Когда любовь и смерть, как в сказке. "и жили они долго и счастливо, и умерли в один день" Должны же быть какие-то универсальные правила, благодаря которым пары не распадаются


В честь Дня всех влюбленных предлагаю вспомнить 6 знаменитых археологических "любовных пар" последнего десятилетия. Выбор обусловлен исключительно моими предпочтениями.


На первом месте, конечно же, влюбленные из Вальдаро. Это неолитическое захоронение в городе Вальдаро (Ломбардия, Италия) было открыто в 2007 году. Установлено, что скелеты принадлежат двум разнополым молодым (около 20 лет) людям весьма невысокого роста (ок. 158 см). Среди погребального инвентаря - многочисленные кремневые инструменты. Сейчас скелеты можно осмотреть в Археологическом музее Мантуи.

Второе место отдадим "соотечественникам" - "участникам" крупного (на 600 могил) захоронения бронзового века в курганах на территории сибирского села Старый Тартас, открытого в конце 2013 года. Здесь, помимо парных погребений взрослых людей, немало и захоронений взрослого человека с ребенком. Но они к сегодняшней теме поста не относятся, поэтому среди фотографий - только "любовные объятия". Родственные связи между погребенными пока не выявлены и объяснений этому ритуалу пока нет, только предположения. Некрополь относят к андроновской культуре. Погребальный инвентарь разнообразен, включая керамику, бронзовое оружие, астрагалы и пр.

Третье место получают коллегиально два погребения из Очень Древней Греции, открытые в 2013 году.

А) Захоронение в пещере Алепотрипа в Диросе (южная Греция). ДНК-исследование определило разнополость скелетов возрастом в 5800 лет. Как и влюбленным из Вальдаро, им было около 20 лет. Это самые старые греческие скелеты.

Б) Более молодое, по сравнению с Алепотрипой, микенское (СЭ III - ПЭ II) погребение из некрополя у Айос-Василеос.

Четвертое место – по хронологической шкале – отходит «Влюбленным из Модены». Траншейное захоронение V-VI веков из некрополя на 11 могил было выявлено в ходе спасательных археологических работ во время строительства в итальянском городе Модена. До наводнения, повредившего кладбище, черепа мужчины и женщины «смотрели» друг на друга. У дамы на пальце было бронзовое кольцо. Погребение открыто в 2011 году.

Пятое место – Лестершир, Великобритания. На небольшом средневековом кладбище при часовне в деревне Галлатон в 2015 году открыты погребения 11 человек XIV века. Двое из них находились в одной могиле и, похоже, держались за руки.

На шестом – пара из Румынии. Двойное захоронение на кладбище при монастыре доминиканцев в Клуж-Напоке открыли в 2015 году. Оно сделано между 1450 и 1550 годами. Мужчина погиб насильственной смертью (или в результате несчастного случая) – его грудина разбита тупым предметом, а на женщине никаких следов, способных привести ее к смерти, не обнаружено. Но учитывая, что самоубийц в черте кладбища, тем более церковного, хоронить бы не стали, можно предположить, что она умерла своей смертью.

И, наконец, бонус – давно известные «Влюбленные из Хасанлу». Раскопки телля Хасанлу в северо-западном Иране проводились в 1950-70-х годах. Эта пара погибших была обнаружена в 1972 году в мусорной яме. Погибли они ок. 800 г. до н.э. вместе с разрушением поселения. В XX веке сомнений в том, что эти два скелета принадлежат двум разнополым людям, связанным сильной эмоциональной связью, не было.

Но исследования XXI века выявили следующее:

1. Человек слева – мужчина 30-35 лет с ранним остеоартритом позвоночника и травмами правой половины тела.
2. Человек справа – та-дам! – мужчина 19-22 лет, никаких свидетельств прижизненных заболеваний или травм, исключая травмы, вероятно, приведшие к смерти.
У обоих прекрасные зубы.

Ну как тут не вспомнить сенсацию 2017 года, когда две женщины из Помпей, погибшие в объятиях друг друга во время извержения Везувия, оказались двумя юношами около 20 лет, не связанными родственными узами.

На этом заканчиваю.

8 июля – день прославления русских православных святых, покровителей семьи и брака Петра и Февронии

В этот день возле раки с мощами Петра и Февронии, в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря города Мурома, собираются толпы паломников из самых разных мест православной России, чтобы почтить память святых, испросить молитвенной помощи в укреплении своей семьи - той самой ячейки, без которой нет ни общества, ни нации, ни государства. Этот день в России объявлен Днем семьи, любви и верности.

Благоверные супруги Петр и Феврония, как в сказке, жили долго и счастливо и умерли в один день, а именно, 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Романтическая история их любви описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Только князь за порог, как змей в образе ее благоверного мужа тут как тут. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя — Петра. В конце концов, именно Петр и убивает мечом давно почившего богатыря коварного соблазнителя своей невестки, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь — руки и лицо князя покрылись незаживающими язвами. Петр велит везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну из горниц, слуги его и увидели эту девицу — сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Назвалась Февронией. Сказала, что берется излечить князя, но при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь соглашается.

Князь излечился, но попытался, было, пойти на попятную. Ну, как ему, знатному от рождения, жениться на простолюдинке? Но, увы, тело его снова покрывается язвами, он опять едет к этой чудной девушке, которая помогает ему еще раз. И теперь уже Петр не решается искушать свою судьбу. Так Феврония становится княгиней.

В дальнейшем сила любви Петра и Февронии не раз побеждала коварство и ненависть муромских бояр, не желавших видеть деревенскую девицу за княжеским столом.

Но удивительна и история смерти этой супружеской пары. В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. И вот, умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова покинуть этот мир вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем...

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов в одном гробу. Князь Петр и простолюдинка Феврония, объединенные, вопреки сословным предрассудкам, великой любовью, остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. И поныне они являются образцом христианского супружества и, согласно церковной традиции, своими молитвами низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Теперь вот поговаривают, что, мол, надо бы заменить День святого Валентина - праздник, пришедший к нам с Запада, нашим национальным праздником - днем Петра и Февронии. Думаю, что не получится. А если и получится, то не сразу. И не потому, что день святых Петра и Февронии приходится на Петровский пост, который не располагает к веселью, а, наоборот, призывает к сдержанности и самоограничению. Слишком разные праздники, как и сами святые. Валентин покровительствует всем влюбленным. Ну и что, что в этот день мужчина будет слать валентинки мужчине, а женщина - женщине, что жена станет поздравлять не мужа, а любовника, а муж, в свою очередь, любовницу. Конформистская религия Запада этому не противится. Любите, ребята, всех, кого не лень. Другое дело, Феврония. Она, как птица у гнезда, зорко стоит на страже чистоты супружеских отношений, не попуская никаких соблазнов. Когда при жизни некий мужчина засмотрелся на нее, она разгадала его помысел и мягко укорила:

Почерпни воду с одной и другой стороны лодки,- попросила, - и скажи, одинакова ли вода или одна слаще другой?

Одинакова, - ответил тот.

Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?

А, каково? К святому же Валентину можно прийти и с просьбой любовных утех. К Петру и Февронии с подобными просьбами обратиться не сподобишься.

Сразу вспоминается притча, как княжеский повар, сопровождавший их в изгнании, готовя ужин, срубил два маленьких деревца и повесил на них котлы. А когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и вышло. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. А укрепила нас. Вот и приходим мы к Петру и Февронии не легкомысленными зайчиками-попрыгунчиками в период брачных игрищ, а этакими закопченными от жизненного, земного и грешного огня обрубочками: благослови снова стать кустистыми деревьями, преодолеть гордыню, самолюбование, победить похоть, восстановить мир и любовь в душе. Какие уж тут валентинки и поцелуйчики.

Поэтому, я думаю, эти два праздника еще долго будут существовать параллельно, и каждый из нас волен сам выбирать, к кому подходить под благословление. К святому Валентину - те, кто поклоняется культу плоти, тела, чувственности, к Петру и Февронии - кто исповедует чистоту отношений, верность и глубину чувств. Это, увы, не столь романтично: вместо того, чтобы делать подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах, идти в храмы и молиться, и просить кто помоложе - о большой любви, кто постарше - о семейном согласии.

Примерно через 300 лет после кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Специально для Столетия

Они жили долго и счастливо и умерли в один день. Ни об этом ли мы мечтаем, решив связать себя узами брака? Однако реальная жизнь мало похожа на сказку, и кто-то из супругов рано или поздно остается один. Вопрос - на сколько. Основываясь на множестве примеров, ученые давно пришли к выводу, что смерть близкого, для многих из нас - билет на тот свет.

Смерть от любви - прерогатива не только инфантильных подростков с тягой к максимализму. Несколько десятков лет в браке связывают людей крепче, чем любая юношеская страсть. Подтверждают это и исследования ученых и примеры из жизни. Несколько лет назад в медицинском журнале The Lancet вышла статья специалистов Утрехтского Университета (Голландия), в которой утверждалось, что для мужчин риск умереть после потери жены повышается на 21 процент, а для женщин, похоронивших мужа, - на 17 процентов.

В ноябре прошлого года на 73-м году жизни скончался экс-премьер РФ, бывший посол России на Украине, специальный представитель президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ Виктор Черномырдин. Люди из окружения политика говорили, что Виктор Степанович очень тяжело переживал смерть жены Валентины, которая ушла из жизни несколькими месяцами ранее - в марте. Супруги прожили вместе 49 лет.

В этом разделе:
Новости партнеров

"Достаточно убедительные данные позволяют заключить, что смертность среди людей, потерявших супруга, в значительно степени связана с так называемым "разбитым сердцем" - комплексом психологических страданий, связанным с потерей близкого человека. Самая высокая смертность среди овдовевших людей наблюдается в первые месяцы после трагического события, с течением времени этот показатель снижается. Те, кто лишился супруга недавно, рискуют умереть больше, чем те, с кем это случилось давно, хотя повышенный показатель смертности, возможно, сохраняется", - пишут авторы исследования.

Испанский поэт Хуан Рамон Хименес, получив в 1956 году Нобелевскую премию по литературе "за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии" написал, что награда по праву принадлежит его жене Зенобии. "Если бы не ее помощь, не ее вдохновляющее участие, я не смог бы трудиться на протяжении сорока лет. Теперь без нее я одинок и беспомощен".

Зенобия Кампруби умерла все в том же 1956 году от рака, Хименес так и не смог оправиться от ее смерти, и через два года спустя скончался в той же самой клинике.

Читайте также: Они сделали своих мужей президентами

Оставшись без второй половинки, люди попадают в состояние депрессии, отчаяния, теряют аппетит. Все это негативно сказывается на их здоровье. Мужчины зачастую начинают заливать горе алкоголем, что еще больше усугубляет их состояние.

Буквальный смысл приобретает и выражение "разбитое сердце". Ученые из Австралии выяснили, что потеря любимого увеличивает шанс инфаркта в шесть раз. Для того, чтобы риск уменьшился до прежнего уровня, должно пройти около двух лет.

"Нам удалось выяснить, что с потерей близкого человека связано повышение кровяного давления, учащение сердцебиения и изменения в иммунной системе организма и свертывания крови. Все эти показатели увеличивают риск развития инфаркта", - рассказал руководитель исследования Томас Бакли.

Всего в исследовании приняло участие 160 человек. Половина из них оплакивали потерю партнера или ребенка, и риск инсульта у них возрастал в шесть раз. У людей в возрасте 30 лет риск сохранялся в течение двух последующих месяцев, затем постепенно снижался, пока не сравнивался с риском других людей через два года" - поведал Бакли. Механизм влияния горя на сердечно-сосудистую систему неизвестен, замечено лишь, что женщины подвержены этому гораздо чаще.

Сильная половина человечества, как оказалось, часто избавляется от горя "радикальным методом": выяснилось, что мужчины старше 60 лет после потери жены в три раза чаще совершают самоубийство. Среди женщин из той же возрастной группы подобной тенденции не наблюдается.

Как пример можно привести историю, которая произошла в январе месяце в Азербайджане. 73-летний житель села Абилйатаг Шафагат Ибрагимов повесился в подсобном строении во дворе собственного дома.

За три месяца до самоубийства Шафагат Ибрагимов потерял жену- 52-летняя женщина скончалась после продолжительной болезни. После смерти супруги, мужчина часто жаловался, что не может жить без нее.

Если вы думаете, что дело тут не в любви, а банальной привычке, то глубоко ошибаетесь. Как сообщает Missus. ru. вопреки распространенному мнению о том, что после нескольких десятилетий совместной жизни любовь уходит из отношений, оставляя место привычке, супруги, заявляющие о том, что по-прежнему любят друг друга - не сумасшедшие идеалисты. Исследовав серое вещество семьянинов с солидным стажем, ученые установили, что любовь не всегда проходит с годами.

Опыт был довольно несложным: ученые замеряли мозговую активность семейных пар со средним "стажем" 21 год, пока один из супругов смотрел на фотографию своего партнера.

Полученные данные были сравнены с результатами людей, влюбившихся совсем недавно, и - что и требовалось доказать - оказалось, что мозг испытуемых в обоих случаях работал с одинаковой интенсивностью.

Интересно, что присутствие любимого человека пробуждает к активности те же зоны мозга, которые отвечают за любовь к матери и отцу. Это не значит, что партнеры видят друг в друге родителей - просто

8 июля Православная Церковь вспоминает удивительных святых – Петра и Февронию. В истории Церкви не так много святых, прославившихся исключительно любовью и верностью друг к другу. Этот день многие называют православным Днем Влюбленных, потому что Петр и Феврония – покровители счастливого супружества. И хотя этот день не «раскручен» и не превращен в коммерческий проект, как 14 февраля, все же те, кто ищет небесного покровительства своей любви, могут смело сегодня обращаться в молитвах к Петру и Февронии.

Согласно церковному преданию,Петр был младшим братом княжившего в Муроме Павла и женился на Февронии потому, что загадочная дочь пчеловода исцелила его от проказы. Это происходило в конце XII века, и женитьба князя на молодой крестьянке вызвала много шума и осуждения среди горожан. Но Феврония, мудрая, словно Василиса Прекрасная, отлично знала, что главное для нее – владеть сердцем своего мужа. Очень скоро юная Феврония стала княгиней, и они«начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

Однако через некоторое время, в 1204 году скончался князь Павел и править Муромом предстояло молодому Петру. Ничего не имели против его кандидатуры бояре – кроме одного: не нравилась боярским женам Феврония – простолюдинка. Собравшись по установленному обычаю, бояре известили своего князя о том, что сами они не против подчиняться ему, но вот их жены – боярыни - не хотят подчиняться бывшей крестьянке. Петр же, выслушав их мнение, сказал: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет».

Обрадованные бояре посетили Февронию и предложили сохранить ей жизнь, если она оставит своего мужа и покинет город. «Что же вы дадите мне взять с собой?» - спросила мудрая Феврония. «Да что угодно отдадим! – клялись бояре, - забирай. Все, что хочешь, любые богатства!» «Хорошо. Но я хочу забрать только одно

– своего мужа!»

ответила Феврония. Бояре были ошеломлены. Но боясь нарушить свою клятву, с неохотой решили: пусть князь Петр сам сделает свой выбор. Каждый из них подумал, что Петр может уйти вместе с женой, и тогда при благоприятном стечении княжить сможет любой из них… Узнав о решении Февронии, Петр сказал слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает» и стал собираться в дорогу вместе с любимой женой. Собрав несколько приближенных, изгнанные супруги поплыли по Оке куда Бог пошлет. По пути Феврония заметила на себе характерный липкий взгляд одного из сопровождающих. «Рече ему: - говорит предание -

Почерпи убо воды из реки сиа с сю сторону судна сего.
Он почерпе. И повеле ему испити. Он же пит. Рече же паки она:

  • Почерпи убо воды з другой стороны судна сего.
    Он же почерпе. И повеле ему паки испити. Он же пие. Она же рече:
  • Равна ли убо вода есть, или едина слажеши?» (Одинакова ли вода, или одна из них слаще? – И.К.)
  • Едина есть, госпоже, вода.
    Паки же она рече сице:
  • И едино естество женское есть. Почто убо свою жену оставив, о чужой помышляеши?»_

Услышав, как мудро уличила этого мужчину Феврония, многие поняли, что она далеко не простая женщина из крестьян.

Остановившись на привал в лесу, путники уснули. Только бывший князь Петр не мог успокоиться – горевал о том, что стал изгнанником и переживал о потерянном. Феврония же успокоила мужа и сказала, что Бог не оставит их. На следующее утро Петр смог убедиться в этом, потому что

приехали гонцы из Мурома с просьбой вернуться

Петру для княженья. Оказалось, что бояре затеяли настоящую бойню за княжеский титул и началось кровопролитие и раздор. Народ, испуганный беспорядками, послал гонцов к князю Петру и велел молить его о возвращении. Петр и Феврония вернулись в Муром и много лет «правили народом, соблюдая все заповеди и наставления Господни беспорочно, молясь непреставнно и милостыню творя всем людям, под их властью бывшим, как чадолюбивые отец и мать».

Когда Петр и Феврония достигли преклонных лет, он приняли монашество. Петр жил в мужской обители, Феврония – в женской.

Они молили Бога даровать им смерть в один день

Гробница святых Петра и Февронии

и в один час, а также завещали положить их тела в одном гробу, заранее приготовив соответствующую гробницу, имеющую между собой тонкую перегородку.

Однажды Петр почувствовал, что умирает и послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). «…Пусть подождет, мне надо закончить…», - просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье, обмотав иголку золотой нитью и умерла. Это случилось 8 июля (по новому стилю) 1228 года.

Нарушив завещание, их похоронили в разных гробах – потому что побоялись хоронить монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице. Снова и снова пытались разлучить уже мертвых супругов – но

наутро их тела снова были вместе.

После этого уже никто не дерзнул разлучить их. Через триста с лишним лет Московский собор причислил Петра и Февронию к лику святых . А в 1552 году Иоанн Грозный, во время похода на Казань, отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в случае победы над Казанью воздвигнуть над их мощами каменный собор. И свое обещание царь исполнил: вскоре над могилой святых вознесся красивый храм, а затем царь прислал в храм икону святых Петра и Февронии, «писанную на золоте» . К сожалению, этот храм не сохранился. После революции гробница Петра и Февронии была передана Муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена церкви и несколько лет находилась в муромском Благовещенском соборе. В 1993 году гробница неразлучных супругов торжественно перенесена в Троицкий монастырь.

За сотни лет по молитвам святым многие получили помощь:

святые Петр и Феврония помогают сделать супружество по-настоящему общей счастливой жизнью. Иконы с изображениями этих святых можно покупать и дарить новобрачным, как пример истинной и взаимной супружеской любви до последнего вздоха.

Ирина КРАСНИКОВА