки. Позже эта практика приняла огромные размеры в течение XVI века , и просуществовала до конца XVIII века , когда аутодафе стали реже.

    В Португалии, где инквизиция была учреждена в , она не имела столь широкого масштаба. Её влияние сильно упало при Помбале , во второй половине XVIII века. Ауто да фе имели место в Мексике, Бразилии и Перу .

    Они также проводились в португальских колониях - в Гоа , Индия после установления там инквизиции в период - .

    Последнее ауто-да-фе состоялось в в Валенсии через повешение (сожжения не было).

    По Льоренте , в 1481-1808 в Испании сожжено живыми 31912 чел., а 29145 наказаны замурованием, галерами, конфискацией имущества.

    Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами из Евангелия: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь , и они сгорают» (Ин 15:4.6).

    Российской практикой аутодафе подразумевалось сожжение человека не на столбе, но в деревянной клетке - в срубе , смотрите первую из Двенадцати статей царевны Софьи . Сообщения о казнях на костре встречаются, к примеру, в списках Национальной Летописи: так в Софийской второй летописи под 1480 годом говорится о том, что Иван III Васильевич Великий сжег своих советников за неудачное «волшество» (то есть волхование , волшебство ).

    Видео по теме

    Исполнение

    Аутодафе устраивались на главной площади города при огромном скоплении народа, в присутствии духовной и светской знати, иногда самого короля с семьей, аристократии , городских магистратов , корпораций. Осуждённых выводили в торжественной процессии со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми.

    Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись по целому ряду дел сразу.

    Произносилась проповедь (католическая месса) [ ] , молитва, после которой присутствующие клялись повиноваться и помогать инквизиции; затем следовало чтение приговоров: сначала лёгких, потом содержащих более или менее тяжёлые наказания для раскаявшихся еретиков и преступников; потом нераскаянные предавались в руки светской власти, что было равносильно присуждению к сожжению на костре (Peters 1988: 93-94).

    Употребление слова

    В общераспространённом употреблении аутодафе - это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом, публичное сожжение осуждённых на костре, хотя формально казнь уже не являлась частью религиозной церемонии аутодафе, а относилась уже к юрисдикции светской власти. Такой перенос значения может быть обусловлен тем обстоятельством, что общественность не воспринимала этого различия, во-первых, в условиях слияния церковной и светской власти и, во-вторых, в условиях единства места, времени и состава участников этих событий: два события воспринимались как одно, и название метонимично закрепилось за его "главной частью". Аутодафе следует отличать от костра тщеславия , на котором сжигались книги, зеркала, духи и прочие «орудия светской тщеты».

    Примечания

    Литература

    АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto de fe, букв. - акт веры), торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии, а также само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение). Первое аутодафе относится к 13 в., последнее состоялось в 1826 в Валенсии. * * * Статья ""Аутодафе"" из ""Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона"" (1911–16): АУТОДАФЕ (исп. Auto de Fe; порт. Auto da Fe; лат. actus fidei - акт веры), так называлось в Испании и Португалии торжественное объявление и исполнение приговора над осужденными инквизицией. Различались: 1) Auto publico general (общее публичное А.), сопровождавшееся большой торжественностью и совершавшееся в присутствии городских властей и большого стечения народа, часто по случаю празднования дня рождения или бракосочетания какого-нибудь принца, и 2) Auto particular (частное А.), на котором присутствовали только инквизиторы и уголовные судьи. За несколько дней до публичного А. на стенах общественных зданий вывешивалось объявление; так, напр., об одном из самых блестящих А, в 1680 в Мадриде в присутствии короля Карла II, устроившего А. в честь своей молодой жены, объявление гласило: ""Жители города Мадрида сим извещаются, что св. суд инквизиции города и королевства Толедского торжественно совершит общее А. в воскресенье 30 июня сего года, и что все, кто так или иначе примет участие в совершении или будет присутствовать в указанном А., воспользуются всеми духовными милостями, какими располагает римский первосвященник"". Народ стекался толпами на зрелище А. как на доброе дело веры. Самые знатные люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при процессиях А. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. Прежде всего следовали кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимия. За ними шли отделенные большим крестом, носимым перед ними, осужденные на смерть, босые, в специальных костюмах из черной с белыми полосками материи; на обвиненных в каком-либо преступлении против церкви накидывался наплечник из желтой ткани с красными андреевскими крестами (т. н. sanbenito); на рецидивистов и упорствовавших в отрицании истинной веры надевался серый наплечник (samarra) с изображением самого осужденного, окруженного дьяволами и пылающими факелами; на обвиненных в колдовстве надевался остроконечный бумажный колпак (carochas) с изображением чертей и огненных языков. За осужденными несли изображения скрывшихся и, наконец, останки умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы огненные языки и другие символические изображения. Ряд священников и монахов замыкал шествие. По главным улицам процессия направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшей свечой в руке. По прочтении им приговора осужденные передавались светскому суду; их принимал гражданский чиновник и приказывал заковать и заключить в темницу. Несколько часов спустя их вели на место казни. Тех, которые обращались в католичество, сперва удавливали, а потом сжигали, прочих же сжигали живыми, а вместе с ними также изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков. Король со всем своим двором обыкновенно присутствовал на А. Жертвами А. были главным образом заподозренные в ереси евреи и марраны. В одной Испании, по свидетельству Льоренте, с 1481 по 1808 было сожжено 34 658 человек. В американских колониях Испании и Португалии А. начались с 1536. Последнее А. в Португалии состоялось в Лиссабоне 19 октября 1739. В Испании (в Валенсии) еще в 1826 был казнен школьный учитель Риполль по обвинению в деизме, причем были соблюдены обрядовые стороны А.