Классификация согласных звуков по способу образования. Классификация согласных звуков русского языка


Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным (напр., язык), а другой пассивным (зубы, небо) Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа, однако пассивный орган тоже принимается во внимание. По участию активного органа согласные делятся на губные, язычные,заязычные. 1.Губные согласные с учетом пассивного органа делятся на губно-губные (билабиальные): [п], [б] губно-зубные (лабио-дентальные): [в], [ф]. 2.Язычные согласные делятся на переднеязычные,среднеязычные,заднеязычные. переднеязычные: межзубные,зубные]; гингивальные; альвеолярные нёбные. Классификация переднеязычных согласных дорсальные– в артикуляции принимает участие весь передний край языка вместе с кончиком; по пассивному органу они зубные;апикальные - артикулируются с помощью кончика языка; по пассивному органу – альвеолярные;ретрофлексные – кончик языка загнут назад;по пассивному органу – передненёбные.Среднеязычные согласные образуются сближением средней части языка со средней частью твердого неба, т.е. по пассивному органу они средненебные, или палатальныеЗаднеязычные согласные по пассивному органу могут быть: средненебные. 3. Заязычные согласные 1) Язычковые 2) Глоточные -бывают щелевые и смычные3) Гортанные, 4)смычный гортанный.По отсутствию воздушной струи всем остальным согласным противопоставлены щелкающие.

6.Классификация согласных звуков по способу образования.

В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя. Выделяют два основных вида преграды:смычка,щель.

Щелевые – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате (В,Ф)

Смычные – согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка(Б,П)

Выделяются типы согласных,отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные).

Взрывные– согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:[б]П
Взрывные согласные – это разновидность смычных.

Аффрикаты – согласные сложного образования: в начале артикуляции образуется смычка, которая потом переходит в щель: [тˆс] Носовые -согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба:[м], [н], Боковые – согласные, приобразовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами: [л], Дрожащие– согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок [р].

Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки. Щелевые, носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки. Звуки [л], [l], [р], [r], [R] называются плавными. Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые ([л] и др.), дрожащие ([р], [R]), а также щелевые [j] и[w] являются сонантами.

7 .Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.

При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных:слабые исильные.

7. Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.

При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных: слабые и сильные.

По уровню шума:

а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j]; Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха.

б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.; ш умными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения, они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.;

б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др

По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже естьпары по звонкости/глухости: [р] – , [л] – . Глухие сонорные появляются на конце слов после глухихсогласных;

По твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д. Приобразовании мягких согласных наблюдается палатализация, при образовании твердых – веляризация.

Классификация согласных по способу образования предполагает учёт характера преграды, способа её преодоления и времени артикуляции. В зависимости от этого согласные делятся на четыре группы:

1) смычные, взрывные, мгновенные, при образовании которых в ротовой полости появляется преграда в виде смычки (смычные), которая взрывается воздушной струей (взрывные), что происходит мгновенно (мгновенные) - [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [к], [(г’)] [(к’)];

2) щелевые, фрикативные, длительные, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде щели (щелевые), при прохождении через которую воздушная струя образует трение, фрикацию (фрикативные), что происходит в течение более длительного, по сравнению со смычными, времени (длительные) - [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ш], [ж’], [ш’], [х], [(х’)] ,[(γ)], [ј], [(i)];

3) смычно-щелевые, аффрикаты, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде смычки, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, а переходит в щель, образуя сложную, слитную, но единую артикуляцию - [ц], [(дз)], [ч’], [(дж’)];

4) смычно-проходные, при образовании которых в ротовой полости возникает смычка, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, не переходит в щель, как у смычно-шелевых, аффрикат; воздушная струя обходит смычку через нос, образуя носовые - [н], [н’], [м], [м’], но боковым сторонам языка, образуя боковые, ротовые - [л], [л’], или производит дрожание, вибрацию, кончика языка, образуя дрожащие, вибранты - [р], [р’].

По месту образования согласные классифицируются в зависимости от активных органов (нижняя губа и язык) и пассивных органов (верхняя губа, зубы и нёбо). Некоторое расхождение в классификациях в учебной литературе связано с тем, активным или пас-сивным органам отдается предпочтение. Так, например, переднеязычные называются пе-редненёбными зубными или нёбно-зубными, среднеязычные-средненёбными, заднея-зычные-задненёбными.

По-разному решается вопрос о принадлежности [г’], [к’], [х’] к заднеязычным, как и [г], [к], [х], или к среднеязычным, в отличие от последних. Наилучшей из существующих классификаций можно считать классификацию Р.И. Авансесова, согласно которой по активному органу согласные делятся на губные и язычные, при этом в зависимости от того, какая часть языка артикулирует, язычные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные; по пассивному органу губные делятся на губно-губные и губно-зубные, а переднеязычные - на зубные и нёбно-зубные.

Примечание. В данной таблице не учтены сонорные с частичной утратой голоса, которые произносятся в конце слова после глухого согласного, например [п’о’тр], в начале слова перед глухим согласным, например [рта’], и в некоторых других позициях.

По наличию-отсутствию голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Такое деление, но классификации Р.И. Аванесова, касается как шумных, так и сонорных согласных, которые в конце слова после глухих могут утрачивать голос, например, [д] - шумный, звонкий, [т] -шумный, глухой; [л] - сонорный, звонкий, [л] - сонорный, глухой.

В позициях озвончения вместо [ц], [ч’], [х] произносятся [дз], [дж’], [γ]. Кроме указанных позиций, [γ] может употребляться вместо [г] в отдельных церковнославянских но происхождению словах (Бог, Господь и др.); при оглушении в них произносится [х]. Но и в этих словах [г] и [к] взрывные вытесняют [γ] и [х] фрикативные.


По наличию-отсутствию дополнительной среднеязычной, йотовой артикуляции, палатализации согласные делятся на мягкие, имеющие, кроме основной, дополнительную, йотовую артикуляцию, и твердые, не имеющие этой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что краткие шипящие [ж], [ш] и свистящий [ц] в русском языке являются твердыми, несмотря на существующие написания жи, ши, ци типа жираф, широкий, цифра, ставшие традиционными и обусловленные фонетикой древнерусского языка, в котором в определенный период они были мягкими.

Долгие шипящие [ж’], [ш’] в соответствии с современными орфоэпическими нормами являются мягкими. При этом звук [ж’] соответствует сочетанию букв зж не на стыке морфем (визжать - [в’иж’а’т’]); жж (вожжи - [во’ж’и]), но в последнее время он всё чаще произносится твердо.

На стыке морфем может быть только твердый [ж] (разжать - [р^жа’т’]). Звук [ш’] соответствует букве щ или сочетанию букв сч (счастье - [ш’а’с’т’iь]), зч (перевозчик - [п’ър’иэво’ш’ик]), жд (дождь - [до’ш’]), но такое произношение определяется московской орфоэпической нормой; ленинградский произносительный вариант - [ш’ч’], [ш’т’] ([ш’ч’а’сiiъ], [до’ш’т’], [п’ър’иэво’ш’ч’ик]); он иногда встречается у москвичей на стыке морфем, особенно корня и суффикса (перевозчик - п’ър’иэво’ш’ч’ик). Звук [ш] произносится в соответствии с сочетанием букв сш (бесшумный - [б’иэшу’мнъii]) и зш (без шапки - [б’иэша’пк’и]).

Шипящий согласный [ч’] является мягким, несмотря на традиционные написания ча, чу, т.е. необходимо, анализируя твердость-мягкость, как, впрочем, и глухость-звонкость, согласных, опираться на слух, звучащую речь, а не на её письменную форму, анализировать звук, а не букву. Согласный [ј(i)] мягкий уже по самому месту своего образования, так как его основная (и единственная) среднеязычная артикуляция является артикуляцией мягкости; в транскрипции эта мягкость не обозначается.

Описанная выше артикуляционная классификация согласных представлена в таблице (частично измененная таблица Р.И. Аванесова).

Кроме согласных, представленных в таблице, в потоке речи встречаются и другие согласные, некоторые особенности которых в артикуляции и звучании обусловлены влиянием звуков, находящихся рядом с ними. Например, согласные перед лабиализованными гласными приобретают оттенок лабиализованности, так как артикуляция согласного дополняется округлением губ; ср.: как [ка’к] и кот [к°о’т], медь [м’э’т’] и мёд [м’°о’т].

Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - М., 2003 г.

Другие статьи по теме:

Классификация согласных звуков

Фонетика – раздел языкознания, который занимается изучением звукового строя языка и звукового состава слов. Звук - это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Фонема – наименьшая звуковая единица языка, посредством которой различается смысл слов. Звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласными называются звуки, состоящие из голоса: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Согласными называются звуки, состоящие из одного шума [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ], или голоса и шума [б],[в],[г],[д],[ж],[з],[л],[м],[н],[р].

Классификация согласных звуков. Русские согласные классифицируются по 4 признакам: 1. В зависимости от степени участия голоса и шума; 2. По месту образования шума или месту образования преграды; 3. По способу образования шума или способу образования преграды. 4. По наличию или отсутствию смягчения.

[р҆ ], [л],[л҆],[м],[м҆],[н], [н҆]. Если голосовые связки напряжены слабо, работают неактивно, производят слабый голос – образуются звонкие шумные согласные [б],[б ҆],[в],[в҆],[д],[д҆],[з],[з҆],[ж],[г],[г҆],[й],[ж҆ долгий],[ж долгий]. Голосовые связки могут быть полностью расслаблены, не производить голоса – шумные глухие согласные [п],[п҆],[ф],[ф҆],[т],[т҆],[с],[с҆],[ш],[к],[к҆],[х],[х҆],[ш҆ долгий],[ц],[ч҆]. Звонкие и глухие согласные, объединенные в пары, образуют соотносительные ряды согласных звуков по звонкости/глухости. Но не все согласные звуки являются членами рядов по звонкости/глухости. Непарные по глухости, т.е. всегда звонкие – сонорные, непарные по звонкости, т.е. всегда глухие – [х],[ц],[ч҆],[ш҆ долгий].

По месту образования шума или месту образования преграды.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, русские согласные звуки делятся на губные [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"], [ф], [ф"], [в], [в"] и язычные [т], [т"], [д], [д"], [с], [с], [з],[з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [j], [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], язычный, среднеязычный - [j] и язычные, заднеязычные - [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

К характеристике звука по активному органу добавляется его характеристика по пассивному органу, к которым, как уже было сказано, относятся верхняя губа, зубы и нёбо. Так выделяются следующие группы звуков:

губно-губные звуки [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"];

губно-зубные звуки [ф], [ф"], [в], [в"];

По способу образования шума или способу образования преграды

1)смычка , когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные , или взрывные , согласные [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"];

2) щель , когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые , или фрикативные , звуки [ф], [ф"], [в], [в"], [с],[с"], [з], [з"], [ш], [ш":], [ж], [ж":], [j], [х], [х"];

3) вибрация , когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков - дрожащие сонорные, или вибранты , [р] /[р"]).

Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, - так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты (лат. affricata притертая), [ц] и [ч"].

Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос для назальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м"], [н], [н"]) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков - согласные [л] / [л"], называемые также латеральными, или боковыми согласными ).

4. По наличию или отсутствию смягчения. Отсутствие или наличие палатализации зависит от наличия дополнительной среднеязычной артикулляции. Звуки [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [п], [ф], [к], [т], [с], [х], [ц], [ш], - твёрдые; звуки [б"], [в"], [г"], [д"], [з"], [ж" долгий], [л"], [м"], [н"], [р"], [j], [п"], [ф"], [к"], [т"], [с"], [х"], [ч"], [ш" долгий] - мягкие согласные звуки. Большинство русских согласных звуков составляют пары по твердости/мягкости: [б] - [б"]; [в] - [в"]; [г] - [г"]; [д] - [д"]; [з] - [з"]; [л] - [л"]; [м] - [м"]; [н] - [н"]; [п] - [п"]; [р] - [р"]; [с] - [с"]; [т] - [т"]; [х] - [х"]; [ф] и [ф"]. В этих парах звуки одинаковы по всем другим артикуляторным признакам (глухости/звонкости, способу и месту образования), кроме признака твердости/мягкости.

Не все русские согласные образуют пары по твёрдости / мягкости. Звук [ц] - всегда твёрдый, звуки [j] и [ч"] - всегда мягкие, для твёрдых [ш] и [ж] мягкие корреляты всегда образуют долгие звуки ([ш":] и [ж":]).

В транскрипции мягкость согласного изображается с помощью специального знака - апострофа ([б"]). В графике твёрдый и мягкий звуки обозначаются одной буквой (звуки [б] и [б"] - буквой "б"), поэтому существуют специальные правила обозначения мягкости согласных на письме.

| следующая лекция ==>
Генетическая психология Ж.Пиаже |

Рецензент

кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы
и языкознания Института русской филологии ТГУ имени Г.Р. Державина
Л.И. Дмитриева

М74 Моисеева Л.С. Фонетика. Фонология. Орфоэпия: учеб.-метод. пособие для самост. работы студентов-иностранцев / Л.С. Моисеева; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 57 с. Учебно-методическое пособие посвящено актуальной проблеме подготовки филолога, способного самостоятельно оценивать прогрессивность и научность различных подходов в лингвистике, и адресовано иностранным студентам, изучающим русский язык на продвинутом этапе. Предназначено как для самостоятельной работы иностранных учащихся по совершенствованию собственной речевой культуры, так и для аудиторной работы в коллективе студентов-стажеров. УДК 482.(075.8) ББК 81.2Рус-923
Ó ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2010
Предисловие …………………………………………………..
1. Фонетика …………………………………………………...
1.1. Акустическая характеристика звуков русского языка
1.2. Характеристика звуков по месту и способу образования
1.2.1. Характеристика гласных по месту образования
1.2.2. Характеристика согласных по месту и способу образования ……………………………………………
1.3. Характеристика согласных по признаку «твердости-мягкости» ………………………………………………
1.4. Задания с комментариями ……………………………..
2. Фонология
2.1. Фонетика и фонология как самостоятельные разделы языкознания ……………………………………………
2.2. Фонологические школы ……………………………….
2.3. Задания с комментариями ……………………………..
3. Орфоэпия
3.1. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка ………………………..
3.1.1. Произносительные нормы гласных …………...
3.1.2. Произносительные нормы согласных …………
3.1.3. Произношение сочетаний гласных и согласных
3.1.4. Особенности произносительной нормы в некоторых грамматических формах ………………………
3.2. Вариантность орфоэпической нормы ………………...
3.3. Задания с комментариями ……………………………..
4. Тесты………………………………………………………..
Литература ……………………………………………………

ПРЕДИСЛОВИЕ

Свободное и полное овладение языком – длительный, трудоемкий, а главное, индивидуальный процесс. Учителя могут лишь вовлечь своих учеников в этот процесс, помогая им развить уверенность в способности овладеть речью, показывая им пути, давая пояснения и советы. Немногие выучивают язык сразу; для тех же, кому он дается с трудом, учитель должен по крайней мере постараться сделать изучение языка приятным и полезным.

В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова

Самостоятельная работа в системе современного гуманитарного образования является важной и необходимой составляющей научно-исследовательской деятельности студента. Формировать и совершенствовать навыки планомерной творческой самостоятельности в научном плане необходимо на самых начальных этапах обучения. Особую значимость этот вид работы имеет в среде иностранных студентов, изучающих русский язык в университете. Освоение языка на продвинутом этапе базируется на уже имеющихся у студента знаниях и умениях, поэтому в ряде случаев нет необходимости детально рассматривать некоторые языковые факты и явления, о которых у студента имеются знания, или сложившиеся лингвистические навыки позволяют учащимся полностью самостоятельно или с помощью некоторых дополнительных сведений сделать правильные умозаключения. Поэтому мы считаем, что при обучении студента-иностранца неизбежна и в педагогическом плане полезна опора на имеющиеся знания и сформированные положительные навыки ученика. Целесообразно часть материала, уже известного учащемуся или несложного для его понимания, вынести на самостоятельное освоение.

Кроме того, выполнение предлагаемых в пособии заданий позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому студенту, поскольку предоставляет ему возможность работать в том темпе, который свойствен изучающему язык (характерен для уровня его знаний и психофизических возможностей), позволяет постепенно овладевать навыками общения на языке и более результативно усваивать всю полученную информацию. Индивидуальный подход к каждому слушателю позволяет осуществить изучение языка в режиме самостоятельной работы при отработке навыков четкого правильного произношения и при формировании в практическом применении орфоэпической нормы.

Все это работает на хороший результат, способствует уверенному применению знаний русского языка на практике, расширению коммуникативных возможностей обучающихся в современном стремительно развивающемся мире. Практика преподавания показывает, что это оптимальный вариант овладения языком и современной речью.

С этой целью был составлен этот сборник упражнений с интересными и творческими заданиями, в которых даны комментарии; образцы, примеры анализа языковых единиц или явлений; некоторые справочные материалы в форме таблиц, схем или адаптированных научных текстов.

Цель пособия – профессионально-лингвистическая подготовка студентов-иностранцев, формирование лингвистического мышления, вооружение их теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для развития профессиональных компетенций.

Базируясь на имеющиеся у студентов-стажеров первоначальные знания о звуковом строе русского языка и сформированные умения и навыки произношения:

1) подготовить студента к восприятию научного материала о фонетической структуре и основных функциональных особенностях фонологической системы русского языка;

2) совершенствовать знания в области фонетики русского языка, отрабатывать орфоэпические навыки;

3) формировать культуру устной речи студентов через освоение основных особенностей произносительных стилей и овладение орфоэпическими нормами русского языка.

В результате выполняемой самостоятельной работы должны быть сформированы следующие компетенции:

– лингвистическая (владение основными положениями разделов «Фонетика», «Фонология», «Орфоэпия», умение пользоваться этими знаниями в работе с языковым материалом);

– языковая (практическое владение языком на уровне литературной нормы – орфоэпической);

– коммуникативная (владения разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужие высказывания).


ФОНЕТИКА

Классификация звуков русского языка (гласных и согласных) строится на противопоставлении одних классификационных признаков другим.

В современном русском языке звуки характеризуются по акустическим и артикуляционным признакам.

1.1. Акустическая характеристика звуков русского языка

Таблица № 1

Характеристика звуков русского языка

Гласные [и], [ы], [у], [а], [э], [о] Согласные
Сонорные [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ] Шумные (консонанты)
Звонкие [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"] Глухие [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅" ]
Непарные глухие [ц], [ч’], [ш̅’], [х]

Основным органом, влияющим на акустику звука, являются голосовые связки.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса – музыкального тона и отсутствием шума. Напряжение голосовых связок при произнесении гласных наиболее сильное. В современном русском языке 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [а], [э], [о]. Они могут быть в сильной (под ударением) и в слабой (безударной) позиции. В безударной позиции наблюдается редукция звука, когда он произносится наиболее кратко и слабо. Редукция гласных в русском языке в основном представлена следующими звуками: [и э ], [ы э ], [а], [ʌ], [ь], [ъ].

По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные и шумные.

Сонорные ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], ) характеризуются тем, что в них голос преобладает над шумом.

Акустической основой шумных согласных является шум. Среди шумных различаются глухие и звонкие.

Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"].

Глухие образуются без участия голоса, с помощью шума. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅"].

В учебной литературе обычно указывается, что большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"],
[д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅"], [ц], [х], [х"], [ч"].

Но в действительности, в потоке речи и в вариантном произнесении, эти звуки имеют пары. См. задание № 11 (пункт 1.4).

Характеристика звуков по месту и способу образования


Похожая информация.


В основание классификации согласных звуков положены четыре признака:

· место образования преграды;

· способ образования;

· твёрдость/мягкость.

При образовании гласных звуков воздушная струя, поступая в артикуляционный отдел, не встречает препятствий. Для образования же согласных звуков наличие преграды является необходимым условием. Во время преодоления воздушной струёй преграды в артикуляционном отделе возникает шум. Сонорные и звонкие согласные состоят из голоса и шума (в сонорных шума значительно меньше, чем голоса), глухие – только из шума. Кроме того, при образовании глухих согласных органы артикуляционного отдела больше напряжены, поэтому глухие называют также напряжёнными. Звонкие согласные – ненапряжённые.

Качество согласного зависит от того, какие органы артикуляционного отдела принимают участие в образовании преграды (место образования ), каков характер этой преграды и какими способами она преодолевается (способ образования ).

В классификации согласных звуков по месту образования важно учитывать работу активных и пассивных органов. По активному органу все согласные делятся на губные и язычные, последние подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. С учётом работы пассивных органов губные подразделяются на губно-губные (преграда образуется смыканием губ) и губно-зубные (нижняя губа образует преграду с верхними зубами). Переднеязычные согласные делятся на зубные и передненёбные, все среднеязычные являются средненёбными, заднеязычные – средненёбными и задненёбными.

Согласные по месту образования

губные язычные

переднеязычные среднеязычные заднеязычные

↙ ↘ ↙ ↘ ↘ ↙ ↘

губно-губные губно-зубные зубные передненёбныесредненёбные задненёбные

[б][б’][п][п’] [в][в’][ф][ф’] [д][д’][т][т’] [ж][ж’:][ш][ш’:] [ j] [г’][к’] [г][к][х]

[м][м’] [з][з’][с][с’] [р][р’][ч’][дж’] [х’] [γ]

[н][н’][л][л’][ц][дз]

По способу образования согласные делятся на смычные, щелевые, аффрикаты, вибранты (дрожащие). Смычные, в свою очередь, могут быть взрывными, смычно-проходными (носовыми и боковыми):

1. Смычные:

1.1. взрывные;

1. 2. смычно-проходные;

1.2.1. носовые;

1.2.2. боковые.

2. Щелевые.

3. Слитные (аффрикаты).

4. Вибранты (дрожащие).

Для произнесения смычного согласного активный орган (язык или нижняя губа) должен соприкоснуться с пассивным – образуется смык. Если воздушная струя резко разрывает эту преграду и полностью освобождает проход для воздуха, то слышится характерный хлопок (взрыв). Так образуются взрывные согласные: [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’]. Воздушная струя может обойти смык – образуется смычно-проходной согласный. Например, губы образуют смык, но воздушная струя проходит через нос, что характерно для носовых согласных: [м], [м’], [н], [н’]. При образовании боковых [л], [л’] кончик языка упирается в верхние зубы, а воздушная струя проходит по бокам языка. При произнесении щелевых согласных органы артикуляции сближаются, образуется узкая щель. От трения воздуха о края щели возникает звук, похожий на шорох. К щелевым относятся согласные [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [j], [х], [х’]. При образовании аффрикат (смычно-щелевых, слитных) [ц], [ч’], [дз], [дж’:] образуется смык, который потом переходит в щель. Наконец, когда мы произносим [р], [р’], кончик языка вибрирует: он несколько раз прикасается к альвеолам и отходит от них.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых наличием дополнительной артикуляции – средняя часть спинки языка прогибается к твёрдому (среднему) нёбу. По-латыни нёбо – palatum, поэтому все мягкие согласные называются палатализованными , а их дополнительная артикуляция – палатализацией . Для средненёбного [j] продвижение спинки языка к твёрдому нёбу является основной артикуляцией, поэтому [j] называют палатальным, а дополнительную артикуляцию мягких – «йотовой » артикуляцией.

Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные переднеязычные Средне Язычные Задне- язычные
Зубные Пере дне- нёбные Средне нёб ные Средне нёб ные Задненёб ные
Смы- чные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г’ к’ г к
Смы чно-проходные Носовые м м’ н н’ η
боковые л л’
Щелевые в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’: ш ш’: j й х’ х γ
Аффрикаты ц дз ч’ дж’
Вибранты р р’

1. Какие признаки положены в основу классификации согласных?

3. Почему глухие согласные называются напряжёнными, а звонкие – ненапряжёнными?

4. На какие подгруппы делятся согласные по месту образования?

5. Перечислите группы согласных по способу образования.

6. Чем отличаются в артикулировании твёрдые согласные от мягких? Почему мягкие называются палатализованными? Какой согласный называется палатальным?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Произнесите звуки [б] – [п], прикоснувшись рукой к горлу в области гортани. Объясните, что происходит с голосовыми связками при образовании этих звуков. Пользуясь таблицей, выпишите все пары звонких и глухих согласных. Какие согласные не имеют пар по звонкости – глухости?

№2. Произнесите попрано реквием – вихрь, лоно – вётл, молит – сонм, нежный – казнь . Сравните звучание сонорных в позиции перед гласным и на конце слова. Есть ли отличия в артикуляции между этими звуками? Одинаково ли тщательно мы их произносим? Существенно ли различие между ними для говорящих на русском языке?

№3. Произнесите звуки [б] – [б‘], [д] – [д‘]. Опишите отличия в их артикуляции. Выпишите из таблицы все пары твёрдых и мягких согласных, а также звуки, которые не имеют пар по данному признаку.

№4. Вооружившись зеркальцем, понаблюдайте за работой губ во время произнесения твёрдых и мягких согласных. Каким образом распознают твёрдые и мягкие согласные глухонемые?

№5. Произнесите звуки [м], [м’], [н], [н’]. Почему они называются носовыми? От работы какого органа зависит их качество?

№6 . Поднесите ладошку к губам и произнесите попарно [с] и [л]. Где проходит воздушная струя при образовании этих звуков? Объясните, почему [с] относится к срединным, а [л] – к боковым.

№7. Произнесите последовательно звуки [б], [в], [с], [ж], [х]. Укажите, какие органы образуют преграду в каждом случае. Проверьте себя по таблице классификации согласных.

№8. Произнесите сочетания [т]+[с], [т’] + [ш’]. Какие звуки при этом получаются? Как охарактеризовать способ их образования?

№9. Какие звуки слышатся на месте букв ц и ч , если бегло произносить отец бы, дочь бы ? В какой клетке артикуляционной классификации помещены эти звуки?

№10 . Произнесите мягкий [ш’] и потяните этот звук. Что получилось? Какими способами этот звук передаётся на письме? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения, слова: выдумщик, носильщик, роща, ящик, тщетно, беспомощный, образчик. Какой звук соответствует данному в белорусском языке?

№11. В чём артикуляционная разница между русским [г] и белорусским [γ]? Отличаются ли они по месту образования? А по способу? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения: город, огонь, могла, тогда, грохот, Бога. В какой из этих слов произносится [γ]? Вспомните, в каких белорусских словах, согласно литературной норме, произносится [г].

№12. Произнесите [j]. Почему дополнительную артикуляцию, присущую мягким согласным, называют «йотовой» артикуляцией? Объясните, почему иностранцы, говоря по-русски, могут путать твёрдые и мягкие согласные?

№13. Объясните артикуляционную разницу между русским [ч’] и белорусским [ч], между [т’] и [ц’]. Прочитайте, соблюдая нормы произношения: часто, чёлка, чаща, цифра, целый, тепло, театр, термин, тема.

№14 . Опишите работу речевого аппарата при образовании звуков [в], [п’], [д], [ч’], [с], [л], [j], [р], [г], [ш’:].

Образец. При образовании звука [б’] голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт через рот; губы образуют смык, преграда преодолевается резко; средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу.

№15. Назовите звук по описанию работы речевого аппарата:

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой опущены, ход в носовую полость открыт – часть воздушной струи идёт через нос; передняя часть спинки языка смыкается с зубами; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через нос; кончик языка приподнимается к передней части нёба и вибрирует; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт черед рот; задняя часть спинки языка приподнимается к задней части нёба, образуя с ним щель; воздушная струя проходит постепенно;

· голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость, вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с зубами, по бокам языка проходит воздушная струя; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподнято, закрывает ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с передней частью нёба, смык переходит в щель, средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; передняя часть спинки языка образует щель с передней частью нёба, средняя часть спинки языка приподнимается к средней части нёба; звук долгий.

№ 16.* Возьмите в руки зеркальце и произнесите [с] и [ш]. Что можно сказать об участии губ в образовании этих звуков? Как вы думаете, почему данное артикуляционное отличие не отражено в классификации?